ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Суббота, 19.08.2017, 12:26
  Николаас Витсен (1641—1717) - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Николаас Витсен (1641—1717) ("Северная и Восточная Тартария")
Николаас Витсен (1641—1717)
ТукмагомедДата: Пятница, 27.01.2012, 09:56 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Николаас Витсен (1641—1717) происходил из амстердамского купеческого рода, многие представители которого занимали в управлении городом различные выборные должности. В 1664 г. он защитил диссертацию по правоведению и получил диплом доктора права. Образование полагалось завершить путешествием, и Николаас Витсен был прикомандирован к свите голландского посольства Якоба Борейля, с которым в 1664—1665 гг. совершил поездку в Московию.

Находясь в составе посольства, Витсен систематически вел дневник, делал заметки … Его дневник изобилует множеством географических названий и интересным этнографическим материалом. Его записи являются надежным историческим источником: факты, сообщаемые им, достоверны, он дает точную хронологию, тщательно описывает особенности жизни, нравы и обычаи не только русских, но и других народов, с которыми встречался во время путешествия.

В 1666—1667 гг. Витсен совершил поездку во Францию и Италию. В Париже он познакомился с французским ученым М. Тевено (1620—1692), которому рассказал о своем путешествии в Московию и обещал прислать копию своих записок, что и сделал в 1668 г. Неизвестно, собирался ли Витсен публиковать свой московский дневник, но в результате ни он, ни Тевено так и не нашли для этого времени, так что после смерти Витсена его записки считались утерянными. Лишь в 1886 г. в Голландии стало известно, что копии дневника и заметок Николааса Витсена хранятся в Париже.

Дневник Николааса Витсена является прологом главного научного труда его жизни — книги «Северная и Восточная Тартария», первого обширного сочинения о Сибири, включавшего также составленную Витсеном подробнейшую карту. Со времени поездки в Московию в 1664 г. и до самой смерти в 1717 г. научные интересы Витсена были прежде всего связаны с Россией. В автобиографии он пишет: «В Московии он общался с самоедами, татарами, персами и т. д., что положило начало для составления карты Тартарии и следующей затем истории Северной и Восточной Тартарии». В предисловии ко второму изданию своей книги Витсен написал, что посвятил 25 лет подготовке, первого издания (1692 г.) и еще десять лет — переработке для второго (1705). Третье издание вышло посмертно в 1785 г.

Николаас Витсен скончался 10 (21) августа 1717 г. Есть сведения, что Петр I, который был в это время вторично в Голландии, присутствовал при кончине Витсена, после смерти которого сказал, что в его лице потерял одного из своих лучших друзей в Голландии.

Р. И. Максимова, В. Г. Трисман

Источник
 
ТукмагомедДата: Пятница, 27.01.2012, 10:01 | Сообщение # 2
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
 
ТукмагомедДата: Пятница, 27.01.2012, 11:37 | Сообщение # 3
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Николаас Витсен (1641—1717) дает списки населенных пунктов, относящихся к двум разным территориям, которые он называет: "Кумыцкая земля" и "Андреевская земля". В состав "Кумыцкой земли", помимо столичного Тарку, он включает следующие населенные пункты (территории): Хайдак (Нижний), Карабудахкент, Акуша, Кубачи, Бойнак, Эрпели, Ишкарты, Маджалис, Каранай, Казанищ, Кафыр-Кумух, Кумторкала и Халембек-аул.

Эти сведения были собраны в 1664-65 годах, через, примерно, 20 лет после распада Кази-Кумукского Шамхальства. Когда-то, все вышеперечисленные территории в 1396 году после полного разорения были отданы во владение Кази-Кумука Тамерланом, согласно сведениям данными его личным летописцем Шараф ад-Дином Йезди. Именно с тех пор название Кумыцкая (Кумукская) земля стало переходить на эти названые Витсеном территории. Причем, первыми принять новое общее название должны были те из них, которые ближе всего находились от Кази-Кумука - Акушинское общество и земли Кубачи (Зирихгерана). И только, во вторую очередь, земли Кайтага, в том числе, его северные пункты Бойнак и Тарку. Лучшим подтверждением этого являются слова Афанасия Никитина о том, что (на 1467 год) тарковцы являются кайтагами и подчиняются своему Кайтагскому князю. Как видно, к тому моменту, Кази-Кумук еще не смог полностью овладеть землями "завещанными" ему Тамерланом. Ситуация резко поменяется лет через 20, в 1486 году, когда согласно Иосафату Барбаро кайтаги подверглись очередному разгрому, на этот раз, со стороны фанатиков-шиитов под руководством Шейх-Хайдара Сефеви. Но даже спустя, примерно, 150 лет, Адам Олеарий пишет, что жители Бойнака и Тарку (по прежнему) именуют себя кайтагами, а в горах на западе живут Кумуки и Кази-Кумуки. В горах и на западе от Бойнака и Тарку тогда и сейчас находятся Кадарское и Акушинское общества, то есть Олеарий под кумуками должен был подразумевать именно их, а под кази-кумуками, соответственно, лакцев.

По всему выходит, что название "Кумыкская земля" на часть кайтагских земель окончательно перешла, только, ко временам Витсена (1665 год), после распада Шамхальства (в 1642 году) и "переноса" его столицы в Тарку. Использование слова "кумыкская" в названии территории подконтрольной Тарку, должно было подчеркивать преемственность с прежним Шамхальством, а значит, придавать большую легитимность новому политическому образованию.

Но фактически, также как засулакская территория Шамхальства после его распада стала называться Андреевской, а ее население андреевцами (или, черкесскими татарами), так и "северные кайтаги" из Тарку и Бойнака, вплоть, до начала 19-го века фигурируют под названиями Тарковцы или Бойнаки. Наднациональное название "кумуки" существовавшее для различных этносов (горных и равнинных), входивших в единое Шамхальство, довольно быстро, исчезло повсеместно и вновь вернулось в конце 18-го века в качестве общего наименования исключительно для тюркских и тюркоязычных субэтносов Восточной Черкессии и Северного Дагестана. Это аналогично тому, как если бы современные дагестанцы отказались от своего общего названия и, через какое-то время, дагестанцами стали бы зваться исключительно русские и русскоязычные горцы, образовавшие свою отдельную нацию.



Источник
 
rashidДата: Суббота, 28.01.2012, 09:51 | Сообщение # 4
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 145
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Но фактически, также как засулакская территория Шамхальства после его распада стала называться Андреевской, а ее население андреевцами (или, черкесскими татарами), так и "северные кайтаги" из Тарку и Бойнака, вплоть, до начала 19-го века фигурируют под названиями Тарковцы или Бойнаки. Наднациональное название "кумуки" существовавшее для различных этносов (горных и равнинных), входивших в единое Шамхальство, довольно быстро, исчезло повсеместно и вновь вернулось в конце 18-го века в качестве общего наименования исключительно для тюркских и тюркоязычных субэтносов Восточной Черкессии и Северного Дагестана. Это аналогично тому, как если бы современные дагестанцы отказались от своего общего названия и, через какое-то время, дагестанцами стали бы зваться исключительно русские и русскоязычные горцы, образовавшие свою отдельную нацию.


Вот и я об этом писал,правда не в такой красивой форме wink


Abdurashid
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Николаас Витсен (1641—1717) ("Северная и Восточная Тартария")
Страница 1 из 11
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz