ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Суббота, 18.11.2017, 20:43
  История танца - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » История танца
История танца
дарго_магомедДата: Понедельник, 26.08.2013, 15:32 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Нашел интересный текст. Местами очень спорный, но информативный. Надо будет дополнить и исправить.

Было время вообще всех кавказцев называли и черкесами. Был период когда для русских все кавказцы на одно лицо были грузинами. Даже до последнего момента и в настоящее время большинство русских думают,что лезгинка грузинский танец. Это сейчас когда наплыло такое количество разных народов они не всегда,но хоть как-то начинают разбираться кто есть кто. Но все же название танца осталось как не странно именно "лезгинка",а не "черкеска","грузинка" и т.д. Это уже о многом говорит. Поэтому лезгинка в первую очередь связано с лезгинами. И обратное еще никто не смог доказать.

И то, что всех называли лезгинами все бред, потому-что уже с раннего средневековья этноним лезгин перечисляется в источниках в одном ряду с другими наименованиями дагестанских народов.Так в сочинении, датируемом 1404 годом, в одном ряду с аварами (предками современных аварцев) и казикумухами (современные лакцы) упоминаются леки (современные лезгины) (Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. 1404 г. Баку. 1980, с. 15).

Особое упоминание лекзанского (т.е. лезгинского) языка еще в начале ХII в. арабским путешественником Абу Хамидом ал-Гарнати среди языков, распространенных в городе Дербент, является еще одним неопровержимым доказательством того, что этноним лек/лекзи/лезги первоначально распространялся исключительно на предков современных лезгин, так как уже в те давние времена даже близкие лезгинам табасаранцы упоминались отдельно.

Обратимся к «Новейшим географическим и историческим известиям о Кавказе», собранным и пополненным Семёном Броневским (издано в Москве в типографии С. Селивановского в 1825 г.),где термин Лезгистан упоминается множество раз (на 151, 152, 171, 181, 187, 189, 232, 307, 349, 360, 362, 384 страницах). К изданию прилагается и карта, составленная в указанном году, где крупными буквами помечено «Лезгистан», и это слово проходит не по тем местам, которые представляют собой земли других дагестанских народов, лишний раз доказывая различие значений слов «лезгин» и «дагестанец».
Вот один из подзаголовков в содержании этого издания: «Общая древняя и средняя история Ширвана, относящаяся равномерно к Дагестану и Лезгистану»!
Обратимся и к «Запискам из мёртвого дома» Фёдора Достоевского: «Слева от моего места на нарах помещалась кучка кавказских горцев, присланных большею частью за грабежи и на разные сроки. Их было: два лезгина, один чеченец и трое дагестанских татар». Великий писатель прекрасно разбирается в национальностях кавказцев и, заметьте, не пишет «лезгинских татар» или же сразу – «пять дагестанцев».

Этническая карта общего вида Восточного Кавказа, составленная Гербером, который несколько лет занимался этническим распределением народов этого региона в 1723 — 1728 годах, во время российских военных походов на Кавказ. На карте в общем виде отмечены страны: Грузия, Дагестан, Лезгистан, Карабах и т.д
(Гербер И.Г. Известия о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекою Курою народах и землях в 1728 г.⁄⁄СПб, 1760, с.133.).Опять показывает различие в понятии Лезгистан и Дагестан.

Иоган-Густав Гербер в своем сочинении, посвященного аулу Кубачи: "..Сия Кубеша состоит в одной только весьма великой деревне, которая между высокими горами построена, и так как только одна узкая и трудная дорога чрез карахайдаков к оной деревне имеется, того ради оную за крепчайшее место во всех горах почитают. Свой собственный язык, который ни с каким сходство не имеет." где указывает на отдельный кубачинский язык.

Даже Надыр-шах и его предшественники находили различие между Лезгистаном и Дагестаном,так как он начал свою войну не на лезгинских землях, а в лакском селе Кумухе,потому что не хотел оказаться глупцом, следуя известной ему по истории персидской пословице "Если шах глуп,то пойдет войной на лезгин". "Шах, — писал русский консул С.Аврапов, — сколько войска против лезгинцев ни посылает, лезгины в сражениях всегда персиян рубят…"

Грузинам и армянам лезгины известны как леки, арабам и персам — "лакзи", "лекзи". Для народностей Северо-Западного Дагестана они употребляют этнонимы "дидо", "анди", "дурдзуки", "авары" и др. Ведь грузины больше граничат именно с этими народами и они прекрасно различали своих соседей,начиная даже с античных времен они различают леков,дидойцев,дурдзуков,анди.

Обратимся к грузинским источникам "Очерки истории Грузии III в. до н. э. — ЭПОХА МОГУЩЕСТВА КАРТЛИЙСКОГО ЦАРСТВА"

Пользуясь, возможно, более поздней номенклатурой, «Картлис цховреба» при повествовании о древнейших событиях в качестве северных соседей грузин называет леков (лезгины), дурдзуков (вайнахи), дидойцев (один из нынешних аварских), а несколько позже также и двалов (?) и т. д. Это были племена, говорившие на языках бацбийско-кистинской (дурдзуки, двалы) или дагестанской (леки, дидойцы) группы кавказских языков. Границу между этими двумя группами племен «Картлис цховреба» проводит по реке Тереку. Восточнее, вплоть до самого Каспийского моря, жили «леки», а к западу — «кавкасиани» («кавказцы»), среди которых в качестве наиболее выдающихся «Картлис цховреба» называет дурдзуков (КЦ, с. 5—6, 11). Племена бацбийско-кистинской группы занимали центральную часть Главного Кавказского хребта. Западнее от них уже тогда, несомненно, жили племена абхазо-адыгейской группы. О (КЦ, с. 45).

Еще в античности у лезгин было государственное образование "Кавказская Албание (Алупания)".Античные источники (сообщения Гекатея Милетского, Геродота, Дионисия, Стефана Византийского, Помпония Мелы и др.) сохранили нам названия нескольких племен, входивших в это государство и племена граничащих -это утии, гелы/леги/леки, гаргары, сильвы (чильбы), дидуры, мики, каспи, скифы, олоиды, исоиды, герры, унны, алазани, амазонки, будины, кадусси, тиссагеты, лупении (лубнийцы), цоды, маскуты и др. Как видим даже среди этих племен почти в неизменном выделяются предки лезгин-леки,наряду с предками нынешник дагестанцев(возм. дидуры-дидойцы,цоды-цезы).Понятие авары(аварцы) возникло намного позже.

И поэтому прекрасно разбираясь кто есть кто наши соседи грузины все же увидев танец у леков (нынешних лезгин),назвали ее "лекури (танец леков)",а не дидури,дурдзури,цодури и т.д.

Поэтому танец лезгинка очень древний и скорее одни из первых его увидели у нас грузины и стали называть "лекури" (от этого танца у них пошли картули,хевсаури и т.д.). Остается узнать что означает "лекури",возможно мы найдем изначальное название нашего танца. Лекь кьул-танец леков (лекьуьли-лекули). Про "танец орлов" здесь уже было сказано,повторяться не буду,все правильно.

"У народов Азии известен как "лазги/лязги". Например,В узбекистане самый популярный танец Хорезма - "Лазги", среди популярных.Единственный воинственный танец Хорезма, доживший до наших дней, тоже "Лазги", выражающий отчаянную отвагу, страстный порыв, вдохновение бесстрашного воина. "Лазги" - не просто танец, а определенная система телодвижений, из которых создаются танцы, различные по тематике и манере исполнения. Не случайно "Лазги" стал как бы символом танцевального искусства Хорезма."

В Иране известен под названием "лазги, лезги", в Грузии "лекури",что значит "леки (лезгины)" танцуют.
Так что танец не только русскими назван.

Беляев В. "Очерки по истории музыки народов СССР. М., 1963" в своих трудах тоже пишет,что: "Родиной "лезгинки", по мнению исследователей, является Лезгистан, где созданы классические образцы лезгинок, позже перенесенные во все соседние области."

По словам народного артиста России, лауреата Государственной премии России и Дагестана, художественного руководителя "Лезгинки" Иосифа Матаева: "90% музыки при постановке всех танцев "Лезгинки", будь это татский или аварский танец или танец другого дагестанского народа, написаны заслуженным деятелем искусств Дагестана лезгином Зейналом Гаджиевым.В первые годы создания "Лезгинки" в ней значительное место занимали танцы лезгиноязычных народов, а музыкальное оформление было основано, в основном, на лезгинских танцевальных мелодиях".

Огромен вклад Готфрида Гасанова в становление музыкальной культуры аварцев, кумыков, лакцев и другие народов Дагестана. Первая музыкально-художественная экспедиция по собиранию народной музыки, возглавляемая Г. Гасановым, отправилась из Буйнакска по маршруту Араканы — Кудутль — Гергебиль — Могох — Хунзах — Чох — Со-гратль и собрала интересный материал: 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий, записанных на фонографические валики . "Поездка с фонографом имела сама по себе характер сплошного триумфа, — писал Гасанов в отчете об экспедиции. Жиители селений битком наполняли помещения, которых производились записи, н свою очередь сопровождавшиеся нескончаемыми выражениями удовольствия и изумления.В Могохе мы получили совершенно искренние комплименты по адресу Советской власти интересующейся творчеством крестьянства" .


http://sharvili.com/forum....%D0%B3% D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0-quot/view_37549/


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
дарго_магомедДата: Понедельник, 26.08.2013, 15:41 | Сообщение # 2
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Оттуда же

Друзья,на мой взгляд танец "Лезгинка" это не только исконный танец Лезгин,это исконный танец всех этнических Дагестанцев...(...) ..А ведь мы(народы Дагестана) жили в очень тесных отношениях между собой, в принципе мы и есть одно целое(состоящие из раскиданных по горам и равнинам селений, людей с разными языками)...Исконная культура наших народов очень сильно похожа друг на друга...музыка,танцы,песни во всем этом всегда прослушивалось и прослушивается что-то схожее между собой,с некоторыми нюансами характерными для каждого народа в отдельности...но только нюансы,в целом все это одна "порода"))...Я считаю,что танец "Лезгинка" это танец Дагестана!!! И он не родился у какого-то народа в отдельности,он родился в Дагестане, он присущ нам всем, нам Дагестанцам!


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 29.11.2015, 14:54 | Сообщение # 3
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1646
Статус: Offline
«... Лезгинку в Дагестане танцуют везде одинаково, но искуснее и грациознее других — жители селений Куппы и Цудахар ...»

Источник: "ДАГЕСТАН, ЕГО НРАВЫ И ОБЫЧАИ", 1867 г., автор: Пржецлавский П.Г. - военный, этнограф и фольклерист.
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » История танца
Страница 1 из 11
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz