ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав! Амру дерхъав!

Пятница, 30.10.2020, 22:20
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Адаты

Исрапилова З.А. Образ «мартовской старухи » в мифологии даргинцев
Рассматривая способ персонификации холодного времени года в представлениях дагестанцев, автор со-
поставляет легенды Северного Кавказа о зимней стуже со сказаниями иных этносов.



Мифологические представления народов Дагестана были тесно связаны с природой и культом плодородия (календарные и аграрные праздники).
Даргинцы, аварцы, андийцы, лакцы, лезгины, рутульцы, цахуры особо выделяли небольшой период на рубеже зимы / весны, неустойчивость погоды которого вошла у них в поговорку. Поскольку от климатических условий зависела судьба земледельца и животновода, говорили, что эти дни гьадил хъанра – дулганра (вскармливающие – уничтожающие) [1]. Лакцы называли этот промежуток времени Аьжюжал гьантри (дни Аьжюжи), къарил дяркъу (холод старухи), аварцы – ажюжал, андийцы – бардол азизол (спорные дни), чамалинцы – ягьудалдие милъабе (женские дни), лезгины – къаридикъар (старухины дни), рутульцы – къаринене (бабушкины дни), цахуры – къари йыгбыр (дни старухи).  Даргинцы именовали его рухънала бурхIни (дни старухи), урехила бурхIни (дни страха), иллагьила бурхIни (дни трудностей), рухънала дагь (ветры старухи), особо отмечали понижение температуры и сильные ветры – «Зима и лето воюют» (Гара хIэбра дургъуле сад). Непредсказуемость природы требовала экономно расходовать корм для скота: его недостаток в совокупности с холодами был опасен для ослабевших овцематок и новорожденных ягнят.

Границы данного периода не полностью совпадают. Для акушинцев с. Бутри аьжузла бурни (трудные дни) начинаются с зимнего солнцестояния и продолжаются 10 суток. Даргинцы некоторых селений (Дибгаши и др.) выделяют 18–20 холодных цIилкъала бархIи (дни ветки) в конце февраля – начале марта.

Аварцы, годоберинцы, андийцы, каратинцы (и частично даргинцы) полагают наиболее значимым
период появления молодой травы (апрель), который, согласно их верованиям, опасен: в это время
нечистая сила может наслать на людей болезнь. Пугая демонами, старики не разрешали детям бросать камни туда, где появилась молодая трава. Вполне возможно, подобные меры предосторожности предпринимались для защиты зелени от вытаптывания и потрав [2].

Цудахарцы «днями бабушки» (хуххула берме) называют семь холодных суток до весеннего равноденствия. По народному преданию, эту неделю старуха отдала жене сына, оставив более теплые
дни (после 22 марта) – ГIяжу Життинна берме – своей внучке [3].

У многих народов Дагестана в разных вариантах распространена легенда о старухе, которая неэкономно расходовала корм для овец, топливо и к началу апреля осталась без того и другого. В
одной из даргинских версий сказания говорится: эта старая женщина уже радовалась, что она и
ее быки пережили суровую зиму, но снова вдруг ударили морозы страшной силы, у ее животных
даже треснули рога. Согласно другому варианту этой мифологической истории, тогда замерзла и
умерла сама старуха, вышедшая из дома по своим надобностям [4].

Подобные предания существовали и у других народов Северного Кавказа – чеченцев, ингушей
[5], карачаевцев, балкарцев [6], горных таджиков [7] и узбеков Хорезма [8]. На юге Средней Азии самые холодные дни, предшествовавшие наступлению Навруза – древнего иранского нового года (в
день весеннего равноденствия), назывались «дни старухи Оджиз». Оджиз (Оджуз) отождествляли
с зимой и холодным ветром, неблагоприятно воздействующим на скот, молоко и на рост человеческих волос. Весной Оджиз умирала, и люди радовались теплу и солнцу [9]. Исследователи видят истоки этого мифологического образа в древнейших религиозных представлениях иранского мира: «Сквозь поздний внешний образ неприятной старухи, можно сказать "бабы яги”, вероятно, проступает прототип древнеиранского женского божества водной стихии и плодородия» . Можно предположить, что указанное сверхъестественное существо покровительствовало и домашнему скоту.

Примечательно, что представления о «мартовской старухе» бытовали не только на Северном
Кавказе и в Средней Азии, но и в Европе. Так, в разных областях Франции «три последних дня
февраля и три первых дня марта (в некоторых областях три последних дня марта и три первых дня
апреля) считались несчастливыми днями, "днями старухи”» [11]. Практически во всем Средиземноморье и в Передней Азии известен следующий вариант легенды. Некая старуха, не дождавшись весны, отправилась со своим стадом овец или коз на пастбище, по дороге она ругала уходящий месяц, и тот, дабы наказать ее, занял несколько дней у последующего. Старуха погибла от холода вместе
со своими животными [12].

Возможно также, что и названия месяцев и периодов традиционного сельскохозяйственного календаря народов Дагестана, у большинства горских народностей совпадающие [13], были посвящены определенным божествам (в том числе – и персонификациям времен года). Например, у вайнахов апрель назывался Тушоли-бут, по празднеству в честь божества Тушоли, май – Сели-бут, июль – Мятцели-бут [14]. У белорусов времена года также олицетворялись и имели свои названия: весна – Ляля, лето – Цеця, осень – Жыцень, зима – Зюзя [15].

Таким образом, «мартовская старуха» в мифологии даргинцев и других дагестанцев представляет собой персонификацию времени года и отождествляется с определенным промежутком в конце
зимы – начале весны, с которым связаны многочисленные предания и легенды, поговорки, приметы.


Литература
1. Булатова А. Г., Булатов А. О. Некоторые религиозные верования и мифологические представления дагестанцев, связанные с календарем //
Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала, 1988. С. 41–42.
2. Булатова А. Г. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб., 1999. С. 52–53, 56.
3. Омаров И. И., Сефербеков Р. И. Аул Куппа: ист.-этнограф. очерки: XIX–XX вв. Махачкала,
1996. С. 188.
4. Булатова А. Г., Булатов А. О. Некоторые религиозные верования … С. 42.
5. Мадаева З. А. Народный календарь чеченцев
и ингушей в конце XIX – начале XX в. // Советская этнография. 1980. № 6. С. 80–81.
6. Шаманов И. М. Народный календарь карачаевцев // Из истории Карачаево-Черкессии. Вып. 7.
Черкесск, 1974. С. 313.
7. Андреев М. С. Таджики долины Хуф. Вып. 1. Сталинабад, 1953. С. 87; Он же. Материалы по
этнографии Ягноба. Душанбе, 1970. С. 156–157.
8. Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969.
С. 89.
9. Антонова Е. В., Чвырь Л. А. Таджикские весенние игры и обряды и индо-иранская мифо-
логия // Фольклор и историческая этнография. М., 1983. С. 27.
10. Адрианов Б. В. Земледелие наших предков. М., 1978. С. 27.
11. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: весенние праздники.
М., 1977. С. 31.
12. Кабакова Г. И. Структура и география легенды о мартовской старухе // Славянский и бал-
канский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С. 209–222.
13. Гаджиева С. Ш., Трофимова А. Г. и др. Старинный земледельческий календарь народов
Дагестана. М., 1964; Гаджиева С. Ш., Османов М. О. и др. Материальная культура даргинцев.
Махачкала, 1967. С. 54–59; Алиев Б. Г. Сельскохозяйственный календарь даргинцев // Вопросы
истории Дагестана (досоветский период). Вып. 1. Махачкала, 1974. С. 189–198.
14. Далгат Б. К. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник. Вып. 3. Кн. 2. Владикавказ,
1893. С. 45.
15. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988. С. 434–437.



Источник: http://www.kguki.info/files/2012_1_44.pdf
Категория: Адаты | Добавил: дарго_магомед (17.06.2013)
Просмотров: 1658 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [29]
Властные структуры [10]
Города и села [35]
Даргинский язык [34]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [94]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [9]
Научно-популярное [91]

Поиск

Наш опрос
Включить в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
1. Лезгинка
2. Хинкал
3. Чуду
4. Кубачи
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2020
Сайт создан в системе uCoz