ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!

Суббота, 02.07.2022, 07:54
  Путь дарго Приветствую Вас гость | RSS

 
 
51. Похороны
04.07.2016, 15:41
Формулировки уточняются


Тема пятьдесят первой недели года - третьей недели месяца Музыки

Молодое и красивое тело было холодным и твердым. Затылок окровавлен и еще два кровавых следа – пуля прошла навылет под лопаткой через грудь. Тело еле уместилось в ванной, установленной посредине комнаты. Мужчины привычно делали свое дело. Лишь изредка раздавался голос старшего: «Лей».
Малла Кьади заметил зашитый шрам на животе умершего, который выделялся от остальных ран и кровоподтеков:
- А это что за шрам?
- В морге патологоанатом резал.
- Зачем надо было резать мертвого? Как будто и так не ясно, от чего он умер.
- Откуда тебе ясно? Ты рядом был?
- Я не был, но люди говорят.
- Что знают твои люди, которые были в двух тысячах километрах от места убийства?
- А твои следователи что говорят?
- Пока не знают. Я только пару минут с ними по телефону говорил, когда просили разрешения на вскрытие. Следствие только началось.
- Нельзя резать мертвого и забирать органы – таков обычай.
- Тебе нельзя - ты не режь. Они не все органы целиком берут, а немного биоматериала для исследования.
- Захотят - и так разберутся.
- Значит, не разберутся. Из-за твоих обычаев мы не можем узнать, от чего умирает половина сельчан. Может, у кого из них наследственная болезнь, она же сидит в их детях и внуках и надо ее заранее лечить?
- На все воля Аллаха.
- Если какая-то мразь убила молодого парня, при чем тут Аллах?
Малла Кьади упрямо повторил:
- На все воля Аллаха. Без его соизволения даже волос не может упасть с головы человека.
Алим хмыкнул:
- По воле Аллаха убили моего племянника? Может Аллаха мне обвинять в его смерти? Или ты сам сядешь как представитель Аллаха на скамью подсудимых?
Помолчали. Обмыли тело довольно быстро. Одели во все чистое. Положили на стол. Ванную вынесли. Все было готово к церемонии прощания.
- Кто будет читать? – спросил Кьади.
- Что читать? Для кого читать?
- Обычай того требует. Ведь не собаку хороним, а человека. Я должен джаназа-намаз прочитать – соответствующие молитвы.
- Мертвому твои молитвы не нужны. Так? Ты читаешь для живых. Так? Тогда читай то же самое на нашем языке, чтобы всем было ясно.
- Я могу читать только на арабском, на языке Корана.
- Почему не можешь на своем? Есть же перевод. Или твой Аллах не понимает твою родную речь?
- Я не имею права читать на своем.
- Для кого ты читаешь? Никто из присутствующих не знает ни одного слова из того, что ты читаешь. Если не можешь на нашем родном языке, тогда никто ничего читать не будет. Когда вынесем во двор, если кто пожелает, может сказать от себя.

- А хоронить как будешь племянника?
- Следователь сказал, что следствие не закончилось. Возможно, придется эксгумировать. Поэтому буду хоронить в гробу.
- Как? Наши обычаи не позволяют хоронить в гробу.
- Надоели мне твои тупые обычаи. Я хочу знать, отчего погиб мой племянник.
- Отчего это они тупые?
- Были бы они нормальные, у нас было бы вдоволь работы и не наши ребята уезжали бы работать в чужие края, а наоборот, к нам чужие приезжали бы на заработки!
- При чем тут обычаи?
- При том, что твои обычаи строят нашу жизнь.
- Обычаи эти не только мои, но и твоих предков.
- У моих предков были разные обычаи в разные времена – и языческие, и христианские, и разные другие. Надеюсь и эти переживем. Времена меняются, должны меняться и обычаи.
- Если бы не мои обычаи, посмотрел бы я, где бы ты был. Благодаря этим обычаям мы сохранили свой народ и свою землю.
- Благодаря этим обычаям мы оказались на задворках истории. Другие народы имеют другие обычаи и живут намного лучше нас. Может, если бы не твои обычаи, мы жили бы лучше?
- Мы живем так, как нам приказал Аллах.
- Ты пытаешься жить по обычаям бедуинов, утвердившихся в пустыне полторы тысячи лет назад, и хочешь и нас туда же отправить.
- А ты по чьим обычаям хочешь жить?
- Я хочу сформировать обычаи в соответствии с духом процветания, живущем в умах лучших людей планеты. Я хочу опираться на то лучшее, что выработало человечество за полторы тысячи лет после становления твоей религии! Полторы тысячи лет – тебе это число о чем-то говорит!?
- Если будешь хоронить в гробу и не даешь читать Коран, я не могу разрешить хоронить на кладбище.
- Я уже сказал тебе: будем хоронить в гробу.
- Не захотят рабочие копать могилу на мусульманском кладбище.
- Ты мне эти дешевые разговоры оставь. Рабочим все равно, где копать. Если ты сам не заведешь эти разговоры, никто и не заикнется. Хотя…
- Что?
- Я могу похоронить племянника в своем саду, рядом с дедом.
- И тогда многие были недовольны. Ты хочешь превратить сады в кладбища?
- Ничего страшного. Земли достаточно. Во всем мире существуют семейные склепы, будет и у нас свой. Главное – вовремя похоронить, чтобы трупный яд не убил живых.
Алим отозвал в сторону Багьадура. Несколько человек отделились от толпы и зашли в сад. Алим вернулся на свое место. Малла Кьади спросил:
- И памятник ставить не будешь?
- Пока не буду. Если человек погиб по трагической случайности, памятник ставить ни к чему, даже по исламу памятник не ставится, достаточно поставить ограду, чтобы обозначить могилу. Если же подтвердится, что он погиб, защищая свою семью, честь и достоинство своей семьи, то я поставлю лучший памятник в селе. Ты же слышал, есть какие-то видеозаписи.
- Будешь ждать окончания следствия?
- Да, буду.
- Говорят, ты написал завещание, чтобы твое тело после смерти сожгли?
- Да, написал. Если не найдется человека, который сможет похоронить меня так, как я хоронил своего отца, своего брата и как сегодня буду хоронить своего племянника, то пусть лучше отвезут в город и сожгут в крематории.
- Никто твое завещание не исполнит.
- Может быть. Не у каждого хватит мужества услышать голос разума.
Тут Алим хитро сощурился.
- А ты запрети хоронить меня на кладбище, этого будет достаточно. Скажи, что я соблюдал не все исламские законы, и меня нельзя хоронить на мусульманском кладбище. Скажешь?
- Подумаю. А ты как думаешь, были бы живы твои отец и брат, одобрили бы?
- Не знаю.

Гроб с телом вынесли во двор. Женщины начали причитать, плач усилился. Мужчины стояли молча. Подождав пару минут, Алим вышел вперед.
- Уважаемые сельчане! Мы сегодня собрались проститься с нашим любимым сыном и племянником, который безвременно погиб на чужбине от руки злодеев. Всех подробностей этого страшного происшествия мы не знаем. Поэтому что-то сказать определенно о причине и самом факте этого трагического убийства мы не можем.

Вернулся молодой человек из сада. Доложил о готовности могилы. Молодежь подняла носилки с телом. Процессия медленно тронулась. Половина мужчин не пошли за носилками и потихоньку стали расходиться. В сад вошли только близкие родственники и самые любопытные. Носилки с гробом донесли до могилы и осторожно опустили на землю.
- Уважаемые сельчане! – обратился Алим к собравшимся. – Мы много спорили с малла Кьади и раньше, спорили и сегодня. Я считал и считаю, что в этот день, когда в наш дом пришло горе, когда сердца родных и близких разрываются от боли – не место и не время для восхвалений Аллагьа и его пророка! Но из уважения к джамаату я готов был пойти на уступки и согласился послушать восхваления Бога, но только на понятном для всех нас языке. Ведь никто из нас не знает арабского языка. А малла категорически не хочет. Почему? Разве Аллагь не понимает наш язык или наш язык менее достоин? А я настаиваю на своем праве говорить на своей земле в своем доме на своем языке!
Вместо восхваления Бога я скажу вам пару слов:

Сегодня собрались мы здесь по божьей воле?
Все верно: мир подвластен Богу, нет его превыше.
Всегда и всюду пребывает, не рожден он и не умрет.
И нет ему достойных в мире, равных нет ему.

Мои родные, братья, сестры, не спешите
Судить меня и обвинять, но подумайте сперва:
Не божья воля, если кто чужой убьет
Исподтишка любого - подлость это, не судьба.

И не судьба, случайно если в пути, в дороге
Погиб в аварии здоровый, красивый парень.
И если даже тот - герой, но он в болезни
Сойдет в могилу молодым – ошибка это, не судьба.

Божья воля – жизни путь пройти с веселием.
Любить, в семье, в заботах, на работе найти свое.
Построить дом, сажать деревья, растить детей
В могилу стариком седым сойти – вот судьба.

Но вот какой дорогой он пойдет по жизни
И от него зависит тоже, и от среды.
Поэтому детей своих учите постоянно,
Чтобы жили по уму, и не делали ошибок.

И сами думайте о том, как здоровье сберечь
Пока есть оно у вас. Когда на вас с годами
Навалятся болезни, не смогут вам помочь врачи,
Как бы не хотели вы и не старались они.

Надеясь лишь на Бога, если кто не будет сам
О себе заботиться, если не проявит ум -
Пропадет, заблудится, и вряд ли сможет кто помочь.
А за старания тому поможет и Всевышний.

Рай в душе мы сами молитвой создаем,
И в нем ушедших близких сами поселяем.
Прошу вас, помолитесь добрыми словами,
Всем сердцем своим умершего простите.

Сельчане молчали. Голос Алима дрожал, когда он снова обратился к ним:
- Дорогие мои! Если у кого остались обиды или претензии к моему племяннику – простите его, если сможете! И вместе с горстью земли бросьте в эту могилу свои обиды. Пусть его грехи уйдут вместе с его телом в эту темную могилу. Если есть долги, которые он оставил, и вы не можете простить их, приходите через неделю – я отвечу по его долгам.
Молча опустили гроб в яму и также молча и скоро закопали его. Слышны были только прерывистое дыхание и стук лопат. Над могилой поднялся небольшой холмик.

| << | Оглавление | >>
Категория: Путь дарго | Добавил: дарго
Просмотров: 876 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
0
1 дарго   [Материал]
Мудрые сами создают для себя
рай в этой жизни,
а глупцы надеются на рай для себя
и ад для других после смерти.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Путь дарго [66]
Пророки Бога [82]
Пророки Жизни [45]
Пророки Духа [12]
Вольное общество [12]

Поиск

Наш опрос
Имя Дарго
1. Саид Амиров
2. Ахмедхан Абубакар
3. Батырай
4. Али-хlяжи Ахъушинский
5. Магомедали Магомедов
6. Никого из них не знаю
7. Алибек Тахо-Годи
8. Абдулла-хlяжи Урахинский
9. Магомед-Салам Умаханов
10. Гамид Далгат
11. Магомед Далгат
12. Дауд-хlяжи Усишинский
13. Башир Далгат
Всего ответов: 152

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2022
Сайт создан в системе uCoz