ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!

Воскресенье, 03.07.2022, 13:47
  Хазарский каганат - Страница 33 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS





[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Тукмагомед  
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат (Дискуссия больше про кумыков)
Хазарский каганат
WERDUMДата: Суббота, 22.10.2011, 22:15 | Сообщение # 481
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
На кого ссылается этот автор, ведь он описывает события происходившие за 1000 лет до него? Зачем я тебе столько первоисточников привел, если можно, вот так, голословные рассуждения приводить? Арабские источники (в частности, Белазури) кафирами называли христиан Шандана (верхнедаргинцы) и Хайдака. У Ал-Масуди Семендер (Даргу), минимум, с 10-го века значится как столица Хайдака (Джидана) и жители его обозначены как "кроткие христиане, склонные к грабежам" . Где, по-твоему, должен находиться мусульманский Гумук (Гумик), если не в лакских горах? Посмотри на последнюю карту, которую я выставил здесь - где там находится Гази-Кумук? И где появился Кафыр-Кумук? - он появится на севере христианского Хайдака, который заняли Кази-Кумукские Шамхалы после нашествия Тамерлана! В Дагестане, севернее Дербента, окрестностей Кала-Курейша и лакского Кази-Кумуха, до нашествия Тамерлана никаких мусульманских территорий не было. В этом и заключался весь смысл арабо-хазарских войн, вплоть, до 10-го века - распространение ислама к северу от Дербента. То, что не удалось сделать арабам и, в последствии, ширваншахам, сделал Тамерлан одним "сталинским ударом". Где во всей, приведенной мной схеме, подтвержденной надежными источниками, можно разместить "мусульманский Гумук" на месте христинского Тарку и, далее вглубь, "неверной" Хазарии?


Ты мне ни каких ПЕРВОИСТОЧНИКОВ не приводил! Одни твои домыслы и все! Я тебя который раз прошу приведи мне источник где указывается существование такого государства как Кази-Кумухское Шамхальство со столицей Кази-Кумух я так и не дождался! И еще кто тебе сказал что джидан и хайдак идеинтичен?! Федоров-Гусейнов например отрицает это и пишет что Семендер это не Тарки.
И еще Кумуки(Гумики) Масуди во 2-й половине 10 века описывает как христиан ты что biggrin :D biggrin
На последней карте есть Кафир-Кумук, но не обозначен Кази-Кумук, где он тогда?

И еще опровергни слова Якоба Рейнеггса о том, что "к западу от Чингутая и Казанища находится во владении Дишсиз-Магомета провинция, которая удержала прежнее свое имя Гази-Кумуг, да и город, в коем князья имеют свое жилище, также Кумуком называется" ( ДИРЗЕА, с. 274.) И лишь в конце XVI в., крымской ханшей вследствие ее притеснения здесь в проклятие названной "не кази, а кафир Кумуком". (Бакиханов А.-К)
Все что ты пишешь это весь бред про сказки о Кази-Кумухском Шамхальстве и про Кайтаг до Тарков biggrin


Сообщение отредактировал WERDUM - Суббота, 22.10.2011, 22:16
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.10.2011, 23:27 | Сообщение # 482
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Ты мне ни каких ПЕРВОИСТОЧНИКОВ не приводил!


Низам-ад-Дин Шами, Шараф ад-Дин Али Йазди, Белазури и Ал-Масуди, чем тебе не первоисточники?!

Quote (WERDUM)
Я тебя который раз прошу приведи мне источник где указывается существование такого государства как Кази-Кумухское Шамхальство со столицей Кази-Кумух я так и не дождался!


Еще раз. И давай-ка не капризничай! Все тебе на блюдечке подавай! Шамхальство приобрело широкую известность и стало часто попадать в письменные источники, когда Тарку, уже, перетянул на себя большинство столичных функций (16-17 века). Сейчас у некоторых модой стало этот период выпячивать, а предыдущий (11-15 века) менее освещенный в источниках, замалчивать. А еще более ранний арабский период немилосердно подтасовывать, совершенно игнорируя географию Дагестана и его политико-религиозное устройство в те времена (7-10 века).

Quote (WERDUM)
И еще кто тебе сказал что джидан и хайдак идеинтичен?!


Ал-Масуди сказал. А тебе кто сказал, что это не так? Федоров-Гусейнов? А ему кто сказал? И вот так вот крутимся без конца!

Quote (WERDUM)
И еще Кумуки(Гумики) Масуди во 2-й половине 10 века описывает как христиан ты что biggrin


Да, лакцы были, в большинстве, христианами до 10-11 веков. Но Кумух был мусульманским центром задолго до этого. Где тут противоречие?

Quote (WERDUM)
На последней карте есть Кафир-Кумук, но не обозначен Кази-Кумук, где он тогда?


Врешь, уже, не отходя от кассы!

Quote (WERDUM)
И еще опровергни слова Якоба Рейнеггса


Его, как раз, опровергать не собираюсь. Он дает любопытные сведения о населении Чечни и Дагестана. Он говорит что многие равнинные жители там отюреченные кавказцы и конкретные села называет. Не знаешь где достать его книгу?

Quote (WERDUM)
"к западу от Чингутая и Казанища находится во владении Дишсиз-Магомета провинция, которая удержала прежнее свое имя Гази-Кумуг, да и город, в коем князья имеют свое жилище, также Кумуком называется" ( ДИРЗЕА, с. 274.) И лишь в конце XVI в., крымской ханшей вследствие ее притеснения здесь в проклятие названной "не кази, а кафир Кумуком". (Бакиханов А.-К)


Так это Якоба Райнеггса слова или Бакиханова? Определись.
 
WERDUMДата: Воскресенье, 23.10.2011, 00:10 | Сообщение # 483
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Белазури и Ал-Масуди, чем тебе не первоисточники?!


Quote (Тукмагомед)
Ал-Масуди сказал.


где он это сказал?!
Quote (Тукмагомед)
Да, лакцы были, в большинстве, христианами до 10-11 веков. Но Кумух был мусульманским центром задолго до этого. Где тут противоречие?


Но это уже басни. Твои домысли!

Quote (Тукмагомед)
Врешь, уже, не отходя от кассы!


Я там не увидел Кази-Кумух!

Quote (Тукмагомед)
Так это Якоба Райнеггса слова или Бакиханова? Определись.


Там же написано ДИРЗЕА, с. 274.

Я тебя еще раз прошу приведи мне источник что после освобождения Дагестана от власти Тимуридов существовало государство под названием Кази-Кумухское шамхальство со столицей Кази-Кумух! Приведи мне просто!

Quote (Тукмагомед)
Сейчас у некоторых модой стало этот период выпячивать, а предыдущий (11-15 века) менее освещенный в источниках, замалчивать. А еще более ранний арабский период немилосердно подтасовывать, совершенно игнорируя географию Дагестана и его политико-религиозное устройство в те времена (7-10 века).


Вот ты увидишь что пишут ваши же историки!


Сообщение отредактировал WERDUM - Воскресенье, 23.10.2011, 00:11
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 03:29 | Сообщение # 484
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Ал-Масуди сказал.

где он это сказал?!


ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА

Публикуемая в русском издании работа проф. Владимира Федоровича Минорского посвящена исследованию истории, географии и этнографии Ширвана, Дербенда и сопредельных феодальных государств X — XI вв. (Кэмбридж, 12 апреля 1961 г.)

(перевод с английского С. Г. Микаэляна, 1963 г.)

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

§ 1. ГЕОГРАФИЯ И ЭТНОГРАФИЯ В ТА'РИХ АЛ-БАБ

Xайдак. На северном склоне Дербендского водораздела ближайшей к городу рекой является Дарбах (Дар-Вак). За ней идут Богян (Буам), Йэнги-Чай и Башлы-Чай (?). На этой территории живут горцы кайтаки (хайдах) (Наш источник не оставляет сомнения в том, что написания, подобные (***) Джидан и т. д., находимые в различных источниках (Мас'уди и др.), являются ошибочными вместо (***) - Хайдак. Этот факт был признан Оссоном (см. d'Ohsson, Les peuples du Caucase), но был запутан у Маркварта (Streifzuge, стр. 20, 492). Территория Хайдака или по крайней мере протяжение и взаимоотношение территорий, входящих в его состав, значительно изменялись с течением времени (см. В. В. Бартольд, Дагестан, — “Энциклопедия ислама”)). [127] Название хайдак (кайтак) звучит по-алтайски (по-хазарски?) (Имя Кай известно среди алтайских народов, см.: В. Ф. Минорский, Abu-Tahir Мarvazi On China the Turks and India, стр. 96 — 7, но сочетание Кайтак не встречается в других местах), но сообщение Эвлийа-Челеби (II, стр. 251), что в его время (1647г.) кайтаки, которых он будто бы встречал между Шакки и Ширваном, говорили по-монгольски, — чистое заблуждение (У меня есть серьезные основания предполагать, что Эвлийа-Челеби принял за “монголов” так называемых моганлу (живущих около Закатал). Моганлу — местные азербайджанские тюрки, вероятно, переселенцы из Мугани (или из Мовакана, см. приложение III, конец § 1)). Слова их языка, которые он приводит, являются только воспроизведением списка монгольских слов, данных у Хамдуллаха Мустоуфи в первой естественноисторической части его труда Нузхат ал-кулуб. Список этот не имеет никакого отношения к Кайтаку (См. статью В. В. Бартольда в “Этнографическом обозрении”, 1910, т. 83 — 4, стр. 1 — 9; статью Н. Поппе, — “Записки Коллегии востоковедов”, 1925, т. I, стр. 195 — 208, и статью Pelliot, — JA, Avril 1927, стр. 279 — 94). Возможно, что хайдаки получили свое название от своего высшего класса, состоявшего из пришельцев (как это случилось с кавказскими аварами), но, в противоположность мнению Бартольда, это произошло не во время монгольского нашествия, а на несколько веков раньше, так как название Хайдак засвидетельствовано (с различными ошибками в написании) уже у арабских авторов IX — X вв. н. э.

Хайдаки были лучше организованы, чем их соседи табарсаранцы, но, согласно Мас'уди (II, стр. 39), единственным: мусульманином среди них был их князь, который претендовал на происхождение от арабского родоначальника Кахтана. Это последнее утверждение есть, конечно, чистая выдумка арабов, основанная на простом созвучии (ср. ниже подобную же генеалогию цанаров-санарийа у Мас'уди II, стр. 67). Гораздо любопытнее добавление Мас'уди о том, что титул главы хайдаков был “салифан” (Салифан — древнетюркский титул, транскрибируемый по-китайски се-ли-фа, см. цитату из Т'анг-шу: Chavannes, Les T'ou-kioue, стр. 164. Мукаддаси (стр. 191) говорит о Хайдакан-шахе), и, действительно [128] под 304г.х./915 мы читаем в нашем тексте, что салифан с “хазарским” войском пришел на помощь эмиру ал-Баба. Этот характерный эпизод указывает на тесную зависимость хайдаков от хазар, от которых они, по-видимому, получали титулы и инвеституру (Особенно важно сообщение Мас'уди (II, стр. 7). См. приложение V). Моисей Каганкатваци (II, гл. 39) сохранил рассказ о путешествии албанского епископа Израиля в 681 — 2 гг. н. э. к гуннскому, т. е. хазарскому, вождю Алп-Илутверу, в его резиденции Варачан (Русский перевод К. Патканяна, 1861, стр. 192. Новый перевод с комментарием дал С. Т. Еремян в “Записках Института востоковедения”, 1939, VII, стр. 129 — 55. Я не думаю, чтобы его объяснения маршрута, в котором отбрасывается упоминание о месте, “где умер св. Григорис”, и о воротах Чол (Дербенд), имело окончательный характер. Местом мученичества Григориев, согласно Патканяну, было “поле Ватни”; Маркварт рассматривает Васниан как вариант Вартсаниан. Оттуда епископ прошел в Дербенд и Варачан (Башлы). Возможно, что Израиль пытался пересечь Кавказский хребет сначала где-то около Кабалы, но плохая погода (и неспокойность племен?) заставили его перейти на восток в Вардан (см. выше) и следовать дорогой вдоль Каспийского побережья).

Надо подчеркнуть, что Варачан был только пограничным районом, а Алп-Илутвер (Алп-Элтебер), дочь которого была женой хакана, — только хазарским подчиненным или вассалом. Вполне возможно, что, когда хазары (см. ниже) под нажимом арабов перенесли свою столицу из Семендера к устью Волги, их бывшая летняя резиденция Варачан была занята их вассалами хайдаками.

Что касается самого названия этой резиденции, то я дам перечень фактов, отчасти цитированных мной в моих комментариях к английскому переводу Худуд (стр. 449 и 453).

а) Византийский историк Феофан (стр. 358) cp.Moravcsik Byzantino-Turcica, 1943, II, стр. 88, приводит название древнехазарской области Берзилиа.

б) Согласно Баладзури (стр. 195), Хосров Ануширван встретил хакана хазар в ал-Баршалийа.

в) Варшан, летняя резиденция хазарских правителей, упоминается в письме хазарского царя на древнееврейском языке, изд. П. К. Коковцова, стр. 85 — 6.

г) В 681 — 2 гг. н. э. епископ Израиль посетил Алп-Илутвера в Варачане.

д) Йа'куби в своей Истории, стр. 380 — 2, называет место, где около 733 — 4 гг. н. э. Маслама встретил хазарского царя Варсана ( ***), что должно быть исправлено как Варшан — (***) (в рукописи название спутано с именем города Варсан на Араксе). [129]

Уже проницательный Оссон (d'Ohsson) указал на возможность отождествить эти названия с современным Башлы. Это предположение становится еще более вероятным ввиду старой передачи имени Башлы как Баршлы (возможно, Барашлы) (См. Reineggs, Allgemeine Beschreibung des Kaukasus, I, 1796, p. 103, который упоминает Баршлы как одну из пяти областей, принадлежащих уцмию. Башлы лежит на реке Гумри (быть может, русское произношение вместо Хамри?), которая течет на север от Богана (Буама) и считалась центром Кайтака. Название реки не совсем достоверное. “Географический словарь Российской Империи” П. П. Семенова называет реку Башлы-озен или Тузды-озен; см. ниже, стр. 131).

Помимо прибытия салифана в 304г.х./915 (см. выше), наш источник приводит следующие данные относительно правителей Хайдака. В 456г.х./1064 эмир Хайдака (имя которого, к сожалению, искажено) послал своих гуламов поддержать Мансура, эмира ал-Баба, мужа своей внучки. Лашкари, брат Мансура, по-видимому, также находился в родственных связях (по жене) с Хайдаком, так как его сын Абд ал-Малик воспитывался в доме Пируза, сына ас-Сакбана (?) в Хайдаке (§ § 41 — 43) и получил большую поддержку от хайдаков в 460г.х./1068.

В качестве мест, последовательно служивших резиденциями для кайтакских правителей (уцми), называют: Кал'а-Курайш (Ургмузда), Гапш, Маджалис (на Богане) и Башлы. Согласно Бакиханову (стр. 88), Маджалис был основан уцмием Султаном Ахмадом (который умер в 996г.х./1588) “на пустыре, где народ собирался для совещаний”. В XVIII — XIX вв. уцмии жили в Башлы. Перенос резиденций с нагорья (юго-запад) на равнину (северо-восток) произошел тогда, когда правители уже носили титул уцми, неизвестный в старое время (см. ниже, стр. 142). Очень интересное сообщение (§ 40) о прибытии остатков хазар в город Кахтан надо сопоставить с указанием Мас'уди (II, стр. 39), что правитель Хайдака претендовал на происхождение из арабского рода Кахтан. Вполне возможно, что место, где последние хазары были водворены, и было уже упомянутое Баршалийа (Башлы) (Можно добавить, что Башлы образует в настоящее время рубеж между тюрко-кумыкским населением (живущим вдоль узкой полосы Каспийского побережья) и азербайджанскими тюрками, которые “просочились” с юга позднее (Козубский)).

Quote (WERDUM)
Quote (Тукмагомед)
Да, лакцы были, в большинстве, христианами до 10-11 веков. Но Кумух был мусульманским центром задолго до этого. Где тут противоречие?

Но это уже басни. Твои домысли!


Гумик. “Неверные” гумики (Эти горцы, говорящие на одном из кавказских языков , отличны от тюрков-кумыков, живущих ближе к Каспийскому морю. Возможно, что имя кумык то же, что и горское гумик // кумух, ввиду того что правители этих тюрков (по происхождению кипчаков), носившие титул шамхал, вышли из Гази-Кумуха. После 1640 г. настоящие гази-кумухи освободились от своей прежней династии (см. В. В. Бартольд, Дагестан, — “Энциклопедия ислама”). Кладбище поздних шамхалов в Кумухе было обследовано в 1950 г. Л. И. Лавровым (см. “Сборник Музея антропологии”, 1957, XVII, стр. 318)) появляются в нашем тексте только один раз: в 456г.х./1064, воспользовавшись внутренней распрей в ал-Бабе, они опустошили округу города и даже наложили харадж на оставшихся в живых. Нет никаких сомнений в том, что это название относится к народу, известному теперь как гази (или кади>кази)-кумух и живущему в долине того истока Кой-Су, который носит это название. Их соседи на востоке — акушинцы, а на западе — аварцы. Кумухи называют себя лак. Они часто упоминаются в раннеарабской литературе, и Ибн Руста (стр. 47 — 8) говорит о них в своей главе о Сарире (Аварии) (См. ниже, приложение IV), а Мас'уди [132] (II, стр. 40) добавляет, что они были христианами. Согласно Баладзури (стр. 206), ад-Джаррах напал на жителей Х.мзина (?), которых он переселил в Хайзан (очевидно: *Хайдак), а затем сразился с гумиками и прошел в Шакки. Действительно, на юге долина реки Кумух имеет дорогу, связывающую ее с Шакки (Из указаний Баладзури следует, что, перейдя Самур, Джаррах совершил набег на хазар. После этого он напал на земли Хамзин, жителей которых он перевел с их территории в две деревни в Хайзан (читай: *Хайдак). После этого Джаррах напал на Гумик (Кумух). Впечатление от рассказа таково, что хамзинцы были лишь небольшой группой горцев, вероятно, мешавшей проходу войск Джарраха. Я поэтому предлагаю исправить (***)- на (***) *Хамри, как называется река, текущая в Каспий на даргинской территории к северу от кара-кайтаков и своими верховьями примыкающая к территории кумухов. Удалив * хамринцев, Джаррах и мог вторгнуться в Гумик (Кумух), а оттуда вверх по Кой-Су перейти в Шакки, а затем на зимовье в Барда'а. Из статьи З.А. Никольской (“Советская этнография”, 1953, № 1, стр. 111 — 24) я узнал, что существовал прямой торговый путь из Нухи (Шакки) в Ахты (на Верхнем Самуре) — Казикумух (!) - Хунзах (Авария), а оттуда к Анапе на Черном море. Итак, Джаррах вернулся из похода не по прибрежному каспийскому пути, а прямо через Центральный Дагестан). Интересно, что Ширваншах Фарибурз попытался обратить гумиков в ислам, используя лакзов в качестве посредников. Это указывает на то, что Ширваншах имел путь сообщения с гумиками, помимо дороги через Дербенд. Как и Баладзури, наш источник различает между владениями Гумик и Шандан (см. ниже).

По сообщению Баладзури (стр. 208) о завоеваниях Марвана б. Мухаммада, капитуляция ас-Сарира (Аварии) сопровождалась сдачей округа Туман; последний согласился “присылать каждый год 100 молодых людей, а именно 50 девушек и 50 юношей, ростом в 5 пядей, с черными волосами и бровями и длинными ресницами, а также 20 тыс. модиев (зерна) из своих житниц”. Ввиду того, что аварцы называют своих соседей гази-кумухов туман (мн. ч. тумал), возможно, что у Баладзури термин туман является синонимом имени гумик или что он относится к одной из групп этих горцев.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 23.10.2011, 05:20
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 03:46 | Сообщение # 485
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
"Народы Кавказа и страны к северу от Черного и Каспийского морей в десятом веке.

Путешествие Абу аль Кассама."

Автор: М.С. Оссон.


Перевод текста: "Через небольшое растояние к северу от Дербента, мы попадем в княжество Хайдак, которое подчинено хазарскому кагану. Тот кто правит в наши дни (943 от Р.Х.) этой страной - мусульманин; он считается арабом и потомком Кахтана. Зовут его Селифан."

Перевод сноски: "разные копии труда Масуди, содержат - - - - джидан; но мне видится без всякого сомнения, что читаться должно, как - - - - Хайдак, так как страна здесь обозначенная, до сих пор, населена кайтагами, народом имя которого пишется - - - - , в работах географов Абуль Фета и Катиб-Челеби."

Обращаю внимание на то, что написание обоих вариантов на арабском, почти, один в один идентичны (все согласные и их порядок, не считая огласовок). Данный автор (Оссон) перевел труды десятков раннесредневековых арабских авторов и прекрасно разбирался во всех нюансах и возможных разночтениях арабской графики.



Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 23.10.2011, 16:26
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 04:57 | Сообщение # 486
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 05:16 | Сообщение # 487
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
В итоге:

Оссон отождествляет Джидан с Хайдаком, с ним соглашается Минорский. Гмыря и Гадло делают связь между разными наименованиями столицы Хайдака (Джидана), Семендер-Кахтан-Таргу. Хотя, здесь и есть поле для различных интерпретаций по вопросу местонахождения столицы, все авторы единодушны в том, что речь идет, только, о Хайдаке (Джидане).


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 23.10.2011, 05:50
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 05:24 | Сообщение # 488
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Вот ты увидишь что пишут ваши же историки!


Нет никаких НАШИХ историков. Есть только моя собственная голова на плечах, благодаря Всевышнему.
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 05:40 | Сообщение # 489
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Я там не увидел Кази-Кумух!


Как же не увидел? Красным даже отмечено, сразу, за обществом Цудахар. Ты, примерно хотя бы, географию Дагестана знаешь? Или старый латинский шрифт никогда не видел? Там не "Kafi-Kumuk", а "Kasi-Kumuk". Строчные (не заглавные) "s" и "f" в старой латинице, в середине слова, почти, одинаково пишутся.

Вот тебе еще более старая карта. Здесь тебе в лакских горах и Кумуки и Кази-Кумуки (столичный округ). И посмотри теперь на Тарковское Шамхальство к северу от Тарку - там сплошь одни ногайцы и никаких "кумуков".

 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 16:08 | Сообщение # 490
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Другая карта от 1751 года. Совсем немного остается до заключения Георгиевского трактата (1783 года) между Россией и Грузией и начала политики "разделяй и властвуй" на Северном Кавказе.

Здесь прекрасно видно, что Кумуки живут, только, в лакских горах и в долине верхнего Самура (территория Кази-Кумухского ханства), на запад от Кайтага.

П.С. Башлы, кстати, на этой карте назывется Вашли.

П.П.С Формально, днем рождения "кумыкского народа" на равнине, можно считать 24 июля 1783 года.



Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 23.10.2011, 16:47
 
WERDUMДата: Понедельник, 24.10.2011, 16:56 | Сообщение # 491
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Отсутствие четких археологических ориентировок для аргументированной локализации этого царства в Прикаспии позволило некоторым исследователям предполо¬жить идентичность Джидана и другого политического образова¬ния в Прикаспии. известного под названием Кайтак. Подобное отождествление было предложено еще Доссоном, которого затем поддержали В. Ф. Минорский и :Б. Н. Заходер". Их сторонником выступает и дагестанский исследователь А. Р. Шихсаидов.
Эти исследователи едины во- мнении, что «Джидан»—это ошибочное название «Хайдака» (Кайта-га), которое можно объяснить якобы особенностью арабской графики.
Подобное суждение исследователей о происхождении названия этого политического образования не случайно. Оно обусловлено, главным образом, малочисленностью письменных источников об этом 'царстве. Наиболее конкретные сведения о бытовании на Восточном Кавказе государственного образования под названием Джидан можно найти у известного арабского историка и географа Масуди. Он, в частности, отмечает, что...«жители Баб-ал-Абваба (Дербента) терпят неприятности от соседнего царства, называемого Джидан, подвластного хазарам». И далее Масуди подчеркивает, что...«из всех (царств, находящихся в этих странах, самое могущественное Джидан». Подобные и довольно» подробные сведения источников позволяют не согласиться с теми исследователями, которые считают, что «Джидан» — это ошибочное написание «Хайдака», объяснимое якобы особенностью арабской графики.
Дело в том, что царство Джидан упоминается в сочинениях Масуди не менее четырех раз. Трудно предположить, что перепис¬чики ошибались каждый раз при написании именно этого названия. Более того, отождествлению Джидана и Хайдака противо¬речат и другие данные из сочинений Масуди. Из исследований известно, что Хайдак—это небольшое политическое образование, сложившееся в средневековье к западу от Баб ал-Абваба. Территория Хайдака была ограничена со всех сторон землями Урка-раха, Серира, Табасарана и Баб ал-Абваба. Поэтому трудно допустить, что столь незначительное по размерам замкнутое со всех сторон политическое Образование могло претендовать на роль самого могущественного царства в этих странах, каким Джидан выступает в сочинениях Масуди.
При отождествлении Хайдака и Джидана возникают и другие существенные противоречия. И главным из них является наруше¬ние порядка взаиморасположения некоторых политических образований Дагестана, отмеченных в сочинениях Масуди рядом с Хайдаком. Так, территориальными соседями Хайдака, в отличие от данных Масуди, оказываются сначала Гумык, а затем Зерихгеран. Или другой пример, в 938 году в походе, предпринятом Баб ал-Абвабом (Дербентом) против царства Шандан, территория которого локализуется в горной части Дагестана, принимала участие и хайдакская конница. Союзниками Шандана были серирцы и хазары. В этом случае представляет значительный интерес сам факт возможного участия Хайдака в походе против-Шандана—союзника Хазарии. В отличие от Хайдака царство Джидан не могло выступить в роли союзника Дербента, поскольку являлось наследником и соответственно союзником Каганата. Уже одно это обстоятельство исключает всякую возможность для отождествления этих совершенно различных государственных об¬разований. Джидан, а не Хайдак в сообщениях Масуди являлся наследником Хазарии в Приморском Дагестане. Поэтому это государство и выступает здесь самым могущественным политическим образованием к северу от Дербента. В источниках отме¬чено, что...«народ Ал-Баба терпит много ущерба от царства Джидан, народ которого входит в состав земель хазарских царей». Трудно допустить, чтобы Ба!б ал-Абваб, превратившийся в VIII—1X вв. в крупнейший город Кавказа и выступавший резиденцией арабских, а впоследствии и местных правителей, -мог терпеть мно¬го ущерба от небольшого политического образования — Хайда¬ка, резиденцией правителей которого выступал Кала-Ко'рейш, Более того, мы «е располагаем археологическими материалами, свидетельствующими о вхождении Хайдака в состав бывших земель хазарских царей. И, наоборот, террито¬рия царства Джидан полностью совпадает с территорией бывших земель хазарских царей в Прикаспии. Былые тесные связи меж¬ду ними прослеживаются и в четко выраженной преемственнос¬ти культурных традиций Хазарского каганата и царства Джидан. И, наконец, Хайдак не мог причинить много ущерба Баб ал-Аб-вабу, поскольку был его союзником и постоянно выступал на сто¬роне Дербента.
"Таким образом, письменные источники содержат столь значительные различия и несоответствия между Хайдаком и царством Джидан, что об и,х отождествлении не может быть и речи. Они не сопоставимы и по результатам археологических исследований, Джидан, в отличие от Хайдака,—- это обширное и могущественное царство, существовавшее на землях хазарских царей к северу от Дербента. В этой связи следует отметить сохранившуюся до наших дней среди даргинцев традицию называть население Прикаспия джандарами. В подобном названии нетрудно уловить созвучие с названием Джидан.
Государственное образование Джидан являлось той феодальной надстройкой, которая, базируясь «а богатом культурном наследии Каганата, обес¬печивала дальнейшее развитие экономики и нивелировку культуры обширного' Прикаспийского региона.
Являясь наследником Хазарии, Джидан не изменил сложившимся традициям и сохранил за собой прежнюю столицу импе¬рии. Масуди конкретно указывает, что столицей Джидана являлся город Семендер. Здесь уместно еще раз отметить, что Кайтак никогда не имел столицу под названием Семендер.


(М.Г. Магомедов. Хазары на Кавказе)

И про место нахождения Семендера и самого Джидана большие разноглассия. Гумелев и Артамонов и еще ряд историков Семендер располагают на Тереке и это самое писал Федоров-Гусейнов и он писал что Джидан нахожился за Сулаком.

И неужели ты хочешь чтоб я всерьез воспринял эти карты? Ты посмотри 1751 год после Персидского похода Петра и похода Надир-шаха в засулакской кумыкии живут Авары? И где Шамхальство Тарковское?! Да это тупье. Первая карта там Кумуки и Кази-Кумуки кто из них Лаки?! Это вообще не правильные карты.

Quote (Тукмагомед)
П.П.С Формально, днем рождения "кумыкского народа" на равнине, можно считать 24 июля 1783 года.


Это просто детский сад. Я тебе уже приводил слова послов которые писали что Тарки уже 16 веке был столицей Шамхальства и почему шамхальство Тарковское называли Кумыцкой землей и самих Шамхалов Кумыцкими князьями?!


Сообщение отредактировал WERDUM - Понедельник, 24.10.2011, 17:00
 
дарго_магомедДата: Понедельник, 24.10.2011, 17:02 | Сообщение # 492
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1197
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
И про место нахождения Семендера и самого Джидана большие разноглассия. Гумелев и Артамонов и еще ряд историков Семендер располагают на Тереке и это самое писал Федоров-Гусейнов и он писал что Джидан нахожился за Сулаком.


Вот к чему в данный момент ты поднял этот вопрос, если тут обсуждается совершенно другое? Ты не обижайся, но ты ведешь себя как говорящая рыба из выше приведенного мультика.


Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!
 
WERDUMДата: Понедельник, 24.10.2011, 17:06 | Сообщение # 493
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Quote (дарго_магомед)
Вот к чему в данный момент ты поднял этот вопрос, если тут обсуждается совершенно другое? Ты не обижайся, но ты ведешь себя как говорящая рыба из выше приведенного мультика.


где тут совершается совершенно другое здесь за счет Джидана пошел разговор столица которого Семендер, ты хоть прочел бы полностью что там написано, а не умничал бы!
 
дарго_магомедДата: Понедельник, 24.10.2011, 17:15 | Сообщение # 494
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1197
Статус: Offline
Покажи, где на предыдущей странице поднимается вопрос о месте нахождения Семендера.

Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!
 
WERDUMДата: Понедельник, 24.10.2011, 17:23 | Сообщение # 495
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Я сказал для того что ваша любимая позиция брать то что вам выгодно какой бы глупостью оно не была и опрокидывать других. сколько я привел высказываний везде эти тупые отговорки!
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат (Дискуссия больше про кумыков)
Поиск:

 


Copyright MyCorp © 2022
Сайт создан в системе uCoz