ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав!

Воскресенье, 17.02.2019, 14:36
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Города и села

Сирхинское вольное общество (СирхIяла ХIуреба)
Сирхинцы были полными хозяевами земли джамаата. Сами устанавливали угодные порядки, сами защищали свои земли, ни от кого не завися и никому не подчиняясь. В Сирхинское вольное общество входило 36 сел и хуторов. Сирха не различала людей по сословию, здесь не было деления на лагов, чанков, беков. Фактически все сирхинцы были узденями; человек мог бы быть нищим, но если он был «гъавбза», то все было в его руках. Большая часть сирхинцев занималась животноводством и, соответственно, селилась на лето в мелких хуторах в несколько дворов, обычно у родственников. Со временем хутора разрастались и образовывались новые села. Их пашни и угодья начинаются почти за порогом жилья и просматриваются отсюда до самой их границы. В пределах прямой видимости еще три-четыре таких же соседних поселка, связь с ними поддерживается обычным криком. Сирхинец уверен, что в любое время суток, в любую погоду, в случае несчастья или стихийного бедствия по одному его крику соседние поселки устремятся к нему на помощь. Мужское население уходило в набег в Грузию и Иран. История Сирхинского общества Известный историк Расул Магомедов высказывал осторожное предположение о возможной близости названий «Зирихгеран» и «Сирха», что соотносится и с легендами кубачинцев о древних землях их предков гораздо западнее в легендарном Кар-Урбуке (Верхний Арбук) выше по притокам Уллучая, и уровень ткачества в Сирха считал вполне сравнимым с уровнем металлообработки в Кубачи. На плато «хъана», недалеко от села Карбачимахи, возможно, существовал крупный населенный пункт. Так, от родника «чимгъа», находящегося на другой стороне ущелья, на расстоянии нескольких километров и перепадом высоты в 60 метров, был проведен водопровод, построенный из глиняных сосудов, попадаются даже целые участки. Даже в наше время, в век стальных труб, водоводы выдерживают только несколько лет. На плато есть следы развалин, да и пастухи рассказывали, что раньше можно было с плато спуститься по подземным переходам к реке Уллучай. По сегодняшним представлениям Сирха — древний уголок Дахадаевского и Акушинского районов, известный исключительно животноводческой продукцией, слабо связанный с внешним миром. Откуда же в таком случае столь высокий уровень ткацкого ремесла здесь в XV веке, на который указывал Расул Магомедов? Дать сегодня ясный ответ на этот вопрос невозможно, однако следует обратить внимание на предание, бытующее в Нахки и окрестных поселениях: якобы недалеко от нынешнего хутора Кураши существовал некогда настоящий город — Кунтраги, который был разрушен какими-то «персами». К сожалению, никаких археологических работ в Сирхе не велось, но если предполагать историческую основу этого предания, то получается, что город Кунтраги существовал еще до нашествия Тимура.

Во главе Сирхинского общества стояло селение Нахки, до разорения и разрушения Надиром в 1735-42 годах, в прошлом называлась Нухикъала (Крепость Нухи) что было связано с сильной обороноспособностью селения, окруженного оборонительной стеной с башнями. Согласно существующему преданию, Надир не смог взять Нахки с первого раза и, лишь узнав все о нем, смог взять его и разрушить. Все жители были истреблены. Чтобы возродить село, по преданию, многие сирхинские (и не только сирхинские) сельские общины отправили в Нахки семьи из добровольцев.

Сирхинские предания ставят на особое место село Урари. Самым сильным в военном и политическом отношении был Ураринский джамаат. По легенде существовало укрепление «Куса», которое было центром целого узла обороны: в четыре стороны отходили отсюда тайные подземные ходы, длиною до 400—600 м, позволявшие и внезапно оказаться в тылу осаждающих, и уйти при неудаче. Археологического обследования «Куса» не проводилось и ничего определенного о времени ее создания сказать нельзя. А что, если она ровесница Ицаринской башни (XIII — XVI вв). В Карбачимахи и Дуакар происходили стычки и междоусобные войны с лакскими феодалами, Надиршахом персидским, в результате которых аулы сжигались и грабились. Существуют подобные сведения и о других сирхинских поселениях, но подчинить Сирха врагам не удавалось. В годы антиталканских выступлений в конце XVI в. сирхинцы сблизились с Акушинским союзом. Источники отмечают их активное участие в войне даргинских джамаатов против Герея Тарковского и его иранских союзников. В памятной записи на полях книги «Халул ал-Иджаз», сделанной в 1612 г. «кадием эпохи» сел. Акуша Хаджи-Махмудом, сыном Мухаммада, говорится о войне шиитов Юсуф-хана (иранский наместник-беглярбек Ширвана) против Дарго, Сирхи и Атраза (?), где в конце концов даргинцы одержали победу, убив из войска Юсуф-хана 2000 персов.

Расул Магомедов считал, что агрессивность сирхинцев отмечена лишь после рубежа ХVI—ХVII вв. (до этого о Сирхе имелись совершенно иные сведения). Русское командование обращалось к правителям в Дагестане, в частности Асланхану Казикумухскому, «чтобы он употребил содействие к принуждению соседнему к нему Сирхинского общества к исправному платежу дани. Если они будут продолжать упорствовать в платеже следуемой в них дани — арестовать их стада, которые они в зимнее время пасут на низменных местах, прилегающих к морю, и тем понудить их к взносу казенных податей, или же пополнить таковые продажею скота». Согласно докладной записке генерал-майора Краббе графу Паскевичу, недоимки Сирхинского общества с 1823 по 1829 год составили 2165 рублей. Если Рутульское общество и Кубачи объяснили, что «не имеют средств собрать недоимочных денег, ссылаясь на бедность, то Сирхинское общество «решительно отказалось как от платежа подати, так и от повиновения правительству нашему». Генерал Евгений Головин «Владения Дагестана, которые мы называем покорными, — писал генерал Головин, — как, например, воинственная Сирха в Дербентской провинции, Каракайтаг, Табасаран, сильная Акуша, дальняя Андалаль и многие другие мечтают быть только в союзе с нами, а не повиновении у нас, и при удобном случае нам изменят».

В начале 40-х годов XIX в. сирхинцы вели себя относительно спокойно, пока сторонники Шамиля не вступили в тайные отношения с сирхинцами. В результате вместе с другими владениями Дагестана, особенно с Акуша-Дарго, сирхинцы выступили на стороне Шамиля. В апреле 1844 брат Арслан-кадия Цудахарского собрал около Буркун-Дарго более двух тысяч сирхинцев, целью которых являлось воспрепятствовать продвижению русских войск на Акуша-Дарго, «возмутить жителей в окрестностях Чираха и тем распространить волнение в остальной части жителей ханства Казикумухского и в ханстве Кюринском». К сирхинцам присоединились Кайтаг и Акуша-Дарго. Весь отряд перешел на правый берег Казикумухского Койсу и занял ряд селений. Однако 8 июня, после прихода войск под начальством полковника Форстена в Хосрех, сирхинцы перешли опять на левый берег, уничтожили мост и заняли позицию по дороге к селениям Наци и Урари. В произошедшем сражении горцы потерпели поражение. Казаки заняли селения Наци и Урари. При этом в плен попал кадий сел. Наци Абдулла, «которому Шамиль поручил начальство над 8-тысячным сборищем». В селах Наци и сел. Урари русские войска отбили у сирхинцев до четырех тысяч овец и расположились в пяти верстах от сел. Урари. Потери сирхинцев составили 300 убитых и 100 человек попавших в плен. После этого поражения сирхинцы покинули территорию Казикумухского ханства, после чего Аргутинский начал усмирение Сирхинского общества. 11 июня 1844 года русские войска двинулись на селение Дуакар — «одно из главных селений общества, которое в последнее время сделалось известным строптивым поведением своих жителей». 12 июня к Аргутинскому пришли старшины всего Сирхинского общества с просьбой «о пощаде и с изъявлением совершенной покорности». 16 июня в лагере русских войск у сел. Дуакар старшины Сирхинского общества и сел. Кубачи подписали соглашение, в результате чего русские войска получили возможность двинуться на покорение Акуша-Дарго. В последующем сирхинцы ограничивались добровольным уходом к мюридам. В 1867 году в связи с разделением округа на наибства, Сирхинское общество было преобразовано в Сирхинский участок. В нем находились 16 селений и 42 отселка — всего 58 населенных пунктов.
*****
Сирхинцы были полными хозяевами земли джамаата. Сами устанавливали угодные порядки, сами защищали свои земли, ни от кого не завися и никому не подчиняясь. В Сирхинское вольное общество входило 36 сел и хуторов. Сирха не различала людей по сословию, здесь не было деления на лагов, чанков, беков. Фактически все сирхинцы были узденями; человек мог бы быть нищим, но если он был «гъавбза», то все было в его руках. Большая часть сирхинцев занималась животноводством и, соответственно, селилась на лето в мелких хуторах в несколько дворов, обычно у родственников. Со временем хутора разрастались и образовывались новые села. Их пашни и угодья начинаются почти за порогом жилья и просматриваются отсюда до самой их границы. В пределах прямой видимости еще три-четыре таких же соседних поселка, связь с ними поддерживается обычным криком. Сирхинец уверен, что в любое время суток, в любую погоду, в случае несчастья или стихийного бедствия по одному его крику соседние поселки устремятся к нему на помощь. Мужское население уходило в набег в Грузию и Иран. История Сирхинского общества Известный историк Расул Магомедов высказывал осторожное предположение о возможной близости названий «Зирихгеран» и «Сирха», что соотносится и с легендами кубачинцев о древних землях их предков гораздо западнее в легендарном Кар-Урбуке (Верхний Арбук) выше по притокам Уллучая, и уровень ткачества в Сирха считал вполне сравнимым с уровнем металлообработки в Кубачи. На плато «хъана», недалеко от села Карбачимахи, возможно, существовал крупный населенный пункт. Так, от родника «чимгъа», находящегося на другой стороне ущелья, на расстоянии нескольких километров и перепадом высоты в 60 метров, был проведен водопровод, построенный из глиняных сосудов, попадаются даже целые участки. Даже в наше время, в век стальных труб, водоводы выдерживают только несколько лет. На плато есть следы развалин, да и пастухи рассказывали, что раньше можно было с плато спуститься по подземным переходам к реке Уллучай. По сегодняшним представлениям Сирха — древний уголок Дахадаевского и Акушинского районов, известный исключительно животноводческой продукцией, слабо связанный с внешним миром. Откуда же в таком случае столь высокий уровень ткацкого ремесла здесь в XV веке, на который указывал Расул Магомедов? Дать сегодня ясный ответ на этот вопрос невозможно, однако следует обратить внимание на предание, бытующее в Нахки и окрестных поселениях: якобы недалеко от нынешнего хутора Кураши существовал некогда настоящий город — Кунтраги, который был разрушен какими-то «персами». К сожалению, никаких археологических работ в Сирхе не велось, но если предполагать историческую основу этого предания, то получается, что город Кунтраги существовал еще до нашествия Тимура.

Во главе Сирхинского общества стояло селение Нахки, до разорения и разрушения Надиром в 1735-42 годах, в прошлом называлась Нухикъала (Крепость Нухи) что было связано с сильной обороноспособностью селения, окруженного оборонительной стеной с башнями. Согласно существующему преданию, Надир не смог взять Нахки с первого раза и, лишь узнав все о нем, смог взять его и разрушить. Все жители были истреблены. Чтобы возродить село, по преданию, многие сирхинские (и не только сирхинские) сельские общины отправили в Нахки семьи из добровольцев.

Сирхинские предания ставят на особое место село Урари. Самым сильным в военном и политическом отношении был Ураринский джамаат. По легенде существовало укрепление «Куса», которое было центром целого узла обороны: в четыре стороны отходили отсюда тайные подземные ходы, длиною до 400—600 м, позволявшие и внезапно оказаться в тылу осаждающих, и уйти при неудаче. Археологического обследования «Куса» не проводилось и ничего определенного о времени ее создания сказать нельзя. А что, если она ровесница Ицаринской башни (XIII — XVI вв). В Карбачимахи и Дуакар происходили стычки и междоусобные войны с лакскими феодалами, Надиршахом персидским, в результате которых аулы сжигались и грабились. Существуют подобные сведения и о других сирхинских поселениях, но подчинить Сирха врагам не удавалось. В годы антиталканских выступлений в конце XVI в. сирхинцы сблизились с Акушинским союзом. Источники отмечают их активное участие в войне даргинских джамаатов против Герея Тарковского и его иранских союзников. В памятной записи на полях книги «Халул ал-Иджаз», сделанной в 1612 г. «кадием эпохи» сел. Акуша Хаджи-Махмудом, сыном Мухаммада, говорится о войне шиитов Юсуф-хана (иранский наместник-беглярбек Ширвана) против Дарго, Сирхи и Атраза (?), где в конце концов даргинцы одержали победу, убив из войска Юсуф-хана 2000 персов.

Расул Магомедов считал, что агрессивность сирхинцев отмечена лишь после рубежа ХVI—ХVII вв. (до этого о Сирхе имелись совершенно иные сведения). Русское командование обращалось к правителям в Дагестане, в частности Асланхану Казикумухскому, «чтобы он употребил содействие к принуждению соседнему к нему Сирхинского общества к исправному платежу дани. Если они будут продолжать упорствовать в платеже следуемой в них дани — арестовать их стада, которые они в зимнее время пасут на низменных местах, прилегающих к морю, и тем понудить их к взносу казенных податей, или же пополнить таковые продажею скота». Согласно докладной записке генерал-майора Краббе графу Паскевичу, недоимки Сирхинского общества с 1823 по 1829 год составили 2165 рублей. Если Рутульское общество и Кубачи объяснили, что «не имеют средств собрать недоимочных денег, ссылаясь на бедность, то Сирхинское общество «решительно отказалось как от платежа подати, так и от повиновения правительству нашему». Генерал Евгений Головин «Владения Дагестана, которые мы называем покорными, — писал генерал Головин, — как, например, воинственная Сирха в Дербентской провинции, Каракайтаг, Табасаран, сильная Акуша, дальняя Андалаль и многие другие мечтают быть только в союзе с нами, а не повиновении у нас, и при удобном случае нам изменят».

В начале 40-х годов XIX в. сирхинцы вели себя относительно спокойно, пока сторонники Шамиля не вступили в тайные отношения с сирхинцами. В результате вместе с другими владениями Дагестана, особенно с Акуша-Дарго, сирхинцы выступили на стороне Шамиля. В апреле 1844 брат Арслан-кадия Цудахарского собрал около Буркун-Дарго более двух тысяч сирхинцев, целью которых являлось воспрепятствовать продвижению русских войск на Акуша-Дарго, «возмутить жителей в окрестностях Чираха и тем распространить волнение в остальной части жителей ханства Казикумухского и в ханстве Кюринском». К сирхинцам присоединились Кайтаг и Акуша-Дарго. Весь отряд перешел на правый берег Казикумухского Койсу и занял ряд селений. Однако 8 июня, после прихода войск под начальством полковника Форстена в Хосрех, сирхинцы перешли опять на левый берег, уничтожили мост и заняли позицию по дороге к селениям Наци и Урари. В произошедшем сражении горцы потерпели поражение. Казаки заняли селения Наци и Урари. При этом в плен попал кадий сел. Наци Абдулла, «которому Шамиль поручил начальство над 8-тысячным сборищем». В селах Наци и сел. Урари русские войска отбили у сирхинцев до четырех тысяч овец и расположились в пяти верстах от сел. Урари. Потери сирхинцев составили 300 убитых и 100 человек попавших в плен. После этого поражения сирхинцы покинули территорию Казикумухского ханства, после чего Аргутинский начал усмирение Сирхинского общества. 11 июня 1844 года русские войска двинулись на селение Дуакар — «одно из главных селений общества, которое в последнее время сделалось известным строптивым поведением своих жителей». 12 июня к Аргутинскому пришли старшины всего Сирхинского общества с просьбой «о пощаде и с изъявлением совершенной покорности». 16 июня в лагере русских войск у сел. Дуакар старшины Сирхинского общества и сел. Кубачи подписали соглашение, в результате чего русские войска получили возможность двинуться на покорение Акуша-Дарго. В последующем сирхинцы ограничивались добровольным уходом к мюридам. В 1867 году в связи с разделением округа на наибства, Сирхинское общество было преобразовано в Сирхинский участок. В нем находились 16 селений и 42 отселка — всего 58 населенных пунктов.
Категория: Города и села | Добавил: дарго (05.02.2019)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [27]
Властные структуры [10]
Города и села [34]
Даргинский язык [34]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [92]
Кухня [14]
Литература [51]
Население [9]
Научно-популярное [91]

Поиск

Наш опрос
Верите ли Вы в гороскопы?
1. Нет, не верю!
2. Не верю, но интересно
3. Что-то в этом есть
4. Да, конечно!
Всего ответов: 79

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2019
Сайт создан в системе uCoz