ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Понедельник, 11.12.2017, 12:42
  Абу Хамид ал-Гарнати (1080-1169) - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Абу Хамид ал-Гарнати (1080-1169) ("Подарок умам и выборка из чудес")
Абу Хамид ал-Гарнати (1080-1169)
ТукмагомедДата: Суббота, 12.11.2011, 02:50 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Андалуси родился в Гренаде в 1080 г. Подобно многим своим соотечественникам, покинул Андалусию, чтобы продолжить образование в центре мусульманского мира. Морем, мимо Сицилии и Мальты, он прибыл в Александрию в 511/1117-18 г., слушал там лекции ученых, а в следующем году перебрался в Каир, в то время второй (после Багдада) культурный центр мусульманского мира. Через год или два ал-Гарнати направился в Багдад. В 1130 г. мы видим его в Абхаре, по дороге в Ардебиль, крупный город Южного Азербайджана, хотя ясно, что не этот город был целью его путешествия, так как в том же году он переваливает через горы в Муганскую степь и оттуда через Апшеронский полуостров попадает в Дербент. В следующем году ал-Гарнати уже живет в Саксине, городе в низовьях Волги. В Дербенте (или в одном из селений под Дербентом) его принимает эмир, которому он преподает уроки мусульманского права, в Саксине у него собираются местные правоведы, к нему приходят за разрешением трудных случаев. Саксин на 20 лет стал домом ал-Гарнати. Оттуда он совершал поездки в Булгар (1135-36), где пробыл по крайней мере зиму и лето, и дважды побывал в Хорезме. В 1162 г., будучи в Мосуле, он написал сочинение, озаглавленное сначала Тухфат ал-албаб («Подарок умам»), а затем в несколько более полной редакции получившее то название, под которым оно более всего известно: Тухфаг ал-албаб ва нухбат ал-а 'джаб («Подарок умам и выборка из чудес»). Окончив Тухфат ал-албаб, ал-Гарнати переехал в Сирию, где и скончался в 1169-70 г.

АБУ ХАМИД АЛ-ГАРНАТИ

ПОДАРОК УМАМ И ВЫБОРКИ ДИКОВИНОК


ТУХФАТ АЛ-АЛБАБ ВА НУХБАТ АЛ-А'ДЖАБ

"... А недалеко от Дербента есть большая гора, у подножия которой — два селения; в них живет народность, которую называют зирихгаран (Кубачи, Угбук), то есть бронники; они изготавливают всякое воинское снаряжение: кольчуги, и панцири, и шлемы, и мечи, и копья, и луки, и стрелы, и кинжалы, и всевозможные изделия из меди. Все их жены и сыновья, и дочери, и рабы, и рабыни занимаются всеми этими ремеслами. И хотя нет у них пашен и садов, добра и денег у них больше, чем у других, потому что со всех сторон привозят к ним люди всякие блага.

Нет у них религии (ислама), но они не платят джизью. А когда умирает у них кто-нибудь, то если это был мужчина, то отдают его мужчинам, которые в подземных домах; они отсекают члены мертвого, и освобождают кости от мяса и мозга, и собирают его мясо, и кормят им черных воронов, стоя с луками и не давая другим птицам съесть хоть что-то из его мяса. А если это была женщина, то отдают ее мужчинам, которые под землей, они вынимают ее кости и кормят ее мясом коршунов, стоя со стрелами и не давая другим [птицам] приблизиться к ее мясу (зороастриский ритуал).

А я спросил эмира исфахсалара Абд ал-Малика ибн Абу Бакра в Дербенте: «Как вы позволяете этому народу не принимать ислама и не платить ни джизыо, ни харадж ?» Он сказал: «Они — печаль царей. Раз отдал мне приказ эмир Сайф ад-Дин Мухаммад ибн Халифа ас-Сулами, правитель Дербента, да помилует его Аллах (а я видел его, и он оказал мне почет, да воздаст ему Аллах благом), и вышел я [в поход], собрав множество тюрков и других, и вышел эмир во главе дербентцев, и пришли народы с гор: лакзан, и филан, и другие. И было наше войско подобно морю. И направились мы к этим двум селениям, а у них нет ни крепостной стены, ни цитадели, они [только] заперли свои двери. А я был первым, кто вошел в одно из этих селений, и вот из-под земли вышла группа мужчин, на которых не было оружия, они стояли и указывали руками на горы, говоря на языке, который я не понимал, затем скрылись под землей. И обрушился на нас холодный ветер и такой сильный снег, что мы ничего не видели, а небо сыпало на нас снег и град. Мы повернули назад, и не знал ни я, ни другие, куда идти. И убивали мы друг друга из-за того, что налетала сильная лошадь на слабую, и та падала вместе со своим всадником, и люди шли по нему, и погибали и он и лошадь. И кто-то, не знаю кто, пробил мне стрелой левое плечо, и она вышла под мышкой, и я чуть не погиб; я крепился, пока мы удалились от них на несколько фарсахов и прекратился этот снег, и ветер, и град (а мы потеряли много народу из войска), тогда я вытащил стрелу из-под мышки и болел из-за нее еще четыре месяца. И не смогли мы взять с них ни одной лепешки и не убили из них ни одного». Это не что иное, как колдовство этих самых людей, которые вынимают кости мертвецов и кладут их в мешки,— богатых и знатных — в мешки из золотой румийской парчи, а рабов и невольниц — в [мешки] из коленкора и тому подобной ткани. И подвешивают их в доме и пишут на каждом мешке имя того, кто в нем. И это очень удивительно."

(пер. О. Г. Большакова)
Текст воспроизведен по изданию: Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Суббота, 12.11.2011, 02:56
 
ТукмагомедДата: Суббота, 12.11.2011, 03:05 | Сообщение # 2
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Зороастризм в средневековом Дагестане.

"... В 461 г. Южный Дагестан был включён в состав сасанидского Ирана в качестве отдельного наместничества. Персы создали здесь целую сеть военных поселений с центром в г. Дербенте. Иранские наместники – марзбаны (перс. «хранители границ»), возвели здесь грандиозные оборонительные сооружения для защиты северных границ империи, а также распространили государственную религию тогдашнего Ирана – зороастризм..."
 
дарго_магомедДата: Суббота, 12.11.2011, 13:33 | Сообщение # 3
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Конечно, все может быть, но все ж мало веры этому Абу Хамиду.. Наговаривает он на дагов по-моему: не мусульмане, значит можно все что угодно про них говорить. Тот же принцып и сегодня многие используют.

А про зороастризм, может, отдельную тему?


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Суббота, 12.11.2011, 14:36 | Сообщение # 4
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Quote (дарго_магомед)
Конечно, все может быть, но все ж мало веры этому Абу Хамиду.. Наговаривает он на дагов по-моему: не мусульмане, значит можно все что угодно про них говорить.


ал-Гарнати, описывет обряд погребения у зороастрийцев, но, правда, в несколько наивной форме. Но, по сути, все верно: тела усопших оставляли в специальных открытых башнях или пещерах, которые называются "дахмы". Хищные птицы съедали плоть, а кости собирали и хранили в "костехранилищах" - астоданах. Это традиция не местная, а пришлая из домусульманской Персии, а кубачинцы имели с ними очень широкие контакты.

Quote (дарго_магомед)
А про зороастризм, может, отдельную тему?


Лучше создать сразу отдельный раздел -"Религии".
 
дарго_магомедДата: Суббота, 12.11.2011, 14:44 | Сообщение # 5
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
"оставляли в специальных открытых башнях или пещерах," - это одно, а
"отсекают члены мертвого, и освобождают кости от мяса и мозга, и собирают его мясо, и кормят им черных воронов, стоя с луками и не давая другим птицам съесть хоть что-то из его мяса. " - немного другое...

И про колдовство - бред, однозначно.


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
дарго_магомедДата: Суббота, 12.11.2011, 14:46 | Сообщение # 6
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1247
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
Лучше создать сразу отдельный раздел -"Религии".

Тут есть немного про религии


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Суббота, 12.11.2011, 15:56 | Сообщение # 7
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Quote (дарго_магомед)
"оставляли в специальных открытых башнях или пещерах," - это одно, а
"отсекают члены мертвого, и освобождают кости от мяса и мозга, и собирают его мясо, и кормят им черных воронов, стоя с луками и не давая другим птицам съесть хоть что-то из его мяса. " - немного другое...


Согласен, современному культурному человеку трудно понять все эти "технологии". Но если абстрагироваться от привычных нам морально-этических аспектов и рассматривать только сам данный способ погребения умерших, то определенная логика здесь просматривается. К тому же надо учесть, что подобные манипуляции с телами умерших были, скорее, нормой, еще, с древнейших времен. Те же древние египтяне, вынимавшие у усопших мозги и внутренности и хранившие их в запечатанных сосудах рядом с забальзамированными телами. А сколько людей, до сих пор, ходят посмотреть на выпотрошенное и высушенное тело Ленина? А использование трупов младенцев в косметической индустрии? Так что, если говорить о тенденциях, то они говорят не в пользу современного человека.

P.S. Я лично отношусь к подобным вещам как к "разновидности хирургии". При этом, заглядывать в "операционную" у меня нет ни малейшего желания. wink
 
ТукмагомедДата: Пятница, 22.02.2013, 05:44 | Сообщение # 8
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Выше Дербента входил я в горы Калалат, в которых [обитает] множество народов, все они мусульмане, следующие исламу, да помилует их Аллах! Они говорят на разных языках, а число их [народов] знает только всевышний Аллах. Они живут на высоких вершинах гор, где очень холодно, и одеваются люди из-за сильного холода в меха, а кроме того, на них еще тяжелые накидки 15. Люди этой страны живут долго, и много у них всяких благ, таких, как мед, и мясо, и фрукты в их долинах. Они народ великодушный, и есть у них простые мечети и соборные. И в каждой мечети около михраба есть помещение, которое называют «казна» 16; когда умирает тот, у кого нет наследника, то его имущество отдают в это помещение и предназначают его для путников, там хранится также часть зеката 17. А в противоположном конце мечети есть большое помещение 18[4], предназначенное для иноземных неученых гостей, что же касается людей науки 19, то их везут в свои дома. Я жил у одного из их эмиров, известного под именем Абу-л-Касим; его рабы каждый день резали для меня барана, я говорил им:
«Разве ничего не осталось от того барана?»—а они отвечали: «Да, [осталось], но наш господин нам так приказал» 20.

Этот эмир читал под моим руководством «Удовлетворяющую книгу» ал-Махамили 21 по фикху 22; а он — да помилует его Аллах! — говорил на разных языках, таких, как: [5] лакзанский (лезгинский), и табаланский (табасаранский) 23, и филанский (акушинский), и закаланский (урахинский), и хайдакский, и гумикский (лакский), и сарирский (аварский), и аланский, и асский, и зарихкаранский (кубачинский) 24, и тюркский, и арабский, и персидский. У меня на занятиях присутствовали люди из этих народностей, и он объяснял [содержание этой книги] каждой народности на ее языке 25

Источник.
 
WERDUM1380Дата: Суббота, 23.02.2013, 17:22 | Сообщение # 9
я тут недавно
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 23
Статус: Offline
Цитата (Тукмагомед)
Этот эмир читал под моим руководством «Удовлетворяющую книгу» ал-Махамили 21 по фикху 22; а он — да помилует его Аллах! — говорил на разных языках, таких, как: [5] лакзанский (лезгинский), и табаланский (табасаранский) 23, и филанский (акушинский), и закаланский (урахинский), и хайдакский, и гумикский (лакский), и сарирский (аварский), и аланский, и асский, и зарихкаранский (кубачинский) 24, и тюркский, и арабский, и персидский. У меня на занятиях присутствовали люди из этих народностей, и он объяснял [содержание этой книги] каждой народности на ее языке 25.
 
А с чего ты взял что филанский это акушинский и закаланский это урахинский? И разве акушинцы и урахинцы не на одном языке говорят?
 
ТукмагомедДата: Суббота, 23.02.2013, 17:42 | Сообщение # 10
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Цитата (WERDUM1380)
А с чего ты взял что филанский это акушинский и закаланский это урахинский? И разве акушинцы и урахинцы не на одном языке говорят?

Можно вычислить, сопоставляя с другими источниками. Хотя по Филанам есть существенный люфт от Губденцев до Агульцев. 

Акушинцы и Урахинцы говорят на диалектах одного языка, но в Средние века насчет этого не заморачивались.
 
WERDUM1380Дата: Суббота, 23.02.2013, 17:49 | Сообщение # 11
я тут недавно
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 23
Статус: Offline
Цитата (Тукмагомед)
Можно вычислить, сопоставляя с другими источниками. Хотя по Филанам есть существенный люфт от Губденцев до Агульцев.  Акушинцы и Урахинцы говорят на диалектах одного языка, но в Средние века насчет этого не заморачивались.

Можешь привести доказательства что филанский это акушинский и закаланцы это урахинцы?
 
ТукмагомедДата: Суббота, 23.02.2013, 18:53 | Сообщение # 12
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
Цитата (WERDUM1380)
Можешь привести доказательства что филанский это акушинский и закаланцы это урахинцы?

"Филан упоминается также в добавлении, которое находится в некоторых рукописях Истахри ... описание ведется в таком порядке: ал-Баб; Маскат (на побережье); страна лакзов; затем (между ней и ал-Бабом) Табарсаран; затем выше него, Филан ... Источник.

Из этого источника можно понять, что Филан находится в горах за Табасараном, в северо-западном направлении, следуя за мыслью рассказчика, ведущего перечесление земель с юга на север. Прямо на север от Табасарана - Хайдак, на северо-запад зирихгераны (кубачинцы), оба этих народа Гарнати перечисляет отдельно. Значит филанами можно считать следующими в северо-западном направлении сирхинцев, которые часто входили в Акушинский союз. Филан, это не название конкретного народа, а часть титулатуры, оставленной персами. Поэтому под филанами можно понимать союз народов в котором ядро могли составлять именно акушинцы (усишинцы). Из-за этого такой разброс в этом союзе от Губдена до Агула.

По поводу закаланов ...

У Низам-ад-Дина Шами есть такой отрывок: "... взяли также крепость Деркелу и оттуда, повернув обратно к обозу (то есть, обратно на юг), покорили также область Зирих и область Килан ..."

Здесь, Деркелу - Доргели, Зирих - Зирихгеран, Килан - Хюркилан.

Хюркилан (Килан), это наиболее близкое к даргинскому оригиналу название урахинского общества Каба-Дарго. Вот именно с ним и можно ассоциировать "закаланский язык" в списке Гарнати.
 
ТукмагомедДата: Понедельник, 01.07.2013, 18:43 | Сообщение # 13
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1648
Статус: Offline
"И приняли из его рук (Масламы ибн Абд ал-Малика) ислам многочисленные народы:

в том числе: лакзан, и филан, и хайдак, и заклан, и гумик, и дархах. Всего этих народов — семьдесят народов, и у каждого народа свой язык."
 Источник.

Ал-гарнати описывает события 8-го века. То есть, уже в это время существовал этноним похожий на современное самоназвание даргинцев.
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Абу Хамид ал-Гарнати (1080-1169) ("Подарок умам и выборка из чудес")
Страница 1 из 11
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz