ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго

Прошлое,
настоящее, будущее

Джан дерхъав!

Вторник, 24.10.2017, 08:38
  Происхождение топонима Дарго - Страница 7 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 7 из 150«1256789149150»
Модератор форума: Тукмагомед 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Происхождение топонима Дарго
Происхождение топонима Дарго
дарго_магомедДата: Вторник, 28.06.2011, 00:12 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Интересно все, что связано с Дарго: происхождение самого топонима, его корни, первое упоминание...

Вот тут есть варианты - Расул Магомедов. Кто наши предки


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
WERDUMДата: Воскресенье, 19.02.2012, 12:40 | Сообщение # 91
успел осмотреться
Группа: Ушел в баню
Сообщений: 273
Статус: Offline
Quote (Тукмагомед)
хъапIа Для сравнения: на кумыкском - тюйме; на турецком - düğme; на шведском - knapp


на кумыкском как я знаю пент-это пуговица
 
TavasporanДата: Воскресенье, 19.02.2012, 13:00 | Сообщение # 92
успел осмотреться
Группа: Пользователи
Сообщений: 155
Статус: Offline
Пуговица на кавказских языках:

авар - маргъа́л
дарг - хъап1а
лакс - банд
табас - ахъар, гаргар
лезг - дуьгме; седеф
чечен - нуьйда
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 19.02.2012, 13:01 | Сообщение # 93
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (WERDUM)
на кумыкском как я знаю пент-это пуговица


В словаре первым по порядку, а значит в качестве рекомендованного стоит "турецкий" вариант - "тюйме". А "пент" вторым уже стоит. И такая схема применяется для многих слов кумыкского словаря. Конечная цель всех этих рекомендаций следующая: "Турецкий язык предлагают признать общетюркским".

PS. Началось все это еще задолго до времен Эвлии Челеби. Вот так потихоньку "вода по капле камень точит", столетие за столетием, таркинцы, бойнакцы, гамринцы, баршлинцы и другие, сначала, стали тюркоязычными кайтагцами, а теперь им уже, просто, турками предлагают стать.
 
VikingДата: Среда, 22.02.2012, 01:25 | Сообщение # 94
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 964
Статус: Offline
Скандинавская и Германская мифология в Даргинском варианте.
часть 1
Северная мифология (точнее — скандинавская) — представляет самостоятельную и богато развившуюся ветвь германской мифологии, которая, в свою очередь, в основных чертах восходит к древнейшей праиндоевропейской истории. Еще недавно в науке господствовал взгляд, что почти вся скандинавская мифологическая система, выразившаяся, например, в песнях Старшей и рассказах Младшей Эдды, может и должна считаться общегерманской. Такого взгляда держался основатель германской мифологии как науки Яков Гримм; за ним пошли Вольф, Зимрок и другие, искавшие в немецких народных сказках, суевериях и т. п. подтверждения своим выводам. В настоящее время, однако, эта точка зрения может считаться опровергнутой. Сильно поколеблено также доверие к выводам так называемой сравнительной мифологии (А. Кун, Макс Мюллер), которая, пользуясь методом, выработанным на почве сравнительного языкознания, видела почти во всех германских мифологических образах отражение праиндоевропейского мифа, в наиболее чистой форме сохранившегося в мифах ведических. Выводы этой школы, не оставляя почти никакого простора мифологическому творчеству обособленных народов, предполагают для индоевропейского пранарода такую высокую степень культурного развития, какой он не имел и иметь не мог. За последние десятилетия поэтому все сильнее выдвигается необходимость строго исторического изучения германской мифологии, исходящего из критики источников и пытающегося выяснить постепенный рост и осложнение мифологических представлений в пределах германского только мира. Работа в этом направлении не замедлила дать несколько весьма ценных, теперь уже общепризнанных в науке результатов, определяющих, между прочим, отношение С. мифологии к общегерманской. При оценке этого отношения нужно иметь в виду, что скандинавские источники, очень богатые по содержанию и представляющие широко развитую, детально разработанную систему, все сравнительно позднего происхождения: ни одна из песен Старшей Эдды не восходит ко времени более древнему, чем IX век. Эпоха викингов (IΧ—Χ века), обозначающая собою перелом в культурной жизни Севера вообще, произвела глубокий переворот и в религиозной жизни скандинавских народностей, раскрыв доступ к ним воздействию извне.
Воздействию между прочим и христианскому, шедшему, с одной стороны, из Северной Германии, с другой, и притом главным образом, — из Англии и Ирландии. Под сильным влиянием этих воздействий языческая Скандинавия находилась до самого введения христианства (ΧΙ век); целый ряд мифологических образов и рассказов — например, мифы о Рагнарёке, т. е. гибели богов — возник именно в эту пору, когда придворные певцы-скальды, к которым перешла первенствующая роль в поэзии Севера, свободно распоряжались унаследованным мифическим материалом, как материалом литературным; они внесли в него новое освещение и понимание мифа, под влиянием изменившихся культурных условий создавая новые образы богов, видоизменяя их взаимоотношения, произвольно комбинируя их между собою. Такое свободное отношение к мифическому преданию было тем более возможно, что вера в древних богов в это время была уже сильно подорвана. Литературная обработка мифологического материала продолжалась и после принятия христианства, по крайней мере в Исландии, где своеобразные культурные условия охраняли древние предания от преследований со стороны христианской церкви; но предания эти подверглись здесь еще большим искажениям, пока наконец не были приведены в систему христианским ученым Снорри Стурлусоном (1178 — 1241), автором так называемой Младшей Эдды, первая часть которой представляет не что иное, как учебник мифологии для скальдов. Насколько сильно здесь было влияние чуждых начал, явствует, например, из того, что устанавливаются 12 высших божеств в параллель к 12 олимпийским богам. Сохранившись почти только в подобных поздних пересказах и обработках, скандинавский мифологический материал подлежит тщательной критической разработке; лишь по очистке его от поздних наслоений его можно привлекать к разъяснению вопросов общегерманской мифологии.
В критике северной мифологии некоторые ученые (Банг, Бугге, Мейер) зашли слишком далеко, усматривая во многих скандинавских мифах лишь своеобразные обработки мотивов средневековых христианских легенд, отчасти греческих и римских мифов, проникших в Скандинавию в позднюю языческую и раннюю христианскую пору, главным образом из Англии и Ирландии, отчасти из Франции и Италии. По мнению этих ученых, история Бальдра отражает в себе историю Христа в связи с преданием о смерти Ахилла; бог Локи — не что иное как средневековый Люцифер, перенявший крылатые сандалии от Меркурия; на Tope отразились некоторые предания о Геракле; космогонические мифы, выразившиеся в Вещании Вёльвы (Вёлоспо, первой песне Старшей Эдды), сложились в позднюю пору из элементов, сохраняющих черты вавилонской космологии, и т.п. На крайности в подобных воззрениях и на ненадежность научных приемов, при помощи которых они возникли, указали, между прочим, А. Н. Веселовский, Ф. Ионсон, Водсков и др. Более надежные точки опоры дает материал немецкий и англосаксонский. Более бедный по объему и содержанию, он отчасти гораздо древнее скандинавского и в большинстве случаев передает германские народные верования непосредственно, то есть в форме, не затемненной позднейшей литературной обработкой.
Главные источники его: сочинения римских и греческих историков (начиная уже с Юлия Цезаря); жития святых; распоряжения правительств и церкви, направленные против остатков языческих обычаев и суеверий; народные предания, сказки и обряды, отчасти сохранившиеся до настоящего времени. На изучении этого материала сосредоточивается научная работа в настоящее время. Оказалось, что о стройной, детально разработанной мифологической системе общегерманской не может быть речи. Лишь четыре божества несомненно принадлежат прагерманской поре, т. е. известны почти всем германцам, а именно: бог неба и света Tiwaz (сканд. Туr, нем. Zîo), бог грозы Thonaraz (сканд. Thòrr, нем. Donar), бог ветра Wôdanaz (сканд. Odhinn, нем. Wuotan), богиня земли и плодородия Frîja (сканд. Frigg, нем. Frîja). Но относительное значение их в разных областях германского мира различно; их культы развиваются независимо друг от друга в пределах областных амфиктионий — вроде греческих, — выдвигающих на первый план то одно, то другое божество. Развившись в одной области, культ божества мог затем перейти и в другие. Ярким примером такого перехода может служить история распространения культа Водана (Вотана, Одина), произведшего в религиозной жизни древнего германства — по крайней мере скандинавского — целую революцию. Древнейшее божество германского Олимпа — Tîwaz (Туr, Zîo), имя которого фонетически совпадает с инд. Dyâus, грeч. Ζεύς, лат. Jupiter, от корня div — блистать, сверкать.
Еще в первые века нашей эры он почти у всех германцев считается верховным божеством, хотя из бога неба он в силу культурных условий, вероятно, уже успел превратиться в бога войны, каковым и остается до конца. Название вторника, заимствованное германцами у римлян (dies Martis, mardi), переводится через "день Тива" (сканд. Týsdagr; ср. англ. Tuesday, нем. диалект. Zîstig, литерат. Dienstag). Родоначальники немецких племен ингвеонов, иствеонов и эрминонов (Тацит) получили свои имена, вероятно, от прозвищ того же божества. Дальнейшее развитие его в разных направлениях следует усматривать в богах Бальдре, Фрейе (Freyr), Хеймдалле (Heimdallr), Форсети и др., ставших в Скандинавии рядом с Туr'ом после того, как последний был отодвинут на задний план. В древнейшее время культ Тива особенно процветал на материке у суебов-семнонов (Тацит, Германия гл. 39), позднее в Скандинавии, под видом Фрейя — в Упсале, в Швеции. Древнейшее национальное божество Скандинавии — бог грозы Thоrr (нем. Donar), который по своим функциям ближе всего подходил к греч. Зевсу, лат. Юпитеру (четверг — dies Jovis, jeudi — сканд. Thorsdagr, англ. thursday, нем. Donnerstag). В Норвегии он считался верховным божеством, покровителем и защитником человека во всех его начинаниях; таким он перешел и в Исландию. Он лишь отчасти был вытеснен впоследствии Воданом, культ которого в древнейшую пору был сосредоточен на Нижнем Рейне; у франков. Водан имел первоначально лишь ограниченное значение бога ветров и отождествляется с римским Меркурием (среда — dies Mercuru, mercredi — сканд. 'Odhinsdagr, англ. Wednesday).
По мере того как выдвигались прирейнские франки, на которых впервые и наиболее сильно сказалось влияние высшей римской культуры, развиваются и расширяются представления о их национальном боге Водане, который становится теперь носителем и выразителем высшего духовного развития, шедшего с юга. В этом новом освещении он переходит к лангобардам на Эльбе, к саксам, датчанам, наконец, в Швецию и Скандинавию вообще, где он сразу занимает первенствующее положение верховного божества — но только в глазах высших слоев общества, а не народа. Низшие классы продолжают по-прежнему поклоняться главным образом Тору и Фрейю; высшее сословие устами своих певцов-скальдов прославляет Одина, как властителя вселенной, отца богов, вершителя судеб, бога неба и солнца, мудрости и поэзии, носителя и представителя высших духовных и нравственных начал.
Когда, уже в христианскую пору, мифологические представления древних приводятся в систему, Один естественно становится центром последней; вокруг него группируются, подчиняясь ему, все остальные божества, как его братья, сыновья и дочери. Это же позднее развитие привело на севере к раздвоению богов на два рода: асов (Один и его потомки) и ванов (Ньорд, Фрейр, Фрейя); слагаются сказания об их борьбе, о гибели богов и т.д. Поздней же поре обязан своим возникновением и Локи, бог огня, неизвестный другим германским народам; Браги, бог поэзии скальдов, и др. За отмеченными более или менее ясными мифологическими образами лежит безбрежный океан так наз. "низшей мифологии", которая скрывается в народных сказках, обрядах и суевериях и сосредоточивается, главным образом, на культе душ и демонов. Это — древнейшие слои религиозных верований всех европейских народов: культ предков, культ домовых, эльфов, инеистых великанов и других, отчасти бесформенных и неясных, олицетворений стихийных сил природы. Они также приведены в скандинавской мифологии в известную систему. Основой мифологии Северной Европы послужили традиции народов, принадлежащих к германо-скандинавской этнической группе — голландцев, датчан, германцев, исландцев, норвежцев и шведов; причем мифология скандинавов представлена достаточно полно благодаря литературным памятникам, созданным в дохристианский период и бережно сохраненным в Исландии. Немалый и весьма своеобразный вклад в мифологию региона внесли финны, относящиеся к финно-угорской этнической группе, но издавна проживающие на Скандинавском полуострове. В настоящее время все эти традиции обычно объединяют общим названием Северная мифология.
Следует признать, что мифология Западной Европы счастливо избежала печальной участи мифологии балтийских славян только тем, что была зафиксирована в рукописях. Известно, что после захвата германцами западных провинций Римской империи классическое мифологическое наследие греков и римлян хранилось в монастырских библиотеках вместе с кельтскими литературными памятниками. А бесценное наследие северной мифологии не затерялось в веках только благодаря самоотверженным энтузиастам наподобие исландского скальда, ученого и государственного деятеля Снорри Стурлусона.
Стурлусон собрал саги периода викингов, примерно с 750 по 1050 год, когда сформировалась мощная традиция, связанная с подвигами главных богов — бога войны и покровителя дружин Одина и бога Тора, который беспощадно крушил врагов своим волшебным молотом-бумерангом Мьёлльниром. Все еще свободные от влияния христианства, предприимчивые и отважные скандинавы — предки современных датчан, исландцев, норвежцев и шведов — уходили в море на поиски добычи и новых земель. Неудивительно, что воинственные викинги любили слушать предания о подвигах одноглазого Одина. Верховный бог привлекал скандинавов репутацией "отца доблестно павших в бою" и тем, что ему удавалось доводить до экстаза неистовых берсеркеров, которые в неудержимой ярости грызли щиты и бросались на врага обнаженными. Согласно одному из мифов, когда старый датский король Харальд Синезубый (X век) посетовал на Одина, то дарующего, то отбирающего удачу в бою, бог войны загадочно произнес: "Серый волк наблюдает за обителью богов". Чтобы понять смысл его слов, следует вспомнить одну из главных тем скандинавских мифов — нависшей над богами и всем миром угрозе гибели — Рагнарёк. Один во что бы это ни стало стремился собрать дружину эйнхериев, павших в бою отважных воинов, для решающей битвы богов с великанами и чудовищами в долине Вигрид, где почти всем им суждено было погибнуть. Самого Одина ждала неминуемая смерть в пасти гигантского волка Фенрира, отвратительного отпрыска бога огня Локи и великанши Ангрбоды. Был ли удовлетворен Харальд Синезубый ответом бога, сказать трудно, поскольку миф заканчивается тем, что Один, правивший королевской колесницей, сбросил старика на землю и пронзил несчастного мечом.
"Век топора, век меча", который завершался катастрофой Рагнарек, возможно, казался суровым морским волкам идеалом жизни настоящих мужчин. Но те из них, кто предпочел осесть в колониях и стать крестьянином или торговцем, все же больше почитали сына Одина, бога грома и плодородия Тора. Вера в Тора помогала людям в решении земных проблем, будь то нападения местных конунгов на крестьян или не в меру усердных христианских миссионеров на языческие храмы. Особой популярностью Тор пользовался у исландских колонистов, которых бежать из Южной Норвегии заставили подобные Одину жестокие правители вроде Эрика Кровавая Секира (X в.). Приверженность поселенцев к культу Тора была столь велика, что фамилии Торстен и Торолф до сих пор считаются самыми распространенными в Исландии. Поэтому вполне понятно, почему к концу эпохи викингов Тор в пантеоне богов занял более высокое положение, чем Один, и оставался верховным богом на протяжении примерно столетия, после чего Скандинавия была обращена в христианство.


Даргинец - Викинг.
 
VikingДата: Среда, 22.02.2012, 01:26 | Сообщение # 95
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 964
Статус: Offline
Скандинавская и Германская мифология в Даргинском варианте.
часть 2.

Пантеон германцев и скандинавовов.
Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога – Бури; от него пошел род небесных богов – асов, главным из которых почитался Один, бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьёлльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников-башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками. Затем боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети. На небесах боги решили построить город для себя – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за 1 год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина – Фрейя. Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы не дать выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу года. Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу; однажды в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фрейей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года. Ермунганд опутал всю землю и кусал свой собственный хвост. В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли.

Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Тор выковал прочную цепь, и боги пришли к волку, заявляя, что хотят испытать его силу и просят надеть на него цепь. Волк согласился, цепь была наброшена на него, но волк с легкостью разорвал ее. Боги пришли в еще больший страх. Тор выковал еще более толстую и прочную цепь. Но во втором испытании Фенрир снова порвал ее. Боги были в панике, и им помогла Фрейя (по другой версии - Фригг), жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и пр. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя. У Одина и Фрейи (по иной версии - Фригг) был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрейя не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью.

Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость. И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Жена Локи пыталась облегчить страдания супруга, она собирала яд в чашу, но когда она отворачивалась, чтобы вылить из полной чаши яд, ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги.
Таким образом, после конца света, гибели богов наступило воскресение. Затем последовал последний суд, и все праведные последовали в Муспельгейм, а все грешные – в Нифльгейм. Идеи эсхатологии, воскресения и загробного суда древних германцев предвосхитили христианские идеи, и это обстоятельство объясняет предрасположенность германцев к христианству.

Из всего вышеизложенного, для нас важно лишь то, что четыре божества несомненно принадлежат прагерманской поре, т. е. известны почти всем германцам, а именно:
бог неба и света Tiwaz сканд. Туr, нем. Zîo
даргинский вариант: ЦIивизес - прищуриться от яркого света.
ЦIибацI - ?
Бац - луна,
ЦIяб - темнота,
бог грозы Thonaraz , сканд. Thòrr, нем. Donar
даргинский вариант: Къонари - Сосуд для воды, большой кувшин,.
бог ветра Wôdanaz , сканд. Odhinn, нем. Wuotan
даргинский вариант: Авадан - простор,
богиня земли и плодородия Frîja ,сканд. Frigg, нем. Frîja
даргинский вариант: Риг, Риганай - любить, возлюбленная
Остальные имена героев мифов могли видоизменяться, вследствие влияния чужих мифологий.

Боги:
Асы - Асы, в скандинавской мифологии основная группа богов во главе с Одином, отцом большинства асов, которые любили, сражались и умирали, поскольку, подобно людям, не обладали бессмертием.
даргинский вариант: Асу - разрешить , избранным. Аси - ярость , гнев.

Бальдр "господин", в скандинавской мифологии юный бог из асов, любимый сын Одина и Фригг, богини земли и воздуха , мудрый и знающий.
даргинский вариант: Баладра - знающий , предупреждение.

Браги - бог-скальд, сын Одина и великанши Гуннхольд , сказитель.
даргинский вариант: Бураго - расскажи, сказитель, певец. Бургьиб - прославить.

Ваны - небольшая группа богов плодородия
даргинский вариант: Вана - тепло.

Велунд , Вёлунд, Волунд - чудесный бог-кузнец, сын морехода и морской нимфы, властитель альвов, возлюбленный одной из валькирий.
даргинский вариант: Балан - умелец.

Локи - зловредный бог - плут из асов, любитель менять обличье. Он начинал с шалостей и проказ, но со временем стал истинным воплощением зла
даргинский вариант: ЛашкIи - плут.

Ньерд - бог моря. Он усмирял бури.
даргинский вариант: Нарт - сильный, великан .

Один - "всеотец", "воитель", верховный бог скандинавской мифологии
даргинский вариант: Удин - косить , рвать.

Тор - "громовник", в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия.
даргинский вариант: ТIяр - шум , гром.

Тюр - Тир, Тиу, Тиваз - "бог битвы"
даргинский вариант: Тур - меч. Дав - война.

Фрейр - "господин", в скандинавской мифологии бог плодородия, обеспечивавший солнечный свет, дождь, обильные урожаи и мир
даргинский вариант: Рейрей - Сладкая жизнь.

Хеймдалль , Хеймдалр - сын Одина и девяти матерей, страж богов, обитающий у края мира , его обязанностью была охрана радужного моста Биврёст, соединявшего Асгард с Мидгардом "небо с землей". " Асу гард - колыбель для избранных , тоесть Асу - разрешить . Къард - переправа, брод "
даргинский вариант: Гумидалт - Хранитель Моста .

Хермод - "мужественный" , в скандинавской мифологии сын Одина и брат Бальдра, который исполнял обязанности вестника и посланца богов.
даргинский вариант: Хирмедз - большой язык.

Богини:
Идунн - "обновляющая", в скандинавской мифологии богиня-хранительница чудесных молодильных яблок
даргинский вариант: Авданн - срывающая плоды.

Норны - богини судьбы. Первой норной была мудрая старая Урд ("судьба"), читающая свиток прошлого. Вторую звали Верданди "становление"; она символизировала настоящее. Третья, Скульд ("долг"), хранила свиток будущего.
даргинский вариант: Гьанарни - видения , иллюзии.

Ран - штормовое божество моря , набрасывала на мореходов волшебные сети чтобы утащить на дно , завлекала.
даргинский вариант: Хьайран - очаровывать , завлекать.

Скади - " разрушение ", в скандинавской мифологии богиня охоты, лыжница
даргинский вариант: Кадик - разрушение.

Фрейя - " госпожа ", в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви и красоты
даргинский вариант: Рег! - Госпожа.

Фригг - "возлюбленная", в германо-скандинавской мифологии богиня брака, любви, семейного очага
даргинский вариант: Риг , Ригуй, Риганай - возлюбленная.


Даргинец - Викинг.

Сообщение отредактировал Viking - Четверг, 23.02.2012, 03:37
 
ТукмагомедДата: Среда, 22.02.2012, 02:48 | Сообщение # 96
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Двойная параллель в даргинском и латинском языках:

сурс - глотка (дарг.), source (сурс) - родник (французский) от латинского "sursus";

гIиниз - родник, источник (дарг.), initialis (инициалис) - начальный (латинский).


Сообщение отредактировал Тукмагомед - Среда, 22.02.2012, 02:50
 
VikingДата: Среда, 22.02.2012, 03:53 | Сообщение # 97
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 964
Статус: Offline
Это лишний раз подтверждает что наш Даргинский язык это прогерманский язык . кстати на Кубачинском диалекте вода - Акуа - латынь - aqua.
source - Сурс - Сурсувле - тоже озночает жажда .


Даргинец - Викинг.

Сообщение отредактировал Viking - Среда, 22.02.2012, 23:45
 
TavasporanДата: Четверг, 23.02.2012, 17:47 | Сообщение # 98
успел осмотреться
Группа: Пользователи
Сообщений: 155
Статус: Offline
скорее всего относится - Древнеевропейским языкам smile
 
дарго_магомедДата: Четверг, 23.02.2012, 18:28 | Сообщение # 99
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
или имеет одни и те же корни... biggrin

Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
ТукмагомедДата: Четверг, 23.02.2012, 19:56 | Сообщение # 100
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1640
Статус: Offline
Quote (Viking)
Это лишний раз подтверждает что наш Даргинский язык это прогерманский язык . кстати на Кубачинском диалекте вода - Акуа - латынь - aqua.
source - Сурс - Сурсувле - тоже озночает жажда .


На мой взгляд, здесь не такая однозначная ситуация. Согласен, что германская, италийская и кельтская группы имеют тесное родство и, таким образом, субстрат попавший в протогерманский, таким же образом мог достаться и другим родственным группам индоевропейской семьи. Но существуют еще, как минимум, два других варианта появления предполагаемых "латинизмов" в даргинском языке: во-первых, согласно Старостину и Дьяконову, этрусский язык предшествовавший латинскому на Апеннинах был родственным хурритскому. В этом случае, заимствовали эти слова не мы, а римляне у родственного нам народа; во-вторых, примерно полтора столетия, вплоть, до нашествия Тамерлана относительное большинство даргинцев исповедовали христианство католического толка. До начала Реформации в 16 веке, службы в католических общинах вели, исключительно, на латинском языке, то есть, в этом случае, какие-то слова могли попасть из латыни в даргинский в Средние Века.

Все три варианта не исключают, а дополняют друг-друга. Более точно изучить эти вопросы могут только первоклассные специалисты, которых у нас нет. Так что будем ждать появления своего "Старостина".
 
VikingДата: Пятница, 24.02.2012, 00:38 | Сообщение # 101
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 964
Статус: Offline
Quote
Quote (Тукмагомед)
Все три варианта не исключают, а дополняют друг-друга. Более точно изучить эти вопросы могут только первоклассные специалисты, которых у нас нет. Так что будем ждать появления своего "Старостина".


А мне кажеться нам самим надо стать Старостиными а не ждать с моря погоды ато один товарищ Услар засунул наш язык в резервацию... но второй раз мы ему такого шанса недадим Инша Аллагь ...
Тукмагомед ты молодец только не опускай руки дила Узи ...
А латинизм как мне видиться к нам попал не через Хурритов
а через родственных нам Сардинцев которых большенство учённых считают прямыми потомками Этрусков .
но более вероятнее и правдоподобнее твоя версия от Котолицизма тоесть через церковь .


Даргинец - Викинг.

Сообщение отредактировал Viking - Суббота, 25.02.2012, 05:20
 
дарго_магомедДата: Суббота, 25.02.2012, 12:04 | Сообщение # 102
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1254
Статус: Offline
Viking, посмотри тут - http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/160035.html
Может, интересно будет..


Джан дерхъав! Гlямру дерхъав!
 
VikingДата: Среда, 07.03.2012, 23:28 | Сообщение # 103
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 964
Статус: Offline
Готско - Даргинские слова

часть 1

использовался мекегинский и урахинский диалекты даргинского языка

За основу взята след. литература:

Гухман М. М. Готский язык

Дубинин С.И., Бондаренко М.В., Тетеревенков А.Е. Готский язык: Учебное пособие. Самара: Издательство "Самарский университет", 2006

источник: http://hofuna.ru/index.php/gothic-lang , http://poliglos.info/_simplec.php?id=got

СЛОВАРЬ:

awo - бабушка - дарг - ава - бабушка

atta - отец (n-основа, муж.р.) - дарг - атта - отец.

aiþei - мать (n-основа, жен.р.) - дарг - адай - мать.

aba - муж (n-основа, муж.р.) (род. мн. abne, дат.п. мн. abnam) - дарг - гъабза - мужчина, муж.

attila - уменьш. от atta - дарг - аттала - отцово , отеческий.

attēkan (сильн. гл. 7) с дат.п. - коснуться - дарг - аттик1ан - ударять.

abrs (прилаг., а-основа) сильный - дарг - амарсар - мужчина.

abu, см. af ; [ abu = af + вопрос. част. u ] - дарг - сабу - это так ?

abraba (наречие) очень - дарг - хьабра - очень.

affilhan (сильн. гл. 3) прятать - дарг - хьебилг1ан - не украдут.

af (предлог с дат.п.) с, по, от, с тех пор как... - дарг - уб - давно, в старину.

afaikan - отрицать, отрекаться (сильн. гл. 7) - дарг - ахьбикан , хьабиган - не желающий.

afar (наречие) потом; (предлог с вин. [врем. знач.] и дат.п. [простр. знач.]) за, после - дарг - абарх - закончиться .

afargaggan (непр. гл.) следовать, идти за кем-либо - дарг - хьевар къакъан - неотстанет.

afarlaistjan - сопровождать, идти вслед - дарг - ч1абарла айц1ен - ступай по полу.

afaruh (наречие) после, когда (же); afar + част. uh - дарг - абарх - в конце, после.

afblindnan (слаб. гл. 4) ослепнуть - дарг - ц1абли - темно , нана - глаз.

afguþs (d) (прилаг., а-основа) безбожный - дарг - убк1уд - умрёшь , агуд - тебя нет.

afta (наречие) позади - дарг - г1ебда - позади.

aftana (наречие) сзади - дарг - г1ебдани - сзади.

afswairban (сильн. гл. 3) стереть - дарг - хъабшвариб - стёр.

afwalwjan (слаб. гл. 1) откатить, отвалить - дарг - хьевали ваан - иди тогда.

aggilus - ангел (u, i - основы, муж.р.) - дарг - ажал - час смерти, анжи луц1 - глину собирать ( азраил )

agis - страх (а-основа, средн.р.) (род. Agisis) - дарг - агис - исчезнуть , спрятаться, ажиз - мучаться .

ahma - дух (n-основа, муж.р.) - дарг - ахьмакь - сильный духом.

aigan (претерито-презентный гл.) иметь; - дарг - игъан - тратить.

aigin - собственность, имущество (а-основа, средн.р.) - дарг - игъин - растрачивай.

airus - посол (u-основа, муж.р.) - дарг - айус - дойду.

aiz - медь, медные деньги (а-основа, средн.р.) - дарг - арц - деньги, яз - медь.

ak (союз) но, однако - дарг - аммаки .

alakjo (усилит. нар.) все вместе, все в совокупности - дарг - алавча - вокруг.

aljakuns (прилаг., i, ja-осн.) происходящий из чужого края, племени - дарг - ила ак1унси - гдето рождённый.

aljaleiko (наречие) иначе - дарг - эллелей - не так, иначе.

aljar (наречие) в другом месте - дарг - илар - там гдето.

aljaþ (наречие) куда-либо в другое место - дарг - илаб - в другом месте , там гдето.

aljaþro (наречие) из другого места - дарг - иладра - вы из друго места.

aljis (мест. прил., ja-основа) другой - дарг - илис - другому.

allaþro (наречие) со всех сторон - дарг - алавра - кругом.

allawaurstwa - совершенный (n-основа, муж.р.) - дарг - алавурц - окружённый вниманием.

allis (наречие) вообще, совсем; (союз) ибо - дарг - гьаллис - каждому.

alls (сильн. прилаг.) весь, всякий, каждый, целый - дарг - гьаллис - каждому.

an (частица, в соединении с вопрос. мест.) итак; же - дарг - гьана - итак.

anafilh - предание, залог, сообщение, совет - дарг - къанабих - говорить неправду , рассказывать вести.

anafilhan (сильн. гл. 3) передавать, сообщить, рекомендовать - дарг - къанабихан - вестник.

analaugns (прилаг.; i, ja-осн.) спрятанный, тайный; (наречие) analaugniba - дарг - диг1анала - тайный.

anapraggan (ред. гл.) теснить - дарг - г1енибиркьан - давить и наступать.

anaqiss - богохульство (i-основа, жен.р.) - дарг - къанаугьис - врать.

and (предл. с вин.п.) по, вдоль, к, на, над - дарг - багьанда - из за чегото .

andaneiþa – враждебный (n-основа, муж.р.) - дарг - андани иба - выстрели в лоб.

andanems (прилаг.; i, ja-осн.) приятный - дарг - анда нам - мне лоб ( лицо)

andanumts - принятие, вознесение (i-основа, жен.р.) - дарг - анда умц - измерить лоб.

andasets (прилаг.; i, ja-осн.) отвратительный - дарг - анда ицес - умыться.

andastaþjis - противник (jа-основа, муж.р.) - дарг - андас дачис - дать в лоб, разбить лицо.

andaugi - лицо (ja-основа, средн.р.) - дарг - анда аги - стукнуться лбом, дахь - лицо.

andeis - конец (ja, i -основы, муж.р.) - дарг - г1ендаэс - задушить, утопить , г1енд - узел итд.

andadahts (прилаг., a-основа) разумный - дарг - анда ахъси - высокий - лоб.

andaugjo (наречие) явно, открыто - дарг - анда агор - бессовестный ( дахь агор - анда агор - смысл. без лица , нагло ).

ansts - милость, радость (i-основа, жен.р.) - дарг - анц1букь - событие.

arbi - наследство (ja-основа, средн.р.) - дарг - гьарбиз - удача, повезти.

armahairts (прилаг., a-основа) милосердный - дарг - х1арц1си - радушный , милосердный.

asiluqairnus - мельница (u-основа, жен.р.) [жернов, который приводит в движение осел] - дарг - лукьай - жернов.

asneis - поденщик, наемный рабочий (jа-основа, муж.р.) - дарг - узнис - за работу.

at (предл. с дат.п. [простр. знач.] и вин.п. [врем. знач.]) к, за, от, у, при - дарг - ад - от.

atgaggan (непр. гл.) сходить, входить, выходить; подойти - дарг - атх1а гьанна - приведи сейчас.

atgiban (сильн. гл. 5) дать, передать - дарг - атгиб - дал , принёс.

athaitan (сильн. гл. 7) подозвать - дарг - атх1а итан - приведи избить.

atlagjan (слаб. гл. 1) возложить, раздать, бросить - дарг - итлуган - дающий чтото.

atsaiрan (сильн. гл. 5) обращать внимание, смотреть, беречься - дарг - итсай - осторожно это он.

atstandan (сильн. гл. 6) стоять вблизи - дарг - ац1ен - встань.

attiuhan (сильн. гл. 2) приводить, вводить, отвести - дарг - итиихъан - отвести когото.

augadauro - окно (n-основа, средн.р.) - дарг - абгьа дура - открой наружу.

augo - глаз (n-основа, средн.р.) - дарг - кьавго - глазеть.

auhjodus - мятеж (u-основа, муж.р.) - дарг - ахьудус - небуду косить.

aúhuma (прилаг.) сравн. ст. - выше; прев. ст. аúhumists - высший - дарг - ахъумидз - говорить сверху.

aúrtigards - сад (i-основа, муж.р.); [ aúrtja (муж.р., виноградарь, сборщик винограда) + gards] - дарг - арц1и гадз - полоть.

bagms – дерево (а-основа, муж.р.) - дарг - багъ - груша.

baírgahei – горная местность (n-основа, жен.р.) - дарг - бурха - высота, потолок итд.

bairhtei – свет, ясность (n-основа, жен.р.) - дарг - бархьи - солнце.

baírhts (прилаг., а-основа) светлый, ясный, очевидный; bairhtaba (наречие) - дарг - берхьтас, берхьдаба - для светлых , чтобы посветлели.

balgs – мехи (i-основа, муж.р.) - дарг - бала - мех.

balsan – бальзам (a-основа, средн.р.) - дарг - балсан - бальзам.

bandwa – знак (ō-основа, жен.р.); bandwo – знак (n-основа, жен.р.) - дарг -

barn – ребенок, дитя (a-основа, средн.р.) - дарг - бар - плакать.

baþ [прош. вр., ед.ч., 1, 3-е л. от bidjan] - дарг - бад - от.

bauan (непр. гл.) жить, обитать - дарг - буан - обитающий.

baurgs – город, поселение, башня, укрепленное место (корн. осн., жен.р.) - дарг - бергес - укрыть, скрыть, барг - укреплённое место , кузов , место между горами.

beist – тесто, закваска (a-основа, средн.р.) - дарг - бит1у - тесто.

bida – молитва, просьба (ō-основа, жен.р.) - дарг - бида - дай.

bidagwa – нищий (n-основа, муж.р.) - дарг - бидаго - дай пожалуйсто.

bigitan (сильн. гл. 5) находить - дарг - биргид - находить.

bilaikan (ред. гл.) осмеять, издеваться - дарг - валлайик1ан - осмеять.

bireikei – опасность (n-основа, жен.р.); birekjai wisan – подвергаться опасностям, бедствиям - дарг -

bitiuhan (сильн. гл. 2) ходить вокруг - дарг - битихъан - исчезать.boka – буква (ō-основа, жен.р.); мн.ч. bokos – книга - дарг - буч1а - читать, бук1ар - повествовать.

brikan (сильн. гл. 4) ломать, разрушать - дарг - биркьан - действие.

brunjo – броня (n-основа, жен.р.) - дарг - баруни - бронированным.

bugjan (непр. слаб. гл. 1) покупать [прош.вр. bauhta] - дарг - багьа - цена.

boka – буква (ō-основа, жен.р.); мн.ч. bokos – книга - дарг - бук1ар , буч1а - книга , читать.

haban (слаб. гл. 3) иметь; haban sik (возвр.) находиться - дарг - хеб - находиться.

hafjan (непр. сильн. гл. 6) поднять - дарг - хъабжи - поднять на плечи.

hails (прилаг., а-основа) целый, здоровый (как приветствие: радуйся!) - дарг - хьайлизеб - в здравии.

hairto (средн.р., n-основа) сердце - дарг - хьарза - сердце.

hairus (муж.р., u-основа) меч - дарг - хъурс - вонзать меч.

halba (жен.р., ō-основа) половина - дарг - баяхъала - половина.

halja (жен.р., ō-основа) ад - дарг - х1алжана - рай.

hana (муж.р., n-основа) петух - дарг - къана - ворона.

handugei (жен.р., n-основа) мудрость - дарг - хьанадугай - мудрая почтенная.

harduhairtei (жен.р., n-основа) жестоко­сердие - дарг - кьаркьа хьарзай - жестоко­сердие.

hardus (прилаг., а-основа) жестокий; (наречие) harduba жестоко, тяжко - дарг - кьаркьа - жестокий.

harjis (муж.р., ja-основа) войско - дарг - х1араис - гнать врага.

hatis (z) (средн.р., а-основа) ненависть, гнев - дарг - хатир - ненависть.

hauhei (жен.р., n-основа) высота - дарг - ахъай - высота.

hauheins (жен.р., i/ō-осн.) слава, вели­чие, возвеличивание - дарг - ахъайэс - возвыситься.

hauhis (наречие) выше - дарг - ахъис - подняться на высоту.

hauhjan (слаб. гл. 1) прославлять, возвышать, возвеличивать - дарг - ахъиан - возвышающийся.

hauhs (прилаг., а-основа) высокий; (наречие) hauhaba - дарг - ахъси - высокий , ахъаба - я возвышусь.

haurds (жен.р., i-основа) дверь - дарг - къарда - ограда.

hauri (средн.р., ja-основа) уголь, (мн.ч.) костер - дарг - хъори - кизяк, уголь.

hawi (средн.р., ja-основа) сено - дарг - г1ава - стог.

her (наречие) здесь - дарг - ихер - там внизу.

hidre (наречие) сюда - дарг - хьедре - тебе.

himma daga (наречие) сегодня (этому дню) - дарг - даг - вчера.

hiri (наречие) (иди) сюда! - дарг - кири - привёл . гьайри - подойди.


Даргинец - Викинг.
 
VikingДата: Среда, 07.03.2012, 23:31 | Сообщение # 104
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 964
Статус: Offline
Готско - Даргинские слова

часть 2

hlaiw (ед.ч., средн.р., а-основа) могила - дарг - хьав - могила.

hlauts (муж.р., а-основа) жребий, доля - дарг - хат1а - доля , ошибка.

hnasqjaim (дат.п., мн.ч., жен.р.) мяг­кий, нежный - дарг - нуск1ари - нежный.

hrot (средн.р., а-основа) кровля, крыша - дарг - хъартав - под крышей.

hrugga (жен.р.,ō-основа) посох - дарг - журуга - круглое. дергьа - посох.

hrūkjan (слаб. гл. 1) кукарекать - дарг - кьурку - наседка.

huggrjan (слаб. гл. 1) голодать - дарг - агри - голод.

hugs 1. (муж.р.) ум; 2. (средн.р.) земельное владение, поле - дарг - хъу - огород.

hunds (муж.р., а-основа) собака - дарг - хундуз - собака.

-has (средн.р., а-основа) дом - дарг - хъайс - дому.

hairda (жен.р., o-основа) стадо - дарг - - дарг - хурда - больной скот.

huzd (средн.р., а-основа) сокровище, клад - дарг - хазна - сокровища.

han (наречие) когда, когда-либо - дарг - гьанне - сейчас.

har (наречие) где - дарг - хъар - в конце.

harjis (вопр. мест.) кто?, который? - дарг - гьариис - спрошу кто это.

harjizuh (неопр.) каждый - дарг - гьарцуг - каждый.

has (муж.p.), ƕa (средн.р.), ƕo (жен.р.), (вопр. мест.) кто?, что? - дарг - хьезе - тебе.

haþ, dadre (наречие) куда - дарг - кинадре - откуда .

haþro (наречие) откуда - дарг - ихадра - оттуда.хье

he (наречие) кем, чем; (перед сравн. ст.) насколько; (неопр.) как-ни­будь - дарг - хьечел - стобой.

heh (инстр. от hazuh) - дарг - гьихад - оттуда.

hoftuli (жен.р., jo-основа) (по)хвала - дарг - гап - похвала.

jai (част.) да, именно, так, дей­ствительно - дарг - гьай - именно так.

jainar (наречие) там - дарг - чинар - где.

jaind, jaindre (наречие) туда - дарг - чинад , чинадре - откуда .

jaindwaíþs (прил.) «приходящий туда» - дарг - чинад ваибси - откуда пришёл.

jains (мест.) (э)тот - дарг - чис - кому.

jainþro (наречие) оттуда - дарг - чинадра - откуда .

jaþþe (союз) и если; jaþþe — jaþþe или — или, в том случае, если - дарг - я - или.

jer (средн.р, а-основа) год - дарг - ерга - цикл.

ju (наречие) уже - дарг - ю - уже ?.

juggalauþs (d) (муж.р., i-основа) юноша - дарг - жагьалубси - молодой.

juggs (прил., а-основа) молодой; (сравн. ст.) juhiza - дарг - жагси - молодой.

jūs (мест.) вы - дарг - чус - им.

laiba [лева] — то, что осталось позади (левый, ср. англ. left); дарг - дуллайбахь - левая сторона.

laikan - лизать (лакать)- дарг - лакьиан - хлебать, пить .

laistjan [лэстьян] — следовать за, неотступно преследовать; дарг - лавц1ан -

laska — лоскут; дарг - лак1барес , ласкабарес - завернуть.

lkeis — лекарь; дарг - килукьес - болеть.

leik — тело, корпус (лик, облик); - лига - скелет.

ligan [лиган] — лежать; дарг - лаген - приляг.

garuns - базар - дарг - гьар унц1 - спрашивать искать..

dau - благо - дарг - давла - благо.

nehd - близ - дарг - нед - бровь.

weihan - бороться - дарг - вахьен - бороться.

stiur - бык - дарг - тур - горный козёл , цура - кабан.

seins* - быть - дарг - сенсарра - как живёте.

botjan - быть полезным - дарг - бузан - работать.

letan - велеть - дарг - лишан - подать знак.

galaubjan - вера - дарг - гьалабиан - видение.

ulbandus - верблюд - дарг - илбан ту - метать слюну.

wato - вода - дарг - вадзес - купаться.

tiuhan - водить - дарг - дихан - возничий.

diufs - вор - дарг - диг1убси - вор.

urreisan - вставать - дарг - аризен - вставай.

gamotjan - встречать - дарг - гьамад дери - приветствие .

usdreiban - выгонять - дарг - усдариб - выгонять скот.

gasakan - бранить - дарг - г1асикан - злюка.

gamindi - воспоминание - дарг - гьамдик - воспоминание.

gafulljan - выполнять - дарг - гьавулхъан - убегающий.

hauhs - высокий - ахъси - высокий.

hauhisti* - высота - дарг - ахъисти - возвышающие.

hdar - где - дарг - кидар - где.

aljar - где-нибудь в другом месте - дарг - илар - там.

diups - глубокий - дарг - диубси - вода исчезла.

rodjan - говорить - дарг - руч1ан - читающая.

jer - год - дарг - ерга - очерёдность.

fairguni - гора - дарг - бурхани - потолок , высота.

baurgs - город - дарг - барг - поле между горами.

giba - дар - дарг - гибил - дар.

dags - день - дарг - даг - вчерашний день.

bagms - дерево - даргинский - багъ - груша

gods - добро - даргинский - г1ахьад - добро

rign - дождь - даргинский - риг - дождь

skulan* - долженствовать - даргинский - къулайси - хорош жить

gards - дом - даргинский - гьарзай - просторное помещение

gahlaifs* - дружище - даргинский - г1ахладси - приятель, гость

diakon - дьякон - даргинский - дикан - колдун, наводящий порчу

aiwaggeljo - Евангелие - увахиль джуз - плохая, дешевая книга

gamatjan - еда - даргинский - хамирдан - квашня, тесто

aipiskaupus - епископ - даргинский - заг1ипис капутс - обнять больного

daursjan - жаждать - даргинский - держен - попей, дужан - пьющий

qino - женщина - даргинский - к1анни - женщина

qius* - живой - даргинский - киуси - явный, живой

wamba - живот - даргинский - вамба -вата, мягкий

kara - забота - даргинский - хьара - смотреть, хьаруди - забота

gaumjan - замечать - даргинский - гьам - напомнить

daursus - засушливый - даргинский - деръсусбелг - ввсохнуть, завять от засухи

hails - здоровый - даргинский - г1ахьиль - здоровый, хорошо

kundi - знания - даргинский - къандж - знания

reikeis* - знатный - даргинский - рик1ес -избранная

gaggan - идти - даргинский - гъагъаганз - идти по гравию

rignjan - идти (о дожде) - ригг1ана - идет дождь

kunds - известный - къундз - дарг - странник.

ut - изнутри - ут1и - дарг - вымя.

lagjan - класть - дарг - лагиан - сложить в кучу.

galga - крест - дарг - галга - дерево.

hdadre - куда - дарг - кидаре - куда - кидадре - откуда.

mitan - мерить - дарг - умцан - мерить.

sakkus - мешок - дарг - саг1 - мешок.

duginnan - начать - дахьдигьни - начать.

bauds - немой - дарг - байда - немой.

unbruks - непригодный - дарг - буркьси - непригодный.

undaro - ниже - дарг - удир - ниже.

galeikan - нравиться - дарг - гьулик1ан - нравиться.

gamainds - община - дарг - кьам - община.

gawasjan - одевать - дарг - кивуршан - укрыться , накинуть.

is - он - дарг - иш - он.

gablindjan - ослеплять - дарг - гъабилдан - бабочка.

gajuk - пара - дарг - гьаюк1 - пахать.

gaurs - печальный - дарг - карц1 - скучать, переживать.

drigkan - пить - дарг - дурикьан - наливать.

timrja - плотник - дарг - т1имирчи - возиться , чинить.

gajiukann - побеждать - дарг - гьашук1ан - махать флагом, шапкой , праздновать победу.

uf - под - дарг - уб - под.

gaweison - посещать - дарг - гьавийк1ан .

wilwan - похищать - дарг - вилг1ан - похищать.

blotan - почитать - дарг - балт1ан - порицать.

gajuko - притча - дарг - гъайук1е - рассказывай.

kiusan - проверять - дарг - киса - карман.

horinon - проститутка - дарг - харават - проститутка.

wigs - прочь - дарг - вигъис - прочь.

fugls - птица - дарг - вакълакъи - сорока.

wigs - путь - дарг - викес - возить, уезжать .

gatairan - разрушать - дарг - гъат1аира - разрушил.

nati - сеть - дарг - т1инт1 - растянуть.

mahts - сила - дарг - машгьур - сильный.

lisan - собирать - дарг - луц1ан - собирать.

sunno - солнце - дарг - зунт1ри - солнечные пятна.

urraisjan - сооружать - дарг - урайсан - грузчик.

boka - сочинение - дарг - бук1ар - рассказчик, буч1а - читать.

gafahan - схватить - дарг - кевахьен - бороться, драться.

dreihan - теснить - дарг - дурайхъан - теснимый.

attekan трогать - дарг - аттик1ан - стукнуть.

du - ты - дарг - ду - я.

diwan - умирать - дарг - диван - наказание .

hi - этот - дарг - гьи - ты - гьит - этот.

ik - я - дарг - ик1 - он.

bairhtei - яркость - дарг - берхьте - светлые , бархьи - солнце.

arka - ящик - дарг - уркьа - из доски.

atbairan (сильн. гл. 4) принести - дарг - атваира - дошёл.

atsteigan (сильн. гл. 1) спуститься, сойти - дарг - ац1ихъен - сойди.

gats - козел - дарг - кьаца - козел

hopan (ред. гл.) хвастаться, хва­литься - дарг - гап , гапирен - хвалить.

hileiks (прилаг., а-основа) какой - дарг - гьалакси - торопливый , стремительный .

hairdeis (муж.р., ja-основа) пастух - дарг - гьардес - разбежались.

baldaba (наречие) смело, откровенно - дарг - бале даб/бале баб - пусть будет. балубалуле - смело , откровенно.

arjan (ред. гл.) - пахать - дарг - гьариан - бросать зёрна , засеивать. арши ,иршан - урожай.

300 слов
это 28% от общего количества без учёта корневых слов.

1093 всего


Даргинец - Викинг.

Сообщение отредактировал Viking - Пятница, 09.03.2012, 15:15
 
VikingДата: Пятница, 09.03.2012, 21:16 | Сообщение # 105
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 964
Статус: Offline
ГОТЫ В КРЫМУ
СТРАНА ДОРИ


ДАРГО - ДАРИ-ГОТЫ-ДАРСКИЕ ГОТЫ.

В 257 году отряды готов достигли восточного Крыма и, частично разграбив Боспорское царство (Пантикапей и Нимфей) и захватив флот, отправились к берегам Малой Азии. Этим они уничтожили скифское царство с центром в Крыму.
По мнению исследователей, продвижение готов в Причерноморье не имело характера завоевания. Германцы вливались в местные общины, составляя их определенную часть и быстро воспринимая элементы их культуры. В отличие от северных регионов, культура готов не подставлена здесь в чистом виде.
Освоив территорию Северного Причерноморья, готы двинулись в Крым. Согласно письменным источникам основной путь продвижения готов в Крым проходил по Азовскому морю. Часть их перешла, по мнению Т.П. Высотской, через Перекопский перешеек. Возможен также, по ее мнению, путь от устья Днепра морем к северо-западным берегам Крыма. Именно на этом пути готы могли разрушить нижнеднепровские позднескифские городища и Ольвию. Эти же отряды готов нанесли удар по скифскому государству в Крыму.
Попав на европейский Боспор, готы разгромили встречавшиеся на их пути города, и вышли на южный берег Крыма. Часть из них осела там, смешавшись с местным населением, а часть в союзе с аланами, двинулась на территорию Римской империи.
Археологические исследования в Крыму последних десятилетий позволили полнить многочисленные подтверждения разрушительных действии готов при освоении этих земель, материальные следы их дальнейшего проживания здесь, оценить культурное наследие. Раскопки закрытых комплексов (жилищ, культовых сооружений, хозяйственных построек) и массовые находки из верхних слоев последних датируют их гибель III в.
Так, при исследовании городища Амич-Кармен обнаружен ряд построек с многочисленными находками III в. Объекты IV в. отсутствуют. Зато в верхних слоях памятника засвидетельствованы следы пожаров, другие свидетельства единовременного разрушения большинства построек. На улицах найдены скелеты погибших людей. Такая картина отмечена исследователями при раскопках столицы Малой Скифии - Неаполя Скифского, Усть-Альминского, Балта-Чакракского городищ. В Танаисе, также погибшем в середине III в., найдены лепные сосуды, костяные трехчастные гребни, фибулы западного типа. Они, по мнению Д.В. Шелова, свидетельствуют о проживании здесь, после гибели города какого-то населения западного происхождения, возможно, принадлежавшего к готскому союзу. Вместе с городищами и селищами в III в. прекращает функционирование целый ряд могильников Юго-Западного Крыма.
О катастрофе, наступившей в это время в Крыму, свидетельствуют и клады римских монет, зарытых не раннее первой четверти III в. По мнению исследователей, появление кладов следует объяснять угрозой появления готских отрядов.
В Причерноморье готы подчинили все окрестные племена: и пришедших с ними германцев, и местных старожилов, включая аланов и антов. Одержав повсеместно победу, готы, "провозгласили представителей своей знати не простыми людьми, но полубогами, то есть асами".
Вместе с тем, в III - IV вв. археологические источники позволяют связать эти события с появлением в регионе нового населения с качественно новыми чертами материальной культуры и погребального обряда, близкими к черняховской культуре. Это особенно характерно для Херсонской округи. Южного берега Крыма, других районов полуострова, где исследованы биритуальные разноэтнические могильники. Так, в могильнике на территории совхоза "Севастопольский" обнаружено 29 погребении в каменных ящиках, сложенных из плит с урнами внутри, и 398 урновых погребений в ямках. Некоторые из них имели каменную ограду.
Урнами были лепные горшки и кувшины, амфоры, специальные сосуды-урны и каменные аксессуарии херсонесского производства. В урны складывались также различные предметы со следами пребывания на погребальном костре. Во многих случаях урновые погребения и погребения в каменных ящиках располагались над могилами аланов
Зафиксированы также сочетания сарматского и германского обрядов в одном погребении. Почти в каждом погребении было много битой посуды со следами вторичного воздействия огня. В некоторых погребениях найдено оружие типичных для германцев видов и форм: умбоны, ручки от щитов, наконечники копий, боевые топоры, длинные ножи.
Конец сомнениям о пребывании германцев в Крыму положили исследования на горе Четырдаг (на Даргинском - Чатир - саманный дом ) возле г. Алушты, проведенные В.Л. Мыцом. Здесь обнаружено множество захоронении, совершенных по обряду трупосожжения в урнах и ямках с типично германским погребальным инвентарем.
Среди погребений выделяются могилы воинов, сопровождавшиеся ритуально испорченным оружием - мечами, наконечниками копий, ручками щита, шпорами, зооморфными фибулами.
Несмотря на то, что по археологическим данным в II1 - V вв. прослеживается процесс смешения готов и поздних сарматов (алан) с явным преимуществом аланского элемента, политическое господство готов в этой среде несомненно.
Исследователи связывают с готским объединением в Крыму так называемую "страну Дори". О такой стране пишет Прокопий Кесарийский: "Здесь же, на этом побережье, есть страна Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в мое еще время были в союзе с римлянами. Они достигают численностью населения до трех тысяч бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны..., и еще... эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях".
Среди исследователей нет единства в определении территории области Дори. Одни предполагают, что она занимала узкую полоску вдоль южного берега Крыма, большинство придерживается мнения, что страна Дори простиралась на всей территории юго-западного горного Крыма.
Название области происходит, как предполагается, от политико-административного центра, очевидно, крепости Дорос. Известно из письменных источников XIV в., что Дорос (Дори) был центром епархии Готии.
Ученые локализуют Дорос на Мансупе, где А.Г. Герценом обнаружена система укреплений времен императора Юстиниана.
Кроме того, археологами собраны на Мансупе материалы позднеримского и раннесредневекового времени, в том числе, поселения III-IV, V-VIII вв., остатки жилых сооружений, могильник, остатки вырубленных в скале склепов этого времени. Это дает ученым основание предположить, что Дори был не только политическим центром, но и огромным убежищем для готского народа.
Судя по письменным сообщениям (Прокопий Кесарийский), готы были федератами империи. Это обязывало варваров, в ответ на ежегодные субсидии для вождей, выделения земельных участков из подвластных империи территорий предоставлять воинов в распоряжение властей, содействовать пограничным гарнизонам, участвовать в военных походах и т.д.
К началу XVII века относятся последние сведения о готской общине в Крыму (см. Крымско-готский язык).

Весной 258 года днестровская флотилия готов достигла Боспора и разграбила Халкедон и Никею.
В 262 году нападению подверглась Фракия.
В 267 году, выйдя из устья Дона, готский флот достиг Коринфа и Афин.
В 269 столкновение готов с армией римского императора около города Ниш (Сербия). Аврелиан вынужден оставить Дакию варварам.
В IV веке готы принимают арианскую модель христианства и обретают собственную письменность, — готский алфавит, изобретённый епископом Вульфилой, который перевёл на готский библейские тексты (Серебряный кодекс).
В 375 гунны уничтожают королевство готов в Причерноморье.
Для собственной защиты от кочевников, возможно, были ими возведены Змиевы валы. В последней трети IV века, при Германарихе, под давлением наступающих с востока орд гуннов готы были вынуждены покинуть Ойум и пересечь границы Римской империи.
В 376 готы форсируют Дунай и переселяются на Балканы.
Кульминацией готского вторжения стал разгром императорской армии при Адрианополе в 378 году.


Даргинец - Викинг.

Сообщение отредактировал Viking - Пятница, 09.03.2012, 23:15
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Происхождение топонима Дарго
Страница 7 из 150«1256789149150»
Поиск:

 

Copyright MyCorp © 2017
Сайт создан в системе uCoz