ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Пятница, 15.12.2017, 22:52
  Хазарский каганат. - Страница 4 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 4 из 37«1234563637»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Хазарский каганат.
WERDUMДата: Вторник, 24.05.2011, 23:25 | Сообщение # 46
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
да что ты здесь выложил тупую статью. если кумыки отереченные то почему в наших генах не нашли горских гаплогрупп http://sociosphera.ucoz.ru/publ....-1-0-49 biggrin :D biggrin :D biggrin :D . Даргинцы называют кумыков дирка-ланти, аварцы — тляралял, лаки — арниллса все эти названия означают жителей равнин а мы вас всех называем таулу что переводится горцы, люди живущие в горах здесь уже понятно что южные кумыки ни какие не окумыченные.
 
WERDUMДата: Вторник, 24.05.2011, 23:26 | Сообщение # 47
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Башлы - одно из древнейших поселений Северного Кавказа. Первое упоминание о нём можно сопоставить с называемой в сообщениях восточных историков Кудама и Баладзори местностью "Баршалия", где произошла судьбоносная встреча иранского шаха Хосрова Ануширвана и тюркского джебу-кагана Истеми в середине VI в. Любопытно, что в хранящихся в фонде 105 Центрального госархива республики документах Сословно-поземельной комиссии есть упоминание Башлы в форме Барышлы. Так его, в частности, называет старшина кумыкского рода тюмен Солтан-Али (он же Тота) Дебиров (основатель сел. Тата-Юрт). Данный факт, по нашему мнению, лишний раз подтверждает происхождение названия села именно от этнонима барсил/баршыл.

Есть и другие версии о появлении древнего города и происхождении его имени. В книге А.М. Аджиева "Устное народное творчество кумыков" приводится предание У. Магомедова о том, что раньше Башлы называлось Баслас. По словам У. Магомедова, севернее Самура хозяином был царь, называемый хаканом, южнее правил иранский шах. Последний не мог одолеть хакана, поэтому он пошёл на хитрость. Помирившись для видимости, он женился на его дочери. Наконец, когда его дела поправились, он развёлся с дочерью хакана и напал на него самого. Но тому удалось отразить удар шаха, после чего хакан привлёк 72 тысячи мастеров для строительства крепостей Дербент, Эндирей, Отемиш и др. Своё новое имя Башлы получило, по словам У. Магомедова, оттого, что жители села никому не желали покоряться, стремились во всяком деле быть "башчи" ("возглавлявшими") и казнили всякого, проявлявшего малодушие. Вследствие этого село получило прозвище "башлы", то есть "главное", "первенствующее", но эта версия, скорее всего, основана только на созвучии слов.

Любопытно наличие в современном Башлыкенте квартала Чохла-аул, название которого схоже с Чохакентом из "Йыра об окаменевшей Меседу" и с упоминаемым в древних источниках городом Чога, обычно отождествляемым историками с Дербентом.

Согласно информации, записанной А. Муртузалиевым со слов Курбана Арсланбекова и Багамаали Сулейманова, границы земель башлынского общества пару столетий назад простирались от реки Гамри-Озень на севере до нынешней границы Кайтагского и Дахадаевского районов. Западная граница земель проходила выше Кичи-Гамри в местности "Ущелье крепостей", которая находится по южной стороне реки Гамри-Озень. На востоке границей башлынских земель было Каспийское море (См.: А. Муртузалиев. "Хамур-Дарго". Махачкала, 2002. С. 16).

Говоря о южной границе земель Башлы в древности, нужно указать на такой документ, как "Акт о переселении уцмиев в Башлы", где говорится о даровании жителями города уцмию Кайтага "нижней части равнины", под которой можно понимать нынешнюю Теркемейскую равнину. Уцмий поначалу передал бывшие башлынские земли под кутаны подвластному ему кайтагскому (даргинскому) обществу Ирчамул, но, впоследствии поссорившись с его старейшинами, заселил их теркемейцами.

История древнего города Башлы тесно переплетена с историей государства Кайтаг, столицей которого он был долгое время. С. Ш. Гаджиева, ссылаясь на сообщения старожилов, пишет, что до установления уцмийской власти в Башлы был собственный князь Джабраил. Недовольные его действиями башлынские старейшины признали в качестве своего нового правителя уцмия. Между сторонами был подписан договор, согласно которому кайтагский правитель взял на себя обязательства предводительствовать башлынцами во время походов и обороны от неприятелей и вести переговоры с другими обществами во время тяжб и вообще защищать интересы. Взамен они дарили ему упомянутые выше земли к югу от села (смотрите выше), помогали при сборе урожая с его пашен и выплачивали в его пользу штрафы за совершаемые преступления. Во всём остальном они оставались вольны. Уцмий принял все их условия и назначил в Башлы управителем своего сына Муталиба, а потом туда переселился и сам. Такие права башлынцы получили потому, что 5 кварталов из 6 в старом Башлы (Эсги Башлы) принадлежали к сословию сала (сала-узденей) и считались знатными, потому вторым старинным названием села было Сала-Башлы (упоминается в Актах кавказской археографической комиссии. Том V. С 625). Правда, в отличие от засулакских сала-узденей южно-кумыкские сала-уздени не считали для себя зазорным занятие земледелием и торговлей, в равной степени преуспевая и в делах военных (С. Ш. Гаджиева. Башлынская сельская община// РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. З.Оп.1.Д.713.Л.4-5,33).

Интересно, что письма кайтагских уцмиев хранятся в Москве в архиве дипломатических актов в фонде под названием "Кумыцкие дела". Показательно, что, публикуя их в 1958 г., редактор сборника "Русско-дагестанские отношения" Р. Г. Маршаев, неосновательно комментирует ссылку в документах на фонд "Кумыцкие дела" собственной припиской о том, что это неправильное название фонда и "правильно указывать" его название как "Кайтагские дела". Подобное вольное обращение с документальными источниками было характерным для некоторых авторов и объясняется их необоснованным стремлением отделить южных кумыков от остальной части этноса, утверждая, что имя кумыков им прежде было совершенно "чуждо". Однако исторические сведения указывают, что это не так. Например, в своей присяге на Коране о службе царю Михаилу Романову от 7 декабря 1634 г. уцмий Рустем-Хан упоминает среди своих подданных "служилых кумычан". Расул Магомедов отождествляет их лишь с дружинниками уцмия из Башлы (Р. М. Магомедов. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. Т. II. С. 23). Мы же смотрим на этот вопрос проще и склонны видеть в слове "кумычане" кумыков, обычное название населения равнинной части Кайтага, из которых в основном формировался класс служилых людей - то есть постоянных воинов. Более того, в 1645 г. уже не уцмий, а шаухал Сурхай Тарковский возразил на слова иранского беглярбека (наместника) в Шемахе Хосров-Хана о необходимости строительства в "уцмиевой деревне" (Башлы?) персидской крепости: "Искони такого не бывало, чтобы в Кумыцкой земле шаху городы ставить...". Помимо упоминания Кайтага как Кумыцкой земли, в этом сообщении интересны как патриотизм Сурхая, так и тот факт, что по поводу строительства крепости Хосров-Хан советовался с шаухалом как верховным дагестанским правителем (вали), которому в тот период подчинялся во внешнеполитических вопросах и уцмий. Кумыкская принадлежность жителей равнинного Кайтага была очевидна и для встречавших их иностранцев. Так, например, голландец Ян Стрейс, живший после 1670 г. в Дербенте, шамхальских кумыков называет дагестанскими татарами, а кайтагских, подчинявшихся уцмию, - кумыкскими татарами. Окончательно проясняет вопрос Ян Потоцкий, гостивший в 1797 г. в Кизляре и тесно общавшийся там с кумыками, акушинцами, кайтагцами и кубачинцами. Суммируя полученную у них информацию, он подразделял жителей Кайтага на кара-кайтагов, говоривших на языке, схожем с "акушинским", и на ак-кайтагов, говоривших на тюркском.

В 1722 г. кайтагцы совместно с утамышцами атаковали войска Петра I, причём дважды. В наказание царские войска 26 сентября этого года сожгли Башлы. Однако повстанцам удалось добиться главного - они ускорили уход царских войск и постепенно вытеснили их с территории равнинного Кайтага. В 1732 г. кайтагский уцмий Уллу Ахмат-Хан (1711 - 1750 гг. правления) примкнул к крымскому хану Фетхи-Герею, прошедшему через Северный Кавказ по направлению из Крыма в Ширван. В благодарность уцмий получил титул турецкого трёх-бунчужного паши. Однако после ухода хана российские власти отрядили против Кайтага карательную экспедицию. Из сообщения бежавшего из Башлы грузина Тамаза Мамукова 17 сентября комендант крепости Святой Крест Д. Ф. Еропкин с отрядом в 6 тыс. человек двинулся к Башлы, разорив на пути "множество близлежащих деревень". Уцмий выставил против Еропкина 10 пушек, сделанных в Кубачи. Пушки были расположены на башнях городских стен. Уцмия в трудную минуту поддержали утамышский Махти с 200 человек, буйнакский владелец Эльдар и вассал уцмия некий Али Солтанов, а также Апа Аджи и ещё "30 знатных старшин". (А. О. Муртазаев. Походы крымских войск в Дагестан в 30-е гг. XVIII в.: причины и последствия // Вестник ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 2008. №3.С.4).

В период нашествия Надир-Шаха на Северо-Восточный Кавказ башлынцы по своему обыкновению также не стояли в стороне от важных исторических событий. Р. М. Магомедов приводит цитату из рукописи Халила Согратлинского "Группа их (персов) была разбита в местности (здесь неразборчиво, вероятно, Хициб), а другая группа выше селений Уллу-чара и Танти, ещё одна группа в селении Аймаки, а большая часть их войска - в ущелье Джугьут". Важно отметить, что современные историки считают местом генерального сражения с персами именно местечко Хициб в окрестностях Согратля, в то время как уроженец этого селения и современник событий указывает в качестве такого места ущелье Джугьут (недалеко от Маджалиса). О битве в этой местности ничего не известно. В связи с этим Магомедов допускает мысль, что Халил Согратлинский, плохо знавший географию отдалённых с его родным селением мест, перепутал ущелье Джугьут с ущельем Капкай (в 3 километрах от Эсги Башлы), где, по сведениям многих авторов (в частности, по данным А.-К. Бакиханова), в середине сентября 1741 г. действительно имело место большое сражение. Объединенное войско кайтагцев и мехтулинцев, противостоявшее персам в этом ущелье, возглавляли уцмий Ахмед-Хан и его зять Ахмед-Хан Дженгутайский. Организовав здесь засаду, они внезапной атакой обратили персов в бегство, попутно убив их командиров, в том числе командующего одним из корпусов иранской армии Лютф-Али-Хана. Около тысячи персов было взято в плен. Среди захваченных трофеев были пушки, боеприпасы, множество золотых и серебряных изделий, весь обоз и даже часть гарема Надир-Шаха, который смог спастись бегством в Дербент лишь благодаря проворности своего коня. Тогда же, по мнению Магомедова, дагестанцам попали корона и сабля Надир-Шаха. В русских документах помимо этого указано, что кайтагцы захватили в той битве огромную сумму денег - индийскую дань, и то, что из 23 тысяч персов, сражавшихся в Капкайском ущелье, до Дербента вместе с шахом добралось только около сотни. (Р. М. Магомедов. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. С.152-153).

В последнее время в дагестанской прессе вышло множество статей о том, где и кто победил Надир-Шаха. Думается - это пустое занятие, ибо у нас в порядке вещей тянуть одеяло только на себя. Историческая же действительность такова, что всякая война состоит из множества значимых битв, а не из одной генеральной, и участники всех этих схваток в равной степени достойны уважения. Разве герой, павший смертью храбрых, например, в Аймакинском ущелье, при обороне Кафыр-Кумука, Эрпели (это село, по данным Р. М. Магомедова, было сожжено Надир-Шахом) или Кала-Курейша, менее достоин памяти и почести, нежели погибший в Андаляле или под Турчи-Дагом? Кто его знает - возможно, не понеси Надир-Шах потери в Капкайском ущелье, он бы вновь пошёл походом в Нагорный Дагестан.

Согласно донесению генерала Хатунцева командующему российскими войсками на Кавказе Ртищеву в начале XIX в. в Башлы власть уцмия была минимальна, башлынцы ему никаких податей и повинностей не платят, потому что живёт в городе одних только мужчин до 6 тысяч (и вероятно, столько же женщин). По его же словам, это огромное по тем временам поселение составляло "род вольной республики, занимающейся торговлей, хлебопашеством и скотоводством".

Жители Башлы неоднократно поднимали восстания. Особенно крупными были восстания 1818 и 1877 гг. В наказание за непокорность в октябре 1877 г. Башлы был сожжён дотла. Вместо одного старого большого села было образовано три села средних размеров, получивших названия Александр-Кент (это царское имя для нового села специально выбрала областная администрация), Джаван-Кент (по названию близ лежащей горы Джавант-Тау), Капкай-Кент (по названию ущелья Капкай). По переписи населения 1886 г. в Александр-Кенте (в народе село упорно называли Нижнее Башлы) было 328 хозяйств, в Капкай-Кенте (Верхнее Башлы) - 335, а в Джаван-Кенте (Среднее Башлы) - 294 хозяйства. За 70 лет численность башлынцев не только не выросла, но, наоборот, почти вдвое уменьшилась, что можно объяснить гибелью и высылкой большого числа людей при погромах 1818-1819 и 1877 гг., а также переселением большого числа сельчан в Османскую империю.

В 1914 г. в Капкай-Кенте было 2 примечетские школы, два учителя, 12 учеников и 9 учениц, по средам функционировал большой базар. В Александр-Кенте было 2 примечетские школы, 2 учителя (одним из них был отец С. Ш. Гаджиевой арабист Ших-Ахмед Михраб-оглы), 14 учеников и 8 учениц. В Джаван-Кенте была 1 примечетская школа, 1 учитель, 26 учеников и 3 ученицы. В этих сёлах также было немало алимов, среди которых особенно был известен Улаш-Кади, который до революции являлся советником князя Амир-Чопана Уцмиева, а уже при советской власти в 1920-х гг. возглавлял шариатский суд Кайтаго-Табасаранского района. Он также является автором хроники об участии башлынцев в восстании 1877 г.

6 апреля 1914 г. старшиной Александр-Кента был назначен Абдул-Халык Рустам-оглы. В годы грянувшей скоро Первой мировой войны из Александр-Кента во II-й конный полк "Дикой дивизии", сражавшейся в Карпатах, добровольно вступили всадники Магомед Батыров, Михраб Темирханов, Муртузали Махмудов, Ибрагим Джабраилов и Герей Исаев.

В конце отмечу, что до сих пор остается неизданной использованная мной при написании этой статьи большая по объёму и глубокая по содержанию работа С. Ш. Гаджиевой "Башлынская сельская община". Её публикация была бы очень полезной для сохранения у будущих поколений памяти о славном историческом пути наших предков, ибо, как справедливо заметил казахский романист Ануар Алимжанов: "Познать глубину прошлого - значит подняться на высоту будущего".
 
дарго_магомедДата: Вторник, 24.05.2011, 23:30 | Сообщение # 48
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Барсил - в переводе с даргинского - замененный.
До того столица была в другом месте, а это замененная столица - барсил...

Впрочем, как и Столица Хазарского каганата: Итиль - другой/другая..


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
WERDUMДата: Среда, 25.05.2011, 00:40 | Сообщение # 49
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
столица хазарского каганата был семендер многие ученные отождествляют с тарками Тарки в «Дербенд-наме» отождествляется с Семендером. Эвлия Челеби (XVII в.) был убежден, что «город Великий Тарки („Шехр-и Азим Таргу“) издревле был столицей дагестанских падишахов». Востоковед В. Ф. Минорский считал Тарки другим более поздним названием Семендера. С. Т. Еремян доказал, что «Семендером назывались Тарки». В этом же был убежден Лавров писавший «Тарки и Семендер — одно и то же, а против этого нет убедительных доводов» это потом перенесли на итиль которая вообще находилась у реки волга. наверно и там даргинцы жили biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin хазарский каганат это тюркское государство и по мнению ученого Клапрота кумыки — потомки хазар, столь известных в средневековых исторических хрониках; одно из племен кумыков до сих пор называется «шезары» и то что хазарский каганат населяли тюрки это ни у кого не вызывает сомнения. княжество джидан, гюен, кумук, это все тюркские княжества.
 
дарго_магомедДата: Среда, 25.05.2011, 00:57 | Сообщение # 50
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Давай попробуем построить некую модель..

На реке Гамри-озень находился "Великий город Дарго/Таргу". Когда в 4-м веке пришли с востока гунны, они захватили его и сделали своей столицей. В Варачане была летняя резиденция гуннского царя. Под давлением с юга столицу сначала перенесли в махачкалинский Самандар, переименовав его на свой лад в Тарки... чтоб люди знали, где столица..

Когда гуннское царство умерло и на его месте образовался Хазарский каганат, первоначальной столицей был Семендер/Тарки у Махачкалы,...
В дальнейшем под давлением арабов была создана другая столица на Волге - Итиль (именно так и переводится с даргинского).

Какую роль играли тут даргинцы - под большим вопросом, потому что даргинских письменных источников не осталось.... Разве что название к(х)ад(з)ар ...

Надо полагать, даргинцы не изменились - и тогда были у власти и при деньгах, а тюрки писали историю... biggrin

Очень грубая, но верная модель..



Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
WERDUMДата: Среда, 25.05.2011, 17:12 | Сообщение # 51
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
ты в натуре неуч у гамри озень называлась тарку-шахар biggrin biggrin biggrin а не просто тарку biggrin biggrin biggrin что с кумыкского переводится как город таргу. ты почитай о у Лаврова. а великий город Таргу писал Эвлия Челеби приего посещении дагестана тот тарку на гамри озень уже давно не существовал. и тот тарку на гамри озень ни как не мог сравниться с тарками то что у махачкалы так как он был портовым городам и по значимости был вторым после дербента и там тоже как и в дербенте были башни и крепостные стены которые проходили с гор в плоть до моря отстатки этих стен еще Петр 1 видел когда был в тарках у Шамхала и помимо этого там находилась крепость Анжи кала еще даже арабы не смогли завоевать. у меня есть книга Лаврова про тарки и он писал что семендер и есть тарки и против этого нет доказательств наоборот все источники говорят об этом, biggrin и то что он был известен еще с гуннских времен biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin
 
rashidДата: Среда, 25.05.2011, 17:21 | Сообщение # 52
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 144
Статус: Offline
Этот твой Лавров уверен даже имя своего пахана не знал,кто его сделал,не говоря уже о народах Дагестана-страны гор,а не тюрков......Ваша прародина-АЛТАЙ,кибитки,кобылье молоко,айран,джайран и т. д.

Abdurashid
 
WERDUMДата: Среда, 25.05.2011, 17:37 | Сообщение # 53
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
во первых дагестану 100 лет до этого у каждого народа были свои княжества у аварцев хунзахское ханство, у лакцев кази-кумухское ханство, у лезгин кюринское у даргинцев акуша-дарго у кумыков шамхальство тарковское. нас просто соединили всех и дали название дагестан это сделал сталин аки дорения это было в буйнакске. и еще в дагестане не только горы но и равнина которая составляет 48% от территории дагестана вот в горах жили вы и мы вас так и называли тавлу то есть горцы, а даргинцы же называли кумыков дирка-ланти, аварцы — тляралял, лакцы — арниллса все эти названия означали жителей равнин. и нас чет алтая во прочти когда брали этногез кумыков что обнаружили http://sociosphera.ucoz.ru/publ....-1-0-49 http://www.maikonline.com/maik/showArticle.do?auid=VAGKJHMLIX&lang=ru biggrin :D biggrin :D biggrin :D biggrin , если хочешь узнать свою прародину тоже можешь прочесть http://gazeta-nv.ru/content/view/5963/199/ biggrin :D biggrin :D
 
дарго_магомедДата: Среда, 25.05.2011, 17:38 | Сообщение # 54
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Ребята, давайте по теме... без перехода на личности.

Все исследования насчет гуннов и тарков/семендеров опираются на чтениях Дербент-наме.. тот самый Лавров тоже должен был опираться на него... потому как других источников нет..

Про свою версию/чтение Дербент-наме я уже писал - http://dargo.ru/publ/16-1-0-40
Дербент-наме - http://dargo.ru/publ/16-1-0-428


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
WERDUMДата: Среда, 25.05.2011, 18:16 | Сообщение # 55
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
мы кумыки тарки так и называем таргъу он был второй после дербента по значимости городом так как был портовым городом там были и башни и крепостные стены которые так же как и дербенте проходили от гор до моря отстатки этих стен еще петр 1 видел когда он был в тарках у шамхала при персидском походе там и крепость была анджи кала на возвышенности анджи-арка которые арабы делали нападение.Хакану принадлежали: Дешт-и Кипчак ; Семендер , (Каз.: "город Семенд - это крепость Тарху. А Анджи, который [ныне] разрушен, находился на берегу моря в трех фарсахах от Тарху; это [был] великий город" (с.461)) то есть Тарху , Анджи , то есть Эндирей.(дербент-наме). один фарсах равен 5-6 киллометров, а от тарков до анджи-арки 15-17 киллометров ровно так и получается, а от того тарку на гамри озень он от анджи 60 киллометров.это всего лишь твоя версия что ты пишешь
 
WERDUMДата: Среда, 25.05.2011, 18:31 | Сообщение # 56
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Возникновение Тарков можно отнести ко II тысячелетию до н.э.; первые упоминания в письменных источниках встречаются в VII-VIII вв. н.э.. Имеются основания считать, что известный средневековый город Семендер находился на месте Тарков (об этом ниже), то наиболее ранним письменным известием о Тарках можно признать упоминание "гуннского" города М-с-н-д-р (т.е., очевидно, Семендера) в армянской географии VII в.(К.Патканов. из нового списка географии, прописываемой Моисею Хоренскому. "Журнал Министерства народного просвещения", 18 март, стр. 118).Под нынешним своим названием Тарки впервые упоминаются в VIII в. у армянского историка Гевонда, который рассказывает, что при вторжении арабов в Дагестан, предводитель последних Мелим (Муслим), в 716-717 гг. пройдя через Дербент на север, "расположился лагерем при гуннском городе Таргу". Далее Гевонд передает, что "жители той страны (т.е. страны, где находился город Таргу), при виде хищников (так Гевонд называет войско Муслима), устремившихся на них, тотчас дали знать о том царю хазарскому Хагану", который подошел со своим войском к Таргу и заставил Муслима без боя бежать".(История халифов Вардапета Гевонда, писателоя VII века. СПб., 1862. С. 28.). Заметим, что Тарки по-кумыкски называются Таргъу, т.е. так, как именует его Гевонд. Из слов последнего видно, что Тарки в начале VIII в. входили в состав Хазарии или же находились с ней в союзных отношениях. Показательно, что из дагестанских городов Гевонд упоминает только Дербент и Тарки. Это говорит о том, что Тарки уже в VIII в. являлись крупным центром.

Рассказ о вторжении арабов в северный Дагестан есть не только у Гевонда, но и у других авторов. Однако, они, умалчивая о Тарках, говорят в одних случаях о взятии арабами столицы гуннов, города Варачан (армянский историк Вардан Великий), а в других - хазарского города Семендер (арабский писатель Табари). Следует также учесть, что арабские и еврейские источники X в., перечисляющие наиболее крупные центры Дагестана, знают Семендер и молчат о Тарках. Автор "Дербент-намэ" отождествляет Семендер с Тарка-ми. Расстояние от Дербента до Семендера, которое указывают арабские авторы (4 дня пути), соответствует расстоянию между Дербентом и Тарками. С.Т. Еремян обстоятельно доказал, что Семендером назывались Тарки.(С.Т.Еремян. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу. "Записки Института Востоковедения АН СССР", т. VII, М.-Л, 1939.)Не собираясь пересказывать доказательства С.Т. Еремяна, я со своей стороны лишь кое-что прибавлю к его доказательствам.

Семендер (точнее Самандар) - скорее всего термин персидский и означает он "крайняя (или порубежная) дверь". Персидское слово "дверь" (дар) издавна применялось для обозначения различных дефиле, напр. Дербент, Дариял и пр. Старинный торговый путь по заданному берегу Каспия имеет два узких места, где горы близко подходят к морю. Одно из этих мест находится у Дербента, а другое в районе Тарков и Махачкалы.

Персы, назвавшие ближайшее к ним узкое место прикаспийской дороги - "Железной дверью" (Дербент), району Махачкалы могли дать название "Крайняя дверь". Более того, если исходить из значения термина Семендер, то город им обозначенный не мог находиться нигде, кроме как в районе Махачкалы, так как дальше на север горы отступают от моря и дороги из Закавказья выходит на просторы северо-кавказской степи. В районе Махачкалы известен в прошлом только один крупный исторический центр, именно Тарки.

Не исключено также, что в названии "Таргьу" первая часть ("тар") восходит к персидскому "дар", т.е. "дверь".

Известный востоковед проф. В.Ф. Минорский в письме на имя автора настоящей статьи соглашается с возможностью отождествления Семендера с Тарками, но пытается иначе объяснить их названия. Он пишет: "Самандар никак не может происходить от саман-дар, да еще по-персидски! Я твердо уверен, что это след имени одного из тюркских племен оканчивающегося на дер. См. напр. Байундур (откуда русские берендеи). Гласные С-м-н-д-р не установлены. Возможно, что это и С-м-ндур (сумун по-монгольски стрела и "отряд" - турецкие и монгольские имена путаются). Арабские источники несколько неопределенны, но Худуд аль-Алам прямо говорит, что Самандар на берегу моря. (Был ли у автора особый источник, неизвестно, по-видимому, был). Возможно, что Тарку другое более позднее название C-м-н-д-р'а . Таргьу, таргьу значит "щелк", а может (?) быть и "подношения путешествующим" (хотя обычно таргьу или таргъусу").(Письмо от 18 апреля 1957 г.).К сожалению, В.Ф. Минорский не объяснил, почему именно Самандар "никак не может происходить от саман-дар", но его сопоставления города с племенными названиями оканчивающимися на "дур", как предложенные им варианты объяснения имени Тарков безусловно требуют осторожности при решении этого вопроса. Мы придерживаемся мнения, что Семендер означает "крайняя дверь", и что первая часть имени Тарков также означает "дверь". Но это не значит, что такая гипотеза в дальнейшем не может быть заменена более убедительной. Для нас сейчас важна не столько филологическая сторона вопроса, сколько то, что Семендер и Тарки - одно и то же, а против этого нет убедительных доводов. (Лавров Леонид Иванович Тарки до XVIII века.)
 
rashidДата: Среда, 25.05.2011, 18:35 | Сообщение # 57
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 144
Статус: Offline
Анджи-глина,кала-крепость(дарг.язык),и дествительно стены этого города были глинянные
Дарг искаженый тарг,на даргинском внутренность,центр
Варачан-бурный
ты в очередной раз сам подтверждаешь,о том что равнина от Махачкалы до Дербента,ещё 700 лет назад населялась даргинцами,а нынешнии кумыки(как раз в твоей ссылки указанно об общих генах) проживающии на этой территории и есть отюреченные остатки даргинского населения


Abdurashid

Сообщение отредактировал rashid - Среда, 25.05.2011, 18:39
 
WERDUMДата: Среда, 25.05.2011, 19:53 | Сообщение # 58
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
ты думай что пишешь так выносить решения нельзя. ладно давай тогда андийцы пришли из индии, так не выносятся решения
 
WERDUMДата: Среда, 25.05.2011, 19:57 | Сообщение # 59
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Историческая топонимика окрестностей Тарки

Описание окрестностей Тарки я начну с географических объектов по южному, западному и северному склонам горы Тарки-Тау. При этом буду опираться на карту "Съемки пространства между селением Тарки и урочищем Озень" 1851 г. (она хранится в ЦГАРД.Ф. 23. Оп.3. Д.1).

Южный склон Тарки-Тау на карте отмечен как Адырбиджен. Его название на самом деле не имеет никакого отношения к Азербайджану и, как выяснено краеведом Султанат Мустафаевой, является искажением на русский лад кумыкского названия "Гьазир-бежен", что можно примерно перевести как "полные (буквально: "готовые") закрома" ("бежен"), в которых хранили зерно.

Вблизи Адырбиджена на карте отмечена каменоломня.

На карте с Адырбидженом соприкасается Гунбет, это название западного гребня горы Тарки-Тау, освещаемого большую часть дня солнцем (отсюда "гюн бет" - "солнечный склон"), на этом склоне ныне находится верхняя часть посёлка Сепараторный и кладбище, у подножия юго-западного края Гюнбета находится Агач-аул.

Покосный участок Чалпар располагался между северным склоном Анжи-Арка и нынешним Семендером. На этом участке находились холм Чалпар-тюбе и родник Чалпар-булак.

С юга от Чалпара протекал канал Кукрек-Татаул, на южной стороне которого, напротив Чалпара, находился кутан Теренаир-Тюбе (ныне район Новой автостанции), тут же в канаву вливался родник Теренаир-Булак. Юго-восточнее, у безымянного северного склона Тарки-Тау, на карте отмечен курган Хусар-Тюбе.

Юго-западнее, у входа в Агачаульское ущелье, находятся Агачаульская дорога и вдоль неё поочерёдно кутан Так-Тала и земля Дунгуз-арка (ныне здесь образовался новый, пока ещё безымянный посёлок, пока известный по имени близлежащего мебельного салона "Киргу").

От Теренаир-тюбе на запад тянется Атлыбоюнская дорога, которая здесь встречается с гораздо более протяжённой (от самих Тарков и до Кумторкалы) Кумторкалинской дорогой.

С южной стороны Кукрек-Татаула на карте также отмечены Кичи-Юрт-Орун и Уллу-Юрт-Орун (здесь ныне находятся "Новые планы" посёлка Ленинкент), что в переводе значит "Место расположения Большого и Малого сёл".

Куш-Орам (буквально: "птичья улица") - канава, которая разделяет между собой Урдеги-Табун и Герменчик. На месте его слияния с Шура-Озень указаны остатки укрепления Топрак-Кала.

Герменчик (буквально: "малая крепость") - обширное поле, протянувшееся от Чалпара на северо-запад и охватывающее территорию современных посёлков Тюбе, Шамхал, Шамхал-Термен и Ленинкент. Северная граница поля оканчивалась, достигнув реки Шура-Озень. В состав Герменчика входили Урдеги Табун и Тюбендеги Табун. Урдеги (по-кумыкски правильно: "Оьрдеги" - "верхний") Табун - участок земли, на котором ныне находится большая часть посёлка Ленинкент. Тюбендеги (по-кумыкски правильно: "Тёбендеги" - "нижний") Табун - пастбище между рекой Шура-Озень и Гунделехумом.

К востоку от Чалпара располагался Гунделехум - правильно Гюнделен хум (буквально: "поперечные пески (точнее, песчаные холмы)"), так называлась территория на месте современной Махачкалы-1.

Караман - название поля между Гунделехумом и р. Шура-Озень, где в 1605 г. состоялось знаменитое сражение между войсками Герей-хана Тарковского и Султан-Мута Эндиреевского и русскими войсками Бутурлина и Плещеева. Здесь, по свидетельству Солтан-Али (Тота) Дебирова, еще в 1860 г. виднелись кости воинов, погибших во время той битвы.

Кагерман-Кёл - озеро в пойме реки Шура-Озень.

На восточном склоне Тарки-Тау расположены сёла Тарки-Тау, Кахулай-Торкали (над ним отмечена вершина Торкали-Тюбе), Амирханкент и Альбёрикент (на карте Абере-Кент). К северу от него указано "Татарское кладбище" (то есть местное, кумыкское). На границе между Амирханкентом и Тарки указаны "Татарское кладбище" и родник Казыр-Таук (правильнее - Кызыл Чубук. - Ред.). Южнее Тарков указана крепость Бурная. Впрочем, этот объект общеизвестен. Между Тарки-Тау с одной стороны и Анжи-Аркой и озером Ак-Кёл с другой отмечен участок Кент-Алды (кент - город, алды - перед), на котором отмечены курганы Тарки-Тобе, Бочу-Тобе и родник к северу от последнего Бочу-кую, впадавший в Ак-Кёл. Теперь здесь расположены 5-й жилгородок, 5-й и Степной посёлки. В южной части Кент-Алды указаны "Бывшее укрепление Низовое" и курган Миши-Али. Южнее Кент-Алды отмечен Янгыз-сын (дословно "одинокий надгробный памятник"), далее следует самая южная точка Тарки-Тау - уже упоминавшаяся каменоломня.

Севернее Кент-Алды, за обширным участком земель селения Кахулай-Торкали, указаны остатки стены (скорее всего древней Анжи-калы. - Ред.), обозначенные по-русски словом "Вал", тянущиеся от южной оконечности Альбёрикента до середины возвышенности Анжи-Арка, на которой указано "Укр. Петровского фортштада". Заканчивается возвышенность у кургана Буюллик-Тюбе, за которым следует уже выше упоминавшееся поле Гунделехум.
 
дарго_магомедДата: Среда, 25.05.2011, 20:01 | Сообщение # 60
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Последнюю реплику ваще не понял.. ни по теме ни по дискуссии.... к чему это здесь?

Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Страница 4 из 37«1234563637»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz