ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Воскресенье, 17.12.2017, 03:13
  Хазарский каганат. - Страница 5 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 5 из 37«12345673637»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Хазарский каганат.
WERDUMДата: Среда, 25.05.2011, 20:07 | Сообщение # 61
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
он нашел какие то чуть схожие слова и делает выводы я ему говорю так нельзя так можно и анди с индией и буйнакск с буэнос айресом найти сходство. а другое это топонимия окрестностей тарки и вся кумыкская топонимия
 
rashidДата: Четверг, 26.05.2011, 08:51 | Сообщение # 62
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 144
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
он нашел какие то чуть схожие слова и делает выводы я ему говорю так нельзя так можно и анди с индией и буйнакск с буэнос айресом найти сходство. а другое это топонимия окрестностей тарки и вся кумыкская топонимия

В Дагестане есть и русская топономика-Первомайск,Комсомольск.....это не даёт повода говорить о том что русский язык коренной,аналогично и тюрский


Abdurashid
 
WERDUMДата: Четверг, 26.05.2011, 09:29 | Сообщение # 63
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
ты моросишь что ли biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin это при советской власти дали эти названия. вот ленинкент раньше назывался атлы-боюн, уллубийаул назывался уллу-бойнак, темир-хан-шура переименовали в буйнакс, анджи в честь пертра 1 ервого переименовали порт-петровск потом коммунисты на махачкала, даже карабудахкентский район назывался ленинским. biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin А вот кумыкских топонимов много в Сергокалинском районе. Это например урочища Орта- Сала и Узай-Булак вблизи Сергокалы. таш-капур переводится как каменный мост, акъуша белый лебедь, уллуая, наскент и так далее biggrin biggrin biggrin biggrin
 
дарго_магомедДата: Четверг, 26.05.2011, 09:47 | Сообщение # 64
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
А вот кумыкских топонимов много в Сергокалинском районе. Это например урочища Орта- Сала и Узай-Булак вблизи Сергокалы. таш-капур переводится как каменный мост, акъуша белый лебедь, уллуая, наскент и так далее

haha


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
rashidДата: Четверг, 26.05.2011, 12:18 | Сообщение # 65
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 144
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
А вот кумыкских топонимов много в Сергокалинском районе. Это например урочища Орта- Сала и Узай-Булак вблизи Сергокалы. таш-капур переводится как каменный мост, акъуша белый лебедь, уллуая, наскент и так далее

вот это точно припадок wacko ,ты хоть раз от акушинца слышал что они белые лебеди,или ташкапурцы-каменные мосты biggrin
biggrin biggrin ,сами уллуаяцы (искаженное даргиское Хулла г1ая),называют себя г1аякант....вот ты комик,пытаешься нам же наш язык втирать,на даргинском дуна-половой член,однако мы неговорим что Дунай-река в европпе даргинская biggrin biggrin biggrin biggrin


Abdurashid
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 19.06.2011, 23:57 | Сообщение # 66
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Quote (rashid)
вот карта территории даргинцев до тимуровского геноцида,цветами указаны конфессиональное разделение

это карта ложь кумыки в 11 веке уже мусульманами были


А доказательства есть?
Решил сам их поискать и на книжной полке, и "погуглил" и на Кумукии профильные статьи просмотрел. На данный момент ничего в подтверждение этого не нашел. Некоторые статьи решил разобрать со своими комментариями (полужирный курсив в тексте мой).

I Факторы распространения ислама в Кумыкии

Источник

… На первом (собственно арабском) этапе ислам не получил широкого распространения, но мусульмане заложили основы для дальнейшего процесса исламизации, была выстроена система рибатов, это укрепленные поселения, из которых мусульмане несли знамя Таухида (единобожия) народам Дагестана (эти центры находились в Дербенте, Дарваге, Хучни, Баршамае, Кала-Курейше, Гази-Кумухе, но не было ни одного между Дербентом и Таргу).

Второй этап распространения ислама в Дагестане связан с захватом Дербента в 1067 г. сельджуками под предводительством Сау-Тегина. Кумыков в начале и середине XI в. упоминают сельджукские источники и Махмуд Кашгарский. (Кашгарский действительно упоминает мусульманское княжество Гумук, и это лакский Гумик известный еще с сасанидской эпохи. Ни территориально, ни в религиозном плане к современным кумыкам тогдашний Гумук (Гази-Гумук) отношения не имеет). Эпитет же "гази" ("воители за веру", "святые") кумыки получили не ранее XI в., (приставка «гази» действительно появилась с XI века, но в названии лакского Кумуха (Гумука, с лакского – форум, дословно «большое слово»). А жители равнины к северу от Дербента были «кафирами» вплоть до прихода Тамерлана, конец XIV – начало XV века) ибо, по свидетельству Масуди (X в.), в его время они были все еще "кафирами". (Ал-Масуди конкретно называет имена этих «кафиров» - жителей Хайдака и Шандана (Верхнее Дарго) «… среди племен неверных в пограничной области ал-Баба (Дербента) злейшим врагом мусульман был народ Шандана»; «…Когда они дошли до Шандана, произошло сражение, окончившееся неблагоприятно для мусульман: Али ибн Хайсам и эмир ал Бабва были взяты в плен вместе с 10 тыс. мусульман, Белазури») Кафирами кумыки оставались и в начале XI в. (1030-1064 гг.) в период их войн с мусульманами-шедадидами (парадоксальное заявление, так как часть южных кумыков сами являются потомками этих курдов-шедадитов, зачищавших равнину от кайтагцев-христиан, их тухумы составляют немалую часть в селах Каякент и Усемикент) и начала сельджукских походов на Кавказ. Следовательно!, мусульманами они стали в период сельджукских завоеваний. (чем это можно подтвердить?) Сельджукский период в истории Дагестана (какой части Дагестана? Кайтаг был подконтролен Сельджукам? Даже Ширван находился у них в номинальном подчинении) характеризуется тесными контактами мусульман Дагестана со странами мусульманского Востока. Знаменитый визирь Мелик-шаха Низам ал-Мулк (1092) основал медресе ан-Низамийе, в которой получили подготовку многие дербентские богословы, правоведы и суфии. (Дербент со времен прихода арабов почти непрерывно был исламским форпостом. И территория к северу от него вплоть до 15 века была исключительно враждебна для мусульман, поэтому выше перечисленные признаки подъема ислама в Дербенте не имеют отношения к Кайтагу (от Дербента до Таргу) и к остальным территориям выше в горах). Все это создало условия для бурного распространения суфизма в этих областях (в каких областях?), так как сельджуки весьма благосклонно относились к идеям суфизма, поскольку ислам среди тюрок (каких именно тюрок?) в степи распространялся именно суфиями. Насколько мы можем ныне судить на основании источников (каких источников?), окончательное принятие кумыками ислама состоялось, очевидно!, в период между 1064-1131 гг. Но еще в середине XIII в. (1242/43 гг.), в период монгольских завоеваний в "Списке покоренных монголами народов" Плано Карпини, кумыкский этноним фигурирует без эпитета "гази". (существенный и единственный факт в данной статье, дающий представление о степени исламизации предгорного населения Дагестана к северу от Дербента. Если только речь действительно идет о кумыках. Но в том то и дело, что Карпини пишет о "кумухах" и из контекста отлично видно, что речь идет о жителях Шамхальской столицы в горах. Таким образом, противоречие снимается, если речь идет о лакцах-гази-гумукцах. Карпини, составлявший списки покоренных народов монголами и тюрками – тенгрианцами, не счел нужным подчеркивать не актуальный для иноверцев мусульманский титул «гази» для лакцев из Гумука). Это и естественно!, ибо эпитет "гази" к их самоназванию, скорее всего!, прибавился в период утверждения ислама в качестве официальной религии в Золотой Орде в правление Узбек-хана (1312-1342 гг.), к имени которого также приставлялось мусульманское почетное прозвище "гази". Очевидно!, кумыки, будучи народом, принявшим ислам задолго еще до вхождения в состав Золотой Орды, в период религиозной реформы Узбек-хана в XIV в. проявили себя ревностными "воителями за веру"!, сыграв среди народов Северного Кавказа, по выражению венгерского востоковеда А. Вамбери, "роль мусульманских культуртрегеров". (Вамбери имел в виду кумыков 17-18 века и это были не газии-воители, а вербовщики-миссионеры, подыскивавшие райатов для феодалов. Их задачей было «окультуривание» горцев, вновь расселяемых на землях феодалов, дарованных им Тамерланом. Тимуровским талкъанам были «дарованы» зачищенные от «неверных» земли от Кара-Кайтага и Хамур-Дарго до Салатавии. Самый известный случай «дарения» связан с даргинским обществом с центром в Бахру-Кадар. По легенде земли этого общества были пожалованы мелкому тюркскому феодалу Губдену за изъявление покорности завоевателю Дагестана. Обществу принадлежали земли от Урмы до моря и от Уйташа и Кака-Шуры на севере до Бойнака на юге). С XIV в., очевидно!, и закрепилось за ними почетное их название "кази-кумуки". Это подтверждается и тем фактом, что в конце XIV в. в составе Золотой Орды, как свидетельствуют исторические источники, существует кумыконаселенная (населенная не только кумыками) административная область "Гази-Кумуклуг вилаети" ("Область гази-кумуков"). (Гази-Гумук это столица Шамхальства не позднее 11 века и находилась в лакских горах. В Шамхальство входила половина Дагестана, в т.ч. с конца XIV века и равнина. Понятие вилает Гази-Гумук имело отношение не только к равнине, но и к первоначальной горной ее части. Именно из лакского Гази-Гумука отправлялись в рейды ревностные воители за веру).

Весь текст изобилует словами типа: скорее всего и очевидно, что не прибавляет доверия к данной работе без авторства, но которую повсеместно цитируют на форумах.
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 20.06.2011, 00:25 | Сообщение # 67
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
II Роль тюркского элемента в исламизации Дагестана в XI-XIV вв. Шамиль Шихалиев

Источник

«… Дербент превратился в военно-политический аванпост Сельджукской империи на Кавказе. Он продолжал выступать главным центром распространения идей ислама в Дагестане. В этом отношении представляет интерес дербентский могильник "Кырхляр", где захоронены предводители газиев. Хроника "Дербенд-нама" возникновение памятника связывает с гибелью арабских мучеников во главе с Салманом ибн Рабиа. Однако, Д. Кантемир, ученый XVIII в. обстоятельно изучивший могильник, зафиксировал именно огузское происхождении могил. Могильник "Кырхляр", связанный с именем газиев-шахидов тюркского происхождения, еще раз подчеркивает значение X-XII вв. как времени интенсивной борьбы за исламизацию соседних Дербенту районов. Во время правления Сельджуков немало владений Северо-Восточного Кавказа приняли ислам. Л.И. Лавровым описан надмогильный камень в с. Гельмец Рутульского района, в другом горном ауле Ахты одно из местных кладбищ называлось "огъузрин сурар" (огузовское кладбище) и т.д.» (здесь четко видно, что как и в арабскую эпоху Дербент является крайним северным форпостом мусульман в Дагестане. Как и тогда растут кладбища шахидов, погибших от рук «неверных» горцев. Все перечисленные «исламизированные» населенные пункты находятся к западу и юго-западу от Дербента. Во всем тексте, написанном профессиональным историком нет ни малейшего подтверждения исламизации населения равнинного Кайтага. Противостояние между «мусульманами» и «неверными» идет на тех же рубежах, что установили в свое время арабы, по линии (Дербент)-(Кала-Курейш)-(Гази-Кумух). Этот рубеж останется прежним вплоть до нашествия Тамерлана в 1395 году.
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 20.06.2011, 01:24 | Сообщение # 68
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
III Религия, предшествовавшая исламу Алиев Камиль

Источник

«… последовательная исламизация кумыков начинается под двойным влиянием Золотой Орды с севера (официальной религией ислам в Золотой Орде становится в правление Узбек-хана 1312-1342 гг.) и Лакии с юга (прямой доступ к равнине у исламского Гази-Кумуха появился после разгрома Тамерланом христианских центров в Верхнем и Нижнем Дарго со столицами в Усиша (Ушкуджа) и Тарки (Таргу). До этого же периода кумыки исповедовали христианство (миссионерские центры страны Кайтагской (Chaydakensi patria): Тарку (Тарки), Дергвели (Доргели), Микаха (Мекеги), Хомек (Хомур), Тума (Тама). В 1392 г. Епископство Каспийских гор (Кайтаг) насчитывает более 10 000 обращенных христиан-католиков (взрослое мужское население), Жан Ришар, "Латинские миссионеры у кайтагов Дагестана в XIV в."), иудаизм (об автохтонах-иудеях есть четкие данные только касательно мекегинцев, (выше есть ссылка), также значительное их число проживало в районе Уркараха и Кубачи. Остальные иудеи - таты и ашкеназы, к северу от Дербента (кроме маджалисских) появились в кумыкских селах в довольно поздние времена (с начала 19 века)), а также общий для всех тюрков – тенгризм (преобладал в междуречье Сулака и Терека вплоть до 15 века). (См.: Энциклопедия ислама. Париж, 1981, на французском языке, с, 383). Исламизация носила насильственный характер, в силу чего тенгризм здесь превратился в преследуемую и гонимую религию "кафиров", т. е, "неверных".»
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 20.06.2011, 01:31 | Сообщение # 69
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
И в качестве вывода:

IV Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. - СПб., 1998. - Вып. 1. - С. 31.

Исламизация восточной части Северного Кавказа шла с юга на север. В таком порядке приобщались к исламу живущие там этносы: в VII-X вв. - лезгины, табасараны, рутульцы, в XI-XIII вв. - агулы и лакцы, к концу XIV в. мусульманами стали даргинцы, ногайцы и ряд других этносов, в XIII-XV вв. - кумыки и аварцы (в XIV веке одновременно началась исламизация собственно аварцев и кумыков. Далее, у аварцев этот процесс плавно протекал плоть до времени Шамиля, а кумыки и даргинцы были в большинстве исламизированы уже Тимуром к началу XV века), к концу XV в. - чеченцы-аккинцы и андо-цезские народы.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Понедельник, 20.06.2011, 20:10
 
WERDUMДата: Вторник, 21.06.2011, 23:30 | Сообщение # 70
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
А доказательства есть? Решил сам их поискать и на книжной полке, и "погуглил" и на Кумукии профильные статьи просмотрел. На данный момент ничего в подтверждение этого не нашел. Некоторые статьи решил разобрать со своими комментариями (полужирный курсив в тексте мой). I Факторы распространения ислама в Кумыкии Источник … На первом (собственно арабском) этапе ислам не получил широкого распространения, но мусульмане заложили основы для дальнейшего процесса исламизации, была выстроена система рибатов, это укрепленные поселения, из которых мусульмане несли знамя Таухида (единобожия) народам Дагестана (эти центры находились в Дербенте, Дарваге, Хучни, Баршамае, Кала-Курейше, Гази-Кумухе, но не было ни одного между Дербентом и Таргу). Второй этап распространения ислама в Дагестане связан с захватом Дербента в 1067 г. сельджуками под предводительством Сау-Тегина. Кумыков в начале и середине XI в. упоминают сельджукские источники и Махмуд Кашгарский. (Кашгарский действительно упоминает мусульманское княжество Гумук, и это лакский Гумик известный еще с сасанидской эпохи. Ни территориально, ни в религиозном плане к современным кумыкам тогдашний Гумук (Гази-Гумук) отношения не имеет). Эпитет же "гази" ("воители за веру", "святые") кумыки получили не ранее XI в., (приставка «гази» действительно появилась с XI века, но в названии лакского Кумуха (Гумука, с лакского – форум, дословно «большое слово»). А жители равнины к северу от Дербента были «кафирами» вплоть до прихода Тамерлана, конец XIV – начало XV века) ибо, по свидетельству Масуди (X в.), в его время они были все еще "кафирами". (Ал-Масуди конкретно называет имена этих «кафиров» - жителей Хайдака и Шандана (Верхнее Дарго) «… среди племен неверных в пограничной области ал-Баба (Дербента) злейшим врагом мусульман был народ Шандана»; «…Когда они дошли до Шандана, произошло сражение, окончившееся неблагоприятно для мусульман: Али ибн Хайсам и эмир ал Бабва были взяты в плен вместе с 10 тыс. мусульман, Белазури») Кафирами кумыки оставались и в начале XI в. (1030-1064 гг.) в период их войн с мусульманами-шедадидами (парадоксальное заявление, так как часть южных кумыков сами являются потомками этих курдов-шедадитов, зачищавших равнину от кайтагцев-христиан, их тухумы составляют немалую часть в селах Каякент и Усемикент) и начала сельджукских походов на Кавказ. Следовательно!, мусульманами они стали в период сельджукских завоеваний. (чем это можно подтвердить?) Сельджукский период в истории Дагестана (какой части Дагестана? Кайтаг был подконтролен Сельджукам? Даже Ширван находился у них в номинальном подчинении) характеризуется тесными контактами мусульман Дагестана со странами мусульманского Востока. Знаменитый визирь Мелик-шаха Низам ал-Мулк (1092) основал медресе ан-Низамийе, в которой получили подготовку многие дербентские богословы, правоведы и суфии. (Дербент со времен прихода арабов почти непрерывно был исламским форпостом. И территория к северу от него вплоть до 15 века была исключительно враждебна для мусульман, поэтому выше перечисленные признаки подъема ислама в Дербенте не имеют отношения к Кайтагу (от Дербента до Таргу) и к остальным территориям выше в горах). Все это создало условия для бурного распространения суфизма в этих областях (в каких областях?), так как сельджуки весьма благосклонно относились к идеям суфизма, поскольку ислам среди тюрок (каких именно тюрок?) в степи распространялся именно суфиями. Насколько мы можем ныне судить на основании источников (каких источников?), окончательное принятие кумыками ислама состоялось, очевидно!, в период между 1064-1131 гг. Но еще в середине XIII в. (1242/43 гг.), в период монгольских завоеваний в "Списке покоренных монголами народов" Плано Карпини, кумыкский этноним фигурирует без эпитета "гази". (существенный и единственный факт в данной статье, дающий представление о степени исламизации предгорного населения Дагестана к северу от Дербента. Если только речь действительно идет о кумыках. Но в том то и дело, что Карпини пишет о "кумухах" и из контекста отлично видно, что речь идет о жителях Шамхальской столицы в горах. Таким образом, противоречие снимается, если речь идет о лакцах-гази-гумукцах. Карпини, составлявший списки покоренных народов монголами и тюрками – тенгрианцами, не счел нужным подчеркивать не актуальный для иноверцев мусульманский титул «гази» для лакцев из Гумука). Это и естественно!, ибо эпитет "гази" к их самоназванию, скорее всего!, прибавился в период утверждения ислама в качестве официальной религии в Золотой Орде в правление Узбек-хана (1312-1342 гг.), к имени которого также приставлялось мусульманское почетное прозвище "гази". Очевидно!, кумыки, будучи народом, принявшим ислам задолго еще до вхождения в состав Золотой Орды, в период религиозной реформы Узбек-хана в XIV в. проявили себя ревностными "воителями за веру"!, сыграв среди народов Северного Кавказа, по выражению венгерского востоковеда А. Вамбери, "роль мусульманских культуртрегеров". (Вамбери имел в виду кумыков 17-18 века и это были не газии-воители, а вербовщики-миссионеры, подыскивавшие райатов для феодалов. Их задачей было «окультуривание» горцев, вновь расселяемых на землях феодалов, дарованных им Тамерланом. Тимуровским талкъанам были «дарованы» зачищенные от «неверных» земли от Кара-Кайтага и Хамур-Дарго до Салатавии. Самый известный случай «дарения» связан с даргинским обществом с центром в Бахру-Кадар. По легенде земли этого общества были пожалованы мелкому тюркскому феодалу Губдену за изъявление покорности завоевателю Дагестана. Обществу принадлежали земли от Урмы до моря и от Уйташа и Кака-Шуры на севере до Бойнака на юге). С XIV в., очевидно!, и закрепилось за ними почетное их название "кази-кумуки". Это подтверждается и тем фактом, что в конце XIV в. в составе Золотой Орды, как свидетельствуют исторические источники, существует кумыконаселенная (населенная не только кумыками) административная область "Гази-Кумуклуг вилаети" ("Область гази-кумуков"). (Гази-Гумук это столица Шамхальства не позднее 11 века и находилась в лакских горах. В Шамхальство входила половина Дагестана, в т.ч. с конца XIV века и равнина. Понятие вилает Гази-Гумук имело отношение не только к равнине, но и к первоначальной горной ее части. Именно из лакского Гази-Гумука отправлялись в рейды ревностные воители за веру). Весь текст изобилует словами типа: скорее всего и очевидно, что не прибавляет доверия к данной работе без авторства, но которую повсеместно цитируют на форумах.

княжество Кумук а в арабских источниках Гумик это кумыкское княжество и к лакцам это ни какое отношение не имеет, это все сказки владена гаджиева и маршаева придуманные в советские времена я читал книги написанные 100-200 лет назад и названиекниг тоже могу сказать княжество я лакское называлась Лакз от самоназвания лакцев. вот хорошая статья http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=9&art=232
 
ТукмагомедДата: Среда, 22.06.2011, 13:48 | Сообщение # 71
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
княжество Кумук а в арабских источниках Гумик это кумыкское княжество и к лакцам это ни какое отношение не имеет, это все сказки владена гаджиева и маршаева придуманные в советские времена я читал книги написанные 100-200 лет назад и названиекниг тоже могу сказать княжество я лакское называлась Лакз от самоназвания лакцев. вот хорошая статья http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=9&art=232


Лакз, это вообще отдельная (юждаговская, лезгинская) история и развивалась она во многом аналогично с историей, которая случилась на кумыкской равнине. Лакцы (Гази-Гумукцы) в первом случае оставили соседям свой этноним, а во втором - название своей столицы.

Твоя ссылка, это более полная статья, которую выше я уже начал разбирать. Спасибо, теперь хотя бы авторство можно определить. Меня лично эта статья не убедила в том, что: 1). Кумыки были исламизированы до тимуровской эпохи; 2). Что название Гази-Гумук аутентично кумыкское явление и не имеет отношения к лакской столице. У автора слишком много допущений по обоим вопросам. Несколько частей прокоментирую (жирным курсивом).

... в искаженной арабской транскрипции "гумик" упомянут в сочинении историка первой половины X в. Ал-Истахри, который, описывая Дербент как портовый город на Хазарском море, отмечает среди народов, стекающихся к нему, наряду с хазарами и "гумик с севера". (А если не вырывать эти два слова из контекста и приводить цитату полностью получается совершенно другая картина): ... Ал-Истахри, который, описывая Дербент как портовый город на Хазарском море, отмечал, что «к нему стекаются хазары (в недрах которых еще только формировался будущий кумыкский народ), сериры (аварцы), шензаны (акушинцы), хайзаны (кайтагцы), рукланы (урахинцы), зерикераны (кубачинцы), курджи (грузины) и гумик (лакцы) с севера»… (автор здесь перечислил все народы, которые попадали в Дербент через северные ворота, а затем дает такой же список, для тех кто приходили через южные ворота. И еще, если «гумик» это не лакцы, то где же они тогда в этом очень подробном списке?). ... Данный этноним историком Р. М. Магомедовым в 60-е гг. был правильно отождествлен с этнонимом "прикаспийских камаков у Плиния Старшего (II в.) и с современными кумыками" (Не только Плиний, но и Страбон говорят о населении в районе Тарков, называя их утидорсами– смесь удинов (на данном участке это могли быть только предки даргинцев) и аорсов (алано-сарматы). Вообще, 2-ой век новой эры это общепризнано сарматская эпоха на всем Северном Кавказе. Если существовали где-то еще на берегу Каспия «камаки», то это было ираноязычное племя и находилось оно за Сулаком, так как земли к югу уже заняты утидорсами по словам тех же авторов. Магомедов может и счел созвучие «кумыки-комаки» достаточным, но остается непонятно что он имел в виду, что кумыки изначально иранский народ?). ... Совершенно очевидно, что термином "гумк" (гумик) арабские авторы называли гуннские (тюркские) племена… (Опять эти «совершенно очевидно» без всякого контекста. Труды арабских ученых, даже по нынешним временам отличаются профессионализмом. Не стоит так вольно их трактовать). ... Этим же термином "гIумке" продолжают называть кумыков современные чеченцы (А лакцев точно также продолжают называть ГIаз-ГIумкий. И на это есть веская историческая причина). ... Те же средневековые арабские и иранские авторы применительно к лакцам и другим горцам использовали их этническое название "лакз", а грузины - "лек". (Леками грузины называли всех «дагов», но перед глазами их были прежде всего аварские и лезгинские народы, а не лакцы. Лакз, союз лезгинских племен, который часто и надолго попадал под влияние лаков, их этноним стал основой для названия этой юждаговской территории. Таким же образом название столицы лаков – Гази-Гумук перешло на княжество (шамхальство) в которое входила и кумыкская равнина. После развала Шамхальства в начале 17-го века остались кази-гумукцы (лакцы) и просто гумукцы (кумуки, кумыки).

Короче, нет ничего удивительного, что один и тот же народ выступает под разными именами в разных источниках и в разное время. Гази-гумукцы, гумукцы, гумики, лакзи, леки, вулеки - это все про лакцев. Русских тоже когда-то называли московитами по их главному городу, а их страну Московией. Когда от Кази-Кумухского Шамхальства отделилось Тарковское Шамхальство получилось ровно тоже, что при отделении Московской Руси от Киевской Руси. В первом случае появилось новое тюркское Шамхальство, а во втором финно-угорская по крови Русь со староболгарско-церковным языком в качестве официального.
 
WERDUMДата: Среда, 22.06.2011, 15:31 | Сообщение # 72
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Кумук, по показанию Птолемея, есть остаток народа Кам, или Камак, от имени которого получили название и принадлежащие ему земли(КУМУК).
Кумук расположен к северу от Сарира и к западу от Кайтага. Жители — христиане, не имея царя, повиновались старшинам. Отсюда лежал путь во владение Алан, весьма плодородное и так населено, что если в одной деревне закричит петух, то на его голос откликаются петухи других деревень. Дагестанские же амараты (княжества) и джамааты (общества или братства) имеют бесчисленное множество языков и наречий; из числа их наиболее употребительный язык тюркский кумукского наречия, употребляемый в Кумуке, в Шамхальском владении, на равнинах нижней части Кайтага (бакиханов гулистан-и ирам). В географии русских о Кавказе название кумыков исключительно присвоено племени, поселенному между Тереком и Сулаком, тогда как по ту сторону Сулака, до самого Дербента, живет народ, говорящий одним и тем же языком и сам себя называющий кумыкским. Исключая несколько лезгинских деревень, он населяет все шамхальство Тарковское. Туземцы - оба народа признают за одним, и сами они различают себя прозванием заречных, которое взаимно дают друг другу. В древней географии Кавказа теперешнее владение шамхала Тарковского звалось Кумуком.(Лобанов-Ростовский, Кумыки, их нравы, обычаи и законы. 1843год).
Кумук это исконное самоназвание кумыков и пронесли через тысячелетия. Более того, как видно, этим именем они называли не только себя, свое государство, но и свой "город недалеко от Темир-Хан-Шуры", по преданиям, один из самых древнейших в Дагестане", в котором имел свое местопребывание первый шамхал Шах-Вали" (Т. Макаров. Кумыкский округ// "Кавказ". 1860). И лишь в конце XVI в., крымской ханшей вследствие ее притеснения здесь в проклятие названной "не кази, а кафир Кумуком" и это название до сих пор осталось за этой деревней. Здесь она умерла и гробница ее, называемая Татар-Син, и поныне на небольшом расстоянии от деревни. (бакиханов гулистан и ирам).
 
WERDUMДата: Среда, 22.06.2011, 15:32 | Сообщение # 73
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
и вобще вы что хотите доказать?
 
ТукмагомедДата: Среда, 22.06.2011, 19:17 | Сообщение # 74
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Кумук, по показанию Птолемея, есть остаток народа Кам, или Камак, от имени которого получили название и принадлежащие ему земли(КУМУК).


Птолемей прямо так и написал?: "от имени которого получили название и принадлежащие ему земли(КУМУК)."
Здесь уже три автора набралось, упоминавших "камаков": Страбон (64 до н. э. — 23 н. э.), Плиний Старший (23 г. н. э. — 79 г. н. э.), Птолемей (87—165 гг. н.э.) - все трое жили в сарматско-аланский период на Северном Кавказе, поэтому под "камаками" имели в виду ираноязычный народ. Получается кумыки от иранцев произошли?

Quote (WERDUM)
Кумук расположен к северу от Сарира и к западу от Кайтага. Жители — христиане, не имея царя, повиновались старшинам. Отсюда лежал путь во владение Алан...


Это похоже на цитирование, а кого именно? Здесь в одном предложении перемешаны две разные эпохи и разные названия тех же территорий, что приводит к противоречию с географией местности. К западу от Кайтага, в горах тысячи лет находятся лакские земли со столицей в Гумуке, а кумыки в горах никогда не жили. Граничила на севере с Сариром до ее разгрома монголами в 13-ом веке Алания, а не Кумук (Гази-Кумук). К северу от уже исторического Сарира, Гази-Гумук (в смысле, равнинная часть Шамхальства), находится с 15-го века. "...были христиане и не имели царя..." - это как я уже говорил, реалии княжества Гумик "догазийского" периода.

В остальной части твоей цитаты идут описания равнины уже периода Тарковского Шамхальства.

Quote (WERDUM)
название кумыков исключительно присвоено племени, поселенному между Тереком и Сулаком, тогда как по ту сторону Сулака, до самого Дербента, живет народ, говорящий одним и тем же языком и сам себя называющий кумыкским.


Это рассказ о том как окончательно формировался кумыкский народ, начиная с 17-го века. Отюреченные субэтносы поэтапно "нанизывались" к первоначальному тюркскому ядру из Терско-Сулакского междуречья, с севера на юг. Еще даже в начале 19-го века этот процесс далеко не был завершен.



Quote (WERDUM)
и вобще вы что хотите доказать?


Доказать пытаетесь Вы вот эту Вашу одну из первых фраз:
Quote (WERDUM)
... кумыки в 11-ом веке были уже мусульманами.


А я Вам говорю, что ваше заявление ничем не подкреплено.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Среда, 22.06.2011, 21:02
 
дарго_магомедДата: Среда, 22.06.2011, 20:38 | Сообщение # 75
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Тукмагомед, Спасибо за карту, добавил - http://dargo.ru/photo/20

Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Страница 5 из 37«12345673637»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz