ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Воскресенье, 19.11.2017, 03:48
  Даргинцы в войнах с арабами и их саттелитами - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Даргинцы в войнах с арабами и их саттелитами
Даргинцы в войнах с арабами и их саттелитами
ТукмагомедДата: Вторник, 19.01.2016, 01:18 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Разгром даргинцами в 653 году (32 год хиджры) арабского войска под стенами Балъунчира (Баланджара) на реке Сулак (КIас)

733 г. (115 год хиджры) - Поход Абу Муслима. Дербент-наме
Второй источник - Ал-Куфи

737 г. (120 год хиджры ) - Поход Мерван ибн Мухаммед

791 г. - Даргинцы наголову разбили арабское войско и гнали его остатки почти до столицы Халифата

815-816 г (200 лет хиджры) - потомки Хамзата и Аббаса


912 г.  - Крупная победа над арабами в даргинском Шандане (на территории Муэра)

1031 г. - Разгром даргинцами войска «владыки Южного Кавказа» из Гянджы, курда Фадлуна из династии Шеддадидов

1068 г. - Полный разгром даргинцами под стенами Дербента войск ширваншаха Фарибурза и союзных ему тюрков-сельджуков
 
ТукмагомедДата: Вторник, 19.01.2016, 01:19 | Сообщение # 2
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Крупная победа над арабами в даргинском Шандане (на территории Муэра) в 912 году.

"... эмир Дербента Мухаммед ибн Хашим, заручившись военной поддержкой ширваншаха Али ибн Хайсама, предпринял новый поход на Шандан (даргинские общества Муэра и Акуша) в 912 году. Результат его был плачевным: "... когда они дошли до ворот Шандана, произошло сражение, окончившееся неблагоприятно для мусульман. Али ибн Хайсам и эмир ал-Баба были взяты в плен вместе с 10 000 мусульман ... Среди племен неверных в пограничной области ал-Баба (Дербента) злейшим врагом мусульман был народ Шандана ..." (из "Тарих ал-Баб") ...".

Источники:

Р.М. Магомедов, "Даргинцы в дагестанском историческом процессе", Отпадение дагестанских земель от Халифата и его последствия., с. 74.

ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА ...http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/te..  

 
ТукмагомедДата: Вторник, 19.01.2016, 01:23 | Сообщение # 3
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
В 791 году даргинцы наголову разбили арабское войско и гнали его остатки почти до столицы Халифата.

"... В 791 году арабское войско двинулось из Баб ал-Абваба (Дербента) на Хамрин (Хамур-Дарго), ожидая повторения прежних побед. Его возглавлял наместник Закавказья, южного Прикаспия и Хорасана ал-Фадл ибн Яхъя ибн Хамид ал-Бармаки (брат знаменитого везиря халифа Харуна ар-Рашида, Джафара ал-Бармаки). Он "совершил нападение на крепость Хамрин (город Таргу на реке Гамри), но его жители обратили его в бегство, и он бежал, не заботясь ни о чем, до тех пор, пока не добрался до Ирака", - пишет историк 9-го века Якуби ...".

Источники: 

Р.М. Магомедов, "Даргинцы в дагестанском историческом процессе", Восточная часть Дагестана при Аббасидах (750-856 гг.), с. 66.

Арабское вторжение в Дагестан ... http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1731517
 
ТукмагомедДата: Вторник, 19.01.2016, 01:25 | Сообщение # 4
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Разгром даргинцами в 1031 году войска «владыки Южного Кавказа» из Гянджы, курда Фадлуна из династии Шеддадидов

... В руках этого курда Фадлуна находилась часть Азербайджана, которую он захватил и управлял ею. Как-то в этом (1031) году он совершил нападение на хазар (прим. – область Семендер) и захватил большую добычу. 

Возвращаясь в свою страну, он шел медленно, так как он считал себя в безопасности и думал, что он их, хазар, разбил окончательно и отвлек их тем, что он им сделал. Однако они быстро погнались за ним, перебили более десяти тысяч из его людей и из бывших с ним добровольцев, отобрали взятую у них добычу и, захватив имущество мусульманских войск, вернулись обратно ... [1].

... ал-Истахри (прим. - и другие арабские авторы) смешивал хазар и подвластное им население Прикаспия, отсюда и два класса хазар. Второй тип, в котором не отмечено основных признаков монголоидности – «белый, видный по красоте и наружным качествам», может быть отнесен к местному населению Прикаспия (Хайдака) ...

... По сведениям Ибн-Хаукаля, столица Хайдака город Семендер (современная Махачкала) был разрушен в 969 году. Через 95 лет остатки хазар (имеются в виду потомки жителей Семендера) возвратились в Семендер, отстроив его заново ...

... Семендер никогда не был хазарским городом, а тем более его столицей. Хазарами Семендер использовался во время кампаний арабо-хазарских войн как база для организации походов против арабов ... [2].

К моменту указанной битвы (в 1031 году) государство Хазария не существовало даже на ограниченной территории, то есть, под "хазарами" Ибн-ал-Асира нужно понимать именно жителей Хайдака:

... По сообщению византийских хронистов, в 1016 году Император Василий II послал в Хазарию флот, и с помощью Сфенга, брата Владимира (Киевского), завоевал эту страну. Правитель хазар Георгий Цул был взят в первой же битве. Предпринимая этот поход, Византия покончила с остатками Хазарии в Крыму ... [3].

Масуди (в переводе Минорского, Оссона, Данлопа) свидетельствует о том, что столицей кайтагского (даргинского) государства был именно Семендер: 

... Народ ал-Баба (Дербента) терпит много ущерба от царства Хайдак, столицей последних был Самандар (прим. - даргинский вариант Самандара - Гlянжи-кlала, то есть, "глинобитная крепость" [4] ) ... [5].

Во времена еще более древние дохазарские, ряд источников напрямую относят территорию Семендера к землям даргинцев-акушинцев:

... Здесь же было племя Туман распространенное от города Ихрана (Хунзаха) до Гумри и называемое теперь Тау-Лезги (горные лезгины), которых столица называется Акуша ... [6].

... Владение Туманшаха, в котором были крепости: Семендер, ныне Тарки и Энджи (Анджи), развалины которой видны и поныне, в трех милях отсюда на берегу моря. Кейван, между Тарками и Андреевой деревней. Город Балх на правом берегу Сулака (Койсу), крепость коего находилась к северу, на противоположном берегу вместе с некоторыми другими крепостями, расположенными до владения Гамри ... [7]. 

Источники: 

[1] ИБН АЛ-АСИР, "ПОЛНЫЙ СВОД ИСТОРИИ",http://www.vostlit.info/Texts/rus/Athir_2/text5.phtml..

[2] Гмыря Л.Б., «Страна гуннов у Каспийских ворот», 1995 г.

[3] Левченко М.В., Очерки по истории русско-византийских отношений, 1956 г., стр. 384

[4] https://vk.com/club90341225?w=wall-90341225_579 

[5]. Минорский, "История Ширвана и Ал-Баба".

[6] ДЕРБЕНТ-НАМЕ, http://bookz.ru/authors/maksud-alihanov-avarskii/derb..

[7] ГЮЛИСТАН-И ИРАМ, ПЕРИОД ПЕРВЫЙ, ИСТОРИЯ ШИРВАНА И ДАГЕСТАНА ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПОЯВЛЕНИЯ АРАБОВ НА КАВКАЗЕ, http://www.drevlit.ru/texts/b/b_bakihanov1.php
 
дарго_магомедДата: Вторник, 10.05.2016, 20:55 | Сообщение # 5
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
ИЗ ИСТОРИИ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ В СРЕДНЕВЕКОВОМ КАЙТАГЕ

Хвала Аллаху, сотворившему Мухаммеда из света своей красоты. Он отправил его — создателя истинной веры — для направления (людей) на правильный путь и обращения их в сторону истинной веры. Да будет милосердие и благословение сподвижникам пророка и продолжателям его дел, а в особенности его детям, детям его дочери и дорогим братьям его отца /л. 23/.

После этого (да будет известно, что) группа последователей пророка опирается (восходит) на Хамзата — одного из братьев отца пророка. Из потомков Хамзата являются шейх Ахмад, шейх Абу-Ибрахим и шейх Исхак. Из потомков другого брата отца пророка Мухаммеда — Аббаса являются священный шейх Наср ад-Дин — да простит их Аллах.

Они (потомки Хамзата и Аббаса) вышли из благословенной Мекки и светлой Медины с 2000 человек /л. 23б/ своих родственников и соплеменников по происшествии 200 лет после хиджры пророка 9. Они пришли в Шам и остановились там на некоторое время. Затем из Шама они отправились в Миср с 500000 10 людьми (воинами). Через некоторое время они из Мисра продолжили свой путь до страны Чаргас /л. 24/. Страны Чаргас были в это время местами войн. Они сражались здесь более двух лет н с помощью Аллаха они убили одну группу из неверующих, убили их старших талханов (талхъан) 11 и пленили их женщин и детей. [46]

Затем они пришли в страну Кайтаг (Хайдакь) /л. 24б/ и обратились к населению (Кайтага с требованием мирно) согласиться (с ними) (Но кайтагцы не согласились покориться им). Тогда арабы напали на кайтагцев, убили их талхана по имени Газфар (Тъазфар) 12, пленили его детей, захватили его имение, завладели его имуществом, насильно распространили среди кайтагцев ислам и назначили талханом в этой стране Хан-Мухаммада /л. 25/, сына Султана-Ахмада, из потомков Хамзата-араба.

Хан-Мухаммад выдал свою дочь Бика замуж за талхана страны Табасаран (Табасран) и утвердил его талханом Табасарана. После принятия ислама табасаранцами, Хан-Мухаммад женился на дочери табасаранского талхана /л. 25б/.

После этого в стране Кайтаг он построил много селений. До строительства этих селений в горах был один город, его называли Джалаги (Жалагъи). Этот город находился на окраине (на верхней границе) их селений. (Основным) занятием кайтагцев была обработка земель и косьба сена на равнине /л. 26/.

С распространением ислама и ликвидацией смут кайтагцы распространились во многие места, но они не захватили ни земли, ни сенокосы, ни сады джамаатов других селений без их согласия. Так они остались /л. 26б/ до наступления времен уцмия Султан-Мухаммада 13.

Кайтагцы договорились, чтобы все пахотные земли сделать частной собственностью (мулк), а сенокосы и сады — общей собственностью сельских джамаатов.

Затем по истечении времени появилось насилие и угроза (для кайтагцев) со стороны жителей селения Ашра /л. 27/. Тогда кайтагцы, договорившись между собою, напали на жителей селения Ашра, разрушили его и защитили своп многочисленные общинные земли. Это произошло в 705/1305-1306 году 14.

В это время в Кайтаге старшиной (юзбаши) являлся Осман, сын Рамазана из Габшима (ГІабщима) /л. 27б/. Их старшим был очень мудрый, сильно красноречивый и умеющий распоряжаться кадий Кайтага Манас, сын Нуха из Бутри 15. Он жил в селении Барша-Ма’а (Барша-МагIа) /л. 28/.

Затем в Кайтаг пришли из племени Тайфа 16. Их было всего десять храбрецов (игит). Они остановились в разрушенном селении Ma’a (Marla), расположенном возле (селения) Барша 17. Они (десять человек) поручили местным жителям построить джума — мечеть возле могил умерших шагидами (На этом обрывается текст списка «Б»). Затем они прошли по всем селениям Кайтага /л. 28б/. Все эти десять храбрецов погибли в сражении против неверующих на горе, называемой Ирчамул (ЯрчІамул) 18. Их похоронили рядом с могилой известного шейха Джунейда из Багдада. В этих двух селениях (Барша и Ма'а) остались жить их (погибших) родственники.

После этого население Кайтага /л. 29/ собралось в местности, называемой Балхас 19, и они разделили земли селений Барша и [47] Ма’а, а также территорию под названием Семе 20 на две части: одну часть они взяли себе для совместного использования, а другую — оставили жителям селений из-за тех талханов, которые погибли в сражении с ирчамульскими неверующими /л. 29б/.

В то время причамульцы захватывали в плен женщин, девушек и детей кайтагцев, а затем, получив от их отцов и мужей выкуп, отпускали домой 21. Потом ирчамульцы совершили нападение на кайтагцев, но потерпели от них поражение, многие из причамульцев погибли, оставшиеся в живых приняли ислам с раскаянием перед кайтагцами и по справедливости /л. 30/.

По истечении некоторого времени у кайтагцев появился жестокий шамхал. Он жил в Маджалисе 22 и захватил у кайтагцев земли, расположенные в горах и на равнине. Тогда кайтагцы попросили себе помощь от жителей Дарго. Кайтагцы и жители Дарго /л. 30б/ собрались вместе в местности Урсал-куш (ГIурсал-куш) 23 и договорились (действовать совместно) вплоть до наступления судного дня. Они разрушили селение Маджалис, взяли в плен талхана-насильника вместе с его детьми /л. 31/. Затем они (талхан и его дети) поклялись по шариату и справедливости (больше не притеснять кайтагцев).

После этого кайтагцы потребовали себе талхана из потомков Аббаса из Мекки 24 и они договорились с шамхалом Султаном (жить) в безлюдном (свободном) месте между рек Куйсув (Къуйсув) и Хумри (ХIумри) 25 /л. 31б/.

После прихода в (Дагестан) сирийских войск, они захватили его место и дали ему название Шамхал. После этого родившемуся на этом месте ребенку дали имя Шамхал по названию этой местности 26 /л. 32/.

Затем пришел сам Шамхал-талхан со своими родственниками и насильственно захватил на этой стороне город Маза 27, и он разрушил в этой стране у неверующих много селений, завладел имевшимся в этих селениях всем богатством и имуществом /л. 32б/.

После этого Шамхал-талхан договорился с урцмуцинскими 28 талханами. Этими талханами являются Исмаил-бек и Хасан-бек. Он брал подать (харадж) со всех горских жителей вплоть до страны Чамахи.

Ты знай традиции и обычаи потомков Хамзата /л. 33/. В отношении между собой, в исполнении обязанностей талхана, в своих решениях, в сборе подати в своей стране было так, как мы напомнили. Затем после этого, этот человек (талхан) — потомок Хамзата /л. 33б/.

На должность талхана избирали старшего по возрасту и независимо от того, что он богатый или бедный. Этот талхан собирал со своей страны подать. Из этой подати он брал себе одну пятую часть, а остальную подать он раздавал своим окружающим юзбаши, талханам, почетным людям, живущим в его стране /л. 34/. В родственных отношениях (у потомков Хамзата) была в традиции послушность (покорность) талхану, уважение и [48] возвеличивание его. Эту традицию они соблюдали из-за уважения к своим старшим (предкам) и ради освящения слов и поступков пророка Мухаммада /л. 34б/».

http://www.vostlit.info/Texts....ext.htm


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
дарго_магомедДата: Четверг, 12.05.2016, 16:30 | Сообщение # 6
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
ДЕРБЕНТ-НАМЕ

Когда наступил сто двадцатый (737-38) год хиджры Пророка, в Дербенд прибыл Мерван ибн Мухаммед 195.Он провел со стороны Мускура проточную воду и направил ее течение внутрь [города] Дербенда.

[Мерван] проявил совершенную заботу о газиях. С окружающих сторон он назначилхарадж, который должен предоставляться жителям Дербенда 196(Каз.: "в следующем порядке взималис вилайетов харадж, назначенный [ранее] Масламой" (с. 560)): ежегодно Кумук должен давать сто рабов (кул) и рабынь (караваш) идвадцать тысяч мер (мошт) 197 пшеницы (Каз.: "От Кумука и племени туманежегодно взимали сто рабов (гулам), сто рабынь(джарийе) и двадцать тысяч батманов 198пшеницы" (с. 560)). От Гюбечи (В тексте Румянцевского списка о Гюбечи говорится дважды) назначил пятьдесят рабов 199(эсир) (Каз.: "С племени гюбечибрали пятьдесят рабынь" (с. 560)). От Кайтака (Каз.: "От Каракайтака брали пятьсот рабов и двадцать тысяч батманов пшеницы" (с. 560)) назначил /л.17а / пятьсот рабов, двадцать тысяч мер пшеницы. <От Гюбечи назначил пятьдесят рабов> (Повтор втексте. В этом эпизоде переписчиком Румянцевского списка допущены ошибки: имеются повторы и пропуски. Текст восстановлен по Ленинградскому списку 1225/1810 г., л.19а). От Табарсарана 200(Каз.: фраза о Табасаране отсутствует) назначил пятьсот рабов, двадцать тысяч мер пшеницы. [От Кюре, Кураха 201 и Ахти назначилдвадцать тысяч мер пшеницы] (О Кюре,Курахе и Ахти в Румянцевском списке пропущено. Текст восстановлен по Ленинградскому списку 1225/1810 г., л.19а) и сорок тысяч дирхемов наличными 202(Каз.: "От племени кюра и мискинджабрали четырнадцать тысяч батманов пшеницы и сорок тысяч дирхемов денег" (с. 560)). А улицы Дербенда [от нечистот и грязи] должны были очищать люди Табарсарана. Упомянутые хараджи нужно давать населению Дербенда. И было установлено: [брать] у правителя Ширвана [37] двенадцать тысяч батманов пшеницы, которые должны быть взяты беспрепятственно (Каз.: "А отШирвана брали двадцать тысяч батманов пшеницы и пятьдесят тысяч дирхемов денег" (с. 560)).

http://www.vostlit.info/Texts....ext.htm


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
дарго_магомедДата: Пятница, 13.05.2016, 16:57 | Сообщение # 7
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
АБУ МУХАММАД АХМАД ИБН А'САМ АЛ-КУФИ

КНИГА ЗАВОЕВАНИЙ


Рассказ о походе Маслами ибн Абд ал-Малика на священную войну против безбожников и его сражения с ними (в 733 году).

... Затем Марван направился дальше и вскоре достиг крепости Хамзин (Таргу). Защитники крепости вступили с ним в сражение. Марван и владетель крепости сразились в жарком бою, и муслимы потеряли много убитыми. Марван сказал: «О воины! Тому, кто проникнет в эту крепость и захватит ее силой будет выдана награда в 1000 динаров, тому наградой будет самая лучшая наложница этой крепости!».

Поднялся один из арабов из Тануха (Ирак) и сказал: «Я готов, о эмир!» После этого ат-Танухи поднялся и пошел к месту, которое он выбрал заранее. Он начал подниматься в крепость, но защитники ее ничего не подозревали и он добрался до центра цитадели. Затем он воскликнул: «Аллах велик!». И защитники крепости испугались, подняли руки и сдали крепость со всем ее имуществом. Муслимы вступили в нее силой.

Владетель крепости Хамзин-шах бежал от арабов, добрался до другой крепости, где и укрылся. Муслимы захватили в крепости имущество, женщин и детей. После этого Марван вызвал к себе ат-Танухи, который поднимался в крепость. Он сказал: «Я обещал тебе 1000 динаров и я выдам их тебе. Но нужную тебе наложницу ты ищи сам!». Ат-Танухи подбежал к прекрасной наложнице, взял ее и сказал: «Вот она, да ублаготворит Аллах эмира!». Марван сказал: «Бери ее, она твоя!». Ат-Танухи взял наложницу и направился к воинам и в это время наложница ударила ат-Танухи ножом и отрубила ему голову, а затем сама бросилась в пропасть. Она расшиблась о камни и погибла.

Марван от этого рассвирепел и приказал перебить всех воинов крепости. Им отрубили головы и ни один из них не уцелел.
После этого Марван разослал свою кавалерию по земле Хамзина и конники разрушили более 300 их селений. Затем он выступил в поход и добрался до их царя Хамзин-шаха, который укрывался в крепости. Марван решил осадить ее, но Хамзин-шах заключил с ним перемирие на условиях доставки ему ежегодно в город ал-Баб (Дербент) 500 пленников и 500 мудд провизии.

После этого Марван ибн Мухаммад стал покорять одну крепость за другой, пока не покорил все крепости стран ас-Сарир, Хамзин (Таргу), Туман и Шандан (верхнедаргинцы), а также и те, до которых добрался. Затем он возвратился назад и остановился в городе ал-Бабе, где его захватила зима.

(пер. Буниятова. З.М.)

Текст приводится по изданию: Абу Мухаммад ибн А'сам ал-Куфи. Книга завоеваний. Баку. 1981


Источник


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Четверг, 30.03.2017, 21:34 | Сообщение # 8
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Разгром даргинцами в 653 году арабского войска под стенами Балъунчира (Баланджара) на реке Сулак (КIас) и поспешное бегство захватчиков до самой их родины - Басры в Ираке. Яростный отпор, оказанный даргинцами - защитниками города, придал смелости в действиях и их союзникам. В частности, хазарам-тюркам, которые до этого сражения считали арабов неуязвимыми. 
____________________________________________________________

... поход на Баланджар описывается у ат-Табари среди событий 32 г.х. (652-653 гг.) ... Абд ар-Рахман, который был наместником ал-Баба, осадил город. Камнеметные машины, установленные на стенах, не давали подойти близко. И в эти дни был убит один из военачальников Мидад ... и попал в него осколок камня из баллисты, и снес ему голову, укоротив его. А что касается Амра, то попал в него камень и убил его. А что касается Йазида, то сбросили на него что-то и убили его. Затем уже подошли тюрки и вместе с горожанами разгромили арабов. И в этом бою погиб Абд ар-Рахман ... 

... ат-Табари и ал-Куфи повествуют об убеждении тюрков в неуязвимости арабов до выше упомянутого боя у Баланджара, после чего тюрки осмелели ... 

... Армянский историк, упоминающий разгром арабов, говорит что спасаясь бегством через горы, они гибли от холода ... [1] 

... войско Исмаильтян (арабов) понесло поражение. Спасшиеся бегством не могли прорваться через ущелье, потому что другое войско шло на них с тылу. Поэтому они устремились в ущелья Кавказских гор, и едва выползли по склонам их. И многие, спасшиеся от смерти, нагие и босые, пешие и раненые пришли в страны тисбонские, на родину свою [имеется в виду город Басра в Ираке] ... [2]

... Здесь же было племя Туман (Акуша-Дарго или Вицхьи) распространенное от города Ихрана (Ирганай) до Гумри (Хамри) и называемое теперь Тау-Лезги (горные лезгины), которых столица называется Акуша ... [3] 

... Владение Туманшаха, в котором были крепости: Беленджер, Семендер (Тарки), Анжи, с некоторыми другими крепостями, расположенными до владения Гамри ... [4]

ИСТОЧНИКИ:

[1] О.Г. Большаков, «К истории завоевания Дербента арабами» / Дагестан и мусульманский Восток, 2010 г., сс.19-21

[2] История императора Иракла: Сочинение епископа Себеоса, писателя VII века / Пер. с арм. К. Патканьяна. СПб., 1862. 3. 32; История епископа Себеоса / Пер. с 4-го исправленного армянского издания, предисл. и коммент. Ст. Малхасянца. Ереван, 1939, 3. 37. С. 164.

[3] ТАРИХИ ДЕРБЕНДЬ-НАМЕ, Баку, 2011, стр. 29 

[4] АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ, "ГЮЛИСТАН-И ИРАМ", ИСТОРИЯ ШИРВАНА И ДАГЕСТАНА ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПОЯВЛЕНИЯ АРАБОВ НА КАВКАЗЕ
 
ТукмагомедДата: Суббота, 29.04.2017, 11:40 | Сообщение # 9
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Полный разгром даргинцами в 1068 году под стенами Дербента войск ширваншаха Фарибурза и союзных ему тюрков-сельджуков. Достижение победы даргинцами, несмотря на слабость и предательство дербентского гарнизона.
_________________________________________________________

... В конце того же 459/1067 года сельджукский султан Алп-Арслан двинулся на Арран; Ширваншах Фарибурз явился к нему с подарками и предложением своих услуг и сопровождал его в походе 460/1068 года ...

... Между тем поведение сельджуков под руководством Кара-Тегина превратилось в непрерывный ряд грабежей, убийств, распятий (повешений), разрушений и поджогов на всем пути от Бакуйа до Шабарана. Он расположился лагерем в окрестностях [последнего] и отправил войско грабить селения. Они брали в плен и мусульман и [их] союзников (му'ахидин), похищали их жен и детей, сжигали их дома. Тюрки поднялись в горы, а оттуда обрушились на Маскат ...

... В мухарраме 461/ноябре 1068 года Ширваншах Фарибурз двинулся на ал-Баб, и ряд сражений произошел между ним и войском Абд ал-Малика, состоявшим из дербендцев и хайдакцев. Во всех битвах колесо счастья (да'ира) было повернуто против Ширваншаха. Затем Муфарридж. б. Музаффар со своими приверженцами из Дербента перешел на сторону Ширваншаха. Вследствие этого дербендское войско было разбито, а хайдакское стояло твердо. 

Увидя их стойкость, дербендцы вернулись в бой, и ширванцы были разбиты, и многие из них погибли ... [1]

... Ширваншах Фарибурз явился к сельджукскому султану Алп-Арслану с предложением своих услуг, надеясь использовать влияние султана, чтобы покарать своих личных врагов ... [2]

ИСТОЧНИКИ:

[1] Владимир Федорович Минорский, "История Ширвана и Дербенда X-XI веков". М. Издательство восточной литературы. 1963

[2] М.Р. Гасанов, "История Дагестана", 2000, стр. 104
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Даргинцы в войнах с арабами и их саттелитами
Страница 1 из 11
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz