ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав!

Воскресенье, 17.02.2019, 14:47
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Имена Дарго

Даудх1яжи Усишинский
ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее актуальных задач отечественной науки является изучение культурного наследия народов нашей страны. В этом направлении Дагестан со своей богатой и самобытной историко-культурной традицией не стал исключением.
Литература народов Дагестана на арабском языке предстала перед учёным миром как огромной важности культурный пласт, воплотивший в себе как заимствованную из других стран, так и оригинальную, местную литературу, плод многовекового творчества деятелей дагестанского народа. Художественная культура народов Дагестана имеет свою длительную историю, отмеченную своеобразием и разнообразными взаимовыгодными культурными контактами1.
Это очевидное сейчас положение утвердилось, однако, не сразу.
Известно, что до последнего времени в исторической науке имели широкое распространение всевозможные теории об отсутствии развитой научной и культурной традиции у дагестанских народов в дореволюционный период, начиная с утверждений об отсутствии письменности у дагестанцев вообще и заканчивая «более смягчённым» вариантом о том, что если в Дагестане и была какая-то оригинальная литература, то она не выходила за рамки религиозной схоластики. Причём роль дагестанских учёных-знатоков арабского языка во все времена влиявших как на культурные, так и на политические события не только в Дагестане, но и далеко за его пределами, намеренно принижалась, а зачастую и вовсе умалчивалась.
Долгие годы в нашей научной и общественной мысли постулировал тезис игнорирования положительной роли Востока в исторических судьбах мусульманских народов страны. Исключительно реакционным объявлялось,
1 Шихсаидов А.Р., Гамзатов Г.Г. Магомед-Сайд продолжается // Вестник ДНЦ. Махачкала, 2000. №6. С. 146.
4
например, влияние арабской культуры на духовную жизнь народов Кавказа и Дагестана, находившихся на протяжении веков в орбите интенсивного культурно-исторического общения с арабским миром1.
В свете подобных высказываний в отношении дагестанской оригинальной арабоязычной литературы не удивительно, как отмечает И. Ю. Крачковский, что «все вопросы, связанные с составом этой традиционной литературы, имевшей хождение на Кавказе, до сих пор ни в какой мере не освещены. Только после анализа их можно будет получить полное представление о её характере и отношении к основной линии всей арабской литературы»2.
Несмотря на огромную работу, проделанную сотрудниками Дагестанского научного центра в основном за последние десятилетия, по исследованию жизни и творчества дагестанских учёных, выявлению, переводу и изучению их произведений на арабском языке, все же о многих из них известны лишь отрывочные сведения или зачастую вообще ничего, кроме имен. Не говоря о том, что сочинения многих из них, пользовавшихся огромной популярностью у просвещённых современников, не введены в научный оборот, не описаны и не изучены должным образом.
В последнее время востоковедный аспект исторического и филологического осмысления и переосмысления культуры прошлого выдвигается как важное направление гуманитарной науки в Дагестане.
Настоящая работа является фактически первой попыткой на базе тщательного исследования имеющихся биографических и исторических сочинений дагестанских авторов, рукописей из Рукописного фонда ИИАЭ
1 Гамзатов Г.Г., Саидов М.-С, Шихсаидов А.Р. Арабомусульманская литературная традиция в Дагестане // Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала, 1990. С.211.
2 Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.:Л., I960. Т.VI. С.615.
5

Дауд ал-Усиши (конец XVII в. - 1757г.) по праву занимает достойное место среди выдающихся учёных эпохи арабо-мусульманского возрождения в Дагестане.
Разумеется, многие вопросы, связанные, например, с расцветом ^ дагестанской литературы в XIX в., остались за пределами данной работы.
Однако живой интерес к письменному наследию дагестанцев, проявившийся в последнее десятилетие в научных кругах Дагестана, будет способствовать глубокому и всестороннему изучению одного из ярких явлений в интеллектуальной жизни дагестанского общества.
Цель диссертации заключается в исследовании роли выдающегося учёного Дауда ал-Усиши в развитии дагестанской арабоязычной литературы и места его произведении в общем объеме произведении, написанных дагестанскими авторами на арабском языке.
Оптимальная формулировка задач, стоящих перед настоящей работой, может быть следующей:
• исследование характера и масштабов развития арабоязычной литературы как одной из ветвей мусульманской культуры в Дагестане в X -
f) XVIII вв., раскрытие ее наиболее важных черт и особенностей;
• определение числа авторов, уровня образованности и количества их произведений, созданных в Дагестане за указанный период;
• освещение жизненного и творческого пути дагестанского учёного XVIII в. Дауда ал-Усиши;
• выделение места произведений Дауда ал-Усиши в системе культурного щГ> наследия дагестанцев X —XVIII в.;
• характеристика состава и жанрового разнообразия дагестанских частных книжных собраний (на примере рукописной коллекции пятничной мечети с. Усиша).
В соответствии с поставленными задачами в работе будут рассмотрены ф/г следующие аспекты:
6
1. Формирование дагестанской арабоязычной литературной системы: дагестанские авторы X - XVIII вв. и их произведения;
2. Усиша - как родина Дауда ал-Усиши и один из центров арабоязычной культуры в Дагестане;
3. Жизненный путь дагестанского учёного Дауда ал-Усиши;
4. Творческое наследие Дауда ал-Усиши: степень распространённости и его место в системе арабоязычных произведений дагестанских авторов.
Хронологические рамки исследования. Хронологически работа помимо периода жизни Дауда ал-Усиши (конец XVII в. - 1757г.) в некоторой степени затрагивает широкий спектр не в полной мере изученных на данный момент вопросов - становление арабо-мусульманской литературной традиции в Дагестане; история селения Усиша - родины учёного, а также создание здесь очага арабоязычной книжной культуры (т.е. большой отрезок времени с X до конца XVIII вв.).
Методологической основой диссертации является принцип историзма, ... предполагающий изучение исторических фактов и событий в причинно-следственной связи, развитии и взаимосвязанности. В основе исследования < поставлен принцип объективного изучения документов и исторических фактов, статистический метод исследования арабских рукописей, а при их характеристике - метод описательного анализа.
Научная новизна работы определяется тем, что данная диссертация является первой попыткой всестороннего исследования жизненного пути крупного дагестанского учёного Дауда ал-Усиши, а также выявления и систематизации его творчества на фоне общего развития арабоязычной литературы в Дагестане в рассматриваемый период.
Опираясь на достижения советских востоковедов, на работы дореволюционных дагестанских авторов, а также на материалы, собранные дагестанскими учёными в ходе археографических экспедиций за последние десятилетия, автором впервые рассматриваются следующие вопросы:
7
наиболее полная, собранная на основе всех имеющихся на данный момент источников, биография Дауда ал-Усиши; история зарождения и пути формирования в с. Усиша одного из центров распространения арабоязычной книжной культуры; подробная тематическая и количественная характеристика Усишинской рукописной коллекции, основой для которой послужила личная библиотека Дауда ал-Усиши; историко-литературное исследование произведений учёного и его переписки с отдельными учёными и обществами дагестанских сёл, комментированный перевод которых также даётся впервые.
Кроме указанного выше, в процессе работы автору удалось выявить новые произведения Дауда ал-Усиши, до сих пор неизвестные в отечественной историографии.
Все эти материалы (как ранее известные, так и впервые введенные в научный оборот) позволяют воссоздать общую картину жизненного пути Дауда ал-Усиши, традиционность и своеобразие его творчества на фоне объёма оригинальных произведений дагестанских авторов, а также место и роль учёного в арабоязычной литературе Дагестана в XVIII в.
Научно-практическое значение диссертации определяется важностью исследуемой проблемы для изучения культурного наследия Дагестана на арабском языке. Материал диссертации может быть использован для написания соответствующих разделов истории и литературы народов Дагестана и истории Северного Кавказа, а также может быть учтён при составлении биографических справочников, энциклопедий и каталогов дагестанских рукописных коллекций.
Источники исследования. Данная работа основывается на изучении рукописного наследия, сосредоточенного в Рукописном фонде Института ИАЭ, а также на материалах, собранных во время археографических экспедиций Института в различных районах Дагестана (Акушинский, Гергебильский, Шамильский и др.).
8
Апробация. Работа была обсуждена на заседании Центра востоковедения Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук.
Некоторые положения, содержание и выводы диссертации нашли свое отражение в следующих научных публикациях автора:
1. Дауд Усишинский как крупный ученый и общественно-политический деятель Дагестана //Северный Кавказ: Геополитика, история, культура. Материалы всероссийской научной конференции (Ставрополь, 11-14 сентября 2001г.). М.; Ставрополь, 2001. Ч. II. С.164-165.
2. Дауд из Усиша - яркий представитель плеяды дагестанских учёных-арабистов // Лавровские (среднеазиатско - кавказские) чтения // Санкт-Петербург, 2002. С.99.
3. Дауд ал-Усиши - ученый, правовед, мыслитель // Журнал «Зурх1яб» («Радуга») на даргинском языке. Махачкала, 2003. № 2-3. С. 159-161.
4. Биография Дауда ал-Усиши: легенды и реальность // Наука и молодёжь (сборник статей молодых учёных). Махачкала, 2003. № 6. С. 145-151.
5. Творческое наследие Дауда ал-Усиши // «Научное обозрение» (сборник статей ассоциации молодых учёных Дагестана). Махачкала, 2004. №1.С.З-6.
6. Книжная коллекция пятничной мечети с. Усиша: описание и систематизация // «Научное обозрение» (сборник статей ассоциации молодых учёных Дагестана). Махачкала, 2004. № З.С.24-36.
7. Становление и развитие арабоязычной литературы в Дагестане в XVII - XIX в. Дагестанские авторы и их произведения (историография вопроса) // Информационно-аналитический вестник АРИГИ. Майкоп, 2003. № 8 (в печати).
8. Усиша как центр арабоязычной книжной культуры Дагестана // Вестник ДНЦ (в печати).
9
9. История селения Усиша в арабоязычных источниках // Вестник ДНЦ (в печати).
10. Дауд ал-Усиши: жизнь и творчество // «Научное обозрение» (сборник статей ассоциации молодых учёных Дагестана). Махачкала, 2004. № 16. (в печати).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка использованной литературы. Общий объем диссертации - 268 страниц.
Историография вопроса и источники. Богатство идеологических и эстетических традиций арабоязычной литературы Дагестана, ее многовековая история - это бесспорный факт. Тесные культурные, идеологические и экономические связи Дагестана с мусульманским Востоком насчитывают не одно столетие. Характер этих связей на протяжении веков настолько обширен и многообразен, а влияние Востока столь велико, что изучение этих проблем и по сегодняшний день представляет огромное поле для деятельности российских и дагестанских учёных. Об этом свидетельствуют и результаты их научных изысканий последних лет, опубликованные как в России, так и за рубежом.
На безусловную важность изучения арабоязычной литературы как определенного этапа в культурном развитии Дагестана указывали многочисленные исследователи, но она далеко не всегда изучалась последовательно и систематически. В истории дагестанской литературы и культуры жизнь, творчество, взгляды арабоязычных авторов не получили глубокого освещения, а их произведения лишь в отдельных случаях были объектами специальных исследований. Вместе с тем, необходимо отметить, что изучению арабоязычной литературы посвящен целый ряд трудов.
Характеризуя указанную проблему, необходимо, прежде всего, начать с исторических сочинений местных, дагестанских авторов XIX-XX вв., представляющих несомненный интерес. Исторические хроники занимали ведущее место в общем комплексе литературных произведений, созданных в
10
XIX в. В них наряду с богатым фактическим материалом приведены сведения о дагестанских учёных, и что особенно важно - об их произведениях.
В числе дошедших до нас исторических сочинений впервые разделы т.н. «биографического» характера даёт известный дагестанский учёный и сподвижник Шамиля 'Абдаррахман б. Джамаладдин ал-Газикумухи (ум. ок. 1901) в отдельных главах сочинения «Тазкират 'Абд ар-Рахман» («Воспоминания Абдурахмана»)1, написанного им в 1869г. В сочинении имеется ряд небольших по объёму глав, посвященных дагестанским учёным XVIII-XIX вв.: «О дагестанских учёных», «О науках, которые были распространены в Дагестане», «О положении мутааллимов у нас, об их обучении наукам», «Об известных мутаалимах моего времени из мухаджиров аула Дарго» и др. Глава об учёных Дагестана носит самый общий характер, ограничиваясь перечислением имён, перечень их трудов, к сожалению, отсутствует. Тем не менее, по мнению А.Р. Шихсаидова, нельзя отрицать, что основная часть сведений, зафиксированных в «Воспоминаниях», отличается своей точностью, правдивостью, нередко - уникальностью2.
Большое значение для изучения истории и литературной системы Северо-восточного Кавказа имеет сочинение известного историка Дагестана Хасан эфенди Алкадари (1834-1910) «Асари Дагестан»3, где впервые автором поставлен вопрос о высоком уровне культуры в Дагестане. Он завершил этот свой основной труд в 1891г. В книге освещена политическая история
1 Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни / Пер. с арабского М.-С. Саидова. Редакция перевода, подготовка факсимильного издания, комментарии, указатели А.Р. Шихсаидова и Х.А. Омарова. Предисл. А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1997.
2 Там же. С.15.
3 Алкадари. Г. Асари Дагестан / Перевод и примечания А. Гасанова. Махачкала, 1929. 184с.
и
Дагестана, начиная с VII в. и до 80-х гг. XIX в. В заключительном разделе книги наряду с другими вопросами даются сведения о правителях и учёных Дагестана, таких как Мухаммад ал-Кудуки, Дамадан ал-Мухи, Дауд ал-Усиши и других. Однако в большинстве случаев Алкадари ограничивается простым упоминанием имени учёного или общими фразами «действительный учёный», «хороший учёный», «законченно образованный учёный» и т.д. и почти не характеризует их научные интересы и взгляды.
«Асари Дагестан» испытал на себе «несомненное влияние»1 монографического исследования «Гюлистан-и Ирам» выдающегося историка, филолога первой половины XIX в. Аббас-Кули-Ага Бакиханова (ум. в 1846г.) - основоположника азербайджанской научной историографии. В своём труде среди огромного количества имён «уроженцев Ширвана и соседних с ним провинций, отличавшихся учёностью и другими достоинствами»2 автор называет (хотя и с некоторыми искажениями) имена шести учёных из дагестанских сёл - Мухаммада ал-Кудуки, Ибрахима ал-'Уради, Абубакара ал-'Аймаки, Йусуф-Зарира ал-Гумуки, Дауда ал-Усиши и Исма'ила аш-Шинази.
Большой интерес для наших изысканий представляет сочинение «Ар-Риджал ал-машхурун»3 («Знаменитые люди») неизвестного дагестанского автора. Оно сохранилось в составе сборной рукописи, переписанной известным переводчиком и фольклористом Абдаррахманом ал-Джангути (Абдурахман Казиев (1900-1942 гг.) - Д.А.). Характеристику данному сочинению впервые дал А.Р. Шихсаидов. Сочинение условно разделено на три главы: первая - посвящена учёным, творившим до «эпохи Шамиля».
1 Шихсаидов А.Р. Письменные памятники Дагестана Х1Хв. (жанр биографий) // Письменные памятники Дагестана XVIII - XIXbb. Махачкала, 1989. СЮ.
Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам / Редакция, комментарии, примечания и указатели З.М. Буниятова. Баку, 1991. С.205. 3 Об учёных арабистах Дагестана // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф16. Оп. 1. №2660.
12.
«Ими рассмотрена наука среди жителей Дагестана, которые ими выведены из темноты к свету...»; вторая часть посвящена учёным «эпохи Шамиля», их деятельности и жизненным перипетиям (смерть, арест, ссылка): третья часть описывает фактически события после 1859г.1.
Если для произведений трёх вышеупомянутых дагестанских авторов характерна некоторая бессистемность, фрагментарность и относительное несовершенство в композиции, то последующие сочинения подобного жанра отмечены гораздо большей основательностью и последовательностью.
По ценности фактического материала и охвату затрагиваемых вопросов от предшествующих сочинений выгодно отличается произведение начала XX в. Назира ад-Дургили «Нузхат ал-азхан фи тараджим 'улама' Дагистан» («Прогулка умов по биографиям дагестанских учёных»), основанное на обширном фактическом материале. В нём, главным образом, освещается творчество более 220 дагестанских авторов XI - XX вв. и уделено значительное место характеристике их произведений, иногда текст сопровождается стихами или выдержками из трудов учёных. В 2004г. этот труд был издан в Берлине с комментариями М. Кемпера и А. Р. Шихсаидова2 в виде отдельной книги.
Особенно важным для историографии дагестанской науки является более краткий, но ёмкий по содержанию биобиблиографический справочник дагестанского учёного Али Каяева (1878-1943 гг.) «Тараджим 'улама'и
1 Шихсаидов А.Р. Письменные памятники Дагестана Х1Хв. (жанр биографий)... С.8.
2 Назир ад-Дургили. Нузхат ал-азхан фи тараджим 'улама' Дагистан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. ФМС. № 95. - 223с; Nadir ad-Durgills (st. 1935). Nuzhat al-adhan ft taragim 'ulama' Dagistan / herausgegeben, ubersetzt und kommentiert von
v
Michael Kemper und Amri R. Sixsaidov // Muslim Culture in Russia and Central Asia. Vol. 4: Die Islamgelehrten Werke. Berlin, 2004.
13
Дагистан» («Биографии дагестанских учёных»)1, который свидетельствует об исключительном внимании и бережном отношении учёного к наследию дагестанских авторов, внёсших крупный вклад в развитие дагестанской арабоязычной литературы.
Можно с уверенностью сказать, что работы Али Каяева, освещающие достижения дагестанских учёных дореволюционного периода, входят в число наиболее ценных источников для изучения истории науки и общественной мысли дагестанцев и «помогают наметить наличие глубоких, уходящих в глубь веков, прогрессивных традиций в дагестанской арабоязычной литературе» .
Лучшие традиции дореволюционной арабистики были продолжены в советское время трудами В.В. Бартольда, И.Ю. Крачковского и их учеников.
Крупнейший востоковед академик И.Ю. Крачковский (ум. в 1951г.) в своей статье «Арабская литература на Северном Кавказе»3 впервые в европейской научной литературе охарактеризовал «провинциальную арабскую литературу на Кавказе» не только как исторический источник, литературоведческий материал, но и как «живой человеческий документ, настоятельно требующий к себе внимания современности»4.
В другой своей статье «Общие соображения о плане истории арабской литературы» Крачковский, говоря о необходимости создания обобщающего труда по данной теме, отмечал, что «арабская литература, как и арабская
1 Каяев А. Тараджим 'улама' Дагистан (на тюркском языке) // РФ ИИАЭ ДНЦРАН.Ф.25.Оп.1.Д.1.
2 Абдуллаев М.А., Меджидов Ю. Али Каяев. Махачкала, 1968. С.56-57.
3 Крачковский И.Ю. Арабская литература ... С.609. 4Тамже.С622.
14
культура вообще, обязана своим развитием не только арабам, но и представителям ряда других народов»1.
Большой интерес для исследователей данной темы представляет обширная статья А.Н. Генко «Арабский язык и кавказоведение»2, затрагивающая ряд вопросов по истории ислама в Дагестане и раскрывающая значение арабских источников для изучения истории Кавказа.
В области изучения вклада арабской культуры в становление местных литературных традиций неоценимый вклад внесен выдающимся дагестанским востоковедом М.-С.Д. Саидовым (1902 -1985г.). После его доклада «Дагестанская литература на арабском языке XVIII - XIX вв.»3 на Международном конгрессе востоковедов в Москве в 1960г. эта литература «впервые предстала перед учёным миром во всей её полноте, масштабности, тематическом разнообразии»4. Учёный назвал более ста имён дагестанских авторов, творчество которых предстояло выявить, систематизировать и изучить. Эти дагестанские учёные, такие как Ша'бан ал-'Убуди, Мухаммад ал-Кудуки, Дамадан ал-Мухи, Дибир-кади ал-Хунзахи, Исма'ил аш-Шинази, Мухаммад ал-'Убри, Дауд ал-Усиши, Мухаммадтахир ал-Карахи, Абдаррахман ал-Газикумухи, Хасан ал-Алкадари и многие другие, известные в большинстве своём только в среде местных 'алимов и знатоков арабского языка, получили мировую известность. Дагестанская литература в докладе М.-С. Саидова предстала перед востоковедами всего мира как реальность,
1 Крачковский И.Ю. Общие соображения о плане истории арабской литературы // Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.-Л., 1960. Т. II. С.569.
Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение // Труды II сессии ассоциации арабистов. М.-Л., 1941.
3 Саидов М. Дагестанская литература XVIII-XIX на арабском языке // Труды XXV Международного конгресса востоковедов. М., 1963. Т. II. С. 118-123.
4 Шихсаидов А.Р. Гамзатов Г.Г. Магомед-Сайд продолжается... С. 147.
15
богатое культурное наследие народов Дагестана, и предстоящее глубокое научное изучение его обещало открыть как российскому, так и зарубежному востоковедению новые, неизвестные ранее яркие имена.
Для изучения дагестанской арабоязычной поэзии обширный материал можно почерпнуть из работ дагестанского историка и знатока арабоязычной поэзии М. Гайдарбекова1, где автор приводит биографические сведения и стихи (с переводом) десятков дагестанских поэтов, таких как: Йусуф ал-Йахсави, Хаджи Мухаммад ас-Сугури, Сайд ал-Харакани, Мирза 'Али ал-Ахты, Идрис ал-Индирави, Мамма Киши ал-Индирави, 'Умар ал-Кудали, Хаджи Али ал-Акуши, Шейх Али ал-Гапшими, Мухаммаднур ал-Гимрави, Йусуф ал-Муркили, Фахру ал-Аргвани и многих других.
Вместе с тем, следует особо отметить работу, проделанную Гайдарбековым, по сбору и систематизации большого количества фактического материала по истории Дагестана, почерпнутого автором из многочисленных местных хроник на арабском языке, записей на полях рукописей и изданий на арабском и турецком языках2. Особенный интерес представляют отдельные записи о дагестанских учёных, их жизни и деятельности (автором приводится около 200 имён).
Значительный вклад в разработку проблемы влияния арабского Востока на развитие дагестанской литературы внесён академиком Г.Г. Гамзатовым. Его труды «Формирование многонациональной литературной системы революционном Дагестане: истоки, традиции и многообразие
Гайдарбеков М. Антология дагестанской поэзии на арабском языке // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д.129; Ф.З. Оп.1. Д.162; Ф.З. Оп.1. Д.179; Ф.З. Оп.1.Д.180;Ф.З. Оп.1.Д.181.
Гайдарбеков М. Хронология истории Дагестана // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З.Оп.1.Д.236.Т.1-Х1У.
16
художественного опыта»1, «Художественное наследие и современность: проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур»2, «Дагестан: историко-литературный процесс», «Литература народов Дагестана дооктябрьского периода» , «Национальная художественная литература в калейдоскопе памяти»5, «Дагестанский феномен возрождения»6 впервые применительно к дагестанской литературе дают подробное теоретическое и фактологическое освещение вопроса о роли Востока в судьбах дагестанской культуры, являются наиболее значительными в дагестанской литературе. В них сформулированы методологические аспекты данной сложной научной проблемы.
По мнению Г.Г. Гамзатова, «характерным признаком развития культуры народов Дагестана в XVIII- XIX вв. явилось формирование особой прослойки национальной гуманистической интеллигенции»7. Автор характеризует личности Мухаммада ал-Кудуки, Дамадана ал-Мухи, Хасана ал-Кудали,
1 Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане: истоки, традиции и своеобразие художественной системы. Махачкала, 1978. - 420с.
2 Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность: проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. Махачкала, 1982.-176с.
3 Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс (Вопросы истории, теории и методологии). Махачкала, 1990. - 309с.
4 Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода (типология и своеобразие художественного опыта). М, 1982. 325с.
5 Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. - 615с.
6 Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000. - 321с.
7 Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода (типология и своеобразие художественного опыта). М, 1982. С. 134.
17
Мухаммада ал-'Убри, Дауда ал-Усиши, Ибрахима ал-'Уради, Дибир-кади ал-Хунзахи и многих других «поворотом к живой действительности и земным заботам. В лице каждого из деятелей вышеназванного ряда Дагестан имел крупного учёного и поэта, философа и правоведа, филолога и мыслителя»1.
Ценный материал содержится и в труде обобщающего характера по истории Дагестана — итоге многолетних изысканий группы учёных — востоковедов, историков и археологов «История Дагестана с древнейших времён до конца XVb.» .
Работы местных литературоведов и в первую очередь серия очерков по историям дореволюционных литератур Дагестана Э. Кассиева3, Б. Магомедова4, Г. Мусахановой5, Ф. Абакаровой6 отодвигают время возникновения национальных литератур к XVII - XVIII вв. Это объясняется тем, что «сила обстоятельств вынуждала их авторов вести исследования параллельно со сбором материалов, в подавляющем своём большинстве никогда не публиковавшихся»7.
'Там же. С. 135.
2 Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времён до конца XVb. Махачкала, 1996. - 450с.
3 Кассиев Э. Очерки лакской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959. - 199с.
4 Магомедов Б. Очерки аварской дореволюционной литературы. Махачкала, 1961.-159с.
5 Мусаханова Г. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. Махачкала, 1959. - 116с.
6 Абакарова Ф.О. Очерки даргинской дореволюционной литературы. Махачкала, 1963. - 144с.
7 Вагабова Ф. И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970. С. 13.


http://planetadisser.com/see/dis_3510.html


 
Категория: Имена Дарго | Добавил: дарго_магомед (22.11.2008)
Просмотров: 2032 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1 дарго_магомед  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [27]
Властные структуры [10]
Города и села [34]
Даргинский язык [34]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [92]
Кухня [14]
Литература [51]
Население [9]
Научно-популярное [91]

Поиск

Наш опрос
Ваше мировоззрение
1. Мусульманин
2. Христианин
3. Я даргинец!
4. Агностик
5. Атеист
6. Иудей
7. Буддист
8. прочее
Всего ответов: 200

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2019
Сайт создан в системе uCoz