ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Вторник, 24.10.2017, 08:48
  "Тарих Дагестани Мухаммедрафи" (XIV в.) - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » "Тарих Дагестани Мухаммедрафи" (XIV в.) (История средневекового Кайтага)
"Тарих Дагестани Мухаммедрафи" (XIV в.)
ТукмагомедДата: Среда, 19.12.2012, 10:19 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
В 1977 году в даргинском селении Чираг (Агульский районн ДАССР) мною (Амирхан Исаев) был найден небольшой рукописный сборник ... перевод с арабского на сюргинский (сиргинский) диалект даргинского языка ... (в т.ч.) безымян­ное сочинение по истории средневекового Кайтага; спи­сок условно обозначим буквой «А».

В рукописном фонде Института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы Дагестанского филиала АН СССР (ф. 14, № 1720) хранится небольшой рукописный сборник ... написанный на кубачинском диалекте ... (в т.ч.) безымянное сочине­ние по истории средневекового Кайтага; это спи­сок «Б».

Сравнительный анализ текстов списков «А» и «Б» показывает, что список «Б» не полный и является кратким извлечением из списка «А».

Это же сочинение сохранилось до наших дней в нескольких списках и на арабском языке. Один из них (список «В») найден мною в 1983 г. в личной библиотеке жителя селения Адаги (Адагъи) Кайтагского района Муртазалиева Магомеда. Список пере­писан Ахмедханом, сыном Мухаммед-Расула из Бажлуки.

В списках «А» и «Б» содержатся ценные сведения об освободи­тельной борьбе, общественно-политической и хозяйственной дея­тельности населения средневекового Кайтага. Источник.
 
ТукмагомедДата: Среда, 19.12.2012, 10:19 | Сообщение # 2
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Даргинский текст (список «А»)

Они (потомки Хамзата и Аббаса) ... по происшествии 200 лет после хиджры пророка (1) ... пришли в страну Кайтаг (Хайдакь) и об­ратились к населению (Кайтага с требованием мирно) согласиться (с ними) (Но кайтагцы не согласились покориться им). Тогда арабы напали на кайтагцев, убили их талхана (2) по имени Газфар (Гъазфар), пленили его детей, захватили его имение, завладели его имуществом, насильно распространили среди кайтагцев ислам и назначили талханом в этой стране Хан-Мухаммада, сына Султана-Ахмада, из потомков Хамзата-араба.

Хан-Мухаммад выдал свою дочь Бика замуж за талхана страны Табасаран (Табасран) и утвердил его талханом Табасарана. После принятия ислама табасаранцами, Хан-Мухаммад женил­ся на дочери табасаранского талхана.

После этого в стране Кайтаг он построил много селений. До строительства этих селений в горах был один город, его называли Джалаги (Жалагъи). Этот город находился на окраине (на верх­ней границе) их селений. (Основным) занятием кайтагцев была обработка земель и косьба сена на равнине.

С распространением ислама и ликвидацией смут кайтагцы рас­пространились во многие места, но они не захватили ни земли, ни сенокосы, ни сады джамаатов других селений без их согласия. Так они остались до наступления времен уцмия Султан-Мухаммада.

Кайтагцы договорились, чтобы все пахотные земли сделать частной собственностью (мулк), а сенокосы и сады — общей соб­ственностью сельских джамаатов.

Затем по истечении времени появилось насилие и угроза (для кайтагцев) со стороны жителей селения Ашра (3). Тогда кай­тагцы, договорившись между собою, напали на жителей селения Ашра, разрушили его и защитили свои многочисленные общинные земли. Это произошло в 705/1305—1306 году.

В это время в Кайтаге старшиной (юзбаши) являлся Осман, сын Рамазана из Габшима (Г1абщима). Их старшим был очень мудрый, сильно красноречивый и умеющий распоряжаться кадий Кайтага Манас, сын Нуха из Бутри (4). Он жил в селении Барша-Ма а (Барша-Маг1а).

Затем в Кайтаг пришли из племени Таифа (5). Их было всего десять храбрецов (игит). Они остановились в разрушенном селе­нии Ма а (Маг1а), расположенном возле (селения) Барша (6). Они (десять человек) поручили местным жителям построить джума— мечеть возле могил умерших шагидами. Затем они прошли по всем селениям Кайтага. Все эти десять храбрецов погиб­ли в сражении против неверующих на горе, называемой Ирчамул (Ярч1амул) (7). Их похоронили рядом с могилой известного шейха Джунейда из Багдада. В этих двух селениях (Барша и Ма а) остались жить их (погибших) родственники.

После, этого население Кайтага собралось в местности, называемой Балхас (8), и они разделили земли селений Барша и ...

На этом обрывается текст списка «Б».

... Ма а, а также территорию под названием Семе (9) на две части: одну часть они взяли себе для совместного использования, а дру­гую — оставили жителям селений из-за тех талханов, которые погибли в сражении с ирчамульскими неверующими.

В то время иричамульцы захватывали в плен женщин, девушек и детей кайтагцев, а затем, получив от их отцов и мужей выкуп, от­пускали домой (10). Потом ирчамульцы совершили нападение на кайтагцев, но потерпели от них поражение, многие из ирчамульцы погибли, оставшиеся в живых приняли ислам с раскаянием перед кайтагцами и по справедливости.

По истечении некоторого времени у кайтагцев появился жесто­кий шамхал. Он жил в Маджалисе (11) и захватил у кайтагцев земли, расположенные в горах и на равнине. Тогда кайтагцы попросили себе помощь от жителей Дарго. Кайтагцы и жители Дарго собрались вместе в местности Урсал-куш (Пурсал-куш) (12) и дого­ворились (действовать совместно) вплоть до наступления судного дня. Они разрушили селение Маджалис, взяли в плен талхана-насильника вместе с его детьми . Затем они (талхан и его дети) поклялись по шариату и справедливости (больше не притеснять кайтагцев).

После этого кайтагцы потребовали себе талхана из потомков Аббаса из Мекки и они договорились с шамхалом Султаном (жить) в безлюдном (свободном) месте между рек Куйсув (Кьуй-сув) и Хумри (Х1умри ) (13).

После прихода в (Дагестан) сирийских войск, они захватили его место и дали ему название Шамхал. После этого родившемуся на этом месте ребенку дали имя Шамхал по названию этой мест­ности (14).

Затем пришел сам Шамхал-талхан со своими родственниками и насильственно захватил на этой стороне город Маза (15), и он разрушил в этой стране у неверующих много селений, завладел имевшимся в этих селениях всем богатством и имуществом.

После этого Шамхал-талхан договорился с урцмуцинскими (16) талханами. Этими талханами являются Исмаил-бек и Хасан-бек. Он брал подать (харадж) со всех горских жителей вплоть до страны Чамахи (Шемаха).

Ты знай традиции и обычаи потомков Хамзата. В отно­шении между собой, в исполнении обязанностей талхана, в своих решениях, в сборе подати в своей стране было так, как мы напом­нили. Затем после этого, этот человек (талхан) — потомок Хам­зата.

На должность талхана избирали старшего по возрасту и неза­висимо от того, что он богатый пли бедный. Этот талхан собирал со своей страны подать. Из этой подати он брал себе одну пятую часть, а остальную подать он раздавал своим окружающим юзба-ши, талханам, почетным людям, живущим в его стране. В родственных отношениях (у потомков Хамзата) была в тради­ции послушность (покорность) талхану, уважение и возвеличивание его. Эту традицию они соблюдали из-за уважения к своим стар­шим (предкам) и ради освящения слов и поступков пророка Му­хаммада» ...

На этом обрывается текст списка «А», в нем нехватает послед­него листа. Не хватающий в списке «А» текст содержится в списке «В». В конце списка «В» написано:

... «В это время дела всего Дарго находились в селении Бутри, а дела Кайтага — в селении Барша, а дела Ирчамула — в селении Уркаха (17). Кадием Дарго был шейх Мухаммад, умерший в сражении с неверными кубачинцами; в этом сражении он оставшимся от шейха Яхья посохом убил до 40 ка­фиров. А кадием в Кайтаге был Манас б. Нух из Бутри, а в Ирчамуле — Хаджи Сайд из Ширвана.»
 
ТукмагомедДата: Среда, 19.12.2012, 10:24 | Сообщение # 3
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
ПРИМЕЧАНИЯ К ПЕРЕВОДУ

1 200 г. х. = 815—816 г.

2 Талхан (Талхъан) — по даргински означает князь, феодальный правитель. См.: Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. Хюркилинский язык. Тиф­лис, 1896, с. 583, 644; Алиев Б. Г. Каба-Дарго в XVIII—XIX вв. Махачкала, 1972, с. 23, 209. Термин «талхан» (талхъан) в даргинском языке употреб­ляется и в значении мужественный, внешне подтянутый и пользующийся автори­тетом среди населения мужчины. В списке «Б» имя этого талхана — Газанфар (Гъазапфар, Гъаданфар).

3 Возле селения Хадаги (Нижний Кайтаг) в лесу с помощью местного жите­ля Магомеда Курбанова нам, членам историко-археографической экспедиции: Т. /И. Айтбероеу и автору этих строк, в 1982 г. удалось обнаружить древнее кладбище под названием «Хуладдпалла харби» («Могилы дедушек»). На этом кладбище мы нашли около 20 каменных саркафагообразных могил с куфиче­скими надписями, а также остатки здания древней мечети. По сведениям Ма­гомеда Курбанова, недалеко от этого кладбища сохранились остатки средневе­кового Ашра, жители которого похоронены на этом кладбище.

Согласно бытующего среди местного населения предания, в этом селении (Ашра) жил талхан южного Кайтага. Этот талхан совершал набеги на другие кайтагские, села, отбирал у их жителей пахотные земли, сады, имущества, пле­нял их женщин, девушек. Тогда жители кайтагских селений собрались и напали на селение Ашра, разрушили его и убили его талхана-насильника.

4 Габшима (Х1абшима) и Бутри — селения современного Акушинского района ДАССР.

5 В списке «В» сказано, что эти десять проповедников ислама — выходцы из селения Бутри. Об этом же говорится и в исторических преданиях. (См.: Магомедов Р. М. Памятник истории и культуры даргинцев XVII в. Махачкала, 1964, с. 11 — 12; Он же. По аулам Дагестана. Махачкала, 1977, с. 136.

6 Ма а (Маг1а) и Барша — эти два расположенные рядом селения Нижнего Кайтага. С течением времени увеличилась численность их населения и оба се­ления срослись в одно под названием Баршама (Баршамай).

7 Ирчамул (ЯрчГамул) — на кайтагском диалекте даргинского языка означает девять, а в данном тексте — название территории девяти верхнекайтагских населенных пунктов (ирчамульский магал), куда в средневековье — при­мерно в XIV в., заселились девять кайтагских тухумов.

Согласно преданию, рассказанному мне в 1981 г. Абдурагимом Саламовым и другими жителями ирчамульского магала, примерно до XIV в. предки совре­менных ирчамульцев жили на равнине. Тогда в их руках находились нефтяные месторождения, соляные озера, пахотные поля, сенокосы и другие угодья, рас­положенные ниже современного селения Янгикент Кайтагского района. Войскя Тимура сожгли селения этих предков ирчамульцев, захватили их имущество и издевались над их женщинами. Не вытерпев издевательства чужеземных гра­бителей, предки ирчамульцев вынуждены были покинуть обжитые места и пере­селиться в горы. Переселилось девять тухумов. Один из них построил селение. Пока строили каменные дома, они жили в шалашах, построенных из бурок (по кайтагскому диалекту даргинского языка — варси) и столбов (—т1ал). Поэтому это селение стали называть Варсит1ал или Варсит1. Другой тухум обосновался на вершине горы, возле огромного дерева под названием Бажли, и построенное чдесь селение стали называть Бажлук. Третий тухум переселился в местность Кирки (Хъирхъи) и это селение называли так же и т. д.

Со временем увеличилась численность населения и количество населенных пунктов, и Ирчамульский магал стал одним из мощных и крупных в Кайтаге. По сведениям Е. И. Козубского, в конце XIX в. из всех 49 селений с общей числен­ностью 11492 человека Кайтагского наибства, в Ирчамульский магал входили 21 Селение с 3503 жителями. (Козубский Е. И. Памятная книжка Дагестанской об­ласти. Темир-Хан-Шура, 1895, с. 300—305).

В настоящее время на территории, считаемой Ирчамульским магалом, имеются следующие одиннадцать селений; Антил (Пантил), Пиляки (Пиляхъи), Кирцик (Гьаргъеч1и), Шурагат (Шурагъат), Варсит (Варсит!), Эклуга (Пекь-лугъа), Кирки (Хъирхъи), Турага (Турагъа), Шиланша, Бажлук. Кроме того, в этом регионе сохранились остатки более 10 древних населенных пунктоз, в том числе средневековых: Джалаги (Жалагъи), Бартуга (Бартугъа), Ургаха (Ургагьа), Чидажа и др., а также многочисленные древние кладбища и иные памятники средневековья.

8 Балхас — заросший лесом склон горы, обращенный в сторону Роднико­вого поселка Кайтагского района.

9 Семе — по даргински означает «речной ил» (осадок), а в тексте безы­мянного сочинения по истории средневекового Кайтага — название плодородной равнины, начиная от Родникового поселка до территории консервного завода Кайтагского района.

10 Об этих насилиях ирчамульцев говорится и в бытующем среди местного населения историческом предании.

11 В нынешнем Кайтагском районе.

12 Мне еще не ясна лаколизация этой местности.

13 Река Хумри (ХIумри) — эта Гамри (ХIамри)-озень.

14 Об этимологии термина «шамхал» имеются различные мнения. (См.; Шихсаидов А. Р. Дагестан в X—XIV вв. Махачкала, 1975, с. 130—132.

15 Маза — селение, расположенное на территории современного Ахтынского района ДАССР.

16 Урцмуци (Урц1муц1и) — название селения Кала-Корейш (резиденция Кайтагских уцмиев), которое было расположено возле селения Кубани современного Дахадаевского района. (См.: Коэубский Е. И. Указ, соч., с. 324—326.

17 Уркаха (Ургагьа) — селение, расположенное в Ирчамульском магале в покрытом лесом горах около современного селения Шиланша. Остатки древ­него селения Уркаха и кладбище его жителей сохранились до наших дней,
 
дарго_магомедДата: Среда, 19.12.2012, 10:39 | Сообщение # 4
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Амирхан Исаев, главный архивист ДНЦ РАН, умер месяц назад.

Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Среда, 19.12.2012, 10:44 | Сообщение # 5
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Соболезнования близким и друзьям. Хороший специалист ушел.
 
дарго_магомедДата: Среда, 19.12.2012, 10:49 | Сообщение # 6
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Спасибо.
В основном встречались на свадьбах и похоронах.


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Среда, 19.12.2012, 10:56 | Сообщение # 7
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
"В списках «А» и «Б» сочинения по истории средневекового Кай­тага говорится о том, что ... «арабы напали на кайтагцев, убили их талхана по имени Газанфар ... и назначили талханом в этой стране Хан-Мухаммада, сына Султан-Ахмада, из потомков Хамзата-араба».

В связи с этим следует отметить, что «в дореволюционной исто­риографии Дагестана утвердилась концепция об иноземном проис­хождении государственной власти, об арабском (или иранском) истоках государственности в дагестанских владениях. Местные исторические хроники («Тарихи Дагестан», «Асари Дагестан») связывали происхождение дагестанских феодальных правителей — майсумов, уцмиев и шамхалов с именем арабского полководца Абу-Муслима».

В списках безымянного сочинения по истории средневекового Кайтага содержатся ценные сведения, опровергающие эту ошибоч­ную концепцию. В них сказано, что еще до прихода арабов в Кайтаг в нем был местный феодальный правитель — талхан Газанфар, который, защищая свободу и независимость своей родины, вступил во главе населения Кайтага против арабских захватчиков и был убит ими в неравном бою."
Источник.

"... Дагестанская историческая хроника Тарих Дагестани Мухаммедрафи, составленная в основном в XIV в., рассказывает об арабах, которые прибыли в Дагестан после 200 г. хиджры, т.е. в начале IX в., покорили много земель, в том числе и Хайтаг, убив его правителя Газанфара. Престол Газанфара с гордостью и достоинством занял Амир Чуфан (Амир Чупан), потомок пророка, он был первым, кто занял престол в вилайате Хайдак. Он построил в Хайдаке большое число многолюдных селений и избрал своей резиденцией город Кала Курайш, расположенный на скале, над ущельем, при реке." Источник.
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » "Тарих Дагестани Мухаммедрафи" (XIV в.) (История средневекового Кайтага)
Страница 1 из 11
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz