ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Понедельник, 11.12.2017, 07:08
  Кавказ на Великих Торговых Путях - Страница 2 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 3«123»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Кавказ на Великих Торговых Путях (Шелковом, Индийском, Волжско-Каспийском ...)
Кавказ на Великих Торговых Путях
ТукмагомедДата: Четверг, 10.10.2013, 15:50 | Сообщение # 16
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
"Китай проектирует новый «Шелковый путь» для нефти с целью решения «Малаккской дилеммы»" (Аудиопередача)

 
ТукмагомедДата: Четверг, 10.10.2013, 17:10 | Сообщение # 17
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Какие различия существуют в стратегиях Китая, США и России в Центральной Азии?   2013-10-10

... Недавно председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею о создании экономического пояса Шелкового пути, нацеленного на продвижение межрегионального развития, сотрудничества и процветания.

... Ранее США предлагали план «нового Шелкового пути» с центром в Афганистане, Вашингтон намеревался объединить Центральную и Южную Азию, страны Закавказья и даже Монголию и китайский Синьцзян. Эта программа также называется «большим центрально-азиатским планом», который представляет собой важную составную часть американской стратегии по «возвращению» или «восстановлению равновесия» в АТР. Учитывая структуру региональных интересов, Россия также выдвигала идею о создании «Евразийского союза» ...  для восстановления страны и статуса державы.

... «Экономический пояс Шелкового пути» Китая представляет собой соединение культуры и экономики, поскольку исторически Шелковый путь был коридором, по которому из Азии в Европу доставлялись шелк и чай, в ходе этого процесса происходили многочисленные культурные обмены. В настоящее время, придерживаясь идеи «экономического пояса», можно создать евразийскую экономическую зону, которая будет включать в себя Китай, Центральную Азию и Европу. Источник

Китай вышел на первое место в мире по объему производства и продаж смартфонов. 2013-08-28 Источник

Трансформация экономики Китая принесет шансы всему миру 2013-06-07 Источник

К 2020 году Китай может стать мировым лидером на рынке электромобилей 2013-04-18 Источник
 
ТукмагомедДата: Пятница, 11.10.2013, 03:10 | Сообщение # 18
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
§20. АБХАЗИЯ И ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ

Абхазия в разные периоды своей ис­тории была связана через древние торговые пути с цивилизациями Ев­ропы и Азии (Даринский и Мисимианский пути, Абасгская дорога и др.). Локализация этих коммуникаций имеет существенное значение в свя­зи с популярной сегодня идеей «вос­становления» Великого шёлкового пути ...  проходив­шего через территорию Абхазии в раннем средневековье (VI–VIII вв.). Означенные ответвления, в силу конъюнктурных соображений, попро­сту не только не учитываются, но и вообще замалчиваются современными исследователями и политиками.

Между тем, в эпоху раннего средневековья из-за военного противостояния Византии с Персией, а позднее с Арабским халифатом, заработали три Западнокавказские ответвления Великого шёлкового пути («северный маршрут»), что четко документируется письменными источниками и археологическими материалами.

Миссия Маниаха и Зимарха. Так, в 568–569 г. согдийские тюрки, не сумев добиться выгодных для себя позиций с Персией, стали искать способы торговых шёлковых контактов с Византией. Интересные сведения по этому поводу содержатся в «Истории» Менандра (продолжатель Агафия). Так, Маниах, начальник согдиитов, был отправлен правителем тюрок Дизавулом в составе посольства к византийцам. Странствие его было продолжительным, и, чтобы попасть в Византию, ему пришлось даже перевалить «через саму гору Кавказ», а в Византии решили отправить ответное посольство. Вместе с Маниахом в далёкую Согдиану посылается Зимарх, «полководец восточных городов», киликиец по происхождению. Для нас интересно описание Менандром обратного пути Зимарха, особенно, ког­да он, пройдя «северным», «более длинным» маршрутом, «вступил в зем­лю алан» (по укороченной дороге, скорее всего, по «южному маршруту», он отправил одного из своих спутников, Георгия, в Византию). «Достигнув Алании, римляне хотели представиться Сародию – владетелю этой страны». Сародий дружелюбно принял византийского посла Зимарха вместе с его людьми. Он «предупредил Зимарха, чтобы тот не ехал по дороге миндимианов (т. е. мисимиан), потому что близ Суании (т. е. Свании) находились в засаде персы. Он советовал римлянам возвратиться домой по доро­ге, называемой Даринской ... Зимарх, оставив влево дорогу Миндимианскую, на которую, как полагалал он, персы сделают нападе­ние, поехал по дороге Даринской и прибыл в Апсилию. Он достиг Рогатория, потом и Понт Эвксинского. Затем отправился на кораблях в Фасис и, наконец, прибыл в Трапезунт. Отсю­да на общественных лошадях при­ехал в Византию, в Константинополь, где доложил императору о своём путешествии. Возможно, одним из этих путей византийские монахи тайно пронесли в своих посохах шелковичного червя через Азию в Европу, что может являться ярким примером первого «промышленного шпионажа».

Большинство исследователей справедливо считает, что Великий шёлковый путь ко времени Зимарха шёл из Китая в Согдиану, а оттуда в обход Ирана и его сателлитов через плато Устюрт и Северный Прикаспий выхо­дил на Северный Кавказ, в верховья Кубани. 

Источник
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 20.10.2013, 17:52 | Сообщение # 19
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Ильяс КАЯЕВ,  О ПРЕБЫВАНИИ ПЕТРА I В ДАГЕСТАНЕ И НЕ ТОЛЬКО…

"... Еще задолго до похода (1722 года - Тм.) Петр I обращал особое внимание на прикаспийские области, занявшие центральное место в кавказской политике конца его царствования. Он рассчитывал перенести мировую торговлю шелком с константинопольского пути на Астрахань, ставшую к тому времени для Петербурга отправным пунктом различных военных и дипломатических предприятий. Осуществление этих планов сулило России заманчивые перспективы в международной посреднической торговле ...

... Овладение прикаспийскими землями рассматривалось правительством Петра I только как шаг к продвижению России в Центральную Азию ... (и Индию - Тм.)

... В первой четверти XVIII века в различных провинциях сефивидской монархии, населенных народами не иранского происхождения, полыхали восстания, вызванные экономическим гнетом в сочетании с религиозными и национальными преследованиями. Вскоре эти восстания вылились в мощное национально-освободительное движение, которое возглавили Сурхай-хан и Хаджи-Дауд. В августе 1721 года объединенное войско Хаджи-Дауда и Сурхай-хана после кровопролитного штурма, который продолжался 12 дней, овладели Шемахой ...

... российский посол в Иране Артемий Волынский. «…Лезгинский владелец Даудбек с Сурхаем напали на Шемаху, взяли и разграбили город, причем напали и на русских купцов, побили торговцев и овладели их товарами ценою в 500 тысяч рублей…» ...

... Перед походом Петр I обнародовал манифест, обращенный к населению Кавказа и прикаспийских областей Ирана. В нем объявлялось, что русские войска выступают для наказания «бунтовщиков» Хаджи-Дауда и Сурхай-хана, «которые из трех сторон, от разных народов многих возмутителей и бунтовщиков собрав, против вышеописанного шаха, нашего друга, объявили бунт поднять, его владения государство Ширванское обретающим город Шемаху штурмом и боем взять, неточию нашего друга, его шаха, многих людей побили, но от нашей высокой стороны Российских народов, которые по нашей, по древнему обычаю в вышеупомянутый город для купечества ездили, безвинно и немилостиво побив, пожитков и товаров их ценой всего около 4 миллионов рублей погреба, взяли … ввиду отказа Давуд-Бека и Сурхай-хана дать удовлетворение мы принуждены против предреченных бунтовщиков и всезлобных разбойников войска привести » ...

... что же на самом деле произошло с русскими купцами в Шемахе после взятия ее Сурхай-ханом и Хаджи-Даудом? Ответ на это дает «Журнал» российского консула в Иране Семена Аврамова ... Он сообщает, что русские купцы принимали активное вооруженное участие в обороне города на стороне персов, хотя осаждающие дали им гарантии неприкосновенности их жизни и имущества в обмен на их нейтралитет во время осады. По его словам: «… русским купцам было велено собираться в одно место со своими пожитками, и если бы они так и сделали, то не потерпели бы ни малейшего вреда; но они, увлекшись корыстолюбием, стали брать почти у всех шемахинцев дорогие вещи на хранение, что было им именно запрещено; когда войско,… узнав,… бросилось на них, побило и ограбило» ...

... очевидец этих событий англичанин Д. Ханвей пишет: «… русские купцы пострадали исключительно из-за того, что прятали в своих помещениях противников лезгин. В то же время западноевропейские купцы оказавшиеся во время штурма в Шемахе, не понесли никакого ущерба» ...

... Как правило, большинство отечественных историков ставят в вину обращение Хаджи-Дауда и Сурхай-хана за покровительством к Османской империи. Но с их стороны это был наиболее правильный тактический ход, благодаря которому удавалось лавировать между интересами крупных держав, сохраняя, таким образом, самостоятельность своих владений. Это было оправдано также и с конфессиональной точки зрения. В глазах дагестанцев-суннитов турецкий султан был одновременно и халифом, т. е. духовным главой всего исламского мира ..."

Источник

"... историк С.М. Соловьев в своем монументальном труде «История России с древнейших времен» пишет: «Лучшим средством для закрепления занятых провинций Петр I считал усиление в них христианского народонаселения и уменьшение магометанского». Из указа Петра I М. Ф. Матюшкину: «…армян призывать и других христиан, ести, есть и поселять, а бусурман зело тихим образом, чтоб не узнали, сколько возможно убавлять, а именно турецкого закона (суннитов)…» ... (то есть, в первую очередь дагестанцев как самый крупный суннитский народ на Кавказе - Тм.)

... Армия Петра I насчитывала 22 тысячи пехотинцев, регулярной конницы — 9 тысяч, 20 тысяч казаков, 20 тысяч калмыков, 30 тысяч татар и 5 тысяч матросов. Для перевозки пехотных частей было задействовано 47 парусных судов и 400 галер ...

... Руководители антииранской борьбы Сурхай-хан, Хаджи-Дауд, уцмий Кайтага, эндереевские князья Айдемир и Чапалов были сторонниками вооруженного сопротивления (войскам Петра I - Тм.). Большинство владетелей заняли позицию нейтралитета. Князья Большой и Малой Кабарды Иль-Мирза Черкесский и Аслан-бек Кайтукин, тарковский шамхал Адиль-Герей, костековские и аксаевские владетели выразили покорность и заявили о своей готовности оказать поддержку Петру I ...

... Печальную участь Эндерея разделило селение Утамыш и шесть населенных пунктов, расположенных вокруг него. Из письма Петра I Сенату: «… только как вошли во владение султана Махмуда утемишевского, оный ничем нам не отозвался… того же дня 3 часа пополудни изволил сей господин нечаянно нас атаковать… которому гостю зело были рады…и, приняв, проводили его кавалерию и третьей частью пехоты до его жилища, отдавая контравизит, и, побыв там, для увеселения их, сделали изо всего его владения фейерверк для утехи им (а именно сожжено в одном его местечке, где он жил, с 500 дворов, кроме других деревень, которых по сторонам сожгли 6). Как взятые их, так и другие владельцы сказывают, что их было 10000; такое число не его, но многих владельцев под его именем и чуть не половина пехоты, из которых около 600 человек от наших побиты да взято в полон 30 человек». Но на этом беды утамышцев не закончились. Незадолго до отплытия Петра I в Астрахань, «… атаман Краснощекий с донцами и калмыками ударил в конце сентября на утемишского Султана Махмуда… разорил все, что осталось от прежнего погрома или возникло вновь, много порубил неприятелей, взял в плен 350 человек и захватил 11 тысяч рогатого скота кроме другой добычи…» О дальнейшей судьбе этих пленников источники молчат ...

... известно, что отряды Сурхай-хана и Хаджи-Дауда в 1721г. разбили объединенное войско правителя Дербента, гянджинского и эриванского ханов, которое двигалось к осажденной Шемахе, не зная, что к тому времени город уже пал. Вслед за этим отряды Сурхай-хана и Хаджи-Дауда подвергли осаде города Баку, Ардебиль, Дербент и другие центры шахской администрации. Все ставленники шаха, в том числе и правитель Дербента, бежали в Иран. Поэтому не вызывает удивление, что оставшиеся в Дербенте члены шахской администрации во главе с наибом, опасаясь справедливого народного возмездия, оказали радушный прием армии Петра. Из письма императора Сенату: «…наиб сего города встретил нас, и ключ поднес от ворот. Правда, что сие люди нелицемерною любовью приняли и так нам рады, как бы своих из осады выручили…» ...

Источник

"... Теперь о шамхале Адиль-Герее (Тарковском - Тм.). После завершения похода с ним просто перестали считаться. Со стороны российской администрации стали наблюдаться случаи нападения, насилия и захвата пленных на землях, подвластных шамхалу. Об этом Адиль-Герей трижды писал Петру (с конца сентября 1722 г. до февраля 1725 г.). Но никакой реакции из Петербурга не последовало. Более того, началось строительство крепости Святой Крест в 40 км от Тарков.

Не желая допустить строительства крепости, Адиль-Герей в 1725 г. дважды штурмовал Аграханский редут, но был отбит с большими потерями. Для наказания шамхала были посланы специальные войска под командованием генерала Г. Кропотова с наказом: «Всячески трудиться, чтоб его, шамхала, добыть себе в руки». Исполняя приказ, «генерал со своим войском двинулся и многие селения в тех краях разграбил и сжег, а шамхала Адиль-Герей-хана он хитростью привел к себе, арестовал и отправил в Россию…» (Г. Алкадари «Асари-Дагестан»). В 1726 году решением Сената звание шамхала было ликвидировано. Адиль-Герей был сослан в г. Коло, Архангельской губернии, где и оставался до конца своих дней ..."

Источник

"... 25 июля 1722 года Петр I приказывает русскому консулу в Иране С. Аврамову начать переговоры с иранским правительством. Консул должен был предложить шаху уступить «… некоторые по Каспийскому морю лежащие провинции…» в обмен на «искоренение бунтовщиков» Сурхай­хана и ГаджиДауда. Однако в то время эти переговоры зашли в тупик ...

... договор так и не был ратифицирован иранским правительством. Для ратификации договора в Иран был отправлен князь Борис Мещерский и секретарь Аврамов. Но в Иране им была оказана «встреча… дурная», шах Тахмасиб категорически отказался ратифицировать договор ...

... по условиям Рештского 1732 года и Гянжского 1735 года договоров с Ираном Россия вывела свои войска за Сулак. Этим самым были развязаны руки Надиршаху на Кавказе. Но это уже совсем другая история …"

Источник

ПС. История повторяется с небольшими вариациями:

1. В 18 веке, русские, незаконно укрывая имущество кызылбашей и их самих, нарушив все условия нейтралитета (в том числе военного), были заслуженно наказаны дагестанцами. Последние понесли неисчислимые бедствия от карательного похода Петра I, использовавшего данный инцидент как удобный предлог для вторжения в Дагестан.

2. В наши дни "потомок кызылбашей" убивает русского в московском районе Бирюлево, за это у дагестанцев отнимается законный бизнес на миллионы.

Как пишет Ильяс Каяев: "... нет никакой разницы, что сову об пень, что пнем об сову".
 
ТукмагомедДата: Пятница, 25.10.2013, 00:29 | Сообщение # 20
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Мекканская торговля.

Первый удар мусульман (с мекканско-курейшитской торговой компанией в качестве ядра) пришелся именно по главным узлам международной торговли первой половины 7-го века: Ктесифон - Багдад, Дамаск - Бейрут, Александрия. Таким образом, южная сухопутная ветка Великого Шелкового Пути (ВШП), а также, обе морские ветки (красноморская и персидского залива) на пути в Индию, были полностью взяты под контроль. Оставалась еще северная ветка ВШП, которую контролировал Хазарский Каганат. Желание арабов завладеть также и этой веткой, было основной причиной 100-летней арабо-хазарской войны, принесшей неисчислимые бедствия экономике равнинного и предгорного Дагестана. О важности данного фронта для арабов говорит то что сам "халиф Гарун-аль-Рашид, по преданию, лично находился в Дербенте в течении 7-ми лет" (Козубский, "История города Дербента", 1906, стр. 31). Тем самым, превратив этот город, на указанный период, по факту, в политический центр Халифата. Аналогично, в наши дни, кавказский Сочи стал негласной южной столицей России.

Patricia Crone, 'Meccan Trade and the Rise of Islam', 1987

Коротаев А.В., "Возникновение ислама: социально-экологический и политико-антропологический контекст", 2007



Источник



Источник

"... Нигде более, ни даже в Пальмире или Джераше, так ясно не чувствуешь биения пульса торговой, караванной жизни как в Петре (столица Набатейского царства - Тм.). Нигде не ощущаешь так близко, так непосредственно того соединения горячей веры бедуина пустыни, руководителя караванов с лихорадочной жизнью купцов-спекулянтов, этого причудливого соединения, которое создало Магомета и его великую религиозную империю. В Мекке я не был; но атмосфера Петры такая же, как и Мекки, и здесь в Петре, я впервые понял, откуда у арабов Магомета появились те черты которые позволили им создать мировую религию и мировую империю, осуществить то, что когда-то осуществили шумеры и вавилоняне ...";  Ростовцев (1870-1952), "Караванные города", стр. 56

 
ТукмагомедДата: Вторник, 10.12.2013, 01:30 | Сообщение # 21
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
"Путешествия европейцев по Индийскому океану и Каспию в 12-15 века", Жан Ришар (с. 45).

... Инициатива морской войны в Индийском океане против мамелюков вероятно происходила от Аргун-хана, Ильханидского правителя Персии. Со слов Абу-ль-Фараджа известно что в 1290 году Аргун-хан принял на службу 900 генуэзских моряков, 700 из которых отправились прямо в Багдад, в то время как остальные 200 взяли корабль в Мосуле на берегу Тигра (они должны были, предположительно, заготовить строевой лес в Верхней Месопотамии, который собирались использовать для кораблестроения). Джон Винтертур сообщает нам что зиму они провели в Багдаде, работая на строительстве двух галер; и что одному из генуэзцев взбрело в голову осквернить мечеть, из-за чего начались сильные беспорядки. В конце концов, Гийом Адам сообщает нам, что пройдя вниз по течению до Басры, генуэзцы разделились на две группы, гвельфов и гибеллинов, и перебили друг друга. Это помешало организации коммерческого пиратства, задуманного монгольскими правителями (1291) ...

... Стоит отметить что Каспийское море предоставило европейским путешественникам те же возможности что и Индийский океан. В период, который последовал сразу после монгольских завоеваний, определенная их часть, могла предпочесть путь через Каспий нежели в обход по суше. Правда использование этого моря местными народами вероятно было не очень развито. В любом случае, еще до окончания 13-го века Марко Поло пишет о Гилянском (Каспийском - Тм.) море и подчеркивает что "не так давно генуэзские купцы стали плавать в этом море на судах которые перевезли туда". Затем отмечает что "гилянский шелк" получали с южного берега этого моря. Когда генуэзцы продвинулись дальше от своих факторий в Крыму и на Кубани, они несомненно посчитали удобным перетаскивать и спускать небольшие суда в Каспий, чем возить свои товары через неспокойные границы монгольских держав и мелкие княжества мусульман и грузин кавказского региона. Мы не знаем точное место, где эти суда спускались в море, но разумно предположить что это был конец дороги которая вела из Матреги к портам лезгинского побережья Дагестана. Францисканские миссионеры, которые обратили в католичество значительное количество кайтагцев, пользовались именно этой дорогой.



Именно в связи с этими христианами Лесгии, между 1390 и 1400 годами мы еще раз слышим об европейцах, спускающих корабли в Каспий. Нашествия Тамерлана поставили местные христианские общины в столь трудное положение, что отряд европейцев объединился для того чтобы снарядить и спустить на море небольшую эскадру для защиты этих кавказских христиан. Еще один генуэзец, Антонио Реккана, возглавил эту экспедицию, которая смогла успешно перевести военные действия на мусульманский берег. Однако, дело защиты христиан очень скоро уступило место желанию получать коммерческие выгоды. Реккана стал использовать для этого корабли, построенные для защиты Кайтага. Из-за этого Папа Бонифаций IX вынужден был взять инициативу на себя и организовать в 1399 году Крестовый поход под руководством местного францисканского наместника, Антонио Солпана (кайтагского вельможи - Тм.) ...
 
дарго_магомедДата: Четверг, 20.03.2014, 20:54 | Сообщение # 22
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Создание единого учебника по истории Дагестана обсудили в Минобрнауки республики

Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Четверг, 20.03.2014, 22:29 | Сообщение # 23
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Скорее поверю, что наши кустари из Кубачи, Унцукуля и Балхара смогут вместе построить атомную электростанцию. smile   Если перед этим не отменят деление на нации, то это будет очередная "колхозная стенгазета". Не понимаю, как можно писать единую Историю административной единицы с совершенно случайными границами. Ведь дагестанской нации, которая, как раз, могла бы быть носителем этой Истории, не существует в природе?!
 
дарго_магомедДата: Четверг, 20.03.2014, 22:42 | Сообщение # 24
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Говорят, в Америке создали сначала Голливуд, а потом уже по его лекалам создали современную Америку. Может, наши напишут такую историю, по которой построим Новый Дагестан? biggrin

Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 20.04.2014, 14:17 | Сообщение # 25
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Романская лексика: ТОРГОВЛЯ

 
ТукмагомедДата: Среда, 11.06.2014, 02:15 | Сообщение # 26
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Счастливая Арабия (Arabia felix) - расцвет и падение древней торговой державы.



Индийский путь. Борьба за него Византии и Ирана
 
ТукмагомедДата: Суббота, 21.06.2014, 01:07 | Сообщение # 27
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Потерянные сокровища арабской талассографии

Итак, долгое время европейцы считали арабов сухопутной нацией и оставляли за ними возможность лишь каботажного плавания. С упадком халифата сами мусульмане стали забывать о былом величии, науки пришли в упадок, остались лишь смутные воспоминания да еще сказки о «Синдбаде-мореходе».
Но работа ученых не пропала даром, и в XIX столетии ситуация стала потихоньку изменяться. Известный австрийский востоковед, в свое время оказавший большое влияние на Гете и Бальзака, Хаммер-Пургшталь издал «Морскую энциклопедию» турецкого адмирала и поэта XVI века Сиди Али Челеби. Долгое время эта уникальная книга изучалась и переводилась на многие языки, вместе с содержащимися в ней картами. Но вот в 1912 году французские востоковеды, роясь в архивах, обнаружили доселе неизвестную науке рукопись.
Это была «Книга полезных данных об основах и правилах морской науки» Ахмада ибн-Маджида. Попутно была обнаружена и рукопись его младшего современника Сулеймана аль-Махри. Людьми, открывшими эти сокровища, были Габриэль Ферран и Морис Годфруа-Демомбинь. Позднее к ним присоединились другие ученые, были открыты другие рукописи и материалы.
Большой вклад в изучение мусульманской талассографии внесли египетский ученый Ахмед Заки-паша, окончательно доказавший, что Ахмад ибн-Маджид был лоцманом Васко да Гамы (об этом мы расскажем подробней чуть позже) и русский востоковед Т. Шумовский, который перевел и издал три ранее неизвестные лоции Ахмада ибн-Маджида, а также написал несколько работ об арабском мореплавании.
Оказалось, что мусульмане не боялись выходить в открытое море, и торговля с самыми отдаленными уголками планеты велась с большим размахом. Кроме того, удалось доказать, что энциклопедия Сиди Али Челеби в значительной мере является переводом труда Ибн-Маджида и практически ничего не добавляет к сведениям последнего о плавании в Индийском океане. Конечно, это не умаляет заслуг турецкого ученого, который, кстати, первым в мусульманском мире привел сведения о только что открытом Новом Свете.
Теперь доказано, что арабы вели широкую морскую торговлю еще до принятия ислама. Этот процесс начался задолго до новой эры. Свидетельства, в частности, находят в трудах Плиния Старшего (I в. н. э.) и китайского путешественника Фа Сяня (V в.), который, посетив Индию, обнаружил там колонии арабских купцов.
Еще в древности, а затем и в начале средних веков арабы играли большую роль в торговле стран, прилегающих к Индийскому океану. Впоследствии они заняли ключевые позиции на великих торговых путях в восточной части Индийского океана и обрели абсолютное господство в его западной части.
Мощный военный флот появился у арабов еще во времена халифа Османа (644–656). Особая роль в этом деле принадлежит Муавии ибн-Абу Суфьяну, который был тогда наместником Сирии и воевал с Византией. Еще в 649 году мусульманский флот под командованием Абдуллаха ибн-Абу Сарха захватил Кипр, и началась его колонизация.
Вообще на протяжении столетий мусульманский флот доминировал в Средиземном море. За это время появилась целая плеяда выдающихся флотоводцев, методы которых не раз перенимали европейцы. Можно назвать Абдуллаха ибн-Кайса аль-Хариси, который начиная с 649 года около 50 раз вел корабли на приморские города Византии. А в 653-м, около Александрии, византийский флот потерпел самое сокрушительное поражение за всю свою историю.
С VII века арабы, жившие на Аравийском полуострове, стали активно распространять свою власть, культуру и новую, воинствующую мусульманскую религию – ислам – на огромной территории. На востоке они завоевали все Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе – Сирию и Палестину, на западе – всю Северную Африку.
В 711 году арабы переправились через пролив, который с этого времени стал называться искаженным арабским именем – Гибралтар (от араб, «джабал тарик» – «гора Тарика») и в течение семи лет (711–718) завоевали почти весь Пиренейский полуостров.
Таким образом, в VIII веке арабы овладели западными, южными и восточными берегами Средиземного моря, всеми берегами Красного моря и Персидского залива, северным побережьем Аравийского моря. Они контролировали важнейшие сухопутные дороги, связывающие Восточную Европу – через Среднюю Азию или Кавказ и Иранское нагорье – с Индией, и западный участок Великого шелкового пути. Благодаря этому арабы не одну сотню лет были посредниками в торговле Европы со всей Южной и Юго-Восточной Азией и Китаем. Основными азиатскими товарами, поставлявшимися арабами в Европу через Персидский залив в Багдад или через Красное море к Суэцкому перешейку, были дорогие ткани, слоновая кость, драгоценные камни и жемчуг, чернокожие рабы, золото, но особенно пряности. Дело в том, что в средневековой Европе массовый убой скота проводился поздней осенью, когда начинал исчезать подножный корм. Мясо солили впрок целыми бочками, причем широко применяли пряности, чтобы мясо не теряло вкуса и не портилось. И ценились они на европейском рынке буквально на вес золота. Тропические пряности произрастали в то время только на юге и юго-востоке Азии. В торговле первое место занимал перец, распространенный почти во всей тропической Азии. Но главным местом его культуры был Малабарский берег, оттуда шли также имбирь и кардамон. Индонезия поставляла гвоздику и мускатный орех, Шри-Ланка – корицу. И эта индийская торговля с Европой была монополизирована арабами. В руках мусульман побывали и Сицилия, и Родос, и Балеарские острова, и Мальта, и Сардиния, и Корсика, не говоря о мелких островах.
Расцвет мореплавания пришелся на X столетие, ибо к этому времени покорителям пучин оказывала помощь наука. Развитие астрономии вооружило моряков методами установления местонахождения корабля по звездам при помощи соответствующих приборов. Был изобретен косой парус, что дало возможность кораблям двигаться против ветра, постепенно наращивая скорость. (Это изобретение впоследствии переняли европейцы.)
Арабские города восточноафриканского побережья – Кильва, Момбаса, Малинди, Софала и другие – вели оживленную торговлю со всеми странами Азии. Арабские моряки прекрасно знали морские пути от стран Красного моря до Дальнего Востока. «Арабские лоцманы имеют компасы для направления судов, инструкции для наблюдения и морские карты», – писал Васко да Гама.
Арабами также была создана специальная литература по мореходству, которая включала описание маршрутов, лоции, морские справочники, обобщавшие важнейшие достижения в области судоходства и навигации за много веков.
Мощное развитие получила картография: были составлены довольно точные карты известного мусульманам мира. Многие из них расшифрованы и изданы в наше время. Доказано также, что этими картами пользовались португальцы, их собирал принц Генрих (Энрике) Мореплаватель, заложивший в XV веке основы португальского мореплавания. Экономический подъем, развитие математики и усовершенствование техники кораблестроения также сыграли важную роль в развитии мореплавания.
В 827 году арабские ученые произвели измерение географического градуса: погрешность на 111 км составила всего 1 км – менее 1 %. Следующее измерение с подобной точностью сумели повторить в Европе только в XVI–XVII веках.
Впрочем, достижения арабских географов[29] и картографов не так уж и удивительны, если вспомнить, что отличительной чертой арабской культуры являлось вообще значительное развитие точных наук[30], именно арабским ученым принадлежат особые заслуги в развитии геометрии и тригонометрии, а также других областей математики. Они много сделали для развития алгебры и усовершенствовали индийскую цифровую систему, введя в нее знак 0 (нуль), что дало возможность изображать цифрами любые самые большие числа.
Хотя арабские географы и не имели прямых контактов с географами Европы, однако же ввиду оказанного ими влияния на европейских географов они занимают важное место в истории географических открытий. Их главная роль заключается в том, что они сумели сохранить кое-что из наследства классической древности в тот период, когда Западная Европа была не в силах оценить его значение. Арабская литература насчитывает несколько трудов замечательных путешественников, повидавших закрытые для европейцев страны.
Но надо отметить, что вопрос о влиянии арабских путешественников на европейскую географическую мысль до сих пор не решен однозначно. Скептически настроенные исследователи придерживаются мнения, что оно было невелико (эпоха Великих географических открытий была инициирована европейцами). Но, как гласит противоположная точка зрения, арабы не только внесли огромный вклад в развитие философии, медицины, истории, физики, математики и астрономии, о чем свидетельствует множество арабских слов, которые остались в европейских языках, например, алгебра, алкоголь, азимут, зенит, надир, но и подвигли европейцев на эти самые Великие географические открытия.
Как пишет Т. Шумовский в своей книге «По следам Синдбада-морехода. Океанская Аравия», мусульманская наука много дала европейцам в области развития мореплавания. Помимо упомянутого выше, это и типы кораблей. Особой популярностью пользовались галеры, баржи и некоторые особенности корабельной оснастки. А также многие арабские понятия в области морской терминологии.
Известный немецкий ученый доктор Кюнитцх в 1959 году опубликовал каталог из 210 названий звезд, которые были переняты у арабов. Все эти факты красноречиво говорят о большом и многогранном влиянии мусульманской науки и технических достижений на европейцев.
Корабли мусульманских купцов задолго до прихода европейцев в Азию и Африку связали в единое экономическое целое разнообразные народы и государства. В систему товарооборота были вовлечены Китай, Корея, Индонезийский архипелаг, Шри-Ланка, восточная Индия, юг Индокитая, Мадагаскар, Занзибар, Мальдивские, Андаманские, Никобарские и Лаккадивские острова, вся Восточная Африка, Тайвань и некоторые более мелкие острова.
Расцветали многочисленные портовые города: Маскат, Сираф, Джульфар, Моха, Джидда, Аден, Малинди, Каликут, Дар-эс-Салам, Ормузд (Хурмуз), Мале, Момбаса, Могадишо и десятки других. Активно действовали промыслы жемчуга на Бахрейне и Катаре, добыча железной руды в Африке, заготовка корабельного леса (кокосовой пальмы) на Мальдивах и Лакшадвиппе.
Арабские путешественники значительно раздвинули пределы исследованных стран в Азии и Африке. В северной половине Африки они проникли до самого Нигера, на запад дошли до Сенегала, на востоке до мыса Корриентес. Уже в очень раннюю эпоху военачальники, посылаемые в завоевательных целях, обязаны были отмечать на картах покоренные земли. Арабы расширили изучение Аравии, Сирии и Персии и доставили хотя бы некоторые сведения о Монголии, Южной России, Китае и Индостане.
Надо сказать, что крестовые походы отнюдь не ввергли Аравию в то жалкое состояние, в каком ее мечтали видеть христианские монархи. Флот ее и гавани блистали прежним великолепием, а потери в одном месте с лихвой компенсировались приобретениями в другом. В X веке, например, ярко засверкала звезда Могадишо на побережье Сомали – новая торговая фактория южноморских Синдбадов. Ибн-Баттута, побывавший там в 1331 году, уже застал большой, оживленный и прекрасно оборудованный порт. Каждый прибывающий корабль встречали еще на рейде небольшие лодки-самбуки, и их владельцы наперебой предлагали странникам здоровую пищу и гостеприимный кров. Принять у кого-либо из них накрытое кисеей блюдо с яствами означало отдаться под его покровительство, заключить жилищный контракт. Такой или сходный обычай существовал и в других портах Африки, Индии, Мальдивских и иных островов. Однако это гостеприимство ничуть не мешало портовым инспекторам и таможенникам скрупулезно исполнять свои обязанности, а капитанам арабских кораблей – «добровольно» уступать для местной казны часть товаров по заметно сниженным ценам: это было все же лучше, нежели конфискация груза, иногда и вместе с судном, за ложную информацию.
По-прежнему престижной оставалась для арабов и служба в военном флоте. Таковых они имели пять. Два «опекали» Восточное Средиземноморье: критский, державший в повиновении острова и берега Эгеиды, и сирийский, осуществлявший ту же задачу у южного побережья Малой Азии и у берегов Леванта. Сирийский флот был вторым по значению, особенно в первой четверти X века, когда им командовал византийский пират Лев Триполитаник, из каких-то соображений променявший крест на полумесяц и одержавший ряд блистательных побед над бывшими своими соотечественниками. В западной части Средиземного моря действовали африканско-сицилийский флот, державший в постоянном страхе Италию, и испанский, чье название отражает его цели. Центральным, главенствующим флотом был египетский, его корабли дислоцировались в портах Египта и Южного Леванта, а штаб-квартира находилась в Каире.
Ни в одном флоте мира – ни до того, ни после, вплоть до XVI или XVII века – не было такой четкой организации и железной дисциплины. Весь он был разделен на десять эскадр, возглавляемых «эмирами моря» – адмиралами. Из их числа назначался главный адмирал флота – мукаддам. В мирное время все они, как, впрочем, и остальные моряки, жили в своих поместьях, а в случае даже кратковременной отлучки обязаны были известить об этом начальство и указать новый адрес или маршрут поездки.
Численный состав эскадр, а следовательно, и всего флота в разное время был различным. Неизменным оставалось лишь количество командующих и эскадренных старшин, ведавших выдачей жалованья. За каждым старшиной было закреплено определенное количество офицеров и матросов, и они, руководствуясь списком, выплачивали нужные суммы.
Из корабельных должностных лиц нам сегодня известны, кроме палубных матросов и рулевых, лоцман, писец, «мастер причала», боцман, вычерпыватель воды, плотник. Из числа матросов назначались постоянные впередсмотрящие, или дозорные, они же были и сигнальщиками. Иногда на судне был врач, если только лекарским искусством не владел кто-либо из команды. Разумеется, на весельных судах были две-три смены гребцов – свободных или рабов. Имелись также хранители провизии и корабельного имущества.
В случае подготовки к походу старшины отправляли посыльных по имеющимся у них адресам и созывали всех в Каир. Здесь халиф производил смотр и вручал «походные» – по пяти динаров каждому сверх обычного жалованья, «ибо перед лицом Аллаха и смерти все равны». Затем устраивался морской парад, и прямо с него корабли уходили в экспедицию, по возвращении из которой на повторном смотре подсчитывались потери и добыча.
Однако вопреки всем усилиям халифов смотры начиная с середины X века становились все печальнее. В 961 году арабы потеряли Крит, а спустя четыре года – Кипр, после чего они уже практически перестали грезить о лаврах в морской войне с византийцами. В 1071 году норманны вытеснили арабов с Сицилии, в 1098 году они упустили из рук Мальту, и эти потери обернулись крупным выигрышем для Италии, много лет опасавшейся разделить судьбу Испании. Впрочем, скоро и Испания смогла вздохнуть свободней и начать вынашивать идею Реконкисты – после того, как арабы потеряли в 1146 году Триполи, а двумя годами позже Махдию, свою пиратскую столицу.
Пришла эпоха оживленного обмена идеями, христиане заимствовали все, что казалось им дельным, у арабов, арабы – у христиан.

"Географические открытия",
Корсун Артем, Лавриненко Наталья, Згурская Мария

Источник
 
ТукмагомедДата: Суббота, 19.07.2014, 23:08 | Сообщение # 28
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Видео. "Новый Шелковый путь или ... война!" (на французском, понятно без перевода)

http://www.dailymotion.com/video....re_news
 
ТукмагомедДата: Вторник, 29.07.2014, 00:42 | Сообщение # 29
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Parvin Darabadi (Парвин Дарабади) is a Doctor of Historical Sciences, professor at the International Relations Department, Baku State University. He is the author of more than 100 scientific, academic-methodological, and scientific-popular works on various problems of military-political history, geopolitics, and conflictology.

ГЕОИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КАВКАЗСКО-КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ В АНТИЧНЫЙ ПЕРИОД (IV В. ДО Н.Э. - IV В. Н.Э.)

ПРИКАСПИЙСКИЙ И ВОЛЖСКО-КАСПИЙСКИЙ ВОДНЫЕ ПУТИ В ГЕОИСТОРИИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V—XVII ВВ.)

КАВКАЗСКО-КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН В СИСТЕМЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКОВ


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ В "БОЛЬШОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИГРЕ" ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ ( СТРАНИЦЫ ГЕОИСТОРИИ)

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО НА КАВКАЗЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (ГЕОИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)

КАВКАЗ И КАСПИЙ В "БОЛЬШОЙ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИГРЕ" НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ГЕОИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРАЗИИ

КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН В МЕЖДУНАРОДНО-ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НАЧАЛА ХХI ВЕКА
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.11.2014, 15:28 | Сообщение # 30
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
В. В. Лапин,
доктор исторических наук, ведущий научный
сотрудник Санкт-Петербургского института
истории РАН

... Со времен Петра Великого и до середины XIX века в Петербурге надеялись завоеванием пространства между Черным и Каспийским морем решить сразу несколько проблем. Во-первых, там пролегал путь к желанным «теплым морям»; во-вторых, царю и его окружению грезились несметные богатства этого края, способные доверху наполнить казну, оскудевшую в ходе войны со шведами. В-третьих, предполагалось соединением Невы и Волги каналами переориентировать восточную торговлю. Товары из Европы в Персию и Индию пошли бы через Россию, обогащая державу, развивая ремесла и коммерцию. В-четвертых, строительство канала между Черным и Каспийским морями создавало новую транспортную артерию. В-пятых, Кавказ должен был стать новой кладовой минерального сырья (цветные металлы, соль) и поставщиком «колониальных товаров» (цитрусовые, табак, чай, хлопок, шелк, красители и пр.). Предполагалось также, что активное наступление в Закавказье заставит Стамбул перебросить туда значительные силы с важнейшего Балканского фронта. Рассматривались и возможности сельскохозяйственной колонизации некоторых регионов, население которых, по мнению столичных чиновников нерационально распоряжалось природными богатствами. Но ни одно из этих мечтаний-предположений не сбылось. Переселенцы боялись Кавказа больше Сибири. Успешные операции русской армии в Армении не сказывались на ситуации в Болгарии. С шелком и чаем также получился «конфуз» – оказалось, все это дешевле везти из-за моря, а представления о богатстве местных недр были явно преувеличенные, «второго Урала» не получилось. Идея канала Каспий-Черное море оказалась утопией, европейские и восточные купцы не ринулись по трассе Волга–Нева, оказавшейся слишком длинной, неудобной и опасной. Новая имперская окраина превратилась в «черную дыру», где исчезали десятки тысяч военнослужащих и миллионы рублей. Только на рубеже XIX–XX веков расходы казны на «обустройство» этого края сравнялись с доходами от него, и то только благодаря огромной прибыли от продажи бакинской нефти в 1890-е годы ...

Источник
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Кавказ на Великих Торговых Путях (Шелковом, Индийском, Волжско-Каспийском ...)
Страница 2 из 3«123»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz