ГлавнаяРегистрацияВход путь дарго
Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!

Понедельник, 03.10.2022, 20:25
  Происхождение топонима Дарго - Страница 123 - Гумай Приветствую Вас гость | RSS





[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Тукмагомед  
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Происхождение топонима Дарго
Происхождение топонима Дарго
дарго_магомедДата: Вторник, 28.06.2011, 00:12 | Сообщение # 1
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1197
Статус: Offline
Интересно все, что связано с Дарго: происхождение самого топонима, его корни, первое упоминание...

Вот тут есть варианты - Расул Магомедов. Кто наши предки


Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!
 
Alikhanov112Дата: Воскресенье, 16.02.2014, 13:40 | Сообщение # 1831
мимо иду
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
ну как прогресс? долго еще в подполье сидеть будете?
 
ТукмагомедДата: Среда, 19.02.2014, 20:43 | Сообщение # 1832
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Offline
Viking, слово къурумсакъ это тюркизм или нет? По-моему, имеет значение у нас "бравый, боевой, независимый" ...
 
ТукмагомедДата: Среда, 19.02.2014, 22:27 | Сообщение # 1833
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Offline
Автор: Гаджи Федоров-Гусейнов

К вопросу этногенеза и этнической истории населения Карабудахкентского и Каякентского районов

На территории северо-восточного Дагестана – Джидана (Хайдак - Тм.) – обнаружено множество памятников, начиная с эпохи каменного века. Эти памятники свидетельствуют об автономном развитии населения этого региона. Хотя в эти районы начинают проникать иноэтнические племена со II тысячелетия до нашей эры, материальная культура Джидана оставалась в основном местной, о чем свидетельствует анализ материалов могильника, обнаруженного на территории северо-восточного Дагестана [1] ...

Исследования лингвистов показывают, что с глубокой древности здесь обитали племена, говорившие на родственных языках и диалектах. В своей совокупности эти диалекты образовали то, что языковеды называют нахско-дагестанским праязыком [2]. Так как мы не имеем данных о коренной смене населения предгорий северо-восточного Дагестана в исторически обозримое время, надо полагать, что именно эти племена и были тем этнолингвистическим субстратом, на основе которого в раннем средневековье происходило формирование кумыкского народа и языка ...

Одни исследователи, например, Лавров Л. И. и др., рассматривают кумыков в качестве непосредственных потомков пришлых тюркоязычных племен, а именно хазар, кыпчаков и других тюрок [3]. Другие склонны видеть в кумыках потомков коренных дагестанских племен, подвергшихся в свое время отюречиванию по языку, но сохранивших традиции дагестанских аборигенов в области культуры, а также местный антропологический тип. К числу ученых, придерживающихся гипотезы автохтонного происхождения кумыков, относятся С. Ш. Гаджиева, Я. А. Федоров, Р. М. Магомедов, Н. Н. Миклошевская, А. Г. Гаджиев, а также автор настоящей статьи [4] ...

По-видимому, прав Я. А. Федоров, утверждавший, что этноним «кумык» возник в самом Дагестане, а не принесен сюда каким-то пришлым народом. В самом деле, ни один из путешественников, проезжавших через Дагестан до середины XVI века, не знает этого этнонима. Население старинных кумыкских аулов именуется в сочинениях путешественников таркинцами, буйнакцами и др. Во второй половине сороковых годов XIII века итальянский монах, Плано Карпини, отправился в степи Евразии и дошел до столицы монгольских ханов Кара Корума. Перечисляя земли, занятые монголами, он упоминает комуков (гипотеза Д'Авезака - Тм.) и таркинцев (торки, жившие в излучине Волги и Дона - Тм.) [5] ...

Напомним в этой связи, что тверской купец, Афанасий Никитин, проезжавший Дагестан, также упоминает «таркинцев», «кайтакцев» и не знает кумыков. Впервые в источниках этноним «кумык» и при этом в качестве синонима «шамхалец» встречается у английского путешественника, Антония Дженкинсона, который бросил якорь недалеко от устья р. Сулак. «От материка, – пишет Дженкинсон, – называемого Шамхал или Кумык, магометанской земли, находившейся к западу от нас, мы были в 13 милях» [6]. Отождествление Дженкинсоном этнонимов «шамхал» и «кумык» не случайно: шамхалы в это время уже имели свою резиденцию в Тарках, но назывались еще шамхалами казикумухскими ...

... Возникает вопрос: кого же из местных племен «отюречили» по языку пришлые тюркоязычные племена? Изучая топонимы, гидронимы, терминологию, связанную со скотоводческим хозяйством, строительной техникой, С. Ш. Гаджиева пришла к выводу: «... аборигены говорили на языке, близком современному даргинскому языку; нет сомнения, что под кумыкским языком населения этой полосы территории лежит даргинский субстрат» [10] ...

В предгорьях северо-восточного Дагестана (Карабудахкентском и частично Буйнакском районах), так же как и в среде южных кумыков, сохранилось немало гидронимов, топонимов и различных терминов, несомненно, относящихся к языку-основе, на котором говорили все дагестанцы, в том числе предки кумыков. Вот некоторые из них: къакъа, хола, гьалгъа, къанда, гуе, гожа, къаза, къапа, чухту, сюнку, дам, тал, гебен, анакъ, шинта, чаплек, пурх, гьаси, уцикар, сага, гьурцес, ламкъа, шилакъай, бекенез и др. В переводе эти названия означают, по порядку: долина, большой комок, ящерица, куцый, куропатка, моль, самка, тяпка, тюбетейка, головная повязка, доска для приготовления теста, барабан, ива, скирда, пещера-навес (неглубокая), лепешка, сажа, ровная площадка (скамейка), двоюродный брат, целина, почки, грязь, смесь воды с глиной, головной источник. Можно было бы привести большое количество слов, бытующих в кумыкском языке, но относящихся к даргинскому диалекту. Пока ограничимся этим перечнем. Существование топонимов, гидронимов, этнонимов, относящихся к языку-основе и «просачивание» их в тюркскую топонимику, несомненно, свидетельствует о том, что в этих местах некогда бытовали родственные диалекты даргинского и кумыкского (до проникновения в эти районы тюркоязычных племен) языков. Поэтому можно допустить, что предки кумыков говорили на диалектах даргинского языка.

Известно, что кумыки и их далекие предки жили в пределах территории их нынешнего обитания. В связи с этим приведу мнение одного из ведущих этнографов М.-З. Османова о происхождении этнонима «дарго». Ученый пришел к выводу, что этот этноним заключает в себе понятие о «внутренней» области по отношению к «внешней». Развивая эту мысль, можно считать, что «внешние» даргинцы не иначе как предки современных кумыков.

Далее М.-З. Османов пишет: «Для того чтобы по отношению к определенной общественной или этнической группе сложился термин «внутренний», «горный», «живущий в недоступных местах» житель, необходимо, по-видимому, чтобы первоначально и равнину, и внутреннюю горную часть занимала этническая общность с одним языком [12]. Развивая эту мысль, можно считать, что «внешние, даргинцы» – предки современных кумыков ...

Источники:

[1] Мунчаев Р. М., Смирнов К. Ф. Памятники бронзы в Дагестане // «Советская Археология». XXVI. 1956; Смирнов К. Ф. Могильники албано-сарматского времени у с. Карабудахкент // МАД. Т. 2, Махачкала, 1961; Его же: Археологические исследования в районе Дагестанского селения Тарки // МИА. №23; Крупнов Е. И. Новый памятник древних культур Дагестана // МИА. №23; Давудов О. М. Об этнокультурной характеристике па¬мятников Прикаспийского Дагестана // Этнокультурные процессы в Древнем Дагестане. Махачкала, 1978. С. 40;

[2] Бокарев Е. А. Введение и сравнительное историческое изучение дагестанских языков. Махачкала, 1961. С. 17–18; Хайдаков С. М. Сравнительно-сопоставительный словарь дагестанских языков. М., 1971. С. 13;

[3] Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978. С. 37;

[4] Гаджиева С. Ш. Кумыки. М., 1961; Там же – библиография вопроса; Федоров Я. А. К вопросу об этногенезе кумыков // Исторические науки. Вып. I. 1959. С. 104; Магомедов Р. М. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1971. С. 28;

[5] Карпини П. Путешествие в Восточные страны. М., 1957. С. 57;

[6] Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. Л., 1937. С. 207;

[7] Олеарий А. Подробное описание путешествия Гольштинского посольства в Московию и Персию. М., 1970. С. 976;

[8] Там же. С. 980;

[9] Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. Вып. I. М., 1889. С. 481;

[10] Гаджиева С. Ш. Кумыки. М., 1961. С. 44;

[11] Языки Дагестана. Вып. III. Махачкала, 1976;

[12] Дагестанский этнографический сборник. Вып. I. Махачкала, 1974. С. 153;

[13] Исаков М. Археологические памятники Дагестана. Махачкала, 1966. С. 30–33.


Источник
 
дарго_магомедДата: Среда, 19.02.2014, 22:48 | Сообщение # 1834
живу я здесь
Группа: Администраторы
Сообщений: 1197
Статус: Offline
Надо бы найти, как на самом деле писал Дженкинсон.. Наверное, не на русском.

Джан дерхъаб! Гlямру дерхъаб!
 
VikingДата: Четверг, 20.02.2014, 01:22 | Сообщение # 1835
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 961
Статус: Offline

Тукмагомед на счёт "къурумсакъ"  на сколько мне известно кроме кумыкского языка в других не слышал  может и есть  незнаю а вчём суть? я узнаю если есть необходимость


Даргинец - Викинг.

Сообщение отредактировал Viking - Четверг, 20.02.2014, 01:24
 
ТукмагомедДата: Четверг, 20.02.2014, 01:30 | Сообщение # 1836
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Offline
Цитата Viking ()
на счёт "къурумсакъ"  на сколько мне известно кроме кумыкского языка в других не слышал  может и есть  незнаю а вчём суть? я узнаю если есть необходимость

Среди даргинцев тоже используют это слово, вот и хочу узнать откуда оно изначально пришло. Если германское пергер, "доблестный, богатырь" у нас сохранилось, то может и это слово германизм имеющее отношение к сакам-саксам???
 
VikingДата: Пятница, 21.02.2014, 01:05 | Сообщение # 1837
уже освоился
Группа: Пользователи
Сообщений: 961
Статус: Offline
 

Может я  повторяюсь  но чисто для размышления думающим людям  всётаки повторюсь.
 
Название готов в греко-латинских источниках фигурирует так же в форме Гонти и соответственно без даргинского артикля der множественного числа что и есть главное название даргинцев тоесть фонетически искажённом виде свойственном для даргинских диалектов,
Показать полностью.. и так как Акуша являлся главным центром всех даргинцев и название соответветственно закрепилось на основе Акушинского диалекта который в последствие лёг в основу литературного даргинского языка , и отсюда же появилось такое фонетическое искажение артикля der.

Теперь кратко изложу наглядные примеры диалектного искажения артикля der .

(der артикль муж рода как и в немецком)

1. акуш диалект - дарх1а (парень)
2. урах диалект - дурх1я (парень)
3. мекег диалект - дерх1е (парень)

И как мы видим из примера тоже самое судя по сему произошло и с названием даргонти что на самом деле изначально произносилось именно в форме дергонти - дер-гонти тоесть *der Gonthi* готы.

Источник по названиям готов .

Гонты (лат. Gonthi) — см. Готы.


[b]http://historylib.org/history....b]


Даргинец - Викинг.
 
ТукмагомедДата: Пятница, 21.02.2014, 04:29 | Сообщение # 1838
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Offline
1). ... Во времена Юстиниана Великого в окрестностях Анапы обитали Тетраскиты ... побережный край между этим портом и Геленджиком ... населен тогда был Эвдусианами, которые говорили готским и таврским языком ...

... в архиве банка Святого Георгия (Генуя - Тм.) в кортулляриях массарии (таможенные документы -Тм.) под 1471 годом: ... упоминается Dominus Coparii Berzebuch муж Борунды и отец Cambelat'а ... прозывавшимся также Jehticus или Geticus ... К владельцам Копарии (Копа, ныне Славянск-на-Кубани - Тм.) Брун Ф.К. причисляет также Usdemoroch Dominus Jeticorum'а и мнимых "готских" князей гостивших у владетеля Тамани в 1492 году ...,
Е. Д. Фелицин, «Некоторые сведения о средневековых генуэзских поселениях в Крыму и Кубанской области»//Кубанский сборник, Екатеринодар, 1899 г., т. 5., стр. 16-17

2). Скиты - Scythians - Скифы,  Источник

3). ... готы Приазовья (Тамани) стали позднее именоваться готами-тетракситами ..., Источник

PS. Всего пара букв переставлены и уже не всякий догадается что готы, это и есть скифы. Опять же, в одном источнике собраны этнонимы Геты и Готы, которые считаются в нем тождественными. И это конец 15-го века, а не древняя античность.

Единственный кавказский народ, который Российская империя полностью не депортировала с черноморского побережья в 19-м веке, это абхазы. И уже не случайным кажется, что именно у них "германская" гаплогруппа (I), согласно данным института Макса Планка, составляет 33% !!! - один из крупнейших показателей на Кавказе после даргинцев (58%) Видимо, поэтому позже появились невнятные работы вроде Юнусбаевской, пытающиеся дезавуировать эти данные. Ведь, если этого не сделать, тогда корреляция между данными по гаплогруппам и письменными источниками становится слишком очевидной.



 
ТукмагомедДата: Пятница, 21.02.2014, 20:11 | Сообщение # 1839
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Offline
Русский историк Кавказа Броневский С.М. в своем описании «Область черкесов» написал — "... Натухажцы или правильнее нахт-окаже, — сильное колено, живут на нижнем скате Черных гор, частью примыкающих к Чёрному морю повыше Анапы и частью подающихся на севере до Кубани. ...", статья (Натухайцы) в Вики.

ПС. Опять, поменяли две буквы местами и уже не найти концов. Могу предположить, что нахт-окаже (натухайцы) как самое западное племя на Кавказе, могли называться "племенем на ночной стороне, на закате". И это "нахт-" в его названии, это как раз, сохранившийся германизм означающий "ночной", nahts (got.)dwds.de. Именно, на этой территории ранее проживали готы-тетраскиты (тетракситы).

В даргинском языке, также, сохранился этот корень в устаревшем слове - найвиркlес (nay'wirkk'es) - ночевать, спать. В наше время, в литературном диалекте, слово перешло в разряд "детского лексикона".
 
ТукмагомедДата: Суббота, 22.02.2014, 19:14 | Сообщение # 1840
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Offline
М.Б. Щукин, "Готский путь", 2005, стр. 420-421

"... Казалось бы, и археологически крымские готы V—VIII вв. прослеживаются достаточно отчетливо: имеется целая серия крупных могильников типа Суук-Су (Крым), где женщин хоронили в «готском» костюме ... все
так же, как у вестготов Толедского государства, остготов Италии времен Теодориха, остготов и гепидов Среднего Подунавья.

Но обряд погребения совсем иной, в Западной Европе не встречающийся, — большие и глубокие квадратные склепы, иногда вырубленные в склоне, с ведущим в них более или менее длинным коридором-дромосом, чаще — несколько захоронений. Есть и другие варианты: подбои, катакомбы, — но склепы преобладают (Ушаков 1999). С одной стороны, это продолжение традиций позднескифского населения Крыма ... с другой стороны, подобные погребальные конструкции в разные эпохи и с разной интенсивностью представлены в сарматском мире Предкавказья, Поволжья, Приуралья и даже Приаралья и Средней Азии (Абрамова 1997; Берлизов 1990).

Получается, что готы «страны Дори» в Юго-Западном Крыму, современники Прокопия и Юстиниана, костюм носили «готский», а хоронили по обрядам, свойственным либо местному «позднескифскому» населению, либо, в большей степени, новым поселенцам, появившимся в Западном Крыму выходцам с Востока, из Предкавказья, с территории Боспорского царства или даже из более отдаленных восточных регионов предположительно около середины III в. Так были ли они готами?

Михаил Юлианович Бранчевский по этому поводу даже предложил однажды оригинальную гипотезу, что изначально готы вообще не были германцами, а были скифами и аланами, говорили на иранском наречии ..."

ПС.
Данные археологии указывают на то, что готы, это тот же народ что и скифы, сарматы и аланы - выходцы с Кавказа и даже Средней Азии. Поэтому, чтобы не признавать очевидный факт, действительно, остается предлагать "оригинальные гипотезы". smile
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.02.2014, 17:25 | Сообщение # 1841
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Offline
"...В раннем Средневековье на территории Харьковской области жили кочевые племена: сначала готы, затем аланы, потом хазары, печенеги, половцы ...", Источник

ПС. Именно в такой последовательности. И похоже что, во многом, менялось лишь название населения и даже половцы (то есть, златоволосые, от "половы" или мякины и сена, которые желтого цвета) были в большинстве германцами. Эти германцы-готы смешивались, по мере появления из лона Азии, с различными иранскими и тюркскими племенами, а позже, были разгромлены татаро-монголами и окончательно отюречены, остатки же их ассимилированы славянскими колонистами с севера и северо-запада.



Гравюра 14 века: св. Ладислав, король венгерский, истребляет кумана - половца., Источник



Битва венгров с "тюрками"-половцами (рыжие половцы - справа), Источник (Вики, статья "Magyar–török háború")
 
ТукмагомедДата: Воскресенье, 23.02.2014, 19:59 | Сообщение # 1842
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Offline
В Средневековой Европе половцы были известны как куманы. Интересно, в связи с этим, что Тавернье (1605 - 1689) называл Дагестан, видимо по старой памяти, Команией. Если половцы-куманы действительно изначально были германоязычны, то тогда становится понятным почему у Дагестана было такое название. Все в точности повторяется как и в вопросе о первоначальной локализации Алании-Албании (албаны - светловолосые).

Возникает резонный вопрос - каким образом белокурые албаны Дагестана могли стать в массе своей брюнетами? В качестве возможного ответа, приведу всего-лишь две цитаты из древних источников:

1.) Ал-Куфи (ум. 926): "... между ними (Мерваном, арабским полководцем и владетелем ас-Сарира - Тм.) было заключено перемирие на условиях ежегодной доставки владетелем ас-Сарира в город ал-Баб 500 гулямов, 500 белокурых, с длинными ресницами, чувственных наложниц-девственниц, 10 тысяч динаров и 500 мудд провизии. И Марван получил все это от владетеля ас-Сарира ...", Источник

2.) "История Ширвана и Дербента": "... Значительное число арабских воинов и поселенцев было введено в Восточное Закавказье и особенно в Дербенд (Маслама б. Абд ал-Малик, как говорят, поселил 24 тыс. сирийских воинов в ал-Бабе, и четыре квартала города были соответственно названы: Дамаск, Химс, Куфа и ал-Джазира, см. Баладзури, стр. 207, и Табари в версии Бал'ами, Lucknow, 1291/1874, стр. 721 ...", Источник

ПС. Таким образом, шла планомерная рокировка "генетического материала", продолжавшаяся десятелетиями, если не столетиями. Из генофонда дагестанцев изымались молодые девушки "нордического" типа, не дав им даже шанса оставить потомство среди своего народа. А с другой стороны, Дагестан заселяли десятками тысяч молодых мужчин "ближневосточного" типа.
 
Alikhanov112Дата: Вторник, 25.02.2014, 20:22 | Сообщение # 1843
мимо иду
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
Викинг, не удаляйся из vk ...
 
ТукмагомедДата: Среда, 26.02.2014, 16:13 | Сообщение # 1844
живу я здесь
Группа: Модераторы
Сообщений: 1685
Статус: Offline
Alikhanov112, дай адрес твоей группы в вконтакте ....
 
Alikhanov112Дата: Пятница, 28.02.2014, 21:58 | Сообщение # 1845
мимо иду
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
Тукмагомед, http://vk.com/public55189832 только это не моя, там шеф и босс другой член нашей секты, а вот Викинга группа http://vk.com/club30085563

Сообщение отредактировал Alikhanov112 - Пятница, 28.02.2014, 22:03
 
Гумай » Мой Дагестан: даргинцы в истории и современности.... » История » Происхождение топонима Дарго
Поиск:

 


Copyright MyCorp © 2022
Сайт создан в системе uCoz