ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав! Амру дерхъав!

Понедельник, 19.04.2021, 21:19
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Города и села

Гапшима
О древнейшем периоде Гапшима мы знаем по археологическим мате-риалам. В 1954 году был исследован гапшиминский могильник, относящийся к эпохе камней и бронзы. Найдены были здесь египетские кастовые украше-ния, бусы из янтаря и цветных камней. Место, где производились раскопки, выглядело примерно так: в 3 км. к югу от селения, у дороги в с. Уллучара, у фермы, в местности БецIла-Къала расположен могильник. Здесь в марте 1954 г. обнаружен каменный ящик, находившийся на глубине 0,8 м. В гробнице находилось 11 человеческих черепов, бронзовые предметы и разные бусы. Могильник был осмотрен научным сотрудником ИИЯЛ ДНЦ РАН. Раскопан один склеп. Могильник датируется серединой 1-го тысячелетия н.э.
На территории Гапшима выявлено 4 поселка и один курган. Вот как они описываются.
В 4 км. к югу от с. Гапшима, в 500 м. от упомянутой выше фермы, на левой стороне долины р.Акуша, неподалеку от дороги в с. Цугни, у входа в боковое ущелье, на распаханном участке находится поселение (открыто Иса-ковым в апреле 1955 г). Летом того же года поселение обследовано экспеди-цией ИИЯЛ ДНЦ РАН (руководитель В.Г. Котович). Поселение, вероятно, относится к эпохе меди-бронзы.
Рядом с описанным поселением на крутом склоне горы в урочище Шилла-БурхIила находится поселение (обнаружено Исаковым в 1955 г.) На поверхности сохранились едва заметные следы фундаментов каменных по-строек, встречаются фрагменты кружальной керамики охристого и серого цвета, зачастую покрытой ярко-красным ангобом. Поселение относится к средневековью.
В 5 км. к югу от с. Гапшима, на левой стороне р. Акуша, близ дороги в с. Цугни, в урочище Жулселла-Хярубе, на крутом склоне горы находится большое поселение (осмотрено Исаковым в 1955 г.) Здесь сохранились ос-татки каменных построек, встречаются фрагменты сероглиняной кружальной керамики хорошего обжига. Керамика орнаментирована сплошной штрихов-кой, мелкими косыми нарезами и парными кружками, вдавленными трубча-тым инструментом. Керамика характерна для позднего средневековья.
В местности Мугьрум, в 3 км. к юго-западу от с. Гапшима, на северном краю плато, сохранилась развалина башни четырехугольной формы. По пре-данию, здесь находилось поселение.
У южного плато Мугьрум находится около 20 круглых каменных на-сыпей диаметром 8-12 метров и высотой 0,4 – 0,6 метров.
Кроме того, вокруг Гапшима были расположены крепостные сооруже-ния. Одно из них хорошо сохранилось: за северным краем с. Гапшима на не-большой площадке в оконечности горы, на высоте 350 - 400 метров нахо-диться крепость. (Осмотрено автором Исаковым в 1941 г.) С трех сторон площадка ограничена крутыми местными обрывистыми склонами горы. По краям северной и восточной сторон площадки сохранились фундаменты ка-менной стены толщиной в 1,2 – 1,5 метров. В юго-западном углу площадки сохранилась полуразрушенная круглая каменная башня со множеством бой-ниц высотой около 6 метров и диаметром 4 метра. Существует предание, что крепость построена горцами во времена их борьбы с Надир-Шахом (XVIII в.)
Современная Гапшима мало похожа на дореволюционную. На месте настоящего села, по которому протекала маленькая речка, приблизительно в начале нашей эры, произошел большой оползень высокой горы, видимо, из очень древнего и разваливающегося камня. Все лакцы называют Гапшима – «Куппа», что значит вершина горы.
Русло ущелья было на одинаковом уровне с руслом местности Ккумра-Къатта («ущелье»). Но этот массивный оползень диаметром приблизительно в 1,5 км перекрыл как бы плотиной эту маленькую речушку. Образовалось большое озеро. Этому подтверждение – равнина перед ущельем с небольшим покатом на северную сторону. Равнина называется Хъардиркьа (Верхняя рав-нина). На равнине, когда определяли грунт инженеры-строители, для плана новой школы, на глубине 10 метров попадались слои чистого песка и ила в смеси с маленькими камешками мягкой породы (гъургъа). Дорога в селение Гапшима была через усишинский лес, а не через Акуша (не через ущелье Ккумра).
Река весной увеличивается в 5-6 раз по своим размерам, протекает с большой скоростью и не разливаясь по равнине. Берет она начало с гор Цэ-ниула, покрытых вечными снегами. Но, видимо, идущая со скоростью река пробивала себе русло. И для подтверждения сказанного сохранилась легенда о том, что до объединения поселений большой бык ходил напиться воды на берег озера и там же лежал и отдыхал. Далее люди обратили на это внимание и решили построить там дом и жить в ущелье на берегу озера. И еще переда-ют, что с вершины этой горы видна была Мекка. (Это, вероятно, для опреде-ления степени высоты горы).
Любопытно, что само название Гапшима происходит из двух корней: первый слог «хIябал» (что значит «три») и второй слог «ши» («село»), таким образом, XIябшима – «три села». К сожалению, наши лингвисты-даргинцы на правильное написание этого слова в печати не обратили внимание и пи-шут XIямшима вместо XIябшима
История этого села уходит вглубь веков. Оно образовалось в результате распада племенного строя. Произошло объединение трех близлежащих посе-лений. Одно поселение располагалось по дороге в Танты на местечке Шилла-БурхIила, что значит «местность села, обращенная к солнцу». Второе посе-ление располагалось на местечке Жулселла-Хярубе – это значит «террасы на местечке Жулсала. Эта местность ближе расположена к с. Танты, чем к ны-нешней Гапшима. Третье поселение располагалось на местечке ДехIшала («местность, обращенная лицом к солнцу»). Значительно меньше по своим размерам были и другие поселения: Чамашша – верхнее село, Вацараг, Мугь-рум, УрчихIанкьла кабка («место пастьбы лошадей») и др.
На месте всех поселений мы обнаружили керамику одинаковой степени обжига и обработки, с узорами кружевальной техники. Обнаружили также настенные камни с узорами, напоминающими и повторяющие зигзаги, зерно-терки и жернова. Они находятся в школьном краеведческом музее.

I.I. Предание о происхождении с. Гапшима
Письменных сведений о происхождении села Гапшима не сохранилось. Но существует множество преданий, передаваемых от отцов к сыновьям в несколько поколений о том, что набеги более могущественных соседей при-вели несколько поселений к мирному объединению.
В честь трех больших сел, видимо, было названо XIямшима или, как древние говорили, Кьакьа – тоговато.
Это место было выбрано для постройки села очень обдуманно и умно. И наиболее влиятельным фактором, определившим характер заселения (ме-сто выбора поселения) – был фактор экономический и оборонный. Кроме как защиты от внешних врагов в ущелье на юго-западной части рос лес, по обеим сторонам ущелья были очень удобные места для пастьбы скота, а в самом ущелье на обоих берегах строили мельницы.
Первые поселенцы строили дома на 30 – 40 метров выше старого русла реки. Видимо, они соблюдали предосторожность от бурной реки. Даже сей-час сохранились остатки фундаментов от этих домов. Дома строили по обе стороны реки. Но большинство построек было на местности Кьябкьяр и Кья-мякь. Обнаружены остатки трехступенных (рядовых) стен, побеленных рас-твором размельченного белого камня. Там же были найдены жернова. Выше дома Къанда БатIа, на местности Кьябкьяр были обнаружены остатки фун-дамента, на стороне Къуппахьа, выше нынешнего дома Ухсарова Али, тоже обнаружили остатки жилища. На верху дома Къабцу Малла, на скале, были дома, но они были погребены вместе с жильцами упавшей скалой. Это под-тверждают наши старики, говоря, что им так рассказывали их деды.
В 1925 году произошел разлив реки. Река вышла из своего русла и снесла дома, построенные близко к берегу. Эта река унесла и дом Юсуповых. А когда река уменьшилась в размерах, на глубине 5 – 6 метров были обнару-жены небольшие бревна старинных построек.
После Октябрьскй революции произошли глубочайшие изменения не только в строительстве села, но и во всей материальной культуре. Начинает-ся новый этап строительства селения, в корне отличающийся от ранее суще-ствующих типов поселения своей планировкой, формой и благоустроенно-стью. Этот сложный процесс протекал в тесной взамосвязи социальных и экономических причин – национализации земли, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции на местах и т.д. Ранее самый влиятельный фактор поселения – оборонный фактор, постепенно утратил свое значение. Если раньше общественными местами являлись мечеть, минарет, площадь, то в советском селе возникают новые общественные места, связанные со своей эпохой. В каждом селе обязательным стало строительство школы, клуба, здания сельского совета и правления колхоза, медпункта, магазина, библио-теки и т.д. Современное село утопает в зелени, оно окружено садами и зеле-ными участками, которые используются для выращивания огородных куль-тур. Улицы села широкие и прямые. На улицу смотрят роскошные веранды и фасады домов, перед домом разбит палисадник, засаженный фруктовыми де-ревьями.
Одним из новых элементов в планировке современного села является спортивная площадка – место, где проходят состязания молодежи. Физиче-ская культура и спорт стали неотъемлемой частью жизни нашей молодежи.
Если раньше строительство новых домов было под силу только сель-ской верхушке в лице старшин, судей и других богачей, то сейчас практиче-ски все жители строят новые дома.
В 70-е годы из ущелья старого Гапшима началось переселение на рав-нинную часть. Этот процесс продолжается и по сей день. С 80-х годов в селе работает пекарня.
Сегодняшнее село Гапшима растет большими темпами. На сегодняш-ний день в селе насчитывается более 500 хозяйств. Вся свободная равнинная часть села разделена на участки под строительство жилья решением админи-страции села. Как грибы после дождя, появляются современные большие красивые дома. Планировка села составлена таким образом, что улицы полу-чаются прямые и широкие, чтобы спокойно проезжал автотранспорт. В 1995 г. была реконструирована мечеть, при мечети открыто медресе. Работают две школы: начальная и средняя. При начальной школе имеется детский сад. Не-давно построена стоматологическая поликлиника, оснащенная современным оборудованием. В селе имеются спортивные секции по боксу, по кикбоксингу и по вольной борьбе. Оттуда вышли несколько знаменитых спортсменов: Гаджиев Али – выпускник исторического факультета ДГУ – призер чемпио-ната Европы и мира по карате, двукратный серебряный призер чемпионата мира среди полицейских, четырехкратный чемпион России среди молодежи, 15-кратный чемпион России; Исмаилов Набиюлла – чемпион мира по кик-боксингу и др. и много других крутых пацанов!
 
Взято с форума ДГУ
Категория: Города и села | Добавил: дарго_магомед (19.04.2008)
Просмотров: 2925 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [30]
Властные структуры [10]
Города и села [35]
Даргинский язык [36]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [94]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [9]
Научно-популярное [92]

Поиск

Наш опрос
"Даргинцы" П.Кагировой - гимн дарго
1. согласен
2. нет
3. не знаю
4. есть другая
5. нужно немного подправить слова
6. Гимн на слова Абдуллаева Магомедзапира
Всего ответов: 181

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2021
Сайт создан в системе uCoz