ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав! Амру дерхъав!

Суббота, 27.02.2021, 12:34
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Города и села

Кузнецов А.А. Дальние дороги. Кубачи ч.1

Красота мира беспредельна. Мне казалось, что нет на свете ничего прекраснее, ничего удивительнее, чем горная страна Верхняя Сванетия. Семь раз и во все времена года летал я туда на самолете, приезжал на машине и ходил пешком через перевалы. И все не мог налюбоваться на эти горы, на их жителей - гордых сванов и не уставал восхи­щаться замечательной архитектурой, своеобразием средневе­кового искусства (фрески, чеканные по серебру иконы, резное дерево, оружие), обычаями и традициями, сложившимися веками. Но вот попал я в далекий дагестанский аул Кубачи, и он сразу же затмил прошлые впечатления, заставил забыть о них.

Селение Кубачи - это небоскреб, положенный на склон
Селение Кубачи - это небоскреб, положенный на склон

Представьте себе народ, который живет всего в одном ауле. И у этого народа своя история, свои тысячелетние традиции, свой язык, своя национальная одежда, своя про­фессия. Не знаю, есть ли в мире что-либо подобное этому удивительному аулу.

Мы ехали в Кубачи в начале ноября, поэтому горы были уже в снегу и выглядели как настоящие высокие горы. На самом деле они не так уж и высоки, во всяком случае, вечных снегов и ледников здесь нет. На побережье Каспий­ского моря шел дождь, было тепло и сыро. Проезжая мимо бесконечных виноградников, моря мы не видели, оно было скрыто туманом совсем рядом от дороги. Ощущалось лишь его дуновение.

Потом был лес, состоящий из дуба, бука и различных ив. Лес кончился при въезде в горы. Началось буйство красок - кусты желто-лимонные, оранжевые, красные перемежались с участками зеленой еще травы, с серыми и рыжими скалами, замшелых скал бородами свисали пучки трав. С подъемом горы скалы становились все выше и переходили в стены. Дорога вилась над пропастью. Облака неподвижно висели уже под нами, а дорога перед машиной дымилась, словно вдоль нее шли бесконечные горячие источники. Это испарялся свежий снег. После небольшого, снегопада появилось жгучее солнце, и снег стал испаряться. Не таять, а сразу превращаться в пар. Обычное для гор явление, сублимация называется. Людей, увидевших это впервые, оно заставляет удивляться: что такое, дорога дымится, снег исчезает на глазах, а земля остается сухой?!

Самое лучшее состояние всяких гор - солнце после снега. (Конечно, если снег не очень большой и не грозит лавинами.) Мир представляется таким ярким, что невозможно на него смотреть, режет глаза. Насыщенная зелень склонов, чистая синь неба, слепящий снег. Миновав спуски и подъемы, проехав мимо нескольких селений и аулов, взбираемся по последнему серпантину. Дальше и выше уже некуда - Кубачи.

Дома лепятся у крутого склона один над другим, как бы вырастая один из другого, селение выглядит со стороны пчелиными сотами. Дома, как и скалы вокруг, серые, только балконы, двери и рамы окон у всех домов окрашены в ярко-голубую краску. Наверное, другую просто не завозили в магазин. А может быть, это так и должно быть, ибо здесь она не раздражает своей яркостью и даже повторяет цвет неба. Говорят, Расула Гамзатова спросили в Америке, показав ему самый большой небоскреб: «Есть такие в вашей стране?» И он ответил: «Есть. У нас есть еще больше. Только он не вертикальный, а положен на крутую гору. Ночью светится точно так же. Это аул Кубачи».

Кубачи - название турецкое. Оно означает «кольчужники». По-ирански оно звучало иначе - Зирихгеран. Смысл почти тот же. Кубачи очень древнее селение. Истоки его истории и культуры уходят в первое тысячелетие до нашей эры. В прошлом веке вокруг истории Кубачей возникало множество самых невероятных теорий, гипотез и предполо­жений. Кое-кто считал, что культура кубачинцев целиком персидская и ничего самобытного в ней нет. Были даже и такие, которые утверждали, что культуру эту привезли с собой «франки». Эта легенда о происхождении кубачинцев одно время была даже самой распространенной. В предании говорится, что шамхал Тарковский просил короля Франции прислать сорок оружейников и тот выполнил его просьбу. Сначала французы жили в Тарках, потом переселились в Дербент. Они оказались неуживчивым народом, без конца затевали драки, ссорились с жителями города, и дербентцы их выгнали. Французские оружейные мастера поселились в горах у даргинцев и назвались «карбуками».

В эпосе «Дербент-наме» кубачинцы рассказывают о своем римском происхождении. Будто бы они были взяты Александром Македонским из Рима в его поход для изготовления оружия и осели в горах, создав аул Кубани. Поэтому во все времена они были только мастерами-оружейниками и никог­да не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Взяв жен из соседних аулов, они постепенно утратили свою латынь и выработали кубачинский язык. Это, конечно, только легенды, но легенды, которые живут в Кубачах и поныне.

Крупнейшая работа нашего века по Кубачам принадлежит Е. М. Шиллингу. Имеются десятки книг и научных статей по истории и культуре Кубачей, изданных и в последние десятилетия.

Е. М. Шиллинг (1949) считает, что кубачинцы - аборигены, они заселяют эту территорию с древнейших времен, что «кубачинцы представляют собой по существу группу или часть крупного дагестанского народа даргинцев, занимающих монолитную территорию, на фоне которой собственно кубачинцы являются лишь небольшой «точкой» или «островком»». Такова осторожная научная формулировка. Но если вы собственными глазами увидите Кубачи, архитектуру, национальные одежды, услышите в автобусе язык кубачинцев и людей из соседнего с ним аула Уркарах, то воочию убедитесь - это совершенно особая народ­ность, сознающая свое своеобразие и умеющая им гор­диться.

Арки, ступени, туннели, плоские крыши каменных домов - таково древнее дагестанское селение
Арки, ступени, туннели, плоские крыши каменных домов - таково древнее дагестанское селение

Кубачинцы всегда были оружейниками. Изготавливали они не только мечи, щиты, кольчуги, шлемы и панцири, но и всевозможные другие предметы из железа - стремена, удила, котлы, ножи и т. д.

В V-VII веках ремесло древних кубачинцев, как и их искусство, достигает большого расцвета. Нам известны уже отдельные профессии зирихгеранцев, в то время они уже делились на литейщиков, кузнецов, золотых и серебряных дел мастеров. Высоко были развиты ремесла камнерезов и гончаров. В Эрмитаже хранится большое бронзовое блюдо с рельефными изображениями и бронзовый кувшин с изобра­жением птиц-памятники художественной культуры Куба­чей V-VII веков.

Имеется документ, свидетельствующий о том, что куба­чинцы в VII-VIII веках платили дань арабам не баранами, быками и буйволами, как жители других селений, а порохом. Они откупались через шамхала, поставленного арабами, тридцатью мерами пороха. В Дагестане с давних времен умели изготавливать порох. Серу добывали из земли в районах селений Мочох, Гоцатль и Гоцо, селитру получали из плесени, которую соскабливали с сырых скал. Не могу этому не верить, так как имел возможность убедиться в этом сам.

В подземельях Сванетии потолок и стены покрываются беловато-серым налетом плесени, которая свисает хлопьями. Старики меня уверяли, что из нее хорошо делать порох. Я взял горсть этой плесени и отвез для анализа химикам Московского университета. Оказалось, что вещество в боль­шом количестве содержало селитру.

В X и XI столетиях Зирихгеран был уже широко известен на Востоке как поставщик любого оружия того времени и различных предметов домашнего обихода, изготовленных из металла,- медных и бронзовых котлов, стремян, удил. Тор­говля шла через Дербент.

Интересное описание Кубачей первой половины ХII века (1131-1158) приводится в публикации, которая называется «Путешествие Абу Хамида Аль-Гарнати в восточную и центральную Европу». «А недалеко от Дербента,- пишет араб,- есть большая гора, у подножия которой два селения; в них живет народность, которую называют зирихгеран, то есть бронники; они изготавливают всякое воинское снаряже­ние: кольчуги и панцири, и шлемы, и мечи, и копья, и луки, и стрелы, и кинжалы, и всевозможные, изделия из меди. Все их жены и сыновья, дочери, и рабы, и рабыни занимаются всеми этими ремеслами. И хотя нет у них пашен и садов, добра и денег у них больше, чем у других, потому что со всех сторон привозят к ним люди всякие блага».

Хорошо известна шашка князя Мстиславского, храняща­яся в фондах Оружейной палаты в Москве. Это памятник кубачинского оружейного искусства XVI века.

До XVII столетия оружие горца состояло из лука, стрел, сабли, кинжала и копья. Во время военного похода он надевал еще кольчугу и шлем. А в XVU веке на Кавказе стало появляться огнестрельное оружие. Еще через сто лет, в XVIII столетии, Кубачи становятся центром его изготовления. Горец уже вооружен так, как его описывает М. Ю. Лермонтов в «Измаил-Бее».

На нем чекмень, простой бешмет,
Чело под шапкою косматой,
Ножны кинжала, пистолет,
Блестят насечкой небогатой;
И перетянут он ремнем,
И шашка чуть звенит на нем;
Ружье, мотаясь за плечами,
Белеет в шерстяном чехле;
И как же горца на седле
Не различить мне с казаками?

Ювелирная отделка оружия Кубачей славилась уже дале­ко за пределами Востока. С 1770 по 1783 г., находясь на русской службе, на Кавказе жил немецкий врач А. Рейнеггс. Вот что он пишет о кубачинском оружии и Кубачах (1868): «...они вежливы, спокойны, трудолюбивы... Большая часть их занята торговлей. Они также известные мастера, которые выделывают оружие, пистолеты, сабли, ножны, панцири. Их работа злато- и сереброкузнечная очень похожа на работу Аугсбурга и Карлсбада, так как ни Персия, ни Анатолия не имеют таких умелых мастеров, их изделия всюду находят спрос и дорогую оценку...»

На Кавказе делали оружие не только в Кубачах. Центра­ми его изготовления были я другие аварские, лакские и даргинские селения Дагестана, такие, как Кумух, Сограталь, Гоцатль, Харбук и т. д. Но художественная обработка оружия шла в Кубачах. Гравировка, насечка золотом по серебру, стали и кости, филигрань и разноцветная эмаль дагестанских мастеров были самобытны и неповто­римы.

Учитель математики Аранинской средней школы Х-М. Хашаев нашел письмо, написанное по-арабски в конце XVIII века ханом Аварским кубачинцу Кази-Хаджи-Адда.

«Вы всегда мои поручения лучше всех исполняли, - пишет хан Аварский, - ценю достоинство друзей, посылаю 700 рублей серебра с едущим с этим письмом Гасан Эфенди и рабом моим Иса. За эти деньги прошу купить на шесть человек полное вооружение со всеми принадлежностями, не исключая и пистолетов. Оправа оружия должна быть сделана серебром и иным по вашему искусству...»

Кубачинское оружие XVIII века можно отличить только по орнаменту и манере ювелирного искусства. Своей пись­менности у народов Дагестана в прошлом не было, подписан­ное и датированное оружие попадается чрезвычайно редко. Самые ранние образцы художественного оружия с подписями относятся к концу XVIII-началу XIX века. К этому време­ни прекратилось как раз изготовление старинного боевого снаряжения, производство кольчуг, шлемов, «зеркал», щитов. Такие вещи кавказского происхождения встречаются нынче весьма редко.

Своей вершины кубачинское искусство художественной отделки оружия достигает, несомненно, в XIX веке. Оружие кубачинских мастеров этого времени высоко ценили знатоки и коллекционеры не только на Востоке, но и в России и в Западной Европе. В этом столетии взоры многих выдающих­ся людей России были устремлены на Кавказ. А. Марлинский, А. Полежаев, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Н. Толстой в своих произведениях не раз описывали кавказское оружие. Вот, например, у А. Полежаева:

На кровлях, в окнах, у ворот 
Кипящий, ветреный народ, 
Богато убранный, одетый 
Как кизильбаши персиан; 
Там - атаманский ятаган; 
Там ружья, сабли, пистолеты 
Блестят, сверкают серебром 
В своем наряде боевом.

В прошедшем столетии был большой спрос на кавказское оружие. В первой половине века царизм вел завоевательную войну на Кавказе. Дагестан же во главе с Шамилем объявил газават - священную войну против неверных. Каждый муж­чина на Кавказе был вооружен. И самые дорогие, самые красивые кинжалы, сабли н пистолеты, украшенные грави­ровкой, насечкой, филигранью и эмалью, выходили из знаменитого аула. Такое оружие носили ханы и мюриды Шамиля. Сам имам отличался скромностью в одежде и оружии. Помните у Толстого в «Хаджи-Мурате»: «Вообще на имаме не было ничего блестящего, золотого или серебряного, и высокая прямая, могучая фигура его, в одежде без украшений, окруженная мюридами с золотыми и серебряны­ми украшениями на одежде и оружии, производила то самое впечатление величия, которое он желал и умел производить в народе».

В России развивался капитализм. «...Шло вытеснение туземных вековых «кустарных» промыслов, падающих под конкуренцией привозных московских фабрикатов. Падало старинное производство Оружия под конкуренцией привоз­ных тульских и бельгийских изделий, падала кустарная выделка железа под конкуренцией привозного русского про­дукта, а равно и кустарная обработка меди, золота и серебра, глины, сала и соды, кож и т. д.; все эти продукты производи­лись дешевле на русских фабриках, посылавших на Кавказ свои изделия» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, с. 594).

В конце века в Кубачах вдруг возникло новое занятие, давшее и своих профессионалов. В аул все чаще стали приезжать из-за границы антиквары и скупать старинные вещи. Вскоре и сами жители аула стали возить им «антики». Во многих городах Европы возникли маленькие антикварные «фирмы» кубачинцев. Они приносили определенный и нема­лый доход селению и укрепляли традицию собирать старин­ные вещи и устраивать в каждом доме небольшой музей. Старинную утварь, «антики» и сейчас можно встретить почти в каждом кубачинском доме. Но об этом чуть позже. Сейчас же вернемся, наконец, в сам аул.

Надо сказать, все, с чем познакомились в Кубачах, мы видели благодаря Расулу Алиханову, вместе с ним и в какой-то степени его глазами. Расул - потомственный мастер кубачинской чеканки. Его отец Алихав Ахметов был вели­ким мастером. Достаточно прийти в Москве в Музей Револю­ции и посмотреть на саблю его работы. На серебряно-черном кубачинском орнаменте вы увидите золотые цветы с ясным и четким силуэтом. Алихан Ахметов работал всю свою долгую жизнь, его произведениями люди любовались почти во всех частях света.

Расул Алиханов, его сын, человек не менее известный. К нему тоже давно пришла мировая слава, работы его экспони­ровались на многих международных выставках. Он заслу­женный деятель искусств, лауреат Государственной премии имени Репина, депутат Верховного Совета СССР. О нем на­писана уже не одна книга, да и сам Расул - автор нескольких книг о кубачинском искусстве. Он небольшого роста, человек скромный, застенчивый. Перед нашим приездом Расул праздновал свое пятидесятилетие. У него большая семья и всегда полон дом гостей. Когда мы спускались к этому дому по крутому склону, изрезанному между домами неудобными тропинками, я спросил у Расула, сколько у него детей. Он весь засиял и ответил вопросом на вопрос:

- А у вас сколько?

- У нас двое, - сказала за меня жена.

Расул улыбнулся.

- Ну, у меня чуть побольше.

- Сколько же?

- Вот точно сказать не могу, - лукаво прищурил глаза Расул, - иногда бывает десять, иногда одиннадцать.

Когда мы пришли к нему в дом и познакомились с его женой Манабой, то узнали, что детей у них десять. Старший уже женатый, а самый маленький-Алихан, названный так в честь деда, имел от роду всего восемь месяцев и пребывал на руках у мамы. По старшинству это выглядит так: Ахмет, Патимат, Абдусалям, Гаджимуса, Заракия, Алигаджи, Марьям, Ибрагим, Абдулиман и Алихан. Все сыты, ухожены, чисто одеты. Все дружны, веселы, помогают матери и маленьким, никакого крика, никакой раздраженности и усталости. И никакой спешки. Большая счастливая семья. Традиции семейного мастерства продолжает пока Абдусалям, он тоже чеканщик. Мы видели его работу-две вазы с черно-белым кубачинским орнаментом. Серебро, гравировка, чернь. Их готовили к отправке на выставку. Очень красивые вещи.

Категория: Города и села | Добавил: дарго_магомед (20.04.2008)
Просмотров: 2383 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [30]
Властные структуры [10]
Города и села [35]
Даргинский язык [36]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [94]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [9]
Научно-популярное [92]

Поиск

Наш опрос
Имя Дарго
1. Саид Амиров
2. Ахмедхан Абубакар
3. Батырай
4. Магомедали Магомедов
5. Али-хlяжи Ахъушинский
6. Никого из них не знаю
7. Абдулла-хlяжи Урахинский
8. Алибек Тахо-Годи
9. Магомед-Салам Умаханов
10. Гамид Далгат
11. Магомед Далгат
12. Дауд-хlяжи Усишинский
13. Башир Далгат
Всего ответов: 151

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2021
Сайт создан в системе uCoz