ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав! Амру дерхъав!

Пятница, 29.05.2020, 03:00
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » История и география

Керамика из Сулевкая (Сулевкент)
Старый Сулевкай (Сулевкент, Сулевчи) находится в Дахадаевском районе, расположен среди величавых суровых гор подобно орлиному гнезду, прилипшему к большой неприступной скале. Он находится между селениями Кубачи и Шири – в труднодоступном живописном ущелье. Образовался из шести отдельных хозяйств, спустившихся из Кубачи для постройки мельницы на реке Уллучай. Отсюда село и ведет свою историю. Филологически сулевкентцы относятся к кубачинскому диалекту даргинского языка. Село Сулевкент — известный центр гончарного ремесла. Крупными тухумами в селении являются ВишкIелхъал, Шумарикал, Сикмахъал, Къучехъал, ВикIехъал, Патишхъал и многие другие., Источник

Более пятисот лет на караванных путях от Кабарды до Дербента шла бойкая торговля глиняной посудой из высокогорного села., Источник
 
Известный этнограф-кавказовед Е.М.Шиллинг верно отмечал, что сулевкентцы «по быту были очень близки к кубачинцам», что «экономика Сулевкента также напоминала Кубачи: для гончаров промысел издавна играл значительную хозяйственную роль». Ранние образцы сулевкентской керамики, найденные в старых разрушенных селениях Дагестана, свидетельствуют о том, что создавали их сулевкентцы в VIII–IX вв., Источник

Гончарное дело и керамическое производство существуют в Дагестане с древнейших времен. Уже пять тысяч лет назад здесь был известен гончарный круг, одно из оригинальных изобретений человечества. Только распространение в средневековую эпоху медной посуды несколько потеснило в быту гончарные изделия. Но даже до недавнего времени без гончарной посуды, не обходилось ни одно молочное хозяйство.

Керамика Сулевкента функциональна, декор ее очень скуп, но именно в этом заключена главная ее эстетическая ценность. Внимание искусствоведов привлекает разновидность сулевкентской керамики с чертами восточных средневековых фаянсов: часть фона покрыта белым ангобом, оттеняющим подцветку прозрачной глазури. Нет ни рисунка, ни узора — лишь сочетание дополняющих друг друга силуэтов темно-коричневого и бледно-зеленого цветов. Позже в керамике Сулевкента рельефно-лепные и прочерченные узоры сменяются росписью. Роспись выполнялась темно-красной глиной. Покупателей привлекала благородная простота и размеренный ритм параллельных линий и крупных фигур узора изделий, цельно гармонирующих с формой сосуда. Роспись сулевкентских кувшинов привлекала декоративным изяществом и монументальностью, которая наносится широкими, жирными линиями при помощи кусочка войлока. Традиционная основа росписи — 5-образные мотивы, волнистые и прямые линии, завитки, мазки в виде запятых. Роспись на всех сулевкентских кувшинах располагается поясом и представляет собой ряд тонких линий, обрамленных по краям более широкими полосами. Поверх такого линейного пояса наносится несложный орнамент., Источник
 




Источник: http://dagistanhistory.livejournal.com/39373.html
Категория: История и география | Добавил: дарго_магомед (04.06.2014)
Просмотров: 2333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [28]
Властные структуры [10]
Города и села [34]
Даргинский язык [34]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [94]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [9]
Научно-популярное [91]

Поиск

Наш опрос
"Даргинцы" П.Кагировой - гимн дарго
1. согласен
2. нет
3. не знаю
4. есть другая
5. нужно немного подправить слова
6. Гимн на слова Абдуллаева Магомедзапира
Всего ответов: 181

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2020
Сайт создан в системе uCoz