ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав! Амру дерхъав!

Понедельник, 19.04.2021, 20:56
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Имена Дарго

Уцмий Ахмадхан и события ХVIII века

В последние годы на страницах республиканских газет часто публикуются материалы о выдающихся государственных и политических деятелях Дагестана. Среди них достойное место занимает кайтагский уцмий Уллу Ахмадхан, что в переводе с кумыкского означает Ахмадхан Великий. На самом ли деле он был велик? Что знают о нем сегодняшние дагестанцы? Думаю, что практически ничего.

Взяться за перо меня заставили статьи Патимат Тахнаевой, Абдуллы Маардаса и Махача Мусаева. В них много положительного, полезного для нас, дагестанцев. Безусловно, мы должны знать как можно больше о своем прошлом, о своих незаслуженно забытых героях. Одно то, что авторы статей подняли эту тему на страницах «Нового дела», — это уже плюс. То, что критикуют друг друга, — нормально, без этого не бывает. Двое, увидев одно и то же, по-разному описывают его. Главное — не держать обиду, мы ведь дагестанцы.

Уллу Ахмадхан был представителем правящей в Кайтаге династии уцмиев. При его деде уцмие Рустамхане (годы правления 1601—1645) был составлен кодекс законодательных актов, известный под названием «Постановления Кайтагского уцмия Рустамхана».

Немного хотелось бы сказать и о самом Кайтаге. Интересны записи из журнала лейтенанта лейб-гвардии Преображенского полка А. Лопухина, волею судьбы оказавшегося в 1718—1719 годах в наших краях. Описывая Кайтаг, он пишет, что ехали они по дороге, близкой к морю, а с другой стороны «верстах в десяти были горы, до которых от самого моря место ровное и лесу много. А сам усмий живет в деревне подле самых гор, которая поселена на косогоре — имя ей Баршлу». Так он назвал разрушенное впоследствии Ермоловым кумыкское село Башлы, в котором, по словам царского генерала Хатунцева, в 1805 году было более 2000 домов и проживало одних только лиц мужского пола от 5 до 6 тысяч.

Говоря о делах внешнеполитических, Лопухин приводит слова самого Ахмадхана: «Здесь в горах народ самовольный, а особливо близко от меня живут каракайтаки, которых никто унять не может…». Характеризуя Нижний Кайтаг, или Каракайтаг (в переводе с кумыкского — Черный (Темный) Кайтаг), мы можем сказать, что это равнинные земли, начиная с реки Бугам (ныне река Улучай) до реки Гамриозень и с берегов Каспия до гор. Леса были здесь густые, дубовые, местами тянулись от моря до гор. Когда смотришь со стороны, они выглядят темными, и потому местность была, видимо, названа Каракайтаг. В Нижнем Кайтаге самым крупным населенным пунктом и столицей Кайтагского уцмийства, начиная с 1640-го до его упразднения в 1860 году (более 200 лет), был Башлы, далее шли Маджалис, Янгикент, другие кумыкские села. Южнее, ближе к Дербенту, расположены терекемейские селения. В Верхнем Кайтаге проживали даргинцы. В случае проведения военных походов уцмий пополнял свои ряды добровольцами и рекрутами из Верхнего Кайтага, Акуша и других обществ.

Борьба с рафизитами

«Я не дам покоя еретикам в области Дагестан, пока я жив» — эти слова из клятвы, данной уцмием Ахмадханом в далекой молодости. Эту клятву ему приходилось выполнять не раз. В 1688—89 годах село Башлы было захвачено иранцами. Случилось это потому, что, получив денежные транши из иранской казны, многие эмиры Дагестана отстранились от борьбы с кызылбашами, называемыми в хрониках также рафизитами, в данном случае — шиитами. Тем не менее Ахмадхан сумел организовать войско против кызылбашей. С помощью акушинского джамаата Ахмадхан освободил столицу Кайтага. Как свидетельствует хроника, перевод которой дан в книге «Дагестанские исторические сочинения», «когда утвердилась власть Ахмадхана-усуми и свершилось желаемое — изгнание рафизитов, то овладело им искреннее усердие в восходе по путям совершенства, и он отправился в горы для поисков надежных людей среди храбрецов».

С этого времени начинается активная государственная и политическая деятельность Уллу Ахмадхана. В 1711 году Уллу Ахмадхану вновь приходится освобождать село Башлы, вытесняя Ахмадхана, сына кубинского хана Хусейна. Упрочив свою власть в уцмийстве, Ахмадхан стал одним из организаторов похода в Шемаху. Только угроза со стороны шамхала помешала ему самому принять участие в нем. Тем не менее он помогал Сурхайхану и Хаджи-Дауду своими людьми в походах на кызылбашей. После неудачных походов 1718 и 1721 годов Шемаха была взята. Далее был осажден Баку, совершены походы на земли за Курой и Араксом, включая Сальяны и Ардебиль.

В июне 1722 года начался Каспийский поход Петра I. Уцмий Ахмадхан занял позицию лавирования. Руками султана Махмуда Утамышского он организовал нападение на регулярные войска Петра, а позже, убедившись в силе царя, изъявил покорность. Одновременно он заигрывал с Турцией, поддерживая постоянные связи через Сурхайхана и Хаджи-Дауда. Тем не менее Россия признала его права. 11 мая 1727 года он официально присягнул Российской империи. За два года до этого российские власти временно упразднили звание шамхала, и уцмий становится в пределах российской части Дагестана «первым» человеком.

Надир-шах

Особо следует отметить его роль в борьбе с Надир-шахом, хотя Маардаса пишет, что Ахмадхан-уцмий изъявил покорность и сдался врагу. Да, было и такое во время второго похода Надир-шаха в Дагестан, иранское войско осадило Кала-Курейш, и уцмий Ахмадхан вынужден был сдаться. Мир с Надиром был закреплен тем, что уцмий послал к Надиру в сопровождении почетных лиц свою дочь. Надир выдал ее замуж за кубинского хана Гусейн-Али, происходившего тоже из уцмийского дома, таким образом он хотел помирить кайтагскую и кубинскую ветви уцмиев. Но этот вынужденный шаг Ахмадхана нельзя считать предательством. Я думаю, это понимают и Абдулла Маардаса, и Махач Мусаев. Еще Г.-Э. Алкадари сказал: «Уцмий Ахмадхан оставался союзником всех врагов Надира (от Сурхая до крымцев), ни разу не попытавшись пойти на какой-либо контакт с ними». А это были два похода Надир-шаха в Дагестан в 1734 и в 1735 годах. В конце мая 1741 года начался новый, третий поход в Дагестан Надир-шаха. Надир сделал последнюю попытку перетянуть Ахмадхана на свою сторону: к нему была отпущена его дочь. Однако не дождался. 24-тысячное войско Лютф-Али-хана осадило уцмия в Кубачи. Зять уцмия аварский хан Ахмадхан Мехтулинский осадил Тарки, изолировав шамхала Хасбулата, являвшегося сторонником Надир-шаха.

После падения Кази-Кумуха и сдачи Сурхая Ахмадхан-уцмий остался один на один с огромной иранской армией, а потому предпочел переговоры. Он согласился явиться к шаху в Кумух, в свою очередь иранское войско покинуло Кайтаг. Чуть выше Башлы (ныне жители расселены в трех населенных пунктах: Капкайкент, Башлыкент, Джаванкент) есть дорога, которую называют «шах ел» («шахская дорога»), по которой, видимо, и прошли войска Надир-шаха в 1741 году. Однако в ряде сражений, особенно в Аймакинском направлении, иранцы потерпели чувствительное поражение. Главным организатором боевых действий и руководителем был Ахмадхан Мехтулинский. Эти бои происходили практически в одно время с андалалским сражением. Провести отступающую колонну из Лакии в Даргинию и Кайтаг, а далее в Дербент шах поручил уцмию Ахмадхану. Спускаясь с гор, отступавшее в сентябре персидское войско выбрало дорогу, которая привела их к долине Артузень (ныне река Башлычай). Безусловно, уцмий Ахмадхан не мог не воспользоваться представившейся возможностью. Примерно с 15 по 20 сентября 1741 года в районе Капкайского ущелья кайтагцы под руководством уцмия Ахмадхана и Ахмадхана Мехтулинского устроили засаду, внезапно атаковали персидский отряд на марше и нанесли страшное поражение. В итоге до Дербента добрались не более 100 человек, среди убитых нашли и  хана Лютф-Али. Более тысячи персов попали в плен, были захвачены и оставшиеся у них пушки и боеприпасы, множество золотых и серебряных вещей, а также весь обоз шаха, его шатер и часть гарема.

В 1747 году Уллу Ахмадхан, в отличие от своих союзников, вытеснил иранский гарнизон и из Дербента. Умер Уллу Ахмадхан зимой 1749—1750 года в месяце мухаррам (между 11 декабря и 9 января) и был похоронен в крепости Кала-Курейш. В надписи на его могиле говорится, что он «оставался в государстве 50 лет». Редко можно встретить человека с таким политическим долголетием. Здесь требуется не только хорошее здоровье, но и выдающиеся политические способности. Находиться на стыке трех могучих держав — России, Ирана, Турции — и сохранить в целости государственное образование Кайтагское уцмийство, его земли и свободолюбивый многонациональный народ мог только такой сильный, умный человек, как Уллу Ахмадхан. Вместе с Ахмадханом ушли из этого мира Сурхайхан Казикумухский (1747) и другие видные деятели эпохи борьбы с Надир-шахом.

Сегодня, я считаю, настала пора назвать вещи своими именами. Пора признать все заслуги Уллу Ахмадхана в истории Дагестана. Если мы ХIХ век не представляем без имама Шамиля, то и ХVIII мы должны знать через уцмия Уллу Ахмадхана и его ближайших сподвижников Сурхайхана Казикумухского, Хаджи-Дауда Мушкюрского, Ахмадхана Мехтулинского и других отважных сынов Дагестана. Они должны занять свое достойное место в истории Дагестана и в памяти поколений. Пора называть и их именами улицы, площади городов и поселений, устанавливать им памятники. Все они наши, дагестанцы. Поэтому мы одинаково любим и уважаем каждого из них.

автор: Магомедрасул Ибрагимов

Черновик


Категория: Имена Дарго | Добавил: дарго_магомед (04.10.2009)
Просмотров: 2168 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 WERDUM   [Материал]
он вобщето кумык статью урезали поставили сюда biggrin biggrin biggrin biggrin

2 дарго_магомед   [Материал]
1. Все может быть... но написано вроде: внук Рустамхана..
2. Если даже кумык, пусть даже китаец- но он же имел отношение к даргинцам, кайтагцам - почему бы не разместить тут?
3. История даргинцев не отделима от истории Дагестана. Если какое-то событие имело резонанс, повлияло на жизнь и судьбу даргинцев - стоит вспомнить о об этом событии здесь...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [30]
Властные структуры [10]
Города и села [35]
Даргинский язык [36]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [94]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [9]
Научно-популярное [92]

Поиск

Наш опрос
Включить в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
1. Лезгинка
2. Хинкал
3. Чуду
4. Кубачи
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2021
Сайт создан в системе uCoz