ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Вторник, 27.06.2017, 13:24
  Царство гуннов - Хайдак - Страница 2 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Царство гуннов - Хайдак (Цитаты из книги: "Страна гуннов у Каспийских Ворот")
Царство гуннов - Хайдак
дарго_магомедДата: Понедельник, 14.10.2013, 09:51 | Сообщение # 16
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1250
Статус: Offline
Не подцеплю, у меня иммунитет хороший. ))
С творчеством Мурада Аджи знаком давно .. лет 20 назад читал "Полынь половецкого поля"..


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Суббота, 19.10.2013, 20:27 | Сообщение # 17
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Ильяс КАЯЕВ   http://gazeta-nv.info/content/view/17202/  2012 №26 от 6 июля

"... Территория равнины издавна считалась общинными зимними пастбищами для всех горских народов. Этот вопрос не раз поднимался виднейшими дагестанскими алимами. Ознакомьтесь с фетвами таких крупнейших ученых, как: Мухаммед Кудутлинский, Дауд Усишинский, Ибрагим-Хаджи Урадинский, – согласно которым все дагестанцы на правах общинной собственности пользовались пастбищами и кутанами на плоскости.

Приведу отрывок из одного любопытного документа «Из всеподданнейшего отчета главнокомандующего Кавказской армией за 1863–1869 гг. об определении поземельных прав горцев по Кумыкскому округу Терской области»:

«Составившееся таким образом из древних обитателей и различных пришельцев Кумыкское общество, сколько можно судить по сохранившимся преданиям и собранным историческим сведениям, пользовалось в старое время землею, как и большая часть других племен Кавказа, на праве общинного владения.

Обширный простор плоскости, малолюдность, а потому и отсутствие ценности на землю никого не побуждало искать личного владения землей как собственностью. Это получило начало, когда кумыки усвоили от русских понятие о значении права собственности на землю. Новизной этой поспешили воспользоваться первыми кумыкские владельцы (так названы представители кумыкского высшего сословия (князья) в наших старых актах и бумагах), и русские правительственные власти без строгой разборчивости и последовательности снабжали этих владельцев охранными листами, указами, билетами и свидетельствами, в которые по незнанию местности и обычного права вкрались определения, послужившие впоследствии основанием к долголетним спорам…»


Далее. В 1877 году, незадолго до начала восстания, меликовский клан, состоявший из многочисленных царских офицеров и чиновников, практически полностью приобрел во владение общинные пастбища горцев, находящиеся на плоскости. Это и другие обстоятельства привели к мощному восстанию горцев, которое было потоплено в крови. После подавления восстания правительство вынуждено было вернуть часть общинных земель горцев во избежание новых выступлений.

После революции 1917 года по инициативе Дагестанской социалистической группы было проведено совещание алимов Дагестана, на котором обсуждались вопросы пастбищ горцев на равнине. Вновь было подтверждено решение о праве горцев на владение общинными землями на равнине ...

... согласно нормам шариата, придется возвращать земли истинным хозяевам, у которых они были конфискованы после революции 1917 года. Эти хозяева – потомки кумыкских мехтулинских князей, беков, а также представители горских народов. Приведу навскидку фамилии владельцев этих земель: это, прежде всего, Парзулав Черкеевский, Гоцинские, Мавраевы, Кадиевы, Саидовы. В моем распоряжении имеется подлинный документ, «Список земель и податей кадиев царства Гази-Кумух и Таргу», датированный XVI веком. Потомки этих кадиев владели огромными земельными наделами на плоскости, конфискованными после революции. Кстати, земли Карамана под Махачкалой принадлежали до 1877 года Фатали-беку из рода газикумухских ханов и были конфискованы в казну после подавления восстания. Если таким образом вернуть все земли потомкам бывших хозяев (я привел только часть фамилий, у которых есть документы на эту землю, оформленные по всем правилам исламского законодательства), то тогда мы решим вопрос о частной собственности на землю в Дагестане ..."

ПС. Процитированный документ подтверждает то что понятие "Кумыкские" изначально соответствовало только княжескому сословию Тарковского ханства, и только в новейшее время стало переходить на подвластное ему население.

Дополнительно: Николаас Витсен (1641—1717), "Северная и Восточная Тартария"
 
дарго_магомедДата: Четверг, 27.03.2014, 21:28 | Сообщение # 18
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1250
Статус: Offline
Сюнну-Гунны. Кто же они?

Стенограмма и видеозапись лекции, прочитанной в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру» доктором филологических наук, главным научным сотрудником и заведующей отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН, членом-корреспондентом РАН профессором Центра компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ Анной Владимировной Дыбо 24 октября 2013 г


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
дарго_магомедДата: Четверг, 27.03.2014, 21:35 | Сообщение # 19
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1250
Статус: Offline
02:40 дагры (догры) - справедливый
05:10 дарга - расширяться, распространяться.



Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Четверг, 27.03.2014, 22:38 | Сообщение # 20
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Цитата дарго_магомед ()
05:10 дарга - расширяющийся, распространяющийся..

Лектор сказала, что это фарсизм, попавший еще в пратюркский язык. Теперь понятно откуда этот титул-этноним мог появиться в Дагестане, еще в арабских источниках, задолго до монголов. То есть, он мог придти напрямую из Ирана ...
 
дарго_магомедДата: Четверг, 27.03.2014, 22:39 | Сообщение # 21
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1250
Статус: Offline
Цитата
Титулы некоторые, например, Сыма Цянь пишет титул какого-то хуннуского функционера, говорит, что он звучит как дагры, даогры, "а" долгое, которое потом перешло в "о" в китайском, и говорит, что это
значит «справедливый»  по-хуннуски, это, видимо, народная этимология от
тюркского догры "прямой, правильный" (а титул - дархан).
Цитата
То, что сейчас читается шаньюй, как глава хуннуского государства, тогда читалось танва, а интерпретироваться должно, видимо, как дархан, в ханьшу при этом имеется замечание, что титул шаньюй означает «обширный», и показывает, что носитель этого титула обширен подобно небу, что указывает на народную этимологию слова дархан, заимствованного в пратюркский язык из иранских языков, через глагол дарга - "распространяться".


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
adamДата: Воскресенье, 01.06.2014, 16:05 | Сообщение # 22
мимо иду
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
Кайтагский диаллект даргинского языка не имеет ничего обшего с кумыкским или другими тюрскими языками! это я говорю как носитель этого языка! руки прочь от древнего кайтагского языка одного из самых древних и архаичных на кавказе! пантюркисты пошли вон из дагестана со своей грязной кочевнической политикой!
 
adamДата: Воскресенье, 01.06.2014, 16:38 | Сообщение # 23
мимо иду
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
кайтагское уцмийство владело прибрежной территорией от дербента до шамхальства! уцмий привез раятов из ширвана что бы они обрабатывали его землю так как ирчамулцы ранее жившие на этой территории не поделили землю с уцмием и занимались грабежом караванов которые там проходили с которых уцмий имел  ! и на сегодняйший день эта территория дербентского района где проживают азербайжанированые туркмены бывшие раяты уцмия! и ни для кого не секрет что азербайжан считает дербентский район своим и на своих картах рисует его одним цветом! и поэтому им во что бы то не стало надо подготовить обшественное мнение убедить мир что кайтагцы это гуны тюрки что бы бы потом в случае чего прибрать территорию к своим рукам и исторически это обосновать чтобы создать большой туркестан! это имперская политика турции и нет там места маленьким народам сначала они поглотят дербент потом маленький хайдак и доберуться в конце до самой большой нации! и что бы нам коренным национальностям этого избежать дагестану надо прекратить политическую чехарду у себя дома проводить с азербайжаном собственную политику экономически выстроить отношения такие чтоб они находились в подчиненном положении так как у нас есть все возможности для этого и которые мы не используем! и потом со временем я уверен что нам удастся вернуть окупированные азербайжаном дагестанские земли в плоть до баку!!!
 
adamДата: Воскресенье, 01.06.2014, 16:43 | Сообщение # 24
мимо иду
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
А кумыкам надо выбирать между пантюркистаном и дагестаном и не поддакивать им! у всех народов есть своя история ! короче надо вопрос ребром поставить или вы с нами или вы без нас!!!
 
дарго_магомедДата: Среда, 09.07.2014, 23:30 | Сообщение # 25
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1250
Статус: Offline
Империя хунну

О том, какие сведения можно почерпнуть об этом государстве из археологических источников, рассказывает в своей лекции Наталья
Викторовна Полосьмак, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института археологии и
этнографии Сибирского отделения РАН.


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 19.04.2015, 02:01 | Сообщение # 26
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1639
Статус: Offline
Хайдакские (даргинские) корни Тарку.

Мало кто теперь знает что приморскую плоскость, лежащую у подножия Таркинской горы (современная Махачкала) и саму эту гору, населяло даргинское (хайдакское) общество. Остатки его сохранились, вероятно, среди современного кумыкского тюркоязычного населения этой местности. Тому есть множество письменных свидетельств, часть которых мы вам предлагаем к рассмотрению.

Следуя исторической хронологии, приведем пару свидетельств о топониме Семендер, который, как многие считают, предшествовал в этой местности более позднему топониму, Тарку.

Ал-Истахри (850-934), писал про земли расположенные от Дербента до Семендера (Таргу) включительно, следующее: "... язык (здешних) хазар не сходен с языком турок и персов, и вообще он не похож на язык ни одного из народов нам известных ...". Если арабский ученый не смог найти сходства местного языка с хорошо ему знакомыми тюркскими и персидскими наречиями, то следует сделать вывод о том, что речь идет (именно, на этом участке побережья), только, о даргинском языке (его диалектах). Заметим, также, что упоминается лишь один язык, а не нескольких разных. Хазарами же автор называет местное население, так как, для жителя Халифата, хазарская многоплеменная держава начиналась прямо за северными воротами Дербента. Аналогично, современный арабский автор скажет, что за рекой Самур начинается Россия.

Нашу догадку о присутствии, в прошлом, даргинского (хайдакского) населения вплоть до Семендера, подтверждает известный историк Бакиханов (1794-1847), который описывает ту же эпоху что и аль-Истахри : "... Кайтаг, к северу от Дербенда, коего столица Самандар (Тарки), основанная Ануширваном ...". На ошибку турецкого путешественника 17-го века, Эвлия Челеби, который связал язык хайдаков с монгольским, позже в 20-м веке указал выдающийся востоковед Владимир Минорский. Таким образом, под хайдакским языком, практически во всех источниках, нужно понимать местный кавказский язык (даргинский).

Теперь, определившись с тем, кто мог населять окрестности Таркинской горы в раннем Средневековье, перейдем к источникам более позднего периода.

Начнем с одного очень интересного документа, а именно с буллы Папы Бонифация IX от 1401 года. В этом источнике перечислены ряд "... епископских центров в Стране Кайтагской (in Chaydakensi patria) ...". Помимо прочих, таким же центром был указан и Тарку. В частности, упоминается католический епископ Лазарь Таркинский. Здесь главное то, что Тарку (бывший Семендер), по прежнему, является частью Хайдака (даргинского государства).

Низам-ад-дин-Шами (ум. 1431), личный летописец Тамерлана, который сам учавстовал в описываемом походе, пишет: "... они (войска Тимура) прошли через Дербенд, дошли до ... области кайтагов … и дойдя до местности Дарку (Тарку) стали лагерем ...". Как можно заметить, в подробном описании стран и населенных пунктов на пути Тамерлана, автор между названием страны Кайтаг и местностью Тарку не указывает никаких границ, тем самым, включая второй пункт в состав первого. Вывод, как и прежде, следующий: к моменту нашествия Тамерлана на Хайдак (1395 год), Тарку был в его составе.

Еще один автор, путешественник Афанасий Никитин (ум. 1474) сообщает о трагедии случившейся с ним на пути в Индию через Каспий: "...  русское судно разбило под Тарки, кайтаги пришли и людей поймали ...". Здесь комментарии, думаем, излишни.

Очередное свидетельство об исключительно местном кавказском характере кайтагского языка дает венецианский дипломат и путешественник Иосафат Барбаро (1413-1494): "... Люди, которые живут в этих местах, называются кайтаги (Caitacchi), говорят на языке не похожем на другие; многие из них христиане, из которых часть верует по-гречески, часть - по-армянски, а другие - по-католически ...". Как видим, итальянец, в силу своей должности, разбиравшийся во многих восточных языках, не счел возможным обнаружить сходство кайтагского языка ни с персидским, ни с тюрским языками.

Продолжим список источников словами известного немецкого путешественника, географа и историка, Адама Олеария (1599–1679): "... Эти дагестанцы как и те, что в Бойнаке и те, что находятся севернее (в Тарку), называются кайтаками ...". Пожалуй, все более чем, коротко и ясно!

Здесь можно остановиться и констатировать тот факт, что вплоть до второй половины 17-го века территорию между Дербентом и Тарку (включительно) населяли кавказоязычные хайдаки (даргинцы). Более поздние авторы говорят уже о тюркоязычном населении Тарку и его окрестностей. Хотя, и тут есть некоторые нюансы ...

Николай Данилевскиий, этнолог и историк, в 1846 году пишет, что: "... тарковцы говорят испорченным татарским языком из-за смешения природных татар со старожилами - тарковцами ...". В свете выше приведенных источников, не трудно понять, что под "старожилами" имеются в виду кавказоязычные даргинцы.

И наконец, профессиональный тюрколог, востоковед Илья Березин, в 1850 году сообщает из Тарку, что: "... здешнее наречие одно из самых грубых из северных татарских наречий, что здесь грамматика в большом презрении, что здесь даже попирают логику тюркского языка ...". Надо понимать, что здесь речь идет, хоть и о косвенном, но достаточно убедительном признаке, указывающем на то, что для местного населения, тюркское наречие не является исконно родным.
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Царство гуннов - Хайдак (Цитаты из книги: "Страна гуннов у Каспийских Ворот")
Страница 2 из 2«12
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz