ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Среда, 23.08.2017, 15:04
  Статистические сборники 18-20 веков - Страница 10 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 10 из 11«12891011»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Статистические сборники 18-20 веков (Население, занятость, природные условия ...)
Статистические сборники 18-20 веков
ТукмагомедДата: Суббота, 26.07.2014, 18:10 | Сообщение # 136
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 14. 1892г.

2 Отдел.
12-ть цудахарских песен. Сообщ. Б. Далгат.

 
ТукмагомедДата: Суббота, 26.07.2014, 18:52 | Сообщение # 137
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 2. 1881г.

2 Отдел.
V. Предания о некоторых местностях Дагестана. Сообщил учитель Т.-Х.-Шурииского реального училища, А. Барсов  

 
ТукмагомедДата: Суббота, 26.07.2014, 20:58 | Сообщение # 138
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 4. 1884г.

2 Отдел.
II. Дагестанские предания и суеверия. - Сообщил оконч. курс в Т.-Х.-Шуринской прогимназии Гаджи-Магома-Дебиров



 
ТукмагомедДата: Суббота, 26.07.2014, 22:20 | Сообщение # 139
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Выпуск 19. 1894г.

Очерки истории города Темир-Хан-Шуры. - Учителя Темир-Хан-Шуринского реального училища Е. Козубского 

 
ТукмагомедДата: Среда, 17.12.2014, 04:19 | Сообщение # 140
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Carl von Hahn, "Bilder aus dem Kaukasus: Neue Studien zur Kenntnis Kaukasiens", 1900

 
ТукмагомедДата: Суббота, 27.12.2014, 00:39 | Сообщение # 141
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline


"Акуша - небольшая страна, занимающая восточные отроги Кавказа. Она населена лесгами в составе 18 000 семейств, распределенных по 34-м поселениям. Акушинцы организованы в федеративную республику, состоящую из 12-ти кантонов. В каждом поселении свой глава, избираемый из старейшин (сенаторов). У них не сильно развито растениеводство, но зато они в большом количестве разводят овец, шерсть которых используется для производства сукна. Главное поселение - Акуша, где проживают от 4 до 5 тысяч жителей ...".





"... Считаем что количество лезгинских диалектов можно ограничить восемью. Акушинцы, кубачинцы и цудахарцы, живущие вдоль границ Дагестана или внутри него, говорят на пятом диалекте.

Кубачинцы достойны особого внимания: будучи достаточно раскрепощенными, они трудолюбивы, умеренны, честны и законопослушны. Говорят что они себя называют франками ... Они не терпят в своем присутствии лентяев, бездельников и попрошаек. Из-за их общеизвестной надежности и честности, феодалы лезгов хранят у них свои сокровища, а соседние народы выбирают в качестве третейских судей ...".


Источник: Conrad Malte-Brun, "Précis de la géographie universelle ...", 1837, pp. 76-80
 
ТукмагомедДата: Среда, 21.01.2015, 04:03 | Сообщение # 142
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline




Военная энциклопедия, И.Д. Сытин, 1913, Том XI (Кавказская война)
 
ТукмагомедДата: Среда, 21.01.2015, 23:33 | Сообщение # 143
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline




Военный энциклопедический лексикон, Л.И. Зедделер, 1854, Том VI,  (Кавказская война)
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 25.01.2015, 05:51 | Сообщение # 144
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
РАПОРТ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО ГРУЗИНСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ А. П. ЕРМОЛОВА НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО ШТАБА Е.И.В.ГЕНЕРАЛУ ОТ ИНФАНТЕРИИ П. М. ВОЛКОНСКОМУ О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕДИЦИИ В АКУША

[Декабрь 1819 г.]

... Прибывши 14 числа ноября в Тарки, предписал я отряду генерал-майора князя Мадатова из области Каракайтагской перейти в сел. Карабудахкент на расстояние одного марша от Тарки, располагая тотчас выступить против акушинцев, народа сильнейшего в Дагестане, воинственного и который собирался в больших силах.

... 18 числа вечером, отпустив акушинских посланцев, бывших у меня с обманчивыми предложениями, выступил я ночью и прежде рассвета на пушечный выстрел от передового неприятельского укрепления расположив часть пехоты, всех казаков, татарскую конницу, 3 тыс. пехоты, набранной во владениях шамхала и селениях, принадлежащих родному брату изменника аварского хана ...

... Полковник Базилевич искусным действием артиллерии сбил неприятеля с передового укрепления, татарская наша конница, приметив бегство его, вскакала в укрепление и бегом за нею батальон Ширванского пехотного полка занял оное и поставлены батарейные орудия ... Татарская конница, желая в глазах моих отличить себя, преследовала неприятеля в таких местах, куда проводить может одна добрая воля и редко решительность начальника.

... Из собственного признания неприятеля силы его простирались за пятнадцать тысяч человек, между ними были изменники, Ших-Али-хан Дербентский, уцмий Каракайтагский, сын Сурхай-хана Казикумыкского и другие, не столь значущие владельцы. Кроме акушинских войск были соседственные им народы Дагестана.

... Проходя до города Акуши, приказал я разорить многие прекрасные и богатые селения ... Я переменил главного кади, управляющего народом, виновника всех возмущений, определил на место его другого, известного благонамеренностью, взял 25 человек аманатов знатнейших фамилий, большую контрибуцию на продовольствие войск и на сей же предмет две тысячи баранов ежегодной дани. Народ свободный и никому доселе не покорствовавший не мог я отяготить большею на первый случай данью.

Источник
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 25.01.2015, 18:02 | Сообщение # 145
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
ГЕНЕ Ф. И.
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЧАСТИ ГОРНОГО ДАГЕСТАНА
СВЕДЕНИЯ О ГОРНОМ ДАГЕСТАНЕ
1835/1836 г.


... Дагестанцы смиряются перед русскими, как непримиримый враг пред победителем, готовым нанести смертельный удар; один только страх удерживает их в наружной покорности; но дух буйства и дикаго своеволия мало изменился, и на русских они смотрят со злобою, как на похитителей свободы.

Таковой дикий и необузданный характер дагестанцев представляет чрезвычайное затруднение к собранию точных сведений о стране, ими занимаемой, и, невзирая на необходимость оных, как при военных, так и правительственных соображениях, до 1833 года, кроме неосновательных и лживых рассказов туземцев, мы не имели других сведений о Горном Дагестане.

... Получив от господина корпуснаго командира повеление о производстве по возможности съемки в Горном Дагестане при содействии преданных нам владельцев, сначала обратился я к генерал-майору Аслан-хану казыкумукскому, как важнейшему в сей части Дагестана владетелю, пользующемуся преимущественно пред прочими уважением дагестанцев.

... Но, несмотря на все сие, я и помощники мои весьма часто встречали сопротивление, которое иногда увещаниями, подарками некоторым старшинам удавалось преодолеть. В некоторых же местах жители вооруженною рукою воспротивились нашему приближению; таким образом целое Сюргялинское общество возстало противу нас и с приближением к границам его открыло на нас перестрелку, принудившую меня ограничиться одним определением инструментально с соседственных хребтов главных деревень онаго, а горы обрисовать на глазомер; жители акушинских деревень Акуши, Уллу-ая с приближением нашим, заняв высоты, ведущия к ним, начали низвергать каменья, которыми, к щастью, только ранили одного козака ...

... Язык. В владениях шамхала тарковскаго говорят испорченным татарским языком с примесью слов, принятых от других горцев. Наречие сие составляет одно с языком, употребляемым кумыками ... Акушинцы имеют свой собственный язык ... Далее к западу от Казыкумухскаго владения все племена говорят аварским языком, который обыкновенно нами называется лезгинским ...

... Сообщения. От Казыкумуха главная дорога к Дербенту идет в следующем направлении: у самаго Казыкумуха переходит реку Койсу по кладке, спуск к реке очень крут, но к разработке удобен, подъем же менее крут, но в некоторых местах скалист и удобно может быть разработан. От подъема дорога идет на северо-восток около 4-х верст по ровному местоположению до переправы по деревянному мосту чрез небольшую речку, от коей она две версты подымается по косогору в селение Хуналю; от онаго дорога около 4 верст продолжается по беспрестанно возвышающейся местности на хребет, отделяющийся от горы Хукзунту-даг. Хотя сей подъем в нынешнем положении немного и затруднителен, но к разработке весьма удобен. От сего хребта она продолжает следовать до 3 верст косогором до другаго небольшаго хребта, отделяющегося от той же горы, спустившись с последняго хребта на 4 версты, продолжается удобная дорога до подъема на хребет, отделяющийся от горы Шуну-даг. Подъем и спуск на сей хребет не затруднительны. От него до деревни Улучре 1 1/2 версты следует дорога прежним направлением, а от онаго круто поворачивает почти совершенно к югу и идет до 4 верст по небольшой речке, имеющей начало выше селения Улучре, при впадении коей в другую, имеющую начало у селения Танты, дорога опять поворачивает почти на север и в сем направлении, проходя чрез селения Гамшама и Мога, достигает до Акуши, переходя несколько раз с одного берега на другой сказанную речку. От Улучре до селения Акуши на 14 верстах дорога при небольшой разработке может быть удобна для проезда всяких тяжестей. Далее от Акуши дорога, идущая по направлению к Дербенту, проходит чрез селения Моге-Оракхы, Башлы и Великент, у коего соединяется с большою береговою дорогою. От Акуши дорога 7 верст идет довольно широким ущельем и, пройдя чрез деревню Моге, нетрудным подъемом восходит на хребет, составляющий границу между Акушою и Кабадаргою, потом продолжает по покатостям, отделяющимся от сего хребта, до селения Оракхы на 14 верст; [352] за 5 верст пред сим селением пролегает она на полверсты по чрезвычайно трудному каменистому спуску. От Оракхи до сел. Башлов на разстоянии 22 верст дорога переходит в брод реку Гамри-Озень и чрез два небольшие хребта незатруднительными подъемами и спусками. От сел. Башлы до селения Великента на 10 верст дорога совершенно удобна и, перейдя реку Большой Богим в брод, идет лесом до самаго Великента.

Вся дорога от Акуши до Великента довольно хороша и с небольшими исправлениями может быть сделана удобопроходимой для арб.

Вообще от Акуши по направлению к Дербенту, Таркам и Миатринской переправы ныне существующия сообщения с некоторыми малозначущими улучшениями способны для движения всякаго рода тяжестей.

Источник
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 26.01.2015, 00:50 | Сообщение # 146
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline


 
ТукмагомедДата: Понедельник, 26.01.2015, 01:59 | Сообщение # 147
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Рапорт Дербентского военно-окружного начальника ген.-м. Тараканова ген.-м. Коцебу о положении в Аварии и Акуше.

6 мая 1843 г.



...  в Акушинском обществе по дорогам и деревням заметно сильное движение народа; Акушинский кадий получил от Шамиля письмо, в котором тот писал ему, кадию, чтобы они не опасались и что он не намерен идти в Акушу, а думает двинуться с войсками в Анапу. Письмо это было прочитано при собрании народа и акушинцы, не доверяя словам Шамиля, а полагая, что он желает обмануть их в общем совете положили, приготовиться к отпору. Для охранения же от нечаянного нападения неприятеля выставлены везде караулы.

... Известно, что в Акуше существуют партии: одна за кадия, другая против его, а потому выдвинутый бат. с орудиями в сел. Калу или Великент, много будет способствовать к ободрению первых и уменьшит энтузиазм последних;

... К сему обязываюсь присовокупить, что акушинские бараны, находившиеся на зимовниках в Дербентском уезде, уже почти все угнаны в горы. Возвращение баранов сих отсюда в сравнении с угоном прошлых лет последовало несравненно ранее. Это одно обстоятельство в прошлом году, удерживало более на нашей стороне акушинцев.

Источник
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 26.01.2015, 02:16 | Сообщение # 148
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Воззвание ген. Лидерса к акушинцам и цудахарцам с требованием подчиниться царскому правительству.

15 марта 1844 г.



...  вы акушинцы и цудахаринцы, вы в тысячу раз виновнее всех прочих племен пред российским императором.

Вы составляли многочисленное, сильное и богатое племя, сохранили полную свою независимость и свое собственное народное правление, находились в цветущем положении под могущественным покровительством России, не платили податей, не исправляли никаких повинностей, не имели решительно никаких поводов к возмущению и в то же время сохранили все средства, чтобы противиться замыслам Шамиля. А потому измена ваша, набег на Шамхальское владение и попытка на Низовое укрепление, ничем не оправдываются и не могут остаться без наказания.

... Жители акушинские и цудахаринские, уговариваю вас, покоритесь добровольно. Вам ли бороться с могущественным императором России. Перед его обширным царством весь Кавказ как капля воды пред Каспийским морем, как песчинка пред Эльбрусом, как звезды перед солнцем. Помощи вы ни откуда не получите. Другие огромные силы идут на Шамиля и вам на него нечего надеяться; подлый обманщик, вовлекши вас в мятеж, подвергнул праведному гневу российского государя, а сам трепещет за собственную жизнь; чтобы спастись — хотел бежать с Кавказа под предлогом поклонения в Мекку; собственные его мюриды его не пустили: разоряя вас вконец, он сам лишь обогащается и тучнеет вашим достоянием.

Если же вы не покоритесь добровольно и окажете сопротивление, то объявляю вам решительно — вы будете жестоко наказаны. Акуша, Цудахар и все ваши аулы будут вконец разорены, не оставлю камня на камне, так, что тот, кто избегнет казни, не узнает места, где были аулы.

Источник
 
ТукмагомедДата: Четверг, 26.03.2015, 06:54 | Сообщение # 149
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Величко В. Л. "Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы." 1904 г.

ГОРЦЫ ДАГЕСТАНА

... Лезгинские племена, населяющие Дагестан, обладают серьезными способностями и к сельскому хозяйству, и к торговле (особенно кази-кумухцы), и к прикладным художествам; их кустарные изделия издревле славятся во всей Передней Азии. К земле они прилагают столько вдумчивого труда, сколько русскому крестьянину и не снилось; они, например, прилепляют к голым скалам искусственные каменные площадки, наносят туда землю и разводят там огороды или мотыгой возделывают пашни.

В них много истинного благородства: мужество, верность слову,
редкая прямота. Многие племена, например, считают убийство из засады позорным, и у них
есть пословица, гласящая, что «врагу надо смотреть в глаза». Самый поверхностный взгляд на
дагестанцев убеждает в том, что они — люди с достоинством. Разумеется, не все таковы: есть «воровские ущелья», т.е. племена, пользующиеся плохой репутацией в самом Дагестане.

Забота о просвещении, о развитии и художественном подъеме кустарных промыслов, — все
это понятно дагестанцу и было бы им оценено по достоинству: в противоположность некоторым другим горцам, он не только хищная птица, какою рисуют его поверхностные наблюдатели, но и человек, чрезвычайно способный в культуре.

Дагестан за отсутствием собственной житницы, он всегда будет
экономически, а стало быть, и политически, в руках русской власти; его всегда можно будет
взять голодом, так как путей для подвоза хлеба очень мало, всего два-три.

Разница между дагестанскими и прочими горцами-мусульманами заключается в том, что
последние в большинстве культурно ниже и более разнообразны по племенному
происхождению, обычаям, духовному и социальному складу.

Они в основе язычники,
какого бы исповедания формально ни придерживались. Родовое начало и обычаи — нормы их
жизни. С нашей так называемой цивилизацией у них ничего общего нет, и, пожалуй, быть не
может, так как она по своим основным началам противоречит их природе, внутренней и
внешней. От столкновения с чуждой им культурой они или съежатся (уберутся подальше в
горные дебри), или совершенно обезличатся, или, что вернее, погибнут. Нельзя не заметить, что горец, побывавший в городах, хлебнувший растленной «цивилизации» и научившийся по-
русски, — обыкновенно ненадежный, дрянной человечек, если совершенно не обрусел, как
многие осетины; высокие же духовные черты своеобразной психологии легче всего встретить в
горце, нетронутом цивилизацией: он надежнее и нравственнее ...
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 30.03.2015, 07:26 | Сообщение # 150
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Услар П.К. Последние сведения о трудах ген.-м. П.К. Услара // Записки Кавказского отдела Императорского русского географического общества. Тифлис, 1866. Кн. VII. Вып. I. Отд. III. С. 39. >>>



«С горцами всего чаще объяснялись мы на котором-нибудь из тюркских наречий через переводчика. Таковое посредничество еще более затемняло дело и, сверх того, наложило на нашу номенклатуру вовсе неуместный татарский характер. Так например находим мы: чай, даг, су, кенд и прочее и прочее там, где едва-ли можно отыскать туземца знающего слово по татарски. Названия аулов обыкновенно записываются так, как называют их не сами жители, а соседи – Татары ...»
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Статистические сборники 18-20 веков (Население, занятость, природные условия ...)
Страница 10 из 11«12891011»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz