ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Понедельник, 18.12.2017, 11:46
  Путь дарго Приветствую Вас гость | RSS

 
 
Главная » Путь дарго » Благородный муж

32. Благородство
29.11.2017, 15:22
Формулировки уточняются

В традициях лучших воспитан народных
Даргон благороден делами, не кровью.
Достоинство, честь несет высоко.
В душе безмятежен, доволен судьбою.
Физически сильный и духом могучий
В мирное время в заботах семейных
К защите готов Отечества он
На благо народа служит, даргон.
 
Категория: Благородный муж | Добавил: дарго
Просмотров: 22 | Загрузок: 0 | Комментарии: 8
Всего комментариев: 8
0
1  
В менталитете даргинцев есть понятие "кири" - душевная радость, благодать, как воздаяние в этой жизни за добрые дела.
"Адамъис г1ях1 бакьадли, х1уд кири биур. - Если сделаешь добро, тебе будет кири".
Нельзя его переводить как добро, потому что ты не можешь делать другому человеку кири. Для понимания кири возьмем в качестве примера деньги.
Ты можешь получить их по разному: нашел, выиграл, получил в наследство,
просто в подарок дали. Ты радуешься в каждом случае. Но тут нет кири.
Кроме того, ты можешь их заработать своим трудом.
Так вот: радость, заработанная тобою, твоим добрым словом или делом, и есть кири.
"Кирилис бикьул хlянки" - работа или услуга, выполняемая/оказываемая
тобой другому ради твоего же душевного покоя и радости. Не для денег,
даже не ради благодарности.
Бунагь - антоним слову кири - печаль души, депрессия, беспокойство, страх, болезни как воздаяние за плохие дела.
Яндекс и Гугл не знают слова "кири" - значит, это не арабское слово.

0
2  
Благость
Верую в благость в душе человека,
Спасенной в детях его и в делах
Порядочным быть и зла не творить -
Условие для его процветанья.
Соседу поможет, не бросит в беде,
С него за работу не взяв ни копейки.
Он сам не кичится своей добротой,
Благие деяния его не за деньги.
Наградой ему - на душе благодать.
Во славу его поют песни-дидза.

Кири
Ирхулла кирилиши гъобзала уркlилизиб
Бирцуди насаблизиб, дикьутазиб баргибил.
Гlядатуни дуцили хlярамти ахlдикьули
Хlариро дирар гlвямру дирхъили дахъдиути.
Унналиши бакlали рахли къийин, дзугlяла,
Дуравхъуй кумек бикьу ахlсасили ца кепек
Багьалис ахlин бикьул гъобзали царис гlяхlдиш
Уркlила разидишлис, кирилис, я ламуслис.
Ахlдуру сунишила гапла хабар суниин
Дидза-далай, саринти дучlа сунис царилта.

0
3  
Хъулирти дякьибх1или, алавчарли ласухъин -
халкьла си либал бикьул, силизи абархилел
вархихьис шибла саби ируйг1иб пайбякьили
х1яй стадион, я спортзал, яра Къушумлис мискит1.
Камах1бякьили бирк-бирдж, хъули бик1ахъ хьабихьис.
дурх1нас шурт1ри ак1вихъис.

0
4  
Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за
ними. Низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это. Конфуций

0
5  
В русском языке служит похвалой слово "мужчина", но употребляется и выражение "настоящий мужчина", при желании подчеркнуть его мужские
черты. Так и у нас - говорят "гъобза", но говорят и "гlяхlгъобза" -
настоящий, благородный мужчина, герой, еще говорят - "вайгъобза" -
плохой, нестоящий мужчина, "усал гъобза" - слабый, трусливый или подлый
мужчина.

0
6  
Княжны и графы. Их стиль жизни, манера поведения и даже внешний облик – результат особого воспитания, ориентированного на идеал. Но как бывает с идеалами, четких предписаний, как его достичь не существует. И все-таки мы попытались охарактеризовать наиболее важные принципы дворянского воспитания. Если их применять в разумных мерах, можно вырастить современного Болконского.
Чувство собственного достоинства
Маленьким дворянам с самого детства внушали, что «кому многое дано, с того много и спросится». Следовательно, родился дворянином – изволь соответствовать – быть храбрым, честным, образованным и не для того, чтобы достичь славы и богатства, а потому что ты обязан быть именно таким. Отсюда же вытекает и концепт «дворянской чести», согласно тогдашним представлениям «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую вину, давал честное слово застрелиться – и выполнял обещание.
Храбрость
Трусость плохо сочетается с благородными порывами, потому у дворян особое внимание уделялось храбрости и считалось, что ее можно и необходимо тренировать путем волевых усилий и тренировок. Причем касалось это не только юношей, которые служили в армии и на флоте, выполняя трудные задания и тем самым заслуживая уважение, но и барышень.
Княжна Екатерина Мещерская вспоминала, что будучи девочкой боялась грозы, а старший брат втащил ее на подоконник раскрытого окна и подставил под ливень. От страха Катя потеряла сознание, а когда пришла в себя, брат вытирал ее мокрое лицо и приговаривал: «Ну, отвечай: будешь еще трусить и бояться грозы?» Потом он добавил: «А ты, если хочешь, чтобы я тебя любил и считал своей сестрой, будь смелой. Запомни: постыднее трусости порока нет». Пожалуй, до такого доходить не стоит, но отдать должное культу храбрости при воспитании детей все же необходимо, если вы, конечно, стремитесь вырастить княжну.
Физическая сила и ловкость
Быть храбрым и при этом тщедушным не получится, поэтому от дворян требовалась соответствующая физическая подготовка. Например, в Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений»: лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. При этом нужно учитывать, что лицей был привилегированным учебным заведением, готовившим, по замыслу, государственных деятелей. В военных училищах требования к воспитанникам были несравненно более строгими.
Демонстрация физической выносливости была особым шиком, тем более, что хорошей физической подготовки требовали «модные» развлечения: охота и верховая езда. Добавим, что каждый мужчина должен был быть готов выйти на дуэль.
Самообладание
Воистину аристократическое качество, которое всегда выделяло это сословие. Там где простой мужик обложит всех «по матушке», настоящий дворянин и бровью не поведет и с одинаковой сдержанностью отреагирует как на хорошие, так и на плохие новости. Его с детства тренировали принимать удары судьбы мужественно, с достоинством, ни в коем случае не падая духом. Жалобы, слезы, лишние сантименты – это за рамками этикета, настоящий дворянин не мог позволить себе малодушия.
Можно, конечно, обвинить аристократов в фальши и лицемерии, но по большому счету – они правы. Во-первых, никому нет дела до ваших бед и не стоит их навязывать окружающим. Во-вторых, сберегая истинные эмоции в секрете, вы защищаете свой внутренний мир от интриг.
Забота о внешнем виде
«Быть можно дельным человеком, И думать о красе ногтей…». Автора этих строчек вы знаете. Дворянские дети, обязаны были выглядеть хорошо, но не для того чтобы продемонстрировать свой достаток, а из уважения к окружающим! «Истинно расположенный к людям человек не станет оскорблять чувства ближних ни чрезмерной небрежностью в одежде, ни излишней щеголеватостью», – писал граф Честерфилд.
Культ прекрасного, царивший среди дворян, требовал полированных ногтей, уложенных волос и изысканных, но простых на вид одежд. Достаточно вспомнить туалеты Анны Карениной: «Анна переоделась в очень простое батистовое платье. Долли внимательно осмотрела это простое платье. Она знала, что значит и за какие деньги приобретается эта простота».

0
7  
Умение «нравиться»
В отличие от современной тенденции: «любите меня таким, какой я есть», дворяне искренне старались понравиться всем и не из соображений подхалимства, а этикета. Вести себя следовало так, чтобы делать свое общество как можно более приятным для окружающих. И в этом есть резон, в конце концов, быть приятным в обществе – хороший способ сделать пребывание в нем приятным для самого себя.
Умение нравиться было целой наукой и начиналось с простейших формулировок: «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе».
До более сложных указаний: «Постарайся распознать в каждом его достоинства и его слабости и воздай должное первому, и даже больше – второму».
«Сколь бы пустой и легкомысленной ни была та или иная компания, коль скоро ты находишься в ней, не показывай людям своим невниманием к ним, что ты считаешь их пустыми».
Разве не полезный навык, который и репутацию укрепляет и нервы бережет?
Скромность
Под скромностью подразумевалась не зажатость или стеснительность (с ней как раз боролись, вежливый человек не должен быть скрывать свои манеры), а сдержанное отношение к своей персоне.
Считалось, что нельзя встревать в беседы со своими комментариями или советами. «Носи свою ученость, как носят часы, – во внутреннем кармане. Если тебя спросят «который час?» – ответь, но не возвещай время ежечасно и когда тебя никто не спрашивает, ты ведь не ночной сторож» («Письма к сыну» граф Честерфилд).
Или еще один прекрасный пример, который стоит взять на вооружение и в наши дни: «Говори часто, но никогда не говори долго – пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей».
Уместная, вежливая речь
Все мы знаем, что французский язык в России был языком общения знати, но и русским они владели не хуже. Касательно речи было два негласных правила. Первое – настоящий аристократ мог наговорить гадостей и оскорблений другому аристократу, но только если они обличены в безукоризненно вежливую форму. Это требовало особого искусства владения языком, знания всех принятых клише светской речи, обязательных вежливых формул.
Второе – речь дворянина должна быть уместной, и если он оказывался среди крестьян на базаре, то и там должен был быть «своим». Хотя это не означало, что ему позволено скатываться до хамства и вульгаризмов, но простодушные шутки вполне допускались.
«СОММЕ IL FAUT» OU «JE NE SAIS QUOI» («так как надо или я не знаю что» франц.)
Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфилд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигая ее – развязным или неловким. Тонкость состоит в том, что воспитанный человек знает, когда следует пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон.
Особенное неуловимое обаяние и притягательность дворян передавалось «из рук в руки» и во многом заключалось в благородной простоте и непринужденности поведения.

0
8  
Почтителен к старшим, заботлив он к младшим,
Соседу поможет, не бросит в беде,
С него за работу не взяв ни копейки.
Он сам не кичится своей добротой,
Благие деяния его не за деньги.
Наградой ему - на душе благодать.
Во славу его поют песни-дидза.

Холайс - х1урмат, ишт1айс - х1аруди
Унналиши рахли бак1али къийин,
дуравхъуй кумек бикьу ах1сасили кепек
Багьалис ах1ин г1ях1бикьул гъобзали
Кирилис, урк1ила разилис сари.
Сунишила сай гап ах1ик1ор гъобза
дидза-далай дуч1а сунис царилта.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Создателям [3]
Даw - бог природы [7]
Джан - душа человека [7]
Авад - дух народа [7]
История [7]
Благородный муж [7]
Вехи [7]
Судьба [7]
Вольное общество [3]
Пророки [6]

Поиск

Наш опрос
Включить в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
1. Хинкал
2. Чуду
3. Лезгинка
Всего ответов: 3

Статистика


Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz