ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Понедельник, 23.04.2018, 01:02
  Приветствую Вас гость | RSS

 
 Главная » 2014 » Август » 6 » Саид Ниналалов: «Я пишу о современном Дагестане»
18:58
Саид Ниналалов: «Я пишу о современном Дагестане»
Писатель, публицист и общественный деятель Саид Ахмедханович Ниналалов рассказал читателям информационного агентства «Реальный Дагестан» о том, как появилась нашумевшая книга «Жесть!», о своей работе над второй книгой и будущих планах.

— Благодаря чему рождается у Вас сюжет произведения? Насколько сильно на Вас влияет окружающая действительность?
 
Всю свою жизнь я читал книги, прочитал их множество, читаю книги и сегодня. Бывают дни, которые для меня оказались пустыми, потому что в эти дни я был без книги, но их можно перечесть по пальцам. И всю свою жизнь я искренне удивлялся - как люди могут писать? Откуда берут сюжеты, коллизии, события в своих рассказах, повестях и романах?
Только на 50-м году, будучи в местах не столь отдаленных, мне случайно в тюремном бараке попалась книга «Домой возврата нет» Томаса Вулфа. Этот американский автор начала XX века написал за свою жизнь четыре романа, и все эти книги – описание жизни самого автора, его близких, друзей, мест, где жил, любил и страдал сам автор. Его романы после издания изменяли жизнь самого автора, и эту трансформацию своей жизни Томас Вулф описывал в следующем романе.
И я понял – вот они, сюжеты, - сама жизнь, которая ежедневно подкидывает различные встречи и события. К сожалению, у меня очень слабое воображение, я не умею писать фантастику, и я умею рассказывать только о том, что происходило или происходит со мной в реальной жизни. И эти рассказы, истории, байки или хроники, я сам пока не определился, как их называть, выходят и изменяют мою жизнь.
И у меня жизнь резко изменилась после выхода «Жести!», очень острая реакция на нее была у некоторых ее героев, об этом я тоже когда-нибудь расскажу в одной из будущих книг. Жизнь продолжается, и «хронику» этой жизни я продолжаю описывать.

— Саид, какое из Ваших произведений заслуживает экранизации, на Ваш взгляд?
 
В принципе, можно снимать практически все, что я пишу. Мой стиль – это простой и короткий рассказ о каком-то событии, происшедшем со мной или моими знакомыми. Интересна будет серия мини-фильмов о моем знакомом аферисте Ахмеде, можно снимать некоторые сцены из кубачинских зарисовок. Тут большое пространство для творческой фантазии режиссеров – материал можно подавать совершенно в неожиданном ключе.
Первый шаг, предваряющий прямую экранизацию рассказов, это проект газеты «Черновик» с условным названием «90-е годы», где я буду рассказывать свои истории, выстраивая их хронологически, начиная со становления моего бизнеса, его развития, апогея и затем разрушения. Над концептом этой серии фильмов сейчас работает молодой талантливый режиссер и художник Мурад Халилов.

— Как Вы относитесь к аудиокнигам, особенно к изданию Ваших книг в аудио?
 
Сейчас, к сожалению, люди читают все меньше и меньше. Аудиокниги - это хорошая замена бумажной книге для тех, кто в пути, для тех, кто за рулем. Возможно то, что мы сегодня начинаем делать с Мурадом Халиловым и газетой «Черновик», будет издано и в аудио-формате.

— Есть ли у Вас планы создать собственный сайт и т. д.
 
Сайт я создавать не планирую. Все свои старые и новые тексты можно найти на моей странице в фэйсбуке, кроме того, я сотрудничаю с издательством «МавраевЪ», выпустившем мою первую книгу и готовящем к изданию вторую. На сайте mavraev.ru тоже будут размещаться все мои материалы.

— Как выглядит расписание Вашего обычного «производственного» дня? Какова Ваша писательская технология? До, после или в промежутках?
 
Время непосредственной работы над текстом, время его создания - это ночь, когда нет ничего отвлекающего, когда можно спокойно, без спешки, настроиться на описываемое в данном рассказе время, ощутить его запах, цвет, снова мысленно вернуться туда, убрать все лишние детали, мешающие основной фабуле текста, и только потом уже начать рассказывать.
День – для того, чтобы править на свежую голову готовый текст, заниматься совершенно другими делами.

— Что из написанного Вами вам самому нравится больше всего? Чьим мнением дорожите? Кто ваше ближайшее окружение? За что вы себя ругаете?
 
Больше всего мне нравятся сценки, где получилось рассказать о них с легким юмором, может быть, с иронией, например, некоторые истории из «кубачинской мозаики». И мне интересно писать о событиях, которые произошли уже не со мной, то есть те вещи, в которых надо ситуацию не воссоздавать по памяти, а моделировать. Тут начинается уже чисто творческий процесс.

— Какой литературный жанр Ваш самый любимый?
 
В эти два года, которые прошли в лагере, испытывая голод по книгам, я читал все, что попадется под руку. На деле моим любимым жанром является детектив - хороший классический детектив, восходящий от Агаты Кристи к Элизабет Джордж. Потом уже фантастика. И, к моему стыду, только после этого классика: Голсуорси, Диккенс, Толстой, Чехов, Бальзак.

— Когда Вы начали писать, каковы были побудительные мотивы Вашей писательской деятельности? Что Вы думали о Вашей мотивации тогда и что думаете сейчас?
 
Начал писать я с немного иронической сценки «Случайные встречи», и почувствовал в себе интерес к тому, чтобы рассказывать о событиях из своего прошлого. А в процессе написания самого рассказа я пытаюсь для себя понять внутреннюю подоплеку, заново осмысливаю причину того или иного события, каким-то образом повлиявшего на мою жизнь.
Отдельной темой является история похищения, поисков и освобождения моего младшего брата. Рассказ об этом – способ снять напряжение, давящее на меня все годы, прошедшие с того страшного времени, понять для себя причину и мотивы тех, не могу их назвать людьми, которые наживаются на наших бедах и горестях.

— Какое определение можно дать Вашей прозе? Современный реализм?
 
То, о чем я рассказываю и как я рассказываю, трудно отнести к какому-нибудь жанру. То ли это байки о каких-то известных и не очень известных людях. То ли истории из прошлого – моего, моих друзей и знакомых. Все мои тексты основаны на реальных событиях и выдумка в них составляет ничтожно малую часть.

— Как вы относитесь к появлению терминологии «Жесть Саида Ниналалова»?
 
Название книги мы искали очень долго. Идея с «Жестью» пришла известному литературному критику из Петербурга Ольге Ивановне Трофимовой, с которой я имел удовольствие познакомиться и подружиться в фэйсбуке. Оно наиболее четко, по-моему, отражает это дикое время – 90-е и нулевые годы, и то, что творилось в России и в Дагестане в эти годы.
А «Хроника нашего времени» - этот как будто совершенно простой подзаголовок – продукт долгих обсуждений и споров со Светаной Анохиной и Патимат Тахнаевой.
Для Дагестана «жесть» может переходить в привычное для местного пиджин-русского языка «Жи есть», то есть это слово можно трактовать так, как удобно читателю.

— Не могли бы Вы рассказать историю возникновения замысла книги "Жесть”, который принес Вам известность?
 
Я публиковал еженедельно свои рассказы или истории в газете «Свободная республика» в течение трех месяцев. И вдруг идею издать книгу и собрать в ней мои тексты предложила известный дагестанский историк Патимат Тахнаева.
С этой идеей она, будучи главным редактором журнала «МавраевЪ», обратилась к издателю журнала, руководителю одноименного издательского дома известному археологу Рабадану Магомедову. Оказалось, что Рабадан Гаджиевич сам регулярно читал мои истории в газете. И он принял и поддержал с удовольствием эту идею.
Потом уже шел долгий процесс выбора того, что в книгу включить, поиска названия для книги, работа над ее оформлением. Спасибо Магомеду Дибирову, известному дагестанскому художнику за то, что разрешил использовать свою картину «Временное перемирие» для оформления обложки книги.

— Кто из современных Вам писателей наиболее близок?
 
Есть писатели, которые пишут удивительно хорошо и ярко – Андрей Геласимов, Олег Гладов, Дмитрий Липскеров, Захар Прилепин, Алексей Иванов, Алиса Ганиева, Анна Старобинец. Из старшего поколения назову Дениса Драгунского, Алексея Слаповского. Алиса Ганиева живет в Москве, но является дагестанским автором, она тоже поддержала идею издания книги и написала к ней предисловие.

— Вы работаете в журнале "МавраевЪ”? Это исторический журнал, где собран коллектив известных научных деятелей, которые освещают исторические события, личности и т.д. того или иного периода времени. Ниналалов публицист, какой он, что Вы можете рассказать о журнале и работе в нем?
 
Я член редколлегии журнала «МавраевЪ». Журнал «МавраевЪ», названный по имени известного дагестанского издателя и печатника XIX – начала XX века, публикует достаточно серьезные научные статьи по вопросам археологии, литературы, истории, искусства, с обязательной атрибутикой научного журнала – библиографией в конце каждой работы, ссылками на источники информации.
Но его отличие в том, что журнал «МавраевЪ» публикует материалы, которые и популяризируют науку, подача материала легкая и удобная для восприятия, цветные иллюстрации удобно дополняют статьи.
Еще один момент – это то, что в журнале не печатаются тексты псевдоученых, которыми изобилует сегодня Дагестан, да и не только Дагестан. Предлагаемые в журнал публикации проходят тщательную проверку, предварительно рецензируются специалистом в соответствующей области науки.
Свою публицистику я печатаю в газетах «МК в Дагестане», «Дагестанская правда», «Черновик». И мои работы посвящены в основном темам и событиям в области народных художественных промыслов, ювелирного искусства, выставкам, изданиям новых книг.

— Согласны ли Вы с тем, что дагестанские читатели, которые многие годы предпочитали «массовую продукцию», повернулись к литературе?
 
Читателей в Дагестане мало, и ситуация с отношением к книге настолько ухудшилась за последние годы, что нужны неимоверные усилия, чтобы восстановить то бережное и любовное отношение к книгам, которое было характерно для нашего поколения.
Часть читателей ушла в электронные ресурсы, и утонула в социальных сетях, забросив чтение вообще. Часть читает урывками то с экрана компьютера, то с экранчика мобильного телефона или электронного ридера.

— Намерены ли Вы заниматься общественно-политической деятельностью. Каковы Ваши планы на будущее?
 
Я почти 20 лет своей жизни отдал ювелирному делу. Были и взлеты и падения. Последнее падение был самым для меня жестким. Надо выбираться из ямы и заново создавать ювелирный цех, собирать команду, не повторяя все ошибки прошлого, для того, чтобы заниматься тем делом, которое я хорошо знаю.
Труд писательский очень, поверьте интересный, и очень нелегкий, но им можно заниматься, когда обеспечены тылы – когда есть реальный заработок. Писательский труд кроме какого-то внутреннего удовлетворения от удачной фразы, или концовки рассказа, не приносит существенных доходов. Надо работать и зарабатывать.
Что касается общественно-политической деятельности, мне интересы этнополитические процессы, происходящие в Дагестане, пути и способы перехода Дагестана из депрессивного региона в процветающий край, проблемы религиозного противостояния. Буду заниматься созданием общероссийской национально-культурной автономией кубачинцев. Интересных тем и дел немало.
 
Беседовал Руслан Гереев
Категория: Интервью | Просмотров: 1396 | Добавил: дарго_магомед | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Афиша
Интервью
Криминал
Культура
Образование
Общество
Политика
Религия
Спорт
Экономика

Поиск

Наш опрос
Имя Дарго
1. Саид Амиров
2. Ахмедхан Абубакар
3. Батырай
4. Магомедали Магомедов
5. Али-хlяжи Ахъушинский
6. Никого из них не знаю
7. Алибек Тахо-Годи
8. Абдулла-хlяжи Урахинский
9. Магомед-Салам Умаханов
10. Магомед Далгат
11. Гамид Далгат
12. Дауд-хlяжи Усишинский
13. Башир Далгат
Всего ответов: 150

Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


 

Copyright MyCorp © 2018
Сайт создан в системе uCoz