Главная путь дарго
Джан дерхъав! Амру дерхъав!

Четверг, 09.04.2020, 00:31
  Даргинцы в войнах с Московией и Российской империей - Страница 6 - Гумай | RSS





[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 6 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Модератор форума: Тукмагомед  
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Даргинцы в войнах с Московией и Российской империей
Даргинцы в войнах с Московией и Российской империей
ТукмагомедДата: Суббота, 21.12.2019, 18:00 | Сообщение # 76
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Талгат-кади Акушинский, кадий всего союза Акуша-Дарго.

Автор ответного письма имаму Шамилю, в котором Шамиль называет Талгата-кадия отступником от Шариата и даже угрожает Талгату-кадию вторжением в Акуша, на что акушинский кадий также пригрозил Шамилю, дать жёсткий отпор на любые попытки Шамиля приблизиться к акушинским границам, назвав самого Шамиля заблудшим, который дозволяет кровопролитие между мусульманами. И основания для этого у акушинского кадия были, так как он хорошо помнил два похода имама Гамзатбека и Шамиля на Акуша и Цудахар в 1834 году, которые для Гамзатбека и Шамиля закончились разгромом. Но не смотря на все эти внутренние противоречия между ним и Шамилем, после очередного призыва Шамиля к Талгату-кадию объедениться против колониальной политики царизма в Дагестане, Акушинский кадий Талгат через своего помощника и брата Мухаммада кадия Акуши (Мухаммад-кади был ещё наибом первого имама Газимагомеда и Шамиля с 1823-53 гг.,) открыто соеденился с Шамилем, после чего вся Акуша-Дарго, а за ней и весь Даргинский округ официально в 1843 году вошёл в состав Имамата. Талгат-кадий стал верным соратником имама Шамиля, и с 1843-47 гг., был мудиром всего Даргинского округа и постоянным членом высшего совета или диван-ханы Имамата. Наиб и мудир даргинской части Имамата Шамиля, и дядя легендарного наиба имама Шамиля Абакара-хаджи Акушинского, Акушинский кадий, Талгат ал-Акуши ад-Дарги. Наиб Талгат-кадий Акушинский возглавлял даргинское мудирство с 1843 по 1847 гг. Талгат Акушинский в 1843 году возглавил поход на Аварию, и с помощью даргинского войска, помог имаму Шамилю покорить Аварию, и включить её в состав Имамата Шамиля. В том же 1843 году возглавил разгром стратегически важной крепости Низовой возле Тарку. Именно наиб Талгат Акушинский со своими мюридами, принял на себя всю мощь войск генералов Лидерса и Аргутинского, тем самым дав Шамилю отступить через карадахский мост. Также по требованию Талгата Акушинского к имаму Шамилю была взята крепость Гергебиль, под командованием наиба Аслана Цудахарского 15 июля 1844 года, в которой впоследствие держал оборону, в плоть до сдачи имама Шамиля на Гунибе в 1859 году, его родной племянник наиб Абакар-хаджи Акушинский. У Талгата-кадия Акушинского, собирались все дагестанские наибы, включая и самого имама Шамиля, на совет наибов или диванхану в Акуша. В 1847 году почтенный старец был сослан в ссылку в Сибирь, за активное участие в антикалониальной борьбе имама Шамиля, но по пути в Сибирь в Дербенте, непокорного и бесстрашного даргинского наиба привязали к жерлу пушки и выстрелив разорвали на куски. Так стал мученником за дело имама Шамиля и за Родину мятежный старец, но не сошедший со своего пути до конца. Талгат-кадий Акушинский, навсегда остался в сердцах благородных потомков как символ несгибаемой воли и величия духа воина.
______________________________________________________________________

1) "..... Присоединив к себе цудахарцев, Шамиль пошел к Левашам, отправив представителя в Акуша с письмом: «Глубокочтимый Талгат-кадий, предлагаю тебе идти на соединение с нами вместе для действий во владениях мехтулинского хана и шамхала».
Талгат-кадий явился с ополчением. Объединив отряды, Шамиль двинулся к перевалу Кизи-Яр. Не встретив там преград, стал спускаться к владениям мехтулинского хана. Сын покойного Ахмед-хана мехтулинского Ибрагим успел убежать в Шуру. Однако напасть на сильно укрепленное военное урочище Темир-Хан-Шуру имам не решился. Он хотел сначала прервать пути сообщения шуринского гарнизона с частями, расположенными на прикаспийской низменности, чтобы лишить таким образом шуринский гарнизон продовольствия.
Акушинский отряд во главе с Талгатом Шамиль направил к укреплению Низовое. Здесь выгружались боеприпасы, доставляемые по Волге, затем морем к дагестанскому побережью Каспия. Акушинцы обложили Низовое, разграбили цейхгаузы и сожгли их. Около десяти дней длилась осада. В цитадели находились тысячи солдат, офицеров, женщин и детей. Даже подростки участвовали в обороне, отбивая ожесточенные атаки акушинцев. На десятый день у осажденных иссякли боеприпасы. Общим советом офицеров было решено взрывом пороховых складов разрушить цитадель и похоронить себя под руинами. В момент, когда хотели привести в исполнение решение совета, с одной из башен Низового караульный солдат заметил движение вдоль берега моря. Командир гарнизона был немедленно поставлен в известность. Остановив факельщиков, несших огонь к пороховым погребам, он забрался на башню, глянул в бинокль на неизвестный отряд и громким криком «ура!» вернул к жизни обреченных людей, смиренно застывших у пороховых погребов в ожидании смерти.
На помощь осажденным шел командующий левым крылом Кавказской линии генерал-майор Фрейтаг.
Даргинский отряд через Атлыбоюнский перевал, кумыкские селения Капчугай и Халимбек-аул пошел в Темир-Хан-Шуру на соединение с войсками имама.
Шамиль около двух недель осаждал шуринское укрепление. Захват этого стратегического пункта, расположенного на перекрестке дорог, ведущих во все стороны гор и равнины, мог сыграть большую роль в смысле ограничения дальнейшего продвижения царских войск в Нагорный Дагестан.
Но и русское командование знало цену Шуре. Здесь на господствующих над небольшой равниной холмах были возведены мощные крепости со сторожевыми башнями, обращенными в стороны дорог. Из огромных бойниц торчали жерла орудий.
Сильный темирханшуринский гарнизон выдержал осаду, не допустив неприятеля ближе пушечных выстрелов. К тому же силы укрепились — от Низового в Шуру пришел Фрейтаг.
Шамиль отступил. Через Казанище, Жунгутай он вернулся в страну даргинцев. Распустив отряды левашинцев, акушинцев, цудахарцев, имам направился в Анди
Не только ради вручения воззваний были задержаны делегаты в Ашильте. Шамиль сразу же решил создать Высший совет имамата, и членов совета надо было объявить.
В просторной гостиной дома Мугада собрались приезжие. Секретарь Мухаммед-Тахир стал читать:
— «Отныне учреждается при имаме Высший совет для совместного обсуждения общих дел наших народов.
Председателем совета назначается праведник Джамалуддин-Гусейн казикумухский.
Секретарем — Мухаммед-Тахир карахский.
Члены совета: Кебед-Магома из Телетля, Амир-хан из Чиркея, Юнус из Ашильты, Ташов-Гаджи с Уди-муллой из Чечни, Ахвердиль-Магома, проживающий в Гоцатле, Мухаммед-хан из Табасарана, Талгат-кадий из Акуша, Аслан-кадий из Цудахара, Галбац-Дибир из Караты, Омар-кадий из Анкратля, Гаджи-Магома из Тинди, Газиев из Анди, Юсуп-кадий гимринский, мулла Ахмал салтинский, Исрапил-кадий ашильтинский, Барты-хан гимринский .....^

2) ".... имам послал сына Мухаммеда-кадия, Абакар-Хаджи с его сородичами для захвата русского скота. Большинство посланных вернулось с дороги, опасаясь ветречи с неверными. 18 смельчаков сделали свое дело и пригнали до 300 штук рогатого скота, захваченного с морского берега. Вслед за этим акушинцы вместе с таркинцами и другими жителями окрестных аулов захватили русское судно и поделили между собою находившееся на нем добро.
Из Гергебила имам двинулся на плоскость через аул Дженгутай, сжег попутно дворец Ахмедхана Мехтулинского и останавился в Большом Казанище, во дворце Шамхала. Главная часть мюридов расположилась на равнине перед самой Шурою, послав конные разъезды в окрестности для захвата предметов продовольствия войск. Шура была окружена и осаждена.
Отсюда же была послана крупная часть акушинских мюридов для взятия укрепления Тарки ....."

3) ".... О действиях Фрейтага в 1843 г. см. «Воспоминания А. А. Волоцкого» в «Русской Старине» изд. 1873 г., том VII, стр. 815–842 ...."

©
4) ".... поручим Усачев посылает нарочного, уже прямо в Евдокимову, с следующею запискою на клочке бумаги:
«Низовое укрепление взято и все уже сожжено, вместе с провиантом, и должно судить, что находящийся в нем народ весь погиб, сего числа пополудни в 3 часу. Итак, той же участи и я с народом ожидаю, может быть и сей ночи — 12-го ноября. Спаси, Николай Иванович. Поручик Усачев».
из архива графа Евдокимова:
Предписание генерала Клюки-фон-Клугенау, 8-го ноября, № 7763.
«Сообщаю вашему высокоблагородию, что отряд наш возвратился в Темир-Хан-Шуру. Цудахаринцы, акушинцы, мехтулинцы и часть шамхальцев изменили. Кадий Акушинский, по сведениям, сегодня прибудет в Дженгутай, а сам Шамиль направился через Гирокан к Зырянам, и оба они имеют намерение идти к Темир-Хан-Шуре; в случае же движения их в шамхальские владения, нет сомнения, что и остальные шамхальские деревни также восстанут. В виду всех этих обстоятельств предлагаю вашему высокоблагородию собрать весь ваш отряд и озаботиться усилить главные пункты, которые мы непременно должны стараться удержать за собою, как-то: Миатлинскую переправу, Султан-Янги-юрт и Казиюрт. С этою целью вы отправьте, по усмотрению вашему, достаточное число пехоты на подкрепление миатлинского гарнизона и пошлите одну или две роты в Казиюрт, для усиления гарнизона и обороны форштадта; равномерно, если можете, то отправьте также одну роту в Низовое укрепление. Между же тем, как главный отряд, которому предстоит теперь действовать на плоскости, не имеет кавалерии, то, с получения сего, отправьте через Кум-Таркали в Шуру одну сотню линейных и одну сотню уральских, самых лучших казаков, в ведении войскового старшины Попова... О распоряжениях .ваших по всем этим предметам донесите мне поспешнее ....."

5) "..... В Гергебиль к имаму явился послом Аслан, кадий Цадакара. А кадий Акуши прислал послом покорного человека Кадиласуль Мухаммеда. Сын этого Мухаммеда, хаджи-Абакар, с отрядом из жителей Акуши отправился для грабежа имущества неверных, стараясь первым достигнуть разрыва того, что было между жителями Акуши и русскими. Но большинство его отряда вернулось с дороги, боясь того, что хаджи Абакар выступил, не попросив разрешения у своего отца. Осталось с ним только 18 человек. Они пришли на пастбище Манасу и захватили там с морского берега около 300 голов скота.

Затем собрался народ из Акуши, Тарго, Гарабудага и других селений и напал на судно русских, называвшееся «Макар», груженое разными дорогими [165] вещами и большими богатствами. Судно было разгружено на берегу моря в стороне Тарго. Они забрали с судна то, чем обогатилось большинство из них. Затем имам вышел, остановился в Джанкоте и сжег жилище Ахмед-хана. Здесь к нему пришел кадий Акуши, а также пришли акушинские войска. Затем имам остановился в доме шамхала в Казанищах, а войска расположил в селениях вблизи крепости Темир-хан-шура.

Отсюда имам послал отряды и экспедиции на равнину собрать баранту для провианта. Здесь они съели их баранты до 40 тысяч голов, из них 11 тысяч, принадлежавших жителям Чахаля, и немного — жителям Сугратля. Они осаждали тех, кто находился в крепости Темир-хан-шура. Имам послал отсюда к крепости Тарго войско вместе с жителями Акуши. Они взяли там некую русскую крепость и забрали из нее многочисленное имущество. Когда же была уже близка победа над этой крепостью в Тарго, пришла к русским помощь извне. Тогда находившиеся в крепости вышли на открытое место, рассыпавшись без строя, для битвы с войсками имама. Когда оба войска встретились, то новые акушинские войска уклонились от сражения. Пришедшие к русским на помощь вошли в крепость, а затем вышли со всеми, кто там был, забрав все там находившееся и убежали к морю на судно. Конец ....."

6) ".... В 1847 г. Магомед-кади (Талгат-кадий, авт.) был арестован властями и сослан в Сибирь. По свидетельствам, он не доехал до места ссылки и умер по дороге. Народ сохранил память о трагическом конце выдающегося даргинского кадия: Магомед-кади, прикованный цепями к повозке, доставляется в Дербент, а там солдаты, привязав его к жерлу заряженной пушки, взрывают заживо ...."
7) ".... В 1847 г. Акушинский кадий был сослан русскими за переход к Шамилю в Сибирь и погиб по пути в ссылку ....."
8) "..... ГЕНЕРАЛ ФРЕЙТАГ И ЕГО БОЕВЫЕ ТОВАРИЩИ.
Три эпизода из истории завоевания Кавказа.
Посвящается памяти генерал-лейтенанта Роберта Карловича Фрейтага и всем боевым его товарищам, уже отшедшим и оставшимся еще в живых. 1843 год.
Низовое укрепление, обложенное уже Магомет-кадием акушинским.
восстании акушинцев, цудакаринцев ....."
9) ".... Поход генерала Лидерса к Карадахскому мосту

В 1261 (1844) году Шамиль выступил в Салатавию и Аух против русских войск. Здесь не происходило никакого сражения. Шамиль оставался там 15 дней. Потом из Даргинского округа Акуши пришли лазутчики, чтобы Шамиль явился туда. Он двинулся с 4-мя тысячами конницы и десятью наибами из Гимров, через Харкас и Кутиши в Акушу и остановился в доме Акушинского Мухаммад-Кадия. Вслед за ним прибыли Койсубулинские наибы: Гимринский Ибрагим, Балаканский Муса и Инхулайский Саид с тремя орудиями и глухой Хаджи Мухаммад Чохский и Согратлинский кадий Мухаммад. Здесь собрались все наибы Дагестана, исключая Кияла, Ункратля, Чамалала, Тиндалала, Богулала и их войск. Через несколько дней русские войска под начальством генерала Лидерса и князя Аргутинского выступили из укрепления Темир-Хан-Шура. Шамиль услышал об этом, созвав всех наибов и Акушинского кадия Мухаммеда посоветоваться о предстоящих действиях. После многих прений признали за лучшее сделать отступление. Шамиль и наибы возвратились в Бархалис и Хулис. Нас преследовал Аргутинский, разбил — и мы должны были бежать, потеряв много убитыми. Шамиль достигнул Цудахара и остановился в доме кадия Аслана, но оттуда принужден был тотчас же бежать, оставив солдат, три пушки и убитыми более ста человек под ногами русской конницы. Потом бежал с остатками войска к Карадахскому мосту. Переправившись через мост, он приказал сломать его, сделать на берегу завалы и поставил орудия. Лидерс начал с нами перестрелку, а Аргутинский с войском через мост Маали хотел идти в Гоцатль. Шамиль послал, чтобы ауховцы поспешили прибыть к нему на помощь. Через 10 дней на рассвете русские возвратились. Мы преследовали их. Кибит Мухаммад с частью своего войска бросился через Карадахский мост вслед за русскими, но преследование наше было безуспешным, потому что мы потеряли в то время много убитыми, в числе которых было несколько почетных лиц (15). Народ, видя возвращение русских, говорил, что они возвратились по причине смерти какого-то вельможи. Но я полагал, что у русских не достало сухарей. В этот же день выбежал к Шамилю Елисуйский Даниель-Султан. Он встретился с Шамилем у Карадахского. моста, Шамиль приказал ему поселиться в Карате, а сам, распустив войска по домам, возвратился в Дарго-Ведено.

......"
10) ".... Кади Талхат ал-Акуши ад-Дарги, акушинский кади. Сослан русскими в Сибирь. Умер по пути в ссылку ....."

Источники:
1) Автор: Ибрагимова Мариам Ибрагимовна - Книга: "Имам Шамиль" - Страница 80, и страница 41.
2) (пер. Г. Маллачихан)
по изданию: Три имама // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 45. Махач-кала. 1926
Маллачихан Г. 1926
3) по изданию: Генерал-лейтенант Клюки-фон-Клюгенау. Очерк военных действий и событий на Кавказе. 1836-1850 // Русская старина, № 6. 1876
Грегоржевский И. А. 1876
4) по изданию: Граф Николай Иванович Евдокимов. 1804-1873 // Русская старина, № 4. 1888
И. О. 1888
5) Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля [Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах] ал-Карахи Мухаммед Тахир
Глава о взятии крепости Гергебиль, осаде крепости Темир-хан-шура и прочем
6) Магомедов Р.М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Стр. 449
7) (см.: АКАК. 1885, т. Х, с. 520-521; КС. 1897, т. XVIII, с. 186).
8) по изданию: Генерал Фрейтаг и его боевые товарищи. Три эпизода из истории завоевания Кавказа // Русская старина, № 6. 1873
Волоцкой А. 1873
9) Сказания очевидца о Шамиле. Полный текст
10) Движение горцев Северо-Восточного Кавказа, 1959, с. 561–563, АКАК, X, с. 520–521; КС, XVII, с.186; Омаров, 1997, с. 247.
 
ТукмагомедДата: Суббота, 21.12.2019, 18:03 | Сообщение # 77
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Шангерей или Герей Губденский, доблестный даргинский наиб имама Шамиля в Андийском участке Имамата. Герей Губденский являлся наибом Анди и Андийского общества, мюрид и наиб с 1844 года по 1851 год. Героически погиб в известном походе наиба Хаджимурата в вилаяты Хайдак и Табасаран в 1851 году. Как пишет сын известного шейха Джамаладдина Казикумухского Абдурахман, эта экспедиция закончилась трагическим провалом для горцев, из-за своевольных и неоправданных поступков наиба Хаджимурата Аварского, отвечавшего за весь исход операции. Вместо того чтобы выполнять прямые и чёткие установки имама наладить связь с местными старейшинами и алимами, Хаджимурат напал на владетеля Бойнака и убил его правителя, при этом похитил его вдову и всё имущество с казной, после чего разбитый царскими войсками, отступил с большими потерями в горы. Герей Губденский принимал самое активное участие во всех шамилёвских походах, и в этом последнем в его жизни походе, бесстрашный даргинский воин ставший мучеником за Родину, и за дело имама Шамиля, навечно остался в памяти и сердцах благодарных потомков, как символ мужества и верности своему пути и клятве воина.
__________________________________________________________________________________

1) "... Гирей, ныне наиб андийских селений ..."

2) "... Тогда Хаджи Мурад ал-Хунзахи попросил имама послать его с пятьюстами всадников при условии, что среди этих всадников будут наиб Хусейн ал-Гергебили, Шан Гирей, заместитель наиба Ибрахима ал-Гимри и наиб Батир ал-Мехельти (Батир Ада Губденский) со всеми их товарищами. Затем имам с его войском пошел и остановился в селении Бухти. Затем пошел [дальше] и остановился на горе Дурчали. Против них вышли русские, и они сражались. Пали смертью праведников некоторые люди, ....."

3) "... Гирей наиб в Анди ...."

4) "... Даргинские мухаджиры образовывали кварталы и тухумы в Аварии и Андийских сёлах ..."

5) ".... Герей или Шенгерей в 1844 году будучи абреком, перебрался из Губдена с семьёй к имаму Шамилю, и погиб в газавате ..."

Источники:
1) (пер. М.-С. Саидова)
Текст воспроизведен по изданию: Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Махачкала. Дагестанское книжное издательство. 1997
Саидов М.-С. 1997
2) Хроника Мухаммеда Тарарах ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля [Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах]
ал-Карахи Мухаммед Тахир
3) Ю.У. Дадаев «Наибы и мудиры Шамиля»
Глава о втором, третьем и четвертом набегах на Хайдак и Табасаран
4) Р.М. Магомедов, "Даргинцы ...", Т2, стр. 471
5) Абдуллаев М. А. Очерки по истории Губдена / Корректор А. Р. Берсинова. — Махачкала: Новый день, 2002.

 
ТукмагомедДата: Суббота, 21.12.2019, 18:06 | Сообщение # 78
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Доблестный даргинский воин и наиб имама Шамиля 1838-59 гг., мухаджир в Аварии Муртузали Губденский (Более известен как Муртуз ал-Уркачи ал-Авари (Оркачи — селение в нынешнем Хунзахском р-не РД) — один из активных сподвижников Шамиля, находился с имамом при обороне Ахульго, где погиб мученником его отец Мирза. Муртузаали Губденский являлся наибом Салатавии до 1839 года. После падения Ахульго переселился в Ичкерию, был назначен главой мухаджиров в Дарго. Муртузали Губденский принимал самое активное участие во всех шамилёвских битвах, являлся другом Аварского наиба Хаджимурата. Муртузали Губденский находился с Шамилём до его сдачи в 1859 году.
Последние слова Муртузали Губденского сказанные после того как Шамиль ушёл к Барятинскому: «Тогда Муртала из Уркачи ал-Авари сказал: «Теперь имам от нас ушел, мы отныне его не увидим. Готовьтесь к джихаду». Это мнение не поддержали Галбацдибир из Караты и Ибрахим, двоюродный брат имама». Но Шамиль им из ставки Барятинского передал чтобы пришли к нему, и на этом завершилась осада Гуниба.
________________________________________________________________________

1) "... После того как имам прибыл в Гуниб, он нашел там смышленого юношу Муртуза ал-Уркачи, который был главой мухаджиров имама и его асхабов в Дарго и сопровождал его в Ахульго, у которого произошло большое сражение между имамом и генералом Граббе и где он [39] отдал своего сына Джамалуддина в руки русских в качестве заложника. Впоследствии он был возвращен к нему в обмен на детей князя ЧавчавадзеА это событие известно. Муртуз ал-Уркачи имел в своем распоряжении храбрецов из мухаджиров числом около 60, готовых сразиться с врагом, укрепившихся на склоне горы над селением Ругуджа. ...."

2) ".... 158. Муртуза ал-Уркачи ....."

3) ".... Там он останавливался в доме Муртади /48а/ из Уркачи, который был сотником над мюридами Шамиля, и являлся другом Хаджимурада. ....."

4) ".... 5. «Участок Салатав (سلتو): наиб Муртада-Али; 140 конных, 160 пеших, итого 300». Наибство занимает территорию левобережья Сулака (после слияния Андийского и Аварского Койсу), верховий Акташа и правобережья этой реки в среднем ее течении. Акташ, образован двумя притоками. Между ними отмечены сс. Дылым (دلم), Алмак (المق) и Гертма (كرطنة). Также в пределах наибства указаны сс. Чиркей (چرك), Зубутль (زبط), Хубар (خبر), Инчха (انچكه), Буртунай (بورتونى), Гостала (غوزتله)......"

5) ".... Среди известных сподвижников имама Шамиля который вместе с семьёй переселился в Имамат, находился мухаджир из Губдена Муртузали. ...."

6) "... Даргинские мухаджиры образовывали кварталы и тухумы в Аварии и Андийских сёлах ..."

Источники:
1) по изданию: Абдуррахман ал-Газикумухи. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля. М. Восточная литература. 2002 - Тагирова Н. А. 2002
2) Ю.У. Дадаев «Наибы и мудиры Миляга»
3) Текст воспроизведен по изданию: Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Махачкала. Дагестанское книжное издательство. 1997
4) по изданию: “Карта страны Шамиля на 27 мухаррама 1273 г.” Хаджжи Йусуфа Сафар-заде // Вестник института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, № 2. 2013 текст - Мусаев М. А. 2013
5) Р.М. Магомедов, "Даргинцы ...", Т2, стр. 471
6) Абдуллаев М. А. Очерки по истории Губдена / Корректор А. Р. Берсинова. — Махачкала: Новый день, 2002.

 
ТукмагомедДата: Суббота, 21.12.2019, 18:09 | Сообщение # 79
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Священную войну против Российской Империи имам Гази-Мухаммад объявил в первой столице ещё зараждавшегося теократического государства Имамат, в даргинском ауле Цудахар, и именно вместе с даргинцами начал он свою борьбу против царского самодержавия, которая продлилась до 1859 года, до сдачи имама Шамиля на горе Гуниб главнокомандующему царскими войсками Барятинскому. Цудахар стал центром и отправной точкой в эпопее под названием Кавказская война, то есть, местом зарождения звезды знаменитого имама Дагестана и Чечни, Гази-Мухаммада Гимринского. Идейными наставниками имама стали, шейх Джемаладдин Казикумухский живший тогда в Цудахаре, и шейх Ильяс Хаджи Цудахарский. Также необходимо отметить, что и Аслан-кади Цудахарский, являвшийся близким другом имама Гази-Мухамммада и его учеником, первым стал его опорой в той войне, в последствии воевавший вместе с имамом Шамилём до 1859 года. Благодаря этому событию в последствие, зародилась и взошла звезда имама Шамиля. Именно с моральной и политической поддержки легендарным полководцем той эпохи, и проповедником мюридизма, верным соратником двух имамов, Асланом Цудахарским. Также следует указать на то, что аварские племена и сама Авария на тот период являлась ярой противницей мюридизма и имама Гази-Мухаммада и находилась в состоянии войны с имамом, за что Николай первый наградил аварский народ георгиевским знаменем, за верность Российской Империи.
__________________________________________________________________________________

1) « ... однако, не доверяя хану, в вероломстве которого успел теперь убедиться, переехал на житье в Цудахар. Сюда не простиралась власть Аслана, так как цудахарцы считались вольным народом, образуя из себя как бы род независимой республики. С прибытием Джемалэддина из Цудахара и возникла та священная для мусульман война (газават), что продолжалась почти непрерывно до 25 августа 1859 г., т.е. до пленения кн. Барятинским Шамиля в Гунибе ... »,

2) "..... В 20-х гг. 19 в. Цудахар был центром тарикатского учения. Далеко за пределами известен был крупный тарикатский шейх Ильяс Хаджи ал-Цудахари. В эти годы там проживал Джемалудин, который бежал из Кумуха в Цудахар и проживал там до смерти Аслан-хана (1836 г.). Гази-Магомед установил с ним дружбу и они оба разослали из Цудахара массу воззваний во все концы Дагестана, в которых Гази-Магомед именовал себя «мoxидин». Воззваниями этими имам получил большое влияние на умы горских народов. Арслан-кадий Цудахарский, будучи близким другом Гази-Магомеда и, как Шамиль, считавший себя его учеником, перешел на сторону имама. Имам был уверен в преданности даргинцев: «Акушинцы более всех мне преданы ...». Действительно, большая часть населения даргинских обществ последовала за имамом, что означало признание главенства имама. Например, 500 даргинцев участвовали в отряде Гази-Магомеда при нападении на крепость Внезапную ....."

3) "..... «Кайтаг, население которых, вместе со своими беками, чуть не поголовно вступило под знамена имама; за ним пошли каба-даргинцы, сюргинцы и часть акушинцев». ....."

4) "..... Имам предпринял ряд мер по вовлечению в свою орбиту аварских племен, находившихся в сфере влияния России. 12 февраля 1830 г. шеститысячный отряд Кази-муллы был разбит аварским ополчением. После отчаянной сечи, продолжавшейся около трех часов, сторонники имама, разбитые и рассеянные, бежали, а сам имам при этом был ранен. За это сражение по представлению генерала Паскевича император Николай I пожаловал аварскому народу георгиевское знамя ......"

Источники:
1) ШУЛЬГИН С., "РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА О ШАМИЛЕ И ЕГО СОВРЕМЕННИКАХ"
2) А.Г. Мансурова, "Цудахария. Социальная и политическая история в 18-19 вв.", 1995. ДНЦ РАН, стр. 122-5 (Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 гг. в связи с мюридизмом // КС. Т.12 Тифлис. 1888. СС. 7, 475)
3) ВОЙНА НА ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ С 1824 ПО 1834 г.
4) "Кавказский Савонарола", Александр Нетесов
 
ТукмагомедДата: Суббота, 21.12.2019, 18:11 | Сообщение # 80
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Полный разгром даргинцами в мае 1840 года под Кадаром войск генералов Лидерса и Пассека. Разгром который должен был состояться еще в декабре 1819 года, если бы не предательство союзников, указавших артиллерии противника тропу в тыл даргинских позиций.
__________________________________________________________________________________

... 25 мая (1840 г.) горцы подошли к Кадару, в ауле расположился Кази-Магома, племянник Шамиля, а Магомед-кадий Акушинский и Арслан-кадий Цудахарский с весьма значительными силами заняли кадарские хутора.

Получив эти сведения, ген. Лидерс выслал отряд под начальством ген. Пассека. Ген. Пассек потребовал дополнительные силы и получив подкрепление в начале июня начал наступление.

Произошла страшная резня. Горцы со всех сторон окружили неприятельские войска и вынудили их отступить с большими потерями, после чего ген. Пассек не решился продолжить наступление на укрепления горцев, обороняемые артиллерией, и отошел ..., А.Г. Мансурова, ЦУДАХАРИЯ (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII - первой половине XIX вв.»), стр. 141-2 // (ЦГИА Гр. Ф.2, Оп.1, Д.910.Л.350)

 
ТукмагомедДата: Суббота, 21.12.2019, 18:24 | Сообщение # 81
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Даргинские Фермопилы или битва за Ахульго

Одно из героических и славных сражений даргинского народа известное под названием Битва за Ахульго, длившаяся беспрерывно три месяца, ставшая символом Кавказской войны и беспримерной отваги защитников этой легендарной крепости. И которую можно сравнить разве что с битвой при Фермопилах, но при учёте времени и уровне смертоносности вооружения, даже та знаменитая битва спартанцев меркнет перед Битвой за Ахульго.

Также, необходимо отметить руководителей и непосредственных участников обороны Ахульго, даргинских наибов Шамиля находившихся рядом с ним от начала до конца. Такие наибы, как Абакар-кади Куппинский, Иса Губденский, Муртазали Губденский. Из 1000 защитников Ахульго, включая женщин, детей, стариков, 400 воинов державших оборону три месяца были даргинские мюриды, помимо ещё 200 погибших при прорыве оцепления царских войск только в одном бою.

Наиб Абакар-кади Куппинский незадолго до этих событий, также руководил обороной в соседнем Аргвани, где под его руководством в аналогичном сражении со своими мюридами из Цудахара, в неравном бою против 10 000 -го войска генерала Граббе, неизмеримой ценой вырвал из окружения имама Шамиля.

Даргинские воины навечно вписали своё имя золотыми буквами в одной из страниц Кавказской войны, в эпопее под названием Битва за Ахульго. Лучшие воины из Дарго встали рядом с имамом Шамилём, в осаждённом Ахульго в самые трагические дни из его жизни, и почти все они, пали смертью мучеников, навсегда оставшись в памяти и сердцах благодарных потомков, как символ высшей степени свободолюбия и непокорности. В июне — августе 1839 года, защищая крепость Ахульго.
__________________________________________________________________________________

1) «... во время осады Ахульго царскими войсками на помощь Шамилю из даргинских обществ был направлен конный отряд в 400 человек ... »

2) «... Приведем некоторые из эпизодов участия даргинцев в антиколониальной войне: 400 цудахарских отборных бойцов, посланных к осажденному Ахульго на помощь ... »

3) «... Шамиль заперся в Ахульго, со всеми своими приверженцами. Вооружённых было свыше 1000 человек ...»

4) «... Горцы, несмотря на неминуемую гибель ни за что не хотели сдаваться и защищались с исступлением. Некоторые из мюридов, изнемогая от ран и тут еще хотели дорого продать свою жизнь: отдавая уже оружие, они коварно наносили смерть тому, кто хотел его принять. Из защитников Ахульго уцелели немногие. Вырваться удалось примерно двум десяткам человек, во главе с Шамилём ...»

5) «... В числе защитников укрепления Ахульго, драматические события в котором разыгрались в июне-августе 1839 г., находился один пожилой даргинец по имени Хаджи Али Аскар. Он был известен своей примерной жизнью, набожностью и строгим исполнением религиозных обязанностей, одним словом, был уважаемым человеком. Роль, избранная им для себя в священной войне, не имела воинственного характера, все его участие в ней ограничивалось погребением павших горцев, чтением молитв за их упокой, соблюдением всех требуемых в этих случаях религией обрядов ....»

6) «... Надо отметить заслугу и инженерные задатки наиба Абакар кади (Куппинского), принявшего активное участие в подготовке Аргвани к обороне. Эта же тактика под его руководством использовалась и в битве при Ахульго ...»

7) "..... В самый критический момент, когда царскими войсками был осажден Ахульго, на помощь Шамилю даргинцы снарядили из лучших воинов конный отряд в 400 человек, почти все из которых геройски погибли, отстаивая свободу и независимость Дагестана ....."

8) "...... Количество милиции при начале блокады Ахульго: Койсубулинцев - 1000; Аварцев - 747; Мехтулинцев - 1017 ......."

9) "... при прорыве царского оцепления в Ахульго во внутрь крепости пробились 200 даргинских воинов из 400, все остальные пали мучениками ..."

10) "... во время осады Ахульго русскими войсками в крепости находились 200 куппинцев, посланные ещё до прихода 400 даргинских всадников из Акуша-Дарго ..."

Источники:
1. Юров А. Три года на Кавказе. 1837-1839 гг. // КС. Тифлис,1884. Т.VIII. С. 47.

2. «Народы Дагестана» / серия «Народы и культуры» [совместно с ... С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, стр. 295

3. Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане. Милютин Д. А. Санкт-Петербург 1850 год стр. 75

4. Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане. Милютин Д. А. Санкт-Петербург 1850 год стр. 119

5. ХУСЕЙН АЛИ ИЗ УРАДА
Из книги: Доного Хаджи Мурад. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817-1864. М., 2005.

6. Джамалудинов Магомедгази Далгатович, "СРАЖЕНИЕ В СЕЛЕНИИ АРГВАНИ ЛЕТОМ 1839 ГОДА", Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки, Выпуск № 3 / 2009
7. стр. 131 (Алиев Б .Г., Умаханов М.-С. К. Участие даргинцев в народно-освободительном движении горцев в 20-50 годах 19 в. С. 224.)
8. ..., Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане. Составлено полковником Милютиным, стр. 139 .
9. Магомедов P.M. Даргинцы в дагестанском историческом процессе, Т2, 1999, стр. 219
10. Книга "Аул Куппа"., Омаров Иса Исаевич.



На карте: мухаджиры из полупокорных Акуша-Дарго, Цудахар-Дарго, Кайтаг-Дарго и др. основали в непокорной Ичкерии мухаджирскую столицу Дарго и ряд других военных колоний вплоть до Ансалты. Авария и ее окрестности указана покорной вплоть до 1843 года.
 
ТукмагомедДата: Суббота, 21.12.2019, 18:48 | Сообщение # 82
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Массовое переселение даргинцев - мухаджиров в глубь Имамата в ходе Кавказской войны. Основание ими многочисленных поселений: Дарго, Акуша-махи, Хайдакан-юрт, Ца-Ведана и др. в Ичкерии, стратегических крепостей Уллу-Кала в Гоцада и Новое Ахульго в Койсубуле. Чтобы представить масштаб этого явления, в качестве примера можно привести акушинцев, почти 80% которых разрушили свои дома и ушли в выше перечисленные военные поселения и крепости. В начале 1840-х годов даргинский был разговорным языком столицы имамата Дарго, не считая официального арабского. Из среды этих мухаджиров вышла многочисленная плеяда даргинских мудиров и наибов, не говоря о других бесчисленных храбрецах и героях, приведших имамат Шамиля к «блистательной эпохе» побед 1840-45 годов.
_______________________________________________________________________

... Состав и обстоятельства мухаджирства в Имамате изучены пока все еще недостаточно, но даже известные ныне данные заставляют предполагать, что среди них преобладали даргинцы из Акуша-Дарго ... даргинские мухаджиры (военные переселенцы) образовывали кварталы и тухумы в селах Чечни (в Хатуни, Тевзани ... нынешнего Веденского района) ... Шамиль рассматривал такой исход даргинцев в Имамат как явление желательное .., Р.М. Магомедов, "Даргинцы ...", Т2, стр. 471, 498

... Недовольство колониальным режимом в Даргинском округе возрастало. Только в Акуша жители сами разрушили 2/3 своих домов и перешли к Шамилю ..., стр. 144 (Ржевуский А . КС. Т.6. С .225.)

... «Поистине, все мухаджиры Дарго построили там крепость, высокую и прекрасную» ..., Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни, 1997

... В годы Кавказской войны в Чечню, более чем полтора столетия назад, имам Шамиль привел четыре сотни мюридов из Куппа, Аршимаки, Санамахи, Цудахара, Карекадани, Хаджалти и других цудахарских сел и отселков. Местом переселения стал аул Дарго, позже основанный на новом месте в 1846 году в Ведено ..., И.Омаров, Р. Сефербеков, Монография «Аул Куппа», 2017

... Потерпев неудачу, Шамиль решился оставить Дагестан и в марте 1840 года, с 500 мюридами и известным Ахверды-Магомой, ушел в Чечню, где поселился в Дарго, расположенном в дремучем лесу. Чеченцы, ожесточенные против нас за попытку их обезоружить, были рады его появлению и охотно ему предались ..., П. Берже, "Горные племена Кавказа", Кавказская старина. Пятигорск, 2011.

... Весной 1842 года генерал Головин отправился из Ичкерии в поход против резиденции Шамиля, находившейся в даргинском селении Дарго, но был разбит горцами и с большими потерями отступил ..., Комаров А.В., "Адаты и судопроизводство по ним. Сборник сведений о кавказских горцах". Тифлис. 1868. Вып. I

... Акушинский кадий Магомед объявил, что в случае неудачи в действиях против русских он намерен переселиться в Дарго ..., Рапорт ген.-адъют. Нейдгардта ген.-адъют. Чернышеву об отношении Акушинского и Цудахского обществ к Шамилю. 10 февраля 1844 г.

... Дарго - аул этот основан лет 70 тому назад ..., Сборник свѣдѣній о Кавказских горцах, Ичкерия (Историко-топографический очерк), Том 4, 1870, стр. 19

... Дарго. Здесь в основном производился ремонт оружия, где мастерами-оружейниками были даргинцы и чеченцы ..., Сулейманов А.С., "Топонимия Чечни", 2006, стр. 198

... Дарго. Cеление в Веденском районе республики Чечня. Живут здесь представители различных обществ, в том числе, и ассимилировавшиеся выходцы из Дагестана. Основа топонима даргинская ...,Топонимический словарь Кавказа., А.В. Твердый. 2011.

... В Чечне есть селение Дарго, что сопоставляется с этнонимом даргинцев в Дагестане ..., Аркадий Гольдштейн, "Башни в горах", 1977, стр. 709

... река Гумс или Гудермес , село Ахъши-махи (Ичкеринское общество), разрушено ..., Берже А.П., "Чечня и чеченцы". - Тифлис, 1859, стр. 27

... река Хулхулау, селение Хайдакан-юрт (Ичкеринское общество), разрушено ..., Берже А.П., "Чечня и чеченцы". - Тифлис, 1859, стр. 28

... Ца-Ведана (Новое Ведено, дарг.), чеченцы же называют Ахки-чу-юрт. Аул этот заселен Харачоевской фамилией со времени покорения края в 1858 году. Был прежде занят исключительно выходцами из аула Цудахар, пришедшими сюда до покорения Ичкерии ..., Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 4. Тифлис, 1870., Ив. Попов, «Ичкерия». Историко-топографический очерк, стр. 7

... С ухудшением обстановки зимой 1841–1842 гг., царь хотел, чтобы против даргинских обществ, где находился Шамиль, была направлена экспедиция, а в ущелье реки Андийское Койсу построена крепость (запирающая Ичкерию) ..., Гаммер М., "Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана". 1998. Глава тринадцатая. Ичкерия. /// Загорский Ив. Восемь месяцев в плену у горцев // Кавказский Сборник. Т. XIX, с. 299 /// АКАК. Т. IX, с. 266-268. /// [Головин Евгений Александрович]. Очерк положения военных дел на Кавказе с начала 1838 до конца 1842 года // Кавказский Сборник. Т. II, сс. 54-56

... Начнем сначала с сообщения о переходе имама Шамиля из Нового Дарго (прим. - новое по отношению к Акуша-Дарго) в селение, которое он построил на территории Ведено в Чечне (прим. - речь идет о Дарго-Ведено), чтобы обосноваться там со своими сподвижниками-мухаджирами ..., Абдуррахман ал-Газикумухи. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля. М. Восточная литература. 2002

... Надо отметить заслугу и инженерные задатки наиба Абакар-кади (Куппинского), принявшего активное участие в подготовке Аргвани к обороне. Эта же тактика под его руководством использовалась и в битве при Ахульго ..., Джамалудинов М.Д., "Сражение в селении Аргвани летом 1839 года", Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки, Выпуск № 3 / 2009

... во время осады Ахульго царскими войсками на помощь Шамилю из даргинских обществ был направлен конный отряд в 400 человек ..., Юров А. Три года на Кавказе. 1837-1839 гг. // КС. Тифлис,1884. Т.VIII. С. 47.

... Наибом в крепости Уллу-кала был назначен Абакар-хаджи, о котором в своих воспоминаниях Абдурахман Казикумухский пишет: «Из мухаджиров в Гергебильской крепости был ученый наиб Абакар-хаджи из Акуша» ..., Амри Шихсаидов, Дагестанские святыни. Книга третья, 2013, стр. 17

... Как отмечал P.M. Магомедов, «линия противостояния русских войск и Имамата проходила по северному и восточному обводу земель Акуша-Дарго и Сирха, главным узлом обороны стал Уллу-кала» ..., P.M. Султанбеков, Участие сюргинцев в Кавказской войне, Вестник института ИАЭ. 2008. № 2. С. 34–40.

О роли даргинского языка в столице имамата Дарго:
https://vk.com/dargwa_world?w=wall-90341225_1906

Неполный список даргинских наибов-мухаджиров:

Раджаб Акушинский
Абдулла Цудахарский
Джаватхан Даргинский
Маллачи Губденский
Аслан Цудахарский
Булат-Мирза Акушинский
Хаджи-Юсуф Губденский
Камалла Дамбай Куппинский
Чупалав Куппинский
Абдулкадир Губденский
Абакар-Хаджи Акушинский
Абакар-кади Куппинский
Зубаир Куппинский
Таймас Губденский
Муса-Хаджи Акушинский
Хаки Куппинский
Иса Акушинский
Кадила Магомед Губденский
Иманмухаммад Губденский
Тагир Губденский
Зульпукар Акушинский
Саид Акушинский
Камал Гуладтинский
Иса-Ахмед Губденский
Муртузали Губденский
Герей Губденский ...

 
ТукмагомедДата: Суббота, 21.12.2019, 18:50 | Сообщение # 83
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Соратник имама Газимухаммада Гимринского, Магомеда Ярагского, имама Гамзатбека, имама Шамиля - шейх Шабан Губденский, переселившийся в Аварию и возглавивший её на ряду с имамом Газимухаммадом в священной войне, в 1824-47 гг.

Шейх Шабан Губденский являлся одним из лучших полководцев 19 века, бесстрашным даргинским воином и блистательным руководителем горцев Северо-восточного Кавказа и Закавказья, включая весь Азербайджан, часть Грузии Алазанской долины и Кахетии. Первым возглавил и поднял восстание в Джаро-Белоканах, одержал ряд блистательных побед над царскими войсками, лично участвовал в боях и своим примером увлекая за собой своих мюридов рвался в гущу врагов.

Также в 1847 году будучи уже почтенным старцем являлся наибом Анкратлинского участка Имамата в Аварии. Во время имама Газимухаммада будоражил всё Закавказье и Дагестан своими лихими наездами на царские гарнизоны и крепостя. Шейх Шабан Губденский вписал своё имя на остриях клинков и гордо пронёс знамя газавата через всю свою жизнь, навечно оставшись в памяти и сердцах благодарных потомков как великий воин и блестящий учёный, устаз, шейх и свободолюбивый горец в одном лице.
______________________________________________________________________________

1) "... Услышав о проповедях Мухаммада-Эфенди, в Ярагское медресе явились Гази-Мухаммад и Шамиль из Гимры, Ших-Шабан из Губдена и др. ..."

2) "... Состав и обстоятельства мухаджирства в Имамате изучены пока все еще недостаточно, но даже известные ныне данные заставляют предполагать, что среди них преобладали даргинцы из Акуша-Дарго ... даргинские мухаджиры (военные переселенцы) образовывали кварталы и тухумы в селах Чечни (в Хатуни, Тевзани ... нынешнего Веденского района) ... Шамиль рассматривал такой исход даргинцев в Имамат как явление желательное ..."

3) "... Святой Шабан — как называли его в горах — после непродолжительной отлучки в Дагестан снова возвратился к глуходарам, где положил такое удачное и прочное начало "козиевой" пропаганде. Лучшего сподвижника и помощника имаму трудно было найти, поэтому он вверился ему безусловно и предоставил действовать самостоятельно. Шабан не только оправдал, но и превзошел все надежды своего патрона; он делал поистине чудеса не только среди немирных лезгин, но даже и джаро-белаканцев.

Движение скопища к селению Белаканы в 1830 году ... Шабан, выхватив из рук следовавшего рядом с ним мюрида свой значок, подлетел ко рву на двадцать саженей и с размаха всадил его в землю. Моментально зареяли возле него и все остальные значки. Загремела бешеная ружейная пальба, пронесся визг картечи — и небольшой редут окунулся в густом пороховом дыму. Не смотря на град пуль, нашего гарнизона и на учащенные картечные выстрелы орудий, которые поражали атакующих в упор, вырывая из их густой толпы разом десятки жертв, глуходары, большею частью спешившиеся, лезли в ров и на бруствер в полном смысле слова закрывши глаза ...

4) "... В числе предводителей горцев насчитывалось в то время уже много славных имен, вошедших в известность среди народа своею ученостию и святостию жизни. Таковы были: Гамзат-Бек Аварский, Шамиль, Ших-Шабан и другие ...

И вот в Анкратле появился некто Ших-Шабан, один из самых рьяных последователей имама. Красноречивый проповедник, он с большим успехом повел дело пропаганды и в самое короткое время укрепил в глуходарах (верхнесамурцы) семена мюридизма. Анкратльцы первые отказали нам в повиновении, а к ним скоро присоединились и другие общества. Мало того, волнение проникло даже в самые Джары ...

Стали говорить, что Ших-Шабан приглашает всех присоединиться к святому делу освобождения отчизны и быть в готовности по первому зову стать под его знамена. Одно обстоятельство самым непредвиденным образом помогло Шабану в исполнении его задачи относительно джарцев. Однажды, когда джарский кадий заседал на совете старшин, вошел неизвестный глуходар и подал ему бумагу. Оказалась прокламация Шабана. Растерявшийся кадий собрал народ и, прочитав перед ними то, что писал Шабан, разорвал прокламацию на куски и истоптал ее ногами. Но народ уже знал ее содержание, разнес ее по своим домам, и, таким образом, опрометчивый кадий сам сделался проводником ее в населении.

А между тем Шабан, исполнив возложенное на него поручение, поехал обратно в Гимры, предупредив глуходар, что возвратится к ним перед праздником Курбан-байрам, приходившимся на двадцать пятое мая.
Когда Сергеев послал им приказание защищать деревню, катехский старшина Ибрагим-Цодор-оглы отвечал, что жители примут Шабана с хлебом и солью, потому что бессильны оказать ему противодействие. Ответ был вполне естественен. Если Сергеев считал опасным движение против Шабана с такими силами, которые Паскевич признавал достаточными для разгрома турецких армий, то что же могло сделать одно ничтожное селение?

Семнадцатого июня произошло первое столкновение с неприятелем, окончившееся для нас весьма неудачно. Посланный Сергеевым в Катехи конный разъезд наткнулся в двух верстах от этого селения на двести человек глуходар и был захвачен в плен. К ночи того же дня часть неприятельских сил заняла высоты над самыми Белоканами, и отряд Бучкиева увидел целые линии костров, венчавших собой вершины соседних гор. Прошло два дня, но ни с нашей, ни с неприятельской стороны, не было предпринято ничего решительного ...

5) "... Ших-Ша'бан никаких сепаратных переговоров не вел, а всего лишь был обманным путем завлечен в крепость, там арестован и выслан в Тифлис, где содержался в Метехском замке вместе с Хамзат-беком ..."

6) "... по ситуации на май 1847 г. на территории Анкратля упоминаются 7 наибов: в Анцухе - 'Адалав, Бежте - Хасан-дибир, Анцросо - Мулла-Шабан, Ташал - Махама, Бугнада - Малла-Мухаммад, Косдода (Кособ и Томс) - Магома-Тамин и в Тлянада - Омар Магома ..."

Источники:

1) Хашаев Х.-М., 1956. Движущие силы мюридизма в Дагестане. Махачкала. С.21 // Магомедова З.А., Дагестанские накшбандийские шейхи XIX в., Исламоведение 2011, №2

2) Р.М. Магомедов, "Даргинцы ...", Т2, стр. 471, 498

3) ВОЛКОНСКИЙ Н.А., ВОЙНА НА ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ С 1824 ПО 1834 г. В СВЯЗИ С МЮРИДИЗМОМ, XIII.

4) Потто Василий Александрович - Кавказская война. Том 5. Время Паскевича, или Бунт Чечни

5) Шехмагомедов М.Г., Хапизов Ш.М., Маламагомедов Д.М., ТЛЕНСЕРУХ В КОНЦЕ XVIII - XIX ВВ.: историко-документальное исследование

6) АКАК. Тифлис, 1885. Т. Х. С. 447
 
ТукмагомедДата: Суббота, 21.12.2019, 18:51 | Сообщение # 84
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Наиб Абдулла Нацинский- наиб имама Шамиля в Сирхинском участке Имамата в 1843-44 гг. Наиб Абдулла Нацинский отважный сын даргинского народа, курировал Сирхинский участок Имамата, принимал самое активное участие во всех шамилёвских походах в своей короткой, но яркой жизни. Лично руководил взятием Казикумухского ханства для включения его в состав Имамата в 1844 г. Абдулла Нацинский являлся одним из самых храбрых и преданных наибов имама Шамиля, который был с ним до последнего своего вздоха, и погиб мученником в боях с войсками генерала Аргутинского, будучи тяжело раненым, наряду со многими своими мюридами. Наиб Абдулла Нацинский остался в памяти благодарных потомков как символ мятежного и непокорного духом воина и славного сына даргинского народа однажды ставшего на путь освободительной борьбы горцев против царского самодержавия, и прошедший этот путь до конца непокорным и верным своему слову и долгу воина.
_____________________________________________________________________________

"... В начале 1844 г. даргинские общества во главе с Магомед-кадием Акушинским, Аслан-кадием Цудахарским и Абдуллой-кадием Нацинским потребовали от генералов Гурко и Клюки фон Клюгенау вывода царских войск, угрожая в противном случае продолжить войну и перейти к Шамилю. По этому поводу генерал Клюки фон Клюгенау писал следующее: « С отложением Дарго восстанут Сюрго, Бошлы, Мюре, Кайтах и вероятно вся Северная Табасарань...» (Алиев Б.Г., Умаханов М.С.-К., 1989. С. 145). Это означало полный крах всей политики царизма в северном, среднем и нагорном Дагестане. Вот какое стратегическое значение имели даргинские общества в планах царских генералов.

В том же году восстали кайтагцы и табасаранцы. Они обратились за помощью к Шамилю. Тот направил на подмогу Магомед-Эфенди Казикумухского с отрядами 4-х наибов, состоящими из числа даргинцев. Царские войска были разбиты.

Русское командование направило отряд Радкевича для прикрытия Чираха со стороны Сюрга. Значительно пополнив свой отряд за счет добровольцев, сюргинцы перешли реку Казикумухское Койсу, заняли ряд селений. Однако 8 июня после прихода войск под командованием полковника Форстена в Хосрех сюргинцы перешли на правый берег и заняли позицию по дороге от Кюлюли к с. Наци и Урари. В происшедшем сражении горцы потерпели поражение. Казаки захватили с. Наци и Урари. При этом в плен попал (тяжелораненный кадий вскоре скончался., Рапорт князя Аргутинского. С. 847 ) кадий Наци - Абдулла, «которому Шамиль поручил начальство над 8-ми тыс. сборищем» (Рапорт князя Аргутинского. С. 846). Потери сюргинцев составили 300 убитых ... (Рапорт князя Аргутинского... С. 847).

После этого поражения сюргинцы покинули Казикумухское ханство, а Аргутинский начал усмирение Сюргинского общества ..."

Источник:

ЖУРНАЛ ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2008. № 2. С. 34-40.
P.M. Султанбеков УЧАСТИЕ СЮРГИНЦЕВ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
 
ТукмагомедДата: Суббота, 21.12.2019, 18:52 | Сообщение # 85
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Наиб Али Куппинский, в 1843-59 гг. -бесстрашный даргинский воин и наиб имама Шамиля. Али Куппинский являлся наибом Табасаранского участка Имамата с 1844 - го года, принимал самое активное участие во всех шамилёвских битвах и походах, являлся одним из четырёх даргинских наибов посланных для присоединения вилаятов Хайдак и Табасаран к Имамату в 1844 году, где и был утверждён на своей должности наиба Табасарана.

Как рассказывают его односельчане, Али Куппинский на своём иноходце врезался во вражеские цепи, увлекая за собой своих мюридов и одним взмахом сабли сбивал всадника вместе с конём, и за такую неимоверную силу его прозвали Большой Али.

Наиб Али Куппинский погиб во время попытки прорваться на помощь имаму Шамилю на Гуниб, в 1859 году.

Вечная память герою Кавказской войны верному наибу Шамиля Али Куппинскому, пожертвовавшему всю свою жизнь без остатка делу газавата и ради свободы своей Родины, 15 лет сражаясь с царизмом, оставшись навечно в памяти и сердцах благодарных потомков.
________________________________________________________________________________

1) "... В том же году восстали кайтагцы и табасаранцы. Они обратились за помощью к Шамилю. Тот направил на подмогу Магомед-Эфенди Казикумухского с отрядами 4-х наибов, состоящими из числа даргинцев. Царские войска были разбиты. ..."

2) "... Хула-Али (Большой Али) Куппинский почти 15 лет воевал в рядах Шамиля на своем несравненном коне, погиб в бою ..."

3) "... Али Табасаранский:

Наиб Шамиля с начала похода в Хайдак и Табасаран известного наиба Магомед эфенди из Хуйми [Мухаммад-Эфенди ал-Хуйми по прозвищу “Кривой”] в начале 1844 года. Мухаммед Тахир отмечал: «Остановились в Табасаране, подчинили его жителей, назначили над ними наибов, кадиев и начальников и взяли с них обязательство и обещание о повиновении имаму». Видимо, среди вновь назначенных наибов был известный предводитель Али Табасаранский. Подробные сведения о нем в архивах отсутствуют, информация о нем есть в частных коллекциях хранителей арабоязычных документов и собирателей народного фольклора XIX века ..."

Источники:

1) ЖУРНАЛ ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2008. № 2. С. 34-40. P.M. Султанбеков УЧАСТИЕ СЮРГИНЦЕВ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ

2) Р.М. Магомедов, "Даргинцы ...", Т2, стр. 438

3) Ю.У. Дадаев «Наибы и мудиры Шамиля»
 
даргоДата: Среда, 01.04.2020, 12:41 | Сообщение # 86
мимо иду
Группа: Администраторы
Сообщений: 5
Статус: Offline
Отважный наиб Шамиля, даргинец из Амузги по прозвищу Мехьла - Железный, которому отец русской хирургии Пирогов сделал операцию по ампутации ноги без наркоза.
***********************

... В своей книге кавказовед Р. Фатуев «При осаде Салты» пишет, что «наиб Махулов (Мехьла – «Железный» отказался от наркоза, в том числе от эфирного, назвав его «шайтанским» (дьявольским). Пирогов ампутировал ему раздробленное бедро без всякого обезболивания. Во время операции в руках хирурга сломалась ампутационная пила. После выздоровления Маххулав с двумя всадниками, презрев реальную опасность быть убытым, прискакал в Темирхан-Шуру и в благодарность за исцеление подарил Н.И. Пирогову пилу для резекции костей, специально изготовленную из знаменитой на Кавказе амузгинской стали. Эта пила хранится в мемориальном музее Н. Пирогова в его родовом имении Вишня недалеко от Винницы»

Да и сам Н.И. Пирогов в своих дневниковых записях отмечает, что «эти отчаянные приверженцы Шамиля изумляли нас своей твердостью и равнодушием к телесным страданиям:

«Один из них спокойно, без всякой перемены на лице, сидел на носилках, когда наши солдаты принесли его к нам в лазарет. Одна нога была обвязана тряпками.
Я думал, видя его равнодушие, что он незначительно ранен. Но каково же было мое удивление, когда, сняв повязку, я увидел, что нога его, перебитая выше колена, висела почти на одной только коже! На другой день после снятия бедра этот же мюрид сидел между нашими ранеными, опять также спокойно и с тем же стоицизмом»

"... Со всего Дагестана собраны были самые верные и храбрые мюриды, для защиты сего пункта. Нет общества, нет почти деревни, во всей непокорной части гор, которые бы не имели представителей в Салтинском гарнизоне; как будто приговоренные к смерти, в случае неудачи, они дрались с ожесточением и защищались с отчаянною твердостью — почти беспримерною, кроме, быть может, дела при Агульго ..."

Источник;
ИЗВЕСТИЯ С КАВКАЗА
От 29-го Августа, из лагеря при ауле Салты, в Дагестане.
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Даргинцы в войнах с Московией и Российской империей
  • Страница 6 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Поиск:

 


Copyright MyCorp © 2020
Сайт создан в системе uCoz