ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав! Амру дерхъав!

Четверг, 01.10.2020, 00:00
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Адаты

Решения населения Дарго по некоторым правовым вопросам

(1245/ 1829 г.)

Данный документ, дошедший в подлиннике, текст названных решений, будучи официально принятым в сел.Акута в 1829 г., рассылался по главным населенным пунктам Акушинского «общества», — Дарго, — причем в каждое крупное селение поступал список-«подлинник». Последний бывал при этом полностью идентичным другим таким же спискам -«подлинникам», заверенным печатью кадия Мухаммада Акушинского.

Перевод текста

Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Я восхваляю всевышнего Аллаха за то, что привел он нас к истинной вере, к исламу. Да будет божественное благословение и мир над нашим пророком Мухаммедом, господином людей!

А далее.

Население Дарго собралось, посовещалось и б конце концов пришло к согласию в речах своих и во взглядах:

Даргинцы будут отныне крепко держаться прочного каната Аллаха, Корана — ясной книги Аллаха, а также сунны своего Пророка, известного под прозвищем «Надежный», и это при всех тех делах, которые вызывают споры между ними.

Даргинцы пришли также к единодушному решению (иджма)1, что в случае возникновения между ними ссор или каких-либо [неприятных] событий они будут действовать так, словно бы являются, все вместе, жителями одного какого-либо селения.2

Если, к примеру, кто-либо происходящий из одного какого-либо [даргинского] селения, убьет мужчину из другого селения, то убийца должен быть в таком случае передан ближайшим родственникам (ва-лий) убитого, с тем,, чтобы они применили кровную месть-кисас по отношению к этому убийце3. Правда, ближайший родственник убитого может простить убийцу за дият, который должен в этом случае соответствовать стоимости ста верблюдов, при том, что стоимость верблюда — один туман^.

Если убийца убежит с места преступления и обратится с просьбой об убежище к жителям какого-либо другого селения, то пусть те передадут его ближайшим родственникам убитого5.

Если жители селения, куда обратился убийца, бежавший с места преступления, помогут ему, если они станут удерживать его в своей среде, то на того, кто конкретно оказал помощь этому убийце, будет наложен выкуп в виде семи котлов.

Если жители селения, из которого происходит убийца, станут воздерживаться от выдачи последнего в руки ближайших родственников убитого, если они, таким образом, откажутся от восприятия мысли о необходимости помочь исполнению закона кровной мести, то пусть в таком случае выходят вперед исполнители, [выбранные] Дарго, пусть возьмут они этого убийцу, а затем — передадут его ближайшему родственнику убитого6,

В названной ситуации пусть эти исполнители, [выбранные] Дарго, возьмут еще также и штраф с того, кто конкретно помогал убийце, который нашел было убежище в своем родном селении.

Если убийца, избавившись от преследования, убежит и скроется с глаз, в результате чего станет невозможным исполнить по отношению к нему закон кровной мести, — помощники делу истинной религии, ислама, окажутся тут не в силах взять в руки этого убийцу и добиться, таким образом, своего, — то ближайший родственник убитого, если пожелает, мог бы, думается, простить этого убийцу за упомянутый выше дият, даже если сам убийца не будет соглашаться на это.Подобным же образом будут соизмеряться и иные «решения», касающиеся ситуации в Дарго.Любой мужчина, который откажется выполнять сказанное, в тексте этого устава, созданного для усиления в Дарго роли исламской религии, будет жертвою гнева со стороны Аллаха и мусульман!

Да упокоит Аллах нас — даргинцев, — в тех кущах, что подготовлены для богобоязненных людей. Да поможет Он нам установить справедливость и настоящий ислам. Да устроит Он мир и согласие между нами. Да лишит Он. наш характер дурных черт, да избавит от лицемерия по отношению к религии, а также от противоречий и раскола в наших рядах.

Да защитит нас Аллах от скольжения стоп наших по дороге, ведущей к истинному исламу, после того, как они уже утвердились на ней, от уклонения стоп наших с правильного пути, и это после того, как стал последний прямым и верным, а также — от нарушения обетов (ахд), и это после того, как были они подтверждены и упрочены.

Мы, даргинцы, просим всевышнего Аллаха заменить все плохое, что есть в нас, на хорошее.Аллах принимает раскаяния от своих рабов и прощает плохие поступки!Положения этого устава введены в действие с первого числа месяца сафар 1245/ 1829 года.

Свидетели этому: следующий своим страстям и пути скверны — кадий Акуша по имени Мухаммад, те муллы (кади) Дарго, которые стоят вместе с ним, а также другие даргинцы — ученые и люди, являющиеся вершителями дел.
Категория: Адаты | Добавил: дарго_магомед (16.06.2012)
Просмотров: 1149 | Теги: История, адаты | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [29]
Властные структуры [10]
Города и села [35]
Даргинский язык [34]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [94]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [9]
Научно-популярное [91]

Поиск

Наш опрос
Ваше мировоззрение
1. Мусульманин
2. Христианин
3. Я даргинец!
4. Атеист
5. Агностик
6. Иудей
7. Буддист
8. прочее
Всего ответов: 202

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2020
Сайт создан в системе uCoz