ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъав! Амру дерхъав!

Среда, 24.02.2021, 20:39
  Мой Дагестан Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Статьи » История и география

Дагестан - центр мусульманской культуры

Дагестан - центр мусульманской культуры и арабо-графического книгопечатания...

Исаев Амирхан Исаевич, родился в 1932 году в сел. Ниж. Махарги Сергокалинского района.

В 1962 г. окончил Исторический факультет ДГУ.

С 1965 г. работает в Институте Истории, Языка и Литературы РД. Автор более 100 научных работ, посвященных письменной культуре в Дагестане.

В настоящее время работает старшим научным сотрудником ИИЯЛ РД.


Процесс распространения Ислама в VII-VIII веках завершился созданием полиэтнического государства - Арабского халифата.

На основе вероучения Ислама, на почве разносторонних систематических межнациональных связей и общения постепенно сложилась общая для всех народов мусульманских стран многонациональная мусульманская культура и арабо-язычная литература.

Одной из стран, включенных в состав Арабского халифата и наиболее активно втянувшихся в сферу арабской культуры, являлся средневековый Дагестан. Работы дагестанских востоковедов показали, что Ислам, как целостная система вероучения, морально-этнических принципов и правовых норм, стал со временем господствующей формой идеологии в Дагестане, оказывая огромное влияние на весь уклад семейно-бытовой, общественной и духовной жизни и деятельности общества.

Многие мусульманские обряды, нравственно-этнические предписания в XIX и в начале XX веков воспринимались дагестанцами как национальное достояние и ценности. Более того, в их сознании религиозное и национальное были тесно сплетены как единое целое. По этому поводу преподаватель Хасавюртовского медресе, известный просветитель Магомед Казанбиев из Хамаматюрта в своей изданной 1913 году на кумыкском языке объемистой книге писал: "Пусть они будут приверженцами любого мазхаба, носителями любого языка, жителями любой страны - все это не имеет значение, все они - мусульмане и являются братьями, и, следовательно, все они принадлежат одной нации".

В процессе распространения Ислама и в дальнейшем почти во всех населенных пунктах Дагестана открывались мечети, а также по выражению П.К.Услара, "устраиваемые без хлопот административных, сами собою, также легко, как баня и мельница", мусульманские школы (мектебы и медресе), в которых обучалось большое количество населения Дагестана. По этому поводу П.К.Услар, проживший в Дагестане около 20 лет и плодотворно занимавшийся изучением дагестанских языков и вопросами просвещения горцев, в 1869 году писал: “если бы об образовании народном судить по соразмерности числа школ с массою народонаселения, то дагестанские горцы в этом отношении опередили даже просвещенные европейские нации. Учение доступно каждому горскому мальчику”.

В 1913 году в Дагестане официально функционировало 766 школ с арабским языком обучения, в которых обучалось 6727 человек. Кроме того, большое количество детей, преимущественно девушек, обучалось на дому. В среднем на каждые 837 коренных жителей Дагестана приходилось по одной официально зафиксированной царскими властями школе с арабским языком обучения.

Следует отметить, что в мусульманских школах Дагестана вместе с дагестанцами обучались и представители народов Кавказа и Средней Азии.

Многие дагестанцы не ограничивались полученными в Дагестанских школах знаниями, отправлялись в Ирак, Иран, Сирию, Йемен, Египет, Турцию и обучались у восточных ученых, совершенствовали свои знания и прочно осваивали арабский, персидский и турецкий языки, а затем возвращались в Дагестан. Отдельные из них оставались в странах Востока, работали преподавателями в медресе, обучали арабов тонкостям арабского языка, а также служили на различных должностях и создавали свои произведения на арабском, персидском и турецком языках.

Голландский исламовед Снук Хюргронье, побывавший в 80-х годах XIX века в Мекке, писал: "Из Дагестана происходят некоторые из наиболее ценимых ученых сил священного города". По выражению академика М.П. Покровского, "Дагестан снабжал весь Восточный Кавказ знатоками арабского языка, чтецами, муллами, кадиями".

В целом, в совершенстве знанием арабского языка, усвоением традиций арабоязычной литературы и разносторонними знаниями многие ученые Дагестана, как отмечал И.Ю Крачковский, "всюду, куда их закидывала судьба, оказывались общепризнанными авторитетами для представителей мусульманского мира в целом".

Поэтому они пользовались широкой популярностью не только у народов Дагестана, но и восточных стран. С целью ознакомления с дагестанскими учеными и побеседовать с ними в Дагестан приезжали и оставались здесь жить ученые восточных стран. К числу таковых, например, относится Али аль-Багдади.

Другой, широко известный в восточных странах ученый Ахмед аль-Йемени приехал в Дагестан с целью ознакомления с дагестанскими учеными, жил в Кази-Кумухе, общался с дагестанскими учеными, умер в 1450 году и похоронен на кладбище Кази-Кумуха.

Стремление дагестанцев овладеть арабским языком и арабо-язычной грамотой было обусловлено тем, как справедливо отмечал первопечатник и просветитель Дагестана М.М. Мавраев, что "Ислам пришел к нам из арабских стран, Священный Коран написан на арабском языке, наш Пророк Мухаммад (Да благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует) был араб. Все Его хадисы написаны на арабском языке, все произведения имамов и других последователей Пророка (Да благословит Его АЛЛАГЬ и приветствует) тоже написаны на арабском языке". Необходимость в знании арабского языка была обусловлена еще и тем, что в специфических условиях многонационального Дагестана обучение учащихся велось на арабском языке: проводили богослужение в мечетях, оформляли делопроизводство в административных и судебных учреждениях, осуществляли различные диспуты и вели общение дагестанские алимы как между собой, так и с представителями народов мусульманских стран.

Кроме того, усвоение дагестанцами арабского языка способствовало не только зарождению и развитию дагестанской арабо-язычной литературы, но и обогащению лексического состава дагестанских языков путем заимствования большого количества арабских слов, а также антропонимов (имен людей). Данный процесс ярко отразился в дошедших до нас многочисленных эпиграфических памятниках и рукописях, написанных представителями народов Дагестана еще в X-XI веках.

Одновременно с открытием школ и мечетей из восточных стран привозили в Дагестан большое количество произведений арабо-язычной литературы восточных авторов. Некоторое представление о степени проникновения в Дагестан различного содержания произведений восточных авторов, наряду с другими источниками, дает нам "Каталог книг, имеющихся в "Доме книг" М-М. Мавраева в г. Темирхан-Шуре Дагестанской области в 1914 году". В нем перечислены 820 названий книг, написанных восточными авторами на арабском, персидском и турецком языках и изданных в типографиях Каира, Стамбула, Казани и других городов.

Ученые восточных стран, которым приходилось встречаться и общаться с дагестанскими алимами и ознакомиться с их произведениями, удивлялись и восхищались совершенством знаний последних языка классической литературы, знакомством с различными отраслями наук, а также желанием и старанием расширить и углубить свои знания.

Йеменский ученый Мухаммад б.Али аш-Шаукани в составленном в конце VIII века биографическом словаре "Ал-Бадр ат-тали" с восхищением рассказывают о своей встрече в медресе Сана (столица Йемена) и беседе с одним "знакомым с различными отраслями наук" дагестанцем, который, преодолев огромное расстояние и многочисленные трудности, прибыл из Дагестана в Йемен (Южная Аравия) только ради поиска одной, нужной ему и другим его дагестанским коллегам рукописи арабо-язычного произведения восточного ученого, имама ал-Махди Ахмеда ибн Йахйи "Волнующее море", для выяснения "некоторых неясных" положений". “Он отвечал мне языком,-писал о нем аш-Шаукани,- в высшей степени красноречивым и плавным. Я не видел похожего на него в умении хорошо выражаться, пользоваться чистым языком, избегая в беседе вульгаризмов, прекрасно произносить речь”.

Говоря о степени распространения арабского языка и арабо-язычной грамотности среди населения Дагестана, академик В.В. Бартольд в 1913 году писал: "Знание арабского языка в Дагестане еще и теперь более распространено, чем в большинстве мусульманских стран с неарабским населением"

Говоря о грамотности населения дореволюционного Дагестана, академик М.Н. Покровский писал: "Эта груда голых скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе".

В Дагестане постепенно выросла плеяда ученых, поэтов и представителей, овладевших арабским, турецким, персидским, а с 19 века и русским языками, а также ознакомившихся с произведениями и мировоззрением не только таких широко известных средневековых ученых и поэтов Востока, как Фараби, Абу Али ибн-Сины, Ибн Рушда, Ибн-Халдуна, Улугбека, Омара Хайяма и других, но и таких корифеев античного мира, как Аристотель, Платон, Гиппократ и других, а также с достижениями науки и культуры русского народа нового времени.

Наличие в составе населения Дагестана людей, владеющих арабским языком и знакомых с различными отраслями средневековой науки, и другие факторы способствовали возникновению и развитию дагестанской арабо-язычной литературы. С 13-14 веков начинается процесс приспособления арабского алфавита к фонетическим особенностям дагестанских языков, и у основных в (количественном отношении) народов Дагестана формируется местная арабо-графическая система письма (аджам) и письменная литература.

Дагестанская литература на арабском и местных языках охватывала собой многочисленные работы по вероучению Ислама и мусульманской юриспруденции (шариат), труды по арабской филологии, истории Дагестана, философии, риторике, этике, логике, медицине, астрономии, математике, двух - и многоязычные словари, учебные пособия, различные календари и справочники, произведения художественной литературы.

Определенное представление о степени развития дагестанской литературы на арабском и местных языках дает нам вышеназванный Каталог книг, имеющихся в "Доме книг" М-М. Мавраева в городе Темирхан-Шуре Дагестанской области в 1914 году", в опубликованном в 1914 году под названием "Фихрист ал-кутуб" (Список книг). В нем перечислены 102 названия книг, написанных дагестанскими учеными на арабском языке и изданных в типографиях Дагестана в 1904-1913 годах. В 1903-1917 годах в типографиях Дагестана на дагестанских языках было издано по неполным данным более 400 названий книг, абсолютное же большинство произведений дагестанской литературы, как на арабском, так и на языках народов Дагестана, осталось неизданным. На Северном Кавказе вероучение Ислама впервые укоренилось в Дагестане, и отсюда постепенно Ислам распространился среди других народов Северного Кавказа, конечно, в первую очередь среди непосредственных соседей - чеченцев. По сведениям М.Д.Чентиевой, "В Чечне Ислам появляется только в 16-17 веках, а в Ингушетии - еще позже".

А "первые знатоки арабского языка и письма в Чечено-Ингушетии подготавливались путем посылки учеников в Дагестан и в Аравию", и первые печатные книги на чеченском языке были изданы в Дагестане: "В 1910 году Гайсумов Сугаип выпустил книги на чеченском языке. Эти книги печатались в Темирхан-Шуре, ныне Буйнакске".

До второй половины 19 века в Дагестане не было типографии, и произведения дагестанских и не дагестанских авторов распространялись здесь путем переписывания от руки. Незначительный тираж рукописных копий приводили не только к удорожанию книг, но и к замедлению процесса дальнейшего развития духовной культуры народов Дагестана и Северного Кавказа.

В 1903 году М-М Мавраев из Чоха по инициативе известного ученого, педагога и просветителя Абусуфьяна Акаева из Н. Казанище открыл в Темирхан-Шуре типографию под названием "ал-Матба ал-Исламийа" (Исламская типография) и приступил к изданию книг на языках народов Дагестана и Северного Кавказа, а также на арабском и русском языках.

Таким образом, Дагестан, как справедливо отмечал Саид Габиев, "служивший с давних пор очагом мусульманской культуры на всем Кавказе, слывя даже на Востоке, как "илм ал-бахр" (море науки), как бы являлся большой школой, выпускающей горскую мусульманскую интеллигенцию - знатоков богословия, схоластических наук, шариата и арабской культуры вообще", а в начале 20 столетия становится центром арабо-графического книгопечатания на Северо-восточном Кавказе.

В Чечню, Ингушетию и другие регионы Северного Кавказа вероучение Ислама проникло и распространилось из Дагестана. Представители народов Северного Кавказа усваивали арабский язык и арабо-графическую грамоту, а также ознакомились с арабо-язычной литературой в дагестанских школах. Дагестанские ученые заложили основу для арабо-графической письменности на чеченском и других языках Северного Кавказа. В дагестанских типографиях впервые печатались книги, переведенные дагестанскими учеными на языки народов Северного Кавказа.

Из этих книг народы Северного Кавказа на своих родных языках знакомились с основами вероучения Ислама, канонами шариата, усваивали арабский язык и арабо-графическую грамоту. Эти конкретные исторические факты красноречиво свидетельствуют о благотворном влиянии и воздействии дагестанцев на дальнейшее развитие духовной культуры своих северных соседей.


http://assalam.dgu.ru/

Категория: История и география | Добавил: дарго_магомед (24.01.2009)
Просмотров: 2754 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Адаты [30]
Властные структуры [10]
Города и села [35]
Даргинский язык [36]
Имена Дарго [76]
Ислам [34]
История и география [94]
Кухня [14]
Литература [53]
Население [9]
Научно-популярное [92]

Поиск

Наш опрос
Включить в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
1. Лезгинка
2. Хинкал
3. Чуду
4. Кубачи
Всего ответов: 11

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2021
Сайт создан в системе uCoz