ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Понедельник, 21.08.2017, 02:06
  Древние города Дарго - Страница 2 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 3«123»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Древние города Дарго
Древние города Дарго
aschurbekgabibovДата: Суббота, 11.03.2017, 19:21 | Сообщение # 16
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
ГIянжи-Къала. Соглашаясь с названием города Саман-дар, что прямая калькаот даргинского ГIянжи-Къала (Анжи-кала), со значением "глинобитная крепость, дворец", могу добавить, что первоначально и Дербентская крепость и его городские стены были выложены из глиняных блоков или саманов [Кудрявцев А.А. Древний Дербент. – М.: Наука, 1982]. ВV-VI вв. иранские цари из династии Сасанидов развернули грандиозное фортификационное строительство уже из крупных каменных блоков.

Тукмагомед! Может я неправильно комментирую по темам (городам) потому, что они не встраиваются в тематику, а как это делать не нашел!


ХIябибла Ашурбег

Сообщение отредактировал aschurbekgabibov - Суббота, 11.03.2017, 19:36
 
ТукмагомедДата: Суббота, 11.03.2017, 22:46 | Сообщение # 17
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Хайдак был союзником Золотой Орды, об этом пишут многие историки. Насчет Хулагидов желательны источники.

Историки и археологи указывают на Жалаги как на единый городской комплекс, а не отдельные поселения. Запустение постигало и более крупные города. Например Рим в Средние века был почти деревней, где  вокруг Коллизея паслись козы.

Янгикент (Новый город), это распространенный топоним там, где имеет влияние тюркский язык. И это село было основано одной из ветвей уцмийского дома относительно недавно.
 
ТукмагомедДата: Вторник, 21.03.2017, 08:33 | Сообщение # 18
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Балъунчир

Центральное место в истории Дагестана занимает древний даргинский город-крепость на реке КIас (дарг. - "Большая вода", современный Сулак) под названием Балъунчир, также известный как Баланджар, Balanjar, Беленджер, Балх, Верхнечирюртовское городище, Старый Эндирей. Был одним из главных городов ранне-средневекового даргинского государства Вицхьи (Десять обществ), Вицци - в западных источниках или Туман, как называли его персы. Позже входил в даргинское государство Хайдак.

Захвачен и разрушен турецким военачальником Осман-пашой Оздемир-оглу во главе 200-тысячной армии в 1579 году, совместно с кабардинцами и крымскими татарами, которых привел с собой Султан-Махмуд, сын шамхала Чопана ибн Алибека I-го (давнего проводника протурецкой линии). Это был результат очень длительной войны между Хайдаком и Кабардой во время которой даргинцы неоднократно разоряли земли Малой Кабарды. Уже через год, в 1580 году даргинцы, руководимые уцмием, разбили турецкий корпус под Дербентом и остановили дальнейшее продвижение противника.

В итоге, на окраинных засулакских землях Хайдака образовалось Эндиреевское (крымско-кабардинское) шамхальство во главе с Султан-Махмудом, а хайдакские Тарку (Дарку) и Бойнак со временем отошли в пользу уже существовавшего до этого Казикумухского шамхальства, постепенно возвысившегося после разорения Хайдака и Вицхьи Тамерланом в 1395-96 годах. Тем не менее, еще в начале 18-го века шамхалы Кази-Кумуха были в номинальном подчинении уцмийского Дома. А тарковские шамхалы признавали старшинство уцмиев минимум до начала 17-го века.
_________________________________________________________________

... Здесь же было племя Туман распространенное от города Ихрана (Ирганай) до Гумри (Хамри) и называемое теперь Тау-Лезги (горные лезгины), которых столица называется Акуша ... [1]

... Владение Туманшаха, в котором были крепости: Семендер, ныне Тарки и Энджи (Анжи), Кейван, город Балх (Беленджер) на правом берегу Сулака (Койсу), крепость коего находилась к северу, на противоположном берегу вместе с некоторыми другими крепостями, расположенными до владения Гамри ... [2]

... По-персидски Туман означает "десять". Топоним Вицхьи с даргинского языка переводится как десять общин. Название Туман, проникшее в Дагестан с персидскими завоевателями, было воспринято отдельными соседними народами в качестве перевода на персидский язык местного "Вицхьи" ... [3]

... Там есть также зовущиеся аланами или альбанами, а на своем языке — виццами, это жесточайшие Амброны; они рождаются седыми — о них упоминает писатель Солин ... Alani vel Albani, qui lingua eorum Wizzi dicuntur ... [4]

... Балх, по словам Клапрота, находился на Койсу в 40 верстах выше по течению Сулака от теперешнего Костека, был главным городом страны и получил имя Эндери в VIII столетии от казарского правителя, который мог быть христианином ... [5]

... Балх - древнедагестанский город-крепость. Историки М.А.Казембек, А.Я.Гаркави и некоторые другие отождествляют его с хазарским городом Баланджаром, существовавшим в раннее средневековье на территории Северного Дагестана ... [6]

... Эндирей был довольно большим и укрепленным городом. Однако, первоначальное местоположение его указывается на реке Койсу (Сулак), и лишь впоследствии - на реке Акташ ... [7]

... А позади города Эндери находилась крепость Эндери. В 1579 году Оздемир-оглу (турецкий военачальник) отвоевал ее у кайтаков и превратил в развалины ... [8]

... уже 21 августа 1582 г. турецкий султан обращается с личным посланием к Султан-Муту (Махмуду) как к шамхалу ("Samkhal oglu Sultan Mirza") ... [9]

... Предания наши сохранили память о беспрестанных войнах и набегах, претерпенных нашим народом с конца XIII века. Хадакский хан-уцмий был самым опасным врагом кабардинцев. Он уцмий много раз вторгался в Малую Кабарду и производил ужасные опустошения ... [10]

... Округ Цудакара, также Цадех (у истока Койсу). В нем имеются и остатки прежнего Ендре (Эндирея) на берегу Койсу на северных предгорьях, несколько верст ниже Кемира (Гимры). К нему также принадлежат: Кудалир, Маалир, Хилир, Салта, Курота, Тлуук, Хоцатл, Цух (Чук), Чуукхо (Чуклу), Чехи, Кухур, Урис, Сиурус, Каргабил, Косук. Здесь говорят по-лезгински на очень отличающемся диалекте ... [11]

... Археолог и историк М.Г. Магомедов предложил отождествить с Беленджером крупнейшее в районе Теркско-Сулакского междуречья Верхнечирюртовское городище (6-8 вв.), расположенное на правом берегу реки Сулак у выхода с предгорий на равнину ... [12]

... Археолог К.А. Бредэ отметил внушительный характер и монументальность крепостных стен городища Верхний Чирюрт, которые в средневековье прикрывали с севера государственную границу одного из существовавших тогда в Дагестане царств (Туман-Вицхьи) ... [13]

... На окраине Чирюрта хребет, вернее его гребень, очень необычный. Его при сотворении неведомые силы разрезали вдоль, и южная половина от этой операции сползла вниз, отчего другая, северная половина, получилась с одного бока отвесной — неприступной стеной ... [14]

Этимология Беленжер (Balanjar): Балъун-чир ...

1. балъун(си) - срез, разрез (Х.А. Юсупов, Русско-даргинский словарь, 2005)

2. ... слово "чир" (забор, ограда) существует и у даргинцев и у кумыков ..., С.Ш. Гаджиева, "Кумыки", стр. 43

3. girða (чжирдза) (Icelandic)... from garður ("enclosing wall" - запирающая стена); girdi – fence, dike …, Faroese-English Dictionary, George Vaughan, 1985, p. 176

... Воевода Н. Вельяминов (нач. 17-го века), желая побольше узнать об уцмие и его владении, роли и месте Кайтага в Дагестане, обратился к кабардинскому князю Сунчалею, от которого получил следующую информацию: «… и сказал князь Сунчалей мне, что уцмий де князь кайдацкий в горах человек первый и людьми силен, никому не служит – ни турскому, ни крымскому, ни кызылбашскому – не голдует и ясаку не дает, а человек де он гордой, против кумыкского Гирея – князя, не вставая, шапки не сымает, и Гирей де перед ним з братом своим с Илдаром вместе не садятся и стоят на коленках» ... [15]

... Затем Ахмадхан-усуми отправил к Сурхаю (Казикумухскому) и Шукуку посланца, который передал: "Если вы мои подданные и верны мне, то постарайтесь вместе со мной: я хочу совершить поход для взятия города Шамахи и освобождения его жителей из-под власти шиитов ... Ахмадхан-усуми выступил в субботу, двадцать четвертого рамадана (30 июля 1720 г.) ... [16]

... Предки даргинцев заселяли местность в низовьях рек, текущих к Каспийскому морю. Они расселились на широком пространстве вплоть до реки Кумы. Упомянутые уже кипчаки, придя в Предкавказье, продвинулись к Каспийскому морю южнее устья Терека и заняли часть территории даргинцив в степной части, в предгорьях и вдоль моря. Свидетельством этому являются современные поселения кумыков ... [17]

... Темир-Хан-Шуринский округ, судя по данным языка, некогда был населен даргинцами. Кумыки составляющие ныне его главное население, явились, как предполагают, не ранее конца 12-го или начала 13-го века ... [18]

ИСТОЧНИКИ:

[1] ТАРИХИ ДЕРБЕНДЬ-НАМЕ, Баку, 2011, стр. 29

[2] АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ, "ГЮЛИСТАН-И ИРАМ", ИСТОРИЯ ШИРВАНА И ДАГЕСТАНА ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПОЯВЛЕНИЯ АРАБОВ НА КАВКАЗЕ

[3] Гасанов М.Р., История Дагестана с древности до конца XVIII в. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997. С.31

[4] Адам Бременский (Brem. IV, 19)

[5] Heinrich Julius von Klaproth, Asia Poliglotta. P.24

[6] Mirza A. Kazem-Beg. SPb., 1851, с. 480-482, 616; Гаркави А.Я. Существовала ли у хазар столица под названием Баланджар // Известия имп. Русского археологического общества. СПб., 1878, т. 9, вып. 2-3, с. 271

[7] Witsen N.K. Noord en Oost Tartarye. Amstredam, 1692, Т.2, s. 447; Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906, с.453, 508)

[8] ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ, КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ, ЗЕМЛИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, ПОВОЛЖЬЯ И ПОДОНЬЯ

[9] Кумыкский энциклопедический словарь, Махачкала, 2009.

[10] ШОРА НОГМОВ, ИСТОРИЯ АДЫХЕЙСКОГО НАРОДА, ГЛАВА IV

[11] Иоганн Антон Гильденштедт, "Путешествие по Кавказу с 1769-го по 1774 г."

[12] Магомедов М. Г. Отчеты о работе Верхнечирюртовской археологической экспедиции ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР в 1969—1973 гг. Махачкала, РФ ИИЯЛ д. № 274, 1747, 217, 288.

[13] Бредэ К. А. Отчет об археологических разведках на берегах Сулака и доисследования Сигитминского нижнего поселения в 1958 г. Махачкала. Рукописный фонд ИИЯЛ, (далее РФ ИИЯЛ), с. 19.

[14] Мурад Аджиев, "Кресты Беленджера", Вокруг света, 01 июля 1992 г.

[15] Русско-дагестанские отношения XVII – первой четверти XVIII вв. 1958. С. 64.

[16] О БОРЬБЕ ДАГЕСТАНЦЕВ ПРОТИВ ИРАНСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ, ИИЯЛ (ф.1, оп.1, д.287)

[17] Стецюк В.М., "Этничность древнейшего населения Кавказа"

[18] Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 19. 1894г., Очерки истории города Темир-Хан-Шуры Е. Козубского



 
aschurbekgabibovДата: Среда, 22.03.2017, 11:54 | Сообщение # 19
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Очень познавательная и раскрывающая глаза на исторические моменты нашего прошлого, во всяком случае для меня. Хвалаил баркалла!
Тукмагомед! Смею предположить, что «Балъунчир» - составное слово, во всяком случае в Кайтагском диалекте, из «Балгъун» - постриженный,
голый и «Чир» или «Чара» - жернов, округленный точильный камень? Вариант перевода «Балгъунчар» - голая (лысая) земля или степь, равнина? Пример: «Балгъун бекI» – «Постриженная»или «Лысая» голова.


ХIябибла Ашурбег

Сообщение отредактировал aschurbekgabibov - Среда, 22.03.2017, 11:59
 
дарго_магомедДата: Среда, 22.03.2017, 12:19 | Сообщение # 20
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
На урахинском: валъун - отрезанный (ср. нарезать хлеб - кьацl валъис), чир - стена.

ПС. С некоторых пор я разделяю (вслед за П.К.Усларом) буквы Б, В и W.


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
aschurbekgabibovДата: Среда, 22.03.2017, 13:41 | Сообщение # 21
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Магомед! Я даргинский язык изучал в школе в 50-60-х годах прошлого века, с нулевого по 8-й класс, и не так как сейчас его "изучают"! Нарезать, резать (хлеб, арбуз, ...) - кабалэс; Стена - бяхI. Может Даргинский литературный язык с тех пор претерпел существенные изменения, что я считаю есть не хороший симптом для даргинцев?
Да ещё! Из жизненного опыта я могу определить по говору из какого села Кайтагского района собеседник, а также некоторых сёл других даргинских районов, с жителями которых я общался, настолько они отличаются именно по говору.


ХIябибла Ашурбег

Сообщение отредактировал aschurbekgabibov - Среда, 22.03.2017, 13:50
 
дарго_магомедДата: Среда, 22.03.2017, 15:32 | Сообщение # 22
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Даргинский литературный я изучал в школе в 70-е годы, скорей всего  с тех пор он не изменился.
Но мне в литературном языке не хватает некоторых букв, и я решил восполнить для себя это из Услара.


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
aschurbekgabibovДата: Среда, 22.03.2017, 18:14 | Сообщение # 23
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Цитата дарго_магомед ()
Даргинский литературный я изучал в школе в 70-е годы, скорей всего  с тех пор он не изменился. Но мне в литературном языке не хватает некоторых букв, и я решил восполнить для себя это из Услара.

Дело не в буквах. Прибавилась одна буква "ПI" (твердое П), а все дело в словаре. Раньше он был составлен на основе акушинского языка, а сейчас я не знаю на основе какого даже не написано. В интернете нет полноценного словаря, тем более с толкованиям, а запас слов в имеющихся - на уровне начальных классов. Без стабильного словаря не может быть и стабильного языка, следовательно с вытекающими отсюда последствиями!


ХIябибла Ашурбег

Сообщение отредактировал aschurbekgabibov - Среда, 22.03.2017, 18:15
 
MurckinДата: Четверг, 23.03.2017, 13:45 | Сообщение # 24
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Статус: Offline
Цитата
Был одним из главных городов ранне-средневекового даргинского государства Вицхьи (Десять обществ), Вицци - в западных источниках или Туман, как называли его персы. Позже входил в даргинское государство Хайдак.
 Очень интересно!
А как соотносятся вицхинский диалект и вицхинское общество (магал) у северных лакцев с Кайтагом? Или это совпадение обусловленное близостью языков и территории?

 
Цитата
Тем не менее, еще в начале 18-го века шамхалы Кази-Кумуха были в номинальном подчинении уцмийского Дома. А тарковские шамхалы признавали старшинство уцмиев минимум до начала 17-го века.
  В начале 18 века в Кази-кумухе не было шамхалов


Сообщение отредактировал Murckin - Четверг, 23.03.2017, 13:49
 
ТукмагомедДата: Четверг, 23.03.2017, 15:58 | Сообщение # 25
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Никакого совпадения нет. Часть обществ Вицхьи некогда даргиноязычных со временем были ассимилированы соседними народами и перешли на другие языки. Но даргинский топоним так и сохранился, в первую очередь среди аварцев Гунибского района и части лакцев. А Кайтаг здесь притом, что с ослаблением государства Вицхьи, многие его территории стали управляться уцмийским Домом, резиденция которых находилась в Хайдаке.

Формально-юридически после 1642 года в Кумухе сидели не шамхалы, а ханы. Но в данном контексте термин шамхал вполне уместен в целях демонстрации преемственности.
 
VikingДата: Пятница, 24.03.2017, 02:26 | Сообщение # 26
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 964
Статус: Offline
Товарищ Муркин, какое отношение имеет твой современный так называемый вицхинский диалект, к древневерхнедаргинскому этнониму!? Это я тебя как даргинец спрашиваю, почему ваш не даргинский диалект называется даргинским названием!? Или лакцы которые называют свой диалект даргинским этнонимом не лакцы!? Странно очень, неужели часть лакцев ассимилированные даргинцы!? Если так, то грош вам цена забывшим своих отцов и свой народ!

самый поздний западный рубеж после заселения даргинских земель начинался от Хунзаха, туда же входил весь Гоцатль, Андалал, значительная часть современной Лакии (древнедаргинское городище Цайши - "Одинокий город".

Бывшие даргинские селения на берегах Кара-Койсу, которые в последствие полностью перешли на аварский язык, забыв родную даргинскую речь. Это для назидания тем, кто халатно относится к родному языку и истории своего народа.
________________________________________________________________________

«Кудалинская община аварцев – имевшая обширные земли, которые лежали, как на южном, так и на северном берегах р. Кара-Койсу, – связывала, согласно преданиям, судьбу свою с даргинцами Акуши. Этому научному положению есть кое-какие подтверждения и в письменных материалах второй половины XVIII в. Дело в том, что по рассказам, которые собрали в Закавказье российские разведчики, «принадлежат» даргинскому «округу» с центром в Цудахаре такие селения, как Кудали, Маали, Кегер, Салта и даже Гоцатль, Корода и Чох».

Источники:

1. Айтберов Т.М., "Надир-шах Афшар и дагестанцы в 1741 году", 2011, стр. 60-61

2. Гильденштедт И.А., "Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг". СПб., 2002, стр 251.

Гильденштедт прямо пишет.

".... Округ Цудакара, также Цадех (Цадох. П. У истока Койсу. Г). У истока Койсу (Вниз по Койсу у отдельного рукава. П). К нему принадлежат: Кудалир, Маалир, Хилир, Салта, Курота, Тлуук, Хоцатл. Магометане, свободные, около 2000 семей, также каждую пятницу рынок. В самом Цадехе красивая мечеть. Следующие села принадлежат к Цудакара: Цух (Чук), Чуукхо (Чуклу), Чехи, Кухур, Салта, Кудали, Урис, Сиурус, Каргабил, Косук (К нему принадлежат — Косук. П). В этом округе гонят вина и [выращивают] фрукты. В нем имеются и остатки прежнего Ендре на берегу Койсу на северных предгорьях, несколько верст ниже Кемира. У Ендре имеется теплая серная ванна, которую я назвал купальней Андрея. В ней есть и минералы. Здесь говорят по-лезгински на очень отличающемся диалекте, по которому можно установить только происхождение..."
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/..

Иосифат Барбаро и ряд других авторов вообще утверждает, что в 15-16 веке даргинцы населяли всё пространство между Мингрелией и Каспийским морем!

Теперь ответь, почему главная гора в этой области, называется "Дарги-даг", которую часть лакцев произносят как "Турчи-даг"!?


Даргинец - Викинг.

Сообщение отредактировал Viking - Пятница, 24.03.2017, 05:30
 
MurckinДата: Пятница, 24.03.2017, 17:38 | Сообщение # 27
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Статус: Offline
Цитата
Формально-юридически после 1642 года в Кумухе сидели не шамхалы, а ханы. Но в данном контексте термин шамхал вполне уместен в целях демонстрации преемственности.
Есть какие-либо источники на эту тему? Все что мне попадалось это то что шамхалы тарковские, уцмии кайтагские и ханы казикумухские признавали друг друга равными и предпочитали родниться между собой, а остальных дагестанских правителей считали ниже себя. И еще то что шамхалы еще некоторое время после изгнания из Кумуха поднимались туда для формального выбора нового шамхала.

Цитата
Товарищ Муркин, какое отношение имеет твой современный так называемый вицхинский диалект, к древневерхнедаргинскому этнониму!? Это я тебя как даргинец спрашиваю, почему ваш не даргинский диалект называется даргинским названием!? Или лакцы которые называют свой диалект даргинским этнонимом не лакцы!? Странно очень, неужели часть лакцев ассимилированные даргинцы!? Если так, то грош вам цена забывшим своих отцов и свой народ!
Ваш пафос совершенно неуместен когда речь идет о близкородственных народах, я с таким же успехом могу сказать что даргинцы это предатели которые забыли что они лакцы и т.д и т.п. Учитывая что древнее население Дагестана называли Леки/Лаки/Лакз это будет не так уж и далеко от правды))

К тому же замечу что Вицхинский диалект вовсе несовременен, лакские села с древности делятся на несколько магалов и Вицхи один из них. Это ближайшие 10-12 селений к даргинцам (в том числе и мое селение ЧIара). Случаи когда какой либо народ или субэтнос перенимал как самоназвание то как называли его соседи случаются сплошь и рядом, это вовсе не означает что кто-то от кого то происходит. Например - Цудахар - нет огня на лакском. По вашей логике получается носители цудахарского диалекта не даргинцы, а ассимилированные лакцы.

Цитата
древнедаргинское городище Цайши
 Цайши точно также переводится и с лакского


Сообщение отредактировал Murckin - Пятница, 24.03.2017, 17:49
 
MurckinДата: Пятница, 24.03.2017, 17:44 | Сообщение # 28
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Статус: Offline
Цитата
Теперь ответь, почему главная гора в этой области, называется "Дарги-даг", которую часть лакцев произносят как "Турчи-даг"!?
 Вы меня восхищаете)) серьезно, вы требуете от меня ответа на ваши фантазии?? никакой даргидаг не существует, а Турчидаг это не "часть лакцев" называет, это общепринятое название.
 
VikingДата: Пятница, 24.03.2017, 23:39 | Сообщение # 29
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 964
Статус: Offline
Муркин, смотри не захлебнись своей желчью. Ты по моему неадекват.

... По утверждению ряда авторов, союз сельских обществ Андалал получил это название после принятия Ислама (XIV-XV вв.), а прежде он назывался Вицху (Ай-Вицху) ..., Алиев Магомед Гасангаджиевич, Хозяйство и материальная культура аварцев-андалальцев во второй половине XIX - начале XX вв.

... Селения Вицху, то есть Чух, Сугул, Убухи, Мухуб, Гумсук, Кудалиб, Кухуриб, Салта, Куруда, Гуниб, Утч, Хунди, Кудахи, Ругуджи (Селения Чох, Согратль, Обох, Мегеб, Гамсутль, Кудали, Кухуриб, Салта, Корода, Гуниб, Хоточ, Гонода, Хиндах, Ругуджа), то эти селения были обложены джизьей только в размере одного быка с каждого их селения в год назначения шамхала за то, что они добровольно приняли ислам... Все названные селения получили единое название Андалал ввиду освобождения их от хараджа при свидетельстве эмиров Гази-Гумика и их алимов» (РФ ИИЯЛ, ф.16, оп.1, д.498 (N 2646), л.15б-16а; ср.: Айтберов. Сведения, с. 3).
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/VI/Dag..

... В позднем средневековье на среднем течении Каракойсу располагался Андалал — мощный общинный союз. Местные предания, однако, получение этого названия союзом общин связывают с принятием ислама. А прежде он назывался Ай-Вицху и объединял 12 довольно крупных селений Криштопа А. Е. 2007. Дагестан в XIII — начале XV вв. М., с. 161). http://www.os.x-pdf.ru/20istoriya/777929-12-fh-gutnov..

... Здесь же было племя Туман (Акуша-Дарго или Вицхьи) распространенное от города Ихрана (Ирганай) до Гумри (Хамри) и называемое теперь Тау-Лезги (горные лезгины), которых столица называется Акуша ...

ТАРИХИ ДЕРБЕНД-НАМЕ, Баку, 2011, стр. 29

СТОЛИЦА ВИЦШИ ИЛИ ТУМАНА НАЗЫВАЛАСЬ АКУША! ТАК ЧТО КАТИСЬ ОТСЮДА!


Даргинец - Викинг.
 
дарго_магомедДата: Суббота, 25.03.2017, 00:17 | Сообщение # 30
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Как правильно пишется топоним? Может Вицlхъу (Wицlхъу) - десять полей?

Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Древние города Дарго
Страница 2 из 3«123»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz