ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Суббота, 21.10.2017, 17:10
  Кавказ на Великих Торговых Путях - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 3123»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Кавказ на Великих Торговых Путях (Шелковом, Индийском, Волжско-Каспийском ...)
Кавказ на Великих Торговых Путях
ТукмагомедДата: Суббота, 12.05.2012, 18:53 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Великий Шелковый Путь: Видео 1, Видео 2, Видео 3, Видео 4,

Великий Шелковый Путь (ВШП) в 13-15 веках (Западная часть);

Итальянские торговые фактории на Черном море (Каффа, Тана, Трапезунд ...)


Видеолекции С.П. Карпова, декана исторического факультета МГУ, на тему: "Причерноморье. Перекресток цивилизаций":

Лекция 1

Лекция 2

на тему:  "Уроки Венеции" Лекция 1, Лекция 2

Венеция - историческая справка

Расцвет и причины упадка венецианской торговой империи.

(1) 1328 год, Европа, Международная Торговля



(2) 1328 год, Азия, Международная Торговля



(3) Генуэзские фактории



(4) Венецианские фактории



(5) Итальянские колонии в Северном Причерноморье (Карта).

(6) Итальянские купцы и миссионеры в Дагестане.

(7) Генуэзские пираты на ... Каспии (Статья).

(8) Путешествия европейцев по Индийскому океану и Каспию в 12-15 века. Жан Ришар.
 
ТукмагомедДата: Вторник, 15.05.2012, 04:17 | Сообщение # 2
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Великий Индийский Путь.

Предположительно, существовал, еще, с середины II-го тысячелетия до новой эры.



"Он начинался, вероятнее всего, в столице Гандхары - Таксиле (северо-запад Индии), затем через Гиндукуш выходил в Бактрию к Оксу (Амударье). Далее по этой реке этот путь шел в Хорезм и по Узбою приводил в Каспийское море. Преодолев Каспийское море, эта трасса выходила к устью р. Куры (древний Кир). Затем она шла вдоль р. Куры через современный Азербайджан (Кавказскую Албанию) и Восточную Грузию (Древнюю Иберию) и через Сурамский перевал выходила в долину р. Риони (древний Фасис), куда суда, по данным Страбона, перетаскивали волоком. В низовьях Фасиса (Западная Грузия, легендарная Колхида), по сведениям Псевдо-Скимноса, находился одноименный город, где проживали люди разных национальностей, в том числе бактрийцы и индийцы.

Отсюда, через Понт Эвксинский, этот путь вел в греческие города Северного Причерноморья и Юго-Восточной Европы.

Есть основания предполагать, что данный путь следовал в древности из Гандхары не только на Запад, но и на Восток, в Юго-Западный Китай. Таким образом, еще до начала функционирования Великого Шелкового пути между Бактрией и Юго-Западным Китаем существовала дорога, по которой вели торговлю своими товарами бактрийские и китайские купцы.

Судя по ряду источников, Великий Индийский путь возник значительно ранее Великого Шелкового пути, и именно он стал первой в истории цивилизации трансконтинентальной трассой, соединявшей Средиземноморье, Южный Кавказ, Среднюю Азию, Индию и, возможно, Китай.

Как и многие великие торговые магистрали древности, Великий Индийский путь складывался постепенно, отдельными частями, в освоении которых значительную роль сыграли представители различных этносов Индостана, бактрийцы и хорезмийцы, народы Южного Кавказа - албаны, иберы и колхи.
Но объединение всех этих частей в единый торговый путь произошло, по-видимому, благодаря эллинам, начиная с эпохи аргонавтов и их легендарного похода в «Златообильную Колхиду», маршрутов Ясона к Каспию, походов воинов Александра Македонского, освоивших речные и сухопутные дороги из Средней Азии в Индию, и плавания Патрокла, посланного Селевком для исследования Каспийского моря.


Предметами китайского импорта в Бактрию были, как указывал Чжан-Цзянь, бамбуковые посохи и холсты. Согласно приведенным Н.Я.Бичуриным данным, холсты из Шу (Сычуань) ткались из водного тростника; посохи были из бамбука, называемого по-китайски Изян-чжу, который растет в Я-чжеу-фу в горах Хюнь-шань на юге Китая. Но возможно, реестр товаров, доставляемых по этим дорогам, был еще более разнообразным, включая, в частности, изделия из шелка. Не исключено, что найденные вблизи г. Штутгарта в Германии фрагменты китайской шелковой одежды, датированные VI в. до н.э. , могли попасть сюда из Южного Китая, области, которая была основным производителем шелка, через Индию, Бактрию, Каспийское и Черное моря по Великому Индийскому пути..."
Источник



Страбон о дороге через Кавказ:



Циклопические сооружения в Грузии. Храмовые комплексы Бронзовой эпохи, возможно, связанные с легендарным Фриксом:

Видео
 
ТукмагомедДата: Вторник, 15.05.2012, 05:19 | Сообщение # 3
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Попытки восстановить Великий Индийский Путь в 19-м, начале 20-го веков.



Под именем Великого Индийского пути известны различные проекты железнодорожной линии из Европы в Индию.
Мысль о такой железной дороге появилась еще в тридцатых годах 19-го века.

Прорытие Суэцкого канала на время отодвинуло мысль о создании короткого сухопутного пути в Индию, но уже в 1875 году Фердинанд Мари де Лессепс (Lesseps) совместно с инженером Котаром подал мысль о сооружении рельсового пути в Индию через Россию и её среднеазиатские владения.

В России первым горячим поборником прокладывания индоевропейской железной дороги через русские владения был строитель Закаспийской железной дороги генерал Анненков, который смотрел на эту линию как на звено Великого Индийского пути через Европейскую Россию, Каспийское море, наши Среднеазиатские владения и Афганистан.

В 1910 году вновь был возбужден вопрос о сооружении Великого Индийского пути, но уже по соглашению с Англией.

В 1911 году возможные направления Великого Индийского пути в пределах России распадаются на две главные группы:

• через Кавказ
• через наши среднеазиатские владения

В том числе, Прикаспийское— через Петровск и Баку и далее вдоль берега Каспийского моря на Астару и Тегеран.

От Тегерана главными направлениями, по которым может быть проложена линия, являются:

• К порту Персидского залива Бендер-Буширу
• К порту в Ормуздском проливе — Бендер-Аббасу
• К Чахбарской бухте на Индийском океане

Для непосредственного соединения с Индийской железнодорожной сетью намечаются от Тегерана 4 главных направления:

1. до Бендер-Аббаса и далее по Мекранскому берегу до Карачи — 2 850 вёрст;
2. до Чахбара и далее тем же Мекранским берегом до Карачи — 2 480 вёрст;
3. по Чахбарскому направлению до Кирмана и далее через Панджгур и Лас-Белу к Карачи — 2 260 вёрст или через Сеистан к Нушки — 2 000 вёрст;
4. наконец, кружное направление от Тегерана, сперва по северной, a затем по Западной Персии, через Шахруд, Мешед, Бирджан и Сеистан к Карачи — 2 700 вёрст или к Нушки — 2 350 вёрст.

Группа направлений через наши среднеазиатские владения распадается на:

В том числе, Каспийское — до Петровска по железной дороге, Петровск — Красноводск морем и далее Закаспийской железной дорогой до границы Персии или Афганистана (Варшава — Кушка, 4 300 вёрст).

Таким образом, прокладывание Великого Индийского пути через Персию вызывало сооружение новой железной дороги по этой стране на протяжении от 2 000 до 3 500 вёрст, тогда как прокладывание его через Афганистан потребовало бы всего 750-800 вёрст, причем направление Кушка — Герат — Кандагар — Чаман не представляло больших технических затруднений.

Однако русский консорциум в 1911 году остановился на постройке Великого Индийского пути через Персию, так как не считал возможным получить согласие Англии на направление через Афганистан.
Кратчайшим из всех направлений Великого Индийского пути являлось Среднеазиатское — Каспийское (от Кале до Кветы — 6 650 вёрст), но направление это прерывалось морем между Петровском и Красноводском.

Из непрерывных железнодорожных направлений кратчайшим являлось кавказское Перевальное и далее Тавриз — Тегеран — Керманское (между теми же пунктами — 7 370 вёрст). До сооружения перевальной дороги кратчайшим являлось Кавказско-Прикаспийское (через Баку, Решт, Тегеран и Кирман — 7 200 вёрст).

Это направление, кроме того, захватывало ряд важных пунктов Персии и связывалось Каспийским морем с главной водной артерией России — Волгой.

Ввиду этих соображений, русский консорциум придерживался именно этого направления.

Приблизительная стоимость сооружения этого пути оценивалась в 200 000 000 рублей.

Источник

История противостояния Российской и Британской империй за доступ к Индии;

Большая Игра, проект Михаила Леонтьева;

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

Все восемь частей вместе.

Проект "Большая Игра":  grgame.ru
 
ТукмагомедДата: Среда, 16.05.2012, 19:09 | Сообщение # 4
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Планы Гитлеровской Германии о постройке сети железных дорог со сверх широкой колеей (3 метра). В том числе, дороги в Южную Азию через Кавказ.


Источник

"Планировалось протянуть трансконтинентальные железные дороги с 3-метровой шириной колеи (Breitspureisenbahn), по которым со скоростью около до 250 км/час должны были помчаться гигантские поезда.

... Париж, Рим, Триест, затем вся восточная Европа – Прага, Стамбул, Минск, Москва.
Затем ещё дальше – Каспийское море, Баку, Персия, Индия."


Источник

"... немцы учитывали большое геостратегическое значение Кавказа, так как через его территорию проходили магистрали, играющие важнейшую военно-стратегическую роль в системе международных коммуникаций как с востока на запад, так и с севера на юг ...

... немецкий генерал К. Цейтлер в своих мемуарах писал: "... он (Гитлер) хотел через Кавказ или другим путем послать высокоподвижные соединения в Индию". Захват же Кавказа позволил бы провести операцию "Баядера", то есть вторжение через Афганистан в крупнейшую английскую колонию — Индию.

Летом 1942 года представители Берлина и Токио разрабатывали план, в соответствии с которым японские войска должны были наступать из Бирмы, а немецкие — с Кавказа, через Иран, чтобы встретиться на территории Индии.

Уверенные в успехе немцы, как сообщал, опираясь на данные своей разведки, У. Черчилль И.Сталину в секретном послании от 30 сентября 1942 года, "уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море". Далее говорилось, что "немцы избрали Махачкалу в качестве своей главной воен­номорской базы и планировали перебросить по железной дороге из Мариуполя на Каспий около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, торпедные катера и тральщики".

Это позволило бы немцам, перерезав судоходную линию Астрахань — Баку, во-первых, значительно ослабить оборону города нефти; во-вторых, помешать переброске морским путем больших партий нефти и нефтепродуктов из Баку в Астрахань и Красноводск, так как из-за достаточно эффективной советской противоздушной обороны и действий Каспийской военной флотилии бомбардировщики люфтваффе не могли в полной мере справиться с поставленной задачей."

Источник

Черная кровь - ... нефтяные месторождения СССР в преддверии Великой Отечественной войны стали объектом операции, осуществление которой навсегда изменило бы ход мировой истории.
 
ТукмагомедДата: Пятница, 31.08.2012, 22:19 | Сообщение # 5
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
"Дорога Страбона как часть Великого Шелкового пути"
Автор: Кляшторный C.Г., Мустафаев Ш.М.
Год: 2009

Содержание:

Средняя Азия — Закавказье — Рим: о значении водного пути по Амударье через Каспийское море в Закавказье;

Русы в Каспийском море и на Шелковом пути в середине IX – начале X вв.;

Археологические следы Великого Шелкового пути на территории Азербайджана;

Страбон о караванной торговле аорсов;

Из истории изучения «Дороги Страбона» в Азербайджане;

Прикаспийская торговая дорога и археологические материалы;

Памятники зодчества Кавказской Албании на Великом Шелковом Пути;

Путь в Сериндию: итинерарий Аполлодора-Страбона и перипл южных морей;

Участие античной Албании в международной торговле;

О роли Каспия в международной торговле (по Страбону);

Страбон и Окс: некоторые замечания по рекам античной Центральной Азии;

Торговый путь из Индии к Понту у Страбона: между картографическим миражом и археологической реальностью;

Нумизматические данные о транскавказской магистрали Индия — Понт;

«Каспийские ворота» в Албанской области Лпиния;
 
ТукмагомедДата: Среда, 03.10.2012, 20:54 | Сообщение # 6
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Предшественниками греков-аргонавтов на Кавказе были ... "кавказоязычные"  лелеги-карийцы или 1000-летняя война за Великий Индийский Путь.

I. "Еще задолго до появления греков на реке Танаисе (Дон),  финикияне, имевшие уже сильный торговый флот, заходили в Черное (Асканское) море и доходили до той дальней восточной земли, куда их, как и позднее греков, привлекала молва о золотых россыпях и о богатстве далеких баснословных стран. В этих странствованиях они из Черного моря заходили в Азовское и по Маныческому проливу появлялись в Каспийском, заходили в устья Волги и Урала, куда действительно из стран Приуральских могло доставляться золото. Из этих же стран они могли вывозить медь и другие металлы, а также мед, воск, рыбу, какой нет в других морях, например — красную, пушной товар и хлеб ..." Источник. Е. П. Савельев. Археологические очерки Дона. Выпуск ІІ-й. Городища дельты Дона.

1) Плутарх. „Танаис”, гл. ХІV, 1-2;
2) Н. Зейдлиц. „Сборник сведений о Кавказе”, том ІІ, 1872 г.

I (a) Ливенцовская (Левенцовская) крепость — укрепление, построенное племенами северокавказской культуры в 17 веке до новой эры. Отрыта археологами в в середине 1950-х годов. Расположена на окраине Ростова-на-Дону, между посёлками Ливенцовка и Каратаево. В прессе называется «Древнейшей крепостью Европы», «Донской Троей». Источник.

II. "Финикия (Φοινίκη) — греческое название части полосы на восточном берегу Средиземного моря. Самое правдоподобное его объяснение — "страна красного солнечного божества Финика" (Φοϊνιξ), появлявшегося с востока. Первоначально это имя прилагалось к Карии, ближайшему к Греции восточному берегу Малой Азии." Источник.

III. "Карийцы, пользовавшиеся широкой известностью в древнем мире как морской народ, жили во II тысячелетии до н. э. почти на всех островах Эгейского моря. Бесстрашные мореходы, бороздившие моря во всех направлениях, карийцы нередко наводили ужас на приморские области своими разбойничьими набегами. Из древней литературной традиции, дошедшей до нас через римского писателя Плиния Старшего, мы также знаем, что низовьями реки Танаис (теперь Дон) владели карийцы, прежде чем туда проникли греки. Стало быть, карийцы не только поддерживали связь с Причерноморьем, но кое-где имели и свои морские базы. Греческие купцы-мореходы позднее, начиная с VII в. до н. э., следовали по проложенным карийцами путям..."; (Plin. N. h., VI. 7 = SC, II, стр. 180.) Источник.

IV. "Карийцы пришли на материк с островов. В глубокой древности они были подвластны Миносу, назывались лелегами и жили на островах ... Они обязаны были только поставлять по требованию гребцов для его кораблей. Так как Минос покорил много земель и вёл победоносные войны, то и народ карийцев вместе с Миносом в те времена был самым могущественным народом на свете ... карийцев изгнали с их островов дорийцы и ионяне [греческие племена] (Геродот, История, Кн. 1, CLXXI) ... в Илиаде карийцы, лелеги и пеласги перечисляются Гомером как союзники троянцев ..." (Гомер, Илиада, 2.865); Селиванова Л.Л., научный сотрудник РАН: "... Народы моря были родственны "кавказцам" ...".

V. Ряд специалистов считают, что причиной Троянской войны, в первую очередь, была экономическая. То есть, борьба греков за открытие проливов и выход в Черное море;

1.) F. Sartiaux, «Troie, la guerre de Troie, et les origines préhistoriques de la question d'orient», Paris, 1916, p.215. Источник.
2.) T. W. Allen, «The Homeric catalogue of ships», Oxford, 1921, p. 175.

VI. Согласно одному из древнейших вариантов мифа об аргонавтах, как он был передан Гекатеем Милетским, "... мореплаватели возвращались домой через Фасис (Риони), после которого вышли в Океан (Индийский), оттуда - в Нил. А уже оттуда - в наше (Средиземное) море." (Комментарии (Схолии) к поэме Аполлония Родосского "Аргонавтика", IV, 239).

То есть, по сути, аргонавты должны были пройти, сначала, по северной ветке Великого индийского пути (с запада на восток), а затем по его южной морской ветке (с востока на запад). Здесь, также, важно отметить, что Гекатей был родом из того самого Милета в Карии. Вероятно, до него могли дойти легенды о походах далеко на восток и, даже, возможно до Индии "доэллинских карийцев".

Вывод: По всей видимости, карийцы (лелеги) были народом "кавказского круга", неоднократно, посещавший берега Каспия. В результате же Троянской войны, греки-"варвары", захватив под свой контроль проливы, фактически, разорвали единое до этого этническое поле. Это противостояние начавшись еще до Троянской войны, продолжалось даже до времен Александра Македонского, когда грекам удалось войти в непосредственый контакт с вожделенной Индией. По свидетельству Квинта Курция Руфа, переправившись через Окс (Амударью), Македонский обнаружил городок населенный доэллинскими потомками Милета Карийского (бранхидами). Их переселил в свое время в Бактрию персидский царь Ксеркс. Несмотря на то, что прошло много лет с момента их переселения, они продолжали соблюдать греческие обычаи, но говорили на двух языках и искажали обиходную греческую речь. Они радостно приветствовали соотечественников, но Александр велел разрушить город до основания и перебить всех его жителей. Еще древние авторы, например Страбон, пытались дать объяснение этому, на первый взгляд, иррациональному поступку. Академик Ртвеладзе связывает этот город с городищем Талашкантепа в долине Сурхана Сурхандарьинской области Узбекистана.

Культуртрегерство карийцев по отношению к ранним грекам подтверждают ряд источников:

Геродот (I,171) пишет: "... Карийцы изобрели три вещи, которые впоследствии переняли у них эллины. Так, они научили эллинов прикреплять к своим шлемам султаны, изображать на щитах эмблемы и первыми стали прикреплять ручки на щитах (до тех пор все народы носили щиты без ручек и пользовались ими с помощью кожаных перевязей, надевая их на шею и на левое плечо)." Таким образом,
 классический образ эллинских воинов, во многом, восходит к карийскому прототипу.
 
дарго_магомедДата: Среда, 03.10.2012, 23:46 | Сообщение # 7
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Страбон о дороге через Кавказ:

Желательно бы писать, кто и в каком году написал русский перевод Страбона. Я не смог здесь найти даты перевода. Плохо искал?


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Четверг, 04.10.2012, 08:37 | Сообщение # 8
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Цитата дарго_магомед
Quote (Тукмагомед)
Страбон о дороге через Кавказ:

Желательно бы писать, кто и в каком году написал русский перевод Страбона. Я не смог здесь найти даты перевода. Плохо искал?


Если этот перевод, то там есть обложка со всеми авторами и дата (1964). Я везде использую перевод под редакцией Крюгера.
 
ТукмагомедДата: Суббота, 06.10.2012, 18:15 | Сообщение # 9
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
СТРАБОН О КАРАВАННОЙ ТОРГОВЛЕ АОРСОВ, Муртузали Гаджиев

Для изучения торгово-экономических и культурных связей Переднего Востока, Кавказа и Юго-Восточной Европы в античный период большое значение имеет информация Страбона (64 г. до н. э. – 23 г. н. э.) о караванной торговле аорсов, которая вкупе с археологическими данными позволяет осветить ряд важных вопросов взаимодействия оседло-земледельческих и кочевническо-скотоводческих обществ, античных центров и варварской периферии.

Греческий географ сообщает, что верхние аорсы «занимают более обширную область, владея почти что большей частью побережья Каспийского моря. Поэтому они вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их от армян и мидийцев; вследствие своего благосостояния они носили золотые украшения» (Strabo. Georg., XI, 5, 8). Общепринятая локализация верхних аорсов в Северном и Северо-Западном Прикаспии и сообщение Страбона
позволяют однозначно считать, что аорсы вели торговлю по Прикаспийскому пути (Caspia via) вдоль западного побережья через Дербентский проход и территорию Кавказской Албании, а не по колхидо-меотскому тракту, как полагали Я. А. Манандян и С. Т. Еремян. Да и само существование колхидо-меотского торгово-караванного пути ставится исследователями под сомнение. К тому же Страбон в данном пассаже сообщает о торговле верхних аорсов, а не донских, обитавших в районе Танаиса (Strabo. Georg., XI, 5, 8).

Весьма важен вопрос об источниках и датировке информации Страбона об аорсах и их караванной торговле. На этот счет существуют многочисленные взаимоисключающие точки зрения, согласно которым эти сведения компетентного греческого географа восходят к трудам различных авторов III–I вв. до н. э. — Патрокла, Эратосфена, Артемидора Эфесского, Гипсикрата из Амиса, Феофана Митиленского и др. Не останавливаясь подробно на рассмотрении каждого мнения отмечу, что большинство исследователей обоснованно отдает предпочтение авторам конца II–I вв. до н. э., в особенности старшим современникам Страбона — Гипсикрату Амисскому и Феофану Митиленскому, и считает приведенную информацию, отражающей реалии времени Страбона.

Патрокл, предпринявший обследование Каспийского моря по поручению Селевка Никатора в 282–283 гг. до н. э., и Эратосфен (276–194 гг. до н. э.), использовавший отчет Патрокла, не могли быть источниками Страбона в этом пассаже по той причине, что еще не знали аорсов, т. к. первые сведения о них у античных авторов появляются на 100–150 лет позднее и относятся к концу II — середине I в. до н. э. Феофан из Митилены — признанный знаток Закавказья, принимавший участие в походах Помпея в Албанию и Иберию в 66–65 гг. до н. э. — мог получить данную информацию во время своего пребывания в Закавказье и, в частности, в Армении. Существенен и довод исследователей, указавших на упоминание Страбоном в этом же параграфе (в предыдущем предложении) боспорского царя Фарнака (63–47 гг. до н. э.), что достаточно надежно датирует этот фрагмент.

В контексте датировки концом II–I вв. до н. э. информации Страбона о караванной торговле аорсов, мидян и армян находятся данные нумизматики и археологии. Именно с конца II — начала I в. до н. э. (вскоре после завоевания Мидии Парфией) начинается резкое увеличение потока парфянских драхм в Кавказскую Албанию6 и поступление их отсюда в Нижнее Поволжье и на Северный Кавказ. Этот факт мы вправе сопоставлять с установившейся в этот период армяно-мидийско-аорсской караванной торговлей. Такая датировка свидетельства Страбона о функционировании международного торгового Прикаспийского пути находится в соответствии с неоднократно отмеченным исследователями общим ростом с I в. до н. э. и усилением в первые века н.э. эллинистическо-варварской торговли.

Поскольку эта торговая трасса проходила через территорию Кавказской Албании, мы вправе считать, что в эту международную торговую деятельность было вовлечено и население Кавказской Албании. На это указывает не только обширный комплекс археологических находок эллинистического и позднеантичного времени с территории Азербайджана и Дагестана, представляющих собой импортные изделия и показывающих направления торгово-экономических и культурных контактов. На это может указывать и расположение особо выделенных Клавдием Птолемеем городов Албании — Телайба, Гелда, Албана, Гайтара — близ побережья Каспия на примерно равноудаленном расстоянии друг от друга (Ptol. Geogr., V, 11, 1–6), что подчеркивает их торгово-экономическую значимость и привязанность к международному Прикаспийскому пути.

Наконец, мы вправе сопоставить данные Страбона о караванной торговле аорсов, армян и мидян вдоль западного берега Каспия с сообщением Клавдия Элиана (кон. II — нач. III в. н. э.), восходящем, как считают исследователи, к Аминте (кон. IV в. до н. э.), о караванной торговле каспиев с использованием верблюдов, об их торговых связях с крупнейшим торговым центром Переднего Востока — городом Экбатаны (Ael. De anim., XVII, 32), ранее бывшим столицей Мидии. Здесь следует особо подчеркнуть важное расположение Каспианы в низовьях Куры, где перекрещивались вытянутый в меридиональном направлении Прикаспийский путь и вытянутый в широтном направлении водно-сухопутный путь из Бактрии по Оксу (Аму-Дарья/Узбой) через Каспийское море в бассейн р. Куры и далее к Фасису и Черному морю (Strabo. Georg., XI, 7, 3; Plin. Nat. Hist., VI, 52)8. Обращает внимание, что Клавдий Птолемей помещает на территории Албании у устья Куры населенный пункт (города?) Барука, который мог являться важным торговым центром, а также то, что по этому водно-сухопутному пути в устье Куры поставлялось «много индийских товаров» (Strabo. Georg., XI, 7, 3; Plin. Nat. Hist., VI, 52), что перекликается с сообщением Страбона о торговле аорсов индийскими товарами.

Примечателен и тот факт, что именно к рассматриваемому времени, характеризующемуся активизацией евроазиатской антично-варварской международной торговли, приурочены остеологические находки верблюда (Camelus bactrianus) на памятниках Северного Причерноморья. Причем, наибольшее количество останков происходит из Танаиса, который выступал ключевым евроазиатским торговым центром, важнейшим эмпорием сармат (Strabo. Georg., VII, 4, 5, XI, 2, 3), в районе которого также обитали и аорсы (Strabo. Georg., XI, 5, 8).

Очевидно, такое же «торговое» происхождение имеют и немногочисленные костные останки верблюда из слоев средне- и поздне-сарматского времени Дербента. Эти остеологические материалы могут быть поставлены в прямую связь, как хронологически соответствующие и приуроченные ко времени активизации торговых контактов, с сообщениями соответственно Страбона и Элиана об использовании аорсами и каспиями верблюдов для осуществления караванной торговли.

В этой связи небезынтересно отметить сохранившееся в ряде дагестанских языков реликтовое название верблюда (авар., гунз., лак. warani, анд. gwarani, дарг. wanri, walri, лезг. lawar), восходящее, по мнению специалистов, к древнему восточноиранскому warana, arwana «верблюд». ...

Информация Страбона позволяет считать, что аорсы не только исполняли роль военного эскорта, конвоируя караваны, но и являлись контрагентами армянских и мидийских купцов. Характеристика Страбоном греко-варварской торговли как натурального обмена (Strabo. Georg., XI, 2, 3) не противоречит суждению о торговом партнерстве аорсов с закавказскими купцами. Это подтверждают и определение Страбоном боспорских центров Пантикапея и Танаиса как важнейших эмпориев варваров, сармат в их торговле с античным миром ((Strabo. Georg., VII, 4, 5, XI, 2, 3) и обширные археологические материалы, свидетельствующие, например, о тесных связях Северо-Восточного Причерноморья с отдаленными районами Нижнего и Среднего Поволжья, Северо-Восточного Кавказа, а также сравнительно-исторические данные об организации караванной торговли у кочевников. «…В прямую противоположность развитию городов и его условиям торговый дух и развитие торгового капитала часто свойственны как раз неоседлым, кочевым народам». И оценка Ю. Г. Виноградовым занятия аорсов посреднической караванной торговлей как заблуждение исследователей представляется излишне строгой, категоричной и неверной.

Аорсы, стоявшие во главе крупного союза сарматских племен, являлись ведущей политической силой в Юго-Восточной Европе, Северном Прикаспии, Предкавказье вплоть до середины I в. н. э. — до выхода на политическую арену алан. И очевидно, что правители аорсской конфедерации — Спадин, Эвнон, «величайшие цари Аорсии», обладавшие значительными военными силами, контролировали не только Прикаспийский путь (по крайней мере, его северную половину), но и торговые дороги, связывающие Северо-Восточный Кавказ и Северный Прикаспий с Боспором.

Замечание Страбона о том, что благодаря обилию доходов как следствие караванной торговли с закавказскими и переднеазиатскими купцами аорсы носили золотые украшения, позволяет расценивать Прикаспийский путь как важную трассу, по которой в Юго-Восточную Европу поступали драгоценные изделия восточного производства (в том числе полихромного и звериного стиля), обнаруживаемые во многих захоронениях сарматской знати (см., напр.: Сокровища сарматов. Каталог выставки. 2008). Такой путь восточных импортов, основная доля которых происходит из Центральной Азии, разделяет, в частности, Ю. Г. Виноградов. Он подчеркивал, что аорсы получали за свои услуги от армян и мидийцев «вознаграждение не только для покупки в боспорских городах предметов роскоши, но и в качестве пошлины и платы за обеспечение безопасности — сами эти драгоценные вещи в полихромном стиле восточного производства».

Ряд исследователей на основе того факта, что массовое распространение восточных импортов в восточноевропейских степях приходится на I – нач. II в. н. э., связывает это явление с миграцией алан, которые принесли с собой эти изделия из Средней Азии. Привнесение какой-то части этих импортов аланами, как и поступление их из Средней Азии через Южное Приуралье и Нижнее Поволжье в результате торгово-экономических и военно-политических контактов возможно, но не исключает роли и значения в этом процессе Западно-Прикаспийского коридора.

В контексте функционирования транскавказских международных трасс, и в особенности меридионального Прикаспийского пути и широтной Каспийско-Черноморской дороги, торговля по которому приносила огромные доходы заинтересованным и задействованным в ней сторонам, следует рассматривать стремление Рима к контролю над Кавказской Албанией, сведения античных авторов о несостоявшейся экспедиции Нерона в 68 г. на западное побе режье Каспия против сарматов (аланов) и албанов (Tac. Hist. I, 6; Plin. Nat. Hist. VI, 15, 40; Svet. Nero, 19; Dio Cass. Hist. Rom. LXIII, 8, 1), известную надпись центуриона Л. Юлия Максима, свидетельствующую о пребывании после 84 г. н.э. у каспийского побережья Албании XII легиона Фульмината, сообщение Феста о возведении в 115 г. Трояном на престол Албании ставленника Рима (Fest. XX), а также устремления Иберии к гегемонии в кавказском регионе и ее военные действия против Армении и Албании в I – нач. II в. н. э. (Ios. Fl. Bel. Iud., VII, 7; 4; Dio Cass. Hist. Rom. LXIX, 15; Tac. Ann., XII, 45). Как известно, рука об руку с торговлей шла (и идет) политика — коммерческие интересы, стремление к установлению контроля над торговлей и важнейшими торговыми трассами и рынками сбыта являлись одними из главных стимулов международной политики древности и средневековья, побуждавших племенных вождей и державных государей как на военные, так и на мирные внешнеполитические акции.

Источник
 
ТукмагомедДата: Суббота, 06.10.2012, 19:51 | Сообщение # 10
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
ПРИКАСПИЙСКАЯ ТОРГОВАЯ ДОРОГА И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, Омар Давудов

... К этому пути приурочены крупные укрепленные поселения, городища — Дербентское, Хамзин (городище в долине реки Гамри-озень), Урцекское, Торпак-кала и др. Для их структуры характерны цитадель, шахристан и торговоремесленный посад — рабат. Эти материалы указывают на торгово-ремесленную функцию памятников. Они по своим размерам, по трехчастной структуре, по находкам дворцово-храмовых сооружений и др. признаются в качестве городов. Интересно и то, что они продолжают линию азербайджанских городов, расположенных на торговых магистралях, проходивших по Прикаспийской территории через Дербентский проход, и связывают Юго-Восточную Европу со странами Закавказья и Передней Азии ...

... Особое место в торговле древнего населения Дагестана занимает олово — стратегически важное сырье, необходимое для производства бронзы. Его употребление в качестве примеси широко практиковалось с конца II – начала I тысячелетия до н. э. На Кавказе, как полагают некоторые исследователи, олова нет. Правда, В. И. Марковин полагает, что на территории Северного Кавказа имеются залежи касситерита — оловянного камня, которые в древности вполне могли удовлетворить нужды мастеров. А первоначально медную руду в соответствующих пропорциях смешивали с оловянным камнем и плавили металл. Мы не имеем оснований для окончательного подтверждения тезиса о добыче касситерита в Дагестане. Следовательно, с большей долей вероятности можно допустить, что олово импортировали сюда извне. Оно могло поступить из различных очагов добычи, расположенных в Великобритании, Италии, Казахстане и даже в Малаке. При функционировании торговых путей, связывающих эти районы с Ближним Востоком и Кавказом, мы не вправе исключить ни один из этих источников, как и местную добычу ...

По всему западному побережью Каспия известны находки разнообразных монет и целые монетные клады. ... в Дагестане у поселка совхоза им. Гирейханова обнаружены монеты Антиоха IV Эпифана (176–164 гг. до н. э.) и Птолемея III Эвергета (246–222 гг. до н. э.), Из Чечни и Ингушетии происходят римский денарий жены Марка Аврелия (161–180 гг. до н. э.) — Фаустины Младшей (на хуторе Капустин Наурского района), монеты Александра Македонского (187–31 гг. до н. э.), римских (Тиберия — 14–37 гг. до н. э., Диоклетиана 284–305 гг., Юлиана — 361–363 гг.) и византийских (Иоана I Цимисхея — 969–976 гг.) императоров в кладе из г. Грозного, а также подражания римским денариям — клад из станицы Червленой Шелковского района, в Ставропольском крае — парфянские монеты Готарза ... Все эти находки очерчивают довольно четкую линию торговой магистрали между Южным Кавказом и Северным Причерноморьем, между Южным Кавказом и Поволжьем.

В пределах самого Дагестана функционировали многочисленные древние тропы, выходящие к международным магистралям. Все они проходили через горные перевалы и речные долины. Многие из них сохранились до средневековья и современности. Х. О. Хашаев, например, называет внутренние пути, связывающие Дагестан с Закавказьем и Северным Кавказом ... Важное значение имела дорога, связывающая Самурскую долину с Северным Кавказом в обход Прикаспийского пути Самурская долина — Курах — Кумух — Чох — Гидатль — Асаб — Ахвах — перевал Харами на Андийском хребте и в Чечню ... Цовкpa I — Дуакар — Кубачи — Уркарах — Маджалис — Дербент ... Все эти дороги проложены по наиболее доступным естественным перевалам, склонам и долинам и использовались в течение весьма продолжительного времени. Они служили как для торгово-экономических, так и культурных контактов. На этих торговых путях и выросли крупные городища, обладающие всеми признаками городов.

Важным и убедительным показателем перерастания простого обмена в торговлю является появление всеобщего эквивалента товара — денег, наиболее ранние образцы которых на территории Кавказской Албании относятся
к IV в. до н. э.
Это отдельные монеты и целые клады. При этом здесь, как и на всем Востоке, получает развитие внешняя торговля, так или иначе, связанная с государством и правящей верхушкой общества. Не менее важную роль, очевидно, играла внутренняя торговля ...

Источник
 
ТукмагомедДата: Среда, 04.09.2013, 15:50 | Сообщение # 11
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Каспийские ворота (Албанские и Горганские).

Каспийские ворота (греч. Κάσπιαιπύλαι) — историко-географическое название, которым со времён древних цивилизаций обозначали два узких прибрежных прохода с севера на юг в богатые земледельческие цивилизации древних Персии, Мидии и Месопотамии.

Подобные ворота образовались в естественном рельефе прикаспийской местности в двух ключевых местах. В районе дагестанского Дербента имелись так называемые Албанские ворота (так их пометил Клавдий Птолемей), представлявшие собой узкую прибрежную полосу между западным берегом Каспийского моря и отрогом Кавказского хребта.

Также, на другой стороне Каспийского моря, в районе современного города Горган в Иране расположились Горганские ворота.

Для защиты и тех, и других ворот персидские правители возвели целый ряд мощных оборонительных укреплений.

Источник.

Великая Горганская стена

Великая Горганская стена (Ануширванская стена, Фирюзинская стена, Казан-Алан, реже Садди-Искандар, что значит «стена Александра») — древнее защитное сооружение в провинции Голестан северо-восточного Ирана. Названа в честь города Горган после её археологических исследований в 1970-х гг. археологом Гиани. Во времена ранней античности область вокруг стены имела греческое название Гиркания. Местные ираноязычные народы называли её Красной змеёй по цвету ее кирпичей. В древности стена защищала парфянские земли, в частности, Каспийские ворота от нападений кочевников северных степей.

Дата начала возведения стены дискуссионна. Ряд археологов указывают на парфянский период (250 год до н. э.). Стена протянулась с запада на восток по линии Горганский залив - Пишамарские горы. Длина её 195 км, ширина 6-10 метров. Каждые 10-15 км вдоль стены располагались около 40 оборонительных фортов. В разные времена её обслуживал постоянный гарнизон численностью от 10 до 30 тысяч человек.

Источник.



Источник
 
ТукмагомедДата: Среда, 04.09.2013, 20:25 | Сообщение # 12
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Дербентская стена - Даг-бары

Дербентская крепость на самом деле была лишь частью оборонительной системы, куда входило также мощное фортификационное сооружение – труднопреодолимая преграда, контролирующая все горные дороги. Называлась она Даг-бары («Горная стена») и состояла из стен, башен, ворот и охраняющих их поселений, расположенных в стратегически важных местах. Уходила Даг-бары высоко в горы, и протяженность ее была, по данным историков, более 40 километров. Адам Олеарий, однако, приводит и другую цифру: «Повыше города через горы, лесистые здесь, построена была стена толщиной в три фута, которая, как говорят, тянулась на 60 миль в сторону Понта» (Эвксинского, то есть Черного моря. – И. К.). 60 миль – это почти 100 километров!..

Дербентскую цитадель в ее нынешнем виде и фрагментарно уцелевшую горную систему укреплений Даг-бары, по праву называвшуюся Великой Кавказской стеной, напомним, построили персы.

Источник.



Источник.

... еще в раннем средневековье на месте Ашты стояло крепостное сооружение ...

... раньше село называлось Сангар ...

... Название Сангар закрепилось за самой старой частью села, имеющая все черты древней цитадели. В переводе с персидского "сангар" означает "укрепление", что тоже указывает о его строительстве Сасанидами в качестве заградительного пункта ...

... В селении в северной части в груде сросшихся жилых построек видны остатки старых монументальных, обращенных на север в сторону приморской равнины стен с небольшими окнами - бойницами. До недавнего времени здесь же имелись толстые дубовые ворота, закрывавшие вход в цитадель. Судя по топографии, здесь же возвышалась высокая башня ...

... Другая сильно укрепленная, судя по остаткам, крепость находилась напротив Ашты (Сангар), на вершине холма, на левом берегу Уллучая ...

... От древнего поселения сохранились остатки крепостной стены, высотой 1,5-2 м и длиной 5-6 метров и четко различимы очертания фундамента стены, протянувшаяся в направлении с северо-запада на юго-восток и обращенная к Приморской равнине ...

... Кладка стены сделана в основном способом сухой кладки, но в большинстве случаев гораздо тщательнее и искуснее стен старейших жилых домов в нынешних селениях, и состоят обычно из прямоугольных, гладко обтесанных с наружной стороны камней ...

... В 3-х км от Ашты вверх по течению реки на вершинах холмов были размещены еще два поселения. Городище Кулза, название которого переводится с персидского как "цветник", был сильно укреплен ...

... Вокруг поселения размещены несколько сигнально сторожевых башен. Строго говоря, этот город - крепость был центром целого "укрепрайона", к которому тяготело несколько небольших крепостей, прикрывавших все подходы к главному оборонительному центру, мимо которого проходили внутренние коммуникации, что придаёт ему важное ключевое положение во всей округе и даже внутреннем Дагестане ...

... На вершине противоположного хребта была размещена другая крепость, в историческом фольклоре называемая Харабши т.е. "Разрушенное село". Предания гласят, что некогда здесь жили персы, которые впоследствии переселились в Ашты ...

... Крепости эти, как уже было сказано выше, создавали правители Ирана из династии Сасанидов, поселяя здесь солдат-стражников с семьями. Факт образования этих аулов Сасанидами как форпосты в горах и существование здесь персидских гарнизонов в отдаленном прошлом подтверждает местная топонимика ..."

Источник.
 
ТукмагомедДата: Пятница, 06.09.2013, 01:24 | Сообщение # 13
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Железные ворота и Дербент в Средней Азии.

Западный Гиссар
 - мощная горная система, являлась естественной границей между Бактрией и Согдом ... Издревле здесь по горным проходам через перевалы и по долинам рек пролегали караванные дороги и тропы, проходил основной и по существу единственный путь торговых караванов и воинских соединений, следовавших из центральных областей Азии в Бактрию - Тохаристан и Индию и, наоборот, из Индии в Бактрию, Согд, Бухару и Чач. Эта важнейшая стратегическая дорога в ряде узловых пунктов была укреплена мощными фортификационными сооружениями.

... дорога вдоль реки Шерабад шла на север, а затем в районе кишлака Дербент поворачивала на запад. Здесь, в четырех километрах к западу от кишлака через всю Шерабадскую долину проходят скалистые гряды, поверх которых в кушанское время была выстроена стена из сырцового кирпича шириной 6,5 м, длиной около 2 км, заканчивающаяся в южной части мощной крепостью.

Далее дорога подходила к Железным Воротам - горному проходу, неоднократно упоминаемому под различными названиями: Дар-и Ахании, Бабаал-Хадид., Темур-капыг, Темыр-кахалга в средневековых арабо-персидских письменных источниках и тюркских рунических надписях.

Источник.

 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 08.09.2013, 13:28 | Сообщение # 14
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
"Известно, что ... саки ... составляли особые воинские контингенты в армии ахеменидских царей. Они несли также гарнизонную службу в отдаленных владениях Ахеменидской империи. По данным одного архива, найденного на острове Элефантина (Слоновий) на реке Нил, там в конце 5 в. до н.э. служил воин хорезмиец Даргаман."

Ртвеладзе, "Энциклопедия Великого шелкового пути", стр. 38.

"Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος — др.-греч. назв. Черного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа."

Источник

Старое русло Амударьи (Окса), впадавшей по Узбою прямо в Каспий



Источник

"Куда впадает Амударья? ..." Источник

"Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии ...

Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учета роли среднеазиатских племен вряд ли может быть до конца решен вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств. — Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм — «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем ее объеме."


Источник

С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам.

Источник

Хурритские государства и народы



Источник

ДАРГАН – средневековое городище примерно в 3 км южнее современного поселка Бирата (Лебапский велаят) с двухчастной планировкой, характерной для фортификации Хорезма, самый южный город этой исторической области.

Источник

 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 22.09.2013, 19:43 | Сообщение # 15
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
САЙТЫ ПОСВЯЩЕННЫЕ ТОРГОВЫМ ТРАССАМ И ИСТОРИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ.

http://www.silkroadfoundation.org/toc/newsletter.html

http://depts.washington.edu/silkroad/index.html

Янтарный путь

Old World Trade Routes (OWTRAD) Project

Оловянная дорога (на французском)

The East India Company

The Cult of Mithras

http://igor-grek.ucoz.ru/

http://andrash878.blogspot.ru/ " rel="nofollow" target="_blank">http://andrash878.blogspot.ru/

http://www.thehistoryblog.com/

http://darmc.harvard.edu/icb....e188868
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Кавказ на Великих Торговых Путях (Шелковом, Индийском, Волжско-Каспийском ...)
Страница 1 из 3123»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz