ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Четверг, 21.09.2017, 22:20
  КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ - Страница 4 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 4 из 4«1234
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ
КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ
дарго_магомедДата: Четверг, 03.07.2014, 20:58 | Сообщение # 46
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Интересная тема - современная Албания

Код
В античный период территория современной Албании населена иллирийскими племенами (вероятно, предками современных албанцев), главным образом племенем тавлантиев и дарданцев.
http://ru.wikipedia.org/

Тавлу и даргва?


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Пятница, 04.07.2014, 02:53 | Сообщение # 47
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Тавлантии видимо древний семитизм: Тавр (горы), Таврида (Крым), Дубур (гора), Дувр, Dubris (скалистый берег Британии) ... думаю за пределами Ближнего Востока этот корень распространили финикийцы ...
 
дарго_магомедДата: Четверг, 04.09.2014, 13:47 | Сообщение # 48
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Некоторый анализ позволяет сказать, что из многочисленных народов древней Алании (Албании) простирающейся от современного Азербайджана до современной Осетии, именно осетины оказались наиболее достойными наследниками. Духовными наследниками. 
Если дагестанцы как минимум дважды меняли свою религию, осетины сохранили ее.

К какому храму ведёт осетинская дорога?
Цитата
по результатам социологического опроса, проведенного автором этих строк в 2002 году, адептами православия
признают себя только 24%, а ислама – 8,5% осетин, в то время как 60%
осетин считают себя приверженцами традиционной веры. К последней цифре
следует добавить и 4,5% осетин–христиан и мусульман, которые исповедуют
наряду с мировыми религиями и традиционную осетинскую веру.
Показательно, что 64,8% осетин считает, что именно ее и следует
развивать в осетинской среде республики. Поддерживает это мнение и 10,3%
русских, из которых 3% сами приобщились к традиционной религии осетин, и
20,6% представителей других национальностей, проживающих в Северной
Осетии.


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Пятница, 05.09.2014, 02:03 | Сообщение # 49
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Цитата дарго_магомед ()
Некоторый анализ позволяет сказать, что из многочисленных народов древней Алании (Албании) простирающейся от современного Азербайджана до современной Осетии, именно осетины оказались наиболее достойными наследниками. Духовными наследниками.  Если дагестанцы как минимум дважды меняли свою религию, осетины сохранили ее.

Это цитата или твои слова?
 
дарго_магомедДата: Пятница, 05.09.2014, 12:17 | Сообщение # 50
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Мои ))

Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Суббота, 04.10.2014, 21:45 | Сообщение # 51
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Фарида Мамедова об армянских историках и Кавказской Албании

 
ТукмагомедДата: Вторник, 16.12.2014, 05:15 | Сообщение # 52
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline






"... Самоназвание кубачинцев - "аугваган", вероятнее всего, имеет свое происхождение от армянского названия для древних албанов живших у берегов Каспия. Это нынешний юго-восток Дагестана и соседние земли к югу от него. Дело в том, что в армянском языке звуки "г", "р" и "л" легко взаимозаменяемы. Отсюда, вместо исконного названия Араван или Алуан, появился вариант Агован ..."

Источник: R. von Erckert, "Der Kaukasus und seine Völker", 1888, (2011), s. 194
 
дарго_магомедДата: Вторник, 16.12.2014, 11:24 | Сообщение # 53
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Самоназвание - угьбуган, или угьвуган

Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Вторник, 16.12.2014, 22:18 | Сообщение # 54
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Цитата дарго_магомед ()
угьбуган, или угьвуган

Или Эркерт так записал или бетацизм сам по себе присущ для кубачинского языка. Еще думаю, что расхожий перевод "губители людей" это уже поздняя народная этимология, которая напрашивается сама собой для производителей оружия.
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.08.2015, 22:54 | Сообщение # 55
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Важный административный и промышленный центр древнего Хайдака, который албанский летописец Мовсес Каланкатуаци называл "великолепным городом Варачан"[1], а ныне известный как развалины огромного городища Урцеки.

... Близ города Избербаш открыто огромное раннесредневековое городище Урцеки с остатками мощных крепостных стен, домов с канализацией, бань, храмов огня ... [2]

... Исследование городища Урцеки, датируемого VII-м веком до новой эры — VIII-м веком новой эры, и расположенного в 15—16 км от мыса Бойнак, показывает, что облик его материальной культуры исключительно местный — некоторые ее черты отражают связи с Албанией и в крайне незначительной степени — с миром сарматского Прикаспия [3].

... В прибрежном Дагестане процветал (до середины VIII в.) город Варачан, отождествляемый с городищем, ныне называемым Урцеки. Городище было расположено на небольшой возвышенности, развалины его занимают площадь около 100 га. На вершине холма находилась цитадель, окруженная стеной с 11 башнями, служившая резиденцией местного правителя и его приближенных. За стенами цитадели были постройки и усадьбы простых горожан. Урцекинская долина там, где она лишена естественных преград, была защищена оборонительными сооружениями в виде широких (до 4—6 м в основании) и длинных (0,5—1 км) крепостных стен. Ближние подступы к городу защищались тремя стенами. К городу вело несколько широких, хорошо охраняемых дорог.

Город был не только крупным административным, но и ремесленным центром. Археологические раскопки показали, что здесь было развито кузнечное и керамическое производство и ювелирное дело. Мастера изготовляли разнообразную посуду, хозяйственно-бытовой инвентарь, предметы военного снаряжения и туалета. Они в совершенстве владели такими техническими приемами, как литье, ковка, чеканка, тиснение, волочение, инкрустация [4].

... Судя по материалам раскопок, которые были произведены В.Г. Котовичем [5], Варачан был хорошо укрепленным городом. Он занимал важное стратегическое положение на пути, который сворачивал от древней караванной дороги вдоль побережья Каспия вглубь страны, в предгорья, в район древнего земледелия.

... Руины Урцекского городища — яркий памятник жестокого погрома, учиненного арабами в предгорном Дагестане. Борьба шла с переменным успехом, но преимущество все же было на стороне арабов. Приморский Дагестан подвергся опустошению. [6]

[1] Мовсес Каланкатуаци, "ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК",http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Kalank/frametext22..

[2] Художественная энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/881/Дагес..

[3] Фёдоров Я.А., Фёдоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М.: Изд-во Московского университета, 1978., с. 148

[4] История Дагестана. Москва. Наука,1967. Т.1

[5] Котович В.Г. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Беленджера, Таргу // Древности Дагестана, Махачкала, 1974:182—196

[6] К.Н. Акопджанова. «Хазарский каганат VII—VIII вв.: история вопроса, проблемы»
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.08.2015, 22:57 | Сообщение # 56
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Таргу - хамур-даргинская столица, а также, значительный торговый и военно-административный центр раннего средневековья.

... городище Таргу, находится в среднем течении реки Гамри-озень, между селениями Алхаджикент (Каякентский р-н) и Мамма-аул (Сергокалинский р-н). Это большое городище (площадью около 30 га), в культурных напластованиях которого представлены слои от III тысячелетия до н. э. до IX – XII вв. н. э. На заключительных этапах своего существования оно выступает в письменных источниках как город «Хамрин» или «Таргу» [1].

... В.Ф. Минорский установил, что Хамрин (Хамзин) представляет собой всего лишь искаженное написание топонима Хамри (по-даргински Хlвямри, Хlямри) [2], фиксируемого в восточных арабографических источниках еще и в формах Хумрин, Хумран [3].

... Таргу распологалось в глубине предгорий, на южной оконечности одного из хребтов, протянувшихся в междуречье Гамриозени и Инчхеозени с северо-запада на юго-восток. Это небольшой горный отрог с хорошей естественной укрепленностью. С вершины его открывается великолепный обзор практически во всех направлениях.

... Таргу принадлежит к числу археологических памятников северного региона Кавказской Албании, разрушенный арабами в VII — первой половине VIII вв. н.э. Впоследствии жизнь здесь частично восстанавливается и продолжается до XII-XIII вв. н.э.[4]

... данный город в албанский (1–4 вв.) и раннесредневековый (5–8 вв.) периоды являлся одним из важных политических и торговых центров [5].

... Наибольший интерес из всех выявленных в Таргу сооружений албанского времени представляет вскрытое в западной части цитадели монументальное здание с каменными основаниями под деревянные колонны, которое было интерпретировано исследователями городища как часть “дворцовой или храмовой постройки”. Кладка выполнена на глиняном растворе из известняковых плит. Основания колонн расположены тремя парами по продольной оси постройки на расстоянии около 4 м друг от друга. Авторы статьи “Городище Таргу” [6] считают, что последние имеют сходство “с каннелированными базами дворцовых и культовых построек в античных городах Северного Причерноморья” [4].

... На северо-западной оконечности верхней части городища раскопан участок крепостной стены, возведенной из регулярно уложенных по всей толще известняковых плит и блоков на глиняном растворе и отличается прочностью и монументальностью. Судя по найденным здесь материалам, стена была возведена еще в эпоху раннего железа и просуществовала до раннего средневековья [1].

... Городище укреплено мощной системой фортификации и структурно состоит из трех частей. В юго-западной части располагалась цитадель площадью 50x20 м. Она была ограждена каменной стеной. Ниже цитадели находился верхний город, укрепленный двумя линиями крепостных стен. Нижний город площадью 6-7 га также был окружен оборонительной стеной [7].

... В то время «страна» Гамри состояла из значительного числа (более чем из 300) селений [8] и одного «города» Таргу, (в рукописях, Йазгу, Иаргва, Бару, Баргва, Баруфа, Баруза), именуемого в источниках также «крепость страны Хамри» [9].

В 121/738—39 г. Марван вступил в Гамринское княжество, предварительно подчинив бассейн трех Койсу, сверху — с гор. Он, как указывают Ибн Хаййат (с. 352), ал-Балазури (с. 18), Йакуби (ум. в 897 г.) [10], Ибн Асам ал-Куфи (ч. VIII, с. 78, 79), Балами (с. 544—545), — вначале осадил «крепость страны Хамри», то есть Таргу, где засел гамринский шах, и после месячной осады взял её силой. Разозленный сильным сопротивлением, особенно тем, что в бою у стен «крепости страны Хамри» было убито много мусульман, Марван из-за незначительного инцидента перебил «всех мужей той крепости». Затем разгромил «более трехсот» гамринских «селений [11],[3].

... Каменные плиты из захоронений (которым почти 4 тысячи лет!) используются как строительный материал. По этой же причине исчезли остатки крепостных стен самого крупного среди известных памятников района – городища Таргу [5].

[1] http://www.dexpost.ru/arheo1/raboty_na_gorodiwe_targu..

[2] Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI веков М 1963, с. 132.

[3] Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XIII вв. http://alpan365.ru/dagestan-v-vii-xiii-vv/

[4] С.В. Мокроусов, "Оборонительные сооружения и бытовая архитектура городища Таргу в албанский период".

[5] К.Камалов., "Родом из древнего Таргу", http://yoldash.ru/articles/health/rodom_iz_drevnego_t..

[6] В.Г. Котович, "Городище Таргу"

[7] М.Г. Магомедов, "Бытовые памятники приморского Дагестана"., http://kumukia.ru/article-9122.html

[8] Абу Мухаммад Ахмад ибн Асам ал-Куфи, Китаб ал-футух. Хайдарабад.ч. 8, с. 79.

[9] Ибн Асам ал-Куфи. Китаб …, Хайдарабад, 1969, ч. 2, с. 113; Он же. Китаб …, ч. 8, с. 32; Баладзори. Книга завоевания стран. (Текст и перевод): Материалы по истории Азербайджана. /Пер. Жузе П. К. Баку, 1927, с. 16, 18; Якуби. История. Текст и перевод: Материалы по истории Азербайджана /Пер. Жузе П. К. Баку, 1927, с. 7, 10; Dorn В. Beitrage zur Geschichte den Kaukasi-sehen Lander und Volker aus niorgenlandischen Quellen, IV. Tabari s Nachrichten uber die Chazaren. St.-Pbg., 1841, S. 513.

[10] Якуби. История …, с. 7.

[11] Баладзори. Книга …, с. 18.
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.08.2015, 22:59 | Сообщение # 57
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
"История Хъара-Хайдака" и другие источники дают сведения о "громадном городе Жалаги" - одной из ранних столиц государства Сарир, находившейся возле современного селения Варсит Кайтагского района.

... По преданиям, в той горной части, которая традиционно именуется Ирчамул в давние времена существовали города [1]. 

В данной связи следует обратить внимание на одно, относимое примерно к середине IX в. сообщение восточного автора Ибн Руста. Из него ясно видно, что в названное время Кайтаг (Хайдак) считался не страной, а городом — местопребыванием владетеля [2]. 

Здесь нельзя не вспомнить слова Я. Рейнеггса (XVIII в.), писавшего, что в горах центральной части Восточного Кавказа находятся заброшенные стены «старинного большого города», относительно которых «некоторые ученые люди хотели убедить меня, что эти руины — старинный город Кайдек [3]. 

Учитывая этот факт, нельзя не остановиться на том, что обитатели территории между селениями Баршамай и Джавгат, традиционно именуемой Хайдакъ (в данной работе «Каракайтаг»), согласно «Истории Каракайтага» [4], были древними переселенцами из «громадного города» Жалаги, который располагался вблизи с. Варсит нынешнего Кайтагского района. Не исключено, как нам кажется, что «город» Хайдак, упоминаемый Ибн Руста как раз и соответствует «громадному городу» Жалаги.

Кайтагские правители доисламской эпохи, носили зафиксированный у ал-Истахри (с. 26, 27) [5] титул хайдакан-шах, то есть шах Кайтага . 

Согласно «Худуд ал-Алам» (с. 192) [6] «город» Хайдак являлся местопребыванием сипах-саларов (букв. «начальников войска») сарирского правителя. [7] 

... Исследования, проведенные нами и другими дагестанскими учеными (Р. М. Магомедовым, А. Р. Шихсаидовым, А. А. Исаевым и т. д.) на месте расположения города, подтверждают большие размеры этого населенного пункта. Территория площадью более 50 гектаров, которая тянется на 9 км от фермы табасаранского селенья Хюрик и «мельницы Рамазана» до местности «Архбацци» и «ХьанцIай» Ирчамульского общества, называется «Жалагъант» (жалагинцы). Здесь и находился город Жалагъи.

Нижний участок территории «Жалагъант» и ныне называется «Жалагъала Гъадагъала ша» (жалагинское село Гадаги). И ныне в составе Кайтагского района имеется селенье Хадаги – одно из древнейших селений, упоминаемых в составе Кавказской Албании. 

Вся эта территория представляла собой хорошо охраняемое, укрепленное и труднодоступное место. Согласно сообщениям старожилов, в местности «Гараж гIянцей» находились огромные каменные ворота – главные ворота города. Рассказывают, что скрип их якобы был слышен даже в селенье Кубачи.

Из приведенного также видно (исторические предания подтверждают и дополняют сведения письменных источников), что владетелем Хайдака в период арабских завоеваний был Казанпар. И вполне возможно, что он погиб именно в борьбе с мусульманами, в результате были разорены и разрушены Жалагъи и другие населенные пункты Хайдака. [8] 

... на горе, над их селениями у них был громадный город, называемый Джалаги. Прибыль же для них и их работа были на равнине [9].

[1] Магомедов Р.М., По аулам Дагестана. Махачкала, 1979, с. 48; Алиев Б.Г., Предания и легенды народов Дагестана. — В кн.: Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII - нач. XIX в. Махачкала, 1981, с. 154. 

[2] Ибн Руста о Дагестане. — В кн.: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI веков М 1963, с. 220; Караулов И.А.,Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Азер­байджане.— В кн.: Сборник материалов для описания местностей и племен Кав­каза. 1901, вып. 29, Тифлис, 1903, вып. 32, с. 46—49. 

[3] Reineggs J. Allgemeine historisch-geographische Beschreibung des Kaukasus. Aus dessen nachgelastnen Papieren gesammelt und herausgegeben von F. E. Schroder. Gotha und St.-Pbg., 1796, Th., 1, S. 106.

[4] Котович В. Г., Котович В. М., Салихов Б. М. Городище Таргу.— В кн. Древние и средневековые поселения Дагестана. Махачкала, 1983, с. 73.

[5] Абу Искак Ибрахим бин Мухаммад ал-Фарси ал-Истахри. Ал-масалик ва-л-мамалик. Тахкик ад-дуктур Мухаммад-Джабир Абд ал-Али ал-Хини. Кахира, 1961

[6] Худуд ал-алам мин ал-машрик ила-л-магриб. Бе кушеш-и дуктур-и Мипучихр Ситуда. Тихраи, 1340

[7] Центральная часть Восточного Дагестана в VII-XIII вв., http://alpan365.ru/dagestan-v-vii-xiii-vv/

[8] Б. Г. Алиев, А. О. Муртазаев, КАЙТАГ В ПЕРИОД АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ И ЕГО ДОИСЛАМСКАЯ СТОЛИЦА ЖАЛАГИ

[9] ИСТОРИЯ КАРАКАЙТАГА, http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/VI/Dag..
 
дарго_магомедДата: Воскресенье, 23.08.2015, 17:44 | Сообщение # 58
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Бару - крепость
Жалаги - современное Шиляги?
Гадага - къадагъа? - запрет, запретный город?


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
aschurbekgabibovДата: Суббота, 24.06.2017, 13:40 | Сообщение # 59
я тут недавно
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
1. Бару можно перевести и как - ограждение, забор, стена оборонительная!
2. Шиляги - ныне село в верхнем Кайтаге на берегу р. Уллучай ниже и к северу от "Жалаги". Шиляги можно перевести как селение легов. Поскольку считается, что "Жалаги" был столицей государства Сарир которая была разрушена. Можно предположить, что Шиляги основали беженцы из Жалаги!
3. Къадагъа можно перевести и как наказание, (дарг. - зулму)!
4. На мой взгляд название "Къадагъа" соответствует названию нынешнего села Адага к юго-востоку от Шиляги и к востоку от Жалаги над отвесной пропастью с востока и на вершине гористой местности в верхнем Кайтаге и вероятно, что оно было основано в то же время и по той же причине, что и Шиляги!


ХIябибла Ашурбег
 
ТукмагомедДата: Вторник, 12.09.2017, 19:27 | Сообщение # 60
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ДАГЕСТАНА В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ ПРОФЕССОРА С.В. ЮШКОВА

В 30-х г. XX в. исследователей продолжали волновать вопросы, связанные с историей Кавказской Албании. До их разрешения нельзя было приступить к написанию полной истории народов Кавказа, в частности истории Дагестана и Азербайджана. Поэтому своевременным было появление в 1937 году статьи С.В. Юшкова «К вопросу о границах древней Албании», опубликованной в журнале «Исторические записки АН СССР», 1937 г.

Изучив всю существующую по данной теме историческую литературу, С.В. Юшков установил наличие в ней (в литературе) пяти различных точек зрения, а именно: 1) Кавказская Албания занимала территорию нынешних Азербайджана и Дагестана, спорна только северная граница – это мнение западно-европейских географов Уккерта, Борьбе, Эйхвальда, Маннерта и др.; 2) в состав Албании входили Азербайджан и узкая прибрежная полоска Дагестана. Так полагают редакторы «Тарихи Дербенд-намэ»; 3) по В.В. Бартольду, в Албанию входили, кроме Северного Азербайджана, и часть Дагестана до Дербента; 4) на точке зрения, что только Азербайджан, а именно области Шеки и Ширван (Бакинская и Нухинская области) входили в состав Албании, стоят А.Яновский и А.Е. Крымский; 5) по Г.И. Клапроту, Албания занимала и весь Северный Кавказ, так как он полагал, что албаны не кто иные как аланы.

С.В. Юшков много места отводит критике положений А.Яновского, исключавшего возможность вхождения Дагестана в состав Албанского царства.
Кроме опубликованной статьи, в Рукописном фонде Института ИАЭ ДНЦ РАН хранится рукопись С.В. Юшкова по истории Дагестана, состоящая из пяти разделов: 1. Народы Дагестана в период классической Албании; 2 Народы Дагестана в IV-VII вв.; 3. Арабские завоевания; 4. История кумыков; 5. История ногайцев.

В первом разделе он затрагивает вопрос о происхождении дагестанских народов.
С.В. Юшков опровергает антинаучную версию о том, что они являются остатками различных племен и народов, проходивших через территорию Кавказа. Ученый пишет, что известно, какие именно народы проходили через Кавказ – это скифо-сарматы, тюркские народности. Исследователь Б. Малачиханов, продолжает С.В. Юшков, подверг обоснованной критике мнение, связывающее дагестанских аварцев с тюркоязычными аварами. Что же касается тюркских народов, пишет ученый, их движение имело место, и последствием этого было появление двух тюркоязычных групп в Дагестане.

На основе глубокого анализа греко-римских, раннесредневековых источников и данных археологических исследований С.В. Юшков считает, что «народы Дагестана с V в до н.э. до середины V в. н.э. входили в состав Кавказской Албании».

Ученый использовал сочинения Птолемея, Страбона, Плиния, которые дополняют друг друга. Наиболее полное географическое описание Албании, как считает С.В. Юшков, дано Птолемеем. Его данные позволяют уточнить границы Кавказской Албании: согласно сведениям античных авторов, на западе Албания граничила с Иберией, на востоке – омывалась водами Каспийского моря, на юге с районом реки Куры, а на севере границы Албании доходили до реки Соана (Сулак).

С.В. Юшков считал, что в V-IV вв. до н.э. Кавказская Албания представляла собой союз племен. По мнению ученого, большой интерес представляют сведения Птолемея о городах Албании. На основе анализа первоисточников С.В. Юшков писал:

«Хотя мы не придаем особого значения географическим показателям Птолемея, но тем не менее все же реку Соану приходится искать в северной части Дагестана, но у нас есть и другие сведения, которые подтверждают эти данные. Ими являются указания Плиния (вернее Агриппы), о которых речь шла выше. Внимательное изучение имеющихся данных показывает, что река Казия, которую древние ученые затрудняются точно определить и потому высказывают разные мнения – одни реку Соану считают Тереком, другие – Аксаем, третьи – Сулаком. В зависимости от того, какой рекой они признают Соану, они устанавливают соответствие Гера и Казия (Козия) более в южном направлении от Дагестана. Но все западно-европейские исследователи Албании сходятся в одном: река Соана является рекой, которая не может быть южнее Сулака, т.е. все единогласно признают Дагестан входящим в территорию Албании».

Данные греко-римских авторов о Кавказской Албании подтверждают и дополняют раннесредневековые источники.

Весьма ценны сведения М. Хоренского о границах Кавказской Албании, об административном делении этого государства. Они подтверждают, что в греко-римскую эпоху Дагестан входил в Кавказскую Албанию. В связи с этим важно отметить, что высшая церковная власть – албанский патриарх имел главное местопребывание в городе Чоре (Джоре) или Чоге, т.е. недалеко от Дербента, откуда он вынужден был выехать только тогда, когда участились нападения на Дербент хазар. В IV-V вв., когда здесь восседал патриарх, Чор не был пограничным городом, и, следовательно, в Албанию должна была входить территория Дагестана севернее Дербента.

Вхождение Дагестана в Кавказскую Албанию, пишет С.В. Юшков, подтверждают и арабские географы, в сочинениях которых говорится, что Дагестан (Дажистан) в древности назывался Бания. Вместе с тем ученый отмечает, что в зависимости от внутриполитической обстановки, международного положения границы Кавказской Албании менялись, и поэтому в различные периоды не вся территория Дагестана входила в это государство.

Касаясь социального развития Кавказской Албании, С.В. Юшков писал, что эта страна уже в IV в. до н.э. была государством наподобие Иберии и Армении. Учеными давно доказано, что Иберийское и Армянское царства – это развитые рабовладельческие государства. С III в. до н.э. Кавказская Албания – централизованное государство во главе с царем. Основное население Албанского государства составляли свободные и полусвободные общинники.

Здесь были и рабы, но рабство существовало в виде уклада. «Можно думать, – отмечает С.В. Юшков, – что в Албании если и существовало рабство, то оно носило патриархальный характер». В своих работах
С.В. Юшков останавливается на вопросах внешнеполитического положения Кавказской Албании: о военных столкновениях с Помпеем, Митридатом и др.

С середины II в. н.э. происходит распад Кавказской Албании и образование на территории Дагестана самостоятельных владений.
В разделе «Народы Дагестана в IV-VII вв.» ученый пишет о тех изменениях, которые произошли на территории Дагестана в связи с нашествиями хазар, а также возникновением Сасанидского царства.

С.В. Юшков подробно описывает походы арабов в Дагестан, рассматривает и другие темы.
Следует отметить, что некоторые авторы, писавшие о Кавказской Албании в XIX-XX вв., считали, что в ее состав входила лишь приморская территория Дагестана, или утверждали, что северная граница Албании проходила не выше Дербента.

Работы С.В. Юшкова содержат разнообразные материалы, позволяющие осветить целый круг вопросов древней и средневековой истории народов Дагестана, в том числе и Кавказской Албании. Его работы являлись стимулом, подталкивающим исследователей к дальнейшему продолжению изучения поставленных проблем.

Мнение профессора С.В. Юшкова о вхождении Дагестана и Азербайджана в Кавказскую Албанию поддерживали и поддерживают дагестанские ученые P.M. Магомедов, Д.М. Атаев, А.Р. Шихсаидов, В.Г. Котович, О.М. Давудов, М.С. Гаджиев и другие, а также азербайджанские – Д.А. Халилов, Н.Р. Рзаев, И. Бабаев и др.

ГАЗЕТА МАХАЧКАЛИНСКИЕ ИЗВЕСТИЯ 17.05.2012
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ
Страница 4 из 4«1234
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz