ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Суббота, 18.11.2017, 18:52
  "Старая Армения" Марка Крымского - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » Архитектура и строительство » "Старая Армения" Марка Крымского
"Старая Армения" Марка Крымского
дарго_магомедДата: Четверг, 20.09.2012, 07:03 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Не умели мы раньше работать.
Не верите?  Посмотрите на "Старую Армению" Марка Крымского... и сравните
со своим селом, городом. Условия те же, горы те же, камни те же...

Я отобрал из его путешествия только "историческую" часть

 



 

Километрах в 20-ти на запад от Еревана в араратской долине расположен город Эчмиадзин – центр духовной жизни армян.

 




Эчмиадзинский кафедральный собор был построен в V веке, и до сих пор (!!!) это действующий кафедральный собор Армянской Апостольской Григорианской церкви.

Формальная
история проникновения христианства в Армению внешне традиционна.
Первые апостолы новой веры преследовались, а Григорий, будущий первый
святой, по имени которого названа церковь, был даже посажен в тюрьму,
где просидел 15 лет. В 301 году тогдашний армянский царь Тиридат III
заболел, вспомнили про Григория, выпустили из тюрьмы, он вылечил царя, а
тот принял христианскую веру.

Классический сюжет:
гонения, чудо исцеления и утвердившаяся вера. На самом деле, принятие
Арменией христианства было, конечно, политическим шагом, утверждавшим ее
отличность и независимость от соседей.

 




Как
бы там ни было, Армении, ставшей в 301 году первым в мире христианским
государством, посчастливилось получить прививку чистого первородного
Христианства прямо из Палестины без последующих византийских и других
политических наслоений. Из ближайших соседей лишь Грузия вскоре тоже
приняла христианство, а затем и Византия, после падения которой Армении
суждено было уже навсегда остаться в почти полном окружении иноверцев (вначале
язычников и зароастрийцев, а затем мусульман). Принятие христианства,
по выражению Валерия Брюсова, большого знатока и переводчика армянской
поэзии, навсегда обрекло Армению на положение маленького «авангарда Европы в Азии».

На
этом снимке колокольня Кафедрального собора в Эчмиадзине, пристроенная
попозже, в ХIII веке, и это сразу видно: стены уже покрыты декором, то
есть форма если еще и не заменяет, то начинает прикрывать содержание.

 




Глава
армянской церкви Каталикос, в те годы им был Вазген I, живет в здании,
расположенном метрах в пятидесяти от Кафедрального собора.

 





 




Кроме Кафедрального Собора в Эчмиадзине есть еще три знаменитые церкви «помоложе». Все три в честь женщин-святых. Самая старая и бесспорно самая красивая из них имени святой Рипсимэ (618 год) – один из символов Армении. Ее фото можно часто увидеть на обложках книг об этой стране.

Однажды,
чтобы поснимать в Эчмиадзине, я выехал из Еревана затемно, первым
автобусом, и успел сделать этот снимок церкви св. Рипсимэ еще до восхода
солнца.

 




Начало
светать. Было очень холодно, хотя это был еще только сентябрь. Перед
храмом паслись библейские черные козы. Справа в дымке высветился
Арарат. Это уже Турция, но Арарат виден из любой точки Еревана и
Эчмиадзина, нависая над ними и постоянно приковывая взгляд.

«А в Эриване и в Эчмиадзине
Весь воздух выпила огромная гора» (О.М.)

И знакомая со школы цитата из другого великого поэта:

«Я вышел из палатки на свежий утренний воздух. Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая двуглавая гора. «Что за гора?» – спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: «Это
Арарат». Как сильно действие звуков! Жадно глядел я на библейскую
гору, видел ковчег, причаливший к ее вершине с надеждой обновления и
жизни...» (А.П. «Путешествие в Арзрум»).

 




И взошло Солнце...

 




Церковь
святой аббатисы Гаяне моложе церкви св. Рипсимэ аж на целых 12 лет:
это уже всего лишь 630 год. Как и Рипсимэ, Гаяне поплатилась жизнью,
отвергнув ухаживания царя Трдата III, первого армянского
царя-христианина.

 




Это
она же. Трудно поверить, что это здание было построено 14 веков назад:
какие-то уж больно резкие у него очертания, трудно поверить, что она
сложена из отдельных камней.

 




Церковь святой Шогакат – самая юная в Эчмиадзине. Она построена только в 1694 году (!) и, как сказал один мой армянский приятель, «уже
может считаться стилизацией». Наверное, Армения единственная страна в
мире, где здание 1694 года может считаться стилизацией.

 




Это еще один ее снимок.

 




Километрах
в 30 к юго-востоку от Еревана стоит храм Гарни –единственный на
территории СССР языческий храм эллинистического типа, классический
периптер. Увидев его в первый раз, я просто обалдел, не понимая, откуда
тут такому взяться. Эта гармония особенно неожиданна на фоне безлюдных
диких гор.

 




Храм
был построен армянским царем Трдатом I в 76 г. н.э. Нет сомнения, что к
постройке Гарни приложили руку греки. Об этом свидетельствует и
сохранившаяся надпись на греческом языке (армяне тогда еще не имели своей письменности): «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…».

Типично
греческая датировка события. Будучи лучшими математиками своего
времени, греки, как известно, не вели счет годам, принципиально считая,
что времена меняются, но не улучшаются, а потому не видя смысла в их
нумерации. В своих исторических хрониках все даты они записывали так же,
как это сделано в Гарни: такое-то событие произошло через пять лет
после такого то события и за три года до другого события» и т.п. Вся
греческая хронология восстановлена современными историками по таким вот «относительным» записям.

 




Храм
Гарни был разрушен знаменитым землетрясением 1679 года и восстановлен
только в советское время. Недостающие детали были изготовлены заново и
таким образом, чтобы они подчеркнуто выделялись на фоне сохранившихся
оригинальных (новые
детали светло-серые и гладкие). Храм внесен ЮНЕСКО в список объектов
Всемирного культурного наследия как образец правильной технологии
восстановления древних архитектурных сооружений.

 




И еще раз Гарни.

 




Выступ скалы, на котором стоит Гарни, окружен с трех сторон глубоким ущельем и рекой Азат. Голова кружится, когда смотришь вниз.

 




В древности (I-й
век, когда храм был построен, в Армении уже не древность!) на этом
месте была крепость. Хотя стратегически ее расположение было выбрано
весьма удачно, она все же была завоевана Урартским царем Аргишти еще в
первой половине VIII века (!)
до нашей эры – согласно найденной на территории Гарни урартской
клинописи – после чего он собрал население Гарни и в качестве рабочей
силы направил на строительство крепости Эребуни, на месте которой потом и
вырос Ереван. До сих пор недалеко от храма существует неприметный
поселок Гарни, которому, на минуточку, порядка трех тысяч лет!

 




И я там был, ну как не похвастать...

 





Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
дарго_магомедДата: Четверг, 20.09.2012, 07:05 | Сообщение # 2
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline


Монастырь
Гегард расположен в ущелье той же реки Азат, что протекает возле
Гарни. Часть комплекса находится внутри выдолбленных скал. Комплекс
начал строиться еще в IV веке.

 


Наружная церковь Катогике в Гегарде. «Гегард» по-армянски значит «копье» (тоже
легко запомнить!). Имеется в виду то самое копье, которым римский
солдат пронзил Иисуса на кресте. По преданию, это копье, привезенное в
Армению апостолом Фаддеем, хранилось в этом монастыре. Сейчас его
наконечник находится в небольшом музейчике, расположеном прямо в
Кафедральном соборе Эчмиадзина. Там же, в огромной раме за бронированным
стеклом, выставлена щепка размером не больше нескольких сантиметров –
сколок ковчега Ноя. Первое в мире христианское государство, где
литургия – театр, кафедральный собор – музей с библейскими экспонатами,
первые святые – женщины, не пожелавшие разделить постель с государем, –
это и есть Армения.

 


Купол церкви Катогике.

 


Вход
в церковь Катогике. Вертикальные треугольные ниши в плоских стенах не
только служат декоративным элементом, но и делают здание более
сейсмоустойчивым.

 


Один
из входов в скальную часть. Если соберетесь в Гегард, не пропустите
там знаменитый сталактитовый свод в одной из внутренних церквей. Я
пытался его снять, и даже слайд сохранился, но это уж совсем стыдно
показывать.

 


В Гегарде я впервые увидел хачкары (в переводе на русский «крест-камни»)
– плоские плиты с вырезанным крестом. Это не только надгробные плиты,
как многие думают: их вырезали в честь закладки или окончания
строительства нового храма или просто дома, в честь женитьбы, в честь
рождения ребенка и т.д.

 


Хачкаров
в Армении бесконечное множество. Они десятками стоят в монастырях,
иногда их там так много, что ими выложены дорожки, и ты ходишь по этому
каменному кружеву. Нигде так наглядно не проявляется золотое правило
армянской архитектуры, как в хачкарах: никаких повторов! Двух
одинаковых хачкаров не бывает, это отпечатки армянских пальцев в
переносном и прямом смысле слова. К сожалению, я бывал в Армении, когда
эра цифровой фотографии еще не наступила, и приходилось экономить
каждый кадр слайдовой пленки. А жаль, ведь каждый хачкар достоин
отдельной фотографии!

 


Протекающая рядом с монастырем речка Азат и изящный, сложенный из одних камней старинный арочный мостик.

 

.............

 


В северо-западной части Севана, как раз там, где проходит шоссе, расположен маленький монастырь Севанаванк («Черный
монастырь»), от которого получило название и озеро. Когда-то монастырь
был на острове, но в советские времена уровень озера искусственно был
понижен (для
орошения Араратской долины, а заодно для уменьшения его площади и
бесхозного испарения воды) и монастырь оказался на берегу. От монастыря
остались собственно только эти две церквушки IX века. В 80-х годах
монахов в них уже не было.

 


До
сих пор жалею, что не добрался тогда до расположенного чуть южнее
Севанаванка монастыря Айриванк. Там рядом есть село Норадуз, в котором,
как рассказывали мне мои армянские друзья, есть огромное собрание
хачкаров – около тысячи (!) разных эпох и стилей.

Вообще
самым большим собранием хачкаров раньше считалось кладбище в Джульфе.
Это городок на юге Нахичеванской Автономной Республики, автономного
эксклава в составе Азербайджана, на границе с Ираном. Город этот во
времена средневековых войн много раз переходил из рук в руки. Его
расцвет приходится на XVI век, когда он стал центром торговли шелком. По
сохранившимся воспоминаниям путешественников, российских и
европейских, посещавших Джульфу в 17-19 веках, там было от 6 до 10
тысяч (!)
хачкаров. Даже трудно представить себе такое количество! Еще в 70-х
годах прошлого века на старом армянском кладбище в Джульфе насчитывалось
около трех тысяч надгробных плит-хачкаров. Кладбище в Джульфе начало
уничтожаться Азербайджаном в 90-х годах прошлого века и было полностью
уничтожено примерно к 2005 году несмотря на многочисленные публикации,
протесты разных стран и ЮНЕСКО. Уже в годы тех моих путешествий я не
замечал особой теплоты в отношениях с Азербайджаном, но советская
власть, по крайней мере, всех заставляла оставаться заклятыми друзьями и
в Джульфу тогда еще вполне можно было б съездить. Я этот шанс упустил.

 


 


Это
Цахкадзор и хорошо сохранившиеся церкви монастыря Кечарис XI века. В
советские времена в Цахкадзоре была главная база подготовки зимних
олимпийцев с современными гостиницами, ресторанами и т.д. Но я снимал
только старину: экономил пленку.

 


В 1930-м году в Цахкадзоре останавливался Осип Мандельштам. Сохранился даже деревянный дом, где он жил. Это тут было написано:

«Лазурь да глина, глина и лазурь,
Чего ж тебе еще? Скорей глаза сощурь,
Как близорукий шах над перстнем бирюзовым,
Над книгой звонких книг, над книжною землей,
Над гнойной книгою, над глиной дорогой,
Которой мучимся, как музыкой и словом».

 


В 18 км от Дилижана расположен монастырь Агарцин (X-XIII
века). Широкоугольника у меня тогда еще не было, и я, как правило, не
мог снять целиком всю панораму. Приходилось снимать по частям. Это
главная монастырская церковь св. Богородицы.

 


Солнце
зашло за гребень и, как это часто бывает в горах, сразу стемнело.
Многие монастыри потому и сохранились во время бесчисленных войн, что
строились высоко в горах, подальше от врагов.


В
XII-XIII веках к церкви св. Богородицы в Агарцине был пристроен гавит.
Гавит или жаматун – нежилое помещение полуцерковного-полугражданского
назначения (аналогичное
притвору), пристраивавшееся к церквям преимущественно с запада, этакий
церковный конференц-зал. По тем временам гавит считался весьма большим
сооружением, где главной инженерной проблемой было, конечно,
перекрытие.

 


A километрах в 10, но на восток от Дилижана, в деревне Гош есть монастырь Гошаванк (XII-XIII века). Тут мне повезло, и я смог снять целиком всю его панораму.

 


Гошаванк,
как почти все армянские монастыри, очень компактен, хотя включает
множество построек: церкви, гавиты, книгохранилище. Все они стоят тесно
прижавшись друг к другу.

 


Это тоже Гошаванк. У меня этот старый слайд до сих пор вызывает запах хрустящего осеннего воздуха и палой листвы.

 


Это
гавит в Гошаванке. Окошки в гавитах обычно маленькие, что характерно и
для романской архитектуры, когда вся стена несет нагрузку перекрытия и
окна ослабляют ее прочность. В армянской «романской» архитектуре для освещения помещения часто делалось еще и отверстие в центре купола, которое называлось ердык.

 


«Делалось отверстие» – звучит просто, но при этом арка купола оставалась без верхнего замыкающего камня (он и по-аглицки не случайно называется «keystone»
– ключевой камень) и строителям приходилось уравновешивать купол
вертикальными сочленениями. На этом снимке это хорошо видно, а заодно
хорошо видно, что купол поддерживается четырьмя арками (на
снимке видны две). Собственно, из-за этого чисто инженерного решения и
возникла каноническая крестово-купольная композиция православных
церковных зданий (в
центре главный обьем с куполом и четыре притвора, образующие крест), а
вовсе не из за сакрального креста христианства, как многие думают.

 


Это еще Гошаванк. Проход между зданиями и горы на горизонте. Кадр хорошо сохранился, жаль не сохранилось посвистывание ветра.

 


Это там же. Насколько мне помнится, это разрушенный склеп Мхитара Гоша, основателя монастыря и его архитектора.

 


 


Однажды,
выпросив у директора Дома творчества РАФик с водителем, я и несколько
моих коллег, приостановив аж на целый день все равно неизбежный
научно-технический прогресс, отправились на север Армении в район
города Алаверды (оказывается, «алаверды»
это еще и город, а не только грузинский обычай посылать в ресторане
бутылку вина на соседний столик в ответ на посланную ранее). Алаверды
лежит в ущелье. Это металлургический город, там есть большой медный
комбинат. Над городом в горах расположены два самых больших и знаменитых
северных армянских монастыря – Ахпат и Санаин.

Этот
снимок сделан на окраине Алаверды. Сам город тоже было бы интересно
поснимать: вдоль улиц, круто идущих вверх, шли канатные дороги.

 



Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
дарго_магомедДата: Четверг, 20.09.2012, 07:05 | Сообщение # 3
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline


Оба монастыря примерно одного возраста (X
век), и оба находятся под защитой ЮНЕСКО. Первым на нашем пути был
Санаин. Это огромный комплекс, включающий церкви, гавиты,
книгохранилища, часовни армянских князей и кафедральный собор Лорийского
царства.

 


На заднем плане круглый гавит.

 


Трехярусная колокольня, одновременно самое большое в средневековой Армении книгохранилище (1063 год).

 


Это она же, но с другой стороны, а лежащие на земле плиты – хачкары.

 


Я
забрался на третий ярус колокольни и поснимал крыши боковой галереи,
кторые даже сверху имели разный, хоть и не видимый с земли, орнамент.

 


Эта же галерея, она же вход в скрипторий, где в средние века переписывались книги.

 


Между церквями для устойчивости от землетрясений построена еще и сводчатая галерея-школа Академии (конец X-начало XI вв.). Полы в галерее выстланы уже полустертыми, но все еще изумительными хачкарами.


 


Часовня Сурб Григор (Св.
Григория Просветителя; построена до 1061 года). Вдалеке видны горы, а
слева хорошо просматривается лысина моего тогдашнего шефа, ныне
член-корра Украинской Академии. Кроме нас в тот день в обоих монастырях
не было ни души.


 

 


Ахпат,
как и Санаин, огромный комплекс построек. Точная дата основания
монастыря не известна, но большинство построек датируется десятым
веком.

 


После
1760 г. в Ахпате несколько лет прожил великий армянский поэт
Саят-Нова, который писал не только на армянском, но еще на грузинском и
фарси. Ему повезло в русском: его переводил сам Арсений Тарковский,
пошутивший:

«Для чего я лучшие годы
Продал за чужие слова?
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова».

 


Ахпат. Башня звонницы (1245 год).

 


Ахпат. Та же звонница, но жалко выбрасывать старый кадр, тем более что тут в него попало сразу три купола.

 


Ахпат. Плиты в земле – хачкары.

 


Типичная
романская архитектура. Вполне можно поверить, что этот снимок сделан
где-нибудь в Нормандии, а не на севере Армении. Что значит одинаковый
материал и законы строительной механики! Однако армяне, как на мой
взгляд, решали аналогичные задачи разнообразнее европейцев. Тот, кто в
этом понимает, получит в Армении огромное удовольствие.

 


 

 


Силуэты Ахпата, будто вырезанные из черной бумаги. Солнце спряталось за гору, хотя день еще не закончился.

 


Проехав еще километров десять на север, почти до границы с Грузией, мы добрались до монастыря-крепости Ахтала (X
век). Это огромное по тем временам сооружение, и хоть у него не
сохранился купол, все остальное здание, не в пример моему слайду, в
прекрасном состоянии.

 


Ахтала

 


Это тоже в Ахтале.

 


 


Недалеко от Еревана, вблизи Эчмиадзина, лежат развалины одной из самых знаменитых армянских построек – круглого храма Бдящих Сил (по армянски «Звартноц»). По легенде на этом месте царь Тиридат встретил Григория Просветителя, и храм был посвящен ангелам, «бдящим
силам», которые явились тогда Григорию. Храм был построен между 648 и
661 годами. Все тот же золотой VII век! На церемонии освящения храма
присутствовал византийский император Констант II, желавший построить
такой же в Константинополе.

 


Несмотря на то, что храм рухнул в Х веке во время землетрясения (как
полагают инженеры, из-за слабости узлов опор второго яруса), Звартноц,
по-видимому, мировой рекордсмен по количеству публикаций о нем среди
не дошедших до нас сооружений древности. Сохранившийся фундамент и
множество обломков позволили современным инженерам полностью воссоздать
его конструкцию и внешний вид.

Я не удержался и
скопировал из интернета эту картинку его реконструкции, хотя ее можно
встретить в любом учебнике архитектуры. Это был огромный трехъярусный
круглый храм с вписанным внутри тетраконхом. Диаметр основания – около
40 метров и диаметр купола – 11,5 метра. Высокие стены были пронизаны
серией арок, выходивших в сводчатые галереи, над которыми в стенах
экседр были расположены окна. Свет буквально заливал это огромное
сооружение, усиливаясь по мере подьема к куполу, также пронизанному
множеством окон, естественно уводя взгляд вверх к небу.

Армянские
строители прошли длинный путь от простой базилики – прямоугольного
здания с двухскатной крышей, доставшейся им в наследство от Рима, к
развитой крестово-купольной схеме. В архитектурной литературе существует
даже мнение, что им принадлежит главная роль в происхождении и
развитии христианской архитектуры (Стржиговский).
И хотя не все с этим согласны, доподлинно установленно, что многие их
инженерные решения были использованы в храмах Византии, а оттуда
перекочевали в великие соборы итальянского Возрождения.

В
Армении можно очень наглядно проследить, как армянским строителям
удалось объединить бесчисленные пристройки в один обьем, расчистить этот
обьем от колонн, поддерживающих купол, утончить стены и увеличить
размер окон (тут я
рискну от себя добавить, что они вообще были в одном шаге от идей
готики). Внешне армянские церкви отличает крестово-купольная композиция,
массивный подкупольный граненый барабан, пирамидальный шатер,
прикрывающий купол, и, как правило, весьма короткие притворы (ветви
креста). Эстетически все это создает впечатление цельности обьема, с
выраженной вертикалью, а практически обеспечивает жесткую
сейсмоустойчивую конструкцию, прошедшую проверку не малым временем.



Читать полностью: http://gazeta.ru/travel/2011/01/25_a_3504058.shtml



Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » Архитектура и строительство » "Старая Армения" Марка Крымского
Страница 1 из 11
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz