ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Вторник, 21.11.2017, 23:48
  Хазарский каганат. - Страница 15 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 15 из 37«1213141516173637»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Хазарский каганат.
WERDUMДата: Воскресенье, 26.06.2011, 16:27 | Сообщение # 211
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Кумыки в теперешнем виде, действительно, молодой народ (несколько столетий). Но построен он на базе разнообразных субэтносов - реликтов очень древних народов. Вы на 25% хурриты-кавказцы, еще есть сарматы, гунны, хазары и конечно кипчаки.

я же говорю да кто угодно только не кумыки, нашли пару схожих слов и давай. При желании можно, конечно, найти сходство Буйнакска с Буэнос-Айресом, Анди с Индией и продолжать упражняться в таком же духе, сделав это занятие своим хобби.
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 26.06.2011, 18:16 | Сообщение # 212
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1647
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Quote (Тукмагомед)
Когда в конце 19-го - в начале 20-го века началось национальное размежевание в Дагестане, отюреченных жителей Тарковского Шамхальства определили, окончательно, в кумыки.

и кто же отуречился?! какие именно села отуречились?


Фактов очень много. К сожалению специально этим вопросом никто не занимался и эти факты так и не собрал воедино, сделав окончательные выводы. Почему кумыкские ученые этим не занимаются думаю тебе понятно. Но и даргинские ученые (такие как Расул Магомедов), тоже сильно не углублялись в это дело из соображений политкорректности. В этом вопросе я на его стороне, нет смысла в этом копаться, если это ничего на практике не меняет. Но только если "молчат пушки" с обоих сторон. Поэтому вынужден с тобой не согласиться и привести кое-какие аргументы.

Хоть как-то этот вопрос проработан по кайтагским кумыкам. По остальным материала намного меньше, но это не значит что его нет в природе.

Вот отрывок из работы Сакинат Гаджиевой "Кумыки", 1961.

 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 26.06.2011, 18:20 | Сообщение # 213
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1647
Статус: Offline
А это из той же работы Гаджиевой, где разбирается топонимика на землях кайтагских кумыков:

 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 26.06.2011, 18:21 | Сообщение # 214
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1647
Статус: Offline
Можешь сравнить с картой данной местности:

 
WERDUMДата: Воскресенье, 26.06.2011, 18:32 | Сообщение # 215
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
эти слова простые заимствование в даргинском языке тоже присутствуют тюркские слова, Джидалаев писал, что в лакском языке, носители которые проживают в центральной горной части Дагестана, выделен большой пласт лексем булгарского(тюркского ) происхождения . сама сакинат гаджиева писала что на территории Кумыков никаких следов пребывания гелов и легов не выявлено и никакой субстратной топонимики от них не существует (С. Ш. Гаджиева. Кумыки. 1961. С. 35).
 
WERDUMДата: Воскресенье, 26.06.2011, 18:34 | Сообщение # 216
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Башлы - одно из древнейших поселений Северного Кавказа. Первое упоминание о нём можно сопоставить с называемой в сообщениях восточных историков Кудама и Баладзори местностью "Баршалия", где произошла судьбоносная встреча иранского шаха Хосрова Ануширвана и тюркского джебу-кагана Истеми в середине VI в. Любопытно, что в хранящихся в фонде 105 Центрального госархива республики документах Сословно-поземельной комиссии есть упоминание Башлы в форме Барышлы. Так его, в частности, называет старшина кумыкского рода тюмен Солтан-Али (он же Тота) Дебиров (основатель сел. Тата-Юрт). Данный факт, по нашему мнению, лишний раз подтверждает происхождение названия села именно от этнонима барсил/баршыл.

Есть и другие версии о появлении древнего города и происхождении его имени. В книге А.М. Аджиева "Устное народное творчество кумыков" приводится предание У. Магомедова о том, что раньше Башлы называлось Баслас. По словам У. Магомедова, севернее Самура хозяином был царь, называемый хаканом, южнее правил иранский шах. Последний не мог одолеть хакана, поэтому он пошёл на хитрость. Помирившись для видимости, он женился на его дочери. Наконец, когда его дела поправились, он развёлся с дочерью хакана и напал на него самого. Но тому удалось отразить удар шаха, после чего хакан привлёк 72 тысячи мастеров для строительства крепостей Дербент, Эндирей, Отемиш и др. Своё новое имя Башлы получило, по словам У. Магомедова, оттого, что жители села никому не желали покоряться, стремились во всяком деле быть "башчи" ("возглавлявшими") и казнили всякого, проявлявшего малодушие. Вследствие этого село получило прозвище "башлы", то есть "главное", "первенствующее", но эта версия, скорее всего, основана только на созвучии слов.

Любопытно наличие в современном Башлыкенте квартала Чохла-аул, название которого схоже с Чохакентом из "Йыра об окаменевшей Меседу" и с упоминаемым в древних источниках городом Чога, обычно отождествляемым историками с Дербентом.

Согласно информации, записанной А. Муртузалиевым со слов Курбана Арсланбекова и Багамаали Сулейманова, границы земель башлынского общества пару столетий назад простирались от реки Гамри-Озень на севере до нынешней границы Кайтагского и Дахадаевского районов. Западная граница земель проходила выше Кичи-Гамри в местности "Ущелье крепостей", которая находится по южной стороне реки Гамри-Озень. На востоке границей башлынских земель было Каспийское море (См.: А. Муртузалиев. "Хамур-Дарго". Махачкала, 2002. С. 16).

Говоря о южной границе земель Башлы в древности, нужно указать на такой документ, как "Акт о переселении уцмиев в Башлы", где говорится о даровании жителями города уцмию Кайтага "нижней части равнины", под которой можно понимать нынешнюю Теркемейскую равнину. Уцмий поначалу передал бывшие башлынские земли под кутаны подвластному ему кайтагскому (даргинскому) обществу Ирчамул, но, впоследствии поссорившись с его старейшинами, заселил их теркемейцами.

История древнего города Башлы тесно переплетена с историей государства Кайтаг, столицей которого он был долгое время. С. Ш. Гаджиева, ссылаясь на сообщения старожилов, пишет, что до установления уцмийской власти в Башлы был собственный князь Джабраил. Недовольные его действиями башлынские старейшины признали в качестве своего нового правителя уцмия. Между сторонами был подписан договор, согласно которому кайтагский правитель взял на себя обязательства предводительствовать башлынцами во время походов и обороны от неприятелей и вести переговоры с другими обществами во время тяжб и вообще защищать интересы. Взамен они дарили ему упомянутые выше земли к югу от села (смотрите выше), помогали при сборе урожая с его пашен и выплачивали в его пользу штрафы за совершаемые преступления. Во всём остальном они оставались вольны. Уцмий принял все их условия и назначил в Башлы управителем своего сына Муталиба, а потом туда переселился и сам. Такие права башлынцы получили потому, что 5 кварталов из 6 в старом Башлы (Эсги Башлы) принадлежали к сословию сала (сала-узденей) и считались знатными, потому вторым старинным названием села было Сала-Башлы (упоминается в Актах кавказской археографической комиссии. Том V. С 625). Правда, в отличие от засулакских сала-узденей южно-кумыкские сала-уздени не считали для себя зазорным занятие земледелием и торговлей, в равной степени преуспевая и в делах военных (С. Ш. Гаджиева. Башлынская сельская община// РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. З.Оп.1.Д.713.Л.4-5,33).

Интересно, что письма кайтагских уцмиев хранятся в Москве в архиве дипломатических актов в фонде под названием "Кумыцкие дела". Показательно, что, публикуя их в 1958 г., редактор сборника "Русско-дагестанские отношения" Р. Г. Маршаев, неосновательно комментирует ссылку в документах на фонд "Кумыцкие дела" собственной припиской о том, что это неправильное название фонда и "правильно указывать" его название как "Кайтагские дела". Подобное вольное обращение с документальными источниками было характерным для некоторых авторов и объясняется их необоснованным стремлением отделить южных кумыков от остальной части этноса, утверждая, что имя кумыков им прежде было совершенно "чуждо". Однако исторические сведения указывают, что это не так. Например, в своей присяге на Коране о службе царю Михаилу Романову от 7 декабря 1634 г. уцмий Рустем-Хан упоминает среди своих подданных "служилых кумычан". Расул Магомедов отождествляет их лишь с дружинниками уцмия из Башлы (Р. М. Магомедов. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. Т. II. С. 23). Мы же смотрим на этот вопрос проще и склонны видеть в слове "кумычане" кумыков, обычное название населения равнинной части Кайтага, из которых в основном формировался класс служилых людей - то есть постоянных воинов. Более того, в 1645 г. уже не уцмий, а шаухал Сурхай Тарковский возразил на слова иранского беглярбека (наместника) в Шемахе Хосров-Хана о необходимости строительства в "уцмиевой деревне" (Башлы?) персидской крепости: "Искони такого не бывало, чтобы в Кумыцкой земле шаху городы ставить...". Помимо упоминания Кайтага как Кумыцкой земли, в этом сообщении интересны как патриотизм Сурхая, так и тот факт, что по поводу строительства крепости Хосров-Хан советовался с шаухалом как верховным дагестанским правителем (вали), которому в тот период подчинялся во внешнеполитических вопросах и уцмий. Кумыкская принадлежность жителей равнинного Кайтага была очевидна и для встречавших их иностранцев. Так, например, голландец Ян Стрейс, живший после 1670 г. в Дербенте, шамхальских кумыков называет дагестанскими татарами, а кайтагских, подчинявшихся уцмию, - кумыкскими татарами. Окончательно проясняет вопрос Ян Потоцкий, гостивший в 1797 г. в Кизляре и тесно общавшийся там с кумыками, акушинцами, кайтагцами и кубачинцами. Суммируя полученную у них информацию, он подразделял жителей Кайтага на кара-кайтагов, говоривших на языке, схожем с "акушинским", и на ак-кайтагов, говоривших на тюркском.

В 1722 г. кайтагцы совместно с утамышцами атаковали войска Петра I, причём дважды. В наказание царские войска 26 сентября этого года сожгли Башлы. Однако повстанцам удалось добиться главного - они ускорили уход царских войск и постепенно вытеснили их с территории равнинного Кайтага. В 1732 г. кайтагский уцмий Уллу Ахмат-Хан (1711 - 1750 гг. правления) примкнул к крымскому хану Фетхи-Герею, прошедшему через Северный Кавказ по направлению из Крыма в Ширван. В благодарность уцмий получил титул турецкого трёх-бунчужного паши. Однако после ухода хана российские власти отрядили против Кайтага карательную экспедицию. Из сообщения бежавшего из Башлы грузина Тамаза Мамукова 17 сентября комендант крепости Святой Крест Д. Ф. Еропкин с отрядом в 6 тыс. человек двинулся к Башлы, разорив на пути "множество близлежащих деревень". Уцмий выставил против Еропкина 10 пушек, сделанных в Кубачи. Пушки были расположены на башнях городских стен. Уцмия в трудную минуту поддержали утамышский Махти с 200 человек, буйнакский владелец Эльдар и вассал уцмия некий Али Солтанов, а также Апа Аджи и ещё "30 знатных старшин". (А. О. Муртазаев. Походы крымских войск в Дагестан в 30-е гг. XVIII в.: причины и последствия // Вестник ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 2008. №3.С.4).

В период нашествия Надир-Шаха на Северо-Восточный Кавказ башлынцы по своему обыкновению также не стояли в стороне от важных исторических событий. Р. М. Магомедов приводит цитату из рукописи Халила Согратлинского "Группа их (персов) была разбита в местности (здесь неразборчиво, вероятно, Хициб), а другая группа выше селений Уллу-чара и Танти, ещё одна группа в селении Аймаки, а большая часть их войска - в ущелье Джугьут". Важно отметить, что современные историки считают местом генерального сражения с персами именно местечко Хициб в окрестностях Согратля, в то время как уроженец этого селения и современник событий указывает в качестве такого места ущелье Джугьут (недалеко от Маджалиса). О битве в этой местности ничего не известно. В связи с этим Магомедов допускает мысль, что Халил Согратлинский, плохо знавший географию отдалённых с его родным селением мест, перепутал ущелье Джугьут с ущельем Капкай (в 3 километрах от Эсги Башлы), где, по сведениям многих авторов (в частности, по данным А.-К. Бакиханова), в середине сентября 1741 г. действительно имело место большое сражение. Объединенное войско кайтагцев и мехтулинцев, противостоявшее персам в этом ущелье, возглавляли уцмий Ахмед-Хан и его зять Ахмед-Хан Дженгутайский. Организовав здесь засаду, они внезапной атакой обратили персов в бегство, попутно убив их командиров, в том числе командующего одним из корпусов иранской армии Лютф-Али-Хана. Около тысячи персов было взято в плен. Среди захваченных трофеев были пушки, боеприпасы, множество золотых и серебряных изделий, весь обоз и даже часть гарема Надир-Шаха, который смог спастись бегством в Дербент лишь благодаря проворности своего коня. Тогда же, по мнению Магомедова, дагестанцам попали корона и сабля Надир-Шаха. В русских документах помимо этого указано, что кайтагцы захватили в той битве огромную сумму денег - индийскую дань, и то, что из 23 тысяч персов, сражавшихся в Капкайском ущелье, до Дербента вместе с шахом добралось только около сотни. (Р. М. Магомедов. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. С.152-153).

В последнее время в дагестанской прессе вышло множество статей о том, где и кто победил Надир-Шаха. Думается - это пустое занятие, ибо у нас в порядке вещей тянуть одеяло только на себя. Историческая же действительность такова, что всякая война состоит из множества значимых битв, а не из одной генеральной, и участники всех этих схваток в равной степени достойны уважения. Разве герой, павший смертью храбрых, например, в Аймакинском ущелье, при обороне Кафыр-Кумука, Эрпели (это село, по данным Р. М. Магомедова, было сожжено Надир-Шахом) или Кала-Курейша, менее достоин памяти и почести, нежели погибший в Андаляле или под Турчи-Дагом? Кто его знает - возможно, не понеси Надир-Шах потери в Капкайском ущелье, он бы вновь пошёл походом в Нагорный Дагестан.

Согласно донесению генерала Хатунцева командующему российскими войсками на Кавказе Ртищеву в начале XIX в. в Башлы власть уцмия была минимальна, башлынцы ему никаких податей и повинностей не платят, потому что живёт в городе одних только мужчин до 6 тысяч (и вероятно, столько же женщин). По его же словам, это огромное по тем временам поселение составляло "род вольной республики, занимающейся торговлей, хлебопашеством и скотоводством".

Жители Башлы неоднократно поднимали восстания. Особенно крупными были восстания 1818 и 1877 гг. В наказание за непокорность в октябре 1877 г. Башлы был сожжён дотла. Вместо одного старого большого села было образовано три села средних размеров, получивших названия Александр-Кент (это царское имя для нового села специально выбрала областная администрация), Джаван-Кент (по названию близ лежащей горы Джавант-Тау), Капкай-Кент (по названию ущелья Капкай). По переписи населения 1886 г. в Александр-Кенте (в народе село упорно называли Нижнее Башлы) было 328 хозяйств, в Капкай-Кенте (Верхнее Башлы) - 335, а в Джаван-Кенте (Среднее Башлы) - 294 хозяйства. За 70 лет численность башлынцев не только не выросла, но, наоборот, почти вдвое уменьшилась, что можно объяснить гибелью и высылкой большого числа людей при погромах 1818-1819 и 1877 гг., а также переселением большого числа сельчан в Османскую империю.

В 1914 г. в Капкай-Кенте было 2 примечетские школы, два учителя, 12 учеников и 9 учениц, по средам функционировал большой базар. В Александр-Кенте было 2 примечетские школы, 2 учителя (одним из них был отец С. Ш. Гаджиевой арабист Ших-Ахмед Михраб-оглы), 14 учеников и 8 учениц. В Джаван-Кенте была 1 примечетская школа, 1 учитель, 26 учеников и 3 ученицы. В этих сёлах также было немало алимов, среди которых особенно был известен Улаш-Кади, который до революции являлся советником князя Амир-Чопана Уцмиева, а уже при советской власти в 1920-х гг. возглавлял шариатский суд Кайтаго-Табасаранского района. Он также является автором хроники об участии башлынцев в восстании 1877 г.

6 апреля 1914 г. старшиной Александр-Кента был назначен Абдул-Халык Рустам-оглы. В годы грянувшей скоро Первой мировой войны из Александр-Кента во II-й конный полк "Дикой дивизии", сражавшейся в Карпатах, добровольно вступили всадники Магомед Батыров, Михраб Темирханов, Муртузали Махмудов, Ибрагим Джабраилов и Герей Исаев.

В конце отмечу, что до сих пор остается неизданной использованная мной при написании этой статьи большая по объёму и глубокая по содержанию работа С. Ш. Гаджиевой "Башлынская сельская община". Её публикация была бы очень полезной для сохранения у будущих поколений памяти о славном историческом пути наших предков, ибо, как справедливо заметил казахский романист Ануар Алимжанов: "Познать глубину прошлого - значит подняться на высоту будущего".
 
WERDUMДата: Воскресенье, 26.06.2011, 18:40 | Сообщение # 217
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
и то что сакинат гаджиева писала это, я уверен тогдашнее руководство на нее повлияло
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 26.06.2011, 18:52 | Сообщение # 218
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1647
Статус: Offline
К северу от кайтагских кумыков лежат земли подгорных кумыков с центром в Карабудахкенте. Объясни, если сможешь, почему в центре этого кумыкского общества, в Карабудахкенте, их священное место, предмет гордости и источник жизни называется "Бекенез"? Я имею в виду один из крупнейших родников в Европе, который находится в этом селе.

Попытался перевести с кумыкского, но в словаре таких слов нет.
Попытался с даргинского, и надо же, как и в случае со словом "анжи", и слова такие есть и даже их интерпретировать не надо, подгоняя под смысл:



Слово и целиком переводиться, и даже по отдельности: "бекI" - голова, главный; "бекI гIниз" - главный, большой родник.
По кумыкски родник должен называться: "Баш-булакъ" - "баш" - голова, "булакъ" - родник. Но жители Карабудахкента упорно не желают называть его так. Кстати, само слово "Карабудахкент", тоже как-то не очень уверенно переводят с кумыкского. Короче, этот вопрос ждет своего грамотного и честного исследователя.

Так же можно найти много чего и по таркинцам, и по кумыкам в бассейне Шара-Озени (река из озера), но в их среде еще видимо не появились люди готовые поднять этот вопрос изнутри. Страшно, однако, Федорову-Гусейнову такую порку устраивают даже после его смерти.
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 26.06.2011, 19:10 | Сообщение # 219
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1647
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
сама сакинат гаджиева писала что на территории Кумыков никаких следов пребывания гелов и легов не выявлено и никакой субстратной топонимики от них не существует (С. Ш. Гаджиева. Кумыки. 1961. С. 35).


Где тут сказано что-то конкретно о даргинцах, и желательно с фактами на руках?

И теперь сравни это со словами Гаджиевой, подкрепленные лингвистическими и топонимическими фактами. Она сама обращает внимание на то что, если на обычные слова можно сказать, что они заимствованы, то с названиями местностей это не проходит. Ты всерьез считаешь, что тюрки приходили и называли каждую полянку и хуторок на своей земле по-даргински?

С одной стороны заявления ничем недокрепленные, а с другой сплошные аргументы и факты. Теперь ответь, кто стоял за спиной ученого и заставлял ее говорить то, что она даже доказать не в состоянии? Что это за "великие инквизиторы" у которых работы Гаджиевой и Федорова-Гусейнова вызывают "приступы неудержимого хохота" и другие невротические состояния?

И еще просьба, не вывешивай простыни. Найди в тексте суть, которую хочешь донести и дай ее со своими комментариями. А то впечатление создается, что ты рассуждаешь по своим авторитетам, а своего разумного мнения не имеешь.


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Воскресенье, 26.06.2011, 19:18
 
WERDUMДата: Воскресенье, 26.06.2011, 19:19 | Сообщение # 220
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
про тарки, анжи и топонимию их окрестностей я выложил и там даргинского близко нету. ты наверно не читаешь их, или просто глазами пробегаешься. Бек - главный, князь, крепкий, иниз/ш источник в крымско татарском и башкирском. В даргинском языке много древнетюркских слов которых не сохранилось в кумыкском. Это иниз, ортак-друг и юрт-дом. про башлы и южных кумыков я тоже выложил.
Quote (Тукмагомед)
Так же можно найти много чего и по таркинцам, и по кумыкам в бассейне Шара-Озени (река из озера)

не шара а шура.

Темир-Хан-Шура (в просторечии - Шура). Название это - многосоставное (темир + хан + шура).

"Темир-Хан-шура, - отмечал Костемеревский, касаясь истории этого поселения, - был прежде татарский (кумыкский. - К.А.) аул, принадлежащий шамхалу Тарковскому. Происхождение этого аула одно из местных преданий связывает с пребыванием Темерлана в Дагестане, за 460 лет до нашего времени...". Автор также писал, что Темерлан (или Темир-Хан, как его часто именовали в народе) имел "постоянное свое становище в том месте, где находился впоследствии аул, а ныне находится укрепление Темир-Хан-Шура, название которого поэтому и значит Темирханов город"I. Однако обилие подкурганных захоронений и древних могильников в этой округе показывает, что земли эти издревле входили в историко-культурный ареал кумыков и их гунно-булгарских предков, именно на этой территории ученые локализуют политический центр царства гуннов во главе с царицей Боарикс (по реконструкции Н.А. Баскакова - Берик-кыз). Под ее властью здесь находились более 100 тыс. гуннов.

В этом контексте первую часть данного названия логичным будет связать не с "великим хромцом" Тимуром, а с названием древне-тюркского божества "Тенгир", которому предки кумыков здесь еще в VII в. (до принятия мусульманства) поклонялись. Кроме того, "Тенгири-Хан" (в армянской транскрипции - Тедрехон) - один из правителей Кавказской Гуннии (Дагестан). Так звали и хазарских каганов. Таким образом, название это в древности могло звучать как "Тенгири-Хан-шура", а в последующем термин этот в ходе стадиальной эволюции по законам кумыкской (тюркской) фонетики, как считают лингвоисторики, вполне мог претерпеть соответствующие изменения (тенгир/тенир/темир) и до нашего времени дошёл в форме "Темир-Хан-Шура".

Что касается второго компонента в этом названии, то здесь все ясно, он прозрачен, в древнетюркском языке хан употребляется в качестве титула правителя. А вот компонент шура представлен в составе ряда кумыкских топонимических названий и вызывает в ученом мире различные толкования и споры. В конце XIX-начале XX вв. общепринятым считалось объяснять его с тюркского ("чагатайского") как "совет, ставка". А в последние годы заметно активное стремление некоторых дагестановедов (и краеведов) связать это слово с даргинским шара (озеро, лужа), а то и просто с именем некоей Ашуры, поселившейся в неизвестные времена с мужем Темирханом в этой местности. Им, в постперестроечные годы в Буйнакске вроде бы даже установлен памятник. Так, известный историк Р. МагомедовII, как и ряд и других исследователей, склоняется к мысли, что название "Шура" происходит от даргинского "шари" - озеро и на этом основании приходит к выводу, что места эти в старину (чуть ли не до монгольского нашествия) могли быть заселены даргинцами. Однако для такого веского тезиса необходимы и веские историко-лингвистические обоснования, которых на базе даргинского языка вряд ли можно привести.

Ради справедливости все же следует отметить, что русские исследователи конца XIX-начала XX вв. отмечали присутствие "даргинско-тюркского", по их мнению, слова шара в названии Темир-Хан-Шуры и само название переводили как "Темирханово озеро"III. Некоторое подкрепление эта версия находит и в том, что, действительно, на месте, где сейчас г. Буйнакск, а точнее, где в середине прошлого века был разбит городской сад, находилось, по свидетельству очевидцев, небольшое смрадное, заросшее сорняком озеро. В 1854 г. по распоряжению князя Аргутинского оно было осушено.

Но если даже принять вышеприведенную версию, правильней будет все же предположить, как это в свое время сделал в одной из своих работ лингвоисторик Н. С. ДжидалаевIV, что название местности шура "болото, озеро, стоячая вода" осталось здесь непосредственно от самих тюрков (гуннов, булгар), предков кумыков, а не от даргинцев, пребывание которых в этой зоне в те эпохи он ставил под сомнение. А вышеуказанное слово, как считает большинство ученых, - явный субстратный булгаризм. И оно, вопреки утверждению, Н. Джидалаева об отсутствии его в языке современных кумыков, сохраняется и в современном кумыкском языке в форме шере - "лужа, пруд, жидкая глина"V. Встречается оно и в пословице "Янгур да шереге ява" (букв.: "и дождь на озеро (шере) льется").

Новейшими исследованиями ученых (К. Кадыраджиев, Н. Ольмесов, А. Аджиев и др.) в современном кумыкском языке выявлен солидный пласт булгарских слов, а также отдельных топонимических названий, которые этимологизируются на базе булгарского языка. Это подтверждает, что на равнинной и предгорной частях Дагестана (в т.ч. и на территории нынешнего Буйнакского района) в раннем средневековье жили кумыки и их древнебулгароязычные (тюркоязычные) предки. Наличие же булгаризмов в лакском, даргинском (к примеру - шура), аварском и других горских дагестанских языках указывает на то, что древние кумыки (булгары) жили и в горах.

К этому следует присовокупить, что в науке существуют и другие версии (этимологии) названия Темир-Хан-Шура. Наиболее убедительную, как нам представляется, дал известный тюрколог, доктор филологических наук, профессор Джангиши ХангишиевVI, закономерно сопоставивший "Шура-кала" с названием хазарской крепости на Дону - Саркел (Сари-кала). Названный термин у хазар употреблялся в значении "белый город", ибо белый цвет, цвет солнца, цвет золота считался цветовым символом кагана. По этой причине место его стоянки, ставки или резиденция назывались этим термином. Отсюда и арабская калька этого хазарского названия столицы "ал-Бейда". Примечательно, что и в русских летописях оно переводится как "Белая вежа". Не исключено, что Шура в раннем средневековье была одним из политических центров Кавказской Гуннии (Хазарии). На это указывают многочисленные шуринские курганы, археологические материалы могильника в окрестностях сел. Агачкала. Кроме того, не случайно С.Т. Еремян и ряд других ученых (К.Ф. Смирнов, М.И. Артамонов) локализуют столицу гуннов, "великолепный" город Варачан, на месте современного города БуйнакскаVII.

Данную этимологию правильным будет применить и по отношению к названиям "Шура-озень" (название реки, берущей свое начало из недр Гимринского хребта и протекающей по территории Буйнакского и Кумторкалинского районов и впадающей в Каспийское море) и "Кака-Шура", "Уллу Шура" (название древнего кумыкского аула в нынешнем Карабудахкентском районе). Соответственно в первом случае мы имеем название со значением "белая река" (ср. с Ак-озёнь), а во втором, может быть, "белое ущелье". Так или иначе, но видно, что в данных субстратных географических названиях сохранился реликтный булгаризм с исконным значением "белая".

Что же касается конкретной истории старинного кумыкского аула Темир-Хан-Шуры, хорошо известного уже в XVI-XIX вв., то не секрет, что в 1832 г. жители его были переселены в ближайшие аулы: Халимбек-аул, Муселем-аул и Капир-Кумук, а на его месте в эпоху т.н. Кавказской войны по предложению Мехти-шаухала Тарковского, но уже в период правления в Дагестане его сына Сулейман-шаухала Тарковского, заложено под этим же названием русское военное укрепление. Укрепление это впоследствии было преобразовано в город Темир-Хан-Шуру - военно-административный центр Дагестанской области (1860 г.), а с 1921 г. он - столица вновь созданной ДАССР (в 1924 г. переименована в Буйнакск).

Таким образом, мы видим, что в древнекумыкских субстратных географических названиях "Темир-Хан-Шура", "Кака-Шура", "Шура-озень" запечатлена древняя история кумыков и их гунно-булгарских предков. Такого рода топонимы - бесценные памятники нашей истории.

I Костемеревский И.С. Темир-Хан-Шура // Кавказ. 1858. №4

II см. его работу: Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала. 1999. С.128

III Услар П.К. Языкознание. Хюркилинский язык. Тифлис. 1892. С.4; Козубский Е. Очерк истории Темир-Хан-Шуры // МОМПК, вып. XIX. Тифлис.1894..С. 12; Ганн К.Ф. Опыт объяснения кавказских географических названий //СМОМПК. XI. Тифлис.1909.С. 136

IV см. его работу "Далекое близкое". Махачкала. 1989. С.46

V см.: Кумыкско-русский словарь. М., 1969, С.369

VI См.: Дж. Хангишиев. Къумукъ диалектологиясы. Махачкала. 1989. С.1

VII См.: Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // Записки Института востоковедения АН СССР. М.;Л., 1939. Т.VII. С. 134
 
WERDUMДата: Воскресенье, 26.06.2011, 19:21 | Сообщение # 221
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Где тут сказано что-то конкретно о даргинцах, и желательно с фактами на руках?

их же считают предками горских народов
 
WERDUMДата: Воскресенье, 26.06.2011, 19:26 | Сообщение # 222
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
и на счет федорова-гусейнова то он перед смертью все это опроверг в своей книге история карабудахкента 1997 года там и про кумух якобы постоянной и первой столицы шамхалов опроверг
 
WERDUMДата: Воскресенье, 26.06.2011, 19:39 | Сообщение # 223
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Теперь ответь, кто стоял за спиной ученого и заставлял ее говорить то, что она даже доказать не в состоянии? Что это за "великие инквизиторы" у которых работы Гаджиевой и Федорова-Гусейнова вызывают "приступы неудержимого хохота" и другие невротические состояния?

магомед салам умаханов
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 26.06.2011, 20:23 | Сообщение # 224
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1647
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Но если даже принять вышеприведенную версию, правильней будет все же предположить, как это в свое время сделал в одной из своих работ лингвоисторик Н. С. ДжидалаевIV, что название местности шура "болото, озеро, стоячая вода" осталось здесь непосредственно от самих тюрков (гуннов, булгар), предков кумыков, а не от даргинцев, пребывание которых в этой зоне в те эпохи он ставил под сомнение. А вышеуказанное слово, как считает большинство ученых, - явный субстратный булгаризм. И оно, вопреки утверждению, Н. Джидалаева об отсутствии его в языке современных кумыков, сохраняется и в современном кумыкском языке в форме шере - "лужа, пруд, жидкая глина"V. Встречается оно и в пословице "Янгур да шереге ява" (букв.: "и дождь на озеро (шере) льется").


Вот сравни всю эту акробатику, про слово которое есть и которого нет одновременно, в том числе в кумыкском словаре. Все эти разговоры о булгарском субстрате и полное игнорирование вопроса о даргинском субстрате. И каждый раз, как назло, в кумыкском нужное слово не сохранилось, а у даргинцев сохранилось. Даргинцы похоже больше имели отношение к гуннам, чем кумыки (интересная мысль, кстати; не в споре ли рождается истина?).

Сравни с тем, как я без лишних слов и целых статей открываю словарь и делаю перевод, мало мальски зная историю тех мест:



и все, и дальше не надо мне копаться в хурритских словариках или этрусских там, все переводится прямо с даргинского языка. Темир-Хан-Шура - "озеро Темирхана".

Quote (WERDUM)
Темир-Хан-Шура (в просторечии - Шура)


Вот именно: в просторечии, иносказательно, приблизительно, и неизвестно откуда.

Вот и официльный документ-справочник, составленный не благодарными кунаками гостеприимных степняков, а равнодушными, и от этого профессиональными чиновниками из Санкт-Петербурга:

 
WERDUMДата: Воскресенье, 26.06.2011, 20:31 | Сообщение # 225
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Ради справедливости все же следует отметить, что русские исследователи конца XIX-начала XX вв. отмечали присутствие "даргинско-тюркского", по их мнению, слова шара в названии Темир-Хан-Шуры и само название переводили как "Темирханово озеро"III. Некоторое подкрепление эта версия находит и в том, что, действительно, на месте, где сейчас г. Буйнакск, а точнее, где в середине прошлого века был разбит городской сад, находилось, по свидетельству очевидцев, небольшое смрадное, заросшее сорняком озеро. В 1854 г. по распоряжению князя Аргутинского оно было осушено. Но если даже принять вышеприведенную версию, правильней будет все же предположить, как это в свое время сделал в одной из своих работ лингвоисторик Н. С. ДжидалаевIV, что название местности шура "болото, озеро, стоячая вода" осталось здесь непосредственно от самих тюрков (гуннов, булгар), предков кумыков, а не от даргинцев, пребывание которых в этой зоне в те эпохи он ставил под сомнение. А вышеуказанное слово, как считает большинство ученых, - явный субстратный булгаризм. И оно, вопреки утверждению, Н. Джидалаева об отсутствии его в языке современных кумыков, сохраняется и в современном кумыкском языке в форме шере - "лужа, пруд, жидкая глина"V. Встречается оно и в пословице "Янгур да шереге ява" (букв.: "и дождь на озеро (шере) льется").


вот же он ответил на весь твой вопрос
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Хазарский каганат.
Страница 15 из 37«1213141516173637»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz