ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Пятница, 21.07.2017, 17:32
  Хазарский каганат. - Страница 33 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 33 из 37«1231323334353637»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Хазарский каганат.
WERDUMДата: Суббота, 22.10.2011, 18:15 | Сообщение # 481
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 274
Статус: Offline
Ну я же тебе говорю приведи источник что существовало такое государство под названием Кази-Кумухское Шамхальство со столицей кази-Кумух!!!
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.10.2011, 18:18 | Сообщение # 482
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Ну я же тебе говорю приведи источник что существовало такое государство под названием Кази-Кумухское Шамхальство со столицей кази-Кумух!!!


Низам-ад-дин-Шами: "... У области Гази Кумуклук и войска Аухара был обычай, что они (каждый) год и месяц сражались с неверными; ... изменив свой обычай, они поднялись на помощь неверным..., а Шаукала, который был предводителем их, Мубашшир-бахадур, ... принес его голову к его величеству."

Не будешь же ты теперь утверждать, что этот Шамхал из области Гази-Кумуклук обитал в католическом Кайтаге?

Quote (WERDUM)
За Черкессией живут комуки , которые распадаются на три отдельные народности. Самая могущественная из них, называемая Сафкал по имени ее хана, состоит ныне под покровительством московитов. Две другие занимают Терские горы, почти недоступные, почему и сохранили до сих пор свою независимость.

Ксаверио Главани. Описание Черкессии 1724 г.


Комуки - это дагестанцы. Равнинные, подвластные Шамхалу и горные - независимые горцы. Я тебе, даже, карты приводил, где дагестанцы так и называются - "лезгинские комуки или дагестанцы".

Вот например. Сделана в аккурат за один год до заметок Ксаверио Главани: карта.
 
WERDUMДата: Суббота, 22.10.2011, 18:25 | Сообщение # 483
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 274
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Комуки - это дагестанцы. Равнинные, подвластные Шамхалу и горные - независимые горцы. Я тебе, даже, карты приводил, где дагестанцы так и называются - "лезгинские комуки или дагестанцы".


ну вот так как именно кумыкские анклавы расположены на Северном Кавказе, примерно с XVII - XVIII в.в (а может быть и с более раннего времени) - значительная часть населения Карт-Джурта в Карачае, кизлярские кумыки на территории Северной Осетии (сел. Кизляр, гор. Моздок) и брагунские кумыки в Чечне (сел. Брагуны, Виноградное, Дарбанхи и др.). Отсюда становится понятным почему этнонимом "кумыки" называли все население Дагестана. И это закономерно, ибо, как правило, именем народа, с которым впервые столкнулись, вошли в контакт те или иные относительно дальние соседи, называют и всех остальных, находящихся в их "округе". Таких исторических примеров много: лезги, лезгины, леки, татары, черкесы и др.


Сообщение отредактировал WERDUM - Суббота, 22.10.2011, 18:37
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.10.2011, 18:39 | Сообщение # 484
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
ну вот так как именно кумыкские анклавы расположены на Северном Кавказе, примерно с XVII - XVIII в.в (а может быть и с более раннего времени) - значительная часть населения Карт-Джурта в Карачае, кизлярские кумыки на территории Северной Осетии (сел. Кизляр, гор. Моздок) и брагунские кумыки в Чечне (сел. Брагуны, Виноградное, Дарбанхи и др.). Отсюда становится понятным почему этнонимом "кумыки" северокавказцы называли все население Дагестана. И это закономерно, ибо, как правило, именем народа, с которым впервые столкнулись, вошли в контакт те или иные относительно дальние соседи, называют и всех остальных, находящихся в их "округе". Таких исторических примеров много: лезги, лезгины, леки, татары, черкесы и др.


Ничего не понятно здесь. Это твои мысли?

Если ты про экстраполяции этнонимов на соседей, то это мы уже обсуждали и я обратил, уже, внимание, что ты это явление, каждый раз, трактуешь по-разному, как тебе удобно и, смешивая разные эпохи. Если приводишь источник начала 18-го века, то должен знать, что в это время "терские кумыки" были известны как "черкесские татары", а не "комукские" или "дагестанские".




Сообщение отредактировал Тукмагомед - Суббота, 22.10.2011, 18:47
 
WERDUMДата: Суббота, 22.10.2011, 19:00 | Сообщение # 485
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 274
Статус: Offline
The country situated on the western coast of the Caspian Sea between the lower Koisu and the river Urussai-Bulaki, and subject to the Snamchal of Tarku, is cominonly called the province of Kumuk, and its inhabitants the Kumuk Tartars. It however appears, that since the time of the Arab dominion the name of Kumuk has been used in a much more extensive signification. Thus it has been applied to Lesgian tribes also, and those Lesgians who, inhabiting the highest mountains of castern Caucasus, were inaccessible to the Mohammedan faith, were termed Kiafer-(unbelieving) Kumuks, whereas those tribes which occupied the lower ranges and were converted to Islamism were called Kasi-(believing) Kumuks.

Travels in the Caucasus and Georgia. Performed in the years 1807 and 1808, by command of the Russian government

Здесь он описывает границы Шамхальства Тарковского столица которого Тарки и провинция эта называ-лась(ется) Кумук и живут здесь Кумыкские Татары. Так же, что имя "кумук" использовалось в гораздо большем расширительном значении и применялось также в отношении "лезгинских" племен; "лезгин", населявших высокие горы Кавказа и недосягаемых для магометанской веры, называли "киафир (неверные) кумуки", а племена, расселенные на равнине и в нижних цепях гор и обращенных в ислам, называли "кази (верующие) кумуки".
(Путешествия по Кавказу и Грузии, предпринятые в 1807-1808 гг, стр. 11-12)
 
WERDUMДата: Суббота, 22.10.2011, 19:13 | Сообщение # 486
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 274
Статус: Offline
Путешествие в Персию в 1561-1564 гг.

…Отсюда, держась того же курса, на следующий день мы видели землю, называемую Тюк (Тике) в стране Тюмен (Tumen) (имеется ввиду Тюменское владение в низовьях р. Терека. – Ред.), где обыкновенно держатся пираты. Из опасения встретиться с ними мы вышли в открытое море прямо на восток на 40 миль, но, потеряв из виду землю, мы попали на песчаные мели, были на краю гибели и едва спаслись. 22-го мы увидали прекрасный остров, называемый Чаталет, отстоящий от Чаллика на сотню миль, но так как дул противный и притом свежий ветер, то мы не могли к нему подойти. Мы принуждены были стать на якорь под ветром в 6 милях от него в открытом море при глубине в 3-4 сажени. От материка, называемого Шамхал (Scafcayl) или Кумык (Comyk), магометанской земли, находившейся к западу от нас, мы были в 13 милях.


ДЖЕНКИНСОН В ДАГЕСТАНЕ

Английский мореплаватель Антон Дженкинсон (1561-1563 гг.) называет в числе прилегающих к Каспийскому морю стран Шамхал или Comyk (Кумук) - магометанскую землю почти в середине 16 века.

В 16 веке посол Грузии Кирилл писал тогда: «Городищо Тарки в Кумытцкой земле от морского берегу версты три-две, изстари город бывал каменной, стоит на горе... и ныне на той горе на само верху стоит башня каменная. А с одну сторону у той горы... от верху сажен 320 м больши стоит... двор шевкалов (шамхала — местного владетеля.), палаты каменые и избы. Да туто ж с одново края позади шевкалова двора башня другая каменая да городище старое. З дву сторон горы стена была каменая... А ниже шевкалова двора, на самом низу мечет каменая. И людей и скоту то место и воды добре здоровы» (Тарки до XVIII века. — «Ученые записки Института истории, языка и литературы», т. IV)


Сообщение отредактировал WERDUM - Суббота, 22.10.2011, 19:14
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.10.2011, 20:27 | Сообщение # 487
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
"лезгин", населявших высокие горы Кавказа и недосягаемых для магометанской веры, называли "киафир (неверные) кумуки", а племена, расселенные на равнине и в нижних цепях гор и обращенных в ислам, называли "кази (верующие) кумуки".


На кого ссылается этот автор, ведь он описывает события происходившие за 1000 лет до него? Зачем я тебе столько первоисточников привел, если можно, вот так, голословные рассуждения приводить? Арабские источники (в частности, Белазури) кафирами называли христиан Шандана (верхнедаргинцы) и Хайдака. У Ал-Масуди Семендер (Даргу), минимум, с 10-го века значится как столица Хайдака (Джидана) и жители его обозначены как "кроткие христиане, склонные к грабежам" . Где, по-твоему, должен находиться мусульманский Гумук (Гумик), если не в лакских горах? Посмотри на последнюю карту, которую я выставил здесь - где там находится Гази-Кумук? И где появился Кафыр-Кумук? - он появится на севере христианского Хайдака, который заняли Кази-Кумукские Шамхалы после нашествия Тамерлана! В Дагестане, севернее Дербента, окрестностей Кала-Курейша и лакского Кази-Кумуха, до нашествия Тамерлана никаких мусульманских территорий не было. В этом и заключался весь смысл арабо-хазарских войн, вплоть, до 10-го века - распространение ислама к северу от Дербента. То, что не удалось сделать арабам и, в последствии, ширваншахам, сделал Тамерлан одним "сталинским ударом". Где во всей, приведенной мной схеме, подтвержденной надежными источниками, можно разместить "мусульманский Гумук" на месте христинского Тарку и, далее вглубь, "неверной" Хазарии?
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.10.2011, 20:55 | Сообщение # 488
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
ДЖЕНКИНСОН В ДАГЕСТАНЕ

Английский мореплаватель Антон Дженкинсон (1561-1563 гг.) называет в числе прилегающих к Каспийскому морю стран Шамхал или Comyk (Кумук) - магометанскую землю почти в середине 16 века.


С конца 15-го века и до середины 17-го века - эпоха расцвета Кази-Кумукского Шамхальства, "выплеснувшегося" за пределы лакских гор на просторы равнины и, взявшего в оборот новообращенных в ислам Тамерланом кипчаков. После развала этой конструкции, шамхальский титул остался в руках тюркоязычной элиты из зимней столицы - Тарку. Все остальное, это поздние выдумки сепаратистского тарковского дворянства и наложившиеся на них национальные мифы, еще, более позднего времени.

Почти, все источники, описывающие период этого расцвета Шамхальства, нижний Кайтаг указывают, как территорию подконтрольную Шамхалам. Практически, всех иностранных послов принимали в нижней столице шамхальства, в Тарку. Поэтому, иностранцы указывают на него как место пребывания Шамхала и видят в нем главную "де факто" столицу ("де юре" это призойдет в 1642 году, в год активизации на Кавказе османской агентуры (Челеби посетил Дагестан в 1642 году)).


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Суббота, 22.10.2011, 21:01
 
WERDUMДата: Суббота, 22.10.2011, 22:15 | Сообщение # 489
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 274
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
На кого ссылается этот автор, ведь он описывает события происходившие за 1000 лет до него? Зачем я тебе столько первоисточников привел, если можно, вот так, голословные рассуждения приводить? Арабские источники (в частности, Белазури) кафирами называли христиан Шандана (верхнедаргинцы) и Хайдака. У Ал-Масуди Семендер (Даргу), минимум, с 10-го века значится как столица Хайдака (Джидана) и жители его обозначены как "кроткие христиане, склонные к грабежам" . Где, по-твоему, должен находиться мусульманский Гумук (Гумик), если не в лакских горах? Посмотри на последнюю карту, которую я выставил здесь - где там находится Гази-Кумук? И где появился Кафыр-Кумук? - он появится на севере христианского Хайдака, который заняли Кази-Кумукские Шамхалы после нашествия Тамерлана! В Дагестане, севернее Дербента, окрестностей Кала-Курейша и лакского Кази-Кумуха, до нашествия Тамерлана никаких мусульманских территорий не было. В этом и заключался весь смысл арабо-хазарских войн, вплоть, до 10-го века - распространение ислама к северу от Дербента. То, что не удалось сделать арабам и, в последствии, ширваншахам, сделал Тамерлан одним "сталинским ударом". Где во всей, приведенной мной схеме, подтвержденной надежными источниками, можно разместить "мусульманский Гумук" на месте христинского Тарку и, далее вглубь, "неверной" Хазарии?


Ты мне ни каких ПЕРВОИСТОЧНИКОВ не приводил! Одни твои домыслы и все! Я тебя который раз прошу приведи мне источник где указывается существование такого государства как Кази-Кумухское Шамхальство со столицей Кази-Кумух я так и не дождался! И еще кто тебе сказал что джидан и хайдак идеинтичен?! Федоров-Гусейнов например отрицает это и пишет что Семендер это не Тарки.
И еще Кумуки(Гумики) Масуди во 2-й половине 10 века описывает как христиан ты что biggrin :D biggrin
На последней карте есть Кафир-Кумук, но не обозначен Кази-Кумук, где он тогда?

И еще опровергни слова Якоба Рейнеггса о том, что "к западу от Чингутая и Казанища находится во владении Дишсиз-Магомета провинция, которая удержала прежнее свое имя Гази-Кумуг, да и город, в коем князья имеют свое жилище, также Кумуком называется" ( ДИРЗЕА, с. 274.) И лишь в конце XVI в., крымской ханшей вследствие ее притеснения здесь в проклятие названной "не кази, а кафир Кумуком". (Бакиханов А.-К)
Все что ты пишешь это весь бред про сказки о Кази-Кумухском Шамхальстве и про Кайтаг до Тарков biggrin


Сообщение отредактировал WERDUM - Суббота, 22.10.2011, 22:16
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.10.2011, 23:27 | Сообщение # 490
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Ты мне ни каких ПЕРВОИСТОЧНИКОВ не приводил!


Низам-ад-Дин Шами, Шараф ад-Дин Али Йазди, Белазури и Ал-Масуди, чем тебе не первоисточники?!

Quote (WERDUM)
Я тебя который раз прошу приведи мне источник где указывается существование такого государства как Кази-Кумухское Шамхальство со столицей Кази-Кумух я так и не дождался!


Еще раз. И давай-ка не капризничай! Все тебе на блюдечке подавай! Шамхальство приобрело широкую известность и стало часто попадать в письменные источники, когда Тарку, уже, перетянул на себя большинство столичных функций (16-17 века). Сейчас у некоторых модой стало этот период выпячивать, а предыдущий (11-15 века) менее освещенный в источниках, замалчивать. А еще более ранний арабский период немилосердно подтасовывать, совершенно игнорируя географию Дагестана и его политико-религиозное устройство в те времена (7-10 века).

Quote (WERDUM)
И еще кто тебе сказал что джидан и хайдак идеинтичен?!


Ал-Масуди сказал. А тебе кто сказал, что это не так? Федоров-Гусейнов? А ему кто сказал? И вот так вот крутимся без конца!

Quote (WERDUM)
И еще Кумуки(Гумики) Масуди во 2-й половине 10 века описывает как христиан ты что biggrin


Да, лакцы были, в большинстве, христианами до 10-11 веков. Но Кумух был мусульманским центром задолго до этого. Где тут противоречие?

Quote (WERDUM)
На последней карте есть Кафир-Кумук, но не обозначен Кази-Кумук, где он тогда?


Врешь, уже, не отходя от кассы!

Quote (WERDUM)
И еще опровергни слова Якоба Рейнеггса


Его, как раз, опровергать не собираюсь. Он дает любопытные сведения о населении Чечни и Дагестана. Он говорит что многие равнинные жители там отюреченные кавказцы и конкретные села называет. Не знаешь где достать его книгу?

Quote (WERDUM)
"к западу от Чингутая и Казанища находится во владении Дишсиз-Магомета провинция, которая удержала прежнее свое имя Гази-Кумуг, да и город, в коем князья имеют свое жилище, также Кумуком называется" ( ДИРЗЕА, с. 274.) И лишь в конце XVI в., крымской ханшей вследствие ее притеснения здесь в проклятие названной "не кази, а кафир Кумуком". (Бакиханов А.-К)


Так это Якоба Райнеггса слова или Бакиханова? Определись.
 
WERDUMДата: Воскресенье, 23.10.2011, 00:10 | Сообщение # 491
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 274
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Белазури и Ал-Масуди, чем тебе не первоисточники?!


Quote (Тукмагомед)
Ал-Масуди сказал.


где он это сказал?!
Quote (Тукмагомед)
Да, лакцы были, в большинстве, христианами до 10-11 веков. Но Кумух был мусульманским центром задолго до этого. Где тут противоречие?


Но это уже басни. Твои домысли!

Quote (Тукмагомед)
Врешь, уже, не отходя от кассы!


Я там не увидел Кази-Кумух!

Quote (Тукмагомед)
Так это Якоба Райнеггса слова или Бакиханова? Определись.


Там же написано ДИРЗЕА, с. 274.

Я тебя еще раз прошу приведи мне источник что после освобождения Дагестана от власти Тимуридов существовало государство под названием Кази-Кумухское шамхальство со столицей Кази-Кумух! Приведи мне просто!

Quote (Тукмагомед)
Сейчас у некоторых модой стало этот период выпячивать, а предыдущий (11-15 века) менее освещенный в источниках, замалчивать. А еще более ранний арабский период немилосердно подтасовывать, совершенно игнорируя географию Дагестана и его политико-религиозное устройство в те времена (7-10 века).


Вот ты увидишь что пишут ваши же историки!


Сообщение отредактировал WERDUM - Воскресенье, 23.10.2011, 00:11
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 03:29 | Сообщение # 492
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Ал-Масуди сказал.

где он это сказал?!


ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА

Публикуемая в русском издании работа проф. Владимира Федоровича Минорского посвящена исследованию истории, географии и этнографии Ширвана, Дербенда и сопредельных феодальных государств X — XI вв. (Кэмбридж, 12 апреля 1961 г.)

(перевод с английского С. Г. Микаэляна, 1963 г.)

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

§ 1. ГЕОГРАФИЯ И ЭТНОГРАФИЯ В ТА'РИХ АЛ-БАБ

Xайдак. На северном склоне Дербендского водораздела ближайшей к городу рекой является Дарбах (Дар-Вак). За ней идут Богян (Буам), Йэнги-Чай и Башлы-Чай (?). На этой территории живут горцы кайтаки (хайдах) (Наш источник не оставляет сомнения в том, что написания, подобные (***) Джидан и т. д., находимые в различных источниках (Мас'уди и др.), являются ошибочными вместо (***) - Хайдак. Этот факт был признан Оссоном (см. d'Ohsson, Les peuples du Caucase), но был запутан у Маркварта (Streifzuge, стр. 20, 492). Территория Хайдака или по крайней мере протяжение и взаимоотношение территорий, входящих в его состав, значительно изменялись с течением времени (см. В. В. Бартольд, Дагестан, — “Энциклопедия ислама”)). [127] Название хайдак (кайтак) звучит по-алтайски (по-хазарски?) (Имя Кай известно среди алтайских народов, см.: В. Ф. Минорский, Abu-Tahir Мarvazi On China the Turks and India, стр. 96 — 7, но сочетание Кайтак не встречается в других местах), но сообщение Эвлийа-Челеби (II, стр. 251), что в его время (1647г.) кайтаки, которых он будто бы встречал между Шакки и Ширваном, говорили по-монгольски, — чистое заблуждение (У меня есть серьезные основания предполагать, что Эвлийа-Челеби принял за “монголов” так называемых моганлу (живущих около Закатал). Моганлу — местные азербайджанские тюрки, вероятно, переселенцы из Мугани (или из Мовакана, см. приложение III, конец § 1)). Слова их языка, которые он приводит, являются только воспроизведением списка монгольских слов, данных у Хамдуллаха Мустоуфи в первой естественноисторической части его труда Нузхат ал-кулуб. Список этот не имеет никакого отношения к Кайтаку (См. статью В. В. Бартольда в “Этнографическом обозрении”, 1910, т. 83 — 4, стр. 1 — 9; статью Н. Поппе, — “Записки Коллегии востоковедов”, 1925, т. I, стр. 195 — 208, и статью Pelliot, — JA, Avril 1927, стр. 279 — 94). Возможно, что хайдаки получили свое название от своего высшего класса, состоявшего из пришельцев (как это случилось с кавказскими аварами), но, в противоположность мнению Бартольда, это произошло не во время монгольского нашествия, а на несколько веков раньше, так как название Хайдак засвидетельствовано (с различными ошибками в написании) уже у арабских авторов IX — X вв. н. э.

Хайдаки были лучше организованы, чем их соседи табарсаранцы, но, согласно Мас'уди (II, стр. 39), единственным: мусульманином среди них был их князь, который претендовал на происхождение от арабского родоначальника Кахтана. Это последнее утверждение есть, конечно, чистая выдумка арабов, основанная на простом созвучии (ср. ниже подобную же генеалогию цанаров-санарийа у Мас'уди II, стр. 67). Гораздо любопытнее добавление Мас'уди о том, что титул главы хайдаков был “салифан” (Салифан — древнетюркский титул, транскрибируемый по-китайски се-ли-фа, см. цитату из Т'анг-шу: Chavannes, Les T'ou-kioue, стр. 164. Мукаддаси (стр. 191) говорит о Хайдакан-шахе), и, действительно [128] под 304г.х./915 мы читаем в нашем тексте, что салифан с “хазарским” войском пришел на помощь эмиру ал-Баба. Этот характерный эпизод указывает на тесную зависимость хайдаков от хазар, от которых они, по-видимому, получали титулы и инвеституру (Особенно важно сообщение Мас'уди (II, стр. 7). См. приложение V). Моисей Каганкатваци (II, гл. 39) сохранил рассказ о путешествии албанского епископа Израиля в 681 — 2 гг. н. э. к гуннскому, т. е. хазарскому, вождю Алп-Илутверу, в его резиденции Варачан (Русский перевод К. Патканяна, 1861, стр. 192. Новый перевод с комментарием дал С. Т. Еремян в “Записках Института востоковедения”, 1939, VII, стр. 129 — 55. Я не думаю, чтобы его объяснения маршрута, в котором отбрасывается упоминание о месте, “где умер св. Григорис”, и о воротах Чол (Дербенд), имело окончательный характер. Местом мученичества Григориев, согласно Патканяну, было “поле Ватни”; Маркварт рассматривает Васниан как вариант Вартсаниан. Оттуда епископ прошел в Дербенд и Варачан (Башлы). Возможно, что Израиль пытался пересечь Кавказский хребет сначала где-то около Кабалы, но плохая погода (и неспокойность племен?) заставили его перейти на восток в Вардан (см. выше) и следовать дорогой вдоль Каспийского побережья).

Надо подчеркнуть, что Варачан был только пограничным районом, а Алп-Илутвер (Алп-Элтебер), дочь которого была женой хакана, — только хазарским подчиненным или вассалом. Вполне возможно, что, когда хазары (см. ниже) под нажимом арабов перенесли свою столицу из Семендера к устью Волги, их бывшая летняя резиденция Варачан была занята их вассалами хайдаками.

Что касается самого названия этой резиденции, то я дам перечень фактов, отчасти цитированных мной в моих комментариях к английскому переводу Худуд (стр. 449 и 453).

а) Византийский историк Феофан (стр. 358) cp.Moravcsik Byzantino-Turcica, 1943, II, стр. 88, приводит название древнехазарской области Берзилиа.

б) Согласно Баладзури (стр. 195), Хосров Ануширван встретил хакана хазар в ал-Баршалийа.

в) Варшан, летняя резиденция хазарских правителей, упоминается в письме хазарского царя на древнееврейском языке, изд. П. К. Коковцова, стр. 85 — 6.

г) В 681 — 2 гг. н. э. епископ Израиль посетил Алп-Илутвера в Варачане.

д) Йа'куби в своей Истории, стр. 380 — 2, называет место, где около 733 — 4 гг. н. э. Маслама встретил хазарского царя Варсана ( ***), что должно быть исправлено как Варшан — (***) (в рукописи название спутано с именем города Варсан на Араксе). [129]

Уже проницательный Оссон (d'Ohsson) указал на возможность отождествить эти названия с современным Башлы. Это предположение становится еще более вероятным ввиду старой передачи имени Башлы как Баршлы (возможно, Барашлы) (См. Reineggs, Allgemeine Beschreibung des Kaukasus, I, 1796, p. 103, который упоминает Баршлы как одну из пяти областей, принадлежащих уцмию. Башлы лежит на реке Гумри (быть может, русское произношение вместо Хамри?), которая течет на север от Богана (Буама) и считалась центром Кайтака. Название реки не совсем достоверное. “Географический словарь Российской Империи” П. П. Семенова называет реку Башлы-озен или Тузды-озен; см. ниже, стр. 131).

Помимо прибытия салифана в 304г.х./915 (см. выше), наш источник приводит следующие данные относительно правителей Хайдака. В 456г.х./1064 эмир Хайдака (имя которого, к сожалению, искажено) послал своих гуламов поддержать Мансура, эмира ал-Баба, мужа своей внучки. Лашкари, брат Мансура, по-видимому, также находился в родственных связях (по жене) с Хайдаком, так как его сын Абд ал-Малик воспитывался в доме Пируза, сына ас-Сакбана (?) в Хайдаке (§ § 41 — 43) и получил большую поддержку от хайдаков в 460г.х./1068.

В качестве мест, последовательно служивших резиденциями для кайтакских правителей (уцми), называют: Кал'а-Курайш (Ургмузда), Гапш, Маджалис (на Богане) и Башлы. Согласно Бакиханову (стр. 88), Маджалис был основан уцмием Султаном Ахмадом (который умер в 996г.х./1588) “на пустыре, где народ собирался для совещаний”. В XVIII — XIX вв. уцмии жили в Башлы. Перенос резиденций с нагорья (юго-запад) на равнину (северо-восток) произошел тогда, когда правители уже носили титул уцми, неизвестный в старое время (см. ниже, стр. 142). Очень интересное сообщение (§ 40) о прибытии остатков хазар в город Кахтан надо сопоставить с указанием Мас'уди (II, стр. 39), что правитель Хайдака претендовал на происхождение из арабского рода Кахтан. Вполне возможно, что место, где последние хазары были водворены, и было уже упомянутое Баршалийа (Башлы) (Можно добавить, что Башлы образует в настоящее время рубеж между тюрко-кумыкским населением (живущим вдоль узкой полосы Каспийского побережья) и азербайджанскими тюрками, которые “просочились” с юга позднее (Козубский)).

Quote (WERDUM)
Quote (Тукмагомед)
Да, лакцы были, в большинстве, христианами до 10-11 веков. Но Кумух был мусульманским центром задолго до этого. Где тут противоречие?

Но это уже басни. Твои домысли!


Гумик. “Неверные” гумики (Эти горцы, говорящие на одном из кавказских языков , отличны от тюрков-кумыков, живущих ближе к Каспийскому морю. Возможно, что имя кумык то же, что и горское гумик // кумух, ввиду того что правители этих тюрков (по происхождению кипчаков), носившие титул шамхал, вышли из Гази-Кумуха. После 1640 г. настоящие гази-кумухи освободились от своей прежней династии (см. В. В. Бартольд, Дагестан, — “Энциклопедия ислама”). Кладбище поздних шамхалов в Кумухе было обследовано в 1950 г. Л. И. Лавровым (см. “Сборник Музея антропологии”, 1957, XVII, стр. 318)) появляются в нашем тексте только один раз: в 456г.х./1064, воспользовавшись внутренней распрей в ал-Бабе, они опустошили округу города и даже наложили харадж на оставшихся в живых. Нет никаких сомнений в том, что это название относится к народу, известному теперь как гази (или кади>кази)-кумух и живущему в долине того истока Кой-Су, который носит это название. Их соседи на востоке — акушинцы, а на западе — аварцы. Кумухи называют себя лак. Они часто упоминаются в раннеарабской литературе, и Ибн Руста (стр. 47 — 8) говорит о них в своей главе о Сарире (Аварии) (См. ниже, приложение IV), а Мас'уди [132] (II, стр. 40) добавляет, что они были христианами. Согласно Баладзури (стр. 206), ад-Джаррах напал на жителей Х.мзина (?), которых он переселил в Хайзан (очевидно: *Хайдак), а затем сразился с гумиками и прошел в Шакки. Действительно, на юге долина реки Кумух имеет дорогу, связывающую ее с Шакки (Из указаний Баладзури следует, что, перейдя Самур, Джаррах совершил набег на хазар. После этого он напал на земли Хамзин, жителей которых он перевел с их территории в две деревни в Хайзан (читай: *Хайдак). После этого Джаррах напал на Гумик (Кумух). Впечатление от рассказа таково, что хамзинцы были лишь небольшой группой горцев, вероятно, мешавшей проходу войск Джарраха. Я поэтому предлагаю исправить (***)- на (***) *Хамри, как называется река, текущая в Каспий на даргинской территории к северу от кара-кайтаков и своими верховьями примыкающая к территории кумухов. Удалив * хамринцев, Джаррах и мог вторгнуться в Гумик (Кумух), а оттуда вверх по Кой-Су перейти в Шакки, а затем на зимовье в Барда'а. Из статьи З.А. Никольской (“Советская этнография”, 1953, № 1, стр. 111 — 24) я узнал, что существовал прямой торговый путь из Нухи (Шакки) в Ахты (на Верхнем Самуре) — Казикумух (!) - Хунзах (Авария), а оттуда к Анапе на Черном море. Итак, Джаррах вернулся из похода не по прибрежному каспийскому пути, а прямо через Центральный Дагестан). Интересно, что Ширваншах Фарибурз попытался обратить гумиков в ислам, используя лакзов в качестве посредников. Это указывает на то, что Ширваншах имел путь сообщения с гумиками, помимо дороги через Дербенд. Как и Баладзури, наш источник различает между владениями Гумик и Шандан (см. ниже).

По сообщению Баладзури (стр. 208) о завоеваниях Марвана б. Мухаммада, капитуляция ас-Сарира (Аварии) сопровождалась сдачей округа Туман; последний согласился “присылать каждый год 100 молодых людей, а именно 50 девушек и 50 юношей, ростом в 5 пядей, с черными волосами и бровями и длинными ресницами, а также 20 тыс. модиев (зерна) из своих житниц”. Ввиду того, что аварцы называют своих соседей гази-кумухов туман (мн. ч. тумал), возможно, что у Баладзури термин туман является синонимом имени гумик или что он относится к одной из групп этих горцев.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 23.10.2011, 05:20
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 03:46 | Сообщение # 493
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
"Народы Кавказа и страны к северу от Черного и Каспийского морей в десятом веке.

Путешествие Абу аль Кассама."

Автор: М.С. Оссон.


Перевод текста: "Через небольшое растояние к северу от Дербента, мы попадем в княжество Хайдак, которое подчинено хазарскому кагану. Тот кто правит в наши дни (943 от Р.Х.) этой страной - мусульманин; он считается арабом и потомком Кахтана. Зовут его Селифан."

Перевод сноски: "разные копии труда Масуди, содержат - - - - джидан; но мне видится без всякого сомнения, что читаться должно, как - - - - Хайдак, так как страна здесь обозначенная, до сих пор, населена кайтагами, народом имя которого пишется - - - - , в работах географов Абуль Фета и Катиб-Челеби."

Обращаю внимание на то, что написание обоих вариантов на арабском, почти, один в один идентичны (все согласные и их порядок, не считая огласовок). Данный автор (Оссон) перевел труды десятков раннесредневековых арабских авторов и прекрасно разбирался во всех нюансах и возможных разночтениях арабской графики.



Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 23.10.2011, 16:26
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 04:57 | Сообщение # 494
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.10.2011, 05:16 | Сообщение # 495
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
В итоге:

Оссон отождествляет Джидан с Хайдаком, с ним соглашается Минорский. Гмыря и Гадло делают связь между разными наименованиями столицы Хайдака (Джидана), Семендер-Кахтан-Таргу. Хотя, здесь и есть поле для различных интерпретаций по вопросу местонахождения столицы, все авторы единодушны в том, что речь идет, только, о Хайдаке (Джидане).


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 23.10.2011, 05:50
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Страница 33 из 37«1231323334353637»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz