ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Суббота, 18.11.2017, 18:47
  Даргинцы в войнах с Московией и Российской империей - Страница 3 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 5«12345»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Даргинцы в войнах с Московией и Российской империей
Даргинцы в войнах с Московией и Российской империей
ТукмагомедДата: Понедельник, 18.01.2016, 22:21 | Сообщение # 31
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Именно из-за спасения даргинцами от смерти Джамалуддина Казикумухского и от преследующего его Аслан-хана - правителя Аварии и Кумуха, началась священная война имама Шамиля, длившаяся 25 лет до его почётного плена на горе Гуниб в 1859 году.

«С прибытием Джемалэддина из Цудахара и возникла та священная для мусульман война (газават), что продолжалась почти непрерывно до 25 августа 1859 г., т.е. до пленения кн. Барятинским Шамиля в Гунибе» 

«Не доверяя хану, в вероломстве которого успел теперь убедиться, переехал на житье в Цудахар. Сюда не простиралась власть Аслана, так как цудахарцы считались вольным народом, образуя из себя как бы род независимой республики. С прибытием Джемалэддина из Цудахара и возникла та священная для мусульман война (газават), что продолжалась почти непрерывно до 25 августа 1859 г., т.е. до пленения кн. Барятинским Шамиля в Гунибе. В 1860 г. Джемалэддин, с разрешения русского правительства, переселился в Турцию. Султан охотно принял его в свое подданство: ему назначено было пожизненное содержание в 4,000 меджидиэ и разрешено жить, где пожелает. Прожив некоторое время в Стамбуле, он здесь и скончался, оставив 3-х сыновей на турецкой службе, других же трое осталось в России, в рядах русской кавалерии. Из литературных трудов Джемалэддина особенно замечателен трактат, излагающий сущность тарикатского учения, под названием Абадуль-Марзиат, переведенный на русский язык моим братом Абдуррахманом (См. «Сборник сведений о кавказских горцах», II вып., 1869 г.; IV вып., 1870 г.)».

Имам Шамиль и Джамалуддин Казикумухский духовный наставник имама.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/18..
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 18.01.2016, 22:23 | Сообщение # 32
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Неравный бой героев Цудахара с 10-ти тысячным войском генерала Граббе у стен селения Аргвани в 1839 году

... На помощь Шамилю в Аргвани по дороге из Чиркаты приехал отряд цудахарцев. Отряд прибыл тогда, когда село уже было окружено войском Граббе. На цудахарцев напали, начался бой в восточной стороне от села в местности Багарлабаби. 

Битва была страшная, силы были неравны. Не желая сдаваться в плен, мужественные цудахарцы начали прыгать со скалы, и те, кто были в бурках, остались живы, а кто без них – погибли. Эту скалу называют Скалой мучеников ...

Источник: Джамалудинов М.Д., "СРАЖЕНИЕ В СЕЛЕНИИ АРГВАНИ ЛЕТОМ 1839 ГОДА", Известия ДГПУ, №3, 2009, стр. 22,http://izvdgpu.ru/upload/OG/og_2009_3.pdf  

 
ТукмагомедДата: Понедельник, 18.01.2016, 22:25 | Сообщение # 33
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Даргинские воины в количестве 400 человек стали мучениками в битве при осаде Ахульго. Лучшие бойцы из Цудахара пришли на помощь имаму Шамилю, в осаждённое Ахульго, и почти все, пали смертью мучеников. В июне — августе 1839 года, защищая столицу Имамата.

«... Приведем некоторые из эпизодов участия даргинцев в антиколониальной войне: 400 цудахарских отборных бойцов, посланных к осажденному Ахульго на помощь ... » (1);

«... Шамиль заперся в Ахульго, со всеми своими приверженцами. Вооружённых было свыше 1000 человек ...» (2);

«... Горцы, несмотря на неминуемую гибель ни за что не хотели сдаваться и защищались с исступлением. Некоторые из мюридов, изнемогая от ран и тут еще хотели дорого продать свою жизнь: отдавая уже оружие, они коварно наносили смерть тому, кто хотел его принять. Из защитников Ахульго уцелели немногие. Вырваться удалось примерно двум десяткам человек, во главе с Шамилём ...» (3)

Источники:

1. «Народы Дагестана» / серия «Народы и культуры» [совместно с ... С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, стр. 295

2. Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане. Милютин Д. А. Санкт-Петербург 1850 год стр. 75

3. Описание военных действий 1839 года в Северном Дагестане. Милютин Д. А. Санкт-Петербург 1850 год стр. 119

 
ТукмагомедДата: Понедельник, 18.01.2016, 22:30 | Сообщение # 34
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Даргинское село Дарго в Чечне. "... Живут здесь ассимилировавшиеся выходцы из Дагестана. В основе топонима лежит даргинское – «оружейники» ..."

Дарго. Cеление в Веденском районе республики Чечня, расположено в долине реки Аксай. Жители Дарго издревле славились как знаменитые оружейники. Известно, что имам Шамиль в своё время освободил даргинцев от воинских повинностей с тем, чтобы они постоянно занимались изготовлением как холодного, так и огнестрельного оружия. Живут здесь представители различных обществ, в том числе, и ассимилировавшиеся выходцы из Дагестана. В основе топонима лежит иранское «длинный», «долгий» или даргинское – «оружейники».

Источник: Топонимический словарь Кавказа., А.В. Твердый. 2011.

... В Чечне есть селение Дарго, что сопоставляется с этнонимом даргинцев в Дагестане ..., Аркадий Гольдштейн, "Башни в горах", 1977, стр. 709

... Дарго - резиденция Шамиля, построенная в 1840 году. Просуществовала до 28 июня 1845 г., когда, после взятия этого селения М. С. Воронцовым, горцы сожгли аул Дарго. Позже Шамиль перенес свою резиденцию в западную часть Ичкерии; новый лагерь был назван «Новое Дарго»,http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/Ar..

... около 1855 года возник основанный выходцам из аула Цудахар (в северном Дагестане) аул Ца Ведень, существующий и поныне ..., http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/Ar..

... Ца-Веден, был прежде занят исключительно выходцами из аула Цудахар ..., "Сборник сведений о кавказских горцах", Выпуск 4, 1870 г., Часть 1, Ичкерия (историко-топографический очерк), Попов И.М., 1869 г., стр. 7

... 9. «Участок Шаро (شارو): наиб Аслан-кади (Цудахарский); 150 конных, 230 пеших, итого 380» Наибство занимает территорию левобережья Шаро-Аргуна и некоторую часть правобережья этой же реки. Все указанные в пределах наибства населенные пункты отмечены на левом берегу, это сс. Шарой (شارو), Хачарой (حچری) и еще четыре селения между ними, которые нам не удалось идентифицировать* [*И.П. Линевич определил их как Хочери, Тлинты, Дангу] ...,http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/18..

... колониальная царская политика вызвала резкое неприятие даргинцев, и они поддержали восстание имама Шамиля. Долгое время селение Дарго было резиденцией мятежного имама. Возглавляемые наибом Асланкади Цудахарским, даргинские воины нанесли сокрушительное поражение армии графа М. С. Воронцова во время похода 1845 года ..., http://mreadz.com/new/index.php?id=343019&pages=62

... Первыми из дагестанцев к воюющим чеченцам примкнули мухаджиры-даргинцы из селения Цудахар. Чеченцы их разместили на Чермоевских и Садойских землях, с тех пор ведёт свою историю Чеченский тайп даргинского происхождения - Цlадархо (Цадахарой) ...,http://checheninfo.ru/print:page,1,3830-%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%8C%
20%D0%B8%20%D1%87%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0
%BD%D1%86%D1%8B.html
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 18.01.2016, 22:48 | Сообщение # 35
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Разгром даргинцами, во главе с легендарным наибом Асланом Цудахарским, царского гарнизона под командованием генерала от инфантерии Гурко Владимира Осиповича, в крепости Гергебиль. И взятие штурмом этой крепости в 1843 году, 7-го ноября. Гарнизон был уничтожен.

... 7 ноября пало Гергебильское укрепление. Еще 30 [октября] оно было обложено неприятелем, 3-го верхнее укрепление разбито из орудий со стороны садов и дер. Гергебиль. Гарнизон был принужден ограничиться занятием одной нижней части; тогда блокада стеснилась. 5 ноября происходило совещание в Ходжал-Махи из акушинских и цудахарских жителей и было решено большинством голосов не принимать мюридов; но общее волнение умов увлекло их под знамена Шамиля. В тот же самый день многие последовали за Аслан-кадием Цудахарским к неприятелю. Шамиль обещал цудахарцам и акушинцам всю добычу по взятии Гергебиля и направлял их на штурм укрепления, 6-го и 7-го числа эти штурмы производились огромными толпами и с большим ожесточением, но были постоянно отбиваемы и преследуемы вылазками из укрепления ... На одной из вылазок был убит храбрый майор Шаганов, начальник укрепления. Это обстоятельство, сильные потери и отчасти обратное движение с перевала генерала Гурко уронили бодрость солдат, 7-го разбито нижнее укрепление и взято приступом. Неприятель не щадил остатки кара-шайтанов (черных чертей), как прозван им гарнизон Гергебиля, из тифлисских егерей состоявший.

Источник:

И.В.Карпеев, главный специалист РГВИА, кандидат исторических наук, "СТРАНА ГОР ОБРЕТАЕТ СВОБОДУ", Журнал «Ахульго», №5 / Февраль, 2011 г.,http://gazavat.ru/journal3.php?mag_id=15&article_..

Дружба наиба Аслана Цудахарского с имамом Шамилем и зависть к нему Хаджи-Мурата Аварского и других наибов ...

Гаджи-Мурат называет: ... наиба Аслана-Кади, "большого лихоимца, которому Шамиль оказывал однако большие почести, несмотря на общий ропот народа" ...

ПОТТО, В. А.

ГАДЖИ-МУРАТ
(Биографический очерк)

... В числе же людей сильных, но не наибов, Гаджи-Мурат называет: Кибита-Магому, человека ученого, уважаемого народом, но удалившегося от дел и спокойно доживавшего век в Телитлях у своего брата, наиба Аслана-Кади, человека безнравственного, большого лихоимца, которому Шамиль оказывал однако большие почести, несмотря на общий ропот народа; Кальвац-Дебира, жившего в Карате, Омара-Салтинского, смененного с наибства за поражение, нанесенное ему Агалар-беком, во время вторжения в Табасарань, и Шахмандира-Хаджи, вымененного из плена за князя Илию Орбелиани (Убит в чине генерал-майора и в звании командира Грузинского гренадерского полка, 19 ноября 1853 года, в сражении под Баш-Кадык-Ларом. Пр. авт.). Последние трое пользовались большим значением в народе, но принадлежали к числу опасных и сильных противников Шамиля. Что же касается до Даниель-Султана, то, говоря о нем, Гаджи-Мурат не скрывает своего презрения: по его [180] понятиям, это был человек двуличный, плохой, нерешительный воин и дурной магометанин, исполнявший обряды мюридизма только для вида, и то лишь в присутствии самого Шамиля ...

Наиб Аслан Цудахарский, в белой бурке пишет письмо.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/18..
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 18.01.2016, 22:51 | Сообщение # 36
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Разгром генерала М. С. Воронцова даргинскими воинами под руководством наиба Аслан-кади цудахарского командующего шаройским округом в Чечне.

Колониальная царская политика вызвала резкое неприятие даргинцев, и они поддержали восстание имама Шамиля. Долгое время селение Дарго было резиденцией мятежного имама. Возглавляемые наибом Асланкади Цудахарским, даргинские воины нанесли сокрушительное поражение армии графа М. С. Воронцова во время похода 1845 года. После завершения столетней Кавказской войны был образован Даргинский округ, который в советский период вошел в состав республики Дагестан.

Рассказала Д. Гусейнова в 1936 году. Записал А. М. Алиев. Перевели З. Г. Абдуллаев, С. М. Гасанова и Ф. Абакарова. Литературная обработка Е. В. Лукина
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 18.01.2016, 22:59 | Сообщение # 37
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Со слов Наместника Кавказа и Главнокомандующего армии на Кавказе генерала Барятинского, когда все наибы имама Шамиля один за другим сдавались ему, такой известный и близкий наиб Шамиля, Кебед-Магомед, в знак своей покорности генералу, предательски и обманным путём, нарушив обычай гостеприимства, не дал последней надежде имама, легендарному даргинскому наибу Аслану Цудахарскому, дойти на выручку к Шамилю, после чего Гуниб был осаждён, и обречённый Шамиль сдался Барятинскому.

« ... В то же время известный старший из наибов Кибит-Магома покорился с своим обществом Тилитль и в знак искренности задержал у себя тестя и наставника Шамиля Джемалуддина и знаменитого проповедника мюридизма Аслан-кадия Цудахарского. Все это имело сильное влияние на весь Южный Дагестан, на содействие которого еще мог рассчитывать Шамиль ... »

Источник:

372. ОТНОШЕНИЕ НАМЕСТНИКА КАВКАЗА И ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО КАВКАЗСКОЙ АРМИЕЙ ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ А. И. БАРЯТИНСКОГО ВОЕННОМУ МИНИСТРУ ГЕНЕРАЛУ ОТ АРТИЛЛЕРИИ Н.О. СУХОЗАНЕТУ ОБ ИЗЪЯВЛЕНИИ ПОКОРНОСТИ ОБЩЕСТВАМИ И НАИБАМИ СЕВЕРНОГО И НАГОРНОГО ДАГЕСТАНА, 7 августа 1859 г.,http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/18..

«Подлинно, лягушка, которая упала в отхожую яму, не очистится от нечистот. Так пройдемте же мимо него [Шамиля]. И они ушли».

© Наиб Аслан Цудахарский

Источник: МУХАММАД ТАХИР АЛ-КАРАХИ
"БЛЕСК ДАГЕСТАНСКИХ ШАШЕК В НЕКОТОРЫХ ШАМИЛЕВСКИХ БИТВАХ"

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/Ar..

После сдачи в плен Шамиля в Гунибе, Аслан переселился в далёкую Турцию как мухаджир. Эти резкие слова про Шамиля Аслан произнес, разочаровавшись в Шамиле и огорчившись его поступком в Гунибе.

 
ТукмагомедДата: Вторник, 19.01.2016, 00:13 | Сообщение # 38
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Даргинский мухаджир, наиб, мудир и тесть имама Шамиля, Абдулла Цудахарский. Жил в Кумухе, в последствии переселился в Чечню, в округ Шали. Абдулле Цудахарскому подчинялись, такие наибы как Шуаиб, Ахвердил-Магомед и Уллу-бий. Абдула Цудахарский (Цакхар) — вынужден был переселиться в Чечню, в с. Шали, из Дагестана. Ученый алим. Имел большое влияние на округ Шали. Был назначен в 1842 г. начальником Чеченской области.

"...Чеченская область. Начальник — тесть Шамиля Абдулла Цакхар, выходец из Кази-Кумуха; живет в чеченской дер. Шелли и пользуется теперь большим почетом. В его владении следующие наибства:

1. Шубута и Джаберла. Наиб Суаиб мулла поступил на место умершего Джават-хана.

2. Большая Чечня, наиб Ахверды-Магомет.

3. Ичкерия, наиб Шуаиб.

4. Аух, наиб Уллу-Бей ..."

Источник:

221. Из показания прапорщика Орбелиани, находившегося в 1842 году в плену у Шамиля, о системе управления в имамате.,1843 г.,

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/18..

"... В 1842 году Имамат был разделен на три области со своими начальниками (валий): Чеченская, Аварская и Андалальская. В самой крупной области — Чеченской начальником с 1842 года стал тесть Шамиля Абдула Цакхар, живший в селении Шали ...", http://chechenews.com/1-3695/
 
ТукмагомедДата: Среда, 02.03.2016, 19:08 | Сообщение # 39
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Легендарные даргинские мудиры, наибы и герои Имамата во время Кавказской войны XIX века.
_______________________________________________

● Наиб и мудир Абакар-Хаджи Акушинский 

● Наиб и мудир Мухаммад ал-Акуши ад-Дарги 

● Наиб Аслан Цудахарский 

● Наиб и мудир Раджабла Мухаммад Акушинский 

● Наиб и мудир Абдулла Цудахарский 

● Наиб Таймас Губденский 

● Наиб и мюрид Саид Храбрый 

● Наиб Тагир Губденский 

● Наиб Джаватхан Даргинский 

● Наиб Умар Кайтагский 

● Наиб Зульпукар Акушинский 

● Наиб Мустафа Урахинский 

● Наиб Иса Акушинский 

● Наиб Булат-Мирза Акушинский 

● Наиб и вице-имам Сулейман Сирхинский 

● Наиб Муса-Хаджи Акушинский

● Наиб Хаджи-Магомед Уркарахский

● Наиб Камал Гуладтинский

● Наиб и Главный советник имама Шамиля, Хаджи Акушинский

● Наиб Камалла Дамбай Куппинский

● Наиб Абакар-кади Куппинский

● Наиб Эльдар Хайдакский

● Наиб Зубаир Куппинский 

● Наиб Хаки Куппинский

● Наиб Чупалав Куппинский

Краткое описание этих героев Кавказской войны XIX века: 

Наиб и мудир Абакар-Хаджи Акушинский — славный сын даргинского народа и герой кавказской войны. Курировал центральный Дагестан, т.н Гоцатлинский участок имамата и лично возглавлял оборону Гергебиля, в 1847 году, от царских войск под командованием главнокомандующего на Кавказе Воронцова Михаила Семёновича. Близкий друг и верный соратник Шамиля. Командующий тремя наибствами. Держал оборону Гергебиля (Уллу-кала, Улиб) до сдачи имама Шамиля в 1859 году. 

Наиб и мудир даргинской части Имамата Шамиля, и отец легендарного наиба имама Шамиля Абакара-хаджи Акушинского, Акушинский кадий, Мухаммад ал-Акуши ад-Дарги. Наиб Мухаммад Акушинский возглавлял даргинское наибство с 1843 по 1854 гг. Мухаммад Акушинский в 1843 году возглавил поход на Аварию, и с помощью даргинского войска, помог имаму Шамилю покорить Аварию, и включить её в состав Имамата Шамиля. В том же 1843 году возглавил разгром стратегически важной крепости Низовой возле Тарку. Именно наиб Мухаммад Акушинский со своими мюридами, принял на себя всю мощь войск генералов Лидерса и Аргутинского, тем самым дав Шамилю отступить через карадахский мост. Также по требованию Мухаммада Акушинского к имаму Шамилю была взята крепость Гергебиль, под командованием наиба Аслана Цудахарского 15 июля 1844 года, в которой впоследствие держал оборону, в плоть до сдачи имама Шамиля на Гунибе в 1859 году, его сын наиб Абакар-хаджи Акушинский. У Мухаммада Акушинского, собирались все дагестанские наибы, включая и самого имама Шамиля, на совет наибов или диванхану. 

Аслан Цудахарский — даргинский полководец XIX века, наиб имама Шамиля, участник Кавказской войны 1834—1859 годов. Дважды разгромил армию генерала М.С. Воронцова. В 1842-43 годах в Гергебиле, и в 1845 году в знаменитой Даргинской битве под аулом Дарго в Чечне. Курировал Шаройский округ в Чечне. Был подло сдан наибом Кебед-Магамой в Телетле генералу Барятинскому, лишив тем самым последней опоры и надежды Шамиля в его борьбе. Переселился в Турцию, став мухаджиром. 

Наиб и мудир Раджабла Мухаммад Акушинский — бесстрашный даргинский наиб и гвардеец имама Шамиля, мухаджир в Чиркей (являлся родственником имама). По другим источникам - Раджабил Мухаммад Чиркейский (1805-1859), говорил правду в лицо имаму порой и нелицеприятную для Шамиля, и тем не менее, имам уважал его за это и доверял ему как себе. Мюрид с 1828 года, наиб. Постоянный член и начальник отдела Диван-хана в 1840-59 гг. В 50-х годах - помощник командующего пехотой Имамата. Погиб, защищая село Дарго, в 1859 году в Чечне. Награжден орденом «За храбрость» 

Наиб и мудир Абдулла Цудахарский — мухаджир, мудир всей Чечни и тесть имама Шамиля, Абдулла Цудахарский переселился в Чечню, в округ Шали. Абдулле Цудахарскому подчинялись все чеченские наибы, такие наибы как Шуаиб, Ахвердил-Магомед и Уллу-бий. Абдулла Цудахарский (Цакхар) — вынужден был переселиться в Чечню, в с. Шали, из Дагестана. Ученый алим. Имел большое влияние на округ Шали. Был назначен в 1842 г. начальником Чеченской области Имамата. 

Наиб и мюрид Саид Храбрый — сын бесстрашного даргинского наиба, мухаджира Раджабла Мухаммада Акушинского и мюрид Шамиля, Саид по прозвищу «Храбрый». Саид был сыном главы Диван-ханы Шамиля Раджабил Мухаммада из Чиркея. Он участвовал в походе сына имама Гази-Мухаммада и героически погиб при наступлении. Об этом было сложено стихотворение. До нас дошли только эти строки»: 

Сабля со стальным лезвием - Халунил Саид, 
Ударишь по камню - не гнется, 
Коран с золотым почерком - маленький хан, 
Хоть ты умер, имя твое сохранится. 
Семикратное спасибо твоей невесте, 
От разрыва сердца умершей 
через неделю после твоей смерти. 
Восьмикратное проклятие твоей матери 
Думавшей о мире этом, и не слегшей от горя, 
Распалось войско Гази Мухаммада, 
когда не стало короткоухого льва, 
Давудов надел траур, 
Когда в гордого сокола пустили пулю, 
Когда Зульпукара бросили в море, 
Мир еще не видел подвига, подобного твоему. 

Наиб Таймас Губденский — бесстрашный даргинский воин и наиб имама Шамиля, водрузивший над грузинской столицей знамя Имамата. Во время осады последнего оплота имама Шамиля, крепости Гуниб Барятинским в 1859 году, с отрядом даргинских мюридов из Губдена и Кадара в неравном сабельном бою, защищая имама, изрубив множество солдат и сами изрубленные, мученниками погибли. А сам наиб Таймаз, схватив двух солдат, прыгнул с обрыва в реку и тоже погиб, успев только крикнуть Шамилю и проститься с имамом. Тёмные воды Аварского Койсу навеки укрыли в себе бесстрашного даргинского наиба, но в сердцах потомков, оставшегося навечно как символ несгибаемой воли духа и непокорности. 

Наиб Тагир Губденский — Наиб Шамиля Тагир Губденский, был религиозно образованным человеком и хорошо знал арабский язык. Он являлся ровестником Шамиля и вместе с ним учился у Джамалудина Казикумухского и был близок к нему. Передают, что Шамиль бывал в гостях у него в Губдене. Поэтому имам пригласил его и сделал в своей Диван-хане ответственным за делопроизводство. Летом 1854 года возглавил поход в Табасаран и присоединил его к Имамату. Он до последнего дня пленения Шамиля оставался его наибом, а после пленения вернулся в Губден и около 16 лет служил кадием в селе. Достоверно известно, что он был хорошо знаком с восточной медициной и оставил рукопись «МухIид» по медицине с объемом 400 страниц. 

Наиб Джаватхан Даргинский (Джавад-хан ад-Дарги) — наиб селения Дарго с 1839 года и Большой Чечни 1840–1842 гг., а также некоторое время наиб Шатоя (Шубутовское наибство). 6 июня 1840-го года возглавил разгром русских под Назранью, чем вызвал восстание ингушей. В октябре 1840-го года участвовал в походе на Аваристан с восточного фланга. Погиб в битве от ран, летом 1842 г. 

Наиб Умар Кайтагский - организатор разгрома войска генерала Аргутинского в марте 1844 года. Наиб и мухаджир Умар Кайтагский и Абакар-Хаджи Акушинский, в феврале 1844 года, собрав ополчение из акуша-даргинцев отправились в поход для присоединения Кайтага к Имамату. Придя в Маджалис, мюриды изгнали сторонников царской власти и собрали ополчение из кайтагцев. В итоге собралось у них многочисленное войско. 4 марта 1844 года, на границе Кайтага произошло сражение даргинцев с войском генерала Аргутинского. Понеся значительные потери царские войска отступили к Мамедкале. По словам самого князя, разгромившего за два года до этого самого Шамиля, битва была крайне ожесточенной, и объяснял свое поражение необычайно упорным сопротивлением горцев. 

Зульпукар Акушинский (более известный как Зульфукар Чиркеевский или ал-Чиркави). Учёный, мутаалим, преподаватель шариатских наук в столице Имамата в Дарго, с 1854 по 1857 гг. Мюрид имама Шамиля и наиб его сына Гази-Мухаммада. Бесстрашный даргинский воин, павший мучеником во время похода с сыном имама Шамиля, Гази-Мухаммадом. Мухаджир, в начале в Чиркей, потом в Дарго в Ичкерии. 

Мустафа Урахинский, наиб имама Шамиля в южном Дагестане. Курировал Самурскую линию обороны, возглавлял походы мюридов на Закавказье. Мустафа-кади Урахинский принимал активное участие в национально-освободительной войне под руководством имама Шамиля, был близким другом известного наиба Гаджи-Мурада Аварского (Хаджи-мурат). За участие в антиколониальной войне царская администрация сослала Мустафу-кади в Белоруссию в город Могилев, где он провел три с половиной года. 

Учёный и наиб имама Шамиля Иса Акушинский - бесстрашный воин и мужественный сын легендарного мудира и наиба двух имамов Гази-Мухаммада и Шамиля - Мухаммада Акушинского, который возглавил поход на Аварию и включил её в состав Имамата. Также брат легендарного наиба Шамиля и мудира центрального участка Имамата Абакара-хаджи Акушинского, державшего оборону Гергебиля до сдачи имама Шамиля на Гунибе в 1859 году. Иса Акушинский героически, мученником погиб во время похода Шамиля на крепость в Джаре (Закавказье). 

Блестящий учёный и наиб имама Шамиля, Мирза или Булат-Мирза Акушинский. После падения Ахульго вместе с имамом Шамилем переселился в Чечню, став мухаджиром и погиб мучеником. Был Ауховским наибом с октября 1840 г., сменил наиба Ташу-хаджи. В конце 1840 г. убит ауховцами. 

Почтенный улем, вице-имам всей Черкессии и объединитель адыгов - Сулейман Сургинский (Сирхинский). Более известный как Сулейман-эфенди Сирхоевский. В феврале 1845 г. в Западной Черкесии появляется наиб Шамиля Сулейман Эфенди. Имам называл его «почтенным улемом», указывая на религиозную образованность своего наиба. Перед ним была поставлена специальная задача по организации адыгского ополчения для соединения с Шамилем. На общем собрании шапсуги, натухайцы и абадзехи согласились на проект Сулеймана-эфенди и выделили значительное число всадников.

Наиб Муса-Хаджи Акушинский (родной брат легендарного даргинского наиба Абакар-Хаджи Акушинского) более известный как Муса-Хаджи Чохский или Муса-Хаджи ал-Унцукулави). Наиб Муса-Хаджи Акушинский был наибом Чоха в 1843-49 гг. Также периодически был наибом Унцукуля (Койсубулинский участок) и наибом Гергебиля (Гоцатлинский участок). Муса-Хаджи Акушинский принимал самое активное участие в обороне селения Салта, от царских войск под командованием генерала М.С. Воронцова в 1847 году. В 1843 году наиб Муса-Хаджи Акушинский со своими мюридами разгромил царский гарнизон под селением Унцукуль и прибывший на помощь гарнизону сводный батальон под командованием подполковника Веселицкого. Бесстрашный сын даргинского народа, всецело посвятивший свою жизнь делу имама Шамиля, погиб мучеником в битве за крепость Чох, в 1849 году. 

Наиб Хаджи-Магомед Уркарахский был наибом Уркарахского участка Имамата в 1838 - 1854 гг. Наиб Хаджи-Магомед был одним из самых бесстрашных и верных воинов имама Шамиля. В 1839 году поднял восстание в Кубинской провинции. До 1854 года курировал Уркарахский и частично Хайдакский участки Даргинского мудирства Имамата, лично руководил обороной Уркараха в 1854 году от царских войск. После ожесточённого сопротивления с упорными боями вырвался из осаждённого Уркараха, где заживо сгорели большинство защитников крепости и его семья. Сам Хаджи-Магомед погиб при выходе из окружения. 

Славный сын даргинского народа, Камал Гуладтинский или Камал ал-Гулуди. Переселился в село Гадири (Авария), и стал мухаджиром по зову имама Шамиля. До последнего вздоха был его верным мюридом. Камал Гуладтинский - бесстрашный сын даргинского народа, погиб мучеником в 1859 году, при обороне крепости Гуниб, защищая имама. 

Наиб и главный советник имама Шамиля, Хаджи Акушинский (Более известный как Хаджи-Юсуф Сафаров Эфенди. Хаджи Акушинский выдающийся политический деятель 19-го века, учёный по многим отраслям науки, блестящий дипломат своего времени, отважный воин и полководец. Хаджи Акушинский примкнул к Шамилю в 1841 году и стал фактическим основоположником государства Имамат под руководством имама Шамиля. Кроме должности главного советника и доверенного лица Шамиля, Хаджи Акушинский также курировал Малую Чечню в Имамате. Все свои знания он посвятил делу создания сильного государства, деятельно участвуя в организации не только законодательной, политической и административной, но также военной, дипломатической и хозяйственно-бытовой жизни Имамата. 

Бесстрашный и славный сын даргинского народа, наиб имама Шамиля в Малой Чечне, Камалла Дамбай Куппинский. Наиб Дамбай Куппинский один из первых соратников имама Шамиля, со дня его избрания имамом, с 1836-1840 гг., Наиб Дамбай Куппинский принимал самое активное участие во всех шамилёвских походах. Последнее в его короткой жизни сражение состоялось при реке Валерик в 1840 году, описанное в своём стихе М.Ю. Лермонтовым. В этом эпическом сражении отважный Дамбай получил тяжелое ранение, от которого вскоре погиб. 

Доблестный наиб Абакар-кади Куппинский. Был наибом Гумбетовского (Авария) участка Имамата в 1839 - 1859 гг. В 1839 году герои Цудахара прорвались на помощь имаму Шамилю, окружённому в селение Аргвани войсками генерала Граббе. Командовал этим отрядом Абакар-кади Куппинский. В той страшной битве большинство стали мучениками, но выручили имама, дав ему возможность выйти из окружения. В том же 1839 году Шамиль назначил доблестного Абакар-кади наибом Аргвани, позже в 1841 году наибом Гумбетовского участка Имамата, и являлся им вплоть до 1859 года. В 1841 г. принимал участие в «Тройственном концентрированном движении в Аварию», возглавляя «северную группу» войск. В ноябре 1841 г. он, спустившись из Чиркаты и перейдя через Андийское Койсу, захватил Унцукуль, затем Балахани, прервал, тем самым, прямое сообщение русских с Аварией, а затем и Гимры. Был рядом с имамом Шамилем до конца, потом переселился в Турцию став мухаджиром, но вернулся к семье в Аргвани.

Наиб Эльдар Хайдакский или Ильдар-бек. Эльдар был наибом первого имама Дагестана, Кази-муллы или Гази-Мухаммеда, в Кайтаге (в 1828-32 гг.). Наиб Эльдар Хайдакский был самым близким и преданным соратником имама Гази-Мухаммеда, который был рядом с ним до последнего своего вздоха и героически погиб, выпрыгнув из Гимринской башни вместе с имамом, проложив собой путь будущему имаму Шамилю. Эльдар, вырвавшись из башни, прыгнул на солдат и, на лету разрубив саблей несколько солдат, пронзённый штыками у стен башни, пал мученником рядом с Гази-Мухаммедом. 

Наиб Зубаир Куппинский (более известный как Хусро). Зубаир Куппинский был наибом Анцухского (Авария) участка Имамата в 1844 - 1859 гг. По свидетельству Абдурахмана Газикумухского презирал серебро, золото, деньги. Наиб Зубаир Куппинский был одним из самых преданных и верных воинов имама Шамиля, который был рядом с имамом до конца. Зубаир Куппинский в 1859 году на Гунибе в последнем бою в его жизни, погиб мучеником защищая имама Шамиля. 

Наиб Хаки Куппинский. Был наибом имама Шамиля в округе Магар (Авария) в 1845-52 гг., возглавлял оборону крепости Чох от царских войск под командованием генерала Аргутинского, в 1849 г., крепость не сдал. Наиб Хаки Куппинский участвовал во всех шамилёвских походах. По одной из версий, наиб Хаки Куппинский в 1859 году переселился в Турцию вместе с легендарным наибом имама Шамиля, Асланом Цудахарским, став мухаджиром. 

Наиб Чупалав Куппинский или Чупалав из Ачинни, гордый сын даргинского народа, верный соратник имама Шамиля. Мухаджир в Чечне, первый официальный наиб имама Шамиля в Чечне. Курировал Ачиннийский округ Имамата в Чечне. Чупалав Куппинский переселился в Чечню с Шамилем, после падения Ахульго в 1839 г., и в том же году официально стал первым чеченским наибом из Дагестана. Подло убит Кединскими нуцалами в 1844 г. во время переговоров.

 
ТукмагомедДата: Понедельник, 09.05.2016, 21:32 | Сообщение # 40
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Почтенный улем, наиб всей Черкессии и объединитель адыгов - Сулейман Сургинский (Сирхинский). Более известный как Сулейман-эфенди Сирхоевский
_______________________________________________

«... Серхъой - чеченский род, который ведет свое происхождение от даргинцев. Серхъой - производное от аварского названия даргинцев - серахъал ...» [1]

«... Сулейман-эфенди, уроженец села Сольжа-юрт (Старая Сунжа), представитель чеченского тайпа серхой, проживал в селении Герменчук. С 1845 года по апрель 1846 года наиб Черкесии ...» [2]

«... В феврале 1845 г. в Западной Черкесии появляется наиб Шамиля Сулейман Эфенди [3]. Имам называл его «почтенным улемом», указывая на религиозную образованность своего наиба [4] ... Перед ним была поставлена специальная задача по организации адыгского ополчения для соединения с Шамилем. В апреле 1845 г. на народном собрании Сулейман Эфенди огласил основную цель своей миссии.

Основным средством для объединения адыгов Сулейман Эфенди избрал проповедь исламских идей. В своей деятельности наиб стремился убедить адыгов в необходимости принятия мусульманского управления, суда и порядка, а главное, он не отягощал своих последователей тяжелыми поборами [5]. Главной своей задачей Сулейман Эфенди считал объединение адыгов ...» [6].

«... Царское военное командование высоко оценило Сулеймана-муллу, называя его в своих рапортах и донесениях «злонамеренным агентом». Адыги называли его «Сельман Эфенди». Тайно пробравшись со своими соратниками через Кабарду в Адыгею, Сулейман Мустафинов сразу же приступил к делу ...» [7]

«... На общем собрании шапсуги, натухайцы и абадзехи согласились на проект Сулеймана-эфенди и выделили значительное число всадников. Черкесский корпус должен был соединиться с силами Шамиля в Кабарде, но Шамиль, не дожидаясь их, отступил в Чечню ... Сулейман-эфенди вошел в конфронтацию с имамом и был отравлен» [8].

Шамиль видимо изначально не желал чтобы Сулейман-эфенди добился слишком больших успехов на своем посту, так как еще до его отправки в Черкессию начал тайно готовить ему замену. Выбор пал на уроженца села Гонода, Магомеда-Амина: «... Шамиль готовил в его лице человека, годного быть направленным в нужное время к черкесам. Магомед-Амин два года изучал предания, поверья, обычаи, религиозные верования, вообще образ жизни черкесов ...» [9].

Таким образом, истинная цель Шамиля была отправить Сулеймана-эфенди подальше от политического центра Имамата, как представителя очень уважаемого и влиятельного семейства в Чечне (отец наиба, Мустафа Абдуллаев, также был известным мусульманским ученым, первый призвавший всех к газавату и один из главных организаторов всеобщего восстания 1822 года) [7].

Мысль о том, что Черкессия имамом использовалась как место ссылки для неугодных ему соратников, уже высказывалась другими авторами [10].

«... Я знаю, что найдется много людей среди оставленных мною и в кругу, в который теперь вступаю, которые станут чернить поступок мой. Оставляя Чечню или, вернее сказать, Шамиля, конечно, я имел виды или, как говорят мои враги, свои расчеты ... Было время, когда я видел в Шамиле человека, избранного свыше, как для поддержания и сохранения чистоты нашей веры, так и для ведения благоустройства в племенах, поручивших ему свою судьбу. Пока он вел себя достойно доверию и своему званию и справедливостью приобретал влияние над народом, до тех пор я служил ему телом и душою; видел в нем добровольную жертву, на которую он обрек себя для блага своих собратий ... С прискорбием я заметил, что по мере возвышения своего Шамиль начал забывать счастье народа, судьбу свою ему вверившего; на трупах лучших его сынов он стал сооружать здание своего честолюбия и приносить ему в жертву все, что видам его не льстило. И я оставил его ...» [11].

Источники:

[1] Сулейманов А.С., «Топонимия Чечни», 2006 г., стр. 346; http://nazma.eu/топонимия-чечни-часть-3/

[2] Статья в Википедии (Мустафинов, Сулейман-эфенди) https://ru.wikipedia.org/wiki/Мустафинов,_Сулейман-эф..

[3] ГАКК. Ф. 261. Оп. 1. Д. 722. Л. 20.

[4] АКАК. Т. Х. С. 418.

[5] Мусхаджиев С.Х. Исламский узел Кавказской войны. Майкоп, 2006., С. 163.

[6] О.А. Бутова, «Роль первых наибов Шамиля Хаджи Мухаммеда и Сулеймана Эфенди в политической консолидации Западной Черкесии (1842-1846 гг.)» // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. - Вып. 1. - С. 47-52

[7] Далхан Хожаев, «Чеченцы в Русско-Кавказской войне», 1998 г., стр. 77

[8] Фазил Дашлай. «Лики Кавказа», 2012 г.; http://golos.ruspole.info/node/3178

[9] «Мухаммад-Амин ...» (Сборник документов и материалов), 1998 г., стр. 9

[10] Алав Алиев, «Хаджи-Мухаммед, сын Очара», Времена , 02-12-2011

[11] «Адыгские писатели-просветители XIX века», Султан Адиль-Гирей (1821-1876 гг.), Сулейман Эфенди (Отрывок из письма)

 
ТукмагомедДата: Суббота, 14.05.2016, 13:09 | Сообщение # 41
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Дерзкий рейд даргинцев на крепость Внезапную возле села Эндирей, во главе с первым имамом Гази-Мухаммадом, в 1831 году. Удачная осада крепости, воодушивившая окрестные народы на восстание, приведшее к разгрому войск генерала Эммануэля
______________________________________________

«... Активно участвовали в походе имама против царских войск даргинцы. 500 цудахарцев с некоторым числом людей из Акуши участвовали в осаде Газимухаммадом крепости Внезапной ...» [1]

«... 26 мая 1831 года Кази-мулла, собравши около 1 тысячи мюридов, появился вблизи Внезапной и осадил ее ...» [2]

«... Только прибытие 7-тысячного отряда генерала Эммануэля спасло осажденных. В продолжение защиты Внезапной потеря гарнизона состояла: из 158 убитых, более 400 раненых ...» [3]

«... с 24 июня по 16 августа 1831 года генерал Эммануэль во главе 7-тысячного войска провёл экспедицию на левом фланге Кавказской линии, для деблокады крепости Внезапная, осаждённой имамом Гази-Мухаммадом. 1 июля, при преследовании Гази-Мухаммада, отряд Эммануэля при ауле Акташ попал в окружение и был разбит. Сам генерал был ранен пулею в грудь навылет ...» [4]

Источики: 

[1] Источник: Фон-Климов, "Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 в связи с мюридизмом" // СК. Тифлис, 1895. Т. XVI., стр. 413

[2] Источник: Военная энциклопедия (Сытин, 1911—1915), Том 6, стр. 438

[3] Источник: ОЛЬШЕВСКИЙ М.Я.,"КАВКАЗ С 1841 ПО 1866 ГОД", IV.

[4] Казиев Шапи, "Имам Шамиль", (ЖЗЛ), Походы Гази-Магомеда, 2010 г.
 
ТукмагомедДата: Среда, 15.06.2016, 20:25 | Сообщение # 42
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
В 1819 году 19 декабря даргинцы разгромили Ермоловский гарнизон, расквартированный в селение Чираг. Ранним утром Акушинцы атаковали Ермоловскую крепость, и полностью вырезав две роты Троицкого полка, начали штурм гарнизона. Осада с тяжёлыми боями длилась три дня. Когда Акушинские воины ворвались в крепость, от гарнизона фактически ничего не осталось, кроме 70 раненных солдат и офицеров укрывшихся в местной мечети. После того как стало известно что основные силы генерала Ермолова заняли Акуша, и к гарнизону стянули подкрепление, Акушинцы отвели войска в силу бессмысленности дальнейшего сопротивления.
__________________________________________

«... 19 декабря 1819 г. акушинцы Сурхай-хана Казикумыхского внезапно напали на пост, защищаемый двумя ротами Троицкого полка и практически всех вырезали. Отряд капитана Овечкина укрылся в Чирахском посту и подвергался атакам 3 дня. На помощь Овечкину пришли отряды капитана Агеева и генерала Вреде. Сурхай-хан снял осаду и отвел свой отряд – до 6.000 человек. 21 декабря 1819 г. генерал Ермолов занял селение Акуши ...»

«... Эта победа усмирила акушинцев, что позволило снять блокаду с Чирахского поста. Расскажем о подвиге защитников Чираха. Декабрьским утром бандиты подкрались к посту и вырезали 80 человек спящих, другим удалось укрыться на защищенной позиции. Несколько дней отряд стойко сопротивлялся превосходящему в силах противнику (их было 5–6 тысяч против примерно 400 русских). Горцы захватили офицера Щербину и запытали его до смерти на глазах у защитников Чираха. Все попытки взять укрепление штурмом были отбиты. За три дня осады у гарнизона кончилась вода, чтобы утолить жажду – ели порох. Но подошла помощь и блокада была снята. Из защитников Чираха в живых осталось всего 70 человек, причем лишь 8 невредимых. Штабс-капитан Овечкин с многочисленными ранениями выжил и получил чин капитана и орден св. Владимира IV степени ...»

Источники:
1) Автор Владимир Кучин
Всемирная волновая история, том 1,
19 сентября 3762 г. до н.э. – 19 декабря 1849 г.с.с.

2) Автор Михаил Диунов «Проконсул Кавказа» (часть 1)
Генерал А.П. Ермолов и начало покорения Кавказа

1) https://books.google.ru/books?id=ByiBCgAAQBAJ&pg=..

2)http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/prokonsul_..  

 
ТукмагомедДата: Среда, 26.10.2016, 19:09 | Сообщение # 43
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Начало Кавказской войны (официально с 1817 года, для даргинцев же она началась не позже 1796 года, когда ими был впервые разгромлен Ермолов) из-за военно-экономической блокады горских обществ и намерения даргинцев прорвать ее на Сунженской линии, придя на помощь к чеченцам. Возникший по этой причине конфликт Ермолова с даргинскими обществами и первое в этой войне крупное поражение царских войск в Баршли (Башлы) - столице Кайтаг-Дарго
_______________________________________________

... Когда нынешние историки определяют начало Кавказской войны, перебирая разные даты и эпизоды, то сходятся на том, что поворотным был 1817-й год - начало строительства цепи укреплений по левому берегу Сунжи (включая крепость Грозную).

Это очень сильно взволновало чеченцев. Мнение их посланцев о том, что эти крепости стесняют не только их, но и все горские народы северо-восточного Кавказа, было поддержано дагестанской коалицией, сердцем которой являлось Акуша-Дарго. Было решено обсудить ситуацию на Сунже и выработать контрмеры ...

А.В.Пронин: "... старшины обществ положили всеми силами помогать чеченцам, а для главного управления злоумышленных намерений своих избрали акушинцев ...".

Н.Ф. Дубровин: "... все свои надежды возмутители полагали на акушинцев, народа сильного, склонного ко всякого рода беспорядкам, гордившегося своею воинственностью и независимостью ...".

... В ответ Ермолов тут же двинул из Кубы через Дербент двухтысячный отряд генерала Пестеля и приказал остановиться на границе даргинских земель. По мысли Ермолова, присутствие этого отряда не даст кайтагцам прервать сообщение между Кизляром и Дербентом, а акушинцам не позволит послать подкрепление в Чечню ...

А.П. Ермолов: "... акушинцы думают себе в праве во все вмешиваться ... народ сильный, более других воинственный и гордый властию своею в Дагестане. Бессилие наше в сей стране издавна умножило дерзость сего буйственного народа ...".

... Неожиданно Пестель передвинул свой отряд прямо в Башлы (столицу Кайтаг-Дарго), так как, ему показалось что оттуда удобнее требовать аманатов. Даргинцы же, узнав о вторжении Пестеля, вместо аманатов собрали ополчение и двинулись на Башлы.

В 2 часа дня 23 октября 1818 года горцы начали атаковать укрепления. Русские источники отмечают их безумную храбрость, толпами бросавшихся на картечь и прорывавшихся порой до самых орудий ...

Н.Ф. Дубровин: "... Отчаянный фанатизм неприятеля делал оборону весьма трудною. Генерал Пестель решился оставить Башлы, тем более, что большая часть зарядов и патронов были израсходованы ...".

... Тем не менее даргинцы преследовали уходящих еще четыре с половиной часа - солдат спасли только пушки. Дороги оказались перекопаны и перекрыты засадами, мосты разрушены, придорожные села стали узлами обороны.

Князь Мадатов в письме Ермолову сообщил, что убито и ранено более 500 человек, то есть четверть отряда! Далее он отмечает что бегство и потери отряда должны сильно ободрить противника.

Слухи о башлынском поражении распространились по всему восточному Кавказу. Ермолов понял что эта весть всколыхнет всех противников России - действовать надо было немедленно ...

А.П. Ермолов: "... народ акушинский надлежит смирить непременно, иначе вечные в Дагестане будут беспокойства, не будет сообщения Кавказской линии с Дербентом, без коего мы обойтись не можем, все прочие слабые народы увлекаемы всегда будут его внушением и мы во всегдашней будем необходимости прибегать к оружию, чего избавимся, раз его покоривши ...".

Ермолов очень серьезно воспринял данный инцидент, так как, в октябре 1796 года даргинцы уже нанесли жестокое поражение войскам генерала Булгакова, и подчинённому ему на тот момент генералу Ермолову, на территории Кубинского ханства. Будущий проконсул Кавказа должен был это все хорошо запомнить.

Этот, по словам В. Потто, «знаменитый в горах любовью к независимости и гордый воинственный духом» народ и предстояло теперь покорить Ермолову. К этому времени Акуша-Дарго стояло одно против России. Россия покорила все Каспийское побережье, из своих земель были изгнаны уцмий Кайтага, Гасан-хан Мехтулинский и лишенный генеральского чина аварский хан.

В.А. Кузнецов: "... установленная наместником Кавказского края А.П. Ермоловым военно-экономическая блокада горских обществ Северо-Восточного Кавказа в 1817 году, привела к крупному военному столкновению с дагестанским обществом Акуша-Дарго. Разросшийся конфликт охватил большую часть Дагестана, а затем и Чечню ...

Так начиналась Большая Кавказская война ...

ИСТОЧНИКИ:

1. А.В.Пронин, "Неизвестная победа проконсула Кавказа", Независимое военное обозрение, 07.06.2002

2. Н.Ф. Дубровин, "ДАГЕСТАНСКИЕ СОБЫТИЯ 1818 ГОДА",

3. РАПОРТ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО ГРУЗИНСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ А.П. ЕРМОЛОВА АЛЕКСАНДРУ I О РЕЗУЛЬТАТАХ КАРАТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ В ДАГЕСТАНЕ И НЕОБХОДИМОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ВОЙСК КОРПУСА.

4. Потто В., Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. СПб., 1887. Т.II. С.250.

5. М.З. Магомедов, А.О. Муртазаев, "Акуша в политике России в Дагестане в начале XIX века".

6. В.А. Кузнецов, "Введение в кавказоведение (историко-этнологические очерки народов Северного Кавказа), 2004

7. Р.М. Магомедов, "Даргинцы ...", Т2. стр. 306-311
 
ТукмагомедДата: Суббота, 11.03.2017, 23:42 | Сообщение # 44
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Наиб и главный советник имама Шамиля, Хаджи Акушинский (Более известный как Хаджи-Юсуф Сафаров Эфенди. Сафаров или Сафар-заде - псевдоним, означающий "сын путешественника" [7]. Эфенди - "офицерское звание в Османской империи").

Хаджи Акушинский выдающийся политический деятель 19-го века, учёный по многим отраслям науки, блестящий дипломат своего времени, отважный воин и полководец. Хаджи Акушинский примкнул к Шамилю в 1841 году и стал фактическим основоположником государства Имамат под руководством имама Шамиля. Кроме должности главного советника и доверенного лица Шамиля, Хаджи Акушинский также курировал Малую Чечню в Имамате.

Хаджи Акушинский — советник и наиб Шамиля, бывший полковник Османского корпуса, долгое время живший в Египте и занимавший там высокое положение. В Египте он «изучил арифметику, инженерное искусство, устройство крепостей и траншей; знал основательно арабский и турецкий языки; издал правила для войск, как конных, так и пеших; научился, как делать подкопы для взрыва крепостей и как поджигать порох; сверх того знал десять кавказско-горских языков».

Присоединившись в 1841 году к Шамилю, Хаджи Акушинский все свои знания посвятил делу создания сильного государства, деятельно участвуя в организации не только законодательной, политической и административной, но также военной, дипломатической и хозяйственно-бытовой жизни Имамата.

Со слов Гаджи Али Чохского, Хаджи Акушинского оклеветали наибы завидующие его авторитету на Кавказе и личной дружбе с имамом, таким образом настроив Шамиля против Хаджи Акушинского, который был вероломно и подло сослан в «горную Сибирь». Хаджи Акушинский вырвался из ссылки и ушёл из под стражи, поселившись в крепости Грозная в 1855 году. В 1859 году после почетного плена Шамиля находился в Чохе с Барятинским.
_______________________________________________________________________

1] «... С первых дней существования Имамата Шамиль при помощи своих советников не переставал трудиться над превращением Имамата в сильное, способное существовать в экстремальных условиях непрерывной военной угрозы государство. Огромную роль в этом сыграл Юсуф-хаджи Сафаров — советник и наиб Шамиля, бывший полковник Османского корпуса, долгое время живший в Египте и занимавший там высокое положение. В Египте он «изучил арифметику, инженерное искусство, устройство крепостей и траншей; знал основательно арабский и турецкий языки; издал правила для войск, как конных, так и пеших; научился, как делать подкопы для взрыва крепостей и как поджигать порох; сверх того знал десять кавказско-горских языков».

Присоединившись в 1841 году к Шамилю, Юсуф-хаджи все свои знания посвятил делу создания сильного государства, деятельно участвуя в организации не только законодательной, политической и административной, но также военной, дипломатической и хозяйственно-бытовой жизни Имамата.

Все объединенные в Имамате земли были разделены на округа (вилайеты), находившиеся под управлением своих наибов, имевших военно-административную власть. В каждом наибстве был муфтий — высшее духовное лицо, кадий — судья, татель — блюститель религиозных правил и нравов и др.

Посланный в 1842 году в Адыгею наиб Шамиля Хаджи-Мухаммед осенью 1843-го получил помощником Юсуфа-хаджи Сафарова, прожившего долгое время среди черкесов.

Весной 1850 года по приказу Шамиля чеченцы и дагестанцы под руководством Юсуфа-хаджи Сафарова воздвигли при выходе из просеки Шалинское укрепление и укрепленную линию, а также редут наиба Талхига. 22 августа 1850 года укрепленная линия была взята штурмом царскими войсками и частично разрушена ...».

2] «... советник-наиб Шамиля, Юсуф-Гаджи-Эфенди-Сафаров, ...».

3] «... В 1257 (1840) году приехал через Чечню из Египта по просьбе Шамиля, инженер Юсуф-Гаджи Юсуф-Зада-оглы. Он обладал знаниями, неизвестными до того времени никому в Дагестане. Он хорошо знал все науки и в особенности математику и архитектуру. Когда Шамиль увидел его громадные знания, то приказал мне учиться у него математике и архитектуре и Гаджи-Юсуф передал мне все свои знания. Потом, по совету Гаджи-Юсуфа Шамиль устроил низам (регулярное войско), разделив его на сотни и десятки и поставил в каждом обществе наиба. Юсуф-Гаджи занимался постройкой укреплений и всячески старался содействовать предприятиям Шамиля по управлению и в военных действиях. Таким образом власть Шамиля в Дагестане еще более увеличилась и приказания его возымели большую силу, чем прежде. Шамиль видел в этом явную пользу и уважал Юсуфа, как виновника всех улучшений. Однако же приближенные и наибы, видя сильное влияние Юсуфа, старались оклеветать его перед Шамилем. Шамиль вел переписку с хункером (турецким султаном) и просил у него помощи. Хункер постоянно обещал прислать войско и со своей стороны просил Шамиля не унывать и действовать. Так как письма хункера были писаны по-турецки, то никто, кроме Юсуфа не мог читать их. Наибы воспользовались этим и сказали, что Юсуф передает все сведения эти русским. Шамиль поверил словам их и прогневался на Юсуфа, и несмотря на все его заслуги, конфисковал его имение и сослал в селение Ахна, что в Тинди, которое горцы называли Сибирью. Три года Юсуф провел в изгнании, несмотря на все ходатайства за него. Потом через Чарби и Чахнер он бежал в Грозную, где был благосклонно принят. Он скончался в Грозной 1272 (1855) года, спустя восемь месяцев после бегства ....».

4] «... доверенное лицо Шамиля Хаджи Акушинский, доставил в Хунзах (в 1841 г.) сведения о положении русских в Аухе и письмо Шамилю от Мухаммада-Али-паши Египетского, которое зачитал перед джамаатом села ...».

5] ... Когда (1841 г.) они стали приближаться к Дарго, Гаджи-Юсуф начал беспокоиться о том, что неудача посольства, возбужденного по его вызову, может огорчить имама и дурно повлиять на народ; поэтому он предложил Амир-хану составить подложную бумагу, в виде фирмана от египетского паши, с разными обещаниями, и торжественно возвестить ее народу, для ободрения его в войне с русскими, если только имам одобрит эту меру ... Шамиль одобрил выдумку Гаджи-Юсуфа, и подложная бумага, им составленная, возвещена была с большой торжественностью, как в Дарго, так и в других местах, подведомых Шамилю ...

6] ... После нескольких лет ссылки, Хаджи-Йусуф бежал в Грозную в конце 1856 г. О дате и месте смерти не известно. Последние сведения о нем датируются августом 1859 г., когда он находился в Чохе вместе с А.И. Барятинским (подробная биография Хаджжи Йусуфа будет опубликована автором данного исследования в ближайшее время) ...

7] ... отца Хаджжи Йусуфа не звали Сафаром. По устоявшейся в Османской империи традиции, персидский термин «заде», что в переводе означает сын, часто использовался в псевдонимах. В данном случае Сафар-заде – это псевдоним со значением – сын путешественника. Из биографии Йусуфа известно, что когда ему было три года, отец совершил хадж и остался на Востоке ...

8] ... Уже позже, в 1856 году, в письме князю Барятинскому Юсуф-хаджи Сафаров выдвинул заранее подготовленную легенду о том, что он в 1840 году отправился из Египта на родину в Чечню, в деревню Алды ...

ИСТОЧНИКИ:

1] Книга "Чеченцы в Русско-Кавказской войне" автор Хожаев Далхан
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Имам Шамиль
Глава «Имам Шамиль» написана в соавторстве с Султаном Нанхаджиевым.
2] По изданию: К биографии Шамиля // Красный архив, № 2 (105). 1941
© текст - Бушуев С. 1941
3] По изданию: Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала. 1990
© текст - Гаджиев В. Г. 1990
4] Р. Магомедов, "Даргинцы ...", Т2, стр. 394
5] СБОРНИК СВЕДЕНИЙ О КАВКАЗСКИХ ГОРЦАХ, ВЫПУСК 3, Тифлис 1870, НИЗАМ ШАМИЛЯ
6, 7] Мусаев М. А., “Карта страны Шамиля на 27 мухаррама 1273 г.” Хаджжи Йусуфа Сафар-заде // Вестник института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, № 2. 2013
8] Движение горцев северо-восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX века, 1959, сс. 358-359

 
ТукмагомедДата: Суббота, 11.03.2017, 23:54 | Сообщение # 45
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
Бесстрашный и славный сын даргинского народа, наиб имама Шамиля в Малой Чечне, Камалла Дамбай Куппинский. Наиб Дамбай Куппинский один из первых соратников имама Шамиля, со дня его избрания имамом, с 1836-1840 гг., Наиб Дамбай Куппинский принимал самое активное участие во всех шамилёвских походах. Последнее в его короткой жизни сражение состоялось при реке Валерик в 1840 году, описанное в своём стихе М.Ю. Лермонтовым. В этом эпическом сражении отважный Дамбай получил тяжелое ранение, от которого вскоре погиб. Каммалла Дамбай став мухаджиром в Чечне, прожил очень короткую, но яркую жизнь. Бесстрашный даргинский воин, ставший мучеником за дело имама Шамиля, навечно остался в сердцах потомков как символ беспримерной отваги и верности своему слову до последнего своего вздоха. Бурная река Валерик, стала последним пристанищем бесстрашного даргинского наиба.
_____________________________________________________________________

1] «.... Ахбердил Мухаммед в кратчайший срок сумел собрать в единый боевой кулак разрозненные силы чеченских наибов (Джават-хана, Домбая, Шуаип-муллы, Ташав Гаджи и др.) и на равных противостоять превосходящим силам царских войск (6,5 батальонов пехоты, 1,5 тысячи казаков, 14 артиллерийских орудий) ...».

2] «...1836 г. — Первое упоминание в переписке русских генералов о чеченских предводителях Домбае и мулле Сайде.
1837 г. февраль — По приглашению чеченских предводителей Ташав-хаджи, Уди-муллы, Домбая, Умахана и Оздемира, имам Шамиль с отрядом дагестанцев прибыл в Чечню.
1840 г. марта 15 — Движение Шамиля к Назрани с целью привлечь ингушей на свою сторону, его поражение на р. Сунже вблизи аулов Алхан-юрт, Кулары. Ранение Шуаиб-муллы и Домбая. Отступление Шамиля в Гехи — Мескер-юрт — Шали — Автуры ...».

3] «... мобильные отряды уже действовали, сдерживая царские силы, шедшие из Назрани и Владикавказа. В этих боевых походах следует отметить известную битву состоявшуюся у реки Валерик 11 июля 1840 года под командованием Ахбердил Мухаммада. Тогда горцам, в числе которых были такие храбрые наибы как Джават-хан Даргинский, Дамбай, Шуайб Мулла Центароевский и Ташав–хаджи Эндиреевский, удалось остановить дальнейшее продвижение войск в глубь Чечни. В этой битве участвовал и известный русский поэт М.Ю. Лермонтов при чине поручика. В последующем он отразил это событие в своём стихотворении «Валерик», а также на двух полотнах ...».

4] «... Куппинцы наибы и знаменосцы Шамиля: Камалла Дамбай, ...». 

ИСТОЧНИКИ:

1] Милютин Д. А. Описание военных действий 1839 г. в Северном Дагестане. СПб. 1850. С. 74. - Там же. Д. 6468. Л. 8-8 об.
2] Абузар Айдамиров, " Хронология истории Чечено-Ингушетии", 1991 г.
3] Гасаналиев Магомед, «Первая Кавказская война»
4] Р. Магомедов, "Даргинцы ...", Т2, стр. 438
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Даргинцы в войнах с Московией и Российской империей
Страница 3 из 5«12345»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz