ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Воскресенье, 22.10.2017, 12:50
  Древние города Дарго - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 3123»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Древние города Дарго
Древние города Дарго
ТукмагомедДата: Четверг, 03.12.2015, 00:10 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Хогнацце

Къаркъаси

Жалаги

Таргу

Урцеки

Санта-Мария

Мозиата

Лаваша


ГIянжи-Къала  

Балъунчир
 
ТукмагомедДата: Четверг, 03.12.2015, 00:11 | Сообщение # 2
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Хогнацце

Древний город и цитадель Гогнацце (Хогнацце) на месте современного даргинского селения Чираг. Одна из самых высокогорных крепостей Кавказа, контролировавшая стратегический перевал между Европой и Азией, в обход Прикаспийского пути. 

... Свое нынешнее название село Чираг получило в конце XVIII века. Еще со времен нашествий Тимура и Надиршаха, на всем протяжении дорог, ведущих к селению Чираг, начиная от Рича до Хосреха и до Кумуха, строились высокие башни, укрепления. На вершинах башен горели чираги (светильники), которые зажигались в зависимости от приближения врагов к селу ...

... Раньше селение называлось Гугул (Хугул). Такое название, можно полагать, село получило после разрушения средневекового городища Гогнаце. На территории селения расположены крупнейшие древние и средневековые поселения ...

... Гугнецкое городище. В 3,2 километрах от селения Чираг у дороги Тпиг – Хосрех в местности Гугнец находится городище размером 25 га (0,75x0,35 км). Довольно мощные фортификационные сооружения очерчивают структуру памятника, состоящего из цитадели и соответственно населенного пункта. Выявлены остатки жилых и хозяйственных сооружений, водопровода развитого средневековья. В изучении древних и средневековых поселений на территории Чирага большую роль сыграли историки В.Г. Котович, Д.М. Магомедов и другие ученые ...

... До начала XIX века село называлось Гургли (Хьургъни). Известный лингвист Услар называет его Гугул. Он пишет, что «... в Казикумухском округе селение Гугул (Чирах) – это есть крайний предел распространения акушино-хайдакских наречий к югу ...».

Сами сельчане называют свое село Хьаргънила, Хьаргьне, Хьаргьнила щилицце. До того времени, как село назвали Чирах (Чираг), в письменных источниках, отчетах о населенных местах и географических картах Дагестана встречаем прежние названия села – Хургни, Гургели, Гургни, Гугул.

Современное название села связано, нам представляется, и с тем, что после узких ущелий – Ричинское ущелье (Гъурадагьа) и со стороны Ашты (Къаттар), горы как бы расступаются, перед взором путника открывается светлая и широкая долина, хребет ГъургъабекI, на одной из возвышенностей которого образовался населенный пункт. Об этом говорят и люди, побывавшие в Чираге впервые, визуально почувствовав контраст ландшафта и увидев издалека село.

В переводе с чирагского диалекта «гъургъа» – вид строительного камня песочного цвета, из которого делают точила для кос и жернов, а «бекI» – голова (вершина).

... Чираг (Хогнацце) - бывший центр исторической области Гуцул-Дарго. Был разрушен в 1239 году монголо-татарами. После разрушения средневековых поселений монголами, жители обосновались на новом месте, построив современное селение. Семь раз оно было разрушено и снова возникало на том же месте ...

Источники:

1. А.И. Абакаров, О.М. Давудов, "Археологическая карта Дагестана", 1993 г.

2. http://www.odnoselchane.ru/?sect=87&page=article..

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чираг

4. http://alpan365.ru/kavkazskaya-albaniya-lezgistan-abd..

5. http://www.odnoselchane.ru/?sect=87
 
ТукмагомедДата: Четверг, 03.12.2015, 00:14 | Сообщение # 3
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Къаркъаси

Къаркъаси (Аркас) или "Каменная цитадель" - средневековый даргинский город, крупный военный и промышленный центр.

В старых источниках название города пишется как Гаркас или Харкас:

... города Годар (Кадар) и Гаркас (Аркас) каждый вносил половину дани ... (1)

... В 20-ти верстах на юго-восток от Темир-хан-шуры есть гора Хелел-баш (халал «большая», дарг.; баш «голова, сопка», тюрк.) с примыкающей к ней плоской горой Харкас, на которой, по приказанию Наместника Кавказского, поселены люди с Гуниба ... Харкасским деулерам когда-то принадлежало все простраство от Гимров до Кадара ... (2)

... Гаркас – в 1867 году водворены сюда 33 семейства жителей селения Гуниб ...; (там же) Апши, Габши (ХIябши), "три села", дарг.; Дуранги (Дура-анкъи), "дальний отселок", дарг.; Аймаки (Ая-махи), "хуторской двор", дарг.; Кака-шура (Кьакьа-шура), "озеро в теснине", дарг. ... (3) 

Даргинская этимология древнего города полностью совпадает с выводами известных ученых и этнографов об историческом проживании на данной территории даргинцев:

Ученый-историк Е.И. Козубский (1851-1911) - "... Темир-Хан-Шуринский округ, судя по данным языка, некогда был населен даргинцами. Кумыки составляющие ныне его главное население, явились, как предполагают, не ранее конца 12-го или начала 13-го века ..." (4)

... Аркасское городище расположено к юго-западу от селения Аркас Буйнакского района ... Общая площадь Аркасского городища составляет 26 гектаров ... Крепость была окружена мощными стенами с башнями ... Заложенные раскопы выявили на руинах Аркаса остатки производственных мастерских по выплавке железа. Строительные остатки с мощными культурными слоями встречаются и в самом селении Аркас, где древние стены до сегодняшних дней сохранились и использованы в качестве подпорных стен. Все это дало основание полагать о расположении ниже крепостных стен вплоть до цоколя плато ремесленно-торговой части, а именно посада. Сегодня остатки жилых комплексов Аркаса представляют собой двух- и более камерные, в основном – прямоугольные в плане сооружения, имевшие один и два этажа ... 

... По легенде, в 1396 году Тамерлан захватил и разорил Аркас. В бою почти все мужчины погибли. Женщин завоеватели связывали по рукам и ногам и клали на землю, а на обнаженную грудь бросали горящие угли. А наказание такое они понесли потому, что, переодевшись в одежды погибших мужчин, храбро сражались против завоевателей. На пятые сутки после падения старого Аркаса произошло невероятное. Избежавшие наказания женщины достали оружие, переоделись в мужскую одежду и неожиданно ударили по войскам Тамерлана. Они так храбро сражались, что на их усмирение хромой полководец потратил еще два дня. Еще в предании говорится, что девушка из Аркаса через дымоход проникла в дом, где остановился Тамерлан, убила троих телохранителей и расправилась бы с Тамерланом, если бы не помощь других воинов ... (5)

... (Тамерлан) направился к крепости Нергес и по прибытии туда взял ее с бою. Победоносные воины сделали тамошних заблудших пищей для меча газавата и, разграбив крепость, сравняли ее с землей. Большая толпа неверных ушла на склоны и в пещеры горы и укрылась в расселинах, находившихся среди высоких гор. Тимур направил силу и могущество на истребление их и отдал приказание уничтожить их. Несколько удальцов с военным снаряжением сели в ящики, и их спустили с вершины горы (до мест, приходившихся) против тех склонов и пещер, где укрепились те заблудшие. Ударами дротиков и стрел они истребили тех несчастных и таким образом одолели всех неверных, укрепившихся на неприступных высотах, и ограбили все их добро и имущество, малое и большое, простое и драгоценное ... (6) 

... Нергес это Аркас (Гъаркас). В исторических работах уже высказывалось предположение, что «н» в начале слова – результат ошибки при переписке: «гъ» в начале слова иногда имеет такую форму (особенно в почерке «талик», обычном для Ирана), что точка сверху превращает его в «н» ... (7) 

Источники:

(1) ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ДАГЕСТАНЕhttp://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XX/190..

(2) Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 4. 1884г. 

(3) Е.И.Козубский, Памятная книжка Дагестанской области, 1895 г.

(4) Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 19. 1894г., Очерки истории города Темир-Хан-Шуры Е. Козубского 

(5) http://prodji.ru/drevnij-arkas/

(6) Шереф-ад-Дин Йезди, «Книга побед» 

(7) Р.М. Магомедов, «Даргинцы в дагестанском историческом процессе», стр. 139
 
ТукмагомедДата: Четверг, 03.12.2015, 00:18 | Сообщение # 4
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Жалаги

"История Хъара-Хайдака" и другие источники дают сведения о "громадном городе Жалаги" - одной из ранних столиц государства Сарир, находившейся возле современного селения Варсит Кайтагского района.

... По преданиям, в той горной части, которая традиционно именуется Ирчамул в давние времена существовали города [1]. 

В данной связи следует обратить внимание на одно, относимое примерно к середине IX в. сообщение восточного автора Ибн Руста. Из него ясно видно, что в названное время Кайтаг (Хайдак) считался не страной, а городом — местопребыванием владетеля [2]. 

Здесь нельзя не вспомнить слова Я. Рейнеггса (XVIII в.), писавшего, что в горах центральной части Восточного Кавказа находятся заброшенные стены «старинного большого города», относительно которых «некоторые ученые люди хотели убедить меня, что эти руины — старинный город Кайдек [3]. 

Учитывая этот факт, нельзя не остановиться на том, что обитатели территории между селениями Баршамай и Джавгат, традиционно именуемой Хайдакъ (в данной работе «Каракайтаг»), согласно «Истории Каракайтага» [4], были древними переселенцами из «громадного города» Жалаги, который располагался вблизи с. Варсит нынешнего Кайтагского района. Не исключено, как нам кажется, что «город» Хайдак, упоминаемый Ибн Руста как раз и соответствует «громадному городу» Жалаги.

Кайтагские правители доисламской эпохи, носили зафиксированный у ал-Истахри (с. 26, 27) [5] титул хайдакан-шах, то есть шах Кайтага . 

Согласно «Худуд ал-Алам» (с. 192) [6] «город» Хайдак являлся местопребыванием сипах-саларов (букв. «начальников войска») сарирского правителя. [7] 

... Исследования, проведенные нами и другими дагестанскими учеными (Р. М. Магомедовым, А. Р. Шихсаидовым, А. А. Исаевым и т. д.) на месте расположения города, подтверждают большие размеры этого населенного пункта. Территория площадью более 50 гектаров, которая тянется на 9 км от фермы табасаранского селенья Хюрик и «мельницы Рамазана» до местности «Архбацци» и «ХьанцIай» Ирчамульского общества, называется «Жалагъант» (жалагинцы). Здесь и находился город Жалагъи.

Нижний участок территории «Жалагъант» и ныне называется «Жалагъала Гъадагъала ша» (жалагинское село Гадаги). И ныне в составе Кайтагского района имеется селенье Хадаги – одно из древнейших селений, упоминаемых в составе Кавказской Албании. 

Вся эта территория представляла собой хорошо охраняемое, укрепленное и труднодоступное место. Согласно сообщениям старожилов, в местности «Гараж гIянцей» находились огромные каменные ворота – главные ворота города. Рассказывают, что скрип их якобы был слышен даже в селенье Кубачи.

Из приведенного также видно (исторические предания подтверждают и дополняют сведения письменных источников), что владетелем Хайдака в период арабских завоеваний был Казанпар. И вполне возможно, что он погиб именно в борьбе с мусульманами, в результате были разорены и разрушены Жалагъи и другие населенные пункты Хайдака. [8] 

... на горе, над их селениями у них был громадный город, называемый Джалаги. Прибыль же для них и их работа были на равнине [9].

[1] Магомедов Р.М., По аулам Дагестана. Махачкала, 1979, с. 48; Алиев Б.Г., Предания и легенды народов Дагестана. — В кн.: Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - нач. XIX в. Махачкала, 1981, с. 154. 

[2] Ибн Руста о Дагестане. — В кн.: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI веков М 1963, с. 220; Караулов И.А.,Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азер­байджане.— В кн.: Сборник материалов для описания местностей и племен Кав­каза. 1901, вып. 29, Тифлис, 1903, вып. 32, с. 46—49. 

[3] Reineggs J. Allgemeine historisch-geographische Beschreibung des Kaukasus. Aus dessen nachgelastnen Papieren gesammelt und herausgegeben von F. E. Schroder. Gotha und St.-Pbg., 1796, Th., 1, S. 106.

[4] Котович В. Г., Котович В. М., Салихов Б. М. Городище Таргу.— В кн. Древние и средневековые поселения Дагестана. Махачкала, 1983, с. 73.

[5] Абу Искак Ибрахим бин Мухаммад ал-Фарси ал-Истахри. Ал-масалик ва-л-мамалик. Тахкик ад-дуктур Мухаммад-Джабир Абд ал-Али ал-Хини. Кахира, 1961

[6] Худуд ал-алам мин ал-машрик ила-л-магриб. Бе кушеш-и дуктур-и Мипучихр Ситуда. Тихраи, 1340

[7] Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XIII вв., http://alpan365.ru/dagestan-v-vii-xiii-vv/

[8] Б. Г. Алиев, А. О. Муртазаев, КАЙТАГ В ПЕРИОД АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ И ЕГО ДОИСЛАМСКАЯ СТОЛИЦА ЖАЛАГИ

[9] ИСТОРИЯ КАРАКАЙТАГА, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/VI/Dag..
 
ТукмагомедДата: Четверг, 03.12.2015, 00:19 | Сообщение # 5
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Таргу

Таргу - хамур-даргинская столица, а также, значительный торговый и военно-административный центр раннего средневековья.

... городище Таргу, находится в среднем течении реки Гамри-озень, между селениями Алхаджикент (Каякентский р-н) и Мамма-аул (Сергокалинский р-н). Это большое городище (площадью около 30 га), в культурных напластованиях которого представлены слои от III тысячелетия до н. э. до IX – XII вв. н. э. На заключительных этапах своего существования оно выступает в письменных источниках как город «Хамрин» или «Таргу» [1].

... В.Ф. Минорский установил, что Хамрин (Хамзин) представляет собой всего лишь искаженное написание топонима Хамри (по-даргински Хlвямри, Хlямри) [2], фиксируемого в восточных арабографических источниках еще и в формах Хумрин, Хумран [3].

... Таргу распологалось в глубине предгорий, на южной оконечности одного из хребтов, протянувшихся в междуречье Гамриозени и Инчхеозени с северо-запада на юго-восток. Это небольшой горный отрог с хорошей естественной укрепленностью. С вершины его открывается великолепный обзор практически во всех направлениях.

... Таргу принадлежит к числу археологических памятников северного региона Кавказской Албании, разрушенный арабами в VII — первой половине VIII вв. н.э. Впоследствии жизнь здесь частично восстанавливается и продолжается до XII-XIII вв. н.э.[4]

... данный город в албанский (1–4 вв.) и раннесредневековый (5–8 вв.) периоды являлся одним из важных политических и торговых центров [5].

... Наибольший интерес из всех выявленных в Таргу сооружений албанского времени представляет вскрытое в западной части цитадели монументальное здание с каменными основаниями под деревянные колонны, которое было интерпретировано исследователями городища как часть “дворцовой или храмовой постройки”. Кладка выполнена на глиняном растворе из известняковых плит. Основания колонн расположены тремя парами по продольной оси постройки на расстоянии около 4 м друг от друга. Авторы статьи “Городище Таргу” [6] считают, что последние имеют сходство “с каннелированными базами дворцовых и культовых построек в античных городах Северного Причерноморья” [4].

... На северо-западной оконечности верхней части городища раскопан участок крепостной стены, возведенной из регулярно уложенных по всей толще известняковых плит и блоков на глиняном растворе и отличается прочностью и монументальностью. Судя по найденным здесь материалам, стена была возведена еще в эпоху раннего железа и просуществовала до раннего средневековья [1]. 

... Городище укреплено мощной системой фортификации и структурно состоит из трех частей. В юго-западной части располагалась цитадель площадью 50x20 м. Она была ограждена каменной стеной. Ниже цитадели находился верхний город, укрепленный двумя линиями крепостных стен. Нижний город площадью 6-7 га также был окружен оборонительной стеной [7].

... В то время «страна» Гамри состояла из значительного числа (более чем из 300) селений [8] и одного «города» Таргу, (в рукописях, Йазгу, Иаргва, Бару, Баргва, Баруфа, Баруза), именуемого в источниках также «крепость страны Хамри» [9]. 

В 121/738—39 г. Марван вступил в Гамринское княжество, предварительно подчинив бассейн трех Койсу, сверху — с гор. Он, как указывают Ибн Хаййат (с. 352), ал-Балазури (с. 18), Йакуби (ум. в 897 г.) [10], Ибн Асам ал-Куфи (ч. VIII, с. 78, 79), Балами (с. 544—545), — вначале осадил «крепость страны Хамри», то есть Таргу, где засел гамринский шах, и после месячной осады взял её силой. Разозленный сильным сопротивлением, особенно тем, что в бою у стен «крепости страны Хамри» было убито много мусульман, Марван из-за незначительного инцидента перебил «всех мужей той крепости». Затем разгромил «более трехсот» гамринских «селений [11],[3].

... Каменные плиты из захоронений (которым почти 4 тысячи лет!) используются как строительный материал. По этой же причине исчезли остатки крепостных стен самого крупного среди известных памятников района – городища Таргу [5].

[1] http://www.dexpost.ru/arheo1/raboty_na_gorodiwe_targu..

[2] Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI веков М 1963, с. 132.

[3] Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XIII вв. http://alpan365.ru/dagestan-v-vii-xiii-vv/

[4] С.В. Мокроусов, "Оборонительные сооружения и бытовая архитектура городища Таргу в албанский период". 

[5] К.Камалов., "Родом из древнего Таргу", http://yoldash.ru/articles/health/rodom_iz_drevnego_t..

[6] В.Г. Котович, "Городище Таргу"

[7] М.Г. Магомедов, "Бытовые памятники приморского Дагестана"., http://kumukia.ru/article-9122.html

[8] Абу Мухаммад Ахмад ибн Асам ал-Куфи, Китаб ал-футух. Хайдарабад.ч. 8, с. 79.

[9] Ибн Асам ал-Куфи. Китаб …, Хайдарабад, 1969, ч. 2, с. 113; Он же. Китаб …, ч. 8, с. 32; Баладзори. Книга завоевания стран. (Текст и перевод): Материалы по истории Азербайджана. /Пер. Жузе П. К. Баку, 1927, с. 16, 18; Якуби. История. Текст и перевод: Материалы по истории Азербайджана /Пер. Жузе П. К. Баку, 1927, с. 7, 10; Dorn В. Beitrage zur Geschichte den Kaukasi-sehen Lander und Volker aus niorgenlandischen Quellen, IV. Tabari s Nachrichten uber die Chazaren. St.-Pbg., 1841, S. 513. 

[10] Якуби. История …, с. 7.

[11] Баладзори. Книга …, с. 18.
 
ТукмагомедДата: Четверг, 03.12.2015, 00:39 | Сообщение # 6
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Урцеки

Важный административный и промышленный центр древнего Хайдака, который албанский летописец Мовсес Каланкатуаци называл "великолепным городом Варачан"[1], а ныне известный как развалины огромного городища Урцеки.

... Близ города Избербаш открыто огромное раннесредневековое городище Урцеки с остатками мощных крепостных стен, домов с канализацией, бань, храмов огня ... [2] 

... Исследование городища Урцеки, датируемого VII-м веком до новой эры — VIII-м веком новой эры, и расположенного в 15—16 км от мыса Бойнак, показывает, что облик его материальной культуры исключительно местный — некоторые ее черты отражают связи с Албанией и в крайне незначительной степени — с миром сарматского Прикаспия [3]. 

... В прибрежном Дагестане процветал (до середины VIII в.) город Варачан, отождествляемый с городищем, ныне называемым Урцеки. Городище было расположено на небольшой возвышенности, развалины его занимают площадь около 100 га. На вершине холма находилась цитадель, окруженная стеной с 11 башнями, служившая резиденцией местного правителя и его приближенных. За стенами цитадели были постройки и усадьбы простых горожан. Урцекинская долина там, где она лишена естественных преград, была защищена оборонительными сооружениями в виде широких (до 4—6 м в основании) и длинных (0,5—1 км) крепостных стен. Ближние подступы к городу защищались тремя стенами. К городу вело несколько широких, хорошо охраняемых дорог.

Город был не только крупным административным, но и ремесленным центром. Археологические раскопки показали, что здесь было развито кузнечное и керамическое производство и ювелирное дело. Мастера изготовляли разнообразную посуду, хозяйственно-бытовой инвентарь, предметы военного снаряжения и туалета. Они в совершенстве владели такими техническими приемами, как литье, ковка, чеканка, тиснение, волочение, инкрустация [4]. 

... Судя по материалам раскопок, которые были произведены В.Г. Котовичем [5], Варачан был хорошо укрепленным городом. Он занимал важное стратегическое положение на пути, который сворачивал от древней караванной дороги вдоль побережья Каспия вглубь страны, в предгорья, в район древнего земледелия. 

... Руины Урцекского городища — яркий памятник жестокого погрома, учиненного арабами в предгорном Дагестане. Борьба шла с переменным успехом, но преимущество все же было на стороне арабов. Приморский Дагестан подвергся опустошению. [6]

[1] Мовсес Каланкатуаци, "ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК",http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Kalank/frametext22..

[2] Художественная энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/881/Дагес..

[3] Фёдоров Я.А., Фёдоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М.: Изд-во Московского университета, 1978., с. 148

[4] История Дагестана. Москва. Наука,1967. Т.1 

[5] Котович В.Г. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Беленджера, Таргу // Древности Дагестана, Махачкала, 1974:182—196

[6] К.Н. Акопджанова. «Хазарский каганат VII—VIII вв.: история вопроса, проблемы»
 
ТукмагомедДата: Четверг, 03.12.2015, 08:33 | Сообщение # 7
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Санта-Мария

Страна Кайтагская (Chaydakensi patria) и ее важнейший город Санта-Мария (S.Maria).

Страна Кайтагская в период своего наивысшего расцвета, в середине 14-го века, раскинулась от предкавказских степей на севере до притоков Куры по другую сторону от Кавказского хребта. От берега Каспия на востоке до горной Тушетии на западе. Эта страна контролировала важные торговые дороги в направлении север-юг и восток-запад. Там, где эти пути пересекались, на берегу Каспийского моря, в дельте Терека, вырос город под названием Санта-Мария, который был фактически экономической столицей Кайтага в 14-15 веках. 

От этого города в западном направлении начиналась "Генуэзская дорога", которая соединяла берега Каспия с Черным морем и Западной Европой. А на восток через море можно было добраться до портов и дорог, ведших в Индию и Китай. От Хаджи-Тархана (Астрахани) через Санта-Марию шли оживленные морские и сухопутные трассы, соединявшие Северую Европу и Ближний Восток.

Такие экономические преимущества привлекали взоры завистников, и особенно ширваншахов, контролировавших Дербент и желавших перенаправить все торговые потоки через свою эмпорию. 

В 1395 году давние интересы ширваншахов совпали, с еще более глобальными планами по переустройству мира, великого завоевателя Тамерлана. Железный хромец, не в последнюю очередь, вел войны с целью направить самый ликвидный товарный поток, шедший с востока на запад, через свою столицу Самарканд. Именно для этого он направил свои войска на Золотую Орду, дабы уничтожить все северные ветки торговых путей, которые обходили его столицу. 

Кайтагская эмпория, Санта-Мария, к ее несчастью, как раз, отвечала за перевалку товаров, которые обходили по северу Империю Хулагидов, а позже и ее наследницу - Империю Тамерлана.

Когда в результате нашествия были уничтожены все города и торговая инфраструктура от Каспия до Азовского моря, купцы со своими товарами, оставив пепелища Кайтага и Золотой Орды, переместились на юг под навязанную протекцию Тамерлана. 

Окончательно кайтагская торговая столица погибла после захвата турками черноморских проливов в середине 15-го века и целой серии набегов кызылбашей на Северный Кавказ в конце того же века.

Город Санта-Мария еще целые столетия, как призрак, будет появляться на средневековых картах, в то время как в реальности, он уже давно не будет существовать.

Наследниками этого города можно считать татарский город Тюмень и русский город Терки, стоявшие позже в дельте Терека примерно в том же самом месте.

Источники:

1. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e5/1..

2. И.П.Петрушевский "Ислам в Иране VII-XV вв.", сс. 367-68

3. Р.М. Магомедов, "Даргинцы в дагестанском историческом процессе", сс. 115-122 

4. Криштопа А.Е., "Католицизм в Дагестане (Средние века)"

5. Католическая энциклопедия: "... Генуэзская дорога берет начало от Анапы и ... уходит в Карачай. Здесь дорога раздваивается: одна ее ветка перебрасывается через Главный Кавказский хребет, другая идет через Кабарду, по течению Терека, и выходит через Дагестан к побережью Каспийского моря ..."., http://www.catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia.. 

6. НИЗАМ АД-ДИН ШАМИ, "КНИГА ПОБЕД", http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Nizamaddin/framete.. 

7. Карта: Orbis terrarum nova et accuratissima tabula, Nicolao Visscher, 1683

 
ShamilДата: Пятница, 04.12.2015, 10:39 | Сообщение # 8
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 38
Статус: Offline
Тукмагомед, а про Шам-шагьар, что есть...кстати Ушкуджа, пока Тимур не уничтожил тоже вроде как город был...Кадар как понимаю ты с Къаркъаси соединил.
 
ТукмагомедДата: Пятница, 04.12.2015, 23:57 | Сообщение # 9
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Про Шам-шагьар не смог найти достаточно информации и у меня сложилось впечатление что это был город-спутник Урцеки. То есть его историю нужно видимо рассматривать совместо с ним. В этом месте был сильнейший укреп-район с очень протяженными стенами от моря к горам и между самими этими городами. В районе Тарки и Дербента сама природа помогала экономить силы чтобы запереть Прикаспийский проход. А от Изберга до Губдена идет почти ровное место и приходилось строить несколько крупных городов-крепостей и протяженные стены. Это вообще отдельная тема.

Кадар и Аркас это разные города, про Кадар возможно позже что-то появится.
 
ShamilДата: Суббота, 05.12.2015, 22:30 | Сообщение # 10
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 38
Статус: Offline
Потомками Варачана себя считают часть х1урхъанов, а также с. Урцеки , то есть получается уцелевшие жители бежали в разные места одни в рядом- на территорию Сергокалинского р-на , а другие выше в Дахадаевский р-он.
 
ShamilДата: Суббота, 05.12.2015, 22:38 | Сообщение # 11
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 38
Статус: Offline
Про Къадар читал, что до разрушения был городом из 7777 домов, т.е. если умножить на пять получается от 35 до 40 тысяч жителей...курупнешии города Европы того времени- Париж-200 т.ж.,Лондон-40 т.ж.
Вся равнина от Махачкалы до Дербента тоже населяли наши предки,в итоге,на вскидку, выходит нас в конце 14 века было не менее полу-миллиона а максимум два миллиона.
 
ТукмагомедДата: Четверг, 07.01.2016, 01:37 | Сообщение # 12
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Мозиата

Мозиата - "Город на холме" (Сангала-Муза, "холм из твердого суглинка", дарг.) - один из крупнейших городов области Ашкуджа (Верхнее Дарго), стоявший на пересечении дорог, шедших с Северного Кавказа в обход каспийского побережья и от морских портов и стоянок (Кайтагский порт, стоянка в устье реки Халагорк) с выходом в районе города Шеки в Закавказье. Город был разрушен полчищами Тамерлана в 1396 году.

... На юго-западной окраине селения Верхнее Лабко-махи расположено городище Сангала-муза, занимающее территорию возвышенности, ее склонов и подножья (около 30 га). Судя по микрорельефу, оно имеет трехчастную структуру: центральную - на вершине возвышенности и две остальные - на склонах и обширной территории подножья. На городище выявлены жилые и хозяйственные комплексы, улицы с дренажной системой. Памятник многослойный. Нижний слой относится к 4-му - началу 3-го тысячелетия до новой эры. Верхний - к 5-му веку до новой эры - 14-му веку новой эры. На памятнике прослежены древние дороги, проходящие через территорию городища ... (1).

... Находка, обнаруженная близ городища у селения Верхнее Лабко-махи, представляла собой небольшую табличку, на которой был вырезан почти весь албанский алфавит. Небольшие размеры и другие внешние качества свидетельствовали о принадлежности предмета к школьному, учебному пособию ... (2).

... Мозиата (др.-греч. Μοζιατα) — город Кавказской Албании. Был упомянут Птолемеем (3), расположившим его в междуречье Кайсия (др.-греч. Καισιος)(Сулак) и Албана (др.-греч. Αλβανος)(Самур) (4) ...

... войско (Тамерлана) взяло местность Ушкуджан (Верхнее Дарго), сделало набег на его область и устроило холм из убитых ... (5).

1. А.И. Абакаров, О.М. Давудов, "Археологическая карта Дагестана", 1993 г.

2. Гукасян В.Л. О новонайденном списке албанского алфавита.//Советская тюркология, 1971, №2 , СС. 130-135

3. Alexander MacBean, Samuel Johnson. A dictionary of ancient geography: explaining the local appellations in sacred, Grecian, and Roman history; exhibiting the extent of kingdoms, and situations of cities, &c. And illustrating the allusions and epithets in the Greek and Roman poets. The whole established by proper authorities, and designed for the use of schools. — G. Robinson, 1773. — 628 с.

4. С. В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании / Борис Дмитриевич Греков, Аркадий Лаврович Сидоров, Институт истории (Академия наук СССР). — Исторические записки, Объемы 1-2.: Издательство Академии наук СССР, 1937. — С. 134.

5. Низам-ад-Дин Шами (ум. 1431), «Зафар-намэ» («Книга побед»),http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Nizamaddin/framete..
 
ТукмагомедДата: Пятница, 29.04.2016, 00:49 | Сообщение # 13
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Лаваша

История происхождения названия даргинского села Лаваша - "город со львом".

... На поселениях Левашинского плато 13-14 веков найдены настоящие скульптуры: на городище Киши ("два села", дарг.) рядом с селением Леваши сохранилась массивная каменная статуя льва, по стилю близкая к подобным же скульптурам Кубачи, Дербента, Ширвана. Столь массивная вещь не могла быть привозной, то есть, была изготовлена на месте ... (1)

... городище размером около 6-ти гектаров с юго-запада ограждено скалой высотой 35-40 метров, с северо-восточной стороны - двумя параллельными оборонительными стенами. Имеются остатки жилых и хозяйственных строений. Здесь найдена архитертурная деталь в виде кошачьего хищника ... (2)

Название одного из крупнейших даргинских селений - Леваши (Лаваша, дарг.), возможно, имеет значение "к львиному месту". А именно: лива, лава - "лев" (заимствование из массагетского или готского, так как, имеет германское звучание)(3) и ша, как даргинский латив, слова "ши" (село, дарг.).

Среди жителей Леваши до сих пор бытует предание что современное село было построено заново недалеко от прежнего, разрушенного Тамерланом в конце 14-го века, и унаследовало то же самое название, что было прежде.


Источники:

1. Р.М. Магомедов, "Даргинцы в дагестанском историческом процессе, стр. 280

2. А.И. Абакаров, О.М. Давудов, "Археологическая карта Дагестана", 1993 г., стр. 174

3. Etymological Dictionary of English Language E. Klein 1966-67, p. 854
 
ТукмагомедДата: Суббота, 30.04.2016, 02:05 | Сообщение # 14
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
ГIянжи-Къала

Мы не раз слышали самые разнообразные варианты объяснений таких топонимов как Саман-дар и Анжи-кала. Но из всего массива данных, точно известно, что оба названия относятся к одному и тому же пункту в районе Таркинской горы (современная Махачкала).

Прежде всего, начнем с того, что согласимся с известным историком-востоковедом, Новосельцевым А.П., который считает широко распространенную иранскую этимологию Саман-дара, как "крайние ворота", неубедительной [1], хотя бы потому, что географически это не верно. Ведь, еще дальше на северо-запад существовал целый персидский укрепрайон в месте выхода реки Сулак на равнину. Не исключено, также, что были и еще более отдаленные укрепления; Выше указанный историк предлагает, на наш взгляд, более точную этимологию для второй части слова: "... не исключено, что на самом деле здесь должно было стоять "дар" с долгим "а", и тогда это слово в персидском означает "дом, жилище" ... еще более интересно, что форма с кратким "а" в среднеперсидском имела значение "дворец" ..." [2][3].

Далее, оставаясь, все так же, в русле иранской этимологии для всех частей рассматриваемого топонима, предлагаем первую его часть - "саман", выводить из раннего тюркизма в персидском языке, с переводом "кирпич-сырец" (строительный материал из глинистого грунта с добавлением соломы). Было также и второе значение, "белый", видимо, логически связанное с первым. Это слово уже в ново-персидском языке раннего периода фиксирует известный немецкий тюрколог Gerhard Doerfer [4]. Такого же мнения придерживаются авторы книги "Хазария в кросскультурном пространстве", 2014 г. [11].

В конечном итоге, мы получаем следующий результат: Саман-дар - "глинобитный дом, дворец". Этот вариант станет еще более убедительным, если мы продолжим наше исследование в полной связи со вторым местным топонимом - Анжи-кала (или ГIянжи-Къала, как произносят его на местном даргинском языке). В отличии от других местных языков, похоже только даргинский дает единственный и однозначный перевод этого топонима - ГIянжи-Къала (произносится как Ъанжи), "глинобитная или земляная крепость"[5] .

И действительно, из различных свидетельств, оставленных исследователями данной местности мы узнаем, что из камня были выложены стены не самой цитадели, а только стены запирающие проход между морем и Тарковской горой. Например у Юлиуса Клапрота (1783-1835) читаем: "... в трех верстах севернее селения Тарки виднелись на некотором расстоянии друг от друга три стены из камня, протянувшиеся от гор к морю и служившие защитой расположенному между ними древнему городу ..." [6]. Остатки именно этих стен, потерявших целостность и непрерывность, некоторые авторы принимали за руины самого города и цитадели. Но археологических данных, которые могли бы указать на наличие подобного именно каменного города (каменной цитадели) науке пока неизвестны. Ответом на это может послужить, как раз, даргинская этимология крепости - глинобитные постройки просто не смогли сохраниться до наших дней. Зато читаем у Иессена А.А., 1935 г., "... Здесь множество курганов, расположенных между остатками оборонительных стен ..."[7]. Эти курганы, а не груды камней, которые давно бы уже разобрали на строительство Порт-Петровска, как раз, могут быть остатками глинобитных сооружений. О неминуемом использовании камня, изъятого из древних построек сообщает археолог Башкиров А.С., "... фрагменты северной стены почти не нащупываются, видно ее ложе, оставленное после расхищения камня, вывезенного на постройку г. Петровска ..."[8]. О дефиците камня, но изобилии хорошей глины в местном районе читаем в заметке, посвященной строительству Петровского порта: "... дороговизна строительных материалов побудила инженера Фолькенгагена, работавшего на строительстве петровского мола, изготавливать для строительства кирпичи из местной глины ..." [12].

И так, мы выяснили, что персидское название для прибрежного города Саман-дар, это прямая калька от даргинского ГIянжи-Къала (Анжи-кала), со значением "глинобитнаякрепость, дворец". О том, что этот город находился именно на берегу моря, читаем у ал-Мукаддаси: "... Самандар - большой город, расположенный на берегу "озера" между Хазарской рекой (Атилем) и Баб ал-абвабом (Дербентом) ..."[9] .

Об изначальном населении города нам видимо говорит не только даргинская этимология его названия, но и свидетельства древних авторов. Масуди (в переводе Минорского, Оссона, Данлопа) свидетельствует о том, что столицей кайтагского (даргинского) государства был именно Саман-дар: "... Народ ал-Баба (Дербента) терпит много ущерба от царства Хайдак, столицей последних был Самандар ..."[10].

Одно из первых сообщений об ГIянжи-Къала можно найти в средневековой летописи "Дербент-наме": "... В воскресный день месяца рабиулэввел сто четырнадцатого (май 732) года хиджры Пророка был покорен Анджи ..." [13].



[1] Новосельцев А.И., Хазарское государство и его роль в
истории Восточной Европы и Кавказа, 1990, (Гл. 4.3.3.)
[2] Новосельцев, тамже.
[3] MacKenzie D. N. A concise Pahlavi Dictionary. Oxford,
1971. P. 24
[4] Gerhard Doerfer, "Türkische und mongolische Elemente
im Neupersischen", Wiesbaden, Franz Steiner Verlag
[5] Русско-даргинскийсловарь / СоставительИсаевМ.-Ш. А., подобщейред. ДжидалаеваН. С. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. — С. 74, 175.
[6] Julius Heinrich Klaproth, Geographisch-historische
Beschreibung des ostlichen Kaukasus (Weimar 1814)
[7] ИессенА. А., «КвопросуодревнейшейметаллургиимединаКавказе» (1935)
[8] БашкировА. С., «ИскусствоДагестана. Разные камни» (1931)
[9] Ал-Мукаддаси., «Лучшее разделение для познания климатов»,
с. 361.
[10] Минорский, История Ширвана и Ал-Баба, http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/pr..
[11] "... Самандар - название этого города толкуется как«белый дом, дворец›› ...", Т.М. Калинина, В.С. Флеров, В.Я. Петрухин;
"Хазария в кросскультурном пространстве", 2014 г., стр. 41
[12] Северокавказский город в региональном историческомпроцессе. Материалы международной научной конференции (Каспийск, 18 – 19
сентября 2012 г.). Сборник научных статей / Отв. ред. Э. М. Далгат – Махачкала, 2012.
[13] Дербент -наме // Дагестанские исторические сочинения. М. Наука. 1993, http://www.vostlit.info/Texts....ext.htm
 
aschurbekgabibovДата: Пятница, 10.03.2017, 22:13 | Сообщение # 15
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
Город Жалаги. Относительно населенных пунктов «Жалаги» и «Chadacha» (см. карту вышеупомянутой Кавказской Албании) – «Хадаги» (42.080121,47.896450), по той причине, что между сел. Баршамай и Джавгат расположено не
сел. «Жалаги», как написано в статье, а сел. «Хадаги» - один из старинных населенных пунктов в Кайтаге, а может было два «Города» с созвучными названиями?

Следует отметить, что войска Тамерлана в 1395 г.в сел. Хадага практически вырезали всё мужское население не жалея ни детей, ни стариков, а само селение сожгли дотла, по той причине, что Кайтагский Уцмий поддерживал «дружественные» отношения с Хулагидами. Интересно, что в 1,5 км. к юго-востоку от сел. Хадага (выше по уровню и ближе к лесному массиву) расположено сел. Кулегу (однокоренное с Хулагу, внука Чингис-хана и основателя династии Хулагуидов). Естественно предположить, что после разгрома остатки хулагуидов могли укрыться в лесах, а затем основать свой населенный пункт. К сожалению мне не удалось у старожилов получить какую-нибудь информации по этому вопросу.

Объяснением «… жалагинское село Гадаги …» можно считать наличие одного из старинных селений в Верхнем Кайтаге сел. Адага (42.009382, 47.714351) образующих относительно сел. Варсит и Шиляги равносторонный треугольник со стороной около 7 км.

Это «… Территория площадью более 50 гектаров,которая тянется на 9 км от фермы …» выглядит неправдоподобным, а обоснование, что были найдены те или иные артефакты, на мой взгляд, может означать исчезновение одних поселений и появление в близи или там же других. Это чаще всего связывают с массовой смертью жителей от болезней, "недружественного"  отношения «соседей» или проникновением иноземных захватчиков и грабителей. Люди обычно после очередного разрушения населенного пункта поселялись вдали от транспортных коридоров (низменности и дорог) и труднодоступных горных утесах.

Интересный вопрос для историков про Кайтаг! Ненаблюдается ли историческая связь между современным селением Янгикент в Кайтагском районе Дагестана со столицей огузского государства (IX – XI вв.) – Янгикент? «… До прихода огузов на Сырдарью столицей их была старая Гузия в Жетысу. В Х веке столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикент находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой …». [Огузская держава. Википедия].


ХIябибла Ашурбег

Сообщение отредактировал aschurbekgabibov - Пятница, 10.03.2017, 22:36
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Древние города Дарго
Страница 1 из 3123»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz