ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Пятница, 23.06.2017, 13:25
  Платон Зубов (1796 — 1857) - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Платон Зубов (1796 — 1857)
Платон Зубов (1796 — 1857)
дарго_магомедДата: Суббота, 15.09.2012, 08:45 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1250
Статус: Offline
В сочинении Платона Зубова в 4-х томах изданного в Петербурге в 1834 г. и названного "КАРТИНА КАВКАЗСКОГО КРАЯ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО РОССИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ОНОМУ ЗЕМЕЛЬ; В Историческом, Статистическом, Этнографическом, финансовом и торговом отношениях." т.е. очередное исследование Кавказа с любопытным подзаголовком: "О важности и способах колонизирования Кавказского края, с изображением выгод, от сего произойти долженствующих, в финансовом и торговом отношениях." в самом начале документа можно лицезреть следующие слова, ложащиеся в нынешнею современную тему: "Страна сия, неприносящая ныне даже и столько дохода, чтоб прикрыть военные, гражданские и политические издержки, с управлением оною сопряженные..."

Для достижения вышеозначенного, [85] ближайшее средство основать в Ставрополе, как главном городе Кавказской области, или во Владикавказе, как центральном пункте обоих флангов линий: Братство Миссионеров; ознакомить оное со всеми наречиями Кавказских племен, посредством Туземцев, служащих при Российском Правительстве в звании переводчиков, и потом отправлять сих миссионеров к Горцам, для проповедывания истин Христианства, но скрытно, под именем купцов — сословия, там уважаемого. (В 1750 году была учреждена Осетинская комиссия для проповедования Христианского Закона Горцам, но осталась безуспешною от того что проповедники были набраны без разбора из Грузинского и Русского духовенства и по их неискусству.)

Миссионеры сии должны иметь с собою предметы роскоши как можно блестящие и могущие изумить Горцев своим великолепием и красотою. Товары сии, при пособии Правительства, променивать Кавказцам на их [86] произведения, с значительною уступкою против настоящей цены, приобретя чрез сие дружбу Горцев. Миссионеры могут им показывать способы употребления помянутых вещей, и обладая знанием языка, незаметным образом, между разговорами, описывать счастье мирных граждан, блаженствующих под кротким правлением мудрого ГОСУДАРЯ, неприкосновенность собственности под эгидою закона, великолепие городов Российских, а вместе с тем дать им чувствовать, что все сие проистекает от одного источника: Христианской религии. Необременяя их умы подробностями, описать сущность веры в немногих, но резких очерках. Все сии истины сообщенные в виде дружеского разговора, и будто невзначай, произведут сильное влияние на умы пылких Горцев. Не надо давать им чувствовать, что означенные, [87] разговоры имеют цель приготовительную; ибо они, по врожденной недоверчивости, тотчас возымеют подозрение. Несколько подобных поездок в горы сделают миссионеров друзьями Горцев и сблизят совершенно посредством Куначества. Тогда надо дождаться пока они совершенно им вверятся, что неминуемо последует; ибо, сравнивая тогда поступки других торговцев, к ним проникающих, их жадность, сребролюбие и дороговизну предметов, с кротким, дружеским обращением миссионеров и с дешевизною предметов важнейших, привозимых сими последними, они отдадут им полную справедливость; припоминая же их рассказы о блаженной жизни мирных Российских граждан, взглянут с отвращением на свою буйную, бедственную и беспокойную жизнь, и вероятно будут просить друзей своих, миссионеров, [88] оказать свое вспомоществование в сем случае; тогда-то сии последние найдутся в возможности объяснить им, что для сего нужно прибегнуть к покровительству ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, и представать свою готовность ходатайствовать за них у ЕГО престола. Приготовленные таким образом Горцы, буде живут на ровнинах, отдаленных от главных путей сообщения, могут быть оставлены на тех же местах, и, при пособии Правительства, получить потребные на первый случай жилища, особенно великолепнейшую церьковь в каждом значительном селении; равно способы для удовлетворения новых нужд своих, бывших прежде для них неизвестными. Такие Аулы будут гораздо важнейшею опорою для России, нежели все места, занятые силою оружия. Миссионер, находящийся в каждом селении, примером добродетельной жизни [89] должен удерживать их от возвращения к прежним привычкам, быть между ними как чадолюбивый отец семейства, коего благие намерения поддерживаются Правительством. Один таковый аул будет залогом усмирении целого племя, которое, увидя счастливую жизнь своих соседей, без сомнения, захочет воспользоваться милостями Русского Правительства возымев об оном высокое понятие. Мало по малу образованность, делая между Горцами, успехи сгладят следы вековой дикости, и сделает из них мирных и полезных граждан.

...при церквах устроить училища для обучения Русскому языку, и хотя сначала отправление божественной службы производить на языке Горцев, но постепенно доводить до того, чтоб они оставили свои наречия и знакомились с языком Русским, который в их потомстве будет уже языком господствующим; ибо их разнообразные [92] наричия, не имея письмен, легко забудутся.


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Платон Зубов (1796 — 1857)
Страница 1 из 11
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz