ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!

Воскресенье, 03.07.2022, 14:46
  Хазарский каганат - Страница 28 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS





[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Тукмагомед  
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат (Дискуссия больше про кумыков)
Хазарский каганат
ТукмагомедДата: Воскресенье, 07.08.2011, 20:08 | Сообщение # 406
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
вот эти сказки иди в другом месте расказыва про мифическое лакское шамхальство , эти карты полная лажа эти европейцы о нас особо ни чего не знают просто мимо проходившие и то упоменали то что на равнине живут тюркоязычный народ. я более склонен у турецким, персидским и русским источникам они намного осведомленнее нежели европейцы.


- Чай лучше, чем кофе!
- Чем лучше?
- Чем кофе.

Оцени уровень твоей аргументации.

Quote (WERDUM)
Народ сей(лакцы) поселился, по свидетельству некоторых персидских летописей, при шахе Абумуселиме из Гильяна


Я же говорю, еще долго придется разгребать "научные работы", созданные бесчисленными историками тарковского двора и персидскими, турецкими и русскими союзниками очень сговорчивого шамхальского дворянства. Их целый легион: Челеби, Бакиханов, Лобанов и многие другие. И на счет Броневского - ты сам то понял что он написал? Переведи, если не трудно.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 07.08.2011, 22:52
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 07.08.2011, 20:32 | Сообщение # 407
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Впрочем, называя древних кумыков татарами, я должен сказать и то, что значительная часть их, тревожимая частыми переходами по Дагестану воинственных полчищ, о которых будет сказано в своем месте, постепенно удаляясь в горы, вероятно, переняла языки соседственных племен, или отделенная от своих собратий смутами края, обыкновенными на Кавказе, образовала свой язык, как например, казы-кумыки

(Шихалиев Девлет-Мирза Рассказ кумыка о кумыках 1880 год)


Это как должна быть устроена голова у человека, чтобы так изворачиваться. Уже давно ходит такая шутка, используемая против "дарвинистов-эволюционистов": "На соседней свалке прошелся смерчь и собрал из мусора Боинг-737". Это полное игнорирование реальной истории конкретного народа. Что мешало этому Шихалиеву, элементарно, дополнительно поинтересоваться историей лакцев у самих лакцев. Олеарий не поленился и спросил тарковцев об их происхождении, а не повторял как попугай политически "грамотные" теории, разработанные в "недрах великих держав".


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 07.08.2011, 20:55
 
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 21:23 | Сообщение # 408
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
а на кого тогда сылаться ты можешь мне сказать?! И ты откуда можешь знать реальную историю лакцев, поинтересовался ли он или нет.

половина этих карт просто не правильные

Отношения России к Константинополю были странны: Турки в Иоанново время без объявления войны приступали к Астрахани, а в Феодорово и к самой Москве под знаменами Крыма; а Цари еще уверяли Султанов в дружелюбии, удивляясь сим неприятельским действиям как ошибке или недоразумению. Утесненный нами Шавкал, тщетно ожидав вспоможения от Аббаса, искал защиты Магомета III, который велел Дербентскому и другим пашам своим в областях Каспийских изгнать Россиян из Дагестана. Турки соединились с Кумыками, Лезгинцами, Аварами и весною в 1605 году подступили к Койсе, где начальствовал Князь Владимир Долгорукий, имея мало воинов: ибо полки, ушедшие зимовать в Астрахань, еще не возвратились. Долгорукий зажег крепость, сел на суда и морем приплыл в городок Терский; а паши осадили Бутурлина в Тарках. Сей Воевода, уже старец летами, славился доблестию: худо ограждаемый стеною, еще недостроенною, он терял много людей, но отразил несколько приступов. Часть стены разрушилась, и каменная башня, подорванная осаждающими, взлетела на воздух с лучшею дружиною Московских стрельцов. Бутурлин еще мужествовал, однако ж видел невозможность спасти город, слушал предложения Султанских чиновников, колебался и наконец, вопреки мнению своих товарищей, решился спасти хотя одно войско. Главный Паша сам был у него в ставке, пировал и клялся ему выпустить Россиян с честию, с доспехами и наделить всеми нужными запасами. Но вероломные Кумыки, дав нашим свободный путь из крепости до степи, вдруг окружили их и начали страшное кровопролитие. Пишут, что добрые Россияне единодушно обрекли себя на славную гибель; бились с неприятелем злым и многочисленным врукопашь, человек с человеком, один с тремя, боясь не смерти, а плена. Из первых, в глазах отца, пал сын главного начальника, Бутурлина, прекрасный юноша; за ним его старец-родитель; также и Воевода Плещеев с двумя сыновьями, Воевода Полев, и все, кроме тяжело уязвленного Князя Владимира Бахтеярова и других немногих, взятых замертво неприятелем, но после освобожденных Султаном. Сия битва несчастная, хотя и славная для побежденных, стоила нам от шести до семи тысяч воинов, и на 118 лет изгладила следы Российского владения в Дагестане.

(КАРАМЗИН, ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. Г. 1598-1604).

Укрепленный каменными стенами Тарки русскими войсками был взят штурмом. "Приступ поведен был с двух сторон: с одной - шел Бутурлин со стрелецкими полками, с другой - Плещеев с боярскими детьми и с Терскими и Гребенскими казаками". Тарковцы оказали упорное сопротивление, но шевкальской начальной город" взят русскими, которые сразу же приступили к строительству укрепления, назвав его Новым городом (см. Карамзин Н.М., т.ХI, кн.3, с. 37).

Великое значение этой победы, одержанной под руководством Герей-шаухала Тарковского и Султан-Мута Эндиреевского не скрывали и сами русские историки и были на редкость единодушны. Н. М. Карамзин, например, указывал: "Сия битва несчастная, хотя и славная для побежденных, стоила нам от 6 до 7 тыс. воинов, и на 118 лет изгладила следы Российского влияния в Дагестане". (Карамзин. История государства Российского М. 1988. кн. 111.Т.11 с. 43.). С ним был согласен и историк А. А. Соловьев: "Семь тыс. русских пало вместе с воеводами, и владычество Москвы исчезло в этой стране" (Соловьев А.А. Соч. Кн.4. с.303.).

Однако Герею, надолго освободившему Дагестан от русской угрозы с севера, вскоре пришлось лицом к лицу столкнуться с иранской угрозой с юга. Шах Аббас I (1587-1629), пришедший к власти в Иране на рубеже XVI-XVIII вв. вынашивал не менее агрессивные планы в отношении Дагестана и всего Северного Кавказа. Говоря словами архивных источников, Шах Аббас хотел "Кумыцкую землю соединачить с Шамахою и з Дербенью вместе", т.е. присоединить ее к своим владениям и установить над нею свое господство (ЦГАДА. Ф. 77.Сношения России с Персией 1614 н. Д. 2. Л.5-7.).

в 1604 году состоялось караманское сражение, столицей шамхальства был тарки русские сами указывали на это и народ кумыки живут там и эту территорию называли "Кумыцкой землей". В эти события 1604-1605 годы Шамхалом Тарковским был Герей Шамхал Тарковский, а ты пишешь тарковское шамхальство образовалось 1642 году.


Сообщение отредактировал WERDUM - Воскресенье, 07.08.2011, 21:30
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 07.08.2011, 22:20 | Сообщение # 409
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
в 1604 году состоялось караманское сражение, столицей шамхальства был тарки русские сами указывали на это и народ кумыки живут там и эту территорию называли "Кумыцкой землей". В эти события 1604-1605 годы Шамхалом Тарковским был Герей Шамхал Тарковский, а ты пишешь тарковское шамхальство образовалось 1642 году.


Ты не уловил один важный нюанс. До 1642 был один монарх и две столицы (главная-первопрестольная в Кази-Кумухе и вторая летняя в Тарку. Когда начались войны с Россией, значение Тарку возросло, но не более того. То, что русские называют Тарку столицей Кази-кумыцкой земли, в этом нет ничего удивительного - там, почти, все время находилось руководство Шамхальства, чтобы быть ближе к театру военных действий. Другое дело, когда в 1642 году Тарку был объявлен второй и равной Кази-Кумуху столицей. Это было, всего лишь, внешним проявлением внутреннего раскола шамхальского владетельного дома. А раз раскол оформился до конца - появилась новая равная столица, то значит появились два монарха, вернее, князя, более мелких образований - ханств, Казикумукского и Тарковского. Кстати, интересно какова роль России в расколе государства, которое она не могла одолеть за сто лет военным путем. "Разделяй и властвуй" - может этот принцип сработал с нами?


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 07.08.2011, 22:50
 
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 23:25 | Сообщение # 410
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Ты не уловил один важный нюанс. До 1642 был один монарх и две столицы (главная-первопрестольная в Кази-Кумухе и вторая летняя в Тарку. Когда начались войны с Россией, значение Тарку возросло, но не более того. То, что русские называют Тарку столицей Кази-кумыцкой земли, в этом нет ничего удивительного - там, почти, все время находилось руководство Шамхальства, чтобы быть ближе к театру военных действий. Другое дело, когда в 1642 году Тарку был объявлен второй и равной Кази-Кумуху столицей. Это было, всего лишь, внешним проявлением внутреннего раскола шамхальского владетельного дома. А раз раскол оформился до конца - появилась новая равная столица, то значит появились два монарха, вернее, князя, более мелких образований - ханств, Казикумукского и Тарковского. Кстати, интересно какова роль России в расколе государства, которое она не могла одолеть за сто лет военным путем. "Разделяй и властвуй" - может этот принцип сработал с нами?


Кази-Кумухское шамхальство был ли он вообще?! Лакский кумух это поздняя резиденция и одна из резиденций, где шамхалы во время опастностей находились там, где более безопастнее по сравнению с мало защищенной равнинной.(Сакинат Гаджиева, Федоров-Гусейнов). Самая первая и главная столица был город Кумук который является одним из древнейших в Дагестане (Кандоуров, Расул Магомедов, Шихалиев, Тимофей Макаров). которую Тимур разрушил. Тарки уже 1569 -1572 г. уже был главной резиденцией шамхалов.
 
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 23:40 | Сообщение # 411
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Тюркизмы в лакском языке

дири тири бодрый
ухтанса оьктем гордый
гьал ял (праформа гьал) грива
бурки берек пирог

чатир чатыр шатёр
таши ташы вид танца
хъвата кудан
яхша илахша лапша
тура тёре закон
чарса шарса
багьрисагьри багьрсаг внутренности
сагь сах мера пшеницы
бурж борч долг
капаз къапас оплеуха
буллуг боллуг изобилие
шадлуг шадлыг счастье
усталыгъ усталыг мастерство

дунламаг дунламакъ обходиться
катир гатыр мул
щирпи чырпы
гуж гуч сила
сурагь сорагь вопрос
айгъур айгъыр жеребец
бугъа
дяня тана телёнок
къунча хоножин
тяй тай жеребёнок
улак древнетюрк. улаг вьючное животное
урдак оьрдек утка
къана къанна короткий
къашкъа къашкъа плешь
илхъи - йылкы табун лошадей
тула тула охотничья собака
къув къув пух
къур къыр пашня.
ярма
кякян къокъан слива
дугърусси прямой
шахвалут шахбулут каштан
оьргъя
авлах авлах пастбище, поле
сарыбугъда сарыбудай жёлтая пшеница (сорт злаков)
булакъ булакъ родник

буран буран буран
къабар къабарчык волдырь
имансиз имансыз негодяй
уртак ортак товарищь
ттугъ тугра знак, символ
хъутур къутур струпья


и это только малость, есть еще целый пласт тюркизмов которые сам же лакец Джидалаев выявил


Сообщение отредактировал WERDUM - Воскресенье, 07.08.2011, 23:49
 
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 23:48 | Сообщение # 412
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Броневского - ты сам то понял что он написал? Переведи, если не трудно.

последние строки про Кази-Кумыков.

Кази-Кумыки, будь они и Татарского происхождения, до такой степени переменили язык, нравы и обычаи, что ныне причитаются к лезгинам.

на предыдущей странице он их лезгинскими татарами называет
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 08.08.2011, 00:07 | Сообщение # 413
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Кази-Кумухское шамхальство был ли он вообще?!


Таким вопросом ты можешь убить любого лакца от инфаркта. Помилосердствуй, не бери грех на душу. Если ты выяснил, что не существовало "Великой Кумыкии" - главного конкурента Римской Империи на континенте, не значит, что нужно косить и всех остальных вокруг. У нас на многих этапах была общая история и, если, одни будут "тянуть на себя одеяло", то другие не останутся безучастными.

Quote (WERDUM)
Лакский кумух это поздняя резиденция и одна из резиденций, где шамхалы во время опастностей находились там, где более безопастнее по сравнению с мало защищенной равнинной


Ты уже приводил это. Но так и не объяснил с какой стати лакцы и другие горцы должны были гарантировать эту безопасность Шамхалам, если они, действительно, были тюркские пришельцы с равнины. В результате какой войны горцы были приведены к такой робости по отношению к этой пришлой в горах династии? Как появились арабские династии в Дербенте и Кумухе мы прекрасно знаем - в результате столетней арабской экспансии. До этого бесчисленные войны с персами и, в результате, насажденные сатрапы по всему Дагестану. Твой вариант имеет конец, но не имеет начала, хотя речь идет о более поздних временах и информации должно намного больше.
 
WERDUMДата: Понедельник, 08.08.2011, 00:47 | Сообщение # 414
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Таким вопросом ты можешь убить любого лакца от инфаркта. Помилосердствуй, не бери грех на душу. Если ты выяснил, что не существовало "Великой Кумыкии" - главного конкурента Римской Империи на континенте, не значит, что нужно косить и всех остальных вокруг. У нас на многих этапах была общая история и, если, одни будут "тянуть на себя одеяло", то другие не останутся безучастными.


в первые термин кази-кумук был встречается в 14 веке как кази-кумуклуг вилает в составе золотой орды, и при нашествии Тимура тоже упоменается область кази-кумуклук и вплоть до 17 века кази-кумук ни где не упоменается только в самом начале 17 века упомянут кази-кумук в составе Шаухальства Тарковского. и где же все это время кази-кумухское шамхальство во время владычествования Тимура над дагестаном, где было после разгрома кара-коюнлу тимура сыновей амир-шаха и миран-шаха?! Приведи мне хоть один источник, первоисточник до революционный, где прямо упоменается Кази-Кумухское Шамхальство я буду благодарен. и те могилы которые найдены в кумухе все они относятся почти к середине 17 века и на их могилах были четырех строчная надпись на кумыкском языке и то что они не были арабами, а были тюрками это сам Али Каяев подтвердил и Джамалутдин Карабудахкентский писал что они правили по тюркским обычаям. и где они до 17 века были? и то как я полагаю это были не шамхалы, а князья Кази-Кумыцкие родственные шамхалам Тарковским.


Сообщение отредактировал WERDUM - Понедельник, 08.08.2011, 18:20
 
ТукмагомедДата: Суббота, 20.08.2011, 16:54 | Сообщение # 415
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Цитата (WERDUM)
Тюркизмы в лакском языке

дири тири бодрый
ухтанса оьктем гордый
гьал ял (праформа гьал) грива
бурки берек пирог......


Одно дело перенимать отдельные слова и, совсем другое, полностью перейти на другой язык и сменить национальное самосознание, как это сделали "южные кумыки". Разница существенная. Хотя, с лакцами и гунибскими аварцами, тоже, история не простая, если глубже копнуть. На территориях Лакского и Гунибского районов раньше располагалось крупное общество "Вицху", "Десять селений", если переводить с арчинского. Аварский этнограф и журналист Шахбанов дает интересные сведения по этому поводу в своей работе "Происхождение арчинцев".

Вот несколько цитат:

1). "по народным преданиям арчинцев, их народ прежде занимал большую территорию, но в результате войн с аварцами и лакцами вынужден был уходить со своих земель...";

2). "язык арчинцев, занимающий среднее положение между лезгинским, аварским и лакским языками, соответствует той территории, на которой они проживали до переселения в горы Аварии. Эта территория – левобережье Куры – являлась областью расселения племён лезгинской языковой группы, в которую входил арчинский язык";

3). "из источников известно о массовых миграциях населения левобережья Куры, вотчины «мукков» (арчинцев), в горы Дагестана";

4). "исходя из нашего анализа топонимики горного Дагестана, остатки племени мукков (арчинцев) осели главным образом на стыке современных Чародинского, Лакского и Гунибского районов; Мукки населяли современный Гунибский район и, скорее всего, жили там до прихода туда андалал (т. е. жителей Андалальского общества)";

5). "согласно «Тарихи Дагестан», территория Гунибского района прежде называлась Вицху, а название Андалал получила в результате добровольного принятия ислама. Вицху переводится с арчинского языка как «десять сёл». ВицI – десять, ху (хы) – село. Живущие по соседству с Андалал северные лакцы до сих пор называют себя вицхинцами". (ВицIши - "десять сел" на даргинском. Для сравнения, на современном лакском, ацIва - десять, щар - село. Как видим, лакский субстрат, явно, ближе к даргинскому языку);

6). "Андалал (Албаны) пришли в горную Аварию, судя по народным преданиям, в эпоху арабских походов из долин рек Алазани и Куры. Отток начался, вероятней всего, в VIII веке и позже усилился, прекратившись где-то в Х–ХII вв. в период усиления Сарира и его границ";

7). "Согратлинский джамаат делится на 3 части – ТIадехунал (Верхние – коренное население)" (Чедигъунти (Верхние) на даргинском), "ХIаршиманал (выходцы с равнины Цора, аварцы – Андалал-Албаны), в более позднее время называли их и падарал – т. е. тюрки, так как ХIаршиманал являлись выходцами из современного Азербайджана, то есть Падаристана в представлении горцев и Къелдерилал (келебцы – группа сёл Ругелдинской с/а в современном Шамильском районе). Если ТIадехунал населяют верхнюю, более древнюю часть Согратля, то ХIаршиманал (гьар – равнина, чI – на, ма – суффикс места на некоторых реликтовых (субстратных) языках аварцев) расселены ниже по склону, в более поздней по времени застройки части села".

Интересная статья и интересные выводы получаются из нее. Выходит, что на территорию Гунибского района (Общество Вицху) сначала подселились арчинцы из Закавказья, а затем, их вытеснили другие выходцы из Падаристана - Андалалы. Все эти переселения начались, согласно Шахбанову, примерно в середине 1-го тысячелетия новой эры. А кто там мог жить до этого? Посмотрим что говорят лингвистика и палеокомпаравистика. На этой карте показано предположительное изначальное взаимное расположение нахско-дагестанских языков в момент после распада праязыка. Согласно этой карте сразу после распада праязыка, даргинцы напрямую граничили с гунзибцами, бежтинцами, лакцами, будухцами, крызцами. В наше время прямой контакт сохранился, только, с лакцами. С остальными народами прямой контакт отсутствует из-за произошедшей рокировки: между цезами и даргинцами поселились аварцы; между шах-дагцами и даргинцами - лезгинские народы. Карта показывает только взаимное расположение народов, а не их фактическое территориальное расположение.



Из разных источников известно, что лезгины (кюринцы) - выходцы с берегов Куры, расположенной намного южнее современного Дагестана. Северные аварцы (собственно аварцы), прежде всего, Хуннзахского района имеют сильную примесь хуннов, аваров и огузов. Сам Расул Гамзатов был из рода Угъузилал (Огузов). Женская национальная одежда, как наиболее консервативная часть материальной культуры, может кое-что прояснить:



Многие южные аварцы (в том числе, гунибские), как пишет сам Шахбанов, имеют закавказское происхождение. И что важно, результаты графическо-аналитического метода не противоречат этим сведениям - и аварцы и лезгины на данной карте указаны как крайне южные. А даргинцы, напротив, как крайне северные.

Учитывая, что за Сулаком начинается, совершенно, иная экологическая система, где со 2-го тысячелетия до новой эры господствовали кочевые народы, допустим, что севернее даргинцы жить не могли. Значит расположение даргинцев (к югу от Сулака) можно принять за реперную самую северную точку отсчета. А берега Куры - как наиболее южные границы расселения дагестанцев. Как промежуточные точки возьмем современное расположение цезов и шах-дагцев, так-как нет достоверных данных об их существенных миграциях (в любом случае, на рубеже старой и новой эр бежтинцы значатся как жители Северного Кавказа). Проведем срединную линию между современными ареалами расселения даргинцев, дидойцев и шах-дагцев. В результате, рядом с современным ареалом расселения даргинцев получаем территорию того самого "Общества Вицху", который граничил с землями цезов. Согласно «Сирийской хронике» 6-го века нашей эры, Дагестан был известен под именем «Даду», что, полностью соответствует названию дидойцев. Выходит, что высокогорный Дагестан в те времена был известен, в первую очередь, как страна цезов (дидойцев), а не аварцев, серирцев. Лакцы - вечные спутники даргинцев, согласно данной карте, раньше жили в районе Кара-Койсу (что, возможно, так и было). Этот факт соответствует расположению Общества Вицху одновременно в долине Кара-Койсу и Казикумухского Койсу - "прежнее" и нынешнее место расселения лакцев. Таким образом, до андалальцев и арчинцев в Гунибском районе могли жить лакцы. Но и это еще не все - остается выяснить, не является ли литературный лакский суперстратом. На форуме портала rodstvo.ru читаем следующее:

В формировании лакцев как этноса прослеживается участие трех пластов :

"1. Самый древний автохтонный и основной , здесь преобладает кавкасионский антропотип. Наиболее архаичный по языку. Древнейший пласт заимствований в языке- иранский.

2.Пласт казикумухской элиты, к коим принадлежали дома шамхалов и ханов. Явное преобладание семитских черт в антропотипе. На основе их языка сложился литературный язык лакцев в 17-19 веках. Язык изобилует арабизмами. (От себя добавлю, что лакская элита говорила, скорее, на "сирийском диалекте" арабского. Правителей мусульманского Кази-Кумуха, неспроста, прозвали Шамхалами - "сирийцами". Надо полагать, что и гарнизон, защищавший данную династию состоял из сирийцев. Даже схожесть мелодики и фонетики сирийского и лакского языков не кажется случайной.). Предположительно предки этого пласта длительное время использовали арабский в быту, позже перешли на лакский. Относительно гаплотипа предполагаю J1. В среде этой групы представлены Сайиды, современная фамилия Саид-Гусейновы, считаются потомками Алидов.

3.Потомки военопленных шамхальского и ханского периодов."

Далее, сведения о древнейшей топонимике Лакии. Баладзори сообщает о деятельности Ануширвана в Дагестане: "... И утвердил он властителя Бухха над Буххом и властителя Зирикирана над Зирикираном и утвердил он царей горы Кабак в их владениях и заключил с ними мир, обязав платить ему подати".

Область Бухха никем из исследователей пока не локализовалась. Возможно, что в период раннего средневековья под названием Бухха скрывалась если не вся Лакия, то одна из ее областей. Известно, что селение Табахлу в Лакии до его разрушения в 1741 году располагалось на укрепленном склоне горы значительно выше современного селения и называлось Гьухъал. Согласно преданию, более древнее его название Бух-ал (древний народ); ("Бухъна", на даргинском - "старое", в среднем роде, использовавшийся, именно, для населенных пунктов. На современном лакском - ухсса, духсса). Не исключено, что Гьухъал-Бухал "И Бухха, упоминаемый Баладзори, - это одно и то же.

Коротко резюмируя, все данные которые я привел выше, можно сделать следующий предварительный вывод. Что лакцы, как минимум, севера Лакского района - это даргинцы, смешанные с арчинцами, закавказскими аварцами (албанами) и сирийцами. Жители Гунибского района, те же даргинцы, смешанные с арчинцами и аварцами (албанами). Обе части ассимилированных даргинцев в древности (примерно, до 5-го века новой эры) входили в общество "ВицIхи", "ВицIши". Все самые древние топонимы и микроэтнонимы на данной территории переводятся наиболее достоверно с даргинского.

Я рассмотрел только один участок по горному периметру вокруг нынешних даргинских территорий. Есть еще Гергебильский и Левашинский участки на западе и северо-западе. (Известно, что даргинцы называют собственно аварцев - кIарахъанти, "жители села Аракани". То есть, раньше даргинские земли заканчивались на границе с этим селом). Аварским селам в Левашинском районе не больше 500-600 лет. Большая часть из них расселилась там с разрешения Шамхалов и Нуцалов, завладевших этими землями после опустошительного нашествия Тамерлана. Прямо на юг от даргинцев проживают лезгиноязычные агульцы. Название их происходит от местности Агул-Дере - "долина агулов". Откуда взялось это название?
Смотрим данные по даргинцам-чирагцам, проживающим в данном районе:

Чирагский (Чирахский) диалект [Wider Chirag (Chirag-Shari)]
Собственно Чирагский (Чирахский) говор [Chirag (Chirax, Chirakh)] - Самоназв. - хьугъул [x'uğul]. В Агульском районе. В верховьях реки Чирахчай [Chiragchay] - селение Чираг [Chirag (Xuğul)].

Принцип, думаю, понятен. Нужно привлекать больше различных источников, чтобы подтвердить или опровергнуть мои предположения. Кстати, может быть, поэтому среди даргинцев наиболее популярна версия о том, что их самоназвание переводится как "внутренний народ", имея в виду, что являются не "ассимилированной сердцевиной, окруженной "бывшими даргинцами".
 
ТукмагомедДата: Суббота, 20.08.2011, 22:43 | Сообщение # 416
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Quote (Тукмагомед)
Броневского - ты сам то понял что он написал? Переведи, если не трудно.

последние строки про Кази-Кумыков.

Кази-Кумыки, будь они и Татарского происхождения, до такой степени переменили язык, нравы и обычаи, что ныне причитаются к лезгинам.


А было то все в точности до наоборот. Южные "кумыки" - это, таки, отюреченные "лезгины". Броневский пишет то, что думает не утруждая себя даже малейшими доказательствами - просто повествует "от барабана". А вот этнограф Миклашевская провела тщательное антропологическое исследование даргинцев, кумыков и ногайцев и сделала научные выводы:

"В 1951 г. антропологическое исследование кумыков было проведено Н.Н. Миклашевской. (Некоторые материалы по антропологии народов Дагестана. КСИЭ, вып. XIX, 1953, стр. 68-73.). Очень ценной стороной этого исследования является то, что одновременно и по той же программе были исследованы даргинцы и ногайцы. Оказалось, что кумыки в антропологическом отношении ближе к даргинцам, чем к ногайцам, и не занимают промежуточного положения между ними. Основываясь на всесторонних антропологических данных, Миклашевская делает вывод: "Таким образом, несомненно, что если процесс перехода предков кумыкского народа на тюркскую речь и был следствием переселения в Дагестан тюркских народов, то количество этих переселенцев, судя по антропологическим данным, было совершенно ничтожно по сравнению с местным населением.""

У той же Гаджиевой в работе "Кумыки" в главе, посвященной использованной литературе, отмечается тот факт, что, практически, все авторы, писавшие о кумыках до 20-го века, имели в виду, исключительно, кипчаков, живших между Тереком и Сулаком. Например: "Серьезный вклад в изучение истории и этнографии кумыков был сделан в 40-х годах 19-го века русским офицером М.Б. Лобановым-Ростовским, служившим на Кавказе. К сожалению, это первое серьезное исследование, посвященное кумыкскому народу, касается главным образом засулакских кумыков, хотя автор отчетливо представлял себе, что кумыки живут и "по ту сторону Сулака, до самого Дербента", и возражал против существовавшего тогда мнения, что якобы кумыки живут только "между Тереком и Сулаком."" Понимаешь какое дело? Русский офицер на службе во время Кавказской войны что-то там себе представлял, возражал и был против мнения тогдашнего большинства, что южнее Сулака кумыки не живут, а живут тюркоязычные лезгины. Нужно уметь читать между строк. А здесь и этого даже не надо - Гаджиева, почти, прямым текстом все дает для понимающих. Далее читаем: "Первым по времени этнографом и историком из кумыков был Девлет-Мурза Махмудович Шихалиев, автор обширного очерка по истории и этнографии кумыков "Рассказ кумыка о кумыках" от 1848 года, подписанного псевдонимом "Кумык". Так же как и труд Б.М. Лобанова-Ростовского, исследование Д.-М. Шихалиева посвящено засулакским кумыкам, кумыкам так называемой Кумыкской плоскости." Вот это да! Кумык пишет "обширную работу" о кумыках и ни слова о тех, кто живут на юге за Сулаком. Что-то здесь не так. Еще одна работа из списка: "Значительный вклад в изучение истории и этнографии Дагестана внес труд начальника штаба Дагестанской области А.В. Комарова "Народонаселение Дагестанской области", 1873. В противоположность многим другим авторам Комаров дал правильные сведения о расселении кумыков от Терека на севере до Башлы-Чая на юге." Вот точно также гауляйтеры Белоруссии, очень добрые и интеллигентные, писали новую историю для белорусов до самой Пензы. А этим "грязным русским полумонголам непокорным воле культурного европейского народа, нет места ни в истории ни в будущем". Вообще, интересно наблюдать за этой трогательной заботой о расширении пределов кумыкского народа со стороны русского офицерства. В то время как виднейший этнограф из кумыков, вообще, похоже, не в теме и назойливых намеков штабистов, как будто не понимает. Получается, что карты которые я тут выставил выше, вовсе, не врут, а полностью соответствуют тогдашней действительности.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Суббота, 20.08.2011, 22:57
 
WERDUMДата: Пятница, 26.08.2011, 14:40 | Сообщение # 417
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Статейки Багомед Алиева сразу видно biggrin

А что ты скажешь на эти слова СИМОНОВИЧА Ф. Ф. ОПИСАНИЕ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА, 1796 г.

" Народ сей (лакцы ) поселился, по свидетельству некоторых персидских летописей , при Шахе Абумуселиме из Гильяна и состоял при духовном чиновнике казы, под владением Шамхаловым. По сему чиновнику занятому народом, поселившимся из Гильяна, кумухского места, или лучше сказать, по смещениям с коренным кумухским народом, происходящим от дагестанских татар, и произшшло название кази-кумук". (Цит .по: ИГЭД, с. 152)

Честно сказать не доверяю Марко Шахбанову. Он простой националист, он тесно контачит с аварскими националистами.

Почему все авторы кого я привожу все ошибаются я не понимаю. Лобанов-Ростовский, Шейхалиев, Броневский щас ты скажешь и Симонович ошибся.


Сообщение отредактировал WERDUM - Пятница, 26.08.2011, 14:44
 
WERDUMДата: Пятница, 26.08.2011, 14:54 | Сообщение # 418
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Вот с книги Бартольда, Работы по исторической географии.

















Сообщение отредактировал WERDUM - Пятница, 26.08.2011, 15:01
 
ТукмагомедДата: Пятница, 26.08.2011, 15:22 | Сообщение # 419
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1684
Статус: Offline
Кто такой Багомед Алиев? Не имею чести его знать. Я всегда даю источники, которые цитирую.

Сообщение отредактировал Тукмагомед - Суббота, 27.08.2011, 17:21
 
WERDUMДата: Пятница, 26.08.2011, 15:31 | Сообщение # 420
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 265
Статус: Offline
Здесь он пишет что было два Гумика. Лакский ныне Кумух и Кумыкский ныне кафир-Кумух. Шамхалов тоже связывает с лакцами. Но потом в своей другой книге в 9-ти томнике Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира пишет о Гумике, что речь в данном случае идет о предках современных кумыков. (В. В. Бартольд. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира Баку. 1924. с. 93).
Тимур также хотел их использовать как своих "единоверцев" против горцев-язычников.
Однако в этом они ему отказали, напротив, проявив патриотизм и солидарность, выступили с ними заодно против его войск. "Главным отличием от того, что было в X в., это то, что кумыки теперь были мусульманами; их называли кази-кумыками. Это название объясняется тем, что они считались борцами за ислам против неверных. Их ближайшие соседи в южной части Дагестана, кайтаки и акушинцы, не были мусульманами. Кази-кумыки становятся врагами Тимура, за что он упрекает их в поддержке язычников акушинцев, чем они разрушают свое собственное прозвище гази, борцов за веру". (См.: Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира Баку. 1924, с.93.)


И самый интересный абзац.

Поданные шамхала кази-кумуки хотели теперь выделяться в качестве борцов за веру уже во времена Абу Муслима и получить еще от арабов прозвание "гази". Главная мечеть аула Кумух будто бы построена Абу Муслимом, что подтвержадется надписью на внутренней стороне главного входа ( сделанной, конечно, позднее). В Хунзахе, центральном селении аварцев, показывают могилу Абу Муслима, а при ней его саблю и плащ, на котором якобы написанно дата 150 г. х. Ученым конечно известно что Абу Муслим никогда не бывал в Дагестане чтобы согласовать предание с исторической традицией утверждали что речь здесь идет не об Абу Муслиме Мерзеви, а об другом Абу Муслиме. Из-за сходство имен этого Абу Муслима спутали с Масламой, вследствии чего в исторических трудах и даже в надписях порой появляется "Абу Муслим б. Абд ал-Мелик" как завоеватель Дагестана и строитель Мечетей. В Хунзахе как будто бы похоронен шейх Абу Маслама, живший якобы в 5 в. х.
До сего времени и русская наука была введена в заблуждение вымешленной традицией и произвольными комбинациями местных ученых.
biggrin biggrin biggrin

Ни какого Абу-Муслима, Шах-бала, сирийского правителя не было, ни какой мечети не строили они. Шамхалы были тюрками как об этом писали Али Каяев и Джамалутдин Карабудахкентский которые свободно владели арабскими, персидскими и турецкими источниками и видели не соответствие об арабском происхождении шамхалов. Да щас множество востоковедов Амри Шихсаидов, Могомед-Саид Саидов, Кандоуров писали о том что инициаторами версии об арабском происхождении были сами шамхалы и Ильяс Каяев даже это писал, Расул Магомедов.

"Без сомнения, инициаторами версии об арабском происхождении шамхалов были сами шамхалы. Данная версия была выгодна духовенству и правящей верхушке, она обеспечивала им духовное господство династий шамхалов над Кумыкией, соседними племенами и народами Дагестана" (А. Р. Шихсаидов. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала; Кандоуров. К вопросу о происхождении кумыков; Магомед-Саид Саидов).

Большинство дагестанских правителей, шамхалов и лакских ханов, ведущих свое происхождение из владетельного шамхальского дома, а также кайтагские уцмии утверждают, что они курейшиты. Часть этих правителей ведет свое происхождение от рода дяди пророка Аббаса, другая — дяди пророка Хамзата. По моему мнению, их утверждения не соответствуют истине. Уцмии и шамхалы являются либо прямыми потомками Чингис-хана, либо выходцами из других ветвей его рода или же потомками его полководцев. Их утверждения о том, что они являются потомками пророка, — неправда. Подобные утверждения они распространяют с целью добиться абсолютной покорности народа. (Ильяс Каяев)


В период господства монголо-татар в равнинных районах Дагестана «правитель кумыков» мог быть возведен в сан шамхала (Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII -начале XIX веков. Махачкала, 1957, с. 145).

Что касается происхождения шамхалов , то никакие они не арабы и тем более лакцы, а настоящие тюрки-кумыки (См.: В. Ф. Минорского)

Даже по арабской грамматике если бы термин шамхал был арабского происхождение то он должен был бы звучать Хал аш-Шам, Шамхал это титул тюркского происхождение.(Магомед-Саид Саидов)


Эвлия Челеби указывал что столица Шевкальства во время золотой орды был Татар-Туп.

Во главе Кайтага также стояли шаухалы, среди первых из них известны Хиздан (Хиздар), Ахсувар-Шаухал (являвшийся одновременно правителем Кумука), Султан-Али-бек и вероятно Исми-Шаухал, первая половина имени которого созвучна наследственному титулу кайтагских правителей "уцмий. (Магомедов Р.М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала: ИПО Юпитер, 1999. С. 112-113; Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2008. С. 174)

Во главе Тюмени тоже были Шаухалы.
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат (Дискуссия больше про кумыков)
Поиск:

 


Copyright MyCorp © 2022
Сайт создан в системе uCoz