ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Суббота, 18.11.2017, 11:07
  Каталог статей Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » Мой Дагестан » История и география

Керамика из Сулевкая (Сулевкент)
Старый Сулевкай (Сулевкент, Сулевчи) находится в Дахадаевском районе, расположен среди величавых суровых гор подобно орлиному гнезду, прилипшему к большой неприступной скале. Он находится между селениями Кубачи и Шири – в труднодоступном живописном ущелье. Образовался из шести отдельных хозяйств, спустившихся из Кубачи для постройки мельницы на реке Уллучай. Отсюда село и ведет свою историю. Филологически сулевкентцы относятся к кубачинскому диалекту даргинского языка. Село Сулевкент — известный центр гончарного ремесла. Крупными тухумами в селении являются ВишкIелхъал, Шумарикал, Сикмахъал, Къучехъал, ВикIехъал, Патишхъал и многие другие., Источник

Более пятисот лет на караванных путях от Кабарды до Дербента шла бойкая торговля глиняной посудой из высокогорного села., Источник
 
Известный этнограф-кавказовед Е.М.Шиллинг верно отмечал, что сулевкентцы «по быту были очень близки к кубачинцам», что «экономика Сулевкента также напоминала Кубачи: для гончаров промысел издавна играл значительную хозяйственную роль». Ранние образцы сулевкентской керамики, найденные в старых разрушенных селениях Дагестана, свидетельствуют о том, что создавали их сулевкентцы в VIII–IX вв., Источник

Гончарное дело и керамическое производство существуют в Дагестане с древнейших времен. Уже пять тысяч лет назад здесь был известен гончарный круг, одно из оригинальных изобретений человечества. Только распространение в средневековую эпоху медной посуды несколько потеснило в быту гончарные изделия. Но даже до недавнего времени без гончарной посуды, не обходилось ни одно молочное хозяйство.

Керамика Сулевкента функциональна, декор ее очень скуп, но именно в этом заключена главная ее эстетическая ценность. Внимание искусствоведов привлекает разновидность сулевкентской керамики с чертами восточных средневековых фаянсов: часть фона покрыта белым ангобом, оттеняющим подцветку прозрачной глазури. Нет ни рисунка, ни узора — лишь сочетание дополняющих друг друга силуэтов темно-коричневого и бледно-зеленого цветов. Позже в керамике Сулевкента рельефно-лепные и прочерченные узоры сменяются росписью. Роспись выполнялась темно-красной глиной. Покупателей привлекала благородная простота и размеренный ритм параллельных линий и крупных фигур узора изделий, цельно гармонирующих с формой сосуда. Роспись сулевкентских кувшинов привлекала декоративным изяществом и монументальностью, которая наносится широкими, жирными линиями при помощи кусочка войлока. Традиционная основа росписи — 5-образные мотивы, волнистые и прямые линии, завитки, мазки в виде запятых. Роспись на всех сулевкентских кувшинах располагается поясом и представляет собой ряд тонких линий, обрамленных по краям более широкими полосами. Поверх такого линейного пояса наносится несложный орнамент., Источник
 




Источник: http://dagistanhistory.livejournal.com/39373.html
Категория: История и география | Добавил: дарго_магомед (04.06.2014)
Просмотров: 1427 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Радио dargo.ru

Категории раздела
Адаты [27]
Властные структуры [10]
Города и села [32]
Дагестанские языки [1]
Даргинский язык [32]
Имена Дарго [73]
История и география [93]
Кухня [15]
Литература [41]
Население [10]

Поиск

Наш опрос
Ваше мировоззрение
1. Мусульманин
2. Христианин
3. Я даргинец!
4. Агностик
5. Атеист
6. Иудей
7. Буддист
8. прочее
Всего ответов: 198

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz