ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!

Среда, 28.09.2022, 07:23
  Путь дарго Приветствую Вас гость | RSS

 
 
41. Интеллигенция
22.06.2016, 13:48
Формулировки уточняются


Тема сорок первой недели года - второй недели месяца Культуры


- Ты всегда идешь против мнения народа. Почему ты постоянно споришь с народом?
- Это тебе так кажется. Да, я спорю, но только когда мой народ говорит глупости.
- Народ не может говорить глупости. Ты просто не уважаешь свой народ.
- Скажу так: я уважаю свой народ не так, как об этом говорят популисты и политики.
- А как?
- Политики и обманутый ими народ считает, что каждый должен говорить слово «народ» с придыханием и смотреть на народ снизу вверх. А я смотрю на него так, как смотрит умудренный жизнью и любящий отец на возню несмышленого ребенка, который пытается: «Я сам!». Я не против, чтобы и народ - «сам», но не забываю, что он как дите малое - многого не умеет и не может. И даже не хочет учиться.
- Какие дети?!
- Если обращаться с людьми так, как они того заслуживают, они останутся такими, какие есть, или даже станут хуже. Если же обращаться с ними как с детьми, с надеждой, что они станут лучше, они действительно станут лучше. Ребенка похвалить можно, и даже нужно, но нельзя забывать, что он ребенок.
- Я говорю о взрослых, состоявшихся людях! У которых уже есть свои дети, и даже внуки!
- Хорошо. Когда тот же наш сосед Иса работает у себя на стройке и у него получается красивая ровная стена, я восхищаюсь его работой. И готов целовать его мозолистые руки. Но когда он сидит на гумае и с пафосом рассуждает о мировой политике – я не уважаю его мнение.
- А что, он не имеет права рассуждать?
- Право имеет, только его рассуждения – коту под хвост. Вряд ли у него достаточно истинной информации по этой теме, чтобы что-то утверждать.
- Вон телевизор с утра до вечера вещает, информации – море!
- Так тебе и сказали по телевизору всю правду!
- А интернет?
- Интернету тоже нельзя доверять во всем. Тебе кажется, что ты видишь в интернете только то, что ты сам выбрал. На самом деле ты увидишь то, что тебе покажет провайдер или поисковик. А он покажет то, что ему закажет «старший брат» или тот, кто больше заплатит. Интернет – третье полушарие нашего мозга, но нужно постоянно следить, кто им руководит – ты сам или «старший брат» на том конце?
- Так весь народ рассуждает! Не может весь народ ошибаться!
- Еще как может! Большевиков в России и фашистов в Германии к власти привел народ на всеобщих демократических выборах. Ушлые политики льстят тщеславию народа и манипулируют им. А он и рад. Как дите малое, покупается на любую похвалу. Не свое место занимает народ на пьедестале.
- А чье это место?
- Это место лучших представителей народа, элиты народа, но не всего народа. Без духовности, без цели, без идеи, которые вырабатывают только лучшие представители народа, сам народ – это всего лишь толпа или сброд.
- Народ – созидатель! Он кормит и поит твою элиту!
- Они обмениваются результатами своих трудов. В массе своей народ не способен сам создавать новое. Может хранить, передавать, тиражировать то, что первоначально придумано и создано в единичном экземпляре той же интеллигенцией. Народ – как земля: родит она и злак, и сорняк. Что ты посеешь в народ, то и пожнешь. В многократно растиражированном количестве.
- Что может твоя интеллигенция без народа?
- Интеллигент слышит голос Духа, который не слышит народ. Интеллигент разумом познает мир, который народ узнает чувствами. Интеллигент может, просто обязан познать и понимать мир, обязан пытаться понять происходящее, при этом всеми силами сопротивляться и не участвовать во лжи, во зле.
- Это интеллигент что ли будет сопротивляться?
- Именно. Даже если он не сможет сопротивляться против зла в уличной драке или в коротком бою, но в «длинной войне со злом» только он и сможет победить. Одно-два сражения проиграет, но выиграет в войне. Сохранив свой дух и свои идеалы, он войдет в духовную элиту человечества.
- Какая элита? Эти воры и жулики во власти твоя элита?
- Это не моя элита. Это - элита народа. Каков народ – такова и власть. Во власти – политическая элита народа. Политики не ведут народ, не руководят им. Они смотрят, куда идет народ, и всеми правдами и неправдами пытаются встать в первых рядах, чтобы народ думал, что его ведут. Если во власти жулики и воры, значит, сам народ жуликоват и вороват.
- Или эти коррупционеры, которые прихватизировали народное богатство, твоя элита?
- Если ты о бизнес-элите, то это значит только одно: для накопления богатства сегодня надо обладать именно такими качествами, как они. Выбирай сам – хочешь быть таким богатым, будь таким, как они.
- Не хочу.
- Значит, ты не будешь богатым сегодня.
- В элите должны быть не жулики и воры, а честные и порядочные люди.
- Должны быть. Но такова реальность. Во всех сферах деятельности есть своя элита. Как в политике и бизнесе – свои элиты, так и среди строителей, и среди аграриев, и даже среди ученых – свои. Не всякого, кто даже обладает ученой степенью можно назвать интеллигентом. Или так: не всякий интеллигент (по положению или роду занятий) обладает интеллигентностью (по духу и культуре). Не каждый учитель или врач – интеллигент. Среди тех же врачей треть - бездари, которые еле закончили учебу и не знают медицины, треть - аферисты, устроившиеся на работу за взятки и превратившие лечение в бизнес, и разве что треть знает свою профессию, и служат добру. Ведь даже знание профессии не делает человека интеллигентом по духу. Интеллигенты не только постоянно сомневаются и познают мир, мыслят и разбираются, не только имеют интеллектуальную свободу, но имеют и внутренние нравственные.
- Есть же авторитеты для всего народа, уважаемые всеми людьми независимо от профессии?
- Есть, конечно – это и есть настоящая элита. Интеллигенция – духовная элита народа. Не народ, а интеллигенция хранит память о прошлом, не народ, а интеллигенция формирует планы на будущее, не народ, а интеллигенция устанавливает моральные законы, сочиняет песни и танцы, сказки и мифы. Интеллигенция дает образование народу. И всем этим пытается поднять дух народа.
- Ты говоришь о менталитете.
- Можно сказать – менталитет. А можно сказать - Дух.
- Что ты все время повторяешь это слово - Дух? Что за Дух.
- Дух – душа не отдельного человека, но душа человеческого сообщества. Закон человечества, отделяющий его от животного мира, сформулированный в виде морально-нравственных, культурных ценностей и установок, которые управляют этим самым сообществом в целом и каждым его членом. Интеллигенция – создатели и носители Духа. А невежественная и агрессивная часть народа – толпа – его разрушители. Толпа носит в себе агрессию, ненависть, злобу, зависть, алчность.
- И что теперь, молиться мне на твою интеллигенцию?
- Если тебе обязательно нужно на кого-то молиться, тогда можно и на интеллигенцию. Хотя это не обязательно. Но послушать и прислушаться – обязательно. Интеллигенция освещает твой жизненный путь.
- Чем освещает?
- Знаниями. Свое понимание передать тебе они не могут, но знания – могут. Если, конечно, у тебя хватит смелости и ума услышать их.
- Какая смелость нужна, чтобы услышать?! Ты о чем?
- Нужна. Не просто слушать, но услышать. Услышать – значит, что-то изменить в своей голове. Информация – не то, что говорит интеллигенция. А то, что изменилось в твоей голове. А если в одно ухо влетело, в другое вылетело – ты не слушал. А если слушал, то ничего не услышал. Необразованность – это незнание, и оно простительно, если есть желание узнать и понять. А нежелание познать – называется невежеством, и оно не простительно человеку.

<< | Оглавление | >> |
Категория: Путь дарго | Добавил: дарго
Просмотров: 1837 | Загрузок: 0 | Комментарии: 7
Всего комментариев: 6
1 дарго  
0
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

".. бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она."

2 дарго  
0
"Толпа думает,что она всё знает; и чем она глупее, тем кажется шире её кругозор. Если же художник, которому толпа верит, решится заявить, что он ничего не понимает из того, что видит, то уж это одно составит большое знание в области мысли и большой шаг вперёд."

Из письма Чехова Суворину. 1888 г.

3 дарго  
0
Обонато : “я существую, потому что мы существуем”.

4 дарго  
0
Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, - миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков. Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым.
Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша. Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей скопились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым. Записку Иконникова гунны не прочли (а если б и прочли - что им Иконников? Что им князь Мышкин?). Судьбу Другого они на себя не возьмут…
Одно из бедствий современности - глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость - синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное...
Одна из особенностей великих культурных миров - способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него.
Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови" (Мандельштам). Пионерами могут быть и большие и маленькие страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все.
Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. Я вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья"…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.
Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли…
Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово "кала" на санскрите - омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен.
Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем - используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века….
©️ Григорий Соломонович Померанц

5 дарго  
0
Записка Иконникова:

"Большинство живущих на земле людей не задается мыслью определить "добро". В чем оно, добро? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям, ко всем племенам, ко всем положениям жизни? Или мое добро в зле для тебя, добро моего народа в зле для твоего народа? Вечно ли, неизменно ли добро, или вчерашнее добро сегодня становится пороком, а вчерашнее зло сегодня есть добро? Приходит пора Страшного Суда, и о добре и зле задумываются не только философы и проповедники, а все люди, грамотные и безграмотные.

Подвинулись ли за тысячелетия люди в своих представлениях о добре? Есть ли это понятие, общее для всех людей, несть эллина и иудея, как полагали евангельские апостолы? Несть классов, наций, государств? А быть может, понятие еще более широкое, общее и для животных, для деревьев, мха, то самое широкое, которое вложили в понятие добра Будда и его ученики? Тот Будда, который, чтобы объять добром и любовью жизнь, должен был прийти к ее отрицанию.

Я вижу: возникающие в смене тысячелетий представления морально-философских вождей человечества ведут к сужению понятия добра. Христианские представления, отделенные пятью веками от буддийских,
сужают мир живого, к которому применимо добро. Не все живое, а лишь люди! Добро первых христиан, добро всех людей сменилось добром для одних лишь христиан, а рядом жило добро для мусульман, добро иудеев. Но прошли века, и добро христиан распалось на добро католиков, протестантов, добро православия. И в добре православия возникло добро старой и новой веры. И рядом шло добро богатых и добро бедных, рядом рождалось добро желтых, черных, белых. И, все дробясь и дробясь, уже рождалось добро в круге секты, расы, класса, все, кто были за замкнутой кривой, уже не входили в круг добра. И люди увидели, что много крови пролито из-за этого малого, недоброго добра во имя борьбы этого добра со всем тем, что считало оно, малое добро, злом. И иногда само понятие такого добра становилось бичом жизни, большим злом, чем зло. Такое добро пустая шелуха, из которой выпало, утерялось святое зернышко. Кто вернет людям утерянное зерно?

Что же есть добро?

http://lib.ru/PROZA/GROSSMAN/lifefate.txt

6 дарго  
0
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!). Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Дмитрий Лихачёв. «Письма к молодым читателям»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа


Категории раздела
Путь дарго [66]
Пророки Бога [83]
Пророки Жизни [45]
Пророки Духа [12]
Вольное общество [12]

Поиск

Наш опрос
Имя Дарго
1. Саид Амиров
2. Ахмедхан Абубакар
3. Батырай
4. Али-хlяжи Ахъушинский
5. Магомедали Магомедов
6. Никого из них не знаю
7. Алибек Тахо-Годи
8. Абдулла-хlяжи Урахинский
9. Магомед-Салам Умаханов
10. Гамид Далгат
11. Магомед Далгат
12. Дауд-хlяжи Усишинский
13. Башир Далгат
Всего ответов: 153

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

Copyright MyCorp © 2022
Сайт создан в системе uCoz