ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Четверг, 27.07.2017, 07:39
  Приветствую Вас гость | RSS

 
 Главная » 2014 » Август » 6 » Саид Ниналалов: «Я пишу о современном Дагестане»
18:58
Саид Ниналалов: «Я пишу о современном Дагестане»
Писатель, публицист и общественный деятель Саид Ахмедханович Ниналалов рассказал читателям информационного агентства «Реальный Дагестан» о том, как появилась нашумевшая книга «Жесть!», о своей работе над второй книгой и будущих планах.

— Благодаря чему рождается у Вас сюжет произведения? Насколько сильно на Вас влияет окружающая действительность?
 
Всю свою жизнь я читал книги, прочитал их множество, читаю книги и сегодня. Бывают дни, которые для меня оказались пустыми, потому что в эти дни я был без книги, но их можно перечесть по пальцам. И всю свою жизнь я искренне удивлялся - как люди могут писать? Откуда берут сюжеты, коллизии, события в своих рассказах, повестях и романах?
Только на 50-м году, будучи в местах не столь отдаленных, мне случайно в тюремном бараке попалась книга «Домой возврата нет» Томаса Вулфа. Этот американский автор начала XX века написал за свою жизнь четыре романа, и все эти книги – описание жизни самого автора, его близких, друзей, мест, где жил, любил и страдал сам автор. Его романы после издания изменяли жизнь самого автора, и эту трансформацию своей жизни Томас Вулф описывал в следующем романе.
И я понял – вот они, сюжеты, - сама жизнь, которая ежедневно подкидывает различные встречи и события. К сожалению, у меня очень слабое воображение, я не умею писать фантастику, и я умею рассказывать только о том, что происходило или происходит со мной в реальной жизни. И эти рассказы, истории, байки или хроники, я сам пока не определился, как их называть, выходят и изменяют мою жизнь.
И у меня жизнь резко изменилась после выхода «Жести!», очень острая реакция на нее была у некоторых ее героев, об этом я тоже когда-нибудь расскажу в одной из будущих книг. Жизнь продолжается, и «хронику» этой жизни я продолжаю описывать.

— Саид, какое из Ваших произведений заслуживает экранизации, на Ваш взгляд?
 
В принципе, можно снимать практически все, что я пишу. Мой стиль – это простой и короткий рассказ о каком-то событии, происшедшем со мной или моими знакомыми. Интересна будет серия мини-фильмов о моем знакомом аферисте Ахмеде, можно снимать некоторые сцены из кубачинских зарисовок. Тут большое пространство для творческой фантазии режиссеров – материал можно подавать совершенно в неожиданном ключе.
Первый шаг, предваряющий прямую экранизацию рассказов, это проект газеты «Черновик» с условным названием «90-е годы», где я буду рассказывать свои истории, выстраивая их хронологически, начиная со становления моего бизнеса, его развития, апогея и затем разрушения. Над концептом этой серии фильмов сейчас работает молодой талантливый режиссер и художник Мурад Халилов.

— Как Вы относитесь к аудиокнигам, особенно к изданию Ваших книг в аудио?
 
Сейчас, к сожалению, люди читают все меньше и меньше. Аудиокниги - это хорошая замена бумажной книге для тех, кто в пути, для тех, кто за рулем. Возможно то, что мы сегодня начинаем делать с Мурадом Халиловым и газетой «Черновик», будет издано и в аудио-формате.

— Есть ли у Вас планы создать собственный сайт и т. д.
 
Сайт я создавать не планирую. Все свои старые и новые тексты можно найти на моей странице в фэйсбуке, кроме того, я сотрудничаю с издательством «МавраевЪ», выпустившем мою первую книгу и готовящем к изданию вторую. На сайте mavraev.ru тоже будут размещаться все мои материалы.

— Как выглядит расписание Вашего обычного «производственного» дня? Какова Ваша писательская технология? До, после или в промежутках?
 
Время непосредственной работы над текстом, время его создания - это ночь, когда нет ничего отвлекающего, когда можно спокойно, без спешки, настроиться на описываемое в данном рассказе время, ощутить его запах, цвет, снова мысленно вернуться туда, убрать все лишние детали, мешающие основной фабуле текста, и только потом уже начать рассказывать.
День – для того, чтобы править на свежую голову готовый текст, заниматься совершенно другими делами.

— Что из написанного Вами вам самому нравится больше всего? Чьим мнением дорожите? Кто ваше ближайшее окружение? За что вы себя ругаете?
 
Больше всего мне нравятся сценки, где получилось рассказать о них с легким юмором, может быть, с иронией, например, некоторые истории из «кубачинской мозаики». И мне интересно писать о событиях, которые произошли уже не со мной, то есть те вещи, в которых надо ситуацию не воссоздавать по памяти, а моделировать. Тут начинается уже чисто творческий процесс.

— Какой литературный жанр Ваш самый любимый?
 
В эти два года, которые прошли в лагере, испытывая голод по книгам, я читал все, что попадется под руку. На деле моим любимым жанром является детектив - хороший классический детектив, восходящий от Агаты Кристи к Элизабет Джордж. Потом уже фантастика. И, к моему стыду, только после этого классика: Голсуорси, Диккенс, Толстой, Чехов, Бальзак.

— Когда Вы начали писать, каковы были побудительные мотивы Вашей писательской деятельности? Что Вы думали о Вашей мотивации тогда и что думаете сейчас?
 
Начал писать я с немного иронической сценки «Случайные встречи», и почувствовал в себе интерес к тому, чтобы рассказывать о событиях из своего прошлого. А в процессе написания самого рассказа я пытаюсь для себя понять внутреннюю подоплеку, заново осмысливаю причину того или иного события, каким-то образом повлиявшего на мою жизнь.
Отдельной темой является история похищения, поисков и освобождения моего младшего брата. Рассказ об этом – способ снять напряжение, давящее на меня все годы, прошедшие с того страшного времени, понять для себя причину и мотивы тех, не могу их назвать людьми, которые наживаются на наших бедах и горестях.

— Какое определение можно дать Вашей прозе? Современный реализм?
 
То, о чем я рассказываю и как я рассказываю, трудно отнести к какому-нибудь жанру. То ли это байки о каких-то известных и не очень известных людях. То ли истории из прошлого – моего, моих друзей и знакомых. Все мои тексты основаны на реальных событиях и выдумка в них составляет ничтожно малую часть.

— Как вы относитесь к появлению терминологии «Жесть Саида Ниналалова»?
 
Название книги мы искали очень долго. Идея с «Жестью» пришла известному литературному критику из Петербурга Ольге Ивановне Трофимовой, с которой я имел удовольствие познакомиться и подружиться в фэйсбуке. Оно наиболее четко, по-моему, отражает это дикое время – 90-е и нулевые годы, и то, что творилось в России и в Дагестане в эти годы.
А «Хроника нашего времени» - этот как будто совершенно простой подзаголовок – продукт долгих обсуждений и споров со Светаной Анохиной и Патимат Тахнаевой.
Для Дагестана «жесть» может переходить в привычное для местного пиджин-русского языка «Жи есть», то есть это слово можно трактовать так, как удобно читателю.

— Не могли бы Вы рассказать историю возникновения замысла книги "Жесть”, который принес Вам известность?
 
Я публиковал еженедельно свои рассказы или истории в газете «Свободная республика» в течение трех месяцев. И вдруг идею издать книгу и собрать в ней мои тексты предложила известный дагестанский историк Патимат Тахнаева.
С этой идеей она, будучи главным редактором журнала «МавраевЪ», обратилась к издателю журнала, руководителю одноименного издательского дома известному археологу Рабадану Магомедову. Оказалось, что Рабадан Гаджиевич сам регулярно читал мои истории в газете. И он принял и поддержал с удовольствием эту идею.
Потом уже шел долгий процесс выбора того, что в книгу включить, поиска названия для книги, работа над ее оформлением. Спасибо Магомеду Дибирову, известному дагестанскому художнику за то, что разрешил использовать свою картину «Временное перемирие» для оформления обложки книги.

— Кто из современных Вам писателей наиболее близок?
 
Есть писатели, которые пишут удивительно хорошо и ярко – Андрей Геласимов, Олег Гладов, Дмитрий Липскеров, Захар Прилепин, Алексей Иванов, Алиса Ганиева, Анна Старобинец. Из старшего поколения назову Дениса Драгунского, Алексея Слаповского. Алиса Ганиева живет в Москве, но является дагестанским автором, она тоже поддержала идею издания книги и написала к ней предисловие.

— Вы работаете в журнале "МавраевЪ”? Это исторический журнал, где собран коллектив известных научных деятелей, которые освещают исторические события, личности и т.д. того или иного периода времени. Ниналалов публицист, какой он, что Вы можете рассказать о журнале и работе в нем?
 
Я член редколлегии журнала «МавраевЪ». Журнал «МавраевЪ», названный по имени известного дагестанского издателя и печатника XIX – начала XX века, публикует достаточно серьезные научные статьи по вопросам археологии, литературы, истории, искусства, с обязательной атрибутикой научного журнала – библиографией в конце каждой работы, ссылками на источники информации.
Но его отличие в том, что журнал «МавраевЪ» публикует материалы, которые и популяризируют науку, подача материала легкая и удобная для восприятия, цветные иллюстрации удобно дополняют статьи.
Еще один момент – это то, что в журнале не печатаются тексты псевдоученых, которыми изобилует сегодня Дагестан, да и не только Дагестан. Предлагаемые в журнал публикации проходят тщательную проверку, предварительно рецензируются специалистом в соответствующей области науки.
Свою публицистику я печатаю в газетах «МК в Дагестане», «Дагестанская правда», «Черновик». И мои работы посвящены в основном темам и событиям в области народных художественных промыслов, ювелирного искусства, выставкам, изданиям новых книг.

— Согласны ли Вы с тем, что дагестанские читатели, которые многие годы предпочитали «массовую продукцию», повернулись к литературе?
 
Читателей в Дагестане мало, и ситуация с отношением к книге настолько ухудшилась за последние годы, что нужны неимоверные усилия, чтобы восстановить то бережное и любовное отношение к книгам, которое было характерно для нашего поколения.
Часть читателей ушла в электронные ресурсы, и утонула в социальных сетях, забросив чтение вообще. Часть читает урывками то с экрана компьютера, то с экранчика мобильного телефона или электронного ридера.

— Намерены ли Вы заниматься общественно-политической деятельностью. Каковы Ваши планы на будущее?
 
Я почти 20 лет своей жизни отдал ювелирному делу. Были и взлеты и падения. Последнее падение был самым для меня жестким. Надо выбираться из ямы и заново создавать ювелирный цех, собирать команду, не повторяя все ошибки прошлого, для того, чтобы заниматься тем делом, которое я хорошо знаю.
Труд писательский очень, поверьте интересный, и очень нелегкий, но им можно заниматься, когда обеспечены тылы – когда есть реальный заработок. Писательский труд кроме какого-то внутреннего удовлетворения от удачной фразы, или концовки рассказа, не приносит существенных доходов. Надо работать и зарабатывать.
Что касается общественно-политической деятельности, мне интересы этнополитические процессы, происходящие в Дагестане, пути и способы перехода Дагестана из депрессивного региона в процветающий край, проблемы религиозного противостояния. Буду заниматься созданием общероссийской национально-культурной автономией кубачинцев. Интересных тем и дел немало.
 
Беседовал Руслан Гереев
Категория: Интервью | Просмотров: 1105 | Добавил: дарго_магомед | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Радио dargo.ru

Категории раздела
Афиша
Интервью
Криминал
Культура
Образование
Общество
Политика
Религия
Спорт
Экономика

Поиск

Наш опрос
Верите ли Вы в гороскопы?
1. Нет, не верю!
2. Не верю, но интересно
3. Что-то в этом есть
4. Да, конечно!
Всего ответов: 79

Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz