ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Воскресенье, 17.12.2017, 03:17
  Хазарский каганат. - Страница 29 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 29 из 37«1227282930313637»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Хазарский каганат.
ТукмагомедДата: Суббота, 20.08.2011, 22:43 | Сообщение # 421
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Quote (Тукмагомед)
Броневского - ты сам то понял что он написал? Переведи, если не трудно.

последние строки про Кази-Кумыков.

Кази-Кумыки, будь они и Татарского происхождения, до такой степени переменили язык, нравы и обычаи, что ныне причитаются к лезгинам.


А было то все в точности до наоборот. Южные "кумыки" - это, таки, отюреченные "лезгины". Броневский пишет то, что думает не утруждая себя даже малейшими доказательствами - просто повествует "от барабана". А вот этнограф Миклашевская провела тщательное антропологическое исследование даргинцев, кумыков и ногайцев и сделала научные выводы:

"В 1951 г. антропологическое исследование кумыков было проведено Н.Н. Миклашевской. (Некоторые материалы по антропологии народов Дагестана. КСИЭ, вып. XIX, 1953, стр. 68-73.). Очень ценной стороной этого исследования является то, что одновременно и по той же программе были исследованы даргинцы и ногайцы. Оказалось, что кумыки в антропологическом отношении ближе к даргинцам, чем к ногайцам, и не занимают промежуточного положения между ними. Основываясь на всесторонних антропологических данных, Миклашевская делает вывод: "Таким образом, несомненно, что если процесс перехода предков кумыкского народа на тюркскую речь и был следствием переселения в Дагестан тюркских народов, то количество этих переселенцев, судя по антропологическим данным, было совершенно ничтожно по сравнению с местным населением.""

У той же Гаджиевой в работе "Кумыки" в главе, посвященной использованной литературе, отмечается тот факт, что, практически, все авторы, писавшие о кумыках до 20-го века, имели в виду, исключительно, кипчаков, живших между Тереком и Сулаком. Например: "Серьезный вклад в изучение истории и этнографии кумыков был сделан в 40-х годах 19-го века русским офицером М.Б. Лобановым-Ростовским, служившим на Кавказе. К сожалению, это первое серьезное исследование, посвященное кумыкскому народу, касается главным образом засулакских кумыков, хотя автор отчетливо представлял себе, что кумыки живут и "по ту сторону Сулака, до самого Дербента", и возражал против существовавшего тогда мнения, что якобы кумыки живут только "между Тереком и Сулаком."" Понимаешь какое дело? Русский офицер на службе во время Кавказской войны что-то там себе представлял, возражал и был против мнения тогдашнего большинства, что южнее Сулака кумыки не живут, а живут тюркоязычные лезгины. Нужно уметь читать между строк. А здесь и этого даже не надо - Гаджиева, почти, прямым текстом все дает для понимающих. Далее читаем: "Первым по времени этнографом и историком из кумыков был Девлет-Мурза Махмудович Шихалиев, автор обширного очерка по истории и этнографии кумыков "Рассказ кумыка о кумыках" от 1848 года, подписанного псевдонимом "Кумык". Так же как и труд Б.М. Лобанова-Ростовского, исследование Д.-М. Шихалиева посвящено засулакским кумыкам, кумыкам так называемой Кумыкской плоскости." Вот это да! Кумык пишет "обширную работу" о кумыках и ни слова о тех, кто живут на юге за Сулаком. Что-то здесь не так. Еще одна работа из списка: "Значительный вклад в изучение истории и этнографии Дагестана внес труд начальника штаба Дагестанской области А.В. Комарова "Народонаселение Дагестанской области", 1873. В противоположность многим другим авторам Комаров дал правильные сведения о расселении кумыков от Терека на севере до Башлы-Чая на юге." Вот точно также гауляйтеры Белоруссии, очень добрые и интеллигентные, писали новую историю для белорусов до самой Пензы. А этим "грязным русским полумонголам непокорным воле культурного европейского народа, нет места ни в истории ни в будущем". Вообще, интересно наблюдать за этой трогательной заботой о расширении пределов кумыкского народа со стороны русского офицерства. В то время как виднейший этнограф из кумыков, вообще, похоже, не в теме и назойливых намеков штабистов, как будто не понимает. Получается, что карты которые я тут выставил выше, вовсе, не врут, а полностью соответствуют тогдашней действительности.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Суббота, 20.08.2011, 22:57
 
WERDUMДата: Пятница, 26.08.2011, 14:40 | Сообщение # 422
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Статейки Багомед Алиева сразу видно biggrin

А что ты скажешь на эти слова СИМОНОВИЧА Ф. Ф. ОПИСАНИЕ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА, 1796 г.

" Народ сей (лакцы ) поселился, по свидетельству некоторых персидских летописей , при Шахе Абумуселиме из Гильяна и состоял при духовном чиновнике казы, под владением Шамхаловым. По сему чиновнику занятому народом, поселившимся из Гильяна, кумухского места, или лучше сказать, по смещениям с коренным кумухским народом, происходящим от дагестанских татар, и произшшло название кази-кумук". (Цит .по: ИГЭД, с. 152)

Честно сказать не доверяю Марко Шахбанову. Он простой националист, он тесно контачит с аварскими националистами.

Почему все авторы кого я привожу все ошибаются я не понимаю. Лобанов-Ростовский, Шейхалиев, Броневский щас ты скажешь и Симонович ошибся.


Сообщение отредактировал WERDUM - Пятница, 26.08.2011, 14:44
 
WERDUMДата: Пятница, 26.08.2011, 14:54 | Сообщение # 423
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Вот с книги Бартольда, Работы по исторической географии.

















Сообщение отредактировал WERDUM - Пятница, 26.08.2011, 15:01
 
ТукмагомедДата: Пятница, 26.08.2011, 15:22 | Сообщение # 424
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Кто такой Багомед Алиев? Не имею чести его знать. Я всегда даю источники, которые цитирую.

Сообщение отредактировал Тукмагомед - Суббота, 27.08.2011, 17:21
 
WERDUMДата: Пятница, 26.08.2011, 15:31 | Сообщение # 425
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Здесь он пишет что было два Гумика. Лакский ныне Кумух и Кумыкский ныне кафир-Кумух. Шамхалов тоже связывает с лакцами. Но потом в своей другой книге в 9-ти томнике Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира пишет о Гумике, что речь в данном случае идет о предках современных кумыков. (В. В. Бартольд. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира Баку. 1924. с. 93).
Тимур также хотел их использовать как своих "единоверцев" против горцев-язычников.
Однако в этом они ему отказали, напротив, проявив патриотизм и солидарность, выступили с ними заодно против его войск. "Главным отличием от того, что было в X в., это то, что кумыки теперь были мусульманами; их называли кази-кумыками. Это название объясняется тем, что они считались борцами за ислам против неверных. Их ближайшие соседи в южной части Дагестана, кайтаки и акушинцы, не были мусульманами. Кази-кумыки становятся врагами Тимура, за что он упрекает их в поддержке язычников акушинцев, чем они разрушают свое собственное прозвище гази, борцов за веру". (См.: Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира Баку. 1924, с.93.)


И самый интересный абзац.

Поданные шамхала кази-кумуки хотели теперь выделяться в качестве борцов за веру уже во времена Абу Муслима и получить еще от арабов прозвание "гази". Главная мечеть аула Кумух будто бы построена Абу Муслимом, что подтвержадется надписью на внутренней стороне главного входа ( сделанной, конечно, позднее). В Хунзахе, центральном селении аварцев, показывают могилу Абу Муслима, а при ней его саблю и плащ, на котором якобы написанно дата 150 г. х. Ученым конечно известно что Абу Муслим никогда не бывал в Дагестане чтобы согласовать предание с исторической традицией утверждали что речь здесь идет не об Абу Муслиме Мерзеви, а об другом Абу Муслиме. Из-за сходство имен этого Абу Муслима спутали с Масламой, вследствии чего в исторических трудах и даже в надписях порой появляется "Абу Муслим б. Абд ал-Мелик" как завоеватель Дагестана и строитель Мечетей. В Хунзахе как будто бы похоронен шейх Абу Маслама, живший якобы в 5 в. х.
До сего времени и русская наука была введена в заблуждение вымешленной традицией и произвольными комбинациями местных ученых.
biggrin biggrin biggrin

Ни какого Абу-Муслима, Шах-бала, сирийского правителя не было, ни какой мечети не строили они. Шамхалы были тюрками как об этом писали Али Каяев и Джамалутдин Карабудахкентский которые свободно владели арабскими, персидскими и турецкими источниками и видели не соответствие об арабском происхождении шамхалов. Да щас множество востоковедов Амри Шихсаидов, Могомед-Саид Саидов, Кандоуров писали о том что инициаторами версии об арабском происхождении были сами шамхалы и Ильяс Каяев даже это писал, Расул Магомедов.

"Без сомнения, инициаторами версии об арабском происхождении шамхалов были сами шамхалы. Данная версия была выгодна духовенству и правящей верхушке, она обеспечивала им духовное господство династий шамхалов над Кумыкией, соседними племенами и народами Дагестана" (А. Р. Шихсаидов. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала; Кандоуров. К вопросу о происхождении кумыков; Магомед-Саид Саидов).

Большинство дагестанских правителей, шамхалов и лакских ханов, ведущих свое происхождение из владетельного шамхальского дома, а также кайтагские уцмии утверждают, что они курейшиты. Часть этих правителей ведет свое происхождение от рода дяди пророка Аббаса, другая — дяди пророка Хамзата. По моему мнению, их утверждения не соответствуют истине. Уцмии и шамхалы являются либо прямыми потомками Чингис-хана, либо выходцами из других ветвей его рода или же потомками его полководцев. Их утверждения о том, что они являются потомками пророка, — неправда. Подобные утверждения они распространяют с целью добиться абсолютной покорности народа. (Ильяс Каяев)


В период господства монголо-татар в равнинных районах Дагестана «правитель кумыков» мог быть возведен в сан шамхала (Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII -начале XIX веков. Махачкала, 1957, с. 145).

Что касается происхождения шамхалов , то никакие они не арабы и тем более лакцы, а настоящие тюрки-кумыки (См.: В. Ф. Минорского)

Даже по арабской грамматике если бы термин шамхал был арабского происхождение то он должен был бы звучать Хал аш-Шам, Шамхал это титул тюркского происхождение.(Магомед-Саид Саидов)


Эвлия Челеби указывал что столица Шевкальства во время золотой орды был Татар-Туп.

Во главе Кайтага также стояли шаухалы, среди первых из них известны Хиздан (Хиздар), Ахсувар-Шаухал (являвшийся одновременно правителем Кумука), Султан-Али-бек и вероятно Исми-Шаухал, первая половина имени которого созвучна наследственному титулу кайтагских правителей "уцмий. (Магомедов Р.М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала: ИПО Юпитер, 1999. С. 112-113; Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2008. С. 174)

Во главе Тюмени тоже были Шаухалы.
 
ТукмагомедДата: Пятница, 26.08.2011, 15:38 | Сообщение # 426
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
А что ты скажешь на эти слова СИМОНОВИЧА Ф. Ф. ОПИСАНИЕ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА, 1796 г.


Скажу что в 18 веке русская историческая наука еще "хромала на обе ноги", если толком не могут объяснить, сразу, что имели в виду под термином "дагестанские татары", которые жили в лакских горах. А то ведь в веке 20-ом это все будут цитировать, включив дурака и делая вид, что тоже не понимают, что имелось в виду. И еще у тебя "интересная привычка" абсолютно игнорировать предыдущий пост собеседника и выставлять очередной "нечитабельный шкаф". Почему молчишь про господ-офицеров Лобанова и Комарова, которые назойливо вносили правки в историю кумыков. Почему молчишь про Шихалиева - первого кумыкского этнографа, который не признавал тарковцев за кумыков как таковых. Молчание - знак согласия? Про Шахбанова. Может он и любит свой народ больше других, но, только, в чем проявляется его национализм в данной статье? Он прямым текстом пишет, что многие аварцы "пришлые" из Закавказья. Оголтелый националист такого никогда не напишет.
 
WERDUMДата: Пятница, 26.08.2011, 15:51 | Сообщение # 427
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Почему молчишь про господ-офицеров Лобанова и Комарова, которые назойливо вносили правки в историю кумыков. Почему молчишь про Шихалиева - первого кумыкского этнографа, который не признавал тарковцев за кумыков как таковых. Молчание - знак согласия?


Я читал эти книг вот я щас скину что они говорят о происхождении кумыков.

Вопрос о происхождении кумыков

Прежде, чем разрешить вопрос о происхождении кумыков, сделаем одно замечание. В географии русских о Кавказе название кумыков исключительно присвоено племени, поселенному между Тереком и Сулаком, тогда как по ту сторону Сулака, до самого Дербента, живет народ, говорящий одним и тем же языком и сам себя называющий кумыкским. Исключая несколько лезгинских деревень, он населяет все шамхальство Тарковское. Туземцы - оба народа признают за одним, и сами они различают себя прозванием заречных, которое взаимно дают друг другу.

Наконец, в древней географии Кавказа теперешнее владение шамхала Тарковского звалось Кумуком. Но тут представляется затруднение. Массуди, говорящий о Кумуке, описывает племена кавказские в том виде, как он застал их в начале IX века, прежде еще завоевания их аравитянами; но настоящие кумыки, судя по языку их, несомненно, принадлежат к племенам татарским, ногайским и трухменским, четырьмя веками позже, вслед за Батыем появившимся России и за Кавказом. Какое племя были засулакские кумыки, о которых говорит арабский писатель?

Без сомнения не татарское; вот все, что можно отвечать. Не как бы то ни было, оно сохранило свое название, утративши совершенно язык и народность. В нашествии татарском, оно было подавлено и поглощено в толпах завоевателей, которым в свою очередь передало вместе с кровью некоторые характеристические черты лица, привычки жизни оседлой и древнее имя страны; остатки его и теперь, вероятно, в каком-нибудь ущелье Дагестана вспоминают звуки родного наречия.

Итак, кочующие татары, поселившиеся по завоевании на древних землях кумыков, вместе с ними составили теперешний засулакский народ. Заселение равнины, заключающейся между Тереком и Сулаком, так как гласит предание, живо и ясно сохранившееся еще доселе, произошло гораздо позже, от выходцев из шамхальства, которые, смешавшись, в свою очередь, с выселенцами из гор и из Кабарды, составили народ, который преимущественно зовем мы кумыками.

Вероятно, еще прежде, в самой отдаленной древности, может быть, по Кумыкской плоскости были рассеяны кочевья; но оседлого населения на ней не было до тех времен, о которых повествует предание. Оно естественно; - степи, представляющие все удобства для жизни кочевой, не выгодны для хлебопашца; надо особую крайность и большой избыток народонаселения, чтобы заставить его покинуть свои тучные, везде водой и лесом изобилующие долины, для земли, на которой без усиленного труда ничего не может произрастать. На Кавказе же народонаселение, беспрерывно волнуемое приходом новых племен, не могло значительно увеличиваться; оно улеглось и стало достигать своих естественных пределов только после последнего нашествия татар.

(Лобанов-Ростовский)
 
WERDUMДата: Пятница, 26.08.2011, 16:13 | Сообщение # 428
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Часть 1. Древняя история Кумыкской равнины

Кумыкская равнина и смежные с нею Салатавские, Ауховские и отчасти, Чеченские предгория в древности входили в состав владений шамхала Тарковского, которого гораздо вернее должно бы называть шамхалом Кумыкским, по имени главного племени кумыков, которым он и прежде и теперь владеет. Учреждение этого достоинства относится, по преданиям туземцев, ко временам халифа Валида, сына Езидова, царствовавшего в Аравии в начале X столетия.

Предание говорит, что арабский полководец Абу-Муслим, поборник и распространитель на Кавказе исламизма, завоевав Дагестан, назначил в нем правителем одного из любимцев своих, эмира, происходившего из Дамаска и принадлежавшего к фамилии Магомеда, называемой Курейш, и как Дамаск именовался и до сих пор именуется Шам, то и происходивший оттуда эмир назван Шамхалом, что значит Дамаскинский хан; а по другим преданиям, название это происходит от Шах-Баала, сподвижника Абу-Муслима, и также принадлежавшего к фамилии Магомеда. Усмей Кайтагский и кадий Табасаранский, в одно время с шамхалом, и из той же благородной фамилии, поставлены на своих местах, под верховным управлением шамхала. Резиденция сего последнего, до 2-й половины XVI века, т. е. до Чобан-шамхала, умершего в 1574 году в Бойнаке, была в Казы-Кумыке. Между тем, вероятно, существовал тогда же и Кафыр-Кумык, как город, по преданиям туземцев, один из самых древнейших в Дагестане, в котором со времен Чобана имели некоторые шамхалы свое местопребывание. Тут встречается вопрос, который из этих кумыков был описан в IX веке арабским писателем Масуди? И что он разумел под названием "кумык"?Одних ли жителей Казы-Кумыка, или Кафыр-Кумыка, или все племя, которое к ним причислялось и носило их название?

В статье о Кумыках, помещенной в №№ 37 и 38 газеты "Кавказ" за 1846 год, сказано, "что они (кумыки) с подвластными шамхала составляют один народ, говорящий одним и тем же языком и сам себя называющий кумыкским". Это сущая правда, не под-лежащая никакому сомнению; остается только сказать, что действительными кумыками могут считаться жители владения шамхала Тарковского, от которого происходят те ку мыки, о которых идет речь.

Далее, о кумыках, в той же статье говорится, что "судя по языку их, несомненно, принадлежат они к племенам татарским, ногайским и трухменским, четырьмя веками позже (Масуди), вслед за Батыем, появившимся в России и за Кавказом; какое же племя были засулакские кумыки, о которых говорит арабский писатель, - без сомнения, не татарское".

На это я скажу, что древние кумыки, современные Масуди, составляли часть империи хазаров, владевших в VIII и IX веках всем Дагестаном. Хазарам были подвластны также финские племена, славяне, монголы, грузины, адиге (черкесы) и даже евреи, и если по разрушении царства хазаров тем разнородным племенам суждено было остаться каждому при своем родном языке, то почему же кумыки могли лишиться своей национальности. По моему мнению, они сохранили тот же язык, на котором говорили во время владычества хазаров; а следовательно, должны принадлежать к татарскому племени, как и самые хазары, которые не что иное, как татары. Неужели татары пришли в Россию и за Кавказ только вслед за Батыем, а прежде, вблизи Кавказа, их не было? Разве нельзя допустить, что орды кипчакских татар, гораздо ранее Батыя положившие основание своему владычеству на приволжских степях (по показанию Абулгазы), бродили близ Кавказа и могли зайти и в

Я полагаю кипчак ядром для хазар, из которого составилась их империя и потом, когда власть хазар разрушилась, отцом всех татарских племен, в южной России и в Дагестане обитавших; которых, впоследствии времени, именно в XIII веке, хотя поглотило нашествие монголов, под предводительством Чингизхана и Батыя, но татарская народность восторжествовала над своими завоевателями, по крайней мере, тем, что передала им свой язык и составила для них знаменитую Золотую орду, где говорили уже не на монгольском, а на татарском наречии.

Впрочем, называя древних кумыков татарами, я должен сказать и то, что значительная часть их, тревожимая частыми переходами по Дагестану воинственных полчищ, о которых будет сказано в своем месте, постепенно удаляясь в горы, вероятно, переняла языки соседственных племен, или отделенная от своих собратий смутами края, обыкновенными на Кавказе, образовала свой язык, как например, казы-кумыки.


(Рассказ кумыка о кумыках Шихалиев Девлет-Мирза)
 
ТукмагомедДата: Пятница, 02.09.2011, 00:05 | Сообщение # 429
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Еще один важный документ в подтверждение аутентичных подлинных карт, которые я выставил выше.



Несмотря на все старания штабных офицеров, несогласных с мнением большинства - статистики предпочитают пользоваться проверенными источниками, ссылаясь на это самое большинство. Отсюда получается, что на 1886 год в Дагестанской области нет ни одного кумыка. Есть северные татары - те самые "отюреченные лезгины", сами лезгины - горские народы и адербайджанские татары. Обрати внимание на то что сведения по Дагестану были собраны в период с 1871 по 1874 годы - буквально в те же годы стали появляться первые карты, где кумыки есть к югу от Сулака. Если для 1871-74 годов сведения в таком виде, еще, не бросались в глаза, то в 1886 году это было, явным, разночтением с появившимися новыми картами. А если окажется, что сведения были собраны в 1883 году, то эти самые новые карты, вообще, превращаются в чьи-то волюнтаристские действия. Таким образом, мы имеем еще одно подтверждение того, что окончательное решение об официальной перекройке границ народов было принято на рубеже 60-х и 70-х годов 19-го века. А окончательное соответствие друг-другу разных источников было достигнуто не раньше конца 80-х годов 19-го века.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Пятница, 02.09.2011, 11:21
 
ТукмагомедДата: Суббота, 03.09.2011, 04:11 | Сообщение # 430
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Все-таки не поленился и решил сам проверить сведения, данные Яном Стрейсом по, якобы, "кайтагским кумыкам", проживающим в Уцмийстве. В русском переводе от 1880 года читаем следующее:

"Нас взяли калмыцкие, а их дагестанские татары, первые подчинены Усмию, вторые Шамхалу."

Как видим, про кумыков ни слова, но и калмыков, по логике, здесь не должно быть. Калмыки уцмиям, точно никогда, не подчинялись. Возможно, это, всего лишь опечатка при переводе. Тогда, смотрим во французский вариант (издание 1720 года) с которого переводили на русский:



И что мы видим? Опечатка, действительно, перешла из французского издания, а возможно, даже из самой рукописи Стрейса. Но самое интересное не это, а то что предложение из французского оригинала зеркально перевернуто по отношению к русскому варианту. Переведем с французского еще раз, но уже правильно и получим следующее:

"Они были захвачены дагестанскими татарами, а мы калмуками; эти первые управлялись Уцмием, а другие Шамхалом."

Теперь все встало на свои места: в Кайтаге живут "дагестанские татары", а в Шамхальстве "калмуки". Теперь видно, что это опечатка и речь, возможно, идет о кумыках - жителях междуречья Сулака и Терека.

Вот на таких вот, то ли ошибках перевода, то ли еще чего, создаются целые теории, которые потом задним числом приводят к перекройке реальной истории.

P.S. Но интересно проверить, не было ли в подчинении Шамхалов некоторой части калмыков к 1670 году. Известно, что максимальная территория кочевий калмыцких племён на юге доходила до реки Терек, то есть, до самых владений князей Тарковских. В связи с этим, можно допустить, что были перебежчики, особенно, среди ногайцев, покоренных до этого калмыками и включенных в состав "новомонгольской орды". Очень вероятно, что Стрейс под "калмуками" имел в виду, именно, таких перебежчиков, поселившихся на землях шамхалов.
 
дарго_магомедДата: Суббота, 03.09.2011, 07:02 | Сообщение # 431
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Отсюда получается, что на 1886 год в Дагестанской области нет ни одного кумыка.

Получается, и даргинцев с аварцами и прочими нет?


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Суббота, 03.09.2011, 16:42 | Сообщение # 432
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Quote (дарго_магомед)
Получается, и даргинцев с аварцами и прочими нет?


Есть, но в разделе "Лезгины". Спор шел изначально о том, были ли до конца 19-го века кумыки к югу от Сулака. Как видно из этой таблицы - их не было. Я думаю этот процесс "окумычивания" начали, примерно, после 1820 года. Надо учитывать хронологию Кавказской войны, чтобы понять подоплеку событий. Приведу самый краткий вариант хода военных действий в предгорно-равнинной зоне Дагестана:

"С занятием в 1806 г. Дербента уцмий Адиль-Гирей присягнул на подданство России, но в 1819 г. изменил и бежал в Аварию. После поражений, нанесенных кайтагцам князем Мадатовым, и разгрома в 1819 году союзников их акушинцев генералом Ермоловым при селении Лаваши достоинство Уцмия прокламацией Ермолова от 12 января 1820 г. было уничтожено. Для заведования Нижним Кайтагом был назначен особый пристав, а в Верхнем, или горном, управление оставлено в руках выборных старшин, под наблюдением русской власти. Вследствие восстания 1843 г., грабежей и недовольства жителей участковое управление в Нижн.-Кайтаге в 1848 г. было упразднено и управление всем уцмийством было поручено сыну бывшего Уцмия, Джамов-беку. Туземное управление существовало до 1866 г., когда, за отказом управлявшего Кайтагом Ахмед-хан-бека, из владений Уцмия и из Северной Табасарани был образован Кайтако-Табасаранский округ."

"Этнографическое обозрение", 1901 г. M. Ковалевский

Из этих описаний можно понять, что жители Кайтага доставляли, намного больше неприятностей для русской администрации, по сравнению с жителями Тарковского княжества. Соответственно, и к их руководству русские относились по-разному. В 1823 году Броневский Семен Михайлович (бывший директор Азиатского департамента МИД Российской империи) в своих "Новейших географических известиях о Кавказе", дает такое описание поведения тарковских князей:

"В 1786 году шамхал Мурта-зали вступил в российское подданство и до смерти своей сохранял верность. Сын его, нынешний шамхал Мехтий, имеет чин генерал-лейтенанта и следующия знаки отличия, пожалованные ему за непоколебимую его к российскому престолу преданность: саблею, драгоценными каменьями украшенную, золотую медаль, осыпанную брилиантами с надписью за усердие и верность, знамя с российско-императорским гербом в знак начальства. По азиатскому обычаю в 1806 году по присоединении к России ханства Дербентскаго он же, Мехтий, утвержден ханом дербентским за исключением города Дербента"

То есть мы видим, что Тарковским князьям с 1806 года передан "дербентский эксклав", отделенный от основных их владений землями Кайтага. Очевидно, что упразднив уцмийство, русские открыли зеленую улицу для дальнейшего собирания земель тарковцами. И делалось это под эгидой того самого "кумыкского проекта". Далее, в самый разгар войны и восстаний кайтагцев, появляются информационные пробросы со стороны русских офицеров вроде Лобанова-Ростовского, о кумыках к югу от Сулака. Короче, все стали "лить воду на эту мельницу", в том числе, и некоторые ученые не удерживались от откровенной пропаганды:

"Кумыкский язык, принадлежащий к одной из ветвей тюркского языка, приобрел решительное первенство между языками прочих племен северокавказских. Изучение его может способствовать к передаче соседним жителям европейских понятий и служит таким обравзом проводником европейской мысли в недра Кавказа".

Иосиф Адамов, тюрколог (1852 г.)

Из таких вот высказываний людей, восхищенных предметом своего изучения, можно понять за что русские ценили руководителей Тарковского княжества и их родное тюркское наречие. Им нужен был исполнительный и верный проводник своего влияния в глубь Дагестана. Тарковцы достойно справивились с возложенной на них задачей, в военном, политическом и этнографическом смысле. Другое дело, что когда "мавр сделал свое дело, ему пришлось уйти" - в 1937 году была проведена грандиозная "охота на пантюркистов", после которой в фавориты выбился, уже, другой народ. И эта "карусель" еще не раз и не два крутанется.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Суббота, 03.09.2011, 19:01
 
WERDUMДата: Воскресенье, 04.09.2011, 17:25 | Сообщение # 433
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
ШАМХАЛЬСТВО ТАРКОВСКОЕ - феод. владение в сев.-вост. части Дагестана. Образовалось в кон. 15 в. на терр., населенной кумыками, от р. Терек до юж. границ Дагестана. Шамхалы вели завоеват. политику в отношении соседних горских народов, стремились помешать их сближению с Россией. Осн. занятием населения было с. х-во, в к-ром преобладало скотоводство. Центр Ш. Т. - Тарки, играл значит. роль в торг. жизни. В результате борьбы с Грузией и кабард. князьями и, как следствие ее, частых походов рус. войск против шамхальства, к нач. 18 в. от обширного гос-ва осталось лишь небольшое владение вдоль Каспийского м. (общей площ. до 3 тыс. км2). Начиная с 1776 Ш. Т. неоднократно находилось под протекторатом России; окончат. присоединение к России было закреплено Гюлистанским мирным договором 1813. В 1867 на терр. б. Ш. Т. образован Темир-Хан-Шуринский округ.

Лит.: Березин И. Н., Путешествие по Дагестану и Закавказью, Каз., 1849; Шамхалы Тарковские, в кн.: Сб. сведений о кавказских горцах, в. 1, Тифлис, 1868; История Дагестана. (В 4-х тт.), т. 1-2, М., 1967-68; Гаджиев В. Г., Роль России в истории Дагестана, М., 1965; Магомедов Р. М., Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - нач. XIX вв., Махачкала, 1957.

Д. Исмаил-Заде. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

В сочинении, созданном под пером историка Ахмеда Джев-дета, о делах Дагестана сказаны следующие слова, которые им заимствованы из обнаруженных им же рукописных страниц, хранящихся в фондах Турции: «В то время, когда прекратилась в этих местах власть потомков Тамерлана и население северного Дагес¬тана обрело самостоятельность, оно избрало себе правителя (хан) из рода Чингиза и назвало его шаухалом», - вот такая запись была обнаружена.
Исходя из этого, утверждение о том, что якобы «члены (узув) шавхальского рода происходят из курайшитского рода Хашима», не подтверждается и подвергается отрицанию.
Еще один аргумент заключается в том, что они (шаухалы) дела вершат не по шариату, а согласно закону Чингиз-хана «Тёре» — по названию «Дурар». Они не дают наследства женщинам, говоря, что это очень древний обычай (адат).
То обстоятельство, что в Дагестане избрали [своими правителями] род Чингиза и назвали их именем «шавхал-хан», исходило из установившейся тюркской, татарской духовности, как опору на свое генеалогическое происхождение (насаб), [при этом] не склоняясь в сторону науки или деликатности (эдеб). Род Чингиза почитается : среди них так же [высоко], как курайшиты среди мусульман. Они не позволяли никому быть выше них или поднять голову.


(История Кавказа и села Карабудахкент. Джамалутдин Карабудахкентский)

Список шамхалов

В скобках указаны даты правления.

Шаухал-хан (1443), основатель кумыкского государства после освобождения от власти Тимуридов
Шаухал («падишах») (1485)
Шаухал «вали Дагестанский» (1494—95)
Уллу-ахай I (1-я пол. XVI века)
Уллу-ахай II (сер. XVI века)
Будай I (1566—67)
Бийболат (после 1567)
Сурхай I (1571—72)
Чопан (1572—89), сын Бийболата
Сурхай II (1589—1609), сын Чопана
(Адиль) Герей I (1609—14), сын Сурхая II
Андий (1614—23), сын Чопана
Эльдар (1623—35), сын Сурхая II
Айдемир (1635—41), сын Султан-Мута, сына Чопана
Сурхай III (1641—68), сын Герея I
Будай II (1668—92), сын Бий-Баммата, сына Сурхая II
Муртуз-Али I (1692—1700), сын Сурхая III
Умалат (1717—19), сын Герея I
Адиль-Герей II (1719—25), сын Будая II
Хасболат (1725—63), сын Адиль-Герея II
Баммат I (Тишсиз; 1763—65), сын Саадат-Герея, сына Адиль-Герея II
Мехти I (Ширданчи; 1765), сын Муртуз-Али I
Муртуз-Али II (1765—1783), сын Мехти I
Баммат II (1783—1794), сын Мехти I
Мехти II (1794—1830), сын Баммата II
Сулейман-паша (1830—1836), сын Мехти II
Абу-Муслим (1836—1860), сын Мехти II
Шамсуддин (1860—1867), сын Абу-Муслима


Сообщение отредактировал WERDUM - Воскресенье, 04.09.2011, 17:53
 
ТукмагомедДата: Суббота, 10.09.2011, 18:12 | Сообщение # 434
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
эти карты полная лажа эти европейцы о нас особо ни чего не знают... ... я более склонен у турецким, персидским и русским источникам они намного осведомленнее нежели европейцы.


Русские источники тоже есть. Вот эта карта от 1745 года. Именно с нее сделана английская копия того же года. Здесь тебе и "андреевцы" Засулакии и Кайтаг от Тарку (на карте ошибочно "Терки") до Дербента.



А вот русская этнографическая карта от 1876 года. На ней кавказоязычные даргинцы указаны на равнине от Дербента до Бойнака, где граничат с "северными татарами" (как они названы в таблице от 1886 года, которую я приводил выше).

На этой карте хорошо виден результат "зачистки" черноморского побережья от кавказцев, который произвели за десять лет до этого. На сегодняшний день, от всех черкесов живших на берегу остались несколько шапсугских селений в районе Туапсе и Сочи. Видимо, каспийское побережье Кавказа решили очистить от горцев не столь радикальными методами (через геноцид и депортацию), а применили более "мягкие" технологии по ассимиляции (так как Каспий - внутреннее море), нейтрализуя, таким образом, протестный потенциал. Главный заказчик проекта - русский штаб в Темир-Хан-Шуре, главный подрядчик и исполнитель - тарковское дворянство. Есть также сведения о том что, все же, особенно "буйные" села на равнине Кайтага понуждали к эмиграции, создавая для них невыносимые условия:

"За короткое время создавались боевые дружины. Прислали в Башлы на помощь свои отряды ополченцев сел. Каякент, Отемиш, Алходжакент, Янгикент, Чумли др. В общем, восстание было подавлено. В Дагестане были сожжены сотнями восставшие аулы, но ни один из них не был подвергнут такой жестокости, как Башлы. Башлинцам не давали обосноваться в течении 4-5 лет. Потом было дано разрешение обоснованию, разделив аул сначала на 4, а затем на 3 части. В начале их называли: верхний, средний и нижний Башлы. Потом стали называть Капкайкент (верхний), Джаванкент (средний) и Александргент (нижний) - (Еще в 20-х годах 19-го века башлинцы давали своим селам даргинские названия; Капкайкент - "село на перекрестке", Джавакент - раннее село") . Нижний Башлы, ныне Башлыкент переименовался трижды: Александргент (в честь Александра III-го), Джалалкент (в честь Джалалутдина Коркмасова), а потом Башлыкент (в честь старого Башлы). В 1818 году генерал Ермолов, наместник Кавказа, известный своей жестокостью, рапортовал царскому министру в Петербург о том, что "зачинщик восстания в Южном Дагестане аул Башлы пылает огнем, разрушен до основания, не осталось камня на камне"". Источник

 
ТукмагомедДата: Пятница, 16.09.2011, 00:37 | Сообщение # 435
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
После самостоятельного перевода французского издания "Путевых заметок ..." Яна Стрейса и обнаружения, как минимум, грубой ошибки в русской версии, решил проверить и других авторов. В последнее время в дагестанских газетах часто встречаются переводы отрывков из "Путевых заметок" Питера Генри Брюса, военного советника при Петре I-ом и участника Персидского похода 1722 года. Привожу свой перевод тех мест в книге, которые меня заинтересовали:



1.Терки, столица Черкесских татар; Природным черкессам не позволено жить рядом с городом, и живут они на некотором расстоянии от него.

2.Одеяния черкесских мужчин очень схоже с ногайским.

3.Их язык схож с языком татар, что обитают поблизости, также, знатные люди среди них владеют русским языком; их религия – язычество, хотя они и практикуют обрезание. При этом они не молятся, не читают Коран, у них нет мечетей как у других «магометан».

4.По Бустрову (южный рукав Терека) проходит южная граница Черкессии, и Андреевская земля их следующий сосед, которая находится между реками Койсу и Бустров.

5.Армия высаживается в Аграхане. По сигналу великого адмирала, ранним утром 28-го числа мы начали высадку войск, осуществленную с большими трудностями.

6.На этом месте появилось множество черкесских и дагестанских татар с небольшими телегами, с лошадьми, верблюдами и буйволами на продажу. Будучи убеждены, что нам не обойтись без этих средств, они воспользовались нашей нуждой и заставили нас заплатить все что просили.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Пятница, 16.09.2011, 15:55
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Страница 29 из 37«1227282930313637»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz