ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав! Амру дерхъав!

Среда, 28.10.2020, 17:14
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Адаты

Адаты даргинского округа (продолжение)
Начало

§ 101. Если почему-либо не может быть допущена присяга претендателя, требующаяся §§ 93,94 и 97, или он не желает сам принять присягу, то требуется очистительная присяга от обвиняемого, с 12-ью родственниками, Кораном.

§ 102. В ниже следующих случаях убийство считается кара:

1) Если кто убит на собственной своей земле.

2) Если кто, отправившись на воровство или с другим каким-либо злым умыслом, будет открыт хозяином и, стараясь скрыться, убьет хозяина.

3) Убийство с целью ограбить убитого.

4) Если кто убьет, хотя и не с целью ограбить, но по совершении убийства, возьмет какую ни будь вещь, принадлежащую убитому.

5) Если кто задержит чужого скотину на своей пашне или покосе, а хозяин скотины будет сопротивляться этому задержанию и убьет задержавшего.

6) Убийство сонного и вообще убийство, совершенное неоткрытым нападением, а таким образом, что убитый не мог защититься от удара.

7) Убийство при нападении из засады.

8) Когда кто будет вызван обманом в безлюдное место и там убить.

9) Когда совершивший убийство будет стараться скрыть преступление.

10) Убийство ночью.

11) Убийство в мечети.

12) Убийство в присутствии кадияи картов при разборе ими жалоб и общественных дел.

13) Всякое убийство на урочищах: Дюз майдан, Чурма-Кака, Ая-Кака, Диква-Дюз, Какбарц, Маква-Цильда, Чартла-Ирца и Уркут)

14) Убийство по подкупу других.

§ 103. Когда убийца не открыт, а обвинение взводится на кого-либо присягою претендателя по подозрению, то обвиненный отвечает, как за убийство кара, на основании предыдущего § п. 9.

§ 104. Но когда претендатель только для указания убийцы из числа участвовавших (§ 94), то обвиненный такою присягою отвечает как за простое убийство, если нет других причин считать убийство за кара.

§ 105. Обвиненный в убийстве считается кровным врагом (баш – канлы) родственников убитого и до примирения подвергается кровному мщению.

§ 106. Вместе с ним считаются мал-канлы шесть ближайших родственников его из совершеннолетних мужчин.

§ 107. Если в убийстве обвинено двое, то мал-канлы считается трое родственников – один убийцы и двое – другого.

§ 108. За убийство взыскивается с баш-канлы:

1) за кровь убитого (алум), наследникам его 7 быков в 4 рубля каждый, 49 кары бязи (1 кара=¾ аршина) и

2) джамаату того селения, откуда убитый, для примирения двух джамаатов – 1 бык.

§ 109. За убийство кара к алуму прибавляется еще 7 быков в ту же цену, а если убийство произошло при ограблении (§ 102 п.3), то и штрафы тур гакам всего Даргинского округа (бук) – 7 котлов, по 2 рубля каждый.

§ 110. Если баш-канлы два, то с обоих вместе делается взыскание, равное определенному выше за убийство кара, без различия, было ли убийство кара, или нет.

§ 111. За убийство одним нескольких человек, мал-канлы считается тоже число родственников, но взыскание в пользу родственников, определенное в §§ 108 и 109, делается порознь за каждого убитого полностью; штрафы же всегда взыскиваются по числу баш-канлы.

§ 112. За неумышленное убийство взыскивается, как и за умышленное, но если неумышленно нанесена смертельная рана и умирающий от оной простить ранившего, то последний никакому взысканию не подвергается.

§ 113. За убийство по подкупу подкупивший никакому взысканию не подвергается.

§ 114. За убийство беременной женщины, сверх обыкновенного взыскания по адату, определяется взыскание по шариату.

§ 115. За убийство кулла и каравашки дается вознаграждение владельцу и более никакому взысканию виновный не подвергается. За убийство куллом кого-либо взыскание делается с владельца и он же делается канлы родственников убитого. Но если владелец не согласится быть канлы, то должен освободить кулла из крепостной зависимости, и тогда кулл, сделавшись свободным (узденем), признается сам канлы.

§ 116. Если кто застанет свою жену, или родственницу, в прелюбодейной связи с посторонним мужчиною и убьет обоих, то убийца никакому взысканию не подвергается: но если будет убит только мужчина, то убийца подвергается взысканию на общем основании. Если же будет убита женщина, а мужчина, бывший с нею в связи, остался жив, то подвергается взысканию за убийство и делается канлы родственником убитой женщины не убийца, а мужчина, бывший с нею в связи.

§ 117. В ниже следующих случаях убийца не подвергается никакому взысканию:

1) За убийство своего кровного врага (баш-канлы).

2) Если кто совершит убийство, защищаясь от нападения, сделанного из засады.

3) При защите от ограбления.

4) Если кто, отправившись на воровство или с другим злым умыслом, будет застигнут на месте хозяином и хозяин убьет его.

§ 118. Если в общей драке будут убиты, с обеих сторон, то за каждого убитого делается взыскание по адату и избираются канлы, кроме двух случаев:

1. Если двое нанесут друг другу смертельные раны, от которых оба умрут.

2. Если убивший одного будет сам убит родственником убитого им.

§ 119. Право кровного мщения принадлежит всем родственникам убитого.

§ 120. Баш-канлы может быть убит везде при встрече с родственниками убитого им.

§ 121. Ман-канлы хотя и не могут быть убиты, но до примирения должны избегать встречи с родственниками убитого и не имеют права взъезжать в ту деревню, где живут эти родственники

§ 122. Каждый родственник убитого, имеющий надобность быть в той деревне, где живет его баш-канлы, обязан предупредить его об этом.

§ 123. Если же он зайдет в деревню, не предупредив об этом канлы, то джамаат той деревни может задержать его и заставить примириться с канлы

§ 124. В объясненном в предыдущем § случае родственники убитого примеряются с канлы только лично за себя, другие же родственники не теряют права кровного мщения.

§ 125. Если кто из жителей той деревни, где живет канлы будет содействовать убийству его, то он подвергается наказанию определенному за это в каждом обществе.

§ 126. Когда родственники убитого согласятся примириться, то канлы платит им условленную сумму и делает угощения. После этого вражда между ними прекращается.

§ 127. Мал-канлы могут примириться с родственниками убитого, когда сами пожелают, но при примирении каждый из них должен дать этим родственникам одного быка.

§ 128. Если канлы умрет до примирения, то ближайший родственник его обязан заплатить родственникам убитого этим канлы 13 рублей деньгами или вещами.

§ 129. Если же канлы будет убит по кровному мщению родственниками убитого им или хотя посторонними, но будет доказано, что убийство совершено по подкупу кровных мстителей, то определенные в предыдущем параграфе 13 рублей не платятся и кроме того уплаченный от канлы первоначально алум возвращается наследникам его.

Примечание: Штраф джамаату, бук и взыскиваемые с мал-канлы по одному быку в этом случае не возвращаются.

§ 130. Если родственники убитого, желая из кровного мщения убить канлы, нанесут какой ни будь ущерб имуществу его, например, убьют или ранят под ним лошадь и т.п., то без различия будет ли не будет убит при этом канлы они должны вознаградить за убытки канлы, а если он убит, то его родственников.

§ 131. Если по одному убийству бывает два баш-канлы, то смерть или примирение одного из них не освобождает другого от преследования родственников убитого.

§ 132. Если канлы обвинен по одному подозрению и впоследствии откроется действительный убийца, то вместо неправильно обвиненного делается канлы действительный убийца.

IV. Адаты по поранению.

§ 133. Если кому нанесена рана, то раненый, или родственники его, обязаны тотчас же объявить об этом джамаату, без чего впоследствии жалоба не принимается.

§ 134. Взыскание полагается за всякую рану, требующую лечения.

§ 135. Для определения действительно ли нанесена рана, требующая лечения, посылается по одному доверенному от джамаатов, к которым принадлежат ранивший и раненый.

§ 136. Когда при поранении не было посторонних лиц и ранивший не сознается в поранении, то претендатель должен подтвердить взводимое им обвинение присягою Кораном, без родственников.

§ 137. Если поранение сделано в драк, нападении и вообще при участии нескольких лиц, то раненый взводит обвинение на одного из участвовавших в драк, по своему усмотрению и подтверждает обвинение присягою.

§ 138. Если в драк, нападении и пр. одному нанесено несколько ран, то обвинение может быть взведено на стольких из участвовавших, сколько нанесено ран.

§ 139. В случаях, означенных в § 137, хотя бы один из участвовавших сознался, что рана нанесена им, а также когда нанесено несколько ран, хотя бы один из участвовавших объявил, что все раны нанесены им одним, то такие сознания не принимаются. Раненый в первом случае может обвинить того, кого находить действительно виновным, а во втором – взвести обвинение на стольких из участвовавших, сколько ему нанесено ран. Свидетели от сознающихся не принимаются.

§ 140. Если претендатель не может быть допущен к присяге или же сам не пожелает присягнуть, то требуется очистительная присяга от обвиняемого, с 12 родственниками, Кораном.

§ 141. Если поранение сделано в драке, нападении и проч., то, по принятии очистительной присяги от первого обвиненного, претендатель может взвести на другого из участвовавших, но при этом соблюдает правило, изложенное в § 19, как по претензиям по подозрению.

§ 142. За нанесение раны взыскивается с виновного в пользу раненого 3 рубля.

§ 143. Рана лечится на собственный счет раненого.

§ 144. По излечении раны, сверх взыскания по адату, определяется удовлетворение по шариату.

§ 145. Если раненый умер от раны, то с виновного взыскивается как за убийство.

§ 146. За нанесение нескольких ран, если все они нанесены одним, взыскание по адату полагается тоже, что и за одну рану.

§ 147. Если в ранении обвинены несколько лиц, то каждый платит полную сумму.

§ 148. За нанесение ран одним человеком нескольким лицам он платит каждому раненому выше определенную сумму.

§ 149. За неумышленное поранение взыскание делается те же, что и за умышленное.

§ 150. За поранение по подкупу подкупивший не отвечает.

§ 151. За нанесение рану куллу и каравашек удовлетворение определяется по шариату.

§ 152. Если кто застанет жену или родственницу свою в прелюбодейной связи с мужчиной и ранит одного из них или обоих, то никакому взысканию не подвергается.

§ 153. Взыскание за поранение не делается также в случаях, изложенных в § 117.

§ 154. При обоюдном поранении оба могут требовать удовлетворения по шариату.

§ 155. Но если обоюдное ранение произошло при обстоятельствах, изложенных в §§ 116 и 117, то те лица, за убийство коих в этих случаях никакого взыскания не полагается, и за раны не получают удовлетворения, а за нанесенные им ран противной стороне делается с них определенное взыскание.

§ 156. Если при поранении раненый убьет ранившего, то за рану никакого удовлетворения не получает, а за убийство или отвечает на общем основании, или в случаях, означенных в § 155, не подвергается никакой ответственности.

§ 157. Если поранение сделано в драке и ранивший в то же драке убьет кого-нибудь, то за рану получает удовлетворение, а за убийство подвергается ответственности; если же убитый был родственником ранившего, то за рану удовлетворение не делается.


V. Адаты по ссорам, дракам и побоям.

§ 158. За нанесение мужчине побоев, хотя бы остались и знаки, а также за нанесение раны, не требующей лечения (§§ 134 и 135) виновный никакому взысканию не подвергается.

§ 159. За нанесение побоев женщин, если не она первая начала драку, взыскивается в ее пользу один бык.

Примечание: Если от побоев остались знаки или нанесена рана, не требующая лечения, то делается та же взыскание.

§ 160. Если женщина была беременна и последствием побоев был выкидыш, то сверх того дело разбирается по шариату.

§ 161. Если в ссоре кто-либо из ссорящихся сделает выстрел, с намерением убить противника, то с него взыскивается один бык в пользу того, на ком сделан выстрел.

§ 162. Но если он только обнажил оружие или намеревался сделать выстрел, то никакому взысканию не подвергается.


VI. Адаты по увозу женщин.

§ 163. За увоз девицы, вдовы или разведенной с мужем, если она увезена с ее согласия, с увезшего взыскивается: в пользу родственников увезенной 30 рублей, штраф в пользу тургаков всего округа (бык) 7 котлов, по 2 руб. каждый.

За насильственный увоз, вместо 30 руб., взыскивается 50 рублей.

§ 164. За увоз замужней женщины, с ее согласия, с увезшего взыскивается: в пользу мужа 50 руб. и все оставленное имущество ее как движимое, так и недвижимое, поступает в собственность мужа; штраф тот же, как и за увоз девицы, вдовы и разведенной.

Примечание: Относительно увоза замужней женщины насильно адата не существует, так как не было еще такого случая.

§ 165. За содействие к увозу женщины взыскивается определенный выше штраф тургакам (бук) с каждого содействовавшего.

VII. Адаты по изнасилованию женщин.

§ 166. Изнасилованная должна огласить криком сделанное над нею насилие и тогда никаких доказательств более не требуется. Если же она этого не сделает, то жалоба от нее не принимается.

§ 167. Если насилие сделано в безлюдном месте, то потерпевшая должна объявить при входе в деревню.

§ 168. От женщины, известной своим развратным поведением, жалобы об изнасиловании не принимаются.

§ 169. За изнасилование женщины замужней, вдовы и девицы совершеннолетней, и совершеннолетней в пользу ее взыскивается с виновного 30 рублей и штраф джамаату, по его усмотрению.

§ 170. Если же изнасиловавший при этом задержит изнасилованную у себя в даме или в другом месте, то в пользу изнасилованной взыскивается, вместо 30 руб., 50 руб.

§ 171. За неимение изнасиловать, даже за прикосновение к женщине, если она огласит это криком, делается тоже взыскание, как и за изнасилование.


VIII. Адаты по разврату.

§ 172. Обвинение в прелюбодейной связи мужчины с женщиною тогда только допускается, когда есть хотя один очевидец этой связи. В этом случае не требуется более никаких доказательств; но если не было очевидцев, то претензии не принимается.

§ 173. За прелюбодейную связь мужчины и женщины делается тоже взыскание, как за увоз женщины по ее согласию.

§ 174. За мужеложство, соединенное с изнасилованием, если подвергшийся насилию огласил криком сделанное над ним насилие, виновный подвергается взысканию, как за убийство и делается канлы.

Примечание. Случаев, мужеложства по обоюдному согласию не было.


IХ. Адаты по воровству.

§ 175. О сделанном воровстве заявляется тот час же кадию.

§ 176. Если хозяин у ворованной вещи или скотины опознает ее в другом ауле, то представляет того, у кого опознано уворованное, и по распоряжению кадия опознанное оставляется или у кунака опознавшего, или у кого другого. После этого хозяин уворованного представляет к своему кадию двух односельчан своих, знавших уворованное (айнамал-шагат). Кадий, расспросив представленных лиц о приметах, по каким можно узнать уворованную вещь, и о времени пропажи, отправляет их вместе с хозяином к тому кадию, в ведении коего оставлена опознанная вещь, при бумаге (айнамал-кагаз). Вайнамал-кагазе должно быть непременно, объяснено:

1) кто у кого и что именно опознал;

2) кто именно лицо, удостоверяющая принадлежность вещи опознавшему;

3) время пропажи вещи;

4) приметы уворованной вещи, а если это скотина то и лета ее. Кадий того селения, где оставлена опознанная вещь, повторяет против айнамал-кагаза показания представленных лиц, требует от них присягу хатун-талах в том, что они не видели опознанной вещи, ни при опознании, ни прежде с того времени, как она уворована. Потом лица эти указывают опознанную вещь которая для этого помещается между несколькими подобными же вещами, сходными по приметам. Затем вещь передается тому, кто таким образом доказал принадлежность ему оной, а айнамал-кагаз тому, у кого вещь отобрана.

§ 177. Если одно из лиц, представленных для указания вещи, не укажет этой вещи, то опознавший ее и другой, представленный им, односелец присягают хатун-талах, что вещь эта действительно принадлежит опознавшему.

§ 178. Получивший айнамал-кагаз передает его тому, от кого приобретена отобранная вещь, и таким образом айнамал-кагаз переходит из рук в руки между лицами, владевшими уворованною вещью.

§ 179. Кто из получивших айнамал-кагаз не может указать от кого приобрел вещь, тот подвергается взысканию, определенному за воровство.

§ 180. Если получивший айнамал-кагаз укажет, от кого приобретена им вещь, а тот откажется, что вещи этой у него не было и он ее не передавал, то от указывающего требуется присяга хатун-талах с шестью родственниками или свидетели, которые присягают также хатун-талах, в том, что вещь получена им от того, на кого он указывает, и с обвиненного этою присягою или свидетелями делается взыскание за воровство.

§ 181. Если опознана скотина и один из владевших ею может доказать, что она его доморощенная, то должен присягнуть в этом (хатун-талах) с двумя свидетелями, одно сельцами.

§ 182. Если скотина одним из владевших ею приобретена где ни будь в дальних местах, именно дольше соседнего округа, так что разыскать продавца не представится возможности, то в таком случае требуется заверение, также присягою хатун-талах, с двумя свидетелями. Свидетели эти могут быть и из посторонних деревень.

§ 183. В случаях, означенных в §§ 181 и 182, если отобрана другая вещь, а не скотина, то дело разбирается по шариату.

§ 184. Если один из владевших скотиною объявит, что она находилась у него раньше показанного в айнамал кагазе времени пропажи скотины у отобравшего, то дело разбирается по шариату.

§ 185. Во всех случаях, означенных в §§ 181-184, когда неправильность отобрания будет доказана, отобранное возвращается тому, у кого отобрано.

§ 186. Если опознать уворованный баран, то опознавший и пастух его, последний с одним родственником, присягают хатун-талах в том, что баран этот действительно принадлежит опознавшему. Но если опознание сделано не в стаде, то тот у кого баран найден, может после означенной выше присяги присягнуть также, что баран этот его доморощенный, и таким образом опровергнуть присягу опознавшего.

§ 187. Если найдены такие уворованные вещи, о которых посторонние лица не могут подтвердить, что они действительно принадлежат претендующему на них, то обвинение на того, у кого такие вещи найдены, допускается только как по подозрению вообще (§ 13 и след.), т.е. как если бы из уворованного ничего не было найдено.

§ 188. Не допускается ни в каком случае опознание и отобрание, по правилам означенным в §§ 176 и 177, таких вещей, которые не могут иметь особенных примет, например, не скроенная материя, хлеб в зерне и в муке и проч.; на того, у кого найдены такие вещи, допускается только обвинение по подозрению.

§ 189. Если найдены уворованные вещи, но в числе этих вещей есть часть таких, которые могут быть опознаваемы, а другая часть таких, которые по § 188 не опознаются, то принадлежность первых доказывается, как объяснено в §§ 176 и 177, а о последних претензия представляется как по подозрению.

§ 190. Когда уворованная вещь найдена лежащею во дворе, или в другом подобном месте, и хозяин двора объявит, что она подброшена, то двумя посланными от джамаата осматривается, была ли возможность пройти во двор не через ворота, и если найдено будет, что вещь могла быть принесена во двор без ведома хозяина, то претензия допускается только как по подозрению. Если же после осмотра найдено будет, что вещь не могла быть подброшена, а также если замечено будет, что хозяин двора старался ее скрыть, то вещь отбирается, и с хозяина двора делается взыскание, как за воровство, хотя бы найденная вещь принадлежала к таким вещам, о коих говорится в §§ 187 и 188.

§ 191. Если найдены будут у кого в доме мясо, голова, кожа или только часть кожи уворованной скотины, или обломки и обрезки уворованной вещи, и тот, у кого сделано воровство, признает, что это от скотины, или вещи уворованной у него, то должен подтвердить это присягою. Виновным в воровстве признается или хозяин дома, где найдено выше обозначенное, или тот, от кого вещь ему передана, соображаясь с адатами, изложенными в §§ 179, 180 и 190.

§ 192. Кто не допустит дом свой до обыска, а равно, если тот, у кого опознана ворованная вещь, не дозволит исполнить все, что требуется при опознании, тот признается вором наравне с тем, вина коего доказана; но хозяин дома может прежде обыска сам обыскать пришедших для обыска, не принесено ли ими таких вещей, которые могут быть подброшены.

§ 193. Во всех случаях, означенных в §§ 177, 180, 186 и 191, присяга обвиняющего допускается и на тех лиц, на коих по одним подозрениям присяга не допускается, равно и по претензиям с жителями Кабардинского магала (§ 28).

§ 194. Если вместе с найденною вещью были уворованы и другие вещи, принадлежащие тому же самому, или другому лицу, то хозяин уворованных и не найденных вещей, может объявить подозрение в этом воровстве на того, кто обвинен в воровстве найденной вещи, хотя бы прежде на него обвинение по подозрению не допускалось.

§ 195. Если на месте воровства оставлена вором какая ни будь собственная вещь, то хозяин этой вещи признается за вора, и более никаких доказательств не требуется.

Примечание. Для доказательства, что оставленная вещь действительно принадлежит обвиненному, требуется, чтобы принадлежность ему этой вещи подтвердили односельчане его без присяги, без чего претензия может быть взведена только как по подозрению вообще.

§ 196. Если из уворованных вещей ничего не найдено и никаких улик к обвинению нет, то допускается обвинение или свидетелями, которые присягают хатун-талах, или по подозрению.

§ 197. Если обыск сделан только в одном даме и ничего не найдено, то на хозяина этого дома претензия по подозрению не допускается. Если же обыск сделан в нескольких домах, то подозрение допускается и на хозяев этих домов, хотя бы при обыске ничего не было найдено.

§ 198. Когда претензия предъявляется по одному подозрению, то претендатель присягает Кораном, с родственниками. Число родственников при присяге определяется ценностью уворованного; если цена уворованного не превышает стоимости одной лошади, то присягает шесть родственников; при воровстве на большую сумму – двенадцать родственников.

§ 199. Когда потребуется очистительная присяга от обвиняемого, то он присягает Кораном с родственниками, также сообразно цене уворованного (§ 198).

§ 200. Кто был прежде обвинен в воровстве, не по одному только подозрению, а доказательствами, тот, в случае учиненной у него покражи, не может ни на кого присягать по подозрению, а если не может представить свидетелей, то требуется очистительная присяга от подозреваемого.

Примечание. Ограничение это не относится до случаев, изложенных в §§ 177, 180, 186 и 191.

§ 201. Оценка уворованных вещей делается без присяги посторонними, знавшими уворованное. Оценку таких вещей, коих посторонние не могли знать, например, домашняя утварь и проч., делают также два посторонние лица, без присяги, которые, основываясь на показании хозяина, сколько каких вещей уворовано, определяют цену уворованного, а хозяин эту оценку подтверждает присягою, с двумя родственниками, хатун-талах.

§ 202. За воровство определяются следующие взыскания:

1. Когда уворованная вещь найдена, то возвращается, а если уворованная была скотина, то при этом претендателю дается еще одна такая же.

2. Если вещь не возвращается, или когда обвинение сделано по подозрению, то дается подобная уворованной вещи, по выбору претендателя (§ 73).

3. Если уворована скотина и опознана на основании § 176, то сверх определенного в 1 п. взыскания, берется с обвиненного за издержки на отыскание уворованного (рушпет): за каждую. лошадь, буйвола катера – по 2 руб.; за быка и корову (не менее 3-х лет), жеребенка (менее 3-х лет) и ишака – 1 рубль. За прочую скотину и за другие вещи рушпет не платится.

§ 203. Сверх определенного в § 202 удовлетворения потерпевшего, взыскивается штраф определенный в том обществе, к которому принадлежит обвиненный.

§ 204. За воровство из мечети, мельницы, с пашни и гумна, а также хлеба в колосьях штраф взыскивается вдвое.

§ 205. Если вор сознается добровольно в учиненном воровстве, когда на него не падало никакого подозрения, и другой в воровстве этом не был обвинен по подозрению, то кроме возврата уворованного, он никакому взысканию не подвергается.

§ 206. Если хозяин уворованного сам прежде подвергался взысканию за воровство, то, кроме удовлетворения по цене уворованного, он ничего не получает.

§ 207. При обвинении в одном воровстве нескольких человек, штраф берется с каждого, а удовлетворение хозяину делается всеми сообща.

§ 208. За уворованную чужую вещь удовлетворяет хозяина тот, у кого она уворована и потом он же разыскивает вора, и если найден, то получает с него удовлетворение.

§ 209. Если вор пойман на воровстве, то взыскивается с него только один бык в пользу того, кто его поймал.

§ 210. За покушение на воровство, если ничего не уворовано и вор не пойман, никакого взыскания. не делается.

§ 211. За взлом при воровстве взыскания не полагается, но если от взлома делана порча имуществу, то с вора взыскивается соответственно убытку, произошедшему от этой порчи.

§ 212. За сокрытие вора и ворованных вещей взыскание определено в каждом обществе особое.

§ 213. Кто найдет уворованную у него вещь, и, не объявить об этом джамаату, сам получит удовлетворение с вора, тот подвергается взысканию, определенному за это в каждом обществе.


Х. Адаты по грабежу.

§ 214. Для доказательства ограбления претендатель должен принять присягу Кораном с шестью родственниками.

§ 215. Если ограбивший будет при этом ранен, или оставит свою вещь, и одно сельцам его будет известно, что вещь эта действительно принадлежит обвиненному, то никаких доказательств не требуется.

§ 216. Ценность отнятых вещей подтверждается присягою потерпевшего от грабежа, с шестью родственниками, Кораном; но если претендатель принимает присягу для подтверждения обвинения, то в этой же присяге упоминает и о цене ограбленного.

§ 217. Если грабеж произведен человеком неизвестным ограбленному и впоследствии последний найден у кого либо свои вещи, то претензия ведется, как и при опознании уворованных вещей.

§ 218. От обвиненного в грабеже отбираются вещи или взыскивается стоимость оных и штраф, определенный за воровство в том обществе, откуда обвиненный.

§ 219. Если у кого отняты находившиеся у него чужие вещи, то он за вещи эти не отвечает, пока не будет найден виновный.

§ 220. За нападение с целью ограбить, если не сделать грабеж, никакого взыскания не полагается.


ХI. Адаты по поджогам.

§ 221. Для доказательства справедливости претензии по поджогу требуются свидетели; если же свидетелей нет, то присяга претендателя или очистительная присяга обвиняемого, как и по воровству § 197, 198 и 199.

§ 222. Оценка понесенных убытков определяется, как и по воровству § 201.


§ 223. За поджог взыскивается:

1. Когда вина ответчика доказана, в пользу понесшего убытки взыскивается вдвое против цены сгоревшего.

2. Когда ответчик обвинен только по подозрению (§ 77) взыскивается только стоимость сгоревшего.

§ 224. Сверх того в штраф тургакам Даргинскаго округа 7 котлов по 2 руб.; но при обвинении по подозрению штраф не берется.

§ 225. При неумышленном поджоге поджегший возмещает убытки, но штраф не берется.

Примечание: Неумышленным считается поджог когда виновный сам объявит тот час же.

§ 226. Хозяин дома, где произошел пожар, отвечает за сгоревшие в его даме чужие вещи.


ХII. Адаты по порчам чужого имущества.

§ 227. Если порча сделана тайно и виновный не сознается, о доказательства претензии требуются те же, как и по воровству §§ 196, 198 и 199.

§ 228. Оценка порчи делается как и по воровству § 201.

§ 229. С обвиненного в порче чужого имущества взыскивается цена порчи и сверх того устанавливается штраф, установленный в том обществе, к коему принадлежит обвиненный и тургакам всего округа (бук) 7 котлов по 2 рубля.

§ 230. Если умышленная порча сделана в мечети, на мельнице, на гумне или пашне (кроме потравы), то штраф тургакам (бук) взыскивается вдвое.

§ 231. Если кто ранит или иным образом испортит чужую скотину, то испорченная отдается испортившему, а на место ее хозяин получает другую по выбору (§ 73), и штраф, определенный в том обществе, откуда обвиненный. Если же обвинение в порче сделано по одному подозрению (§ 77), то вместо испорченной лошади хозяину дается другая подобная же, но не по выбору; а за порчу другой скотины доплачивается только по цене порчи, и испорченная скотина остается у хозяина. Штраф при обвинении по подозрению не берется.

§ 232. Если кто обрежет хвост или гриву у чужой лошади, то с виновного взыскивается в пользу хозяина один бык и в пользу джамаата штраф не берется; если же при этом повреждена и кожа лошади, то взыскание делается по § 231.

Примечание. Если хвост обрезан у другой скотины, то взыскание делается только тогда, когда порезана кожа.

§ 233. За неумышленную порчу чужого имущества штраф ни в каких случаях не берется.

§ 234. За намерение сделать порчу никакого взыскания не полагается.

§ 235. За порчу нанятой скотины или вещи взятой для пользования за плату, разбор производится по шариату.

§ 236. За потраву посевов, покосов и пастбищ делается тоже взыскание, как и за порчу чужой собственности (§ 229); но штраф тургакам (бук) не взыскивается.


ХIII. Адаты по потерям и находкам.

§ 237. Как потерявший, так и нашедший какую-либо вещь, должен заявить о потере, или находке кадию и картам.

§ 238. Если кем-либо представлена будет найденная вещь и найдется хозяин оной, то для доказательства принадлежности ему этой вещи, он должен объяснить приметы оной и потом от него требуется присяга Кораном.

§ 239. Если потерявший вещи опознает у кого-нибудь оные, или часть их, или же только части одной вещи (§ 191), то дело разбирается, как и по опознанию уворованный вещей.

§ 240. Потерявший вещь может заявить на кого-либо обвинение или подозрение в находке и утайке его вещи, и от заподозренного требуется очистительная присяга с родственниками по цене утерянных вещей (§ 198).

§ 241. Нашедший возвращает вещи хозяину в таком виде и в таком количестве, как найдены и никакой части из найденного не получает.

§ 242. Если нашедший сам объявил о найденных вещах, но хозяин вещей будет претендовать, что вещи утеряны в лучшем виде или в большем количестве против того, как они представлены нашедшим, то от нашедшего требуется очистительная присяга (§ 199) в том, что вещи найдены им в том виде и в таком количестве, как представлены; не принявший присяги обвиняется в утайке или порче вещей.

§ 243. В случаях, означенных в §§ 239, 240 и 242, от потерявшего вещь претензия принимается тогда только, если он заявил о потере вещи.

§ 244. Обвиненный в утайке найденной вещи (§§ 239,240 и 242) подвергается взысканию, как и за воровство; но не считается утайкой, если найдена будет в стаде чужая скотина, приставшая от другого стада.

§ 245. За потерю чужой вещи отвечает потерявший и дело разбирается по шариату.


ХIV. Адаты по гражданским искам и спорам.

§ 246. Для доказательства справедливости претензии по спорам и искам требуются от претендателя свидетели, которые присягают хатун-талах.

§ 247. При неимении свидетелей, от ответчика берется очистительная присяга Кораном с родственниками, число коих определяется ценою иска ( 198).

§ 248. Когда иск предъявлен целым обществом.


Объяснение местных названий

Будун или Мола – духовное лицо. Он читает Коран при собрании мусульман в мечети на молитву. Совершает призывы на молитву в известные часы дня и исполняет прочие требы, установленные религиею.

Бук – штраф, установленный в некоторых случаях и разделяемый между турчаками всех обществ.

Бязь – бумажная материя.

Гаджий – мусульманин, хоть раз в жизни ходивший в Мекку для поклонения гробу Магомета.

Джамаат – общество одной деревни.

Кадий – лицо, управляющее обществом.

Канлы – кровный враг, так называется убийца, в отношении родственников убитого и подвергающийся их преследованию. В некоторых обществах вместе с убийцею становятся канлиями родственники или соучастники убийцы.

Кара – называется убийство, совершенное при таких обстоятельствах, которые усиливают вину преступника.

Каравашка – холопка.

Карты – лица, избираемые обществом для разбора и решения вместе с кадием всех споров и жалоб.

Кары – мера длины, ¾ аршина.

Кул – холоп.

Кунак – два лица из разных деревень, ведущие между собой знакомство и останавливающиеся постоянно друг у друга в доме. Для каждого хозяина считается оскорблением, если приехавший из другой деревни кунак остановится не в его доме, а зайдет на ночлег к другому.

Мангуш – лицо, передающее приказания кадия и распоряжающееся приведением в исполнение приговоров кадия и картов.

Саба – мера емкости для зерна. Саба весит около пуда.

Сах – такая же мера. 4 1/2 сах составляют одну сабу.

Тургаки – лица, ведущие в деревнях порядок в отбывании общественных повинностей и делающие наряд на оные, а также исполняющие все полицейские обязанности.

Тусевы – так называются присягающие вместе со свидетелем или родственники его, когда родственники эти должны дать присягу не по степени родства, а по выбору противной спорящей стороны.

Хатун-Таллах – особой формы присяга, которую принимают только женатые мужчины. Если окажется, что присяга принята ложно, то присягавший должен развестись со своей женой.



Источник: http://www.opendag.ru/article.php?id=24&nid=172
Категория: Адаты | Добавил: дарго_магомед (16.06.2012)
Просмотров: 1211 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [29]
Властные структуры [10]
Города и села [35]
Даргинский язык [34]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [94]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [9]
Научно-популярное [91]

Поиск

Наш опрос
Включить в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
1. Лезгинка
2. Хинкал
3. Чуду
4. Кубачи
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2020
Сайт создан в системе uCoz