ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Понедельник, 11.12.2017, 07:11
  Рузбихан (1457 – после 1530) - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Рузбихан (1457 – после 1530) (Тарих-и Амини (... о нашествиях Шейха Хайдара на Дагестан))
Рузбихан (1457 – после 1530)
ТукмагомедДата: Среда, 18.12.2013, 23:19 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Абу-л-Хайр Фазлаллах (Фазлуллах) б. Рузбихан (Рузбехан) ал-Хуинжи ал-Исфахани ал-Амини (1457 – после 1530) иранский богослов и путешественник, историограф, писал на фарси.

Суннит, сторонник шейбанидов, враг шиитов и Сефевидов. Как выдающийся богослов занимал видное положение при дворах ряда правителей: Султана Якуба Ак Коюнлу (1478-1490), тимурида Султана Хусайна-мирзы (1496-1506),  Убайдулла-хана I (1533-1539). Автор исторических хроник, этических сочинений. Источник.

... Тарих-и Алам-ара-йи Амини. Труд этот состоит из длинного введения и рассказа о событиях после смерти Узун-Хасана и в особенности царствования султана Йа'куба. Известны две рукописи этой истории: (А) в Библиотеке Фатих в Стамбуле, переписанная Йусуфом Мерви в 926 (1520) г. и (Б) переписанная в 952/1545 г. турецкой скорописью со сложными лигатурами. Список библиотеки Фатих написан гораздо более разборчиво. Том первый, который мы имеем перед собой, начинается в 883 (1478) г. и резко обрывается 11 сафара 896 (24 декабря 1490) г, Второй том никогда не был написан. Роковой поход Шейха Хайдара в Дербент описан яркими красками очевидцев. Наряду с почти агиографическими (святоотеческими) историями, составленными сторонниками Сефевидов, версия Фазлуллаха является одним из редких документов, дошедших до нас от суннитов, которые около 1500 г. все еще составляли большинство персидского населения. Источник.
 
ТукмагомедДата: Среда, 18.12.2013, 23:19 | Сообщение # 2
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Шейх Хайдар

Среди событий этого года (1487) было восстание презренного дьявола, (шайтан), т. е. Шейха Хайдара Ардебильского, который возжелал возвыситься, но пал подобно тельцу, созданному самаритянином. Ведя постыдную жизнь, он при поддержке идолопоклонников (буквально «поклоняющихся тельцу») Рума повел войско на Ширван. Незрелый человек, следующий стезей погибели, заслуживает быть утопленным или заживо сожженным. Таковым был Шейх Хайдар Ардебильский, желавший воздвигнуть султанство путем простого притворства (талбис), сменив [дервишескую] шапку нищенства (кулах-и гада-и) на венец мирового владычества и воображая будто любой предводитель цепочки [воинов] может сделаться разрушителем вражеских рядов (сахиб-саффи саффдар).

Когда Йа'куб возвращался с зимовки в Ираке [Персидском] ... он услышал о восстании Шейха Хайдара, который выступил с тем, чтобы ограбить мир и разорить Ширван. Так как некоторые его действия связаны с замыслами его отца, нам следует рассказать историю шейхов Ардебиля и объяснить их связи с людьми Рума и усиление этих связей при Хайдаре и его отце.

Джунейд не был лишен дерзости и выказывал признаки неистового безрассудства. Ежеминутно им овладевала какая-нибудь зловещая затея; например, его ум не покидала мечта о завоевании Ширвана. Вследствие этого после новой оказанной ему почести он решил вернуться в Ардебиль. Оттуда с небольшим числом разношерстных людей и, скрывая свои намерения под предлогом священной войны против черкесов (... из сообщения Fra Vicenzo выясняется, что в I486 г. шейх Хайдар проник до северо-западной части Кавказа вплоть до Кабарды), он переправился через Куру и поспешил в область Табарсарана. Там он увлек некоторых местных жителей и, собрав их, восстал против Верховного Султана (так!) эмира Халила правителя Ширвана (1417—60 гг.) ... победа осталась за знаменем Ширвана, и голова Джунейда ... была помещена в чаше перед эмиром, и народ Ширвана смог свободно вздохнуть ... Как змеи, Джунейд и (его сын) Хайдар ежегодно с дурными намерениями выступали на покорение Ширвана (в оригинале Шарван) ...

... Когда светильник жизни Джунейда погас от ветра его борьбы за царство (1460 г.), искры существования его сына Хайдара ярко вспыхнули в Амйде. Глупцы Рума, представлявшие сборище заблуждения и воинство дьявольских замыслов, ударили в колокол нелепой претензии христиан на крыше мирового монастыря и подобно этому сбившемуся с пути народу подвергли свою (собственную) троицу (салис-и саласа) примерной каре в глубинах ада (Под Румом автор имеет в виду туркменских последователен Сефевидов, среди которых в более поздние времена были племена, называвшиеся Румлу, Шамлу, «Малоазиатские, Сирийские» и т. п. Упоминанием «христиан» автор вероятно намекает на претензии Сефевидов на то, что они являются «воплощением» имамов, а поэтому бога.). Они открыто называли шейха Джунейда «Богом (илах)», а его сына «сыном Божиим (ибн Аллах)». Восхваляя его, они говорили: «Он живой Единый [бог], нет Бога кроме него». Их безрассудство и невежество доходили до того, что если кто-либо говорил о шейхе Джунейде, как о покойнике, он не мог более наслаждаться сладким напитком жизни; и если кто-нибудь говорил, что часть его тела (голова) утеряна, они предавали гумно его существования ветру небытия ...

Великий государь (Узун Хасан) после смерти Джунейда сделал его сына средоточием своих забот ... после завоевания Азербайджана он пожаловал ему, несмотря на его юный возраст, шейхство святилища Ардебиля и поощрял его следовать по пути благочестия. Однако судьба зачислила шейха Хайдара в число злополучных и начинило его нрав властолюбием. Так как Ардебиль был его резиденцией, он пользовался набегами на неверных как способом мучить мусульман. Свирепые люди стекались отовсюду в Ардебиль и занимались кражей и убийствами. Подобно своему отцу, шейх желал завоевать Ширван ... бесчисленные толпы собрались вокруг него — внешне суфии и муриды, но внутренне мятежные демоны (див-и марид) ...

Молодой шейх, собрав средства господства, написал из Ардебиля к подножию трона, что суфии ... требуют права отличиться в малом джихаде. Если государь разрешит, они начнут священную войну против черкесов, ибо в действиях против них уже давно ни один владыка не завоевывал славы, ни отряды конницы не топтали их земель.

От государя не укрылось, что для шейха священная война была лишь предлогом и что тем или иным способом он ищет воинственных приключений, но, так как по всей видимости шейх собирался выступить против неверных (джихад), для государя Защитника Веры было неудобно мешать этому предприятию, и он разрешил ему выступить. Невозможно было напасть на черкесов, не проходя через Дербент Ширвана, а это требовало разрешения ширваншаха Фаррух-Йасара. В своем покорном обращении к государю шейх просил его дать указания эмиру, чтобы тот разрешил ему пройти ... «Властелину львов» (ширан-шах) было ясно ... что дни бедных людей Ширвана станут темными от мрака насилий Хайдара; однако, повинуясь государеву приказу, он открыл дорогу на Дербент и таким образом добровольно пустил беду в свои владения. !!!С примерно 10 000 человек шейх прошел через Дербент по пути в страну неверных черкесов. Опустошив страну и захватив пленных, он с триумфом вернулся в Ардебиль. Он послал рабов и рабынь в дар государю. В следующем году он поступил точно так же!!! и его влияние возросло ... отвратительное вероучение шейха Хайдара и его стремление к завоеваниям были ясны для всех, как это впоследствии стало совершенно явным, между тем, еще было так же легко погасить это, пламя с помощью меча или яда, как выпить глоток воды. Тем не менее, разум Его Величества, являющийся источником доброты, не принял мстительного решения против шейха из чувств, родства и уважения.

!!!В 892 (1487) г., когда шейх вернулся из своего (второго) похода против черкесов и привел с собой около 6 000 пленников!!!, государь приказал ему явиться в столицу ... Все считали, что настало время заставить шейха отказаться от царских замашек и завоеваний ... С этой целью шейха принудили поклясться перед главным судьей ... Соглашения и договоры не имели для него никакого значения ...



Шейх Хайдар в 893/1488 г.

Когда государь был на зимовке в Центральной Персии (1487—88 г.), шейх подумал ... о своих притязаниях на мировое владычество. Поэтому сначала он послал свою возлюбленную мать ко двору выпросить разрешение совершить набег на черкесов ... она добилась указания «властелину львов» (шираншах) Фаррух-Йасару, чтобы он оказал свое содействие набегу на черкесов ... Когда с морем людей, двигавшихся под его знаменем, он достиг реки [Аракса], то это уже представляло бесчисленное сборище людей Талыша в синей одежде, злополучную толпу из Сийах-куха (окрестности Ардебиля) и погрязших в невежестве Шамлу (сирийские туркмены) ... Когда шейх переправился через реку (Араке? Куру?), он послал человека к ширваншаху объяснить, что отряд собирается сражаться с черкесами и что государь отдал приказ эмиру [Ширвана] открыть дорогу через Дербент и оказав помощь войску Ислама ... Посланец шейха вернулся вместе с послом (ширваншаха) и сообщил своему повелителю, что эмир беспечен и было бы неразумно упустить такую возможность. Шейх нарушил договор и, будучи невысокого мнения о Ширване, грубо обошелся с послом. Он сказал ему: «Возвращайся и сообщи эмиру, что мы на тропе войны и движемся против [него]. Как возмездие за каплю крови моего отца мы отрубим голову всему миру ... Было ясно, что в случае его победы, на площадях Шемахи прольются реки крови ... эмир отправил своих детей и имущество, а также жителей Шемахи всех сословий в крепость Гулистан, находящуюся недалеко от Шемахи ... В своей мстительной ярости шейх начал истреблять жителей города. Среди народа раздались вопли, суфии наполнили Шемаху кровью до краев, не делая различия между высшими и низшими, учеными и невеждами. Будучи сам неучем, шейх был врагом отменных ученых и считал своим долгом их уничтожить ... шейх приготовился к осаде Гулистана и разбил свои палатки у подножия крепости ... У эмира не было другого пути спасения от дурных намерений этого злодея, как обратиться к государю ... гнев Его Величества распалился. Он решил отомстить за кровь мусульман и помочь ширваншаху ...

Государь лично выступил из Гозал-дара в Ширван, и между Султанийе и Ардебилем ни на миг не останавливался ... когда шейх Хайдар услышал о походе государя, его решимость поколебалась и он оставил местность Шемахи; объятый страхом, он не остановился, пока не достиг Джабана (к реке Самур), откуда он двинулся в направлении Дербента.

Поражение Хайдара

... [эмиры] совместно переправились через реку Самур и поспешили в направлении Дербента. Они слышали, что шейх двигается в сторону Табарсарана и Зирихгарана (Целью шейха Хайдара было видимо обойти Дербент стороной.). Шуджа ад-Даула Сулейман-бек опасался, что шейх может спастись в Табарсаране и укрепиться в Зирихгаране. Он кинулся вслед за ним ускоренным маршем и застал его у подножия горы Албурз (Кавказский хребет).

В среду 29 раджаба 893 года (9 июля 1488) ... у подножия Албурза, спиной к горам и лицом к сражению появилось черное пятно войска Хайдара ... стрела, выпущенная рукой Судьбы вонзилась в шейную вену мятежного шейха ... Видя шейха в бессознательном состоянии, суфии по необходимости решили спастись бегством ... Они окружили шейха ... и пытались отбить и задержать [нападающих]. Но их силы иссякли и витязи Ак-койунлу прорвали их круг. Несчастные суфии удалились, оставив раненого шейха  в унизительном положении в руках врагов. Али-ага капучи изъял зло шейха из мира, а его голову от его безвредного трупа и принес ее эмиру. Источник





 
ТукмагомедДата: Четверг, 19.12.2013, 05:14 | Сообщение # 3
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Второй поход Хайдара против «черкесов»

Иосафат Барбаро 3 отправился в Тану (нынешний Азов) в 1436 году (с. 4) и провел там шестнадцать лет, путешествуя по соседним странам. По возвращении на родину он был назначен послом к Узун Хасану. Он выехал по этому поручению в 1471 году (с. 37), но доехал до двора Узун Хасана не раньше 1474 года (с. 50). После смерти Узун Хасана (в 1478 г.) он оставался в Персии до свержения султана Халила Йа'кубом (с. 93). По словам Рамузио, Барбаро завершил отчет о своей миссии 21 декабря 1487 г. Действительно,. Барбаро приводит (л. 99) историю, которую ему рассказал генуэзец в декабре 1487 г. Около этого времени он также (с. 89: «недавно») должен был услышать рассказ Черного инока Виченцо, который он включил в свой собственный. Сообщение о набеге фанатичных сектантов с юга не может претендовать на особую точность в подробностях потому, что мы не знаем определенного места, откуда Виченцо наблюдал быстрые передвижения завоевателей по обширному пространству северного Кавказа. Слухи, собранные Фра Виченцо могли быть преувеличены страхом христиан, хотя также возможно, что опустошения, произведенные завоевателями, имели отзвук и отражение на месте. Во [147]всяком случае, текст не оставляет сомнений в том, что Виченцо говорит о походе шейха Хайдара, и когда, например, он сообщает, что сектанты отправились из владений султана, это вполне естественно ввиду того, что многие последователи ранних Сефевидов набирались в Малой Азии (племя Румлу) и Сирии (племя Шамлу).

По мнению Хинца, ук. соч., с. 80—9, шейх Хайдар совершил три набега на Кавказ; в 1483, 1487 и 1488 гг. Датировка первого, по-видимому, основана на томе IX Ахсан ат-таварих (ленинградская рукопись, л. 155а), мне недоступном. Рассказ о третьем походе и смерти Хайдара следует по Тарих-и Амини (см. выше, лл. 121б—157б). Что касается второго набега, который, по мусульманским источникам, имел место в году, предшествовавшем лету 1488 г., то Хинц помещает его в начале 1487 г. Виченцо говорил о нем Барбаро около декабря 1487 г., а так как он покинул Кавказ за десять месяцев до этого, он мог спутать начало 1487 г. с концом 1486 г.

Вот как И. Барбаро передает это сообщение. «Поскольку мы говорили о предметах горы Каспио (Кавказе) и об обстоятельствах тех, кто живет в тех местах, мне кажется уместным передать рассказ, который я недавно слышал от некоего Виченцо, ордена Сан Доменико (доминиканца), родившегося в Кафе (Феодосии), который по некоторым делам был послан в те края и выехал оттуда десять месяцев тому назад. Я думаю (этот рассказ) послужит добрым целям нашей религии. Этот (монах) рассказал, что с территории Солданес (османского султана) появилась некая секта мухаммедан, [воодушевленных] крайним рвением в своей религии, с криком: «смерть христианам». И чем далее они продвигались к Персии, тем более увеличивалось их число. Эти грубияны взяли путь к морю Bachu [Баку) и пришли в Samachi (Шамахи), Derbenth (Дербент) и Тумен (владения авар?), будучи весьма многочисленны, хотя отчасти и безоружны 4. Когда они достигли реки, называемой Terch (Терек), которая находится в области Tezechia 5. они проникли на гору Caspio (Кавказ), где имеется много католических христиан. Всюду, где они находили христиан, они умерщвляли их, невзирая [на то, кто они] — женщины[148] или мужчины, дети или взрослые. После этого они вторглись в страну Гога и Магога, чьи [обитатели] являются [также] христианами, хотя греческого толку (та fanno alla greca), и поступили с ними таким же образом. Затем они вернулись (повернули? ritornarono, Рамузио: inrorno) в сторону Черкесии, двигаясь на Chippiche (?) и Charbatri (Рамузио: Charbathei, Кабарда?), лежащие в направлении Большого Моря (Черного моря), и там поступали таким же образом до тех пор, пока люди Titarcossa (Рамузио: Tetarcossa?) 6 и Chremuch (Рамузио: Cremuch?) не сразились с ними и не победили их с таким fracasso, что из их сотен едва спаслись двадцать человек, позорно убегая в свою страну. Таким образом мы можем хорошо себе представить, в каком плачевном положении живут христиане тех мест. Это случилось в году нашего Господа 1486».

Этот рассказ, несмотря на его явные преувеличения, показывает, что последователи шейха Хайдара проникли далеко за Дагестан и что их удары были направлены, вероятно, против христиан-аланов (осетин), проживающих к северу от Дарьяльского ущелья, и даже против черкесов Кабарды. Возможно, только во время своих первых набегов в 1483 и 1487 гг. шейх Хайдар продвинулся так далеко на север, а его отец Джунейд в 1460 и он сам в 1488 г. остановился к югу от Дербента и погибли там. Источник.

Дополнительно: Иосафат Барбаро (1413-1494), "Путешествие — в Тану и в Персию". 
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Рузбихан (1457 – после 1530) (Тарих-и Амини (... о нашествиях Шейха Хайдара на Дагестан))
Страница 1 из 11
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz