ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Понедельник, 18.12.2017, 12:05
  Приветствую Вас гость | RSS

 
 Главная » 2014 » Март » 12 » Миясат Муслимова«Я просто учитель...»
00:28
Миясат Муслимова«Я просто учитель...»
Миясат Муслимова: Давно ли, дорогой читатель, вы испытывали радость от встречи с человеком, само существование которого уже делает вашу жизнь более уверенной и гармоничной? Мы можем быть и незнакомы с такими людьми, но знание того, что какая-то сфера нашей жизни находится в надежных руках, дает нам спокойствие и доверие жизни. К сожалению, далеко не всегда звучат их имена в публичном пространстве, а если и звучат, то не так-то просто найти для них нужные слова, достаточно потрепанные нами от употребления всуе. Пойди разбери, где удачно закамуфлированный пиар-проект, а где бескорыстие дела.

Знакомьтесь: учитель Кубачинской школы Саидов Набигулла Ибрагимович. Давно я не встречала такого сочетания в облике учителя блестящего фольклориста, ученого, мыслителя, просветителя, наставника, мастера, подвижника. С ним мы познакомились в Министерстве образования, где он пытался выяснить судьбу своих обращений по поводу изучения родного языка. Уже в ходе разговора я выяснила, что район трижды подавал документы на присвоение ему звания «Заслуженный учитель РФ», и в силу разных случайных причин вопрос так и не был решен.

Из характеристики: «Саидов Н.И. – учитель высшей категории Кубачинской средней школы Республики Дагестан. Трудовой стаж - 51 год. Свою педагогическую деятельность начал в 1960 году учителем начальных классов. За более чем полувековую деятельность он внес большой вклад в развитие системы образования республики и страны в целом… В течение всех лет работы он обеспечивает высокий уровень обучения учащихся, практически на 100%. Его ученики неизменно занимают призовые места на олимпиадах различного уровня, конкурсах, демонстрируя знание и любовь к русскому языку, родной речи, культуре своего народа. Н.И. Саидов выпустил три поколения учеников, которых вел от первого до выпускного класса. Он является наставником молодых учителей, щедро делится с коллегами своим педагогическим опытом».

Сейчас, после вмешательства министра, документы ушли в правительство, надеюсь, там они не будут залеживаться. «Мне это уже не нужно,- говорит Набигулла. - Я одной ногой уже там…». Да, заслуженные награды надо давать вовремя, чтобы морально поощрять человека, тем более, в профессии, которая материально практически ничего не дает. Теперь это нужно нам, чтобы реабилитироваться перед Учителем. Никто из нас не стоит прочно двумя ногами на земле, и возраст не имеет значения. Воздаяние на этом свете для тех, кто трудится, - сам труд и плоды его – необходимое дело, но если мы не можем осилить эхо добрых поступков и деяний, то кто мы? Аксиома: самые талантливые и работающие люди не могут говорить о себе и своих заслугах. А в последние десятилетия вообще утвердилась практика, когда человек, заслуживающий признания, чаще всего должен сам инициировать процедуру официального признания, отслеживать движение документов, добиваться ответа по существу вопроса и порой начинать сначала процедуру.

Примеров абсурда в этой сфере много. Приведу один. В республиканском госпитале ветеранов работает хирург милостью божьей, Магомед Салихович Ахмедов. Ему уже больше 70 лет, счет спасенных жизней перевалил давно за тысячу. Некогда главный хирург города, автор множества научных работ, герой очерков в центральной прессе еще в советское время, он не получил ни одной даже республиканской награды. Может, ему надо обивать пороги и самому поднимать вопрос, а, может, руководство не знает своих работников? Во дворе больницы законсервировано возведение памятника генералу Танкаеву, памятник которому уже давно стоит на расстоянии нескольких сот метров. Почему ставить памятники бывает у нас порой легче, чем воздать должное человеку за многолетний, пожизненный добросовестный труд? Сегодня каждый второй начинающий певец уже имеет звание заслуженного работника культуры – чем же объясняются такие разные подходы в различных ведомствах? (Справедливости ради скажу, что на этой неделе я побывала на приеме у директора госпиталя с этим вопросом, и он тотчас дал распоряжение готовить документы на присвоение Магомеду Салиховичу звания «Заслуженный врач РД»).

* * *
Из характеристики: «Заслуги Саидова Н.И. перед образованием, наукой и культурой Российской Федерации отражены и в его успешной многолетней научной деятельности, в поисковой деятельности по сбору и сохранению фольклора. Саидов Н.И. – автор книги кубачинского фольклора «Жемчужный клад кубачинских песен» (1997 г.), «Пой, горец» (2002г.), сборника народных песен «Давайте споем» (2009 г). В 2010 году в соавторстве с доктором исторических наук Магомедовым А. Д. им выпущен академический научный труд «Кубачи: язык и фольклор», изданный Дагестанским научным центром Российской Академии наук».

«Благодать моей молитвы, благодать прочитанных мною Ясина, Алхама, Корана, Зикра ниспошли душе нашего пророка Мухаммеда, душам всех его приверженцев, душам тех, кто умер между Меккой и Мединой, между Машриком и Магрибом, душам приверженцев всех семи тарикатов, всех четырех масхабов…душам тех, кто умер в пути, умер без чтения молитвы Алхама, душе моей учительницы Халабы, научившей меня читать Коран… душам, покоящихся в нижнем и верхнем кладбищах земляков, душам, умерших за пределами нашего села, душам, меня родивших и воспитавших отца и матери, душе покойного отца моих детей Абдулжалила, душам моих дедушки и бабушки, душам всех тех, кто помог мне в трудное время жизни…».

Дуа – благопожелания наших родителей, наших предков, в сердцах которых, как в одной молитве, вмещался весь мир, где между временами и пространствами была близость, преодолевающая все различия – близость душ, причастных доброму Слову. Маленькая книга благожеланий, в которую вошли дуа жителей селения Кубачи, вышла два года назад, как и академический том «Кубачи: язык и фольклор» тех же авторов: Н.И.Саидова –Акутта и А.Д. Магомедова. Так и вспоминаются слова Л.Толстого о кавказском фольклоре: «Сокровища поэтические необычайные». Убеждаешься вновь и вновь: из этой сокровищницы можно черпать веками и не исчерпать ее мощь и глубину, богатство земного и небесного в обыденной жизни простого человека, отразившееся в песнях-раздумьях народа, любовных песнях, песнях-проклятиях и благопожеланиях, сатирических и шуточных, песнях – солдатских письмах.

Дагестанская народная лирика меня всегда поражала отсутствием общих мест, удивительной индивидуальностью голоса, как если бы передо мной были не строки безымянного народного певца и поэта, а конкретного автора со своим неповторимым именем и лицом. Мне казалось, что жесткое разделение общественной и личной жизни горцев, потаенной жизни, на внешнее обнаружение которой существовал запрет в народной морали, - это безусловная черта нашей любовной лирики и народной лирики вообще. И вдруг - поразительная кубачинская лирика, в которой каждая песня - поименная, каждая строфа - восхваляющая ли, порицающая ли – к имени обращенная: «О стать бы мне ласточкой, Чтобы в мечети построить дом. И когда Марьянин Алидар Читает там молитву, И я бы страстно помолилась, Чтобы сбылась моя мечта… «Ягненочное здоровое тело твое Да пусть не заболеет, Крепкое, как ярмо, тело Твое пусть не утомится, Абдулжалилова Бика… Если мама ворчит, Скажи: «И ты влюбись В заходящую луну», Если отец говорит, Что ты грезишь любимым, Скажи, чтобы и он грезил По восходящему солнцу, Абдулжалилова Бика…».

И оказывается, как это упоительно - после напластований множества культур в твоем сознании, множества цитат и реминисценций - принять в сердце первозданное, напоенное жизнью поэтическое слово своего народа. 

Слово во всех его ипостасях - бережно хранится Набигуллой –Акутта, как его называют сельчане. И в отличие от тех, кто молотит воду в ступе, кубачинский учитель занимается этим практически. И его «спасательные» методы масштабны, ими мог бы отчитаться целый институт: и создание азбуки, и словари, и собранный по крупицам народный фольклор, и преподавание языка, и разработка методических материалов для учителей родного языка, и обивание порогов специальных ведомств, умудрившихся потерять представленные им материалы по родному языку, потраченные годы на ожидание. («Я ни копейки не требую за букварь, сборник народных песен, благопожеланий, русско-кубачинско-даргинский словарь. Но вот я захожу в кабинеты, сидят молодые девушки, чай пьют. А сесть не приглашают. Я чувствую себя виноватым, когда стою перед ними…»).

Уход и угасание родных языков беспокоят почти всех, но единицы говорят об этом так, как будто им единственным держать ответ перед кем-то высшим. Он не хочет быть неправильно понятым. Или знает нашу особенность: скажи, что ты любишь белое, тебя обвинят в том, что ненавидишь красное. «Я создал букварь для кубачинских школьников, но это не значит, что только я должен его преподавать. Я за изучение родных языков, но это не значит, что я против русского языка. Посмотрите на наши районные газеты. Половина газет - на русском языке. Вечера даргинских поэтов - на русском…».

Из характеристики учителя: «Эрудированность, добросовестность, доброжелательность, принципиальность, справедливость, а главное, неустанный поиск - педагогический, научный, творческий – обусловили широкую известность и авторитет учителя. Бескорыстное ведение в течение многих лет кружковых занятий в школе, встречи с общественностью, выступления в районной и республиканской прессе, очерки об учителе в различных СМИ – все используется для того, чтобы пропагандировать культ знаний и любовь к своему краю, к Отечеству». 

Опыт перестраивания у нас большой. Многие поняли, что самый лучший способ реформирования и рапортования: переименование. «Я не смог бы сегодня преподавать в лицее, учителя к этому в массе своей не подготовлены. Надо переучивать этих учителей, а сегодня все с легкостью берутся делать то, что недостаточно умеют или не умеют… У меня как-то был проверяющий в школе. Ему некогда было на уроках сидеть. Он попросил план. Я говорю ему: «А ты высиди урок, проанализируй его. Ты же не методист-гаишник. Это инспектор ППС может попросить права. Ты не оттуда иди ко мне (показывает наверх), от народа иди, через дверь».

Работать в сельской школе сегодня труднее, как никогда. Национальная школа практически разрушена, келейным образом, без широкого обсуждения педагогической общественности, исчезают программы для национальных школ, введение ЕГЭ и вертикали во всех сферах выравнивают требования ко всем школам, без учета билингвизма, специфики национальных школ. «Многие учебники и программы не адаптированы. По одной и той же книге должны заниматься ученики московских школ и школы высокогорья и глубинки. Когда-нибудь, возможно, они и выровняются, но сегодня унификация искусственно ускоряется.

Просит меня рекомендовать шесть книг, обязательных для чтения. В Интернете гуляет множество списков из ста книг. Над шестью надо долго думать. В следующий свой приезд рассказывает: «Одну я уже нашел. Я бы рекомендовал вашу книгу всем сильным мира сего перед инагурацией. Обязал бы всех чеченцев читать утром и вечером стихи старого чеченца, которые приводит Эльвира Горюхина. Рекомендовал бы и другим мусульманам читать эти стихи».
Под впечатлением недавнего подвига офицера Сергея Солнечникова: спасая жизнь солдат, накрыл гранату собой и погиб: «Когда человека, занимающего большую должность, убивают на свадьбе, это опошляет понятие «долг». Чтобы мясо не испортилось, его солят. А если в самой соли завелись червяки?».

О многом мы говорили, удивлялась его начитанности и глубине проникновения в вопросы, неравнодушию, юношеской энергии, интересу ко всему. Вспоминаю его слова: «Учитель - это не тот, кто задает вопросы, а тот, у кого они есть». Уходя, Набигулла Ибрагимович оставил мне листок – там было тридцать вопросов, о многом и разном: о моде на религиозность и белых воронах, о «Мастере и Маргарите», о вузах и кирпичных заводах, о косноязычии и спортсменах во власти, о Радзинском и Фурсенко, об интерактивной доске и глобализации…Смогу ли я на все ответить, не знаю, но ко многому обязывала его последняя приписка по моей книге публицистики «Испытание свободой»: «Вы не просто общий рентген-снимок делаете, вы томограф: бескомпромиссный, справедливый, бесстрашный, сопереживающий, с чувством боли, любви к людям».

Радуюсь за кубачинцев – с таким Учителем они сохранят и преумножат нравственное здоровье. Лишь бы мы умели ценить таких людей. («Если человек проработал безукоризненно 25 лет, он должен иметь, я полагаю, персональную пенсию. У меня 50 лет стажа»).

Из характеристики: «Саидов Н.И. - учитель-новатор, успешно разрабатывающий свои методики обучения и реализующий передовой опыт учителей страны. Его кабинет стал центром подготовки учителей и совершенствования их мастерства не только для коллег из сельской школы, но и для учителей района, республики. Десятки оригинальных таблиц, созданных своими руками, методических материалов, разработок, способствующих успешному усвоению программного материала, выступления в печати – все это работает на развитие педагогической и методической мысли учителей страны. Высокую оценку его работе дали специалисты Министерства образования и науки Республики Дагестан и Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, предложив обобщить и распространить его методы работы среди учителей республики. Саидов Н.И. - один из первых учителей в Российской Федерации, который апробировал и совершенствовал методику обучения детей с шестилетнего возраста. Данный опыт был изложен им в сборнике статей «Обучаю шестилеток», изданный в 1975 году. Он же является автором «Букваря» на кубачинском языке, автором «Русско-кубачинско-даргинского словаря школьника» (2009 г.), соавтором академического русско-кубачинского словаря, готовящегося к изданию в Дагестанском научном центре РАН».

Надеюсь, в четвертый раз ему не придется готовить документы. Впрочем, в любой ситуации он не будет больше поднимать этот вопрос, который в этот раз подняла я. Оглянитесь вокруг: сколько людей, которым мы еще не сказали «спасибо» за многолетний и добросовестный труд, людей, которые не могут и не хотят лоббировать свои интересы, потому что для них важнее амбиций и тщеславия то, что они служат людям. Кстати, знаете, что Набигулла Ибрагимович считает самым главным в своей работе? «Я никогда за все пятьдесят лет не отпускал учеников на каникулы, не снабдив каждого из них полным комплектом учебников».


http://www.dagpravda.ru/?com=materials&id=25058&page=material&task=view
Категория: Общество | Просмотров: 585 | Добавил: дарго_магомед | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Афиша
Интервью
Криминал
Культура
Образование
Общество
Политика
Религия
Спорт
Экономика

Поиск

Наш опрос
Верите ли Вы в гороскопы?
1. Нет, не верю!
2. Не верю, но интересно
3. Что-то в этом есть
4. Да, конечно!
Всего ответов: 79

Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz