Ксенофан Колофонский (около 570 до н. э. — после 478 до н. э.) — древнегреческий поэт и философ. Своей поэмой «О природе» Ксенофан заложил основы жанра философской поэмы, Философия Ксенофана впоследствии толковалась и как теологическая (Климент Александрийский, Секст Эмпирик, Симпликий), и как материалистическая (Аэций и тот же Секст Эмпирик). Он подверг критике господствовавшие представления о множестве богов, которыми поэты и народная выдумка населили Олимп. По Ксенофану, мифология — это продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не только не превосходят людей нравственно, но и не могут быть предметом поклонения: Что среди смертных позорным слывёт и клеймится хулою —
То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:
Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.
При этом Ксенофан не просто критиковал богов с моральной точки зрения, и указывал на то, что люди сотворили богов по своему подобию, но и указывал на причину появления богов в мировоззрениях: страх людей перед силами природы, причины которых людям неведомы. Незнание порождает веру в сверхъестественное, суеверия и, в конечном счёте, в богов. «Начало — единое или бытие все единое и неограниченное — ни бесконечным, ни движущимся, ни покоящимся» - бытие Ксенофаном понимается как универсум, Вселенная в целом. Он называл мир в целом «единым Богом», рассуждая с пантеистических позиций. Ксенофан не придерживается концепции творения мира. Бог для него — метафизически понимаемый субстрат космоса, вполне материальный. Плутарх пишет: «Ксенофан… не признаёт ни возникновения, ни уничтожения, но говорит, что Вселенная всегда подобна [себе]. А именно, говорит он, если бы она возникла, то до возникновения должно бы её не быть. А из несущего ничто не может родиться». Однако о Боге Ксенофан говорит ровно то же: он не может ни возникнуть, ни исчезнуть — поэтому «говорить о рождении богов есть такое же нечестие, как признавать, что они умирают: в обоих случаях признаётся, что есть время, когда их нет». Бог и мир для философа — одно и то же. Вселенная едина и Бог присутствует во всех вещах. (Википедия)