ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав! Амру дерхъав!

Понедельник, 19.04.2021, 21:03
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » История и география

История Каракайтага

Скачать с сервера - http://dargo.ru/lib/Karakajtag.rar

Каракайтагом принято называть предгорную часть нынешнего Кайтагского района, которая лежит к югу от сел. Маджалис и тянется вплоть до сел. Джавгат. Отдельные моменты из жизни обитателей Каракайтага в X–XV вв. излагаются в историческом сочинении, один из списков которого (В) имеет название: «Это разъяснение о войне, произошедшей в каракайтагских (хайдаки) селениях, Дарга (Даркэ) и Урчамуле». Это, однако, не соответствует содержанию сочинения. И поэтому мы решили дать ему заглавие «История Каракайтага».

«История Каракайтага» известна в пяти списках.

1) Список А — включен в рукописный сборник различных произведений (см.: РФ ИИЯЛ, ф. 14, оп. 1, N 2504), который обнаружен в 1981 г. Х. А. Омаровым в сел. Дзилебки Кайтагского района.

Сборник написан черными чернилами, каламом, несколькими лицами, почерком насх на 124 листах (17,5x11 см) бумаги трех сортов: а) толстая, плотная, с небольшими фрагментами водяного знака западноевропейская бумага кремового цвета (верже), употреблявшаяся в Дагестане преимущественно в XVIII в. (л. 1а–21б, 24а–24б, 34а–45б, 47а–55б); б) толстая, плотная фабричная бумага кремового цвета (л. 25а–32б); в) тонкая желтоватая фабричная бумага российского производства, характерная для XIX — начала XX в. (л. 22а–23б, 33а–33б, 46а–46б, 56а–124б).

Большая часть сборника написана по-арабски. Это молитвы, отдельные хадисы, стихи и проза религиозного содержания, руководства по составлению талисманов и т. п. Из всего этого материала можно специально отметить: а) сочинение «Фанн ал-ираб» (л. 17а–20б), переписанное Мирзалмухаммадом, сыном Денга ал-Чари, т. е. джарцем; б) обрывок прозаического текста (л. 22а), датированный 1300/1882–83 г.; в) касыду религиозного содержания (л. 22б–23б), переписанную в 1301/1883–84 г.; г) выдержки из «Хайат ал-хай-ван» Мухаммада ибн Исы ад-Думайри (л. 33а–33б), сделанные в 1299/1881–82 г.; д) копию письма дагестанского ученого [151] Мухаммада из Убра (ум. в 1147/1734–35 г.) «своему шейху» Мухаммеду из Кудутля, скончавшемуся в 1717 г. (л. 38а); е) памятные записи (л. 38б) — «Сто четырнадцатый (732–33) год — дата исламизации Дагестана руками Абу Муслима и разрушения крепости Курайш. Семьсот пятый (1305–06) год — дата исламизации Кубачи и убийства Хасана Правдивейшего в Ширэ. Между исламизацией Дагестана и исламизацией Кубачи будет пятьсот девяносто лет»; ж) краткое руководство по составлению талисманов (л. 39б), созданное, как можно полагать, Дамаданом из Мегеба (ум. в 1724 г.); з) хадисы и высказывания отдельных ученых (л. 70б), записанные Исламом из сел. Урахи; и) «Дербенд-наме» (л. 74а–80а); к) «Родословную Рустамхана, уцмия Кайтага» (л. 80а–80б); л) «Историю Каракайтага» (л. 80б–84а); м) запись о половых связях (л.84а), принадлежащую Таййибу, надо полагать, из сел. Харахи, который скончался в 1108/1696–97 г.; н) «Историю Абу Муслима» (л. 87б–88б); о) краткое описание Стамбула (л. 94б); п) памятную запись следующего содержания (л. 94б): «Это — историческое разъяснение на будущее. В благословенном месяце раджаб тысяча сто сорок седьмого (1734) года пришел [прок]лятый Тахмаз-хан. Он разрушил Маджалис, все Акуша и остальные [селения]»; р) подлинное письмо Махамирза-беку Марагинскому (ал-Махраки) от 1278/1861–62 г. (л. 119б).

В разбираемом сборнике имеются тексты и на даргинском языке, XIX в.: а) перевод некоторых арабских глаголов (л. 21а); б) прозаические тексты религиозного содержания (л. 28а–29б, 57б–58а, 111б–112б); в) перевод всех слов из арабоязычного произведения, озаглавленного «О сын Адама» (л. 105б–111а), которое переписано в 1278/1861 г. Исламом, сыном Нуха, из сел. Хосрех (?), во время учебы у кадия Хаджи из сел. Калкни.

Из приведенного описания можно сделать вывод, что фактически мы имеем дело с двумя различными сборниками: первый из них был переписан в XVIII в., а второй — в XIX в., ближе к концу столетия. Следовательно, и первый (А) список «Истории Каракайтага» — записан он, как отмечалось выше, на российской фабричной бумаге наряду с материалами от 1861 г. (л.105а-111а) — можно датировать второй половиной XIX в.

2) Список Б — включен в рукописный сборник, переписанный жителем сел.–Гунакари Дахадаевского района А.–Халимбековым, по его словам, с рукописного сборника, хранившегося у меусишинца Д.–Магомедгаджиева. Сборник А.–Халимбекова содержит помимо текстов религиозного содержания «Историю Каракайтага», «Дербенд-наме» на арабском языке, а также памятные записи: «Сто двадцать четвертый (741–42) год — дата исламизации [152] Дагестана руками Абу Муслима и разрушения крепости Курайш. Хасан Правдивейший был убит в Зирихгеране, то есть в Кубачи, а жители его приняли ислам в семьсот пятом (1305–06) году. Между исламизацией Дагестана и исламизацией Кубачи будет пятьсот девяносто лет. После того выступил могучий муж, которого называли Тахмаз-хан, побывавший со своим войском на Востоке и Западе. Он силой завоевал Дагестан, и тогда Ахмадхан-усуми помирился [с ним], выдав замуж свою дочь по имени Бахтика-бике в тысяча сто сорок восьмом (1735–36) году по хиджре». Естественно, что данный список «Истории Каракайтага» датируется XX в., хотя и восходит к более старому списку.

Во время пребывания в сел. Гунакари мы не смогли в связи с недостатком времени переписать данный список полностью и ограничились лишь той его частью, которая не имеет параллелей в ранее известных источниках.

3) Список В — хранится у одного из авторов этих строк; написан желтовато-коричневыми чернилами, почерком насх на листах кремовой фабричной бумаги российского производства второй половины XIX — начала XX в.

Тексту «Истории Каракайтага» предшествуют: а) запись: «В это время — в 112 (730–31) году»; б) заглавие: «Это — разъяснение о войне, произошедшей в каракайтагских (хайдаки) селениях, Дарга (Даркэ) и Урчамуле»; в) «Родословная Рустамхана, уцмия Кайтага».

В конце разбираемого здесь источника написано, правда, уже фиолетовыми чернилами: «Написал это Махмуд, сын Мухаммада ал-Ч.б.х.ри. Я [сделал это], когда был муэдзином в селении [Баршамай], в квартале Ма'а... Он окончил в обеденное время 25-го [числа] благословенного месяца рамадан 1344 (1925) года». Ниже добавлено: «Владелец этой летописи (рагам) Хуламухамма, сын Хуламухаммы ал-Баршама'и».

4) Список Г — доступен нам только по фотокопии, любезно предоставленной М.-Г. М. Садыки. Из нее, однако, видно, что текст «Истории Каракайтага», которой предшествует «Родословная Рустамхана, уцмия Кайтага», написан каламом, почерком насх, рукой Ахмадхана, сына Мухаммадрасула из сел. Бажлук.

5) Список Д — написан черными чернилами, каламом, почерком насх на двух сторонах листа российской фабричной бумаги кремового цвета. Список этот, которому предшествует «Родословная Рустамхана, уцмия Кайтага», уверенно датируется второй половиной XIX — началом XX в., текст его дошел с большими лакунами.

Текстологический анализ «Истории Каракайтага» показал, что названное сочинение состоит из: а) части текста краткой редакции [153] «Истории Маза» (список, близкий к списку Г), где, однако, в качестве предводителя воинов-мусульман, завоевавших Кайтаг, вместо эмира Чупана назван Ханмухаммад, а лезгинское сел. Куруш превращено в даргинское сел. Каракорейш; б) записи о переходе земель между реками Гамриозень и Сулак в руки шамхалов; в) повествования о жизни каракайтагцев в X–XV вв.; г) неполного перечня кадиев Центрального Дагестана (начало XIV в.) с указанием их местопребывания.

Повествование о жизни каракайтагцев в X–XV вв., являющееся составной частью «Истории Каракайтага», — самостоятельный памятник дагестанской историографии, несущий ранее неизвестную информацию о X–XV вв. Написан этот текст, как представляется, не позднее конца XV — начала XVI в.

При описании событий, имевших место ранее начала XIV в., в анализируемом источнике упоминается правитель Кайтага Султанмухаммад-уцмий, который, согласно «Хронике Махмуда Хиналугского», был современником ширваншаха начала XIII в. Гершаспа (См.: Берже. Кайтахские рукописи, с. 1074.). Говорится там и о захвате каракайтагцами сел. Ашра, причем событие датировано 705/1305–06 г. Названные факты позволяют думать, что человек, написавший разбираемый источник, — при описании событий, далеких от него, использовал наряду с устными материалами (предания каракайтагцев и т. п.) также и письменные, скорее всего памятные записи.

В тексте повествования при описании событий 705/1305–06 г. упоминается кадий Манас Бутринский. В перечне же кадиев Центрального Дагестана, включенном в текст «Истории Каракайтага», современником этого кадия Манаса назван кадий Дарго Шайхмухаммад, который пал в бою против кубачинцев-немусульман. В данной связи отметим, что жители Кубачи приняли ислам в 1306 г. (Айтберов, Иванов. Новые арабские надписи. с. 41–44.). Следовательно, кадий Шайхмухаммад вполне мог быть современником кадия Манаса. В свою очередь, это говорит о том, что названный перечень кадиев — источник весьма достоверный.

Перевод

Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Хвала Аллаху, который сотворил богоизбранного Мухаммада из света своей красоты, а затем послал его со [знанием] верного пути и истинной религии, чтобы он вознес ее над всеми религиями. Благословение [154] и приветствие сподвижникам Мухаммада (Букв.: «его».), благовоспитанным через его воспитанность, а особенно его находящимся в центре отпрыскам и благородным дядям по отцу (В списках В, Г, Д, данный абзац отсутствует.).

А далее.

Из потомков членов дома богоизбранного пророка, неграмотного араба, корейшита Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, — я подразумеваю старосту общества сподвижников Хамзу ал-Араби, одного из дядей пророка (В, Г, Д — «Из потомков его другого дяди по отцу — звезды и солнца верного пути»), да благословит его всемилостивый Владыка и да приветствует, — были: шейх Ахмад, шейх Абу Ибрахим и шейх Исхак. Из потомков же его другого дяди — звезды верного пути, солнца людей, благородного, превосходного и прославленного Аббаса, [да будет им доволен] всезнающий Владыка [сейчас] и в День суда, — были: шейх Мухаммад и шейх Насираддин, да помилует их всевышний Аллах. Аминь! (В списках В, Г, Д отмеченный текст отсутствует.)

Они выступили из благороднейшей Мекки и светлейшей Медины по прошествии двухсот лет от хиджры пророка с двумя тысячами мужей из числа своих близких и членов своего рода. Они достигли Шама и пробыли там несколько лет. Оттуда они вышли в Миср уже с пятью тысячами мужей. Побыв там, они [выступили] и больше уже не прерывали путешествия, пока не достигли области Чаркас (В списках В, Д под кяф стоят три точки.).

В то время те области являлись обителью войны. Поэтому в течение двух лет они совершили туда много походов и провели там большую священную войну. При помощи всевышнего Аллаха они [убили] могучих эмиров из племени неверующих, взяли в плен женщин и мальчиков, разграбили имущества.

Затем (Отсюда начинается текст списка Б.) они прибыли в вилайат Хайдах. Посовещавшись в отношении того, что было согласовано между ними, они убили его (Б — «их».) султана, именуемого Гаданфар, после того как его жители были обращены в ислам их руками. Они взяли в плен его дочерей и отпрысков, завладели его имуществами и его сокровищницами в том вилайате.

Эмиром был Ханмухаммад, сын Султанахмада (1), потомок Хамзы ал-Араби. Он выдал свою дочь (Б — «дочь отмеченную [титулом] бика.) за Масумбека (В — Масум, ? — Масумбак), эмира вилайата [155] Табасаран и его покровителя. Сам он вступил в брак с его дочерью после того, как жители того вилайата также приняли ислам (В списках В, Г отмеченный текст отсутствует.).

В вилайате Хайдак он построил многочисленные селения (Здесь кончается та часть текста «Истории Каракайтага», которая позаимствована из краткой редакции «Истории Маза».), а до того на горе, над их селениями (В — «селением» (ед. ч.).), [у них] был громадный город, называемый Джалаги (2). Прибыль же для них и их работа были на равнине (3).

Затем, после распространения ислама (4) и прекращения смут они разошлись по тем местам и обителям, по которым захотели. Они при этом завладели (малака) недвижимостью (акар), лугами и садами (Б — «садами и посевами».) исключительно по подношению (Б — «с согласия».) других селений.

В таком положении они оставались до времени Султанмухаммада-усуми (5). Затем они все согласились на передачу во владение (тамлик): посевов, лугов и садов (В списке Б это предложение здесь кончается.) — там, где они хотят, — кроме равнины (В, Г — «...равнины выше [огороженных] садов».) и Самса (6). Эти же два места остались (В списке Б предыдущие слова предложения отсутствуют.) общими для их селений.

Затем, через некоторое время со стороны эмира (Б — «жителей».) селения Ашра (В — Ашракадди; Г — Ашраккадда (дарг., «Ашранское ущелье»).) (7) обнаружились насилие и тирания (8). Тогда они посовещались между собой, напали на них (В списке Б это предложение здесь кончается.) и разрушили Ашра; харим того селения остался также общим. То время соответствовало семьсот пятому (1305–06) году (В списках Б, Г это предложение отсутствует.).

Предводителями (каид) этого времени были: Усман, сын Рамадана ал-Хабши (9), Абдаллах ал-Дж.р.ки и Хассан ал-Барши (В списке В данное предложение имеет следующий вид: «Предводителем был в это время ... (?) ал-Баршама'и»; Г — «Предводитель в это время был из Барши».) (10), который был самым старшим из них, самым умным и самым красноречивым. Должность (амр) же кадия Хайдака — у Манаса, сына Нуха ал-Бутри (11), осевшего в селении Барши (Б — «...Барши около Ма'э»; В — Баршама'и). [156]

Затем. После того пришли эмиры из числа жителей Таифа (12) — *десять человек из их храбрецов (В, Г — «десять храбрецов [из] Бутри».) — и осели в разрушенном селении, называемом Ма'э (Б, Г — Ма'и; В — Баршама'и.) (13), около Барши. Они приказали построить соборную мечеть между ними (14), около могил шахидов (15), а также установили справедливость среди жителей селений Хайдака и прочих селений, принадлежавших другим людям. Затем, однако, все они — то есть те, кто пришли из Таифа, — погибли при совершении джихада на священной войне с неверующими гор, [называемыми] Урчамул (Данный этнотопоним полностью огласован только в списках А, Б, и при этом в списке Б написано Урчамур.) (16), и их похоронили около могилы известного шейха Джунайда ал-Багдади (17). В этих двух селениях остались, однако, их потомки.

Затем. Жители Хайдака собрались после того в местности, называемой Балхас (18), и разделили свои места поровну — с учетом селений. Самс же [разделили] на две половины: одна половина осталась для них общей, а другая половина его [была передана] жителям Барши (Г — «...Барши, сделав канаву (шиб) вплоть до реки, ниже Тахла джарила кари (19), так что она не будет общей, а станет принадлежать лишь жителям Барши». В списке Д данная фраза повторяется, но с той разницей, что в даргинском топониме последнее слово — кар (хьар), а не каре. В списке В мы имеем повторение варианта списка Д, но при этом Барши в начале фразы пропущено, а в конце изменено на Баршамай.) и Ма'и ради потомства (ашира) эмиров Таифа, которые вели священную войну с неверующими Урчамула (Огласовки нет. В списке В — Ирчамул.).

В это время жители Урчамула были неверующими (20). Они захватывали из Хайдака женщин и девочек, поступали непристойно и затем отпускали, взяв имущества с их отцов и мужей, как будто они раяты, принадлежащие им. Затем, однако, они были побиты, застыдились (Б — «побеждены».) и через [деяния] упомянутых эмиров приняли ислам. Они раскаялись, стали придерживаться справедливости, а жители Хайдака согласились с их справедливостью.

Затем. После того у них появился султан-насильник, сидевший в Маджалисе (21). Он не оставил им места ни в горах, ни на равнине, ни в садах. Они попросили тогда помощи у Даркэ (22) и собрались вместе с ними в местности, называемой Площадка ('урса) (В тексте (А): урда (араб., «цель, объект»); Б — урса; В, Д — урда; Г — ард (араб., «ширина»).) [157] Кишэ (Б — Куш; В, Д — Л.ша; Г — Лашара.) (23) то есть в Арджа. Посоветовавшись между собой, они дали обет верности вплоть до Дня суда и затем выступили: войско от Даркэ с Мухаммадали ал-Бутри в качестве предводителя *и войско от их совокупности (В списке Б отмеченная фраза отсутствует.). Они разрушили город (Б — «селение».) Маджалис и взяли в плен своего эмира-насильника вместе с его отпрысками (Здесь обрывается текст списка Д.) *и дочерьми (В списке Б выделенная фраза отсутствует. В — «...дочерьми. Затем, с согласия жителей Хайдака, они отдали [звание] раиса (Г — главенство) Хуламухаммаду (24) ал-Баршама'и (Г — ал-Барши) и [его] потомкам на вечные времена. Хуламухамма (Г — Хуламухаммад) выступил затем в сторону шаха  (25). С помощью Шайхали ал-Хадаги (26) он остановился выше [огороженного] сада и разбил палатку на холме, называемом Бу'урбала (Г — Бу'руб). Шах тогда убежал, а войско его было разбито храбрецами Хуламухаммада (Г — Ххуламухаммад). Вернувшись, он дал разрешение поставить Султанмухаммада в Маджалисе их эмиром. Жители согласились вплоть до конца света ставить в Маджалисе эмира для потомков Хуламухаммада (Г — Ххуламухаммад)».). Затем они — да поможет им Милостивый и Милосердный! — поклялись не отходить [друг от друга] в радости и горе.

Затем. После того из эмиров арабской Мекки, из Аббасидов, они затребовали для себя эмира и согласились на шамхала — султана, названного по имени своего деда, который был рожден в селении, называемом [Хал], из вилайата Шамхал (27).

Между рекой Куйсу (28) и рекой Хамри (29), место было пустое (хал). Затем, после прихода армии Шама, они овладели им и оно было названо Пустошью Шама (Хал Шам) (Б — Шамхал.).

Назвали по тому ребенку; наименование его — по названию места его рождения.

С частью своих близких он (Б — Шамхал.) прибыл затем в *южные горы (Б — Чунаби (Джинаби — селение в Кайтагском районе).) и силой завоевал в той стороне город Мадийа. В его округах он разрушил многочисленные селения неверующих, завладел тем, что было в них из имуществ, и сокровищницей.

Затем. С эмирами Ккаракурайша, а это Исмаилбек и Хасанбек, он заключил договор (Отсюда начинается большая лакуна в тексте списка Б.), после чего взял харадж и джизйу со всех горцев, вплоть до округов Шамахи.

Он послал затем посланцев к султану Фаридуну, [и они оба] согласились относительно благ. Фаридун посватал его дочь за [158] султана Кайкубада, а его сестру — за своего сына, султана Сулаймана.

Он женил их обоих одновременно на них обеих. Они все по соглашению поселились [в] городе Мада. Затем, однако, между ними произошла великая смута из-за хараджей, и продолжали они ссориться, пока одну часть их они [же] не отделили от другой.

Все [жители] селения разделились тогда: одна группа была вместе с Ханмухаммадом, а другая — вместе с Амирчуфаном. Они оба сражались в течение нескольких лет, но затем оба же установили согласие в отношении того, что между ними обоими, ибо сказал Всевышний: «Ведь согласие — лучше», а также «не одинаковы мерзкое и хорошее» (Коран, 4:127; 5:100.).

Знай, что обычай потомков Хамзы и существующее правило в отношении того, что между ними, — в отношении исполнения обязанностей их эмира и их хакима, а также в отношении извлечения ими хараджей и джизйи (В тексте слово джизйа стоит во множественном числе.) с вилайата — таковы, как то мы упомянули в этом трактате.

Затем. После того [порешили] ставить эмиром и опекуном того, кто будет старейшим из них по возрасту. Все — [будь] он малым и бедным — без отказа и спора выказывают ему повиновение. Тот эмир берет доходы государств и вилайата. Одну пятую часть он отделяет для себя, а остающиеся — после извлечения этой пятины — четыре пятых он делит с теми из числа раисов и эмиров этого вилайата, кто вместе с ним и вокруг него, а также — с наиболее возвышенным среди них в отношении заслуг и происхождения.

Они обязаны брать их за образец, повиноваться им, уважать их и возвеличивать, с большим почтением печься об этом правиле ради их предков, в знак уважения к их поколениям, веря словам пророка — да благословит его Аллах и да приветствует! — для своего благородного дяди: «Клянусь Тем, в чьей руке моя душа: никто не войдет в рай раньше его». Он — да благословит его Аллах и да приветствует! — сказал также: «О люди! Кто обидел моего дядю, тот обидел меня. Человек, который унизил своего отца и пренебрежительно отнесся к нему, не войдет в рай». Вы обязаны также вплоть до конца света не требовать от их отпрысков, внуков и их потомства ливанских хараджей и султанских расмов —размером даже с горчичное семя, — которые падают [на] раятов и низших людей. Если же нет, то на них падет проклятие Аллаха, ангелов и людей всех вместе (Отмеченная фраза имеется в тексте пространной редакции «Истории Маза».), кроме, однако, тех, которые раскаялись и установили согласие. [159]

До этого [места о] положении дел отпрысков Хамзы ал-Араби.

Что касается отпрысков Аббаса, то из числа их в селении Мада были: мавлана Хаджимухаммад, Абулкасим, Шайхали и Хасан. Затем, однако, они разделились, и он не узнал подробностей о положении ни их дел, ни [дел] тех, которые остались из числа их отпрысков.

Я переписал эти цифры — а также массу слов и выражений, которую ты видишь, — с лицевой стороны истертого, затасканного, старого и обгорелого листка в [тысяча] тридцатом (1620–21) году. Датой же древнего [листка] был триста восемнадцатый (930) год.

Эти слова начертал Курайм'али, сын Фурусхасана аш-Шамахи аш-Ширвани.

С собственноручной записи известного шейха Хаджжаддина аш-Ширвани.

В эти времена дела Даркэ (Г — Дарккэ.) [разбирали] в Бутри, дела Хайдака — в Хабши (Г — Барши.), дела Урчамула — в Уркахи (30).

Кадий (Б — «Предводитель».) Даркэ (В списке А под кяф стоят три точки; Г — Дарккэ.) в это время был в селении Бутри — превосходный Шайхмухаммад, который умер среди неверующих Кубачи (31); он напал и убил сорок неверующих своей тростью, которая осталась [ему] от *Шайха ал-Бакуви (Б — «шейха Йахйи ал-Баруви».).

*В Хайдаке (Г — «Кадием Хайдака».) [был] Манас, сын Нуха ал-Бутри, а в Урчамуле — Хаджисаид аш-Ширвани.

Да сделает Аллах их дух святым.

Конец.

Комментарии

(1) В сел. Каракорейш на том участке кладбища, где похоронены уцмии XVIII — начала XIX в., стоит надгробие «мученика» Ханмухаммада, сына Султанахмада, скончавшегося в 1005/1596–97 г. (см.: Лавров. Эпиграфические памятники, ч. 1, с. 153; в этой работе, однако, его имя по ошибке читается Мухаммад-хан). Как Ханмухаммад-уцуми, сын Султанахмада-уцуми, названное лицо зафиксировано в «Родословной Рустамхана, уцмия Кайтага» (см.: Берже. Кайтахские рукописи, с. 1072; Айтберов. Аноним, с. 64), где излагаются события XVI в. Относительно его отца Султанахмада (сына уцмия Хасанали) А. Бакиханов сообщает, что он умер в 996/1587–88 г. (см.: Бакиханов. Гюлистан-Ирам, с. 88).

В краткой редакции «Истории Маза» в этом месте упоминается эмир Чупан, сын султана Алибека.

(2) Чит.: Жалагьи. [160]

Ныне это — урочище, которое расположено на высоте примерно 1500 м неподалеку от селений Бажлук и Варсит Кайтагского района. Впервые о Жалаги сообщил Р. М. Магомедов (см.: Магомедов. История Дагестана, с. 66, 87; см. также: Котович. Археологические данные, с. 244).

(3) Названная в «Истории Каракайтага» часть дагестанской равнины (ныне территория Дербентского района), согласно преданиям, принадлежала жителям «обществ» Ирчамул и Каракайтаг вплоть до конца XVI в. (см.: Бакиханов. Гюлистан-Ирам, с. 88, 89; Феодальные отношения, с. 189; Памятники обычного права, с. 37).

(4) Исламизация жалагинцев завершилась, по-видимому, в пределах второй половины X — начала XI в. (см.: Айтберов. Центральная часть, с. 27, 29–31).

(5) Он был современником ширваншаха Гершаспа, упомянутого в надписи от 1204 г. Следовательно, правление уцмия Султанмухаммада нужно относить примерно к рубежу XII–XIII вв. (см.: Айтберов. Центральная часть, с. 32; Ашурбейли. Государство, с. 146–151).

(6) Чит.: Семс (дарг., «речной ил») — плодородная местность по правому берегу р. Уллучай, ниже Маджалисского ущелья (см.: Исаев. Из истории, с. 49).

(7) Ныне урочище на территории Кайтагского района. В названном урочище сохраняется надгробие, принадлежащее знатной женщине по имени Джанбике, датируемое примерно XIV–XV вв. (см.: Айтберов, Салихов. К вопросу, с. 137, 138). Не исключено, что ее отец Мирбек (Амирбек) тождествен эмиру (араб., амир) сел. Ашра, упомянутому в «Истории Каракайтага».

(8) В Каракайтаге до сих пор ходят предания о князе (талхъан) из Ашра, который жестоко угнетал каракайтагцев (см.: Магомедов. По аулам Дагестана, вып. 2, с. 44–46).

(9) Хабши (дарг., «три селения») соответствует в данном случае каракайтагскому сел. Рукка, образованному «из трех селений» и называемому ныне стариками Хабши (см.: Гаджиева, Османов, Пашаева. Материальная культура, с. 87).

(10) Речь идет, видимо, о выходце из каракайтагского сел. Барша, которое в XVIII в. слилось с соседним сел. Ма'а и образовало Баршамай (см.: Исаев. Из истории, с. 48; РФ ИИЯЛ, ф. 16, N 1502; ИГЭД, с. 132).

(11) Бутри — селение в Акушинском районе.

(12) Таиф — оазис в Аравии, недалеко от Мекки.

(13) Речь идет о сел. Ма'а (МагIа), о котором уже говорилось выше (см. коммент. 10).

(14) Постройка соборной мечети в названной местности является свидетельством того, что религиозно-политический центр округа Каракайтаг находился там. Интересно то, что в конце XVIII в. именно Барииамай считался «главной» [деревней] в округе» Каракайтаг (см.: ИГЭД, с. 132).

(15) Примерно в 50 метрах от мечети, в той части Баршамая, которая называется Ма'а, на кладбище находятся «святые» надгробия из песчаника примерно XII в. Возможно, что в тексте источника речь идет именно об этих могилах.

(16) В настоящее время даргинцы употребляют, насколько известно, две формы произношения отмеченного этнотопонима: УрчIамил и ИрчIамул (см. также: Исаев. Из истории, с. 46, 48, 49).

(17) В Каракайтаге многие старики утверждают, что в Баршамае (точнее, в Барша) на краю селения покоится прах шейха Джунайда Багдади. Надгробие не сохранилось, однако могила окружена с трех сторон надгробными плитами XIII–XV вв., что дает основание датировать погребение тем же периодом. Лицо, покоящееся в Баршамае, получило свое имя, по-видимому, в честь известного суфия, шейха Джунайда Багдади, умершего в 910 г.

В баршамайском квартале Барша, рядом с «могилой шейха Джунайда» стоит несколько трапециевидных надгробий XIV-XV вв. Одно из них принадлежит «Шахшабеку, сыну Хасанбека». Тот факт, что к имени покойного и его отца [161] прибавлен титул бек («князь»), дает основание полагать, что они оба принадлежали к числу знати.

(18) Балхас — местность на территории Кайтагского района, неподалеку от пос. Родниковый (см.: Исаев. Из истории, с. 49).

(19) Чит.: ТахIла жярила хьаре (дарг.) — «Ниже тахского (?) канала».

(20) В тексте «Истории Каракайтага» ниже сказано, что на рубеже XIII–XIV вв. в Ирчамуле/Урчамуле был кадий Хаджисаид, сидевший в сел. Ургахи. Это, в свою очередь, вполне согласуется с наличием на территории Ирчамула многочисленных арабских надписей XIV–XV вв. Учитывая это, мы допускаем, что в «Истории Каракайтага» ирчамульцы названы «неверующими» не потому, что они сами считали себя немусульманами, а потому, что они не придерживались многих норм шариата.

(21) По словам А. Бакиханова, Маджалис был основан уцмием Султанахмадом, умершим в 996/1587–88 г. (см.: Бакиханов. Гюлистан-Ирам, с. 88). В этом селении имеются, однако, арабские эпитафии XIV–XV вв. (см.: Шихсаидов. Эпиграфические памятники, с. 163–166), что, как нам кажется, подтверждает сообщение «Истории Каракайтага» о существовании Маджалиса задолго до конца XVI в.

(22) Чит.: Дарга — «Дарго». Наиболее вероятно, что здесь речь идет об Акушинской общине, которая в письменных памятниках именовалась нередко Дарга. Это предположение подтверждается тем, что, согласно «Истории Каракайтага», во главе войска, пришедшего из «Даркэ», стоял выходец из сел. Бутри, принадлежавшего к Акушинской общине (Акуша-Дарго).

(23) Наиболее вероятно, что встреча, о которой идет речь в «Истории Каракайтага», имела место около сел. Кища Дахадаевского района либо сел. Лища Кайтагского района.

(24) Хула (дарг.) — «большой».

(25) В «Родословной Рустамхана» упоминается с титулом эмир предок Ханмухаммада (ум. в 1005/1596–97 г.) по имени Султанмухаммад, сын эмира Чупана, сына эмира Мухаммада (см.: Берже. Кайтахские рукописи, с. 1072; Айтберов. Аноним, с. 64). Согласно названному источнику, этот Султанмухаммад являлся предком Ханмухаммада в пятом поколении, а следовательно, он жил примерно в 70–80-е годы XV в. Это, в свою очередь, дает основание допускать, что в «Истории Каракайтага» подразумевается под «шахом» владетель Ардебиля шейх Хайдар Сефеви (уб. в 1488 г.), который в дагестанских источниках титулуется иногда шахом (см.: РФ ИИЯЛ, ф. 1, д. 531, л. 16).

(26) Хадаги — селение в Кайтагском районе.

(27) Согласно дагестанской традиции, наиболее четко отраженной в «Дербенд-наме», потомками корейшита Аббаса ибн Абдалмутталиба, т. е. Аббасидами, были шамхалы. Что же касается правителей Кайтага, то их выводили от другого корейшита — Хамзы (об этом см. разд. 1).

(28) Речь идет о р. Сулак.

(29) Гамриозень.

(30) Сел. Ургахи (Ургагьи), которое располагалось на территории Кайтагского района, примерно в 4–5 км от сел. Шиланша.

(31) Кубачинцы приняли ислам в 1306 г. (см.: Айтберов, Иванов. Новые арабские надписи, с. 41–44). Следовательно, кадий Шайхмухаммад был убит несколько ранее названного года.

____________


Текст воспроизведен по изданию:
«История Каракайтага» // «Дагестанские исторические сочинения». А. Р. Шихсаидов, Т. М. Айтберов, Г. М.-Р. Оразаев.
М. Наука. 1993

© Scan — Thietmar. vostlit.info
© OCR — A.U.L. 2008
© Сетевая версия — A.U.L. 08.2009. a-u-l.narod.ru
© Наука, 1993






Источник: http://lezgikim.narod.ru/Pages/Biblioteka.html
Категория: История и география | Добавил: дарго_магомед (07.04.2011)
Просмотров: 2023 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [30]
Властные структуры [10]
Города и села [35]
Даргинский язык [36]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [94]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [9]
Научно-популярное [92]

Поиск

Наш опрос
Включить в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
1. Лезгинка
2. Хинкал
3. Чуду
4. Кубачи
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2021
Сайт создан в системе uCoz