ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Воскресенье, 24.09.2017, 00:56
  Хазарский каганат. - Страница 28 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 28 из 37«1226272829303637»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Хазарский каганат.
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 19:09 | Сообщение # 406
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Не на кого, а на что... На научные факты надо ссылаться, а не на "байки особистов" всех времен и народов.


Байки несешь ты и тебе подобные. вся история которая написанна при даниялове и умаханове носит чисто политический смысл больше ни какой. если кумыки это народ живший до сулака, а кто тогда жил после сулак?


Сообщение отредактировал WERDUM - Воскресенье, 07.08.2011, 19:10
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 07.08.2011, 19:10 | Сообщение # 407
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Туземцы - оба народа признают за одним, и сами они различают себя прозванием заречных, которое взаимно дают друг другу.


Уже не в первый раз вижу это в качестве аргумента. Согласен его принять, если ты примешь такой же аргумент с моей стороны. По аналогии, даргинцы себя называют горцами, а кумыков равнинниками. Чем не дополнительное доказательство того, что это части, когда-то, единого народа, живших в разных географических условиях. Для явно пришлых на равнине, есть отдельное название - "джандары". Под ними чаще имеют в виду потомком сельджуков и курдов в Каякентском районе.
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 07.08.2011, 19:22 | Сообщение # 408
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
если кумыки это народ живший до сулака, а кто тогда жил после сулак?


Жители Страны Кайтагской до 1496 года, затем Тарковской, Кадарской, Губденской, Гамринской территорий Кази-Кумухского Шамхальства со столицей в Кази-Кумухе (в Лакии). С развалом Шамхальства, жители Тарковского ханства. Потом при помощи русских "технологов", тарковских лезгинов сделали "кумыками". Я тебе это заявляю с документами-картами на руках, а у тебя в арсенале, только, "разработки от историков в погонах".


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 07.08.2011, 21:00
 
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 19:37 | Сообщение # 409
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Народ сей(лакцы) поселился, по свидетельству некоторых персидских летописей, при шахе Абумуселиме из Гильяна и состоял при духовном чиновнике казы, под владением шамхаловым. По сему чиновнику и занятому народом, поселившимся из Гильяна, кумукского места, или лучше сказать, по смешениям с коренным кумукским народом, происходящим от дагестанских татар, и произошло название казыкумук.

(СИМОНОВИЧ Ф. Ф. ОПИСАНИЕ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА 1796 г.)






это с книги




Впрочем, называя древних кумыков татарами, я должен сказать и то, что значительная часть их, тревожимая частыми переходами по Дагестану воинственных полчищ, о которых будет сказано в своем месте, постепенно удаляясь в горы, вероятно, переняла языки соседственных племен, или отделенная от своих собратий смутами края, обыкновенными на Кавказе, образовала свой язык, как например, казы-кумыки

(Шихалиев Девлет-Мирза Рассказ кумыка о кумыках 1880 год)


Сообщение отредактировал WERDUM - Воскресенье, 07.08.2011, 19:39
 
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 19:46 | Сообщение # 410
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Жители Страны Кайтагской до 1496 года, затем Тарковской, Кадарской, Губденской, Гамринской территорий Кази-Кумухского Шамхальства со столицей в Кизи-Кумухе (в Лакии). С развалом Шамхальства, жители Тарковского ханства. Потом при помощи русских "технологов", тарковских лезгинов сделали "кумыками". Я тебе это заявляю с документами-картами на руках, а у тебя в арсенале, только, "разработки от историков в погонах".


вот эти сказки иди в другом месте расказыва про мифическое лакское шамхальство , эти карты полная лажа эти европейцы о нас особо ни чего не знают просто мимо проходившие и то упоменали то что на равнине живут тюркоязычный народ. я более склонен у турецким, персидским и русским источникам они намного осведомленнее нежели европейцы.
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 07.08.2011, 20:08 | Сообщение # 411
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
вот эти сказки иди в другом месте расказыва про мифическое лакское шамхальство , эти карты полная лажа эти европейцы о нас особо ни чего не знают просто мимо проходившие и то упоменали то что на равнине живут тюркоязычный народ. я более склонен у турецким, персидским и русским источникам они намного осведомленнее нежели европейцы.


- Чай лучше, чем кофе!
- Чем лучше?
- Чем кофе.

Оцени уровень твоей аргументации.

Quote (WERDUM)
Народ сей(лакцы) поселился, по свидетельству некоторых персидских летописей, при шахе Абумуселиме из Гильяна


Я же говорю, еще долго придется разгребать "научные работы", созданные бесчисленными историками тарковского двора и персидскими, турецкими и русскими союзниками очень сговорчивого шамхальского дворянства. Их целый легион: Челеби, Бакиханов, Лобанов и многие другие. И на счет Броневского - ты сам то понял что он написал? Переведи, если не трудно.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 07.08.2011, 22:52
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 07.08.2011, 20:32 | Сообщение # 412
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Впрочем, называя древних кумыков татарами, я должен сказать и то, что значительная часть их, тревожимая частыми переходами по Дагестану воинственных полчищ, о которых будет сказано в своем месте, постепенно удаляясь в горы, вероятно, переняла языки соседственных племен, или отделенная от своих собратий смутами края, обыкновенными на Кавказе, образовала свой язык, как например, казы-кумыки

(Шихалиев Девлет-Мирза Рассказ кумыка о кумыках 1880 год)


Это как должна быть устроена голова у человека, чтобы так изворачиваться. Уже давно ходит такая шутка, используемая против "дарвинистов-эволюционистов": "На соседней свалке прошелся смерчь и собрал из мусора Боинг-737". Это полное игнорирование реальной истории конкретного народа. Что мешало этому Шихалиеву, элементарно, дополнительно поинтересоваться историей лакцев у самих лакцев. Олеарий не поленился и спросил тарковцев об их происхождении, а не повторял как попугай политически "грамотные" теории, разработанные в "недрах великих держав".


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 07.08.2011, 20:55
 
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 21:23 | Сообщение # 413
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
а на кого тогда сылаться ты можешь мне сказать?! И ты откуда можешь знать реальную историю лакцев, поинтересовался ли он или нет.

половина этих карт просто не правильные

Отношения России к Константинополю были странны: Турки в Иоанново время без объявления войны приступали к Астрахани, а в Феодорово и к самой Москве под знаменами Крыма; а Цари еще уверяли Султанов в дружелюбии, удивляясь сим неприятельским действиям как ошибке или недоразумению. Утесненный нами Шавкал, тщетно ожидав вспоможения от Аббаса, искал защиты Магомета III, который велел Дербентскому и другим пашам своим в областях Каспийских изгнать Россиян из Дагестана. Турки соединились с Кумыками, Лезгинцами, Аварами и весною в 1605 году подступили к Койсе, где начальствовал Князь Владимир Долгорукий, имея мало воинов: ибо полки, ушедшие зимовать в Астрахань, еще не возвратились. Долгорукий зажег крепость, сел на суда и морем приплыл в городок Терский; а паши осадили Бутурлина в Тарках. Сей Воевода, уже старец летами, славился доблестию: худо ограждаемый стеною, еще недостроенною, он терял много людей, но отразил несколько приступов. Часть стены разрушилась, и каменная башня, подорванная осаждающими, взлетела на воздух с лучшею дружиною Московских стрельцов. Бутурлин еще мужествовал, однако ж видел невозможность спасти город, слушал предложения Султанских чиновников, колебался и наконец, вопреки мнению своих товарищей, решился спасти хотя одно войско. Главный Паша сам был у него в ставке, пировал и клялся ему выпустить Россиян с честию, с доспехами и наделить всеми нужными запасами. Но вероломные Кумыки, дав нашим свободный путь из крепости до степи, вдруг окружили их и начали страшное кровопролитие. Пишут, что добрые Россияне единодушно обрекли себя на славную гибель; бились с неприятелем злым и многочисленным врукопашь, человек с человеком, один с тремя, боясь не смерти, а плена. Из первых, в глазах отца, пал сын главного начальника, Бутурлина, прекрасный юноша; за ним его старец-родитель; также и Воевода Плещеев с двумя сыновьями, Воевода Полев, и все, кроме тяжело уязвленного Князя Владимира Бахтеярова и других немногих, взятых замертво неприятелем, но после освобожденных Султаном. Сия битва несчастная, хотя и славная для побежденных, стоила нам от шести до семи тысяч воинов, и на 118 лет изгладила следы Российского владения в Дагестане.

(КАРАМЗИН, ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА. Г. 1598-1604).

Укрепленный каменными стенами Тарки русскими войсками был взят штурмом. "Приступ поведен был с двух сторон: с одной - шел Бутурлин со стрелецкими полками, с другой - Плещеев с боярскими детьми и с Терскими и Гребенскими казаками". Тарковцы оказали упорное сопротивление, но шевкальской начальной город" взят русскими, которые сразу же приступили к строительству укрепления, назвав его Новым городом (см. Карамзин Н.М., т.ХI, кн.3, с. 37).

Великое значение этой победы, одержанной под руководством Герей-шаухала Тарковского и Султан-Мута Эндиреевского не скрывали и сами русские историки и были на редкость единодушны. Н. М. Карамзин, например, указывал: "Сия битва несчастная, хотя и славная для побежденных, стоила нам от 6 до 7 тыс. воинов, и на 118 лет изгладила следы Российского влияния в Дагестане". (Карамзин. История государства Российского М. 1988. кн. 111.Т.11 с. 43.). С ним был согласен и историк А. А. Соловьев: "Семь тыс. русских пало вместе с воеводами, и владычество Москвы исчезло в этой стране" (Соловьев А.А. Соч. Кн.4. с.303.).

Однако Герею, надолго освободившему Дагестан от русской угрозы с севера, вскоре пришлось лицом к лицу столкнуться с иранской угрозой с юга. Шах Аббас I (1587-1629), пришедший к власти в Иране на рубеже XVI-XVIII вв. вынашивал не менее агрессивные планы в отношении Дагестана и всего Северного Кавказа. Говоря словами архивных источников, Шах Аббас хотел "Кумыцкую землю соединачить с Шамахою и з Дербенью вместе", т.е. присоединить ее к своим владениям и установить над нею свое господство (ЦГАДА. Ф. 77.Сношения России с Персией 1614 н. Д. 2. Л.5-7.).

в 1604 году состоялось караманское сражение, столицей шамхальства был тарки русские сами указывали на это и народ кумыки живут там и эту территорию называли "Кумыцкой землей". В эти события 1604-1605 годы Шамхалом Тарковским был Герей Шамхал Тарковский, а ты пишешь тарковское шамхальство образовалось 1642 году.


Сообщение отредактировал WERDUM - Воскресенье, 07.08.2011, 21:30
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 07.08.2011, 22:20 | Сообщение # 414
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
в 1604 году состоялось караманское сражение, столицей шамхальства был тарки русские сами указывали на это и народ кумыки живут там и эту территорию называли "Кумыцкой землей". В эти события 1604-1605 годы Шамхалом Тарковским был Герей Шамхал Тарковский, а ты пишешь тарковское шамхальство образовалось 1642 году.


Ты не уловил один важный нюанс. До 1642 был один монарх и две столицы (главная-первопрестольная в Кази-Кумухе и вторая летняя в Тарку. Когда начались войны с Россией, значение Тарку возросло, но не более того. То, что русские называют Тарку столицей Кази-кумыцкой земли, в этом нет ничего удивительного - там, почти, все время находилось руководство Шамхальства, чтобы быть ближе к театру военных действий. Другое дело, когда в 1642 году Тарку был объявлен второй и равной Кази-Кумуху столицей. Это было, всего лишь, внешним проявлением внутреннего раскола шамхальского владетельного дома. А раз раскол оформился до конца - появилась новая равная столица, то значит появились два монарха, вернее, князя, более мелких образований - ханств, Казикумукского и Тарковского. Кстати, интересно какова роль России в расколе государства, которое она не могла одолеть за сто лет военным путем. "Разделяй и властвуй" - может этот принцип сработал с нами?


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 07.08.2011, 22:50
 
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 23:25 | Сообщение # 415
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Ты не уловил один важный нюанс. До 1642 был один монарх и две столицы (главная-первопрестольная в Кази-Кумухе и вторая летняя в Тарку. Когда начались войны с Россией, значение Тарку возросло, но не более того. То, что русские называют Тарку столицей Кази-кумыцкой земли, в этом нет ничего удивительного - там, почти, все время находилось руководство Шамхальства, чтобы быть ближе к театру военных действий. Другое дело, когда в 1642 году Тарку был объявлен второй и равной Кази-Кумуху столицей. Это было, всего лишь, внешним проявлением внутреннего раскола шамхальского владетельного дома. А раз раскол оформился до конца - появилась новая равная столица, то значит появились два монарха, вернее, князя, более мелких образований - ханств, Казикумукского и Тарковского. Кстати, интересно какова роль России в расколе государства, которое она не могла одолеть за сто лет военным путем. "Разделяй и властвуй" - может этот принцип сработал с нами?


Кази-Кумухское шамхальство был ли он вообще?! Лакский кумух это поздняя резиденция и одна из резиденций, где шамхалы во время опастностей находились там, где более безопастнее по сравнению с мало защищенной равнинной.(Сакинат Гаджиева, Федоров-Гусейнов). Самая первая и главная столица был город Кумук который является одним из древнейших в Дагестане (Кандоуров, Расул Магомедов, Шихалиев, Тимофей Макаров). которую Тимур разрушил. Тарки уже 1569 -1572 г. уже был главной резиденцией шамхалов.
 
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 23:40 | Сообщение # 416
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Тюркизмы в лакском языке

дири тири бодрый
ухтанса оьктем гордый
гьал ял (праформа гьал) грива
бурки берек пирог

чатир чатыр шатёр
таши ташы вид танца
хъвата кудан
яхша илахша лапша
тура тёре закон
чарса шарса
багьрисагьри багьрсаг внутренности
сагь сах мера пшеницы
бурж борч долг
капаз къапас оплеуха
буллуг боллуг изобилие
шадлуг шадлыг счастье
усталыгъ усталыг мастерство

дунламаг дунламакъ обходиться
катир гатыр мул
щирпи чырпы
гуж гуч сила
сурагь сорагь вопрос
айгъур айгъыр жеребец
бугъа
дяня тана телёнок
къунча хоножин
тяй тай жеребёнок
улак древнетюрк. улаг вьючное животное
урдак оьрдек утка
къана къанна короткий
къашкъа къашкъа плешь
илхъи - йылкы табун лошадей
тула тула охотничья собака
къув къув пух
къур къыр пашня.
ярма
кякян къокъан слива
дугърусси прямой
шахвалут шахбулут каштан
оьргъя
авлах авлах пастбище, поле
сарыбугъда сарыбудай жёлтая пшеница (сорт злаков)
булакъ булакъ родник

буран буран буран
къабар къабарчык волдырь
имансиз имансыз негодяй
уртак ортак товарищь
ттугъ тугра знак, символ
хъутур къутур струпья


и это только малость, есть еще целый пласт тюркизмов которые сам же лакец Джидалаев выявил


Сообщение отредактировал WERDUM - Воскресенье, 07.08.2011, 23:49
 
WERDUMДата: Воскресенье, 07.08.2011, 23:48 | Сообщение # 417
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Броневского - ты сам то понял что он написал? Переведи, если не трудно.

последние строки про Кази-Кумыков.

Кази-Кумыки, будь они и Татарского происхождения, до такой степени переменили язык, нравы и обычаи, что ныне причитаются к лезгинам.

на предыдущей странице он их лезгинскими татарами называет
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 08.08.2011, 00:07 | Сообщение # 418
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Кази-Кумухское шамхальство был ли он вообще?!


Таким вопросом ты можешь убить любого лакца от инфаркта. Помилосердствуй, не бери грех на душу. Если ты выяснил, что не существовало "Великой Кумыкии" - главного конкурента Римской Империи на континенте, не значит, что нужно косить и всех остальных вокруг. У нас на многих этапах была общая история и, если, одни будут "тянуть на себя одеяло", то другие не останутся безучастными.

Quote (WERDUM)
Лакский кумух это поздняя резиденция и одна из резиденций, где шамхалы во время опастностей находились там, где более безопастнее по сравнению с мало защищенной равнинной


Ты уже приводил это. Но так и не объяснил с какой стати лакцы и другие горцы должны были гарантировать эту безопасность Шамхалам, если они, действительно, были тюркские пришельцы с равнины. В результате какой войны горцы были приведены к такой робости по отношению к этой пришлой в горах династии? Как появились арабские династии в Дербенте и Кумухе мы прекрасно знаем - в результате столетней арабской экспансии. До этого бесчисленные войны с персами и, в результате, насажденные сатрапы по всему Дагестану. Твой вариант имеет конец, но не имеет начала, хотя речь идет о более поздних временах и информации должно намного больше.
 
WERDUMДата: Понедельник, 08.08.2011, 00:47 | Сообщение # 419
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Таким вопросом ты можешь убить любого лакца от инфаркта. Помилосердствуй, не бери грех на душу. Если ты выяснил, что не существовало "Великой Кумыкии" - главного конкурента Римской Империи на континенте, не значит, что нужно косить и всех остальных вокруг. У нас на многих этапах была общая история и, если, одни будут "тянуть на себя одеяло", то другие не останутся безучастными.


в первые термин кази-кумук был встречается в 14 веке как кази-кумуклуг вилает в составе золотой орды, и при нашествии Тимура тоже упоменается область кази-кумуклук и вплоть до 17 века кази-кумук ни где не упоменается только в самом начале 17 века упомянут кази-кумук в составе Шаухальства Тарковского. и где же все это время кази-кумухское шамхальство во время владычествования Тимура над дагестаном, где было после разгрома кара-коюнлу тимура сыновей амир-шаха и миран-шаха?! Приведи мне хоть один источник, первоисточник до революционный, где прямо упоменается Кази-Кумухское Шамхальство я буду благодарен. и те могилы которые найдены в кумухе все они относятся почти к середине 17 века и на их могилах были четырех строчная надпись на кумыкском языке и то что они не были арабами, а были тюрками это сам Али Каяев подтвердил и Джамалутдин Карабудахкентский писал что они правили по тюркским обычаям. и где они до 17 века были? и то как я полагаю это были не шамхалы, а князья Кази-Кумыцкие родственные шамхалам Тарковским.


Сообщение отредактировал WERDUM - Понедельник, 08.08.2011, 18:20
 
ТукмагомедДата: Суббота, 20.08.2011, 16:54 | Сообщение # 420
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Цитата (WERDUM)
Тюркизмы в лакском языке

дири тири бодрый
ухтанса оьктем гордый
гьал ял (праформа гьал) грива
бурки берек пирог......


Одно дело перенимать отдельные слова и, совсем другое, полностью перейти на другой язык и сменить национальное самосознание, как это сделали "южные кумыки". Разница существенная. Хотя, с лакцами и гунибскими аварцами, тоже, история не простая, если глубже копнуть. На территориях Лакского и Гунибского районов раньше располагалось крупное общество "Вицху", "Десять селений", если переводить с арчинского. Аварский этнограф и журналист Шахбанов дает интересные сведения по этому поводу в своей работе "Происхождение арчинцев".

Вот несколько цитат:

1). "по народным преданиям арчинцев, их народ прежде занимал большую территорию, но в результате войн с аварцами и лакцами вынужден был уходить со своих земель...";

2). "язык арчинцев, занимающий среднее положение между лезгинским, аварским и лакским языками, соответствует той территории, на которой они проживали до переселения в горы Аварии. Эта территория – левобережье Куры – являлась областью расселения племён лезгинской языковой группы, в которую входил арчинский язык";

3). "из источников известно о массовых миграциях населения левобережья Куры, вотчины «мукков» (арчинцев), в горы Дагестана";

4). "исходя из нашего анализа топонимики горного Дагестана, остатки племени мукков (арчинцев) осели главным образом на стыке современных Чародинского, Лакского и Гунибского районов; Мукки населяли современный Гунибский район и, скорее всего, жили там до прихода туда андалал (т. е. жителей Андалальского общества)";

5). "согласно «Тарихи Дагестан», территория Гунибского района прежде называлась Вицху, а название Андалал получила в результате добровольного принятия ислама. Вицху переводится с арчинского языка как «десять сёл». ВицI – десять, ху (хы) – село. Живущие по соседству с Андалал северные лакцы до сих пор называют себя вицхинцами". (ВицIши - "десять сел" на даргинском. Для сравнения, на современном лакском, ацIва - десять, щар - село. Как видим, лакский субстрат, явно, ближе к даргинскому языку);

6). "Андалал (Албаны) пришли в горную Аварию, судя по народным преданиям, в эпоху арабских походов из долин рек Алазани и Куры. Отток начался, вероятней всего, в VIII веке и позже усилился, прекратившись где-то в Х–ХII вв. в период усиления Сарира и его границ";

7). "Согратлинский джамаат делится на 3 части – ТIадехунал (Верхние – коренное население)" (Чедигъунти (Верхние) на даргинском), "ХIаршиманал (выходцы с равнины Цора, аварцы – Андалал-Албаны), в более позднее время называли их и падарал – т. е. тюрки, так как ХIаршиманал являлись выходцами из современного Азербайджана, то есть Падаристана в представлении горцев и Къелдерилал (келебцы – группа сёл Ругелдинской с/а в современном Шамильском районе). Если ТIадехунал населяют верхнюю, более древнюю часть Согратля, то ХIаршиманал (гьар – равнина, чI – на, ма – суффикс места на некоторых реликтовых (субстратных) языках аварцев) расселены ниже по склону, в более поздней по времени застройки части села".

Интересная статья и интересные выводы получаются из нее. Выходит, что на территорию Гунибского района (Общество Вицху) сначала подселились арчинцы из Закавказья, а затем, их вытеснили другие выходцы из Падаристана - Андалалы. Все эти переселения начались, согласно Шахбанову, примерно в середине 1-го тысячелетия новой эры. А кто там мог жить до этого? Посмотрим что говорят лингвистика и палеокомпаравистика. На этой карте показано предположительное изначальное взаимное расположение нахско-дагестанских языков в момент после распада праязыка. Согласно этой карте сразу после распада праязыка, даргинцы напрямую граничили с гунзибцами, бежтинцами, лакцами, будухцами, крызцами. В наше время прямой контакт сохранился, только, с лакцами. С остальными народами прямой контакт отсутствует из-за произошедшей рокировки: между цезами и даргинцами поселились аварцы; между шах-дагцами и даргинцами - лезгинские народы. Карта показывает только взаимное расположение народов, а не их фактическое территориальное расположение.



Из разных источников известно, что лезгины (кюринцы) - выходцы с берегов Куры, расположенной намного южнее современного Дагестана. Северные аварцы (собственно аварцы), прежде всего, Хуннзахского района имеют сильную примесь хуннов, аваров и огузов. Сам Расул Гамзатов был из рода Угъузилал (Огузов). Женская национальная одежда, как наиболее консервативная часть материальной культуры, может кое-что прояснить:



Многие южные аварцы (в том числе, гунибские), как пишет сам Шахбанов, имеют закавказское происхождение. И что важно, результаты графическо-аналитического метода не противоречат этим сведениям - и аварцы и лезгины на данной карте указаны как крайне южные. А даргинцы, напротив, как крайне северные.

Учитывая, что за Сулаком начинается, совершенно, иная экологическая система, где со 2-го тысячелетия до новой эры господствовали кочевые народы, допустим, что севернее даргинцы жить не могли. Значит расположение даргинцев (к югу от Сулака) можно принять за реперную самую северную точку отсчета. А берега Куры - как наиболее южные границы расселения дагестанцев. Как промежуточные точки возьмем современное расположение цезов и шах-дагцев, так-как нет достоверных данных об их существенных миграциях (в любом случае, на рубеже старой и новой эр бежтинцы значатся как жители Северного Кавказа). Проведем срединную линию между современными ареалами расселения даргинцев, дидойцев и шах-дагцев. В результате, рядом с современным ареалом расселения даргинцев получаем территорию того самого "Общества Вицху", который граничил с землями цезов. Согласно «Сирийской хронике» 6-го века нашей эры, Дагестан был известен под именем «Даду», что, полностью соответствует названию дидойцев. Выходит, что высокогорный Дагестан в те времена был известен, в первую очередь, как страна цезов (дидойцев), а не аварцев, серирцев. Лакцы - вечные спутники даргинцев, согласно данной карте, раньше жили в районе Кара-Койсу (что, возможно, так и было). Этот факт соответствует расположению Общества Вицху одновременно в долине Кара-Койсу и Казикумухского Койсу - "прежнее" и нынешнее место расселения лакцев. Таким образом, до андалальцев и арчинцев в Гунибском районе могли жить лакцы. Но и это еще не все - остается выяснить, не является ли литературный лакский суперстратом. На форуме портала rodstvo.ru читаем следующее:

В формировании лакцев как этноса прослеживается участие трех пластов :

"1. Самый древний автохтонный и основной , здесь преобладает кавкасионский антропотип. Наиболее архаичный по языку. Древнейший пласт заимствований в языке- иранский.

2.Пласт казикумухской элиты, к коим принадлежали дома шамхалов и ханов. Явное преобладание семитских черт в антропотипе. На основе их языка сложился литературный язык лакцев в 17-19 веках. Язык изобилует арабизмами. (От себя добавлю, что лакская элита говорила, скорее, на "сирийском диалекте" арабского. Правителей мусульманского Кази-Кумуха, неспроста, прозвали Шамхалами - "сирийцами". Надо полагать, что и гарнизон, защищавший данную династию состоял из сирийцев. Даже схожесть мелодики и фонетики сирийского и лакского языков не кажется случайной.). Предположительно предки этого пласта длительное время использовали арабский в быту, позже перешли на лакский. Относительно гаплотипа предполагаю J1. В среде этой групы представлены Сайиды, современная фамилия Саид-Гусейновы, считаются потомками Алидов.

3.Потомки военопленных шамхальского и ханского периодов."

Далее, сведения о древнейшей топонимике Лакии. Баладзори сообщает о деятельности Ануширвана в Дагестане: "... И утвердил он властителя Бухха над Буххом и властителя Зирикирана над Зирикираном и утвердил он царей горы Кабак в их владениях и заключил с ними мир, обязав платить ему подати".

Область Бухха никем из исследователей пока не локализовалась. Возможно, что в период раннего средневековья под названием Бухха скрывалась если не вся Лакия, то одна из ее областей. Известно, что селение Табахлу в Лакии до его разрушения в 1741 году располагалось на укрепленном склоне горы значительно выше современного селения и называлось Гьухъал. Согласно преданию, более древнее его название Бух-ал (древний народ); ("Бухъна", на даргинском - "старое", в среднем роде, использовавшийся, именно, для населенных пунктов. На современном лакском - ухсса, духсса). Не исключено, что Гьухъал-Бухал "И Бухха, упоминаемый Баладзори, - это одно и то же.

Коротко резюмируя, все данные которые я привел выше, можно сделать следующий предварительный вывод. Что лакцы, как минимум, севера Лакского района - это даргинцы, смешанные с арчинцами, закавказскими аварцами (албанами) и сирийцами. Жители Гунибского района, те же даргинцы, смешанные с арчинцами и аварцами (албанами). Обе части ассимилированных даргинцев в древности (примерно, до 5-го века новой эры) входили в общество "ВицIхи", "ВицIши". Все самые древние топонимы и микроэтнонимы на данной территории переводятся наиболее достоверно с даргинского.

Я рассмотрел только один участок по горному периметру вокруг нынешних даргинских территорий. Есть еще Гергебильский и Левашинский участки на западе и северо-западе. (Известно, что даргинцы называют собственно аварцев - кIарахъанти, "жители села Аракани". То есть, раньше даргинские земли заканчивались на границе с этим селом). Аварским селам в Левашинском районе не больше 500-600 лет. Большая часть из них расселилась там с разрешения Шамхалов и Нуцалов, завладевших этими землями после опустошительного нашествия Тамерлана. Прямо на юг от даргинцев проживают лезгиноязычные агульцы. Название их происходит от местности Агул-Дере - "долина агулов". Откуда взялось это название?
Смотрим данные по даргинцам-чирагцам, проживающим в данном районе:

Чирагский (Чирахский) диалект [Wider Chirag (Chirag-Shari)]
Собственно Чирагский (Чирахский) говор [Chirag (Chirax, Chirakh)] - Самоназв. - хьугъул [x'uğul]. В Агульском районе. В верховьях реки Чирахчай [Chiragchay] - селение Чираг [Chirag (Xuğul)].

Принцип, думаю, понятен. Нужно привлекать больше различных источников, чтобы подтвердить или опровергнуть мои предположения. Кстати, может быть, поэтому среди даргинцев наиболее популярна версия о том, что их самоназвание переводится как "внутренний народ", имея в виду, что являются не "ассимилированной сердцевиной, окруженной "бывшими даргинцами".
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Страница 28 из 37«1226272829303637»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz