ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Воскресенье, 22.10.2017, 12:56
  Католичество в Кайтаге 13-15 веков - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 41234»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Католичество в Кайтаге 13-15 веков (... и другие направления христианства в Дагестане)
Католичество в Кайтаге 13-15 веков
ТукмагомедДата: Четверг, 03.11.2011, 23:36 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
КАТОЛИЦИЗМ В ДАГЕСТАНЕ

(Средние века)

А.Е.Криштопа (Видео) (историк, доцент Даггосуниверситета)


Когда впервые католическая вера пришла в Дагестан? Как распространялась она в этом краю? И какова была судьба ее первых исповедников? Мне удалось найти лишь одну работу, прямо посвященную данной теме - это доклад на XXV Международном конгрессе востоковедов (Москва, 1960) французского историка Жана Ришара из г.Дижона: "Латинские миссионеры у кайтагов Дагестана в XIV в." (Jean Richard. Les Missionaires latins ches les Kaitak du Daghestan (XIV-e - XV-e siecles). Но поставленные вопросы заставили привлечь и другие материалы - прежде всего, это сочинение архиеп. Жана де Галифонтэна "Книга познания мира" (Joannes de Galonifontibus. Libellus de notitia orbis) 1404 г.; работа историка Ф.К.Бруна (1867 г.) о путешественнике-воине XV в. Иоганне Шильтбергере и др.

Начать придется с необходимых кратких сведений о проникновении католичества на Северный Кавказ. Еще в 1192 г. император Византии Исаак Ангел возобновил прежнюю привилегию итальянских купцов-генуэзцев, позволив им посещать все земли своей державы, "включая Русь и Матраху". Матраха - старинное поселение на Таманском полуострове, которым в разное время владели, по-разному его именуя: византийцы - Таматарха, русские - Тмутаракань, итальянцы - Матрега. Вслед за купцами на эту окраину Северного Кавказа пришли клирики. Например, определенно известно, что венгерские доминиканцы, отправившиеся в 1236 г. за Волгу на поиски Великой Венгрии (прародины мадьяр), высадились именно в Матреге, ведь отсюда давно были проложены пути и на Русь, и на Волгу, и на Дербент. Отметим кстати, что в XIII в. доминиканцы основали монастырь в Тифлисе - именно через них первые известия о жителях Северного Кавказа достигли Европы.

К 1288 г. относится известие о гибели двух францисканцев в "Каспийских горах". Однако Ж.Ришар все же остерегается относить этот факт к Дагестану: ведь по одной версии, убийцами их были аланы, другая - относит это к Иберии, т.е. Грузии (округ Каспи). Но в то же время Марко Поло (конец XIII в.) упоминает о генуэзских кораблях на Каспии, которые "стали плавать сюда недавно", торгуя гилянским шелком. И вряд ли при этом Дербент не привлек их внимания...

Между тем, проповедь католицизма все чаще раздавалась в соседних странах. Все больше генуэзских и венецианских колоний возникало в Крыму, а затем и на кавказском берегу от Сухуми до устья Дона. На южной окраине Закавказья ильхан Абу-Саид (1317-1335) из монгольской династии Хулагу-хана, правившей Ираном и сопредельными землями, дал согласие Папе Иоанну XXII основать архиепископство в своей столице Султании. Вскоре другое католическое архиепископство возникло на Нижней Волге в Сарае - столице соседней Золотой Орды. Их миссионерская деятельность ширилась, успех их проповеди закреплялся созданием миссий - опорных пунктов, называемых в исторических трудах "епископскими центрами". Некоторые из них вплотную примыкали к пределам Кавказа: с юга - в Тебризе, Мараге, Сарабе, Тифлисе, а с севера - в Тане (устье р.Дон).

Третье архиепископство возникло в Матреге: его главой был назначен Иоанн Зихский (Jean de Ziquie), черкес по происхождению. Это произошло 21 февраля 1349 г. в г.Авиньоне. Подробности, полвека спустя, сообщил в своих записках Жан де Галифонтэн: "Иоанн был одним из знатных людей Черкессии, но попал в плен и был продан в Геную, там он был освобожден, учился". Допущена лишь одна ошибка: Жан, сам, будучи доминиканцем, причисляет к своему ордену и Иоанна. Но, как заметил исследователь этих записок Л.Гарди, Иоанн Зихский был францисканцем - это ясно видно из буллы Папы Климента IV.

К 1358 г. архиепископу Иоанну Зихскому были даны полномочия облекать саном епископа (к тому времени уже существовал епископский центр Маппа (Анапа)). Тогда же Иоанн докладывает римской курии, что его "провинция" распространяется до Железных Ворот (Ж.Ришар считает, что это Дербент), откуда "на расстоянии восьми дней пешего хода (т.е. около 200 км.) нет другого епископства латинского обряда". Действительно, дальше к югу, примерно на этом расстоянии, могли уже начинаться пределы влияния миссий архиепископства Султанийского - Сараба, Тебриза, Мараги.

В 1363 г. возникла необходимость разграничить пределы парафий Таны и Маппы. Обе принадлежали к разным архиепископствам (Сарая и Матреги), а потому понадобилось основательное размежевание: одним из последствий стало выделение особого "епископства Каспийских гор" (точную дату его основания установить трудно, но, во всяком случае, в 1363 г. оно уже существовало).

Такова была предыстория проповеди католицизма в Дагестане. К тому же она объясняет, как Дагестан оказался в пределах архиепископства Матреги, а не Сарая или Султании. Ж.Ришар, отметив сравнительно меньшее влияние итальянских торговых колоний на духовную жизнь этой части Кавказа, все же замечает: "Тем не менее, итальянские торговцы не пренебрегали Дагестаном, и подъем здесь католических миссий побуждает нас к отысканию следов их проникновения сюда. Район Железных Ворот (Дербента) был, несомненно, местом неминуемым для тех, кто ехал в "Северную Татарию" (Сарай), и кто возвращался в "Восточную Татарию" (Тебриз); ... быстрое развитие церковной провинции Матреги должно было происходить вдоль пути, которым следовали торговцы, направлявшиеся в Дербент, и важность порта Матрега, ставшего с XIV в. генуэзской колонией, должна была в особенности соответствовать важности торговли, которая проходила по этой дороге". Иначе говоря, необычная конфигурация территории архиепископства Матреги, длинной полосой растянувшейся от Тамани и черноморского побережья вдоль подошвы Большого Кавказа до Дербента (включая Внешний, т.е. Восточный Дагестан) объясняется прохождением международного торгового пути, соединявшего Матрегу и Дербент. Купцы проложили дорогу миссионерам.

Сведения об их деятельности довольно скудны - булла Папы Бонифация IX гласит: "Итак, в далекие времена к восточным частям прибыли верующие мужи из ордена братьев-миноритов, из общества пилигримов в названные Тартарию и Бакинское море, евангелизируя также близлежащие части в Стране Кайтагской (in Chaydakensi patria) ...Chomek, Thuma, Dergweli, Michaha с лагерями (или укреплениями? - cum castris) и деревнями, в большом числе не побоялись перейти в христианскую веру". В издании этого текста у Ф.Бруна географические названия даны несколько иначе: Comech, Thuma, Tarchu, Davech, Michaha. Документ этот относится к 1401 г., однако, там евангелизация страны Кайтагской отнесена к "далеким временам" (но не ранее 1363 г.). Итак, вскоре после 1363 г. в этой земле началась миссионерская деятельность. В приведенных названиях поселений, где она имела успех, можно уверенно узнать нынешние с.Тарки, Дургели и видимо Дубек и Мекеги. Менее ясны - Chomek и Thuma (Ж.Ришар видит в них - Кумух и Тюмен - прим. это невозможно, т.к. они не входили в состав Кайтага).

В капитальном собрании источников о деятельности францисканцев на Востоке (Girolamo Golubowich. Bibliotheca biobibliografica delle Terra Santa e dell'Oriente franciscano, t.V, p.92) приведен текст 1370 г., где названы три кавказских епископа - среди них Лазарь Таркинский. Приводящий эти сведения Ж.Ришар, добавляет о нем: "Первый, имя которого кажется именем лезгинского (т.е. дагестанского) епископа греческого вероисповедания, перешедшего в католицизм, является без сомнения штатным главой Таркинского (епископского) центра", - и далее замечает (Жан Ришар в 1960 г.!): "Многие епископы Кумука (Кайтага) были назначены Папой: несомненно, именно здесь была резиденция епископа Каспийских гор" (последние три слова даны по-латыни, как титул главы католиков Дагестана, оформившийся еще в XIV в.). К сожалению, дижонский исследователь при этом не приводит никаких источников в этой своей публикации.

Весьма вероятно, что в эти годы, образно говоря, меняется соотношение "удельных весов" трех архиепископских центров на Кавказе:

во-первых, в 1368 г. в ходе династического переворота в Китае главная архиепископская кафедра Монгольской империи ("архиепископство Ханбалыкское") покинула Пекин и перешла в Кипчак (Золотую Орду) - ее глава сделался митрополитом и это, конечно, подняло статус Сарайской кафедры (среди ее персонала преобладали францисканцы);

во-вторых, в 1376 г. в Матреге умер архиеп. Иоанн Зихский - почти 30 лет спустя, Ж. де Галифонтэн с почтением вспомнит его, добавив: "там он жил и долго держал свою землю, и обратил в христианство многих из своего народа" - позже мы уже не видим здесь столь влиятельных иерархов;

наконец, в 1377 г. началась карьера самого Ж.де Галифонтэна: Папа Григорий XI назначил его епископом Нахичевани - этим влияние архиепископства Султанийского продвинулось еще далее вглубь Кавказа.
Итак, влияние архиепископства Матреги на Кавказе падает, а "архиепископства Ханбалыкского" (в Сарае) - растет. Может быть, поэтому понтификальная булла 1392 г. разрешает викарию "Северной Татарии" пополнить ряды миссионеров "епископства Каспийских гор" и насчитывает там более 10000 обращенных! Проверить эту внушительную цифру по другим источникам, к сожалению, невозможно. Зато нет сомнения в том, что некоторым здешним католикам удавалось подчас занять видные места в иерархии ордена францисканцев. Ж.Ришар сообщает об уроженце Дагестана по имени Антуан Солпан который накануне нашествия Тимура был "посланцем от имени резидента Ордена в викариат России и в крепости Сарая". Есть также два сообщения о смерти епископов "Каспийских гор" - одного в 1389, другого - в 1396 гг. Об обстоятельствах их кончины не говорится. Между тем, вторая дата совпадает с нашествием Тимура на земли Дагестана к югу от с.Тарки (здешние источники подчеркивают особую жестокость Тимура к иноверцам). Историки согласны с тем, что это нашествие Тимура стало "началом конца" христианства в Дагестане, хотя в отдельных его уголках оно продержалось еще почти сто лет. В нашу тему не входит разбор военных действий этого очередного "бича Божия" из Центральной Азии - здесь нас интересует лишь его отношение к различным конфессиям. Прагматик Тимур охотно поддерживал взаимовыгодную торговлю с Европой, ради этого наделял льготами "франков" - торговцев и дипломатов; не исключал он и политического союза с Западом против турок. Однако, покоряя одну за другой сопредельные страны, он был беспощаден к тамошним иноверцам. Жестокость его к католикам Дагестана косвенно подтверждают и народные предания, и свидетельства придворных историографов Тимура. Те сообщают о длительной осаде здешней крепости Ушкуджа - это закончилось уничтожением всех ее обитателей-иноверцев, из их трупов Тимур повелел соорудить холмы. Среди историков преобладает мнение, что речь тут идет о даргинском селе Усиша (прежде Ускиша или Ускича). Там доныне сохраняются предания о прежнем христианстве: упорствуя в этой вере, жители его последними в округе приняли ислам; кроме преданий о здешней большой церкви, в селе издавна хранили крест из золота и серебра и "одежду епископа" - они исчезли в начале 30-х гг. нашего века и потому теперь невозможно более точно определить конфессиональную принадлежность здешних христиан (предания эти собрал и опубликовал этнограф Б. Алиев).

У тех же историографов приведены названия и других здешних крепостей, разрушенных Тимуром: Нергес, Мика, Балу, Деркелу. По крайней мере, два из них совпадают с названиями "епископских центров", упомянутых в булле Бонифация IX: Деркелу = Dergweli (ныне с.Дургели), Мика = Michaha (Михкя (?), т.е. ныне с.Мекеги). Итак, удар не миновал католиков "Страны Кайтагской". Можно добавить еще Tarchu (с.Тарки): хотя он не упомянут в числе уничтоженных, зато здесь в 1396 г. долго стоял обоз Тимура, и вряд ли это пошло на пользу здешним католикам.

Одним словом, как гласит понтификальная булла 1398 г.: "Многочисленные города с их церквами и большая часть страны были опустошены огнем, много верных были убиты врагами или уведены в плен, богатые стали нищими и доктрина Евангелия, замерев на устах у тех, кто проповедовал ее, прекратила распространяться"... Как пишет венгерский историк Л.Тарди, эта булла была вручена в Риме еп.Нахичеванскому Ж. де Галифонтэну - вскоре, 26 августа 1398 г., Папа Бонифаций IX произвел его в "архиепископы Султании и всего Востока" (он стал восьмым по счету). По его совету Папа повелел давать индульгенции тем, кто жертвовал деньги на восстановление разрушенных Тимуром церквей в Грузии и Армении и на выкуп плененных им христиан. В булле 1398 г. прямо отмечено, "...что если бы жителям этих краев не оказывались помощь и поддержка, то вера давно была бы уничтожена мечом неверных".

Из той же буллы следует, что католики Страны Кайтагской оказали сопротивление Тимуру, отмечена даже попытка помощи их итальянских единоверцев: "некий генуэзец Антуан Реккана (Reccana) даже основал общество с целью спустить на Каспий суда, собрать воинов и положить конец нашествию Тимура" - говорит Ришар. Но далее источники сообщают о неудаче этого начинания: "После того как... (Реккана) перешел... означенное море, и ему, некогда счастливому, повезло - (тем не менее), он, все же оставив поклонение Богу и распространение веры, решил заняться делом более выгодным". Ж.Ришар поясняет это: "...Антуан Реккана, располагавший кораблями, не мог удержаться от желания использовать их для того, чтобы торговать с другими странами у Каспийского моря... Реккана без сомнения убедился (между 1396 и 1401 гг.) в расположении этого последнего (т.е. Тимура) по отношению к торговцам и поторопился этим воспользоваться...

...Но один фрацисканец, родившийся в Дагестане - Антуан Солпан (Antoine Solpan), "посланец от имени резидента Ордена в викариат России и крепости Сарая" - добился от римского Папы позволения возобновить этот проект. Организация военного флота на Каспийском море была одобрена, участникам этого предприятия была пожалована индульгенция, и Антуан Солпан был назначен главнокомандующим". Это отражено и в булле 1398 г.: "Теперь же, как мы утверждали, некоторые христиане по той же самой причине пытаются перейти широкое море в надежных кожаных шлемах и со своими людьми, с опорой на твердую веру живущих в тех краях, но также для наступления и изгнания неверных, поселившихся вблизи вышеназванного моря".

Однако поход не состоялся. В Европе возобладали противоположные мотивы: выгоды торговли с огромной державой Тимура на Востоке, возможность военного союза с ним против турок. Этому соответствовали действия Тимура: он подтверждает прежние привилегии итальянских купцов на Востоке, в 1402 г. через посредство Ж. де Галифонтэна он начинает переговоры с королем Франции Карлом II о торговом договоре - одновременно он наносит страшное поражение турецкому султану Баязету. "Опасность миновала, и мы не слышим более разговоров об организации крестового похода против Тамерлана, чтобы защитить кайтагцев. Но маленькая христианская община Дагестана продолжает жить...", - так подводит итог всем этим событиям Ж.Ришар. ... ->
 
ТукмагомедДата: Четверг, 03.11.2011, 23:36 | Сообщение # 2
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Продолжение ...

Скудные сведения об этих христианах после нашествия Тимура есть в записках Жана де Галифонтэна. Сам он в Дагестане не был, а то, чего он сам не видел - излагает (по его же словам) по сообщениям купцов. Перечисляя те народы "Великой Татарии", среди которых "много христиан", он называет также и "авар", и "тех, центр которых - Kumuch" (видимо, лакцы), и народ "ivlat (ivlach)", в котором первый исследователь этих записок А.Керн хотел видеть "леков" (т.е. дагестанцев). Попутно Ж. де Галифонтэн отмечает, что почти все они умеют говорить по-татарски, а ниже добавляет: "Жизнь этих lagzi едва ли управляется каким-либо (одним) законом: одни из них следуют сарацинам, другие - грузинам, иные - христианам". В этом тексте "закон" означает конфессию, "последователи сарацин" - это, понятно,мусульмане. Но почему "грузины" и "христиане" здесь разделены? Вероятнее всего, автор, как сын своего времени, считает "настоящим христианством" лишь свою конфессию. В таком случае "последователи грузин" - это православные, а под "христианами" надо понимать "лагезов" - католиков, которые уцелели в Дагестане к 1404 г., когда Ж. де Галифонтэн завершил свою "Книгу познания мира". Видимо, жизнь их была близка тому, что видел около 1410 г. в одной из горских католических общин в Осетии близ Джулата (Татартупа) путешественник и воин Иоганн Шильтбергер: "Далее через гористую страну Джулат (Setzulat), населенную большим числом христиан, которые там имеют епископство. Священники их из Ордена Босоногих (Кармелитов), и имеют понятие о латыни, но поют и читают молитвы на татарском языке. Это для того, чтобы их прихожане были более тверды в вере. При этом многие язычники укрепляются в христианской вере, так как они понимают слова, которые священники поют и читают".

Там, где прокатилось нашествие Тимура, налицо упадок и католической жизни: в частности, незаметно никаких следов деятельности архиепископств Сарая и Матреги. Наконец, в 1410 г. Папа Иоанн XXIII передал Ж. де Галифонтэну, "архиепископу Султании и всего Востока" также и "архиепископство Ханбалыка (Пекина)", т.е. верховенство в католических делах в пределах Золотой Орды. Таким образом, в руках Ж. де Галифонтэна соединились оба архиепископства двух огромных азиатских держав. Матрега же превратилась в сеньорию влиятельного генуэзского рода Гизольфи. Т.о. "епископство Каспийских гор", сильно пострадавшее от нашествия Тимура, фактически осталось теперь без руководства. Однако в католических верхах понимали, что помощь ему необходима. Ж. Ришар в своей работе дает своего рода хронику событий: "В 1421 г. новый епископ, назначенный в Китик, привозит с собой буллу-индульгенцию для верующих Каспийских гор; в 1422 г. один генуэзский францисканец начал подыскивать миссионеров для усиления францисканских монастырей (!) в этом районе; в 1433 г. епископ Тарков Atrachitanus привел, в свою очередь, церковников, дабы укрепить в вере ""очень многочисленный христианский народ" Каспийских гор". Здесь Ришар добавляет, что этот епископ Atrachitanus Корнель не должен смешиваться с Астраханским епископом Земли Сарматской, упоминаемым под 1434 г. (но ничем не подкрепляет этого).

Между тем в бассейне Черного моря усиливались турки. Как симптом этой новой опасности выглядит безуспешная попытка рода Гизольфи продать в 1425 г. свою сеньорию Матрегу - бывший центр архиепископства. Примерно в те же годы покидает Кавказ "архиепископ всего Востока" и глава "архиепископства Ханбалыкского (Пекинского)" Жан де Галифонтэн. Последние годы своей жизни он провел в Крыму - здесь и обрываются сведения о нем (сведений о месте и времени его смерти нет).

Захват турками Константинополя в 1453 г. перекрыл черноморские проливы и обрек на сдачу все черноморские колонии (Матрега пала последней в 1482 г.) "Завоевание Османами берегов Черного моря ставило отныне страны Кавказа в положение изоляции. Миссионеры, шедшие из Италии и Польши, не имели теперь возможности добраться до Страны Кайтагской, где христианская община Дагестана приближалась к исчезновению при неясных обстоятельствах", - резюмирует Ж.Ришар и поясняет: "Нельзя упускать из виду, что в XV в. с точки зрения и религиозной и экономической, связи Каффы с Польшей были самыми активными. Львов был основным центром отношений Польши с Крымом".

Об исчезновении католической общины Дагестана сохранилось немного сведений. Уроженец Таны (венецианской колонии в устье Дона), Иосафат Барбаро в конце жизни (он умер в 1493 г.) описал свое путешествие в 1473-1479 гг. в качестве посла Венеции в Персию, ко двору ее тогдашнего правителя Узун-Хасана Ак-Коюнлу. На склоне лет Барбаро вносил в эти записки и все то, что успел узнать о тех землях и событиях уже годы спустя после возвращения оттуда - и это надо все время учитывать, используя его "Путешествия в Персию".

Побывав в 1479 г. в Дербенте, он вспоминает: "...туда отправились братья Св.Франциска и некий наш священник-латинист. Народы, которые живут в этих местах, называются кайтаги (caitacci).., говорят на языке, непохожем на другие; многие из них христиане, из которых часть верует по-гречески, часть - по-армянски, а другие - по-католически..." Затем он говорит о своей беседе с миссионером-доминиканцем, братом Винченцо, который уже около 1487 г. подвизался в "той стране" и сообщил, что дагестанцы-католики подвергались тогда массовому истреблению каким-то войском фанатиков-мусульман, ходивших в газийский поход из Ирана через Ширван, Дербент и Терек в "Черкессию": они "...вошли в Каспийские горы, где есть многие христиане-католики, и в каждом месте, где находили христиан, без всякого сожаления умерщвляли всех: женщин, мужчин, малых и взрослых". Судя по исходному пункту и дате похода, речь шла о вторжении Шейх-Хайдара Сефеви, разбитого впоследствии в Табасаране. Примечательно, что часть его маршрута - от Дербента до Терека - приходилась примерно на те же места, где 90 годами раньше истреблял дагестанских "иноверцев" Тимур.

Точно датировать встречу И.Барбаро с братом Винченцо и его рассказ довольно трудно - где-то между 1487 и 1493 гг. Т.о. в конце XV в. И.Барбаро застает агонию дагестанского католицизма. В те же годы ислам проник и к православным аварцам Западного Дагестана, но сюда его несли "свои", местные проповедники, предпочитавшие обращать земляков-иноверцев - поэтому до сих пор там сохранилось много преданий о прежней "грузинской" вере и т.п. Католикам-кайтагцам пришлось хуже: "чужие" газии предпочитали здесь массовое уничтожение иноверцев. Видимо, поэтому здешние предания о прежней вере очень скудны и глухи - быть может, лишь в предании о "франкском" происхождении кубачинцев сквозят какие-то их следы.

Источник

Дополнительные источники

1. http://century12-14th.ru/  - ВОСТОК-ЗАПАД: ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ (Крестовые походы глазами арабов и европейцев).


2. 'Желтый' крестовый поход.
 
ТукмагомедДата: Пятница, 04.11.2011, 00:10 | Сообщение # 3
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
"Распространение христианства в Дагестане"

Б.Г. Алиев, доктор исторических наук, профессор, научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН, журнал "Народы Дагестана", № 6, 2008 г.


Известно, что до распространения ислама народы Дагестана исповедовали различные религии, в частности иудаизм и христианство различного толка. Христианство проникало в Дагестан как с юга, так и с северо-запада.

С юга христианство в Дагестане распространялось миссионерами из Армении, где христианство стало господствующей религией еще с IV в. н.э. С деятельностью армянских миссионеров в Дагестане связано распространение христианства и среди второго по численности народов Дагестана - даргинцев. Но, конечно, не везде, т.е. не на всей территории, занятой даргинцами в тот период, шло одновременно распространение христианства и притом одинакового толка. Все зависело от того, чьи миссионеры в том или ином районе даргинцев - византийской, грузинской или иной церкви - появились первыми.

Но, как показывают собранные нами сведения, в основном христианство среди даргинцев распространялось с юга и оно было связано с его проникновением и утверждением в районе Дербента. Первые попытки армянской церкви распространить христианство в районе Дербента относятся к IV в., о чем сохранились сведения армянского автора Фавстоса Бузанда. Успехам армянских миссионеров в распространении христианства в Дагестане благоприятствовало и усиление политического влияния армянских царей на Южный Дагестан. Армянские цари, как пишет Егише Вардапет, охраняли от гуннов "северные врата дербентские".

Деятельность армянской церкви в Дагестане находила поддержку и у Сасанидского Ирана. Находясь в состоянии войны с Византией и соперничая с ней за влияние на Кавказе, Иран тем самым пытался заручиться поддержкой народов Кавказа.

Все это и благоприятствовало распространению христианства в Дагестане. Именно "к этому времени был создан очаг христианства в Чоге, т.е. в районе Дербента", откуда, согласно источникам, епископство в 552 г. было перенесено в Партав. Но и после этого, надо полагать, "Чога не перестала быть рассадником христианства" (История Дагестана. М.: Наука, 1967. Т.1. С.164).

Среди крупных населенных пунктов даргинцев предарабского времени были не только указанный выше Варачан, идентифицируемый исследователями с Урцекским городищем, но и такие города, как Гамри, Шамшахар, Таргу и т.д. Первый из них располагался на берегу реки Гамри-Озень и тянулся, согласно преданиям, до 10 километров. Вокруг него была построена оборонительная стена. Город был взят хитростью, разрушен и сожжен какими-то завоевателями, пришедшими с приморской равнины.

В раннесредневековый период (до прихода арабов, до принятия ислама) в предгорной части территории даргинцев, кроме Гамри и Таргу, находились город Жаванбек (между селениями Башлы и Хапкайкент), города в местности "Хьулрела муза", о чем говорит само название (холм, где находились дома), и в местности "Ц1елдала кьаси" - между Таргу и "Хьулрела муза". Существует предание, что эти города были разрушены одновременно с Семендером.

По сведениям, собранным также P.M. Магомедовым, в районе указанных городов находился еще один город, развалины которого имеются в лесистой местности между Шамшахаром и сел. Джанга.
Согласно преданиям, жители всех этих городов исповедовали христианство. Города были разрушены арабами, так как жители их не хотели принимать ислам и оказали завоевателям упорное сопротивление. Причем, как видно из собранного материала, христианство было армянского толка, что подтверждает распространение его здесь армянскими миссионерами из епископства, находившегося в районе Дербента.
Об этом говорят и сохранившиеся сведения. Как пишет P.M. Магомедов, у губденцев сохранилось предание, что Шамшахар некогда был заселен "народом армянской веры". Тут, видимо, продолжает он, речь идет о христианском населении времен Кавказской Албании, в ее времена распространение христианства в горах шло именно через Армению. Потому-то, видимо, и жителей древнего Шамшахара называют "армянами" (Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Из записных книжек историка. Махачкала, 1969).

У губденцев же сохранилось предание и о том, что города, о которых мы говорим, были разрушены именно в период арабских завоеваний в Дагестане, нашествий их войск на территории даргинцев, оказавших им упорное сопротивление. Арабам не сразу удалось завоевать эти города, и поэтому, как отмечает P.M. Магомедов, "завоеватели не раз шли войной на эти города, но взять их они не могли. Лишь при арабском полководце эти крепости были взяты и сожжены". О Шамшахаре же он пишет: "Вполне возможно, название Шамшахар и возникло как память о сожжении арабами города. Не горящий ли город - Шамшахар? И не подтверждают ли это название толстые слои золы, уголь и обгоревшие куски дерева?".

Армянские миссионеры проникли и в горные районы даргинцев, среди жителей которых они также распространили христианство. Об этом говорят сведения, сохранившиеся среди жителей ряда сел Акушинского, Сергокалинского, Левашинского, Кайтагского и Буйнакского районов Дагестана.

Среди жителей сел. Урахи Сергокалинского района существует предание, что в прошлом их предки проживали на плоскости, а именно в районе Урцекского городища. Переселение их было связано с нашествиями на равнину иноземных завоевателей. До переселения на территории нынешнего селения Урахи и его отселков они основали ряд других селений на территории современного Сергокалинского района, двигаясь все дальше и дальше в горы в более безопасные места. Переселенцы основали на территории нынешнего сел. Урахи ряд поселений. На месте Урахи и до этого было поселение под названием "Дах1ша" или "Юалг1я бухЫала". Согласно преданиям, жители этого поселения исповедовали христианство армянского толка, что подтверждается находками здесь в прошлом христианских крестов на различных камнях, свидетелем чему является и автор данной статьи, видевший еще будучи школьником один такой камень с христианским крестом, вмонтированный в стену каменной ограды около домостроения А.Джамирзаева. Да и само селение Урахи построено (в основном верхний аул, начиная от мечети и до квартала Пург1я х1яллшпила) на кладбище, захоронения которого немусульманские. И сами урахинцы говорят, что они произошли от армян. Все это, конечно же, показатель того, что здесь в прошлом жители исповедовали христианскую религию армянского толка.

Очевидно, к этому же времени следует отнести и сведения о сел. Кадар. Ко времени нашествия тимуровских полчищ вокруг нынешнего Кадара находились и другие населенные пункты - поселения в местностях Гаткилик, Хабраламуса, Эрбехерх, Хивливерг, Ванадагурбе, в которых, как и в самом Кадаре, по рассказам местных старожилов, проживали "армяне". Это также говорит о распространении среди жителей этих даргинских поселений христианства армянского толка.

Казалось бы, после многократных арабских походов ислам должен был вытеснить другие религии, распространенные среди даргинцев. Однако имеющиеся сведения показывают, что жители ряда районов, политических структур и населенных пунктов продолжали исповедовать и после арабских завоеваний христианство. В частности, об этом можно судить по сведениям арабского автора первой половины X в. ал-Истахри, писавшего, что к Дербенту прилегают "разные страны кяфиров". Другой арабский автор Ибн-Русте в начале X в. писал, что царь Хайзана (Хайдака) Адзар-Нарса исповедовал три религии (христианство, иудейство и мусульманство) - "по пятницам он молится с мусульманами, по субботам - с евреями, а по воскресеньям - с христианами. Всем, кто посещает его, он объясняет, что [представители] каждой из этих религий зовут [людей] в свою веру и утверждают, что истина в ней и что всякая другая религия, кроме их собственной, несостоятельна, "поэтому я и придерживаюсь их всех, для того чтобы достичь истины всех религий" (Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. С. 220).

Исповедовали христианство до арабских завоеваний и даже на много веков позже и верхнедаргинцы. Хотя, как пишет ряд авторов, в связи с походом арабских войск во главе с Масламой (Абу-Муслимом) в таких селениях, как Акуша, Цудахар, в обществе Сюрга и др., и были построены соборные мечети, ислам на самом деле утвердился не во всех селениях даргинцев. Об этом говорят и многократные походы из Дербента и даже Ширвана в Шандан, локализуемый исследователями в основном на территории современных даргинских районов, который так и не был покорен арабами, а жители его не приняли ислам. Арабские источники прямо говорят, что "среди племен неверных в пограничной области (сагр) ал-Баба злейшим [врагом] мусульман был народ Шандана". Поэтому источники и говорят о многочисленных походах на Шандан и сражениях мусульман с его народами.

Согласно сведениям, собранным нами в ряде сел современного Акушинского района, жители их до ислама исповедовали христианство. Известно, что сел. Бутри в прошлом было не только политическим, но и духовным центром Верхнего Дарго. Отсюда распространялся ислам в другие даргинские селения, а само селение даже являлось поставщиком религиозных кадров в другие даргинские села. Так, известно, что в начале XIV в. духовным лидером (кадием) в Кайтаге был Манас, сын Нуха ал-Бутри с местопребыванием в сел. Баршамай. Однако в прошлом бутринцы также исповедовали христианство. Как рассказывали нам старожилы селения, здесь имеются старые кладбища с домусульманскими захоронениями, Христианская соборная церковь находилась в самом Бутри, а в местности "Гумри" был дом священника, которого после принятия ислама бутринцами стали звать Адиль-Гиреем. О распространении в сел. Бутри в прошлом христианства свидетельствует и то, что на местах бывших поселений, находящихся недалеко от Бутри (Гумрилаши, Гумрила элабек, Ургала элабек, Адамла элабек, Халадуцла бек, Талхан элабек), до сих пор находят металлические и каменные кресты.

Христианство до исламизации исповедовали и в соседнем с Бутри сел. Геба. В местности "Дунна бек1" имеются захоронения под названием "капуртала х1ябри" ("захоронения безбожников").
В сел. Гапшима местный арабист, знаток истории даргинцев Н.Даудов рассказывал, что даже в его время почти на всех домах были кресты, их носили на груди, многие делали татуировки, кресты вешали на рога быков. Причем, христианство и здесь было армянского толка.


Наибольший интерес представляют сведения о христианстве в сел. Усиша (в Акушииском районе), ставшем после исламизации бутринцев политическим и духовным центром Верхней Даргинии. Соседи усишинцев сел. Усиша даже называют "хахултала ши", т.е. "русское селение", "селение русских", возможно, этим подчеркивая наибольшую распространенность среди усишинцев христианства и его главенство среди верхнедаргинских христиан. Согласно собранным нами в результате многократных поездок в Усиша сведениям, в центре селения на возвышенной местности под названием "Кьалала бекI" в прошлом была соборная церковь (киласи). Старожилы рассказывают, что вплоть до 30-х годов XX в. в Усиша находились христианский крест из золота и серебра и одежда епископа. Бытует предание, что среди даргинцев самыми последними ислам приняли именно усишинцы.

Поэтому, будучи в Дагестане в 1396 г., Тимур совершает в Усиша (в источниках Ушкудже) поход против "неверных" - под флагом "священной войны". В работах историографов Тимура Шереф аддина Йезди и Низам аддина Шами усишинцы названы "неверными", которых завоеватели, захватив селение после упорного сопротивления, убили, "из убитых сделали холмы и опустошили их область". Полчища Тимура также поступили и с жителями других даргинских селений, которые исповедовали христианство и иудейство: Муги, Мулебки, Герга, Мекеги, поселения между Мулебки и Мекеги и др.
После похода Тимура в конце XIV в. среди даргинцев основной религией становится ислам. С этого времени и происходит возвышение Акуша как политического и религиозного центра Верхнего Дарго.
И все же христианство и после похода Тимура и разгрома христианских центров продолжало бытовать среди определенной части даргинцев.

Известно, что ислам жители Кайтага приняли одними из первых среди народов Дагестана. Но, как было отмечено выше, здесь наряду с исламом его жители исповедовали также христианство и иудаизм. Согласно существующим сведениям, уцмий Кайтага был сторонником Тохтамыша. Но причиной двукратного похода Тимура в Кайтаг было не только желание наказать его как сторонника Тохтамыша. Была здесь и другая причина.

Деятельность католических миссионеров не прошла даром. Миссионеры, которые шли вслед за генуэзскими торговцами, согласно доносу католического резидента римской курии в Тамани, его епархия достигли Железных ворот (Дербента). К 1392 г., по данным ордена францисканцев, в епископстве Каспийских гор было около 10000 обращенных в католичество дагестанцев. Возможно даже, что католические миссионеры сначала были в Дегва Сергокалинского района, так как оно, если идти в горы с равнины, встречается раньше, а Мекеги - после него.

В 1395 - 1396 гг. Тимур разорил Кайтаг не только как сторонника золотоордынского хана Тохтамыша, но и по религиозным мотивам. От походов Тимура "сильно пострадали католические миссии". Как отмечено в исторической литературе, "дагестанские католики опасались нового нашествия Тимура. Пользуясь этим, генуэзец Антуан Реккана даже добился санкции папы на строительство на Каспийском море военного флота, который он обещал каким-то образом использовать против Тимура. Готовился даже крестовый поход для защиты католических интересов в Кайтаге против Тимура, причем, интересно, что во главе его должен был стать францисканец, занимавший ответственные должности в ордене" некий Антуан Солпан - уроженец "Страны Кайтагской". Как пишет далее P.M. Магомедов, "к 1401 г. относятся сведения о том, что Антуан Солпан добился от римского папы Бонифация IX позволения начать организацию военной помощи католикам Дагестана против Тимура".
Вместе с тем удар, нанесенный Тимуром в 1395 и 1396 гг. католицизму в Дагестане, был настолько сильным, что он "не мог оправиться от пережитого без помощи с Запада". Именно этой помощью можно объяснить намечающуюся в Кайтаге общественно-политическую стабилизацию, начавшуюся "раньше всего" в Зирихгеране и Ирчамуле, которые мало задело нашествие Тимура, а позже всего - в Кара-Кайтаге, медленно оживавшем после разорения 1395 и 1396 гг. Этим можно объяснить и наметившиеся признаки оживления католической общины Кайтага.

Но католицизм ни в Кайтаге, ни в Дагестане в целом не укрепил своих позиций. В середине XV в. католическому влиянию в Дагестане был нанесен второй, и на этот раз сокрушительный удар: в 1453 г. турки взяли Константинополь, и свободное проникновение генуэзцев через черноморские проливы к берегам Кавказа прекратилось. К последней четверти XV в. турки контролировали уже все северное Причерноморье и генуэзским колониям здесь пришел конец; проникновение миссионеров из Западной Европы на Кавказ через Польско-Литовское государство также стало невозможным.
Завершая статью, хочется обратить внимание еще на один момент - христианство среди определенной части даргинцев распространялось и из Грузии через Аварию, что, в частности, имело место в Цудахарском обществе. Согласно имеющимся сведениям, цудахарцы исповедовали до ислама христианство грузинского толка.

Из приведенных материалов видно, что христианство среди даргинцев до их исламизации было основной религией. Христианство различных направлений исповедовали жители разных даргинских обществ как в дотимуровское, так и послетимуровское время, вплоть до середины XV в. Христианство, по существу, исповедовали жители всех даргинских политических структур, за исключением тех обществ, где распространенной религией было иудейство. Некоторые даргинские села, такие, например, как Усиша, Мекеги и т.д., выступали как центры христианства того или иного направления. Известны они и как крупные центры союзов сельских обществ.
Источник
 
ТукмагомедДата: Пятница, 04.11.2011, 00:16 | Сообщение # 4
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
 
WERDUMДата: Пятница, 04.11.2011, 10:10 | Сообщение # 5
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
булла Папы Бонифация IX гласит: "Итак, в далекие времена к восточным частям прибыли верующие мужи из ордена братьев-миноритов, из общества пилигримов в названные Тартарию и Бакинское море, евангелизируя также близлежащие части в Стране Кайтагской (in Chaydakensi patria) ...Chomek, Thuma, Dergweli, Michaha с лагерями (или укреплениями? - cum castris) и деревнями, в большом числе не побоялись перейти в христианскую веру". В издании этого текста у Ф.Бруна географические названия даны несколько иначе: Comech, Thuma, Tarchu, Davech, Michaha. Документ этот относится к 1401 г., однако, там евангелизация страны Кайтагской отнесена к "далеким временам" (но не ранее 1363 г.). Итак, вскоре после 1363 г. в этой земле началась миссионерская деятельность. В приведенных названиях поселений, где она имела успех, можно уверенно узнать нынешние с.Тарки, Дургели и видимо Дубек и Мекеги. Менее ясны - Chomek и Thuma (Ж.Ришар видит в них - Кумух и Тюмен - прим. это невозможно, т.к. они не входили в состав Кайтага).


Эти слова которые я выделил ты сам написал или этот Криштопа?
 
ТукмагомедДата: Пятница, 04.11.2011, 17:44 | Сообщение # 6
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Да, курсив мой. Если Ришар взял на себя смелость интерпретировать первоисточник, подгоняя топонимы под современные ему реалии (1960 год), то и я счел возможным сделать свои поправки. Человек не может быть специалистом во всем. Его "конек", это христианство в Средние Века, и тонкости политики России на Кавказе (ее последствия) за последние лет 250, ему могут быть не известны. Это, почти, тоже самое, что и с Д'Авезаком, который к оригинальному латинскому списку Карпини умудрился пристроить названия необходимые (по его мнению) из реалий его времени.

Но, совсем другое дело, когда "добросовестное заблуждение" того или иного ученого, пытаются использовать разного рода идеологи.

А если четко по делу, то Кумух с 11 века был крупнейшим газийским миссионерским (мусульманским) центром в горном Дагестане, а значит быть еще и христианским (католическим) центром в 14 веке никак не мог. Тюмень же была одной из столиц Тюменского княжества и к Кайтагу никакого отношения не имела (во всяком случае, в момент, когда этот город так назывался). Дело в том, что Шильтбергер примерно в 1404 году указывает в том же районе на город под названием Оригес. Есть большая вероятность, что именно на месте Оригеса позже и появится Тюмень. Если это так, то "Tuma" из списка епископских центров, точно не может быть Тюменью, так как, этого названия в дельте Терека еще не было.

Напомню еще раз, что речь идет о "списке епископских центров страны Кайтагской", а значит и искать их нужно, прежде всего, в Кайтаге, а не в Тюменском княжестве или Кази-Кумухском Шамхальстве.
 
WERDUMДата: Суббота, 05.11.2011, 16:38 | Сообщение # 7
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
в средние века название это распространялось некоторыми писателями почти на весь кавказ. Так, Иосафат Барбаро, в своем «Путешествии в Тану», в 1436 г., говорит, что кайтаки занимают все пространство между Мингрелиею и Каспийским морем.
Даже Кавказские горы называли Кайтакскими "Гора ал-Кайтак. Тянется от берегов Хазарского моря близ города Баб-ал-абваб к югу. Сказал ал-Азизи: эту гору называют горой языков, в ней (различные) народы, у которых различные языки. Говорят, что у них 300 языков. К северу от нас расположен ал-Кайтак, а это племя (джинс), а в южную сторону - ал-Лакз, а это тоже племя. Она (гора ал-Кайтак) тянется от Баб-ал-абваба до страны ар-Рум на расстоянии месячного (пути)..." (Geogrphie d'Aboulfeda. Texte arabe, publie:par Reinaud et de Slane. Paris, 1840, p.71.) Тоже самое в папской булле 1401 г. территория католического епископства "Каспийских гор" названа "страной Кайтагской", городами "страны Кайтагской" (in Chaydakensi patria), где функционируют пять епископских центров, названы Кoмук (Ghomec), Тюмень (Thuma), Тарки (Tarchu), Доргели (Dergweli) и (Michacha) который отождествляют с Мекеги. Термин "кайтак", употреблялся в широком собирательно-географическом смысле.

Ты мне так и не привел источники где говорится что существовало такое государство как Кази-Кумухское Шамхальство со столицей Кази-Кумух!
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 06.11.2011, 07:58 | Сообщение # 8
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
в средние века название это распространялось некоторыми писателями почти на весь кавказ.


Приведи хотя бы одного такого "писателя", кто называл Кавказские горы Кайтагскими.

Quote (WERDUM)
Иосафат Барбаро, в своем «Путешествии в Тану», в 1436 г., говорит, что кайтаки занимают все пространство между Мингрелиею и Каспийским морем.


Проверим, так ли это. Барборо был итальянцем, поэтому, в первую очередь, смотрим итальянский текст:

"... e con Mengrelia da man sinistra verso il mar Maggiore e Caitacchi, i quali sono circa il monte Caspio." Источник

Перевод: ... и Мегрелия по левую руку в сторону Великого (Черного) моря, и Кайтаки, живущие
в Каспийских горах. [1]


Как видно, здесь нет ни одного слова о том, что Мегрелия и Кайтаг непосредственно граничат между собой. Автор, всего лишь, указал на крайние стороны Кавказа.

Зато, буквально, через несколько строчек можно увидеть следующее:

"... Onde, quando qualcuno deliberasse (volendo far questo camino) di non passar per Derbent, gli saria necessario andasse prima in Zorzania, poi in Mengrelia, la qual è sul mar Maggiore..." Источник

Перевод: ... Если кому-либо понадобится отправиться из Дербента, то сперва он попадет в Грузию (Жоржанию), и затем только спустится в Мегрелию, что на Великом море. [2]

Выходит, что между Мегрелией и Дагестаном (тем более, Кайтагом) находится Восточная Грузия. Все как и должно было быть.

Тут же берем латинский вариант от 1583 года и выясняем, что он полностью повторяет итальянский оригинал:



То что приводишь ты, скорее всего, взято у (Скржинская Е. Ч. 1971): "Эта Мингрелия имеет границу с Кайтаками, которые живут около Каспийских гор, и частично с Грузией и Великим морем, а также с горным хребтом, проходящим в Черкесию. С одной стороны, Мингрелия имеет реку, называемую Фазо, которая ее огибает и впадает в Великое море."

Очевидно, что это очень вольный перевод итальянского и латинского оригиналов. Ясно, что Скрижанская переводила не с этих двух языков. Тогда с какого? ... С лондонского издания 1873 года, писателя Уилльяма Томаса, умершего в 1553 г.

Смотрим на этот текст... Все, слово в слово, что и у Скрижанской. Пожалуйста, еще одно хорошее доказательство для чего нужно смотреть в первоисточники, а не слепо доверять компиляциям через "третьи руки"!

 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 06.11.2011, 09:28 | Сообщение # 9
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Даже Кавказские горы называли Кайтакскими "Гора ал-Кайтак. Тянется от берегов Хазарского моря близ города Баб-ал-абваб к югу.


Это "ноу-хау" от Камиля Алиева, если не ошибаюсь? Это он придумал где нужно арабское слово "Кабк" (Кавказ) читать как "Кайтаг"? В итоге, Кавказ стал Кайтагом, а Кайтаг, в свою очередь, Джиданом. Ну и, наконец, Джидан превращается в Кавказ - почему бы и нет!? Оригинальная карусель получается!

Quote (WERDUM)
Сказал ал-Азизи: эту гору называют горой языков, в ней (различные) народы, у которых различные языки. Говорят, что у них 300 языков.


И ты хочешь сказать, что он говорит не о горе Кабк (Кавказе), а о горе Кайтаг? И что в Кайтаге говорят на 300-х языках? Ученый мир про это знает? Или только ты и Камиль Алиев?

У Барборо очень четко написано следующее: "Люди, которые живут в этих местах, называются кайтаги (Caitacchi).., говорят на языке, непохожем на другие."

То есть, в Кайтаге говорят на одном языке, а не на трехстах.

Удивительно, как ты кардинально поменял свою позицию! Когда я "скромно" сказал, что Кайтаг был когда-то "лицом" Дагестана (прежде всего, для Западной Европы), ты категорически отверг это. Теперь же заявляешь, что Кайтагом называли ВЕСЬ Кавказ! Коньюнктурщина какая-то!

Quote (WERDUM)
К северу от нас расположен ал-Кайтак, а это племя (джинс), а в южную сторону - ал-Лакз, а это тоже племя. Она (гора ал-Кайтак) тянется от Баб-ал-абваба до страны ар-Рум на расстоянии месячного (пути)...


Зачем католики выделяли из всего Дагестана католический Кайтаг, вполне, понятно. Но зачем арабам называть весь Кавказ по имени небольшого "неверного" племени? Есть же давно известное название "Кабк". У ал-Азизи оно и стоит в тексте. То что Кайтаг, якобы, за месяц не обойти, это очень льстит, но, как говорится: "Бойтесь данайцев дары приносящих".

Quote (WERDUM)
Тоже самое в папской булле 1401 г. территория католического епископства "Каспийских гор" названа "страной Кайтагской"


Весь Южный Кавказ подчинялся Архиепископству Султанийскому, Северо-Западный Кавказ был в подчинении Матрегского Архиепископства. Была независимая миссия, также, в столице Золотой Орды Сарае. Таким образом, на долю епископства Каспийских гор оставался Северо-Восточный Кавказ. Не ВЕСЬ Кавказ, как можно увидеть. Кстати говоря, Низам-ад-дин-Шами, говоря о Кайтаге, разоряемом Тамерланом, достаточно четко указал его границы: от Дербента до Тарку. В горах он выделяет земли Кази-Кумухов, и землю Мамукту за Сулаком.
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 06.11.2011, 09:42 | Сообщение # 10
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
Ты мне так и не привел источники где говорится что существовало такое государство как Кази-Кумухское Шамхальство со столицей Кази-Кумух!


Низам-ад-дин-Шами: "... У области Гази Кумуклук и войска Аухара был обычай, что они (каждый) год и месяц сражались с неверными; ... изменив свой обычай, они поднялись на помощь неверным..., а Шаукала, который был предводителем их, Мубашшир-бахадур, ... принес его голову к его величеству."

Не будешь же ты теперь утверждать, что этот Шамхал из области Гази-Кумуклук обитал в католическом Кайтаге? И, кстати, мой совет - съездить в Кумух посмотреть на могилы первых Шамхалов, остается в силе. Это будет лучшим первоисточником для тебя.
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 09.09.2012, 23:48 | Сообщение # 11
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Католическая энциклопедия ...

В «Стране Кайтагов» (совр. Дагестан) ок. 1363 было образовано Епископствово Каспийских гор
(вскоре ставшее архиеп-вом). Первым епископом стал Лаврентий. Все его преемники были францисканцами: Иаков (с 1389), Мартин Русский, Бернард из Каффы (назначен 27.11.1396), Иоанн Гибилет из Каффы (назначен 31.07.1399), Амвросий Сципион из Каффы (назначен 24.10.1421), Корнелий (с 1433).

В настоящее время сохранились остатки т.н. Генуэзской дороги, в некоторых местах высеченной между скалами. Она берет начало от Анапы и через совр. поселок Холмский, станицы Саратовскую и Ханскую Краснодарского края уходит в Карачаево-Черкесию, на реки Кяфар и Большой Зеленчук; далее через селение Маруха на одноименной реке следует на Теберду, затем к Кубани и уходит в Карачай. Здесь дорога раздваивается: одна ее ветка перебрасывается через Главный Кавказский хребет, другая идет через Кабарду, по течению Терека, и выходит через Дагестан к побережью Каспийского моря.

Францисканцы создали структуру Католической Церкви на Северном Кавказе и были ординариями в образованных епархиях, а также сформировали структуру Ордена францисканцев на Сев. К., включавшую 2 викариата: Аквилонарийский (северный) и Восточный. Аквилонарийский викариат состоял из кустодии Газария, в которую входила терр. Крыма, и кустодии Сарай, включавшей в себя Поволжье, Приазовье, Сев. К., а также кавказское побережье Каспийского и Чёрного морей. Точная дата основания Аквилонарийского викариата неизвестна. Вероятно, он был основан в то время, когда ген. настоятелем францисканцев был Бонавентура (1263–74). Первый документ, подтверждающий существование викариата — письмо главы Газарийской кустодии Владислава, написанное в Каффе 10.04.1278, в котором он сообщает о 5 монастырях викариата. Позже ген. настоятель францисканцев Бонаграция (1279–83) «направил много братьев в... Аквилонарию». Известны имена некоторых ген. викариев Аквилонарийского викариата: Конрад Пиганский (ок. 1300), Франциск Подийский (до 1371), Армандий Франкийский (после 1371), Валентин Тревизский (ок. 1460). К нач. XV в. викариат включал ок. 20 монастырей.

В состав кустодии Сарай входили монастыри Приазовья, Сев. К., Закавказья и Поволжья, расположенные в городах Сарай, Тана, Темрюк, Матрега, Кумук (в источнике Chomek, Хомур. Кумух же был мусульманским центром.), Тарку, Майерия, Хаджитархан (совр. Астрахань), Органе (совр. Гурьев) (более вероятен Оригес или Терки), Санкт-Иоаннес (в Поволжье), Велер (севернее Сарая), Аксарай (совр. Царёв), Угет (севернее Симбирска), Пизанит (на сев. побережье Азовского моря), Мамучи (совр. Шемаха, ок. Баку), Сальяны (юго-восточнее Баку) и 2 монастыря на границе с Грузией (точное местонахождение не установлено).

Роковой удар по христианству на Кавказе нанесло нашествие Тимура в 1395–96, которое надолго оторвало Кавказ от Европы. Особо тяжелый урон понесло архиеп-во Каспийских гор. Завоеватели опустошали поля и сады, сжигали города и церкви, христиан убивали или брали в плен, обращая в рабов. Папа Бонифаций IX обратился с призывом к европ. монархам оказать помощь в организации крестового похода для спасения погибающего Кавказа. Он одобрил план создания флота на Каспийском море, который был разработан уроженцем Дагестана францисканцем Антонием Солпаном, но этот план не был реализован. Папа Мартин V буллой от 24.10.1421 назначил францисканца Амвросия Сципиона епископом Каспийских гор и, всем сердцем скорбя о тяжелой участи христиан на Кавказе, предоставил всем верным Католической Церкви, окруженным там различными врагами, полную индульгенцию в час их смерти.

Одно из последних свидетельств о структурах Католической Церкви на К. содержится в булле Папы Евгения IV еп. Корнелию, дающей ему разрешение взять с собой на Кавказ 20 миссионеров-францисканцев. Сохранилось также сообщение о прибытии в Дагестан в 1486 доминиканца Винченцо.

В 1451 турки захватили Абхазию, тем самым положив начало распространению ислама на всей терр. Кавказа. В течение лета и осени 1475 турки и крымские татары захватили все гл. генуэзские колонии черноморского побережья Кавказа. Однако сопротивление христиан продолжалось. Турки и крымские татары совершали карательные экспедиции на К., разоряли непокорные аулы, убивали шогенов (христ. священников), уничтожали храмы.

Источник
 
ТукмагомедДата: Вторник, 11.09.2012, 20:52 | Сообщение # 12
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
МАРКО ПОЛО

КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА

DIVISAMENT DOU MONDE

КНИГА ПЕРВАЯ

ГЛАВА XXIII


"... а другое море отсюда (от Грузии) добрых двенадцать дней. Евфрат (в других списках упомянуты реки Кура и Аракс) и много других рек сюда текут; а кругом со всех сторон горы и суша (Речь идет о Каспийском море). Генуэзские купцы стали плавать туда недавно; перевезли сюда свои суда (Записано около 1292 года)."

Источник
 
ТукмагомедДата: Пятница, 21.09.2012, 22:55 | Сообщение # 13
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Жироламо Серра (Girolamo Serra), 1761-1837 гг., итальянский историк. Автор "Истории античной Лигурии и Генуи в 4-х томах" (Storia dell'Antica Liguria e di Genova in 4 volumi). Источник.




Источник.

"Verso gli anni 1266 i Genovesi che abitavano per cagion di commercio il Dagestan e i paesi di là dal Tanai, avendo in sugli occhi il mar Caspio quasi deserto e vuoto per veri e per sognati pericoli, si disposero cheche ne seguisse, a navigarlo con ricchi carichi. Percio fabbricati alquanti navili di largo fondo, da Derbent nella Georgia e da Astracan sopra il Volga entrarono i primi europei nel mar tempestoso, scopersero in quello tre porti, e continuarono, quando tornava lor bene, a tragittarlo."

Русский перевод:

"К 1266 году генуэзцы, жившие торговлей с Дагестаном и другими странами за Танаисом (Доном), уже заметили, что Каспийское море, почти, пусто (нет других флотов) и свободно от реальных (и выдуманных) опасностей. Все это позволяло водить там корабли, заполненные товаром под завязку. Итак, были построены корабли с глубокой осадкой, выходившие из Дербента в Грузии (Дербент был в составе «Великой Грузии» до нашествия монголов) и из Астрахани на Волге. Впервые, выйдя в это бурное море, европейцы обнаружили три порта (на персидской стороне) к которым проложили надежные пути."
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.09.2012, 00:51 | Сообщение # 14
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Кайтагский порт на Каспии в средневековых источниках ...

Алессандро Цитолини (1500-1582 гг.), итальянский литератор, автор ряда книг, в т.ч. ("La Tipocosmia", Valgrisi, Venezia, 1561).
 Источник.


Источник, с. 75

"Qui adunque sara il mar di Baccau; ed in esso il porto di Baccau, il porto di Rizzano, il golfo di Fortona, il porto di Morra, il porto di xa; il golfi di sari, il porto di Meren, il porto di Caitacchi, ed il porto du Berbent (Derbent)."

Русский перевод:

"Теперь же о Бакинском море (Каспийском), здесь есть: Бакинский порт, Дальний порт, залив Фортона, порт Морра, порт «Х», залив Сари, порт Мерен, Кайтагский порт и Дербентский порт."

 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.09.2012, 07:22 | Сообщение # 15
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Грузинский историк Лука Исарлов (1817–1893) в «Письмах о Грузии» (1899) сообщил:

"[В 1830-х годах] кобачинцы часто приезжали в Тифлис к католическому префекту, патеру Филиппу, как к французскому священнику, рекомендуя себя потомками франков. ... Они показывали патеру Филиппу старинные рукописи, писанные на пергаменте, объясняя, что эти пергаменты остались от их предков, франков, что религия их была того народа, на языке которого писаны эти пергаменты, сохраняемые ими, как святыни, хотя они сами стали уже мусульманами. Рукописи были писаны на латинском языке ..." Источник.

"Автор статьи предполагает, что кубачинские франки - это тамплиеры, которые переселились из Ирана в Дербент, а оттуда углубились в горы. По нашему мнению, тамплиеры, как и другие рыцари-крестоносцы, могли попасть в Дербент ещё при грузинском царе Давиде IV. Ведь, у него в тот период в войске находились франки - рыцари-крестоносцы, учавствовавшие в Дидгорской битве в 1121 г. В конце лета 1123 г. грузинские войска пошли в поход, чтобы помочь Ширвану (бывшая провинция Кавказской Албании) и его царю Манучихру, который был зятем Давида для отражения коалиционного вторжения лезгин, курдов и кыпчаков (половцев). Конечно же, можно с уверенностью предположить, что в этих боях принимали участие и франкские рыцари, которые впоследствии могли остаться в этом районе, получив на это разрешение от грузинского царя для укрепления границ и горных проходов вместе с другими царскими отрядами ..." Источник.
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Католичество в Кайтаге 13-15 веков (... и другие направления христианства в Дагестане)
Страница 1 из 41234»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz